Научная статья на тему 'Момент рождения души в романе Е. Замятина «Мы»'

Момент рождения души в романе Е. Замятина «Мы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4774
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Момент рождения души в романе Е. Замятина «Мы»»

ства гетмана. Почти каждое слово выражает авторскую иронию, сарказм, издевку. Передается это многочисленными эпитетами (аляповатые, лоснящемуся, мышиной, тусклых), многие из которых приобретают такой оттенок только в данном контексте (новорожденного, таинственного). Неприязнь и презрение подчеркиваются также сниженными или, напротив, ненужно возвышенными глаголами (позвякали, шевелились, заложили).

«Возле него шевелились три немецких офицера и двое русских».

«Человека облекли в форму германского майора».

«..Затем к боковому подъезду дворца ...подошла германская машина с красным крестом, и закутанного в марлю, наглухо запакованного в шинель, таинственного майора .. .заложили в нее».

Среди многочисленных и разнообразных средств создания художественного образа важное место занимает речевая характеристика и связанный с прямой речью авторский текст, уточняющий способ говорения, интонацию, мимику, жесты и т. п. Сознательное устранение авторского текста, намеренная подача диалога без каких бы то не было авторских замечаний также всегда преследует определенные стилистические цели.

У Булгакова встречаются диалоги без авторских ремарок. Они не очень продолжительны и имеют цель сосредоточить внимание на смысле диалога. Однако чаще всего диалог без авторской речи встречается при описании города, событий, которые происходят в нем, при обсуждении этих событий горожанами. Многочисленные диалоги без авторского текста в массовых сценах не связаны с определенным характером, а воссоздают многоголосый говор людей и таким образом выражают настроения и психологию масс.

И все же нет таких диалогов, чтобы совсем не было авторских слов. Авторские слова часто только указывают на возможных собеседников, не распространяя сами реплики:

«Хрустели тысячи ног, шептала, шуршала толпа:

- Господи боже мой...

- Иисусе Христе. Царица небесная... матушка.

- И не рад, что пошел. Что же это делается?

- Чтоб тебя, сволочь, раздавило.

- Часы, голубчики, серебряные часы, братцы родные... вчера купил...

- Отлитургисали, можно сказать...

-...».

Здесь говорят несколько человек, автор не показывает, кто конкретно. Такой композицией диалога усиливается впечатление непосредственного восприятия многоголосицы, подчеркивается многообразие интересов, переживаний, и одновременно с этим можно уловить что-то общее, объединяющее эти тысячи людей в одно целое.

В романе встречаются немало диалогов практически без реплик автора, это касается и диалогов главных героев. Однако последних значительно меньше, и используются они для того, чтобы акцентировать внимание на конкретном содержании разговора.

Вписанный в текст повествования, образ автора очень многогранен и проявляется с помощью различных средств. Показывая свое отношение к героям, их поступкам, автор широко использует приемы олицетворения, употребляет рядом книжную и разговорную лексику, многие слова являются стилистически сниженными, содержат оттенок неодобрения, презрения, осуждения. Все это передает авторскую иронию, сарказм, характеризует авторский стиль М. Булгакова,

МОМЕНТ РОЖДЕНИЯ ДУШИ В РОМАНЕ Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»

С.Н. Капустина

«Начало координат во всей этой истории -конечно, Древний Дом. Из этой точки Х-ов, У-ов, Ъ-оъ, на которых для меня с недавнего времени построен весь мир». Это признание Д-503 не является случайным. Тема Дома в романе - одна из главных, ведь с ней тесно связана тема «очеловечения» нумеров: каждому из них нужен дом настолько же, насколько он Человек. Само понятие дома в романе многозначно, что предопределяет разноуровневое раскрытие темы: дом - тело, дом — жилище, дом - семейное гнездо, хранитель вечных ценностей, любви, мира, культурных традиций.

Дом - тело, место бытия души, вместилище чувств, переживаний. С этой точки зрения, любой нумер - это пустота, ведь у него нет души. Главный герой, Д-503, переживает сложный процесс трансформации. Он преодолевает сложный путь. Путь - это связь между двумя точками. Для Д-503 такими точками становятся духовное рождение и духовная смерть. На пути героя — тревоги, опасности, риск, сомнения, как традиционно это бывает в мифах и сказках. Герой проходит путь в метафорическом смысле — путь человеческой души, путь нравственный, духовный, путь познания человека в себе. Чаще всего точка отправления

путника - дом, для Д-503 это Древний Дом, что символично, ведь не может же начаться духовный путь из «стеклянного параллелепипеда», в котором живет герой. Чувство дома, гнезда, где ты всем дорог, где все несет на себе отпечаток тебя самого, совершенно незнакомо герою Замятина. В начале романа нумер Д-503 - Строитель «Интеграла» - почти ничем не отличается от прочих жителей Единого Государства. По содержанию он - пустота: где нет души, там нет и человека, нет личности. Д-503 пишет конспект, ощущая странное чувство: «Вероятно, это похоже на то, что испытывает женщина, когда впервые услышит в себе пульс нового - еще крошечного, слепого человека» [1]. Герою суждено пережить рождение души, рождение Человека в себе. Находясь в состоянии духовной наготы, Д-503 с упоением смотрит на «божественные параллелепипеды прозрачных жилищ». Для него дом -строение для жилья и только. Пустота героя и дома сливается воедино: «...среди своих прозрачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха, стен — мы живем всегда на виду, вечно омываемые светом. Нам нечего скрывать друг от друга. К тому же это облегчает тяжкий и высокий труд Хранителей. Иначе мало ли бы что могло быть. Возможно, что именно странные, непрозрачные обиталища древних породили эту их жалкую клеточную психологию. «Мой (Sic!) дом - моя крепость» - ведь нужно было додуматься» (с. 319).

Стеклянные жилища нумеров не хранят в себе душевного тепла, семейного уюта. Дом не воспринимается как хранитель нравственных ценностей. Единое Государство лишило нумера души, естественных привязанностей, исторической памяти. В сознании жителей Единого Государства бытует нигилизм по отношению к отцам, дедам, роду.

В славяно-русской мифологии бог Род - родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи, дома. Из древности идет обычай, называя человека по имени, говорить, чей он сын. Недаром слова «отечество» и «отчество» имеют один корень, как «род» и «родина». Глубокий символический смысл в романе Замятина заключается в том, что у нумеров нет души, семьи, порваны узы кровного родства. Отсутствие семьи, рода, дома перерастает в серьезный вопрос нравственного порядка: отсутствие Родины. Истоки этой проблемы Е. Замятин, несомненно, увидел в реальной жизни, в настоящем. Настоящее и рождало в произведениях писателя мотивы бездомности человека и его души.

Дом, как приют души, не существует в Едином Государстве, потому что души у нумеров нет. Разрушение дома, семьи, рода воспринимается Замятиным, как разрушение природы человека. Бездомность, по мысли писателя, безнравственна.

1-330 приводит Д-503 в Древний Дом, к их общим истокам, она становится его духовным

наставником, поводырем. «Я открыл тяжелую, скрипучую, непрозрачную дверь - и мы в мрачном, беспорядочном помещении (это называлось у них «квартира»). Тот самый странный, «королевский» музыкальный инструмент - и дикая, неорганизованная, сумасшедшая - как тогдашняя музыка - пестрота красок и форм. Белая плоскость - вверху, темно-синие стены; красные, зеленые, оранжевые переплеты древних книг, желтая бронза - канделябры, статуя Будды; исковерканные эпилепсией, не укладывающиеся ни в какие уравнения - линии мебели.

Я с трудом выносил этот хаос» (с. 324), - так передает свои чувства Д-503.

Но только такой «хаос» и может быть Домом, где рождение человека не только факт появления на свет, но и процесс самоопределения, формирования мировосприятия, мировоззрения этого человека. Древний Дом становится источником духовного наполнения Д-503; здесь сеются семена его будущей души, которая растет вместе с чувством к 1-330. Строитель «Интеграла» еще не осознает разрыва с духовными ценностями прошлого, но он «определенно почувствовал страх, почувствовал себя пойманным, посаженным в эту дикую клетку, почувствован себя захваченным в дикий вихрь древней жизни» (с. 325)

К герою приходит ощущение пустоты, «дна». Его пугает мысль, что «человек устроен так же дико, как эти вот нелепые «квартиры» -человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза» (с. 325). Новое мировосприятие рождается чудодейственной силой любви: «Я увидел - в себе, внутри. Было два меня. Один я - прежний, Д-503, нумер Д-503, а другой... Раньше я только чуть высовывал свои мохнатые лапы из скорлупы, а теперь вылезал весь, скорлупа трещала, вот сейчас разлетится в куски и... и что тогда ?» (с. 344). Схожие чувства переживает 0-90 в ожидании ребенка: «- Я так счастлива - так счастлива... Я полна - понимаете: вровень с краями» (с. 420). Только тогда, когда Д-503 обретает душу, сбывается мечта 0-90 о ребенке. Она, как и Д-503, один из нумеров Единого Государства. Это значит, что и 0-90 пуста, ведь у нее нет души. Герой замечает: «...я проникаю внутрь, ни за что не зацепляясь: ничего - внутри, т. е. ничего постороннего, ненужного» (с. 331). Духовное «заполнение» 0-90 происходит через ее новое физиологическое состояние. Писатель не показывает нам мучительного рождения души 0-90, как у Д-503, но пустоту внутри нее заполняет будущий ребенок. Несомненно, Д-503, 0-90 и будущий ребенок - это семья, но она невозможна в Едином Государстве, которое отторгает институт брака и, по сути дела, семью, основанную на кровном родстве людей, общности быта, взаимной помощи и моральной ответственности.

Писатель показывает, как с появлением души у Д-503 начинают прорастать «древние» чувства. Мир Древнего Дома становится понятнее и род-

нее Теперь внутри нумера - метущаяся и трепетная' душа, способная любить, страдать, ненавидеть. Иные ценности появляются у героя. В минуты смятения он утешает себя мыслью: «И все-таки я, он и О - мы треугольник. Мы, если говорить языком наших предков (быть может, вам планетные мои читатели, этот язык понятней),

МЫ - семья» (с. 336). К нему приходит осознание одиночества, болезненное ощущение оголенно-сти Ему даже рукопись, «мучительный - и может быть самый дорогой мне - кусок самого себя»

(с 418). спрятать негде. Рушится привычное мировосприятие героя, меняется его отношение к семье, дому: «жалкая клеточная психология» захватывает его: «Я заперся, как в древнем непрозрачном доме - я завалил дверь камнями, я занавесил окна» (с. 443). У Д-503 появилась не только необходимость в защищенности внутри самого себя но и необходимость внешней защищенности. Из груди его будет исторгнуто: «Если бы у меня была мать - как у древних: моя - вот именно мать. И чтобы для нее - я не Строитель «Интела», и не нумер Д-503. И не молекула Единого Государства, а простой человеческий кусок кусок ее же самой - истоптанный, раздавленный, выброшенный... И пусть я прибиваю или меня прибивают - может быть это одинаково ^ чтобы она услышала то, что никто не слышит, чтобы ее старушечьи, заросшие морщинами, губы (с 451). Перед нами не нумер, перед нами - человек Проникновенным лиризмом пронизана вся история рождения души человеческой наорани-цах романа «Мы». Мастерство Е. Замяшна психолога позволяет проследить проявление каж-Г;1ого движения едва еше оформишь» нематериальной плоти. Д-503 физически чувствует присутствие души. Сначала это ощущение инородного тела - «как тончайший ресничныи волосок в глазу» (с. 328), а позднее - все «в душе выметающий вихрь» (с. 408), Ярче становится палитра чувств и эмоций, переживаемых героем. Гбо1 ревность, гнев, сть„, страх гчрои зам -чает то, чего раньше он не знал: «Смех бывает разного цвета» (с. 454). Д-503 становится пето-логом, даже философои: «.„смех - ышое страшное оружие: смехом можно убить все даж

УбИП£~ени» нумера мы понимаем, как важен для героя, для писателя дом с его

уютом семья с ее традициями, духовностью, с представлением о собственном достоинстве человека. То, что сначала высмеивает Д-503, у Замятина - фундамент жизни, то, чего нельзя разрушать Посмотрим, как эти сущностные вопросы определяют судьбу героя. В конце романа герои так же «бездомен», как и в начале: мир за Зеленой Стеной не стал его семьей, пристанищем его духа. Это обстоятельство предопределяет его гибель ведь с исчезновением души Д-503 - нумер, а не человек. И все же финал романа оставляет слабую надежду, что «благодетельное иго разума» не победит: там, за пока разрушенной Зеленой Стеной, родится новый свободный человек, жизнь которому дал Д-503.

Справедливо замечание Н.Н. Комлик, что «сегодня, когда в наш духовный оборот вошли две трети некогда «репрессированной» литературы стало совершенно очевидно, что Дом и Ьез-домье - магистральная тема всей русской литературы XX в. А подступы к ней обозначил, провидчески осознав ее корневое значение для судьбы России, Е. Замятин [2]. Безусловно, тема Дома дает возможность выхода на ряд более крупных тем в творчестве писателей: тема революции, тема исторического пути России, если рассматривать страну, как наш общий Дом.

Острое художественное зрение, творческая интуиция Е. Замятина позволили писателю уви-д^ истоки опасности бездуховного, механического существования людей в тоталитарном(государстве, лишенном нравственности. Проблема сохранения души, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение, по мыс-пи писателя, является проблемой выживания развития человечества в любую историческую

^Своеобразное творческое воплощение эта идея нашла на страницах романа Е. Замятина

«Мы».

1 Замятин Е.И. Мы И Евгений Замятин. Избранное. М., 1989. С. 308. Далее цитируется это издание указанием номера страницы в скобках.

2 Комчж Н.Н. Роман Е. Замятина «Мы». образ дома ' в литературном контексте эпохи // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сеюдня. Ч. II. Тамбов, 1994. С. 91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.