МОЛОКАНЕ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ
Канатьева Н.С.
Канатьева Наталья Сергеевна, доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры культурологии, Астраханский государственный университет, Астрахань, e -
mail: [email protected]
В статье рассказано о появлении и распространении секты, или, точнее, конфессиональной группы молокан в Астраханской губернии. Молоканские поселения распространены во многих странах мира, в России молоканство традиционно локализовано на Юге, в Ростовской, Ставропольской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. В Астраханской губернии молокане появились в конце XVIII века, привлечённые положительным отзывом об этой территории основателя секты С.М. Уклеина. Молокане считаются первыми сектантами в губернии, кроме того, они были самой массовой сектой в регионе. С конца 1840-х годов в губернии осуществлялось противодействие секте молокан, силами вначале священников-благочинных, а затем членами специально созданного православного миссионерского Кирилло-Мефодиевского братства.
Ключевые слова: молокане, секта, Астраханская губерния, внутренняя миссия, православное Кирилло-Мефодиевское братство.
Молокан часто называют представителями стихийного русского народного протестантизма. Костомаров считал, что молоканство появилось в результате «развития в русском народе рациональных умствований» (Костомаров, 1869, стр. 57). Однако считать молоканство разновидностью рационального (в отличие от мистического, духоборства и хлыстовства) сектантства было бы, на наш взгляд, ошибочным. Всё же определение «конфессиональная группа» более соответствует и сущности, и масштабам молоканства как в России, так и за рубежом.
Молоканские колонии и поселения существуют в Америке, Азербайджане, Армении, Казахстане, Мексике, Украине и Грузии. Возможно, молоканство сохранилось в Турции, несмотря на репатриацию на Ставропольщину в середине XX века. Что же касается российской территории, то молоканские поселения сохранились практически по всему Югу России - в Ростовской, Ставропольской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областях. Кроме того, в Воронежской и Тамбовской областях и поныне существуют молоканские кладбища (данные о существующих общинах недостоверны).
История астраханских молокан началась в конце XVIII века. По мнению о. И. Саввинского, летописца Астраханско -Енотаевской
епархии, они были первыми сектантами в губернии. Почему они вообще появились здесь: основатель молоканства, уроженец Тамбовской губернии Семён Матвеевич Уклеин, побывавший в Астраханской губернии в рамках своего путешествия по Югу России в 70-х годах XVIII века, «самыми привлекательными красками описывал молоканам астраханский край, особенно местности, орошаемыя р. Ахтубой, и советовал переселяться сюда для безмятежного жительства. Молокане последовали его совету, и с этого времени молоканские поселения по Ахтубе стали считаться для них обетованной землей, куда стремились они усиленно и впоследствии» (Саввинский, 2002, стр. 253).
Саввинский считал центром молоканства село Пришиб Царёвского уезда, где Уклеин лично побывал и «насаждал первые семена молоканства». Село Пришиб находилось на севере Астраханской губернии (ныне это Волгоградская область), население его в XVIII веке составляли «казаки и беглые люди разных губерний» (стр. 253), среди которых проповедь Уклеина была более чем успешна.
К концу XVIII века молоканство было распространено, помимо Царёвского, в Черноярском уезде губернии и в самой Астрахани.
Существуют архивные данные, в частности, донесение астраханского губернатора (в источнике не указано имя, но, по -видимому, это Тенишев Д.В., бывший губернатором в 1802-1897 гг) (Виртуальная архивная выставка «Астраханские губернаторы», 2011) министру внутренних дел о том, что молоканство в Астраханской губернии было распространено задолго до официального признания проблемы в конце 90-х гг XVIII в, как минимум в трёх селах -Солодниках, Светлом Яру и Вязовке. Кроме того, молокане были в Черноярском уезде и в самом губернском городе Астрахани.
Первыми астраханскими сектантами оказались не крестьяне и ловцы, а мастеровые и отставные солдаты. В Астрахани известны были кузнец Василий Старов и садовник Соколов. Миссионеры вынуждены были признать, что тайное распространение молоканства в губернии поначалу было совершенно не замечено консисторией, вплоть до 1787 года, когда главнокомандующий Кавказской губернией П. Потёмкин отправил к владыке Астраханскому Никифору (Феотоки) «на увещание» каптенармуса пехотного полка Викторова, оказавшегося тайным молоканином.
В царствование Александра II, в 1830-х годах, начинается новый этап борьбы Русской православной церкви с раскольниками и сектантами.
Указом от 12 мая 1837 года император Александр II предписал епархиальным архиереям, чтобы они «тщательно пользовались всеми возможными случаями вступать в сношения с уклонившимися от церкви и посевать между ними понятия и чувствования, которыя бы сближали
их с церковию», для чего было признано необходимым «без гласнаго обнародования отменить повеление духовным властям избегать встречи с раскольниками», а главное - образовать «особый класс миссионеров» (Саввинский, 2002, стр. 398).
Вначале, за неимением в Астраханской епархии особых миссионеров и «по весьма малому числу ученых священников в селениях» (стр. 398), обращение было возложено на местных благочинных. В конце 1840-х годов протоиерей И. Покровский положил начало миссионерским проповедям среди молокан села Пришиб Царевского уезда Астраханской губернии. В 1849 году в село Михайловское Астраханского уезда, где также было замечено появление молоканства, были специально откомандированы члены Астраханской Духовной консистории протоиерей Ливанов и священник Розанов. Миссионеры не ограничивались проповедями. Например, в селе Пришиб протоиерей Покровский добился сноса молитвенного дома молокан, а в селе Михайловка аналогичный молитвенный дом был отобран, и, с назначением к нему особого причта, стал постоянным местом миссионерских проповедей и бесед.
Но лишь в 1869 году, при архиерее Астраханском и Енотаевском Феогносте (Лебедеве), было положено начало организации постоянной «противосектантской и противораскольничьей» миссии. В 1873 году, по представлению астраханского губернатора, была построена походная православная церковь с особым при ней причтом для степных жителей Царевского уезда, в противодействие усилившегося в этой местности молоканства. В этом же году, 7 октября, при Царевском соборе, с целью ослабления молоканства и предохранения от совращения в эту секту православных, было учреждено Свято-Троицкое братство, устав которого утвердил Феогност ранее, в мае 1873 года. Главными задачами Братства являлись активные действия против молокан в виде церковных проповедей, публичных собеседований, распространения книг и брошюр противосектантского содержания, учреждением церковно-приходских школ, где уделялось бы особенное внимание опровержению молоканства при изучении Закона Божия. Немаловажным делом считалось также покровительство обращающимся из молоканство в православие и устроение для «малолетних обращенцев» приюта в г. Царев.
В 1877 г. при Астраханской епархии была учреждена должность особого «противомолоканского миссионера» (бесприходного) с назначением ему специального жалования, довольно большого (1830 руб. из епархиальных сумм, выдававшихся причтам в молоканских селах, и 429 руб. из сумм упраздненного Спасского монастыря) (Саввинский, 2002, стр. 401).
Все эти данные говорят нам о том, что именно молоканство, а не старообрядчество и хлыстовство, стало основной проблемой для православных миссионеров в Астраханской губернии в XIX в..
По словам Саввинского, с 1811 года «молокане открыто выступили с пропагандой своего лжеучения» (стр. 391). Увеличилось количество сёл, в которых появились сектанты: Верхне-Погромное, Сасыколи, Селитренное, Каменный Яр, Солодники, Светлый Яр. Даже по неполным миссионерским данным, молокане составляли четвёртую часть населения.
К концу XIX в. Царевском уезде, наиболее заселенном молоканами, насчитывалось, по официальным данным, более семи тысяч сектантов, а общее число молокан в Астраханской губернии подходило к восьми тысячам.
Список литературы
Виртуальная архивная выставка «Астраханские губернаторы». (2011). Агентство по делам архивов Астраханской области. Retrieved from https://archive.astrobl.ru/special/node/473.
Костомаров, Н. И. (1869). Воспоминания о молоканах. Отечественные записки, 3, стр. 57-78.
Саввинский, И. (2002). Очерки истории Астраханской епархии с 1602 по 1902 гг.. Ростов н/Д: Изд-во «Фолиант».
MOLOKAN SETTLEMENTS OF THE XIX CENTURY IN THE
ASTRAKHAN PROVINCE
Kanateva N.S.
Kanateva Natalya Sergeevna, Associate Professor, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Cultural Studies, Astrakhan State University, Astrakhan,
e-mail: [email protected]
The article tells about the appearance and distribution of the sect, or, more precisely, the confessional group of Molokans in the Astrakhan province. Molokan settlements are widespread in many countries of the world, in Russia Molokanism is traditionally localized in the South, in the Rostov, Stavropol, Saratov, Volgograd and Astrakhan regions. In the Astrakhan province, the Molokans appeared at the end of the XVIII century, attracted by a positive response about this territory of the founder of the sect, S.M. The glue. Molokans are considered the first sectarians in the province, in addition, they were the most mass sect in the region. Since the end of the 1840s, the province was opposed to the Molokan sect, initially by priests, deaneries, and then by members of the specially created Orthodox missionary Kirillo-Methodius brotherhood.
Key words: Molokans, sect, Astrakhan province, internal mission, Orthodox Cyril and Methodius brotherhood.
References
Virtual archival exhibition «Astrakhan governors». (2011). Agency for Archives of the Astrakhan Region. Retrieved from https: //archive. astrobl. ru/special/node/473.
Kostomarov, N.I. (1869). Memories of Molokans. Domestic notes, 3, pp. 57-78.
Savvinsky, I. (2002). Essays on the history of the Astrakhan diocese from 1602 to 1902. Rostov n / a: Publishing house «Foliant».