Научная статья на тему 'Молодёжный клуб как этап подготовки к смене в лагере, или лагерная смена как часть клубной жизни'

Молодёжный клуб как этап подготовки к смене в лагере, или лагерная смена как часть клубной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобынцева Елена

Работа клуба «Гражданин мира»: расширение у подростков знаний о самих себе, окружающем мире, развитие коммуникативных способностей, возможность для самоопределения, самореализации, формирования активной гражданской и жизненной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодёжный клуб как этап подготовки к смене в лагере, или лагерная смена как часть клубной жизни»

Молодёжный клуб как этап подготовки к смене в лагере, или лагерная смена как часть клубной жизни.

Елена Лобынцева, руководитель молодёжного клуба «Гражданин Мира», Москва

«Быть гражданином Мира или патриотом своей страны?» Этот вопрос заставляет задуматься, поразмышлять, поспорить кого угодно, но только не ребят из молодёжного клуба «Гражданин Мира». Они-то знают, что одно никак не мешает другому. Ведь гражданин Мира — это не тот, кто выучил несколько слов на разных иностранных языках и успел объехать полсвета, а тот, кто без труда может найти общий язык с любым человеком независимо от его возраста, положения в обществе, национальности и вероисповедания.

Сегодня вопрос межнациональных отношений является одним из самых актуальных. На фоне процессов интеграции, межкультурного и межэтнического взаимодействия, ведущих к позитивным изменениям в мировом сообществе, существуют явления ярко выраженного негативного характера (ксенофобия, национализм, терроризм, экстремизм и т.д.). А распространение среди молодёжи идей расовой неприязни и национального неравенства является на сегодняшний момент одной из главных проблем общества. В таком многонациональном государстве как Россия этот вопрос выглядит наиболее остро. Во многих крупных городах страны создаются и действуют молодёжные организации националистического характера, подпольно и полулегально издаётся литература, где открыто выражаются идеи фашизма и экстремизма, сеть Интернет пестрит сайтами подобного содержания, даже в компьютерных играх и детских мультфильмах подчас можно разглядеть идеи превосходства одной нации над другой.

Современному молодому человеку приходится в сложных условиях самостоятельно формировать свою гражданскую позицию. Очень важно, чтобы на этапе гражданского самоопределения подросток получал достоверную и объективную информацию.

Работа подобного клуба способствует расширению у подростков знаний о самих себе, окружающем мире, развитию коммуникативных способностей, даёт возможность для самоопределения, самореализации, формирования активной гражданской и жизненной позиции.

В основе работы клуба лежит понятие — «Гражданин Мира». Гражданин — член общества, обладающий чёткими правами и обязанностями, осознающий свою позицию по отношению к окружающему.

Под словом «Мир» в данном случае подразумеваются как все страны и континенты земного шара, так и состояние бытия, включающее сложные, многогранные контакты между отдельными частями человечества с переходом на качественно новый уровень развития (не просто состояние без войны).

Под словом «Клуб» подразумевается форма общественной самоорганизации граждан, создаваемая в рамках определённого физического или виртуального пространства с целью реализации специального интереса его участников, характеризующаяся особыми параметрами клубности.1

Молодёжный клуб «Гражданин Мира» был создан в 2006 году. Изначально клуб существовал в системе дополнительного образования: на базе «Дома детского творчества Железнодорожного округа» города Курска, «Центра Молодёжных Инициатив» внутригородского муниципального образования Орехово-Борисово Северное в городе Москве.

Но рамки государственных учреждений оказались для нас слишком узкими. Во-первых, в них часто диктуется определённый возрастной, социальный или территориальный ценз участников (не старше 18 лет, представители определённых учебных заведений, проживание на территории района, в котором находится учреждение и т.д.) С момента образования клуба география участников значительно расширилась. На сегодняшний день в клуб входит молодёжь из Москвы и Московской области, Курска, Иваново, Омска, Чувашии, Ростовской области, а также Италии. Бывшие школьники стали студентами, студенты — сотрудниками преуспевающих компаний, и сегодня возраст участников клуба варьируется от 13 до 35 лет. Во-вторых, госучреждение регламентирует режим и нормативы, по которым должно функционировать объединение молодёжи, что, на наш взгляд, противоречит самому определению клуба. Ведь взаимодействие участников не может быть ограничено временными рамками. Для подготовки проектов, успешной реализации целей клуба необходимо неформальное, живое общение: чаепития, совместные походы на каток и в кино, дни рождения, праздники, телефонные разговоры и Интернет-переписка. Всё это невозможно включить в отчёт о работе педагога дополнительного образования. При этом безусловным плюсом функционирования на базе госучреждений является материально-техническая поддержка, помощь при реализации масштабных проектов и методическое сопровождение, что может быть хорошей стартовой площадкой для начинающей организации.

Основным направлением работы клуба является социально-значимая

деятельность. В рамках профильных программ «Человек — целый мир»,

«Курс на лидерство», «Творческая мастерская» и «Школа вожатых» активом

клуба были реализованы следующие проекты:

• акция «Здоровым быть модно», направленная на профилактику вредных привычек в молодёжной среде;

• тематические вечера: «Проведи время с пользой», «СимраНуЯ», «Ciao! Italia!», «Обратный адрес детства» — организация качественного досуга молодёжи;

1 Мирошкина М.Р. Клубные технологии. Учебное пособие. М., 2005. С. 12.

• взаимодействие с социальными приютами, интернатами и детскими домами (интерактивные программы «Подари детям праздник!», «В мире чудес», акции «Цирк без границ», «С нами друг» и др.);

• проект «Играем во дворе», направленный на организацию досуга детей и подростков района Орехово-Борисово Северное;

• проект «Живое слово поэзии», в рамках которого было проведено несколько литературно-музыкальных гостиных с участием молодых современных поэтов и музыкантов;

• проект «Провинциальная Россия» — путешествия по разным городам России, знакомство с культурой и традициями регионов Российской Федерации.

Также стоит отметить волонтерскую работу членов клуба в следующих социально-значимых проектах:

• 15 Московский фестиваль для детей и молодых инвалидов «Я люблю этот мир»;

• спортивно-интеллектуальная игра «Пароль 2014» в поддержку зимней Олимпиады в Сочи;

• форум-презентация «Шаг в будущее», направленный на профориентацию молодёжи;

• организация площадки «Игры народов Мира» на праздновании дня города Москвы;

• проект «Сто вопросов москвичу», цель которого — формирование актуального портрета поколения москвичей «нулевых» лет третьего тысячелетия, их похожести и непохожести на поколения старших братьей, отцов и дедов;

• Второй Международный Детский Саммит по правам ребёнка «Межнациональный диалог».

Члены клуба «Гражданин Мира» приняли участие в разработке и проведении следующих тематических лагерных программ: «Лидерская смена» для детей района Орехово-Борисово Северное (лагерь «Морская волна» Туапсинский район Краснодарского края, июль — август 2009г.), Всероссийская информационно-исследовательской смена «Эврика» для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации (лагерь «Строитель» г.Пенза август 2009г., спортивно-оздоровительный комплекс «Олимпиец» г.Курск август-сентябрь 2010г.). Также стоит отметить активную работу членов клуба в работе профильных лагерей коммерческого типа: лагерь циркового обучения «Циркус», робототехнический лагерь «Нано-кэмп», экстремальный лагерь «Лига Экстрима».

Деятельность волонтера и вожатого требует специальной профессиональной и моральной подготовки, поэтому одним из важнейших направлений клуба является «Школа вожатых». Занятия «школы» проводятся по трём содержательным блокам:

^ система работы в детском лагере; ^ деятельность вожатого и ребёнка в лагере; ^ прикладные и творческие умения, необходимые вожатому. Позиция волонтера и вожатого позволила ребятам не только приобрести опыт в новом виде деятельности, но и помочь в этом другим. Система единых педагогических требований, позиция ответственного, разноуровневого взаимодействия позволяет подняться на новую ступень саморазвития, самовоспитания и самоопределения.

Виктория Лапина — студентка Курского государственного медицинского университета, факультет клинической психологии: «Работа вожатой открыла для меня новый взгляд на лагерь в целом. Я поняла, что это не только развлечение для детей и общение, но и целая воспитывающая система, только здесь я заметила, что по прошествии смены у многих ребят меняются взгляды на вещи и отношение к различным проблемам, а ещё работа в лагере позволила увидеть активность и энтузиазм подростков. Считаю, что в школе нет такой свободы и возможности выражать откровенно своё мнение, потому что влияет и давит авторитет учителей и родителей, а лагерь помогает открыть себя как личность заново, сбросить страхи и социально навязанное мнение».

Константин Слюдеев — студент МГТУ им. Баумана, факультет энергомашиностроения: «Стать вожатым — было моей детской мечтой. Я пришёл на первое занятие и понял: «я точно буду вожатым». Хотя нас предупредили сразу, что работа вожатого — сложный труд. Конечно же, как можно перейти к практике, не познав теории. Мы изучили, по каким законам живёт лагерная смена, психологию поведения ребёнка, характерную для каждого возраста. На каждом занятии помимо «теоретической части», была «практическая». Профессиональный клоун, а по совместительству юрист, Вова обучал нас разнообразным играм. И я, чтобы закрепить знания, на следующий же день опробовал их на своих друзьях-сокурсниках. Результат отменный: я тренируюсь — друзья отдыхают.

Пережив зиму, мы начали выходить на улицу и играть с детьми во дворе. Не так-то просто перебороть себя и заиграть с обычными мальчишками и девчонками на улице, но у меня получилось. Совсем скоро нас ждала смена в настоящем лагере. Не могу сказать, что все давалось легко, но вместе мы преодолели трудности. И следующим летом я, не задумываясь, отправился на новые смены. Я научился находить взаимопонимание с детьми, заинтересовывать их. Вместе с ними я работал над социальными проектами. Я думаю, что получил неплохой опыт, как управленец. Как оказалось, приёмы и методы управления детским коллективом можно перенести и на работу со взрослыми. В этом году я собрал команду из сокурсников, и мы выиграли международные инженерные соревнования. А

на защите нашего проекта мне очень пригодились навыки публичного выступления, которые я также приобрёл в лагере».

Ольга Орехова — студентка МГТУ им. Косыгина, факультет прикладного искусства: «Школа вожатых и непосредственно работа в лагере открыла во мне самые потаённые уголки моего сознания и души. После смены я обнаружила свою многофункциональность и многогранность: как сочетать в себе одновременно и друга, и организатора, и лидера, и психолога, и учителя, и наставника. Моими главными достижениями стали умение общаться с детьми и коллективом, творческая реализация (разработка и проведение мастер-класса по дизайну), понимание детской психологии».

Ксения Токмакова — студентка Литературного института имени Горького, факультет литературного творчества: «Работа вожатой в детском лагере помогла мне приобрести профессиональный опыт необходимый в будущей жизни. Знание детской психологии, умение находить общий язык со школьниками и подростками, умение заинтересовать ребёнка и привлечь его внимание — всё это помогло мне при устройстве на работу в детский образовательный центр. Хороший педагогический опыт, который я получила, работая в лагере, не раз выручал меня в работе. И хотя, в лагере мне всегда интересно работать со старшими подростками, сейчас я получаю огромное удовольствие, общаясь с малышами двух-трёх лет».

Екатерина Лазарева — студентка МГУ, факультет журналистики: «У каждого есть мечта. Моя мечта — делать в жизни что-то важное и полезное, и реализую я её, работая корреспондентом на ТВ. Но есть ещё одно занятие, благодаря которому я почувствовала свою нужность и значимость. Попав в 15лет в ВДЦ «Орленок», я заразилась вожатством. В клубе «Гражданин мира» моя «болезнь» получила продолжение — работа на Всероссийской информационной смене. А этим летом я стала частью одного из вожатских педагогических отрядов ВДЦ «Орленка» — «Синяя птица»! Благодаря этому у меня не только вырос список знакомых в социальной сети, но и появилось огромное количество настоящих друзей во всех уголках нашей необъятной страны!»

Майя Ефремова — студентка Литературного института имени Горького, факультет художественного перевода: «Работа вожатой для меня — это отдых, ведь у детей совершенно другой мир и, работая с ними, с головой погружаешься в него. Дети — это мои друзья от 4-х до 18-ти. Я

тт т о о и

поняла это, когда восьмилетний Данила сказал: «Ты мой самый лучший на свете друг!»

Светлана Ярова — студентка ИАМТ, факультет социально-культурного сервиса и туризма, учитель искусствоведения и истории гимназии № 13 г. Одинцово: «Банально и искусственно будет сказать, что в школе вожатых я нашла друзей, узнала много нового и т.д. Но именно с этого я и начну! Хотя, может быть, будет достаточно и того, что сейчас я работаю преподавателем в школе! А ведь пару лет назад я не то что не задумывалась об этом, а просто не понимала людей, работающих на этом неблагодатном поприще! Люди, работающими вожатыми делают это явно не из-за денег, а

просто потому, что они такие и есть: кто-то «зажигалка», кто-то нежно любящий детей человек, кто-то хочет опять, как ребёнок, подурачиться вместе с новыми друзьями-подростками, а кто-то поделиться своими знаниями и опытом. Жизнь в лагере за три недели учит тому, что некоторые постигают всю жизнь: любить, дружить, прощать, начинать всё с чистого листа, себя открывать, открывать новое в других, удивлять, радоваться, грустить! И это далеко ещё не весть прейскурант предоставляемых лагерем услуг! Вожатый — универсальный человек. Вы никогда не услышите от него: «я не умею это», « у меня не получится» или «пусть кто-нибудь другой этим займётся». Поэтому я сейчас могу успешно одновременно работать и учиться в пяти абсолютно разных сферах! А когда рядом мои друзья — наша команда, которые верят в меня и всегда готовы поддержать, мне кажется, что я способна и на большее!»

Рассуждения ребят-вожатых, которые совсем недавно сами были детьми и познакомились в детских лагерях, как нельзя лучше иллюстрируют специфику и тонкости профессии вожатого. В своей собственной работе в качестве вожатой, старшей вожатой и руководителя молодёжного клуба я всегда старалась выстраивать отношения с детьми на равных, но не просто партнёрские, а дружеские. Дружбой дорожишь, её всегда хочется сохранить надолго. Благодаря этому цепочка отношений, выстроенных на доверии, понимании и взаимной любви до сих пор не прерывается, а после каждой новой лагерной смены становится только прочнее, и тогда по-настоящему осознаёшь смысл понятия «звено в бесконечной цепи», введённое в педагогику автором коммунарской методики И.П.Ивановым.

Клуб растёт и развивается. Ребята активно налаживают связи со своими сверстниками в различных регионах страны и зарубежья. В планах проведение международной акции «Молодое поколение за мир», творческого фестиваля «Без границ», профильных лагерных смен в России и за рубежом. Но это не главное. Нам просто очень хорошо от осознания того, что вместе мы делаем мир чуть-чуть ярче и добрее!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.