Научная статья на тему 'МОЛОДЁЖЬ В КОНТРКУЛЬТУРНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВАХ'

МОЛОДЁЖЬ В КОНТРКУЛЬТУРНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / молодежный экстремизм / антисистемные субкультуры / контркультурные сообщества / youth / youth extremism / anti-system subcultures / countercultural communities

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — А.Г. Малахов, А.В. Римский

Актуальность исследования состоит в том, что экстремизм в настоящее время является наиболее опасным социальным явлением, специфика которого заключается в устрашении мирного населения с применением радикальных и опасных практик, выраженных в физическом и ментально-психологическом насилии. Авторами статьи реализовано исследование молодёжного экстремизма, прежде всего сетевого киберэкстремизма и его наиболее радикальных, деструктивных и антисистемных форм. Все они нами характеризуются как антисистемные субкультуры или контркультурные сообщества. Мы раскрываем основные характеристики этих экстремистских, антисистемных субкультур путём философско-культурологического анализа, выявляя их роль в формировании менталитета человека в этих молодёжных сообществах. Особое внимание уделено практикам молодёжи, втянутой в сети экстремистских сообществ в виртуальном пространстве интернета и масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN COUNTERCULTURAL EXTREMIST COMMUNITIES

The relevance of the study lies in the fact that extremism is currently the most dangerous social phenomenon, the specificity of which is to intimidate the civilian population using radical and dangerous practices expressed in physical and mental-psychological violence. The authors of the article have carried out a study of youth extremism, primarily online cyber extremism, and its most radical, destructive and anti-systemic forms. We characterize all of them as anti-systemic subcultures or countercultural communities. We reveal the main characteristics of these extremist, anti-systemic subcultures through philosophical and cultural analysis, revealing their role in shaping the human mentality in these youth communities. Special attention is paid to the practices of young people involved in the networks of extremist communities in the virtual space of the Internet and mass media.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЁЖЬ В КОНТРКУЛЬТУРНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВАХ»

УДК 130.2

МОЛОДЁЖЬ В КОНТРКУЛЬТУРНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВАХ

А.Г. Малахов1^ А.В. Римский2)

1 2)

' ^Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород

1)e-mail: alexander.malakhov16@yandex.ru ^е-mail: alex.rimskiy@yandex.ru

Актуальность исследования состоит в том, что экстремизм в настоящее время является наиболее опасным социальным явлением, специфика которого заключается в устрашении мирного населения с применением радикальных и опасных практик, выраженных в физическом и ментально-психологическом насилии. Авторами статьи реализовано исследование молодёжного экстремизма, прежде всего сетевого кибер-экстремизма и его наиболее радикальных, деструктивных и антисистемных форм. Все они нами характеризуются как антисистемные субкультуры или контркультурные сообщества. Мы раскрываем основные характеристики этих экстремистских, антисистемных субкультур путём философско-культурологического анализа, выявляя их роль в формировании менталитета человека в этих молодёжных сообществах. Особое внимание уделено практикам молодёжи, втянутой в сети экстремистских сообществ в виртуальном пространстве интернета и масс-медиа.

Ключевые слова: молодежь, молодежный экстремизм, антисистемные субкультуры, контркультурные сообщества.

В современном мире экстремизм тесно связан с экономической, политической, религиозной и социальной сферами. Для выявления причин экстремизма, а также для разработки мер по противодействию данного негативного социального явлениям и необходимо постоянно проводить исследования, в том числе с пристальным вниманием к его новым формам и проявлениям. Это объясняется тем, что в последнее время проблема экстремизма - актуальная не только для России, но и для всего международного сообщества, так как действия экстремистских организаций затрагивают самые важные, экзистенциальные ценности человека -нравственные и духовные, семейные и социальные, правовые и политическое (основные права и свободы человека, саму его жизнь).

Молодежь в силу малого жизненного опыта, уровня образованности, несформированности личностных качеств и при этом движимые во «взрослую» жизнь амбициями, становится наиболее реакционной и манипулируемой частью общества. В своих работах мы уже говорили о том,

что и восстание декабристов, и эсеровские террористические организации, и многие советские революционные практики [2, с. 137-146], и демарши «цветных» протестов современности движущей силой революций используют молодежь. В этой связи экстремистские действия со стороны молодежи могут носить религиозный, политический, национальный характер, а также проявляться в спортивной, экологической сфере, да и просто иметь криминальное происхождение и направленность на противостояние сложившемуся общественному и правовому порядку.

Молодёжный субкультурный и контркультурный экстремизм исследован в ряде работ отечественных авторов: Д.В. Гирьятович [1, с. 44-46], А.Е. Полякова и Н.С. Рябков [4, с. 397-401]; В.Г. Сорока [7, с. 32-33]; А.Э. Хасуев [10, с. 83-85] и В.А. Шуняева [11, с. 177-180]. Мы также уже к этой проблематике обращались в наших публикациях: например, определили исторические предпосылки современного экстремизма [2, с. 137-146]; природу экстремистских и контркультурных сообществ [6, с. 489-498] криминальное движение «АУЕ» («Арестантский уклад един») [5, с. 245-253] и др. Здесь мы продолжим ранее заявленную тематику, прежде всего описание экстремизма в масс-медийной сфере и сетевых практиках, а также исследование новых видов экстремистских практик.

Масс-медиа и «сетевой мир» опутывают повседневность человека XXI века невидимыми нитями, когда на первые места в жизнедеятельности выходят информационные и цифровые технологии. Одним из факторов успеха экстремистских организаций стало использование новых коммуникационных технологий для координации действий и распространения негативной информации. Именно благодаря социальным сетям экстремистам удаётся организовать эффективную коммуникационную стратегию, которая позволяет контролировать ход событий и привлекать новых сторонников. Также использование онлайн-платформ для сбора средств и проведения кампаний стало незаменимой частью деятельности многих криминальных и террористических организаций. Необходимо помнить о том, что в сети также есть множество ложных и недостоверных информационных источников, которые важно уметь фильтровать и проверять.

Само по себе интернет-пространство - это удобное и простое в пользовании культурное поле для подрыва конституционного строя, суверенитета государства и легитимности действующей власти при помощи экстремисткой деятельности. В интернет-сетях появляется возможность

распространять материалы экстремистского содержания для подавляющего числа населения, для молодежи, у которой ещё не сформировалось полное представление о действительности и понимания последствий за свои поступки и действия (бездействия). Даже интернет-цензура и медийная цензура, установленные на Украине, не смогли до конца изолировать народ от правдивой информации от хода СВО и истинного положения в собственной стране, в России и мире.

Сетевой экстремизм или кибер-экстремизм использует интернет и социальные сети для распространения и пропаганды своих идей, чаще всего левацких и анархистских. Кибер-экстремисты могут атаковать сайты, социальные сети и другие онлайн-ресурсы, чтобы донести свои идеи до широкой аудитории. Кроме того, кибер-экстремисты могут использовать интернет для координации своих действий и даже для планирования террористических актов, совершаемых затем соответствующими группировками. В связи с этим, борьба с сетевым экстремизмом становится все более актуальной задачей для правительств и спецслужб по всему миру.

Интернет стал рассадником совершенно новых, деструктивных и криминальных антисистемных сообществ, которые связаны прежде всего с сетевым кибер-экстремизмом. В данной статье мы остановились на исследовании наиболее типичных антисистемных субкультурных групп или точнее сообществ - «Колумбайн», а также культуру «Поп ММА».

Прежде всего мы начнем анализ деструктивного поведения молодых людей, формируемого в подражании субкультурному международному движению и специфическому сетевому «колумбайн-сообществу». Это подражание, механизм которого фактически до сих пор не изучен, является результатом распространения информации через основные сети и сетевые технологии интернета. «Колумбайн» (иное название «скулшутинг», от англ. school shooting - «школьная стрельба») пропагандирует применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений, очень часто перерастающее в массовые убийства. Этот «ментально-психологический вирус» зародился среди молодёжи США, затем непонятным образом получил распространение через механизмы информационно-сетевого заражения. Радикальные идеи «колумбайн-сообщества» нашли отклик не только в западном регионе, но и в России. Причём, этот вирус очень долго не прививался в российской культурной среде, но в последние годы инфицировал и российскую молодёжь в различных регионах.

Формирование субкультурной мифологии колумбайнеров сродни информационным технологиям рекламы в маркетинге и массовой культуре. Действия субкультурных акторов («субъектами» их сложно назвать, так как они лишены интеллектуальной осознанности, а их якобы рациональное «планирование» сродни планированию шизофреника или параноика) характеризуются параноидальной целью проводить «социальное очищение общества от человеческого мусора». Стреляющие в своих мотивациях себя часто уподобляют «богам», выбирая «кто умрет, а кто останется в живых».

Рассматривая культуру «Поп ММА», мы дадим краткий анализ данного молодежного сообщества. Итак, что же такое ММА (Mixed Martial Arts) или же смешенные боевые искусства? Феномен «Поп ММА» - это участие непрофессиональных спортсменов, в том числе актеров, блогеров, политиков в боях без правил, но что же тут такого и где тут экстремизм? В принципе в смешанных единоборствах нет ничего плохого - это экстремальный мужской вид спорта, у которого в России много достижений, он дал много выдающихся спортсменов (Федор Емельяненко, Хабиб Нурмагомедов, Вадим Немков и другие). Но феномен именно «Поп ММА» вызывает у нас интерес, так как именно из спорта эта культура превратилась в шоу, а слабый спортивный уровень «массовых бойцов» компенсируется «треш-током» (trash-talk) - их взаимными оскорблениями до и после поединка, массовыми потасовками вне ринга между их фанатами и т. п.

В отличие от профессионалов, которые используют для трансляции телевидение и стриминговые сервисы (и за это получают многомилионные контракты), субкультура «Поп ММА» освещают свою деятельность в социальных сетях, где в борьбе за подписчиков и лайки представители этого виртуального сообщества не чураются выкладывать грязный и зачастую экстремистский контент.

Основной составляющей этой культуры являются не сами бои, а «около бойцовский» интерес, ругань, оскорбления, склоки, драки не на ринге, а около него, на пресс-конференциях, взвешиваниях и т. д. - и вот этот контент зачастую вызывает неподдельный интерес у молодежи. Большую часть бойцов «Поп ММА» составляют выходцы с Кавказа и Средней Азии, которые в период выступлений не стесняются поднимать религиозную тематику в примитивном виде и допускают националистические оскорбления в духе ксенофобии. Набрав популярность в социальных сетях, бойцы «Поп ММА» становятся лидерами общественного мнения среди своих подписчиков, а это многомилионная аудитория молодежи - в основном

молодые мигранты, не граждане Российской Федерации, которые не несут позитивной национальной и религиозной идентичности, транслируют идеи сепаратизма, экстремизма и зачастую открытую русофобию.

Например, такой боец как Ильяс Якубов не раз в своих социальных сетях вещал на многотысячную аудиторию изречения экстремиста и террориста Шамиля Басаева, за что был привлечен органами к юридической ответственности. Многие представители культуры «Поп ММА» являются представителями субкультуры «абу-бандитов» - это смесь идей субкультуры «АУЕ», радикального ислама (ваххабитского толка) и откровенной русофобии. Данную субкультурную идеологию представители «Поп ММА» транслируют в масс-медиа (соцсети), в своей многотысячной аудитории пропагандируя межнациональную и межконфессиональную рознь и откровенный национализм. Например, под воздействием таких призывов 30 октября 2023 года в аэропорту Махачкалы случились массовые беспорядки на национальной почве (как раз ММА-блогеры призывали молодежь Дагестана выйти на массовые беспорядки). Многие молодые мигранты, наслушавшись своих кумиров, занимаются тем, что оттачивают бойцовские приемы на подростках, и избивают их ради забавы, выкладывают видео с избиениями в своих социальных сетях. Так, 16 января 2024 года в социальных сетях Белгородской области опубликовали такие видео, где молодые представители культуры «Поп ММА» избивали ради контента прохожих подростков, после чего главные герои роликов были задержаны правоохранительными органами.

Делая вывод по феномену «Поп ММА», мы считаем, что данное контркультурное сообщество в России, как и «Колумбайн» и АУЕ, является деструктивным и транслирует в умы молодежи откровенную пропаганду русофобии, ксенофобии и сепаратизма. Но властные структуры почти не обращают внимания на рост количественных преступлений экстремисткой направленности, хотя только в период с января по сентябрь 2023 года по данным статистики МВД РФ зарегистрировано 1708 таких преступных деяний [3]. Также не стоит отдавать профилактику в интернет-сетях тик-токерам и частным телеграм-каналам, которые сами порой отличаются «аналитикой» на грани экстремизма, раздувают нездоровые настроения в российском обществе, особенно в его молодёжном сегменте.

Разумеется, здесь необходимы не только исследовательские усилия, но и воспитательные и профилактические мероприятия, в том числе и в интернет-сети. Необходимо опираться в этих мероприятиях на Федеральный

закон от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [9, с. 3031].

Список литературы

1. Гирьятович, Д. В. Молодежная субкультура «А.У.Е.» / Д. В. Гирьятович // Социология сегодня. Сборник научных статей : материалы межвузовского круглого стола / отв. ред. О. П. Грибунов. - Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 44-46.

2. Малахов, А. Г. Культурно-исторические практики экстремизма / А. Г. Малахов, А. В. Римский // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2023. - Т. 48, № 1. -С. 137-146.

3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: https:// мвд.рф (дата обращения: 14.11.2023).

4. Полякова, А. Е. Особенности развития и истоки криминальной субкультуры «АУЕ» /

A.Е. Полякова, Н.С. Рябков // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 397-401.

5. Римский, А. В. Криминальная субкультура «арестантское уголовное единство»: философско-культурологический анализ / А. В. Римский // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2023. - Т. 16, № 4. - С. 245-253.

6. Римский, В. П. «Разрушение вместе» или О специфике экстремистских сообществ /

B. П. Римский, А. В. Римский // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2021. -Т. 46, № 3. - С. 489-498.

7. Сорока, В. Г. Влияние АУЕ на формирование личности несовершеннолетнего // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации : материалы Межвузовской научной студенческой конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета / В. Г. Сорока. -Иркутск : Иркутский государственный университет, 2018. - С. 32-33.

8. Татаринцев, А. Н. Оценка предрасположенности личности к противоправному поведению и экстремизму и организация индивидуальной профилактической работы / А. Н. Татаринцев // Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде : сборник статей. - Москва : МГИМО-Университет, 2018. - С. 115.

9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002, № 30, ст. 3031.

10. Хасуев, А. Э. Молодежная субкультура «АУЕ» в России / А. Э. Хасуев // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.6 (25). - С. 83-85.

11. Шуняева, В. А. Молодежная криминальная субкультура как фактор становления личности несовершеннолетнего преступника / В. А. Шуняева // Социально-политические науки. - 2020. - Т. 10, № 3. - С. 177-180.

YOUTH IN COUNTERCULTURAL EXTREMIST COMMUNITIES

A G. Malakhov1), A.V. Rimskiy2)

1,2)I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Belgorod 1)e-mail: alexander.malakhov16@yandex.ru 2)e-mail: alex.rimskiy@yandex.ru

The relevance of the study lies in the fact that extremism is currently the most dangerous social phenomenon, the specificity of which is to intimidate the civilian population using radical and dangerous practices expressed in physical and mental-psychological violence. The authors of the article have carried out a study of youth extremism, primarily online cyber extremism, and its most radical, destructive and anti-systemic forms. We characterize all of them as anti-systemic subcultures or countercultural communities. We reveal the main characteristics of these extremist, anti-systemic subcultures through philosophical and cultural analysis, revealing their role in shaping the human mentality in these youth communities. Special attention is paid to the practices of young people involved in the networks of extremist communities in the virtual space of the Internet and mass media.

Keywords: youth, youth extremism, anti-system subcultures, countercultural communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.