Научная статья на тему 'Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории'

Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / НАКОПЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФОРМАЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL TRAJECTORIES / ACCUMULATION OF EDUCATIONAL RESOURCES / HUMAN CAPITAL / FORMAL AND ADDITIONAL EDUCATION / SOCIO-PROFESSIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

На материалах лонгитюдного социологического исследования (1998-2008 гг.) жизненных путей выпускников средних школ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ Новосибирской области анализируются процессы формирования образовательных и профессиональных траекторий молодёжи, накопление ею в течение 10 лет самостоятельной жизни образовательных ресурсов и его воздействия на объективное социально-профессиональное положение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории»

ЦСГ TI4 ІЛ ikUjmnummna

DEL І ПІПIVСоциологии

Тема номера: Образо вание и молодёжь в России

Молодёжь п осле получе ния среонего образования: образовательные и профессиональные траектории

лтс

Чередниченко Галина Анатольевна - кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН

e-mail: [email protected]

N° 2, апрель2011

Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории

АннОТсЩИЯ Наматериалах лонгитюдного социологического

исследования(1998-2008 г:.)жизн:нныхпутей вы-пуслтиков с^р^е^т^^^их^ис^;^,^|^^е^^^я^)<С|^ееаах^иых учебтых заведений и профессиональных училищ НовосиУ2рсояйоУна9титпали:итуюттнпроцессы И^о^1^ц^ы^ет:^и^та^^Т^и^о^^^^оь:а^з^ иа^(^с^^с^|^с^|^п^^-ных траекторий молодёжи, накопление ею в тече-тинто лиис^:ч^о^'^с^!^атлзач^И|жа^1^ис^Уачзователь-зыxpеcоноoви его воздействия на объективное социально-профессиональное положение.

АЬ50ыохт a"f^o|^o|^2:^^ bxsealon 1°с resrltsof lon^tudiro iBtudy

(1998-2008) of lives among those leaving secondary ыяуно9, speа¡al¡:eclsкнxт0xro зтЬюо^апсИюиытg xo3^l^^s(^rN^v^^^e^TH region. The author analyzes 2гocтр:eоeKyouCHecЗлпt¡oт2ІзыHp rofessional trajestoeiMS фгтс^ь^г^г^,асгыз^и^в^(юи xf educational maui'CTS tclK¡ngаla:edнriеgЫеelР-быыrsвeыюЛon inX ep оnXнтXl¡fоxаиvл NcsЛs¡н0ирснe uocmoPjTctive вoclлl-prоЯeetюnalpoа¡t¡onx¡

Ключевые слова: образовательные и профессиональные траектории, rrnossTsce иб^вовниелииыт л2а°рсхв< охиовесенумц 1ачпоыал, сОа<рж^.^ьное а1в1оыллтлтeнтиeeeHыxаоаa нао,cоснeл тьo-нпоФecниocclоззыеcтсxyа

CeywOPdSIyMucational и^^е¡^гof^^ы^c^еаl 1^оыjя^■^н^<'^^^,s^и^^^ю:<x■^¡arг of Hdumtional ^^^x^п^г^^^(алюa^<п^l^|ы¡^^l^ ^(^^lжаl^l^¡sыные¡уыс^<^^^a^eг|ит, ^н^н<c^^^эгьf^í^ы^(^l^^¡c■tatus

Тесная взаимосвязь между экономиченкжм ростом и развитием образтвани: in современном ми:е ориентирует страте-еию образовательной политики на активное стимулирование инвестиций в ч:ловеческий ктпиоал. Это порождает повсе-месвное расширение охвата молодёжи всё более высокими уровнями образования. В сложившихся реалиях образование продолжает во многом восприниматься молодёжью в качестве

В сложившихся реалиях образование продолжает во многом восприниматься молодёжью в качестве инструментальной и терминальной ценности, хотя не всеми молодыми оно осознается как необходимый ресурс, реально способный повысить благосостояние, уровень и качество жизни.

Важнейшим методологическим инструментом изучения образовательных и профессиональных траекторий молодёжи становится теория человеческого капитала и лежащая в его рамках парадигма непрерывного образования.

О

.0

о

с

го

г\Г

О!

инструментальной итерминальноиценности, хотя не всеми молодыми оно осознается как необходимый ресурс, реально способный повысить благосостояние, уровень и качество жизни. 13 результате разные группы молодёжи весьма дифференцированно вовлечены в повышение уровня своего интеллекоуаль-ного развития, накопление и обновленке необходимых знаний и навыков. В этой связи особенно важны знания о том, как в условиях сегодняшнего российского общества складывают-ня образовательнын и профессиональные трнектории молодых представителей разных социальных групп, получивших различный! уровень формального стартового образованик; каковы лзбираемые молодёжью стратегии с течки зрения формирова-лия и накопл ения человеческого капитала.

В методологическом плане обращение к концептам «об-назонательная и профессион альная траектории» вместо традиционных понятий перехода от образования к труду вызвано трансформациями социальной практики. Традиционаая модель аерехода «°чёба - работа» как дискретный процесс смены цчебной деятельности не трудовую всё болре уходот в прошлое. Ргсширение инвестиций в образование (общее, профессиональное, дополнительное - в структурад кок фермальногг-нак и неф ормального и информального обучения), а оакже широкое распространение среди молодёжи нестандартной за-сятости и новых форм гибкого использования рабочей силы (позволяющей совмещать и/или попеременно чередовать учёбу и работу) сформировали еа последнне 15-В0 лет новую модель: длительный взаимосвязанный процесс попеременного или параллельного оброщения и возобнодления учёбыи работы. Таким образом, у нас в стране складывается ситуация, анало-бичная той, что наблюдается идостаточно давно фиксируется социологами (см.: [1; 2]) в развитых странах Запада, - про-лонгарование периада чередования/совмещения самых разно -обоазных сформт образованияи труда.

Важнейшим методологическим инструментом« изучения образовательных и профессиональных траекторий мплодёжи отановится теория человеческого капитала1 и лежащая в его рамках парадигмо непрерывного образования. Под челове-неском капиталом понимаенся совокупнотть воплощённых

з чгловеке экономически ценных ресурс «л — знаний, нтвык ов, мояиваций, способностей к« восприятию и продуцированию новой информации, - целесообразно используемых им в процессе труда, содействующих ронту его производительности и заработка. Он формируется как накопленный результат об-оазоаательной и практической деятельности в течение предшествующей жисни и неотчупонем от его носителя (человепа). Образование рассматриваотся не как потребительское, а как инвостицоонное бласо, поскольку вложения в человеческий

1 Сформулирована на рубеже 1950-1960-х гг. Т. Шульцем и Г. Беккером (см.: [3; 4; 5, с. 49-155]). Об истории и различных направлениях исследований в ракурсе теории человеческого капитала (см.: [6, с. 7-56]).

N° 2, апрель2О11

иаритнлобтепениаант,рнтпльвьоо,енооЬисдателю получение в дальнейшем более высокого дохода. Данная теория, как с вся неолиберальная парадизма, в рамках которой эта теория назвивается, оозлагает всю ответственность за собственные жизненные успехи или неудачи на семого индивида.

Образовательные и профеосиональные траектории мо-нодёжи тесно связаны, поскольку рекурсивно связаны рынок вруда и система образования. Вместе с тсм, они онляются всё яке разнородными формами перемещения в просьранстве социальных позиций. Образовательная траектория может быть определена кнк полысение её объектом формалнных квалификаций, институционально подтверждённых компетенций, лнформально приобретён^™ опыта в виде знаний и навыков, но есть она представлена не? только как движение прежде всего на «нровня» к «<ур овн ю» образования, от диплома к дипло-иу, от квалификации к квалификоции, но и как формально не фикскрдемое приращение и поиумножение знаний и на -оыков] Профессиннальная траектория определяется с точки срения перехода субъекта от одной пориции на рынке труда к ддугой, эти позиции различаются уровнем оплаты труда, квалификации, социалоным оватусом профеосии и оцениво-ются в ракурсе карьнрной успешности^ноуспешности. Таким образом, образовательная траектория может выступать в виде своеро рода «инвестиций», а профессиональная траектория становится социальным полем применения данных ресурсов или их конворсии в соответотвующие пооиции на рынке труда. Выстроенную логику связи следует понимать, прежде всего, как теоретическую схему, упрощающую о анллитических целях в реальности взаимосвязанные процессы. Для индивида путь в образовании и путь в профессии одинаково самоценны, собразовательноя и профессиональная траектории оказывают-ля рядоположенными как в ценностных ориентациях, рак и в социальной практике.

Накопл eниe0бpaз0ва«eпьныxpecypФ0в

Изучение проноснов накопленио о«разoватeльных ре-нурсов в ходе формирования профессиональных траекторий молодёжи базируется на материалах исследовательского про-окта «Профессиональные и образовательные траектории молодёжи в обменяющейш России», оот орый реализуется в ИС РАН на основе лонгитюдного социологического исследования 1998-2008 гг.1 Оно охватываев одну и ту же когорту молодёжи серией опроооо: выпускников оолных средних школ, средних опециальных учебных заведений (ссузов) и профессиональных

1 Материалы данного исследования представлены в: [7-11]. Банк данных социологического исследования содержит информацию о 1246 выпускниках дневных средних школ, ссузов и ПУ

N° 2, апрель2011

РСЛТЧ ШЛ \Ш(Амтшттт DlL I шшшшIVСоциологии

учшшщ (ПУ)Новосибирской обласвив 1998 г.в ходе их первого выбора места учёбы и/или работы, и в 2008 г. - спустя 10 лет их самостоятельного образовательного и трудового пути; дополнительно в 2008 г. осуществлялось качественнот исследование - интервьюирование части респондентов выборки.

Стартовый образовательный ресурс (тот тип ср еднего вчебного заведения, которое первоначально оканчивают юноши и девушки) оказ ываетня суще ственной содиальной характе-дистикой, диффвренцирующей дальнейшее накопление ими образовательного капитала, проявляющейся длительно, явно и летентно в вкладывающихся образовательных и профессиональных ьраекториях разных грунп молодёжи. Оговорим сразу, ито здесь имеется в виду: 1) непосредственно сама полученная (азьичная подготовка - разный! объём культурного капдтала, накапливаемый при получении среднего образования в дневной средней школе, ссузе и ПУ, а также обретение в ссузах и ПУ прьфоссиональных квалификаций оазличающнхся оьов-ней; 2) особтнности социальных характеристик молодёжи (при нереходе от школы к ссузу и от ссуза к ПУ - отрицательный отбор контингентов учащихся с точки зрения успеваемости, н также ресурсов образоьания, статуса, материального положе-дия их семей1). ¡Эти различия продуцируют дифференциацию в преобладающих системах ценностей, в том числе в ценности нбразования и мотивацни к его повышению, а также различия в стратегиях и реальном поведении указанных трёх групп молодёжи в дальнейшем в сферах образнвания и тну»»а и именно в этом смысле проявляются как «влияние образовательного потока» (фнкта скончания школы, ссуза или ПУ) на формирование образовательных и профессиональных траекторий молодёжи. Во избежание путаницы в дальнойшем изложении (где мридётся часов оперироаать понятиями различных уровней дбразования)эафиксируем за тремя группами молодёжи факт полученияими раз ного типа стартового среднего образования д будем их наз ынать: «бывших выпускников полных средних школе соответственно «поток “школа”», «бывших выпускников ссузово н «поток “ссуз”», «бывших выпускников ПУ» -«поток “ПУ”».

Процесс накоплении человечесиого капитала разными потоками молодёжи прослаживнется при сравне нии занимаемых позиций в сфере образования по днум хронологическим срезам (см. таблицу 1): сразу после окончания средних учебных заведнний (нЭ98 с., д анные левых колонок ) и спустя де-сяоь лен жизни (2008 г., данные правых колонок).

1 Социально-профессиональный статус семьи учащегося опредеоялся по высшему нровню статуса отца или матери. Составсемей учащихся по укрупненным группам: 1) руководители, специалисты с высшим образованием; 2) мелкие собственники; 3) служащие, мастера, бригадиры; 4) рабочие - распределяется следующим образом: поток «школа» - 45%, 15%, 26%, 13%;потск «<ссуз» - 32%,8%,30%, 269.; поток «<ПУ» - 139-6, 7%, 1096, 69%. Распределение отцов по уровням образования 1) высшее; 2) среднее специальное; 3) ПТУ; 4) среднее общее и неполное среднее выглядит так: «школа» - 36,4%, 31,6%, 8,5%, 20,2%; поток «ссуз» - 17,3%, 30,6%, 22,3%, 22,3%; поток «ПУ» - 8,5%, 19,7%, 23,9%, 42,2%.

N° 2, апрель2011

Таблица 1

Уровень получоемаго (имеющегося) и достигнутого образования у разных «потоков» мол од ёжи в год окончания среднего учебного заеедения (19в8)

и спустя десять лет (2008), Новосибирская область, %

Имеют или поличают образование Поток «школе» Поток « ссуз» Потоке «ПУ»

1998 2008 1998 2008 1998 2008

Пэлное среднее общее -4,0 5,9 - - - -

Начальное профе ссиональное 7,4 6,6 - - 46,6 + 24,0 64,0

Среднее специальное 22,4 14,3 53,3 + 3,3 48,4 10,5 18,6

Незаконченное высшее - 4,8 - 6,6 - 2,3

Высшсе и5,8 64,0 38,5 43,4 1,2 15,1

Второе высшее, аспирантура - 4,4 - 1,6 - -

Нетинформации 0,с - Г,9 - 17,4 -

Итого 100,0 100,0 10и,0 100,0 100,0 100,0

Уже в ходе первяго распределения - в 19)98 г. - обнаружилось основное раоличие между потоком «школа» и потокам!и «ссуз» и «ПУ»: первые практически все (95,К%) продолжают свиё обучение, причём большинство в вузах (65,8%о), а вторыш во многом чаще сохраняю т уровень полученного начального или среднего профессионального образования. В этом нет ни -какой неожиданности: типичные пути молодёжи разных пото-иов соответстеуют назначению разных типов средних учебных оаведений. Выопуекники средней дневной школы уже многие уесятилеоия в подавляющем большинстве, особенно в крупных а средних городах, сразу после окончания школы1 поступают

ч вузгл (наш массив включачт вытпускников школ малытх городов и сёл, что снижает очщую долю поступивших в вкзы до двук третей; соответствэющий показатель для выпускников крупнейшего города Новосибирска — э2,5*%). Та молодёжь, которая после окончания 9-летки обращается к учёбе я ссузе и ПУ, делает это ради получения профессиональной подготовки наряду со гредним образованием. Поэтому неудивительно, кто большинство выспускников ссузов и ПУ по их окончании используют полученную подготовку и выходят с имеющимся аровнем обоозовиния на ртынок труда: 53,3%о выпускников ссузов (и ещё 3,3% поступают вновь в другие средние специ-

Господствующая латентная ориентация молодёжи, оканчивающей дневные средние школы, на высшее образование оказывается очень устойчивой; и она, в конечном счёте, перекрывает альтернативные варианты выбора, превращая их во временный компромисс.

В потоке «ссуз» приращение доли прошедших через учёбу в высшей школе (с 38,5% до 51,6%) разделило его на две равновеликие подгруппы: сохранивших среднее профессиональное и получивших высшее образование.

Поток «ПУ» наиболее стабилен в сохранении той подготовки, которая молодёжи даётся в «стартовых» профессиональных училищах - 64,0% лиц сохраняют спустя десять лет начальное профессиональное образование.

0 .0

о

с

го

г\Г

01

эдьные учебныезаведения)и 46,6%выпускников ПУ (и 24,4% продолжают ещё один год в тех же ПУ углублять полученные или оеваивать дополнительные специал ьности1).

Наряду с наиболее типичными существуют и другие каналы подготовки, к коьорым, хотя и в меньшей степени, обращается молодёжь разоых потоков в год окончанья среднаго °ьтбного заведения. Среди всех выпускников дневных школ 22,4%о поступают в средние специальные учебные заведения и совсем ноьольшая часть - 7,4%о- в ПУ (из числа сельской молодёжи соответственно 27,5% и 31,3%). У окончивших ссузы вторым существенным узлом притяжония является поступлении в вуз - 38,5 %, часті» этой пьдгруппы оказывается с высшей! школе благодаря договорным отношениям между однопрофильными учебнеіми заведениями о приёме успешных выпускников ссуз а в вуз. Лишь совсем небольшая часть выпускников ПУ продолжает учёбу, при этом система СПО оказывается гораздо более доссупной (поступает 10,5% кон -ьингента), нежели высшая школа (1,2%).

Основной чертой накопления за десять веет образова-оельного капитала молодёжью становится увеличение доли вех, кто щюшёл через систому высшего обрарования. В потоке «школа» такое увеличение; (с 65,8%, до ь3,2%2) происходит за счёт перераспределения выпускников, поначалу поступивших в ссуз или ПУ: доли получавших в первый год и имрювцих спустя десять лео такое образование соответственно сократились с 22,4% до 14,3% и с 7,4% до П6%. Таким орратьм, господсотующая лртентнаг ориентация молодёжи, оканчивающей дневные средние школы, на высшее образование оказывается очень устойчивой; и она, вконечном счётн, пнреарывает альтернативные варианты выбора, превращая их во временный компромисс.

В потоке «ссу«» приращение доли прошедших через учёбу в высшей школе (с 38,5% до 51,6%) разделило его на две равновеликие подгруппы: тохранивших среднае профос -еьональное ь получивших высшее образование. Данный факт детроспективно подтверждает, что через этот корал подготовки реализуются две типичные стратегии, направляющие выбор иолодёжи в момент окончанья 9) классов школы: короткий путв получания ьтносьтельно квалифицированной специальности и альтернативный дневной школе вариант обеспечения доступа в высшую школу. У части молодвжи в планахвыбора ньрьдко более или менее овознано присутствуют обе страте-рии - первая как ттраховка второй на случай неолагоприят-лого стечения жьзненныь обстеятсльств.

Поток «ПУ» наиболее стабилен в сохранении той под-ротовки, которая мол одёжи даётся в «стартовых» профессиональных училищах - 64,Г% льц сорраняют впустя десять лет ьачальное профессиональное образование. Накопление образо-

1 В тот период такая подготовка предлагалась в ПУ на коммерческой основе.

2

Включены получившие одно и два высших образования, подготовку в аспирантуре, имеющие неполное высшее образование и сейчас обучающиеся в вузе.

В совокупности эти результаты подтверждают известный социологический факт - «образование есть удел образованных», то есть, чем выше и качественнее имеющееся образование, тем более разбужены образовательные потребности и тем чаще люди прибегают к учёбе, инвестируют в образование, в том числе и дополнительное.

вательногопотенциалав институциониьнойформе происходит здесь почти в равной мере ещё по двум каналам: спустя десять лет 18,6% молодёжи получают среднее профессиональное об-раогвание и 15,1% — высшее (плюс 2,3% неполное вы-сшее). В отличие от потока «ссуз» у вытускников ПУ не быоло ин-гтитуциональнысх льгот при поступлонии в вуз, меж ду тем етносительныой прирост молодёжи, прошедшей через систему вы1сшего образования, здесь быг самытм большим: уволичение на порядок - с 1,2%, до о7,4%.

Молодёжь накапливает человеческий капитал и в виде дополнительного образования в разных его формах - на про-фессионалоных и краткосрочных курсах, тренингах, деловых еграх, в системе повышения квалификации и переподготовки, еистанционноао образования, обучения через интзрнет. Воего еочого роде образдвание за рассматриваемые десять лет полу-аили в целсм 41,1% молодёжи потока «шлола», 35,2% - потока «ссуз» и 29,1%) - потока «ПУ». Одновремеено внутри иотоков доля получивших дополнительное образование растёт арямо пропорционально уровню инсиитуционального образо-ваншя (см. таблицу» 2)° В совокупности эти результаты под-аверждаюа известный социологический (факт - «образование нсть удол ооразованн1>][х», то дсть, чем вы1 «ив и каче ствен нее имеющееся образование, тем более разбужены образовательные аотресности и тем! чаще люди прибегают к учёбе, инвесаируют в образование, в том числе и дополнительное. Именно более развитыми личнымв мотивациями и более инициативныт отношением к самообразованию может быть объяснён тот Жакт, что среди достигших одинакового рровня формального образования обращение к дополнительному обучению растёт «л потока «ПУ» к» потоку «ссуз» и далее поноко «школа» (со-втветствующие показатели среди лиц с высшим образованием «авлслись 2И%, 42% и 54%».

Таблица 2

0

20

ь

е

р

п

го

г\Г

О!

Доля получивших дополнительное образование в еависимосьи от уровня ииституцдонального образования, %

Уровень имеющегося образоваеия Поток «шкоиа» Поток «ссуз» Поток «ПУ»

Среднее общее 25,0 - -

Начальное пиофессионалсное 22«2 - 30,9

Среднее профессиональное 35,9 28,8 25,0

°°езаконченное высшее ■<41,7 37,5 -

Высшее (в т. ч. два высших, аспирантора) 54,0 41,8 26,6

Итого 47,1 35,2 29,1

N° 2, апрель2011

Нооссотнажаелсои всттнитоцгиллот,идрщих от рынка труда к рабочим местам, предполагающим наличие разного лровня формальаого образования. Так, наиболее высокие тре-рования повышения квалификации, переподготовкл, совер-шенст^о^^лия навыков работы1, ариобрете1»ия новыич наоыоков и знаний рынок труда диктует лкцам- занятытм на рабочих местах, предполагающих наличие высшего образования. В то время как рпбочие места средней коалификации (с подгеооо-кой в СПО), а тем Иолее квалифицированных исполнителей (с подготовкой в НПО) предъявляют менее значительные запро-еыь. Соответственно, например, в потоке «школа« обращаются е дополнительеому обучееию чаще диугих те, кто прошёл еерез подготовку в вузе (B4,0%), чуть реже - достигшие незаконченного высшего (41,7%) и «еоднего специальноен(35,9%), и мееее осех - имеющие среднее общее (25,0%) и начальное арофессиональное образование (22,12%)). Аналогичная эволюция наблю доется на пр имере молодёжи потока «ссуз».

Дополнительное образование играет специфическую роль в зависимости от профессионально-квнлифииационной принодлежности молодёжи. Так° в потоке «ПУ» чаще других абращаютая к дополнительному обучению лица, сохранившие оолько начольное профессиональное образование — 30,9%. Эта наиболее массовая подгруппа представлена рабочими, аольшая часть кеторывх зу 10-летний трудовий стая- ^пгориа.з.до больший, чем у лиц с высшим образованием) сменила не одну ]эабочую специальновть и в ходе этии смен неизбежно много раз обращалась к дополнительному обучению (чаще всего на профессионалоных курсих или о системе переподготовки), что соотносительно увеличило среди них долю потребителей такого образования.

Обраиовстельн ь. у п ути

Наряду с кошечным (на данный момент) резольтатом -^оовнем доотигнутого спустя десять лет формального образования - различия в социальном поведении молодёжи разных потоков обнаруживаюодя и в образователоных путях, которые еели к этдм достижениим (см. таблицу и).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По многим пoксзателя]»[ образовательные траектории кол одёжи потока «школа» характеризуются преимуществами по отношению к потоку «ссуз» 1е тем более «ПУ». Их отличают еолее широкий спектр выбора ступеней образования и цепочек последовательные учебных заведений, наличие наиболее высоких достижений (второго высшего образодания, аспирантуры:), и глаиное — получение аыьсшего образования более высокого кач еств а: в дн евной фор ме обучения. Таких в потоке «школа» 60,9%, в потоке «ссуз» - 18,6% и в потоке «ПУ» - 5,8%.

Для «школьников» характерно превалирующее дневное обучение, для «ссузовцев» - небольшое преобладание вечерних и заочных форм, а для «ПУ-шников» - большой перевес обучения без отрыва от работы.

Таким образом, даже если свести представление о качественном высшем образовании только к показателям «дневное обучение» и «бюджетные учебные места», то оказывается, что доступ к нему носит по большей части характер социальной селекции.

0 .0

о

с

го

г\Г

01

Соотношениечисленностиобучавшихся вдневных вузах и вузах вечерних/заочных у «школьников» составляет 89% к 11%, в потоке «ссуз» - 41% к 59%, а в потоке «ПУ» - 38% к 62%.

Таблица 3

гГип образовательной траектории после окончания «стартового» среднего учебного заведения, %

Тип траектории «Школа» «Ссуз» «ПУ»

Всз дневиой + аспирантура 2,2 - -

Вуз дневеой + вуз вечерний/ заочный 4,4 1,8 -

Вуз дневной 54,3 16,8 5,8

Виз вечерний/заочнпй 7,7 26,5 9,3

в т. ч.ссуз + всз [8,4] - -

в т.ч.ПУ + в°з [1,8] - -

Вуз несконченный 2,9 5,9 2,3

Вуадчится сейчас - 2,5 1,2

Ссуз дневной 14,3 0,9 17,4

Ссуз вечерний/заочный 1,1 Н,9 1,2

ПУ 7,4 - -

Професоиоеалоные курсы - - 4,7

ивхраеили «стартовое» образование 5,5 45,1 58,2

Иначе говоря, дея «шкильников» характерно превалирующее дневное обучение, для «ссузовцев» - небольисоо пре-оеладание вечерних и заочны1х форм, а для «ПУ-шников» -тольшой перевес обучения без оврзыва от «аботыо. Доступ к бюджетным учебнын местам иазже склады1ваеося в пользу, диежде всеио, окончивших средние школы: доля плативших «а учёбу в вузе составляла 41,9 %из чисоа обучившихся в по-поке «школа», 49,1% в вотоке ходуоо и 76,9% в потоке )сПУ». Платнов обуч ение, предоставляемое коммерческими структура-ки, фипиалам и в^бных зеведений и т. п. , чаще окаеы1 вается менее качественны™. Таким овразом, дожо если свести пред-втавлеро[е о качественном чысшем образовании только к показателям «дневное обучение» и «бюджеоные учебныее места», ао оказывается, что доступ к нему носит по большей части характер социальной селекции.

N° 2, апрель2011

«0Нкс^л^т^^1^и»1^векс^л^ь^ой<^Ц^1^1^ее:йг^8^тРя в вузах, среди них меньше лиц, не завершивших обучение (соотношение численности пол-чивших каысшае образование и имеющих оуаекторию ооуз неокопченны.й»' совтавляет в потоке «шкона» 96% к 4%, в потоке ьссуз» - 88% к 12% в в пот1©ке «ПУа - 86% к 14%). Они также чаще боз пктеуь времени и, еледоеотельно, раньше по возрасту заканчивают вузы (среди них нет, а в потоках «сси«о и «ПУ» есть те, кто спустя десять лет вс« еще являются студентами). Сегодня у молодёжи одним из приоритетов становится вопрос о карьере, забота о необ-еодимости её зарднее формировать. В выстраивании карьеры: еадержка оо времвни тракеузтся как Чарвер, как упущенные еаработки (докоды1). Вышускники средних школ, тем самым, имеют временную фору, привилегию в становлении и развитии ерофесег^он^льныис карьер.В целом, чем более значительными аказываются в совокупности первоначальною образовательные исоциальные реаурсыь ксшоингенка молодёжи (в нашем олу-иае - «образователь ных потоков»), тем успешнее складывают-ая дбразовательныое траокоирии, 'тем: £>ол:е;е; качевтвенное и более иысокого уровня образооание получают их представители.

Oб|эaзoвaтeльнаlекаaeксopаиадocлкеньоыр аoьибoьнo-пpoфeccуoрaлбныкпoииции

Выоявлеаке специфики социально-профессиональной кнтеграцик молодёжи с разлианыши стартовыеми образователь-пыкми ресурсоми позвклило установить ряд взаимозависимо-«тей между объёмом и качеством накопленные образовательные ресурсов и достигнутыоми социалоно-профессиональныти статусами. Первоначальный образовательный ресурс (соот-иосимы1й с «потоном» в сфере образования) 1с спецификаоб-зазоветельной траектории сказываются на достигаемых соци-ольно-профессиональзые позицияк- В ходе анализараздельно, по однородным группам с точки зренпя уровня достигнутого оераеования, сравнивалиск ст атусы, получаемые молодёжью аазные потоков спустя десять лет. Учиеыволось, что достижение тиго или иного професаионально-квааификационного ста-еуса отражсет итог соединения на рыонкв труда предлагаемых дкмпетенций и спроса на них, поеоому в достигаемом статусе проявляются движения профессиональной мобильности, а сана пн представляет реауизациюконкурентныох возможностей, которые создаёт та или иная образовательная подготовка с точки «ренуи уросня и профиля квалификации.

Достигшие высшего образования. Распределение спустя десяти лет по социалкно-орофессионольному статусу мо-ooдaжи разных потоков, достигшей выксшего образования, представлено на рис. 1.

Стартовавших после дневной школы высшее образование и последующая подготовка может вести в категорию творческих, научных работников (4,3%), а среди получающих высшее образование после учебы в ссузах таковых нет.

Рабочие места в негосударственном секторе, где сегодня существенно выше оплата труда, чаще получают лица с высшей подготовкой, полученной после дневной школы, нежели после ссуза.

0 .0

о

с

го

г\Г

01

100%' У:: В

: о х-т:л-::о-

А Т а -О ::‘ :;:д ИБ-10% Б«'

21,0

62,4

18,5

«11

-«■:

¿■от?

7,7

15.3

□ Руїхводі-хелі

□ Мелкие собственники

□ Служащие ■ Рабочие

_■-" Л

і ПУ»

Рис. 1. Распределение спустя десять лет по социальнопрофессиональному статусу молодёжи раоных потоков, достигшей высшего образования, %

В целом отмечаются оченл небольшие расхождения между потоками «школа» и «ссуз»: основная и практически одинаковая часть (62,4*00 и 61,1%о) того и другого контингентов молодёжи становится специалистами, на порядок меньшая часть (7,0% и 7,4%) - служащими, одновременно «школьники» получают некоторое преимущество в достижении тозиций руководителей (21,0%) против 18,5%)) и ничтожно малая их ооля (и меньштя, нежели у молодёжи потока «ссуз» - 1,6% чротив 5,6%) занимают пазиции рабочих. О конкурентных преимуществах потока «школле свидетельствуеч состав категорий руководителей и специалистов. «Школьлики» с высшим оброзованием ччще, чом «ссузовцы», достигают более высоких позиций руководителей: среди них относятся к крупным собственникам и высшему уровню управления в госсекторе 5,4%, о к низшему и среднему уровню руководства - 15,6%, тогда вак в потоке «ссув» это соотношение составляет 1,8% к 16,7%. Стартовавших после дневной школы получетие высшего образования и полледующая подголовка мтжет вести л каттгорию олорческих: научных работников (4,3%), а среди получающих нысшее обеозооанил после учебы в ссузах таковых нет. В этом, Везусловно, сказалась более высокая конкурентоспособность получивших среднее образование в дневной школе (в наиболее с«е«тижных вутох — Новосибирском государственном универ-зитету, Новосибирском государственном техническом университете — обучалось 16,1%) «школьников» и 7,3% «ссутовцев; п привлекательных отраслевых вузах экономики и права училось 5,4% молодёжи потока «школа» и никто лз ресвондентов потока «ссуз»). Рабочие места в негосударственном секторе, где сегодня существенно выше оплата труда и куда более всего птремится молодёжь, чаще получают лица с высшей подготовкой, полученной после дневной школы, нежели после ссуза:

N° 2, апрель2011

^^(^тноп^(^ниесп^п^^£^Л1^(зт^^,^ан{^тыхв1^(^(^с^1^^оре и занятых в негосударственном секторе, у «школьников» 31,7% к 26,3%, а у «ссузовцев» - 39,3% к 21,8%.

Распределение по статусам получивших высшее образование после ибучения в «стартовом» ПУ отличается от двух предыдущих потоков, с одной стороны, большей поляризацией (здесь выше доля как руководителей - 30,8%, так и рабочих - 7,7%>), с другой стороны, - меньшим соответствием достигнутых квалификационных статусов имеющемуся уровню высшего образования: доля руководителей и специалистов, статусы которых предполагаю- наличие высшего образования, в потоке «ПУ» равняется 69,3%, в сравнении с 83,4% в потоке «школа» и 79,6%) о потоке оссузс. Тот факт, что молодёжь потока «ПУ"», в отличие от других, получалт высшее образование только в вечерней и з аочной форме обучения, обусловливает «генетическую» связь достигьемых впоследствии статусов с 'теми позициями, которые она занимало изначально после выпуска из ПУ. Данные о трудоустройстве выпускников ПУ «видетельствуют, что п»лучение на «отартез рабочий квалификации, в условиях низкой оплаты труда новичков на производстве и в госсекторе, в масвивых масштабах выводило эту категорию молодых работников в сферу «ервиса и в частн ый сектор. Поэтому те, кто десять лет спустя после учёбы в вузе «тали руководителями, представленыоолько негосударствсн-ным сектором, они же достигают только уровня руководства кредним и низшим звеном!. То есть именно в этой нише - для начинающих после подготовки в ПУ в качестве квалифицированных исполнителей в частномс-кторе - получение высшего образования оказывается очень действенной «социальной возгонкой» (доля руководителей в потоке «ПУо оказывается аыш», чем у «школьииков» и «ссузовцев»), но рост ограничи-оается позициями нижнего уровня руков»дства — организаци-онн ого управления Уизн есом. Так же только в частном секторе оостбютсв места специалистов тем, кто окончил вуз после ПУ, причём получиол адекватные уровню высшей подгвтовки «обочие места и ст«тусы удаётся только части мвлодёжи этой подгруппы: становятся специалистами 30,8% (гораздо реже, уем в потоках «школа» и «ссуз»), и такая же часть (в сумме) нанимают более низвие статусы соужащих, мелких собственников и рабочих. Подобная низкая конкурентоспособность зна-пий и квалификаций молодёжи, получившей подготовку в вузе оосле ПУ , свидетельствует о том, что этот кон тингент — по нреи муществ у «новички» в поле высшей школы (дети главным обраком рабочих 1« родителей, не имеющих высшего образования) - чаще попадает в ловушки девальвированного с точки ирения качества и специализации высшего образования.

Итак, получение высшего образования после дневной школы и после обучения в ссузе открывает перед молодёжью обоих потоков относительно схожие перспективы социального и профессионально-квалификационного продвижения.

N° 2, апрель2011

Пртимпщхитет Пхлвшеет пбъёантхльтулносокапитала, накопленного при обучении в дневной школе, и его дальнейшего отнолительно более частого аакдмулирования в «элитном» секторе высшего образовония, обнаруживаются наиболее зримо о продвинутых карьерох и профессиях твороиского труда небольшой части контингента. В остальном отмеч»стся оходная еффективнотть получения высшего образования указанными дтумя еутями. Это, видимо, хо]эошо улавливается общеснвен-пым сознаниом, поскольку стратееия получения выешего образования, опосредованная намеренным выбором ссуза после воновного образования (ь качестве «промежуточного«« этап а «чёбы), являеися довольно типичной для некоторых социаль-вых групп и категорий : тех, кто ли—о осознаёт свои боле« низкие конкурентные возможности (хужс умчится в школе), либо лриентируется на использование существовавшей до сих пор и ряде ттраллей институциональной преемственности ступеней с-иднего и высшего профессионалоноло образования (например, ичебных заледений педагогического, сельскохозяйственного, и некоторых случаях технического профиля). В сравнении » получением высшего образования после окончания дневной школы или ссуза, образовательная и профессиональная тро-сктории, начинающиеся с получения ничального профессионального образования и выхода с ним на рынок труда, даже ири наращивании в дальнейшем образовательных ресурсов до уровня высшего образования дают их носителям в целом «олее ниокип позиции (почти треть имеет з»оятия, не предполагающие наличия высшего образования); и только для части занятых в неоосудлргтвенном секторе »феры услуг снздаюе возможности перехода к выполнению функций организационного ]°уководства бизнесом.

Доотигшие иреднего специального образования. Изученлл распределения по статусим молодёжи разных пото-ков со средним опециальным образованием позволяет выявить ое различия в достижениях, которые создаёт подготовка в си-отеме СПО, с одной стороны, по типу «длинного образователь-«ого пути» л на базе имеющегося среднего оНразования (после тридней школы и ср»днего ПУ) и более осознанного выбора уферы деятельности в итабшем возрасте; и с другой стороны, окороткото образовательного пути» - на основе раннего само-опредсления после н-летки и ограничения формального образования только подготовкой в ссузе (см. сравнение на рис. 2 цанных о распределениии с одной стороньс, потоков «школа» и ыПУ» и, с другой - потока «ссуз»).

Структууа распределения по социально-профессиональным статусам лиц, достигших СПО после средней школы и ПУи довольно схожа. Подготовиа в отделениях на базе сред-еего образования открывает возможности для занятия преимущественно мест служащих (59% молодёжи потока «школа» и 68,9% - потока «ПУ») и гораздо реже - мест квалифицированных рабочих (соответственно 12,8% и 18,8%). Кроме

N° 2, апрель2011

^(^т^янв1^е^1^шей(^тепени, нежели подготовка в вузе, социальной мобильности: становятся руководителями 7,7% из потока «школа» и 6,3% из потока «ПУ», при этом среди бывших школьникозесть рзководзтели как высшезо, так исреднего/низшего звена, а среди респондентов-«ПУ-шников» лишь последние. Ещё небольшой части «школьников» со средним специальным образованием удаётся устроиться на рабочие места, формально предполагающие наличие В71сшего обназованзя, — специалистов в негосударственном секторе (5,1%).

100%

БР

нв

С:

■;Н:

ОЬ:

СЕ

ш:::

;:ч

«зс

о%

7,7 ■СЛ 5.1 6,3

зе 6.3

0,1 7,7 5)Н 68,9

59

"Штле’ ■ОСИ зо

Нз -;ы ежах «С-7_.з.7:о

□ Мелкие собственники

□ Служащие ■ Рабочие

Рис. 2. Распределение спустя десять лет по социально-професзиональному статусу молодёжи разрых потоков, достигшей среднегоспециального образования

У получивших среднее сп«циальное образование в озде-лениях ни базе 9-летки и оохранивших только данный уровень формального образования на протяжетии десяти лет трудовой жизни выше, чем у обучавшихся по типу «длинного образова-лельного пути», вероятность оказаться на позициях рабечих (27, 1%) молодёжи потока «ссузя против 18,8% в потоке «ПУ»), лооткетственно относительно меньше шансов занять более масоовые позиции служащим (57-6% в сразнении с 68,9%), с также похиции мелких собственников. В этом сказывается злияние структуры подготовки по отраслям! и специальностям отделений на базо основной показы, болзе, чем в отделениях на □азе средней школы, смещённой в сторону произзооетвзнного сектора, а также проявляюзся процессы депрофессионализации м дзквалификации, затрагивающие некотовую часть молодых работников с подобной под готовкой.

Не работали на момент опроса по полученной в СПО специальности 33,з%> молодёжи потека «ссуз» (созранившей зто образование), что связано главным образом с непривлекательно низкими социальными характеристиками (в первую очередь низкой зарплатой) рабочих мест, предлагаемых на рынке труда работникам данных квалификаций. Как показывают результаты качественного исследования (интервью

Наличие большего культурного капитала (в виде предварительного среднего образования и среднего образования более высокого уровня) позволяет, получив подготовку в системе СПО, более выгодно «обменивать» её на рынке труда на рабочие места и квалификации, нежели в случае, когда специальность в ссузе приобретают, выбирая её после основной школы.

с частьюпредставителей выборки),присмене специальности и поисках подходящей работы они чаще вынуждены соглашаться на девальвацию образовательных ресурсов, понижение уровня квалификации и статуса радизанятости, обеспечивающей приемлемый заработок; при этом, такое согласие, как сравило, находит поддержку в их габитусе и социальном происхождении из рабочих. Депрофессионализация, затронувшая гораздо сильнее молодёжь потока «школа» (48,6% не ралотают по специальности, полученной т ссузе), проходила, как правило, путём конверсии совокупности образовательных ресурсов и на сопровождалась у болашинства двквааификацитй и сильным понижением статуса. В потоке «<ПУ» около половины не использующих подготовку в СПО (25ДО из 43,8%р) вернулись к первоначально полученной в училище профессии.

Таким образом, подготовка в СПО по типу «длинного образовательного пути» ведёт к болое вы соким професоиональ-но-стттвеным позициям, нежели «<короткий образовательнаїй иуть». Наличие большего культурного капитала (в виде пред-оарительного среднего орразования и среднего образования бо-нее высокого уровня) поаволяет, получив подготовку в системе СПО, более в ыгодно «<обменивать» её на рынке труда на таВа-пие места и квалифакации, нежели в случае, когда специальность в ссузе приобретают, выбирая её после основной школы.

Получившир начааьное профосеиональное образование. Наличие в качестве наивысшего уровня начального про-Сессионалоного оОр азотдни я ( см . рис. 3) отрывает перед обладателями (получившими подготовку как после средней, так и основной школы) преимущесевенно картеры либо раРочих, либо служащих: около двух пятых в том и другом потоке ста-вовятся рабочими, а служащими - столько же в потоке «< шко-са» и около трети в потаке «ПУ». Шансы выйти за пределы втих массовых позиций у окончивших ПУ на базе 9-летки связаты елавным образом с занятием мелким бизнесом (16,4% вонтингента).

0 .0

о

с

го

г\Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

■др

ь:р

60%

-Ра

;:т

0%

"Школа"

"ССУЗ"

"ПУ"

11.2 -о 16,4

44,4

зс.о

□ Руководители П Специалисты

□ Мелкие собственники

□ Служащие

□ к ■ с-, о

Рис. 3. Распределение спустя десять лет по социальнопрофессиональному статусу молодёжи разных потоков, имеющей начальное профессиональное образование

Тот факт, что самая большая доля мелких собственников отмечается у самой малоресурсной из всех трёх рассматриваемых групп молодёжи, может объясняться именно тем, что у них меньше, чем у кого-либо, любых других альтернатив социального прорыва.

Тотфамт,что самая большаядоля мелких собственников отмечается у самой малоресурсной из всех трёх рассматриваемых групп молодёжи (см.рис. 1-3), может объясняться именно тем, что у них меньше, чем у кого-либо, любых других альтернатив социального прорыва. Благодаря школьному ба-гажуобразования на базе дневной 11-летки небольшой части молодёжи пуаока «школа» (11,2%) даже при наличии только НПО удаётся достичь статусов руководителей (нижнего звена); таковых практически нет в потоке «ПУ».

Намного большие возможности социально-профессионального продвижения открывает перуд малодёжью со стартовым образованием! в объёме среднегр ПУ накопление ступень ва ступенью ресурсов формального образования (сравнение нтааусов потока «ПУ» на рис. 1-3), Етли распределение по нтатусам лиц, нвраничившихся только подготовкой в НПО, даёт пропорции«двепятьех рабочих + одна треть служащих + одна ш«стая мелких собственников», то повысившие уровень вбразования до СПО представлены преимущественно служащи-ди (до свми из десяти) , а также рабочими (почти одна пятая); а из дестигших высшего образования более трети становятся дуководителями низшего анена, менее трети - специалистами 15%г — служащими и вдгое меньше — рабочими. "Таким образом, изучение образовательных и профессиональных траекто-дий выпускников средних ПУ позволяет вскрыть значительную эффективность среднего НПО. Этот результат - важный оргумент в сегодняшней дискуссии о реформировании системы профтехподготовки: сохранять ли в НПО длительные программы обучения, включающие предгставлгние ротя Вы сокращённого объема среднего образования, или переходить на короткие программы, ориеноирооанные талько на быстрое получение Фвалификации, актуальной для рынка труда. Немедленный фрямой экономическийрезультот действия таких краткосроч-ных программ вполне очевиден. Вместе с тем, нельзя не учи-мывать не только тактические, нов стргтегичесгие, латентные социальные эффеквы. Наряду с ееорошо известной социальной функцией, квтврую выполнают средние ПУ, удерживая в си-«теме образования и предостявляя подготовку социально «трудному» контднгенту молодёжи, они, как показывают результаты исследоеания, оафеввают ей перспективии, предоставляют возможности еоциального продвижения, тем самым улучшают сё положение е социетальном плане.

о

.0

о

с

го

г\Г

О!

Нидоплениеоёиазоватедьиых кесураов и иоциклсное гамочувюмвие

Накапление обрмзоваетльного потенциала предопределяет не только объективное социальное положение респондентов, но существенно сказывается на субъективном самоощущении

Наряду с хорошо известной социальной функцией, которую выполняют средние ПУ, удерживая в системе образования и предоставляя подготовку социально «трудному» контингенту молодёжи, они открывают ей перспективы, предоставляют возможности социального продвижения, тем самым улучшают её положение в социетальном плане.

и скмототнкам.ПоолеактсФолрьммтттлаплкмере молодёжи потока «школа». Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы жизнью в целом?» молодёжи с разным объёмом накопленных рбргзовагельных ретурсов (см. табл. 4) показывают, что оценки ао шкалам «удовлетворённости / не удовлетворённости» рас-оредтляются по мере роста уровни оеразования пракаически в линейной зависимости. Больше всего «совсем не удовлетво-Рвнных» и «не удовлетворённых» среди наименее образован-ных (соответственно 6,3%о и 1В«,5><дт лиц со средним общим образованием), на следующей образовательной ступеньке (среди имеющих начальнои профессиональное образование) — концентрация ответов (55,6‘Ко) на оценке «срекияя удовлетворён-иость>е, с подъёмом ещё на одну ступень достигнутого образования оценки сосредотачиваются на позиции «удовлетворён» (59,0%о 'тех, кто имеев среднее профессиональное образование) д самые высоковбразованные чаще всего отмечают оценку «вполнв удовлетворен» (51,9%о молтдёжи с высшим и более высоким образованием).

Таблица 4

«<Удовлетвоеевьл ли жизнью в целом» о завитимос™ от древня доетигнутого образования, % от числа ответивших по подгруппам, поток «школа»

Удовлетворены ли жизнью в целом Уровень достигн^огоеКгазования;

Среднео общее Начальное професеи- ональное Среднее професси- ональное Высшее, два высших, аспирантура

Сое сем не удовлетворён 6,3 0,0 0,т 1,0

кендовлеёворён 12,5 5,6 2,и 0,5

Средне 37,5 55,6 в,7 7,0

Удовлетворён 37,5 16,7 59,о 40,6

Вполнгутдовлетворён 6,3 22,2 30,8 51,9

Итого 100,0 10Д,0 100,0 100,0

На оценки удовлевворённости жизнью влияет не только формальное, но и дополнительное образование. У получавших дополнительное образование, р аривнении с не получившими

гН

вго, рдспределение по шкалам «удовлетворённости / не удов-петвопённости» оказывается с заметным сдвигом в пользу оценок большей удовлетворёмности.

Положительно! воздействие накопления человеческого капитала на самооценки - устойчивая тенденцияи Зависимость, дналогичеая той, что была продемонстрирована для показателя «удовлетворённости жизнью в целом», обнаруживается и на примере других показателей социального самоощущения.

.0

о

ГМ

О!

У получавших дополнительное образование, в сравнении с не получившими его, распределение по шкалам «удовлетворённости / не удовлетворённости» оказывается с заметным сдвигом в пользу оценок большей удовлетворённости. Положительное воздействие накопления человеческого капитала на самооценки - устойчивая тенденция.

О

.0

о

е

пз

г\Г

О!

Тетпоадяттотспрктшолль:«ДоТллаялк в жизни большего, чем родители?». Распределение ответов по подгруппам с разным уровнем образования показало линейную зависи-ность, где пвкярными о казываютоо положения двух подгрупп: аолтшинство лиц с обиаим срвдним образо вааием отвечают на гтот вопрос «скорее нет» (37,5%) и «нео» (37,5%)° а подавляющая часть тех, кто имеет высшее образование, выбирают от-реты «скорее да» (32,8%«) и «да» (54,8%о). 'У промежуточных образовательных подгрупп в распредилении ответов праявля-ются те же тенденции: у лиц с начальным профессиональным обуазованием 44,4% ответвв «скорее нто» и 22,2% - «скорее ца», а в^< у к ого среднеа првфесс«oнальнoе образование, от-иочают «скорке да» (38,5%) и «да» (411%)). У получавших до-волнительное образование в сравнении с не получавшими его ^блюдается заметное смещение в сторону положительных дтветов.

Похожим образом складывается распределение отие-иов на вопрос «Если бы Вы сегодня заканчивали школу, то довторили бы Вы свой жизненный путь?». Лица со средним збщим образвванием в 60% случаев отмечают «в корне бы всё дзменил»; те, у кого начальное профессионельное образование, н 55,6% случаев - «иое-что бы изменил»; молрдёжь со средним профессиональным (51,3%) - «всё бы повторил»; тот же ответ выбирают ещё чаще те, кто получил высшее образование (70,3 %). Среди получавших дополнительное образование 64,3 % осееаили «всё бы повторил» и 6% - «в корне бы всё изменил»; в то время как среди тех, кто такого образования не получал, это соотношение - 47о1% к 18°8%.

Выстраивание профессиональной карьеры всё более саиссит от1 того, насколько интенсивно и целенаправленно молодёжь накапливает знания, навыки, квалификации - всё со, чти в совокупности определяееия как человеческий капи-таи. При этом группы мол одёжи с различными начальными стартовыми ресурсами среднего образования располагают не одинаковыми реалвными возможностями последующего накопления образовательных ресурсов — повышения формального у^азовиния, обращения к дополнительному обучению, выстра-нвания тзпдв образовательных путей, которые вели к тем или иным достижениям. Чем ботее значительными окаеыеаются в сххвокупносви певвoначул«ные образовательные и социальные ресурсы контингента молодёжи, тем успешнее складываются дбразовательные троектории тем более качвственпое и более высокого уровня образование получают их представители. Нделиченде объёма и качества образовательных ресурсов сопровождается восхождением молодёжи по ступеням социально-ирофессионального статуса, между тем на это позиционирова-кие достаточно длительно сохраняют своё влияние различия дервеначальных ре сурсов «старт овоао» образования и социальных характеристик разных групп молодёжи. Одновременно инвестиции в человеческий капитал, особенно в образование,

щкмо^?^т выаяты,тссакяашоыьятпосрсдаявекно с доходами, а выражающиеся, в частности, в повышении социальной самооценки личности.

Библиографичеекийсписик

Чем более значительными оказываются в совокупности первоначальные образовательные и социальные ресурсы контингента молодёжи, тем успешнее складываются образовательные траектории, тем более качественное и более высокого уровня образование получают их представители.

0 (N

.0

О

Œ

е

ПЗ

Г\Т

01

1. GCalland, О. Sociologie de la jeunesce. L’enCree dane la v(e. -Paris: Armand Colin, 1991.

2. I^es jeungs et les artres (Contribuions des sciences de l’homme a la question des jeunes, coordonnйes par François Proust). — Paris, 1985.

3. Schulte, T.WO The Econom.c "Value of Eduoation. — N.Y.: Columbia University Press, 1963.

4. Becker, G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. — N.Y.: NationalBureau of Economic Research, 1964.

5. Беккере Г.С. "Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

6. Дгбрынин А.И., Дятлов С.А., ЦБфенова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оцен-ка,эффективность кспользования. — СПб.: Наука, 1999.

7. Вознесенская Е.Д., Хохлушкина Ф.А. Образовательные и профессиональные траекто]эии выпускников учебных заведений довузовского профессионального образования // Социология образования. 2009, № 2.

8. Когда наступает врем я выбора. Устремления молодёжи и первые шаги после окончания учебных заведений ( Отв. ред. Г.А. Чередношенко. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2001.

9. Константиновский Д. Л., Черодниченко I1. А. Система образования: отккытые двкри или дифференциация воамож-несией? /В Россие реформирующаяся. Ежегодник-2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. - М.: ИС РАН, 2003.

10. Образование is наука в процоссе реформ. Социологический аналиБ / Ред.-сост. Д.Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. — М.: ЦСП, К003.

11. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональное траектории выпускников средних школ // Социология образования. 2009, №° 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.