Научная статья на тему 'Система образования и пути молодежи'

Система образования и пути молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
959
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ВЫПУСКНИКИ ОСНОВНЫХ И ПОЛНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ / GRADUATES FROM BASIC AND HIGH SCHOOLS / ПРИНЯТЫЕ В СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENROLLEES IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / ПРИНЯТЫЕ В СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ENROLLEES IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чередниченко Галина Анатольевна

Анализируются пути молодежи через формальные организации системы образования. Структура системы образования в той мере, в которой она поддается практике внешнего регулирования, задается потребностями развития экономики и общества. Одновременно молодежь, выступая в качестве субъекта образования, реализует собственные интересы, установки и избирательность. Избирательность поведения превращается в составляющую изменений структурных элементов образовательной системы. В совокупности это определяет то, как молодежь проходит через формальные организации образовательной системы. Анализ ведется на данных государственной статистики в хронологии 1990-х-2000-х гг. и последующих лет. Приводятся показатели получения городской и сельской молодежью основного и полного среднего образования, воздействия на них демографического фактора (изменения численности соответствующих возрастных когорт), распределения молодежи по образовательным потокам после окончания 9 и 11 классов школы. Характеристики приема в систему среднего профессионального образования по программам подготовки рабочих и служащих и специалистов среднего звена рассматриваются в ракурсе разных отделений обучения и уровня образования, с которым поступают в систему СПО. С тех же позиций анализируется динамика приема в учебные заведения системы высшего образования; показаны существенные различия в характеристиках принимаемых на очные и заочные отделения обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION AND MODERN YOUTH’S PATHS

Paths of youth through the formal organizations of the education system are analyzed. The structure of the education system, to the extent that it is itself influenced by the practice of external regulation, is determined by needs of the economy and society. At the same time, young people, acting as a subject of education, implement their own interests, attitudes and selectivity. The behavior’s selectivity turns into a component of changes of structural elements of the educational system. Together, this determines how the youth goes through the formal organizations of the educational system. At the state statistics in the history of the 1990-s 2000-s and subsequent years analysis is conducted. We give indices how the urban and rural youth achieve the basic and high school education, the impact of the demographic factor (changes in the number of the relevant age cohorts), the distribution of youth throughout educational tracks after 9 and 11 school classes. Features of admissions to the secondary vocational education (training programs for workers and employees, and training programs for mid-career professionals) are seen from the perspective of the different departments of learning and level of education, which have enrollees. From the same standpoint, the dynamics of admissions to educational institutions of higher education are analyzed; significant differences in the characteristics of full-time and correspondence learning departments are shown.

Текст научной работы на тему «Система образования и пути молодежи»

ЧЕРЕДНИЧЕНКО Галина Анатольевна, доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН, Москва E-mail: [email protected]

Российская система образования

и пути современной молодежи

Аннотация. Анализируются пути молодежи через формальные организации системы образования. Структура системы образования в той мере, в которой она поддается практике внешнего регулирования, задается потребностями развития экономики и общества. Одновременно молодежь, выступая в качестве субъекта образования, реализует собственные интересы, установки и избирательность. Избирательность поведения превращается в составляющую изменений структурных элементов образовательной системы. В совокупности это определяет то, как молодежь проходит через формальные организации образовательной системы. Анализ ведется на данных государственной статистики в хронологии 1990-х—2000-х гг. и последующих лет. Приводятся показатели получения городской и сельской молодежью основного и полного среднего образования, воздействия на них демографического фактора (изменения численности соответствующих возрастных когорт), распределения молодежи по образовательным потокам после окончания 9 и 11 классов школы. Характеристики приема в систему среднего профессионального образования по программам подготовки рабочих и служащих и специалистов среднего звена рассматриваются в ракурсе разных отделений обучения и уровня образования, с которым поступают в систему СПО. С тех же позиций анализируется динамика приема в учебные заведения системы высшего образования; показаны существенные различия в характеристиках принимаемых на очные и заочные отделения обучения.

Ключевые слова: молодежь, образование, выпускники основных и полных средних школ, принятые в систему среднего профессионального образования, принятые в систему высшего образования.

Cherednichenko Galina Anatoljevna, Doctor of Sociology, Leading Researcher, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Russian system of education

and modern youth's paths

Abstract. Paths of youth through the formal organizations of the education system are analyzed. The structure of the education system, to the extent that it is itself influenced by the practice of external regulation, is determined by needs of the economy and society. At the same time, young people, acting as a subject of education, implement their own interests, attitudes and selectivity. The behavior's selectivity turns into a component of changes of structural elements of the educational system. Together, this determines how the youth goes through the formal organizations of the educational system. At the state statistics in the history of the 1990-s — 2000-s and subsequent years analysis is conducted. We give indices how the urban and rural youth achieve the basic and high school education, the impact of the demographic factor (changes in the number of the relevant age cohorts), the distribution of youth throughout educational tracks after 9 and 11 school classes. Features of admissions to the secondary vocational education (training programs for workers and employees, and training programs for mid-career professionals) are seen from the perspective of the different departments of learning and level of education, which have enrollees. From the same standpoint, the dynamics of admissions to educational institutions of higher education are analyzed; significant differences in the characteristics of full-time and correspondence learning departments are shown.

Keywords: youth, education, graduates from basic and high schools, enrollees in secondary vocational education, enrollees in higher education.

Жизненный старт молодежи, ее образовательные и профессиональные пути складываются под воздействием существующей системы образования, которая предварительно формирует работника и гражданина. В идеале система образования в соответствии с нуждами сегодняшнего производства

и общества, а также ориентацией на перспективные потребности должна готовить кадры разного профиля и уровня квалификации, закладывать компетенции, дающие возможность успешной деятельности в новых условиях труда и социальной жизни. В условиях динамичного мира эта подготовка должна отвечать глобальному вызову, диктуемому начавшимся переходом к постиндустриальному циклу развития. В силу автономности и инерционности своего развития система образования подстраивается с разной степенью адекватности к этим требованиям и в главном отвечает на запросы рынка труда и общества. Для самих юношей и девушек жизненный старт превращается в серию опций (актов выбора и реальных шагов) по ходу своей образовательной (и связанной с ней — профессиональной) траектории, то есть решений, которые зависят от уже имеющегося образования и воплощаются в его повышении, накоплении разнообразных образовательных ресурсов, обращении к дополнительному обучению и переобучению.

Уже стала расхожей метафора системы образования как совокупности «лифтов» [Шубкин 1979: 17; Константиновский, Вахштайн, Куракин 2013: 29 ХХ; Степанцов, Кузьминов 2012: 104] со сложной и многообразной организацией входов, выходов, переходов; лифтов, каждый из которых способен поднять или затруднить перемещение «пассажиров» на разные этажи в иерархии образовательных (и стоящих за ними — социальных) позиций. При этом признается наличие иерархичности отдельных ступеней образования: наивысший ранг придается высшему образованию, далее следует среднее профессиональное и затем профессиональное обучение (до самого последнего времени эту роль выполняло начальное профессиональное образование). Реализация возможностей использования «лифтов» требует от «пассажиров» не только определенных усилий, воли, но и соответствующих способностей. Поэтому результат во многом зависит от первоначально полученного образования, которое в значительной степени влияет на характер и уровень социальных ориентаций, определяя в конечном счете складывающиеся образовательные и профессиональные пути.

Структура, нормы и правила системы образования в той мере, в которой они поддаются практике внешнего регулирова-

ния, задаются организацией экономики и общества, требующей сегодня как обеспечения базовых потребностей рынка труда в соответствии с нынешним уровнем развития производства и социума, так и ориентации на перспективные нужды (диктуемые начавшимся переходом к постиндустриальному обществу, функционирующему в условиях короткоживущих знаний и технологий, гибких и нелинейных организационных форм производства и социальной сферы, необходимости в креативном и инициативном человеке как важнейшем ресурсе экономического и социального развития). С одной стороны, именно эти факторы очерчивают основные количественные параметры структуры системы образования, соотношения в численности молодежи среди возрастных когорт, получающей основное и среднее образование, отдельные уровни профессионального образования, конкретные направления подготовки и виды занятий и т.д. Теми возможностями, которые перед молодежью открывают формальные институты системы образования, во многом определяется формирование ее образовательных путей.

С другой стороны, сама реализация возможностей молодежи в сфере образования предстает как осуществление образовательных потребностей в виде серии опций, то есть выбора на разных этапах траектории среди элементов инфраструктуры образовательной системы. Выступая в качестве субъекта образования, молодежь проявляет собственные интересы, установки и избирательность. В условиях, когда одними из основных принципов государственной политики в сфере образования становятся как «свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека», так и «автономия образовательных организаций» [Федераль-ныйзакон... 2012], сама избирательность поведения молодежи в сфере образования превращается в составляющую изменений структурных элементов образовательной системы. Опции молодежи после получения основного и полного среднего образования (между продолжением образования в разных типах учебных заведений), опции в системе профессионального образования (между уровнями образования, формами обучения, направлениями обучения, специализациями, учебными программами и т.д.) становятся составляющей изменений образовательной инфраструктуры.

Именно этот взаимосвязанный процесс определяет то, как молодежь проходит через формальные организации образовательной системы и как в наиболее общих чертах складываются ее образовательные пути.

Основное общее образование

В сегодняшней образовательной системе окончание основного общего образования является тем временны м и институциональным этапом, на котором происходит первая развилка образовательных путей молодого поколения: осуществляется выбор между отдельными типами средних учебных заведений и учреждениями профессиональной подготовки.

Этот выбор является во многом решающим. Здесь, по сути, происходит разделение на два основных пути. Путь условно «академический» — поступление в 10 класс средней школы, окончание которой ведет в дальнейшем большинство выпускников в высшую школу, и путь «неакадемический», в ходе которого юноши и девушки выбирают учебу в техникумах, колледжах, технических лицеях и получают подготовку специалистов среднего звена или квалифицированных рабочих и служащих. Альтернатива второго пути никогда не была и не является сегодня социально стигматизированной. Как показали результаты нашего лонгитюдного исследования 1998—2008 гг., после получения подготовки специалиста среднего звена более трети молодежи сразу переходит на учебу в вузы, а спустя 10 лет почти половина имеет высшее образование; из получивших профессии квалифицированных рабочих сразу переходят к подготовке по специальностям среднего звена десятая часть, а спустя 10 лет 14% имеют высшее и 17% среднее специально образование.

Рассмотрим на данных государственной статистики важнейшие показатели этого этапа образовательного пути. Какая доля возрастной когорты в разные времена достигала окончания дневной основной школы? Рассчитаем удельный вес выпускников 9-х классов школы в общей численности родившихся 15 лет назад. Именно этот возраст у большинства представителей когорты является сроком окончания основной

школы. Пренебрегая показателями смертности, будем считать, что мы имеем данные о доле оканчивающих указанное учебное заведение относительно условной возрастной когорты 15-летних. В позднесоветский период доля молодежи, получавшей, как тогда называлось, неполное среднее образование, сохранялась на достаточно высоком уровне (93—94% условной возрастной когорты). В перестройку и первое постперестроечное время (на фоне медленного роста численности ежегодных возрастных когорт) наблюдался сначала заметный спад охвата молодежи 9-летним образованием (с 94,5% в 1988 г. до 83,3% в 1994 г., на который пришелся минимум), а затем чуть менее интенсивный (вплоть до рубежа XXI в.) подъем. В нулевые годы XXI века происходил быстрый подъем показателя «добегания» возрастной когорты до окончания основной дневной школы: в 2004 г. он достиг 95,3% и остается в среднем на этом уровне вплоть до последних лет. В увеличении доли возрастной когорты, оканчивавшей основную школу после 2002 г., сказалось то, что молодежь соответствующих возрастов становилась все более и более малочисленной (падение числа условно 15-летних в 2002 г. с 2,5 млн человек до 1,4 млн в 2010 г.) [Демографический ежегодник. 2001: 133; Демографический ежегодник. 2015: 37; Образование в Российской. 2014: 235; Первичные данные.].

Динамика численности выпускников основной дневной школы, как в городах, так и в селах, на протяжении последних более чем двадцати лет определялась главным образом демографическим фактором (см. рис. 1): кривые численности тех, кто оканчивал 9-е классы в городских и сельских школах, в целом повторяют изображение кривой численности условной когорты 15-летних. Вместе с тем, в период роста численности 15-летних с 1990 по 2002 гг. на 18,7%, увеличение числа выпускников основной школы в городах составило 23,7%, а в селах — 31,6%. Это вело к увеличению доли охвата сверстников основным образованием, причем на селе данный процесс шел интенсивнее, чем в городе. В следующий период — с 2002 по 2008 гг. — произошел наиболее резкий спад численности 15-летних — на 45%. Однако численность городских выпускников 9-летки снизилась на 42,4%, а сельских — на 33,5%. То есть в условиях малочисленности сверстников шансы «добегания» до окончания основной школы к рубежу 2010-х гг. у

3000

0 -\-1-1-1-1-1-I-1-1-1-1-1-1-1-1-

1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Рис. 1. Численность условной возрастной когорты 15-летних и выпускников 9-х классов городских и сельских

дневных школ, тыс. чел. Источники: Демографический ежегодник... 2001: 133; Демографический ежегодник... 2015: 37; Образование в Российской. 2003: 117; Образование в Российской. 2010: 243; Образование в Российской.

2012: 224; Образование в Российской. 2014: 253.

всей молодежи увеличились, причем у сельских школьников они возросли сильнее, чем у городских. Таким образом, за весь рассматриваемый период, по разным причинам, шансы достичь школьной ступени основного общего образования у последовательных поколений юношей и девушек увеличивались, причем больший рост наблюдался на селе. Как свидетельствует кривая численности условной когорты 15-летних после минимума в 2014 г. в дальнейшем численность сверстников начнет медленно возрастать. Соответственно, можно ожидать увеличения численности выпускников основной школы.

До рубежа веков сельские школьники после окончания 9-го класса чаще, чем городские, оставались продолжать образование в 10-х классах средней школы (см. рис. 2), что было, видимо, во многом связано с нежеланием, главным образом, родителей рано — в 15 лет — отпускать детей на учебу в ССУЗы и ПУ, которая означала отъезд из родного села. В 1998/1999 учебный год доля

70 -

66.3

Городские школы

50 -

65 -

60

55 -

45 -

49,5

40 -

35 -

30

Рис. 2. Доля учеников, поступивших в 10-й класс, из числа окончивших 9 класс, %

Источники: Образованиев Российской. 2007: 247; Образованиев Российской. 2010: 242; Образование в Российской.

2012: 223; Образование в Российской. 2014: 252.

переходящих в 10-й класс в городских и сельских школах сровнялась и составила 66,3%. Этот показатель у городских школьников снизился к 2013/2014 гг. до 60,2%. У сельской молодежи процент продолжающих обучение в средней школе все эти годы более сильно снижался и упал до 49,5% к 2013/2014 учебному году. Можно указать следующие факторы более резкого снижения приема в 10-й класс в сельской местности. Во-первых, он был связан с реструктуризацией сельских школ, начавшейся в 2001 г. Частью этой реформы была реорганизация учреждений среднего полного образования в учреждения основного общего образования, т. е. превращение полных средних школ в девятилетки [Постановление Правительства.]. В результате учащиеся на селе стали чаще переходить в систему СПО или продолжать обучение в 10-м классе в ближайших городах. Во-вторых, в заметном спаде доли учеников, перешедших в 10-й класс, с 2007 по 2009 г., по всей видимости, сказалось введение ЕГЭ и стремление части учеников и их родителей воспользоваться возможностями поступления в вузы без сдачи ЕГЭ после получения среднего профессионального образования. Кроме того, здесь проявилось и воздействие демографического фактора.

Малочисленность сверстников, как выше было отмечено, повысила шансы выпускников 9-летки на поступление в образовательные учреждения системы среднего профессионального образования (СПО). В таблице 1 приведены данные об отношении численности принятых по двум программам подготовки в СПО к численности населения в возрасте 15 лет.

Таблица 1

Прием в образовательные учреждения СПО по программам подготовки,

в % от численности населения в возрасте 15 лет

Программы подготовки Программы подготовки

Год квалифицированных специалистов среднего

рабочих и служащих звена

2000 34,2 35,1

2005 32,0 39,7

2010 42,3 49,0

2011 39,1 48,5

2012 38,6 50,8

2013 33,9 47,8

Источник: Образование в Российской...2014: 23.

В период резкого спада численности сверстников коэффициент приема возрос с 2000 до 2010 гг. по программам подготовки квалифицированных рабочих с 34,2до 42,3%, а по программам подготовки специалистов среднего звена — с 35,1 до 49,0%. Даже с учетом того, что в последующие годы в результате снижения приема в СПО (более сильного по подготовке квалифицированных рабочих и служащих) эти коэффициенты несколько уменьшились, шансы молодежи поступить на обучение в систему СПО остаются высокими.

Материалы мониторинга НИУ-ВШЭ — панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» — дают возможность представить структуру планов молодежи, оканчивающей 9-летку1. На рис. 3 представлены ответы на вопрос

1 В работе использованы предоставленные НИУ-ВШЭ данные панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП — http://trec.hse.ru/). Исследование осуществлено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ-ВШЭ. Выборка 1-ой волны национальной панели (9-классники 2011/2012 уч. года) составляет 3377 человек, выборка 2-ой волны национальной панели (осень 2013 г.) составляет 4893 человек.

57,6

Учиться в 10 Учиться в НПО Учиться в СПО Работать Другое Пока не решил

классе

■ Городские школы ■ Сельские школы

Рис. 3. Планы после окончания 9-го класса, городские и сельские школы, 2011/2012 уч. год, 1-я волна национальной панели, %

«Что Вы собираетесь делать после окончания 9-го класса?» молодежи городских школ в сравнении с их сельскими сверстниками. Как видим, в планах на продолжение учебы в 10-м классе соотношение доли городских школьников (57,6%) и доли сельских школьников (47%) оказывается аналогичным тем данным, что демонстрировали материалы государственной статистики. Учтем, что в годы проведения мониторинга система начального профессионального образования (НПО) существовала отдельно от системы среднего профессионального образования (СПО), и поэтому информация в обследованиях фиксировалась в соответствии с тогдашними названиями. Учиться после окончания 9-го класса в НПО и СПО стремилось больше сельских, чем городских школьников. Причем селяне даже чаще выбирали путь получения профессии квалифицированного рабочего (22,1%), чем специалиста среднего звена (15,7%).

При распределении юношей и девушек после окончания 9-го класса основной школы (см. рис. 4) в самом начале 1990-х гг. чуть больше половины выпускников 9-летки (53,8% в 1991 г.) продолжали обучение в дневной средней школе, существенная часть (28,6%) поступала в учебные заведения системы НПО и небольшая часть (13,6%) — в средние специальные учебные заведения. К 2000 году на фоне небольшого роста

1991 2000 2009

Рис. 4. Распределение молодежи, окончившей основную дневную общеобразовательную школу, по образовательным потокам Источник: Первичные данные, официально предоставленные в 2008-2011 гг. Отделу социологии образования ИС РАН Федеральным агентством по статистике РФ

численности возрастной когорты средняя школа увеличила охват молодежи, оканчивающей основную школу, с половины когорты до двух третей. В нулевые годы под влиянием, с одной стороны, спада численности соответствующих возрастных когорт, с другой — увеличения численности приема в СПО и существенного снижения в НПО, происходят перемены в распределении по учебным потокам. Снижается удельный вес тех, кто идет учиться в 10-е классы, особенно в самое последнее время (с 66,8 до 57,5% с 2000 по 2009 г.), а поступающих в ССУ-Зы становится все больше (рост соответствующего показателя с 11,7 до 23,4%). В этом находит отражение распространение среди части идущих на учебу в ССУЗы стратегии их выбора в качестве альтернативного пути последующего поступления в вузы (льготные условия поступления по некоторым специальностям и учебным заведениям). Основное перераспределение между учебными потоками осуществляется за счет увеличения потока «поступившие в ССУЗы» и уменьшения потока «поступившие в 10-е классы». На этом фоне относительная численность идущих учиться в систему НПО падает несущественно (с 21,0% в 2000 г. до 19,0% в 2009 г.), что соответствует медленному

спаду приема в средние ПУ, куда поступают главным образом выпускники 9-летки.

Полная средняя школа

В динамике численности выпускников полной средней школы также проявлялось воздействие демографического фактора. С 1986 г. начался и продолжался вплоть до 2004 г. подъем демографической волны, то есть наблюдался ежегодный небольшой, но неуклонный рост численности условной когорты семнадцатилетних с 1 млн 848 тыс. в 1986 г. до 2,5 млн человек в 2004 г. (см. рис. 5). Далее, в течение шести лет происходил резкий спад численности — до 1 млн 379 тыс. чел. к 2010 г. и на 2016 г. пришелся минимум, после которого начнется медленное возрастание численности семнадцатилетних — потенциальных выпускников полной средней школы. На этом фоне показатель «добегания» молодого поколения до выпуска из полной средней школы (доля молодежи, оканчива-

3000

О Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1—

СПСЛСЛС^а^ООООООООООтНтНтНтНтНтНтНтНтНтНгд

а^слслслачооооооооооооооооооооо

Рис. 5. Численность условной возрастной когорты 17-летних и выпускников 11-х классов городских и сельских дневных школ, тыс. чел. Источники: Демографический ежегодник...2001: 133; Демографический ежегодник...2015: 37; Образование в Российской...2003: 117; Образование в Российской...2010: 243; Образование в Российской.2012:

224; Образование в Российской.,.2014: 253.

Рис. 6. Распределение выпускников дневной полной средней школы по учебным заведениям

Источник: Первичные данные, официально предоставленные в 2008-2011 гг. Отделу социологии образования ИС РАН Федеральным агентством по статистике РФ.

ющей дневную среднюю школу в сравнении с теми, кто двумя годами ранее завершил основное общее образование) в самом начале 1990-х несколько снижался (с минимумом в 47,8% в 1993 г.), далее вплоть до 2004 г. происходил заметный рост данного показателя (с 48,0 до 62,6%). Рост требований к претендентам на рабочие места в отношении квалификации, уровня общей и профессиональной подготовки стимулировали родителей и их детей увеличивать инвестиции в образование, в том числе в дневное среднее, которое открывает широкий доступ к последующим образовательным карьерам. В самые последние годы возросший конкурирующий выбор учебы в ССУЗах выпускников 9-летки и начавшийся спад численности возрастных когорт сопровождался небольшим уменьшением показателя «добегания» до выпуска из дневной средней школы (57,2% в 2013/14 г.).

В распределении молодежи после окончания дневной средней школы в течение двух десятилетий произошли кардинальные перемены (см. рис. 6). На рубеже советской и пореформенной эпох более двух пятых ее выпускников вынуждены были сразу выходить на рынок труда, не получая никакой профессиональной подготовки. В 1990 г. лишь 29,5% молодых

людей попадали на учебу в вузы и еще 21,0% — в ССУЗы, незначительный процент (5,6%) поступал в ПУ В течение 1990-х годов на фоне постепенного роста численности возрастной когорты и развития подсистем профессионального (главным образом высшего) образования охват молодежи различными формами послешкольного образования существенно расширился. К 2000 году лишь 17,9% выпускников начинали свою трудовую биографию сразу после школьной скамьи, а большинство шли получать профессиональную подготовку. Прирост числа продолжающих образование происходил прежде всего за счет увеличения численности и удельного веса (с 29,5 до 44,9%) молодежи, поступавшей в вузы. Росли численность и процент тех, кто поступает в ССУЗы (с 21,0 до 25,9%). Увеличились также численность и доля молодежи, идущей после средней школы в ПУ (соответственно с 5,6 до 11,3%). То есть к рубежу столетий для оканчивающих дневную среднюю школу стали типичными траектории, связанные с продолжением образования сразу в год ее окончания.

Распределение молодежи, оканчивающей дневные средние школы в нулевые годы XXI века, проходило на фоне продолжавшегося вплоть до самых последних лет расширения системы высшего образования и резкого снижения численности возрастной когорты в последние годы (к 2010 г. соотношение выпускников дневных средних школ и численности приема в дневные вузы стало очень близким: 756,3 и 659,6 тыс. человек) [Образование в Российской...2014: 235, 360]. В результате за нулевые годы существенно возросла доля выпускников дневной средней школы, поступающих в вузы. С 2000 по 2006 г. доля поступивших в государственные вузы увеличилась почти на 12,2 п.п. (с 44,9 до 57,1%), а только с 2007 до 2010 г. уже на 16,4 п.п. (с 54,3 до 70,7%). Именно выпускники дневной средней школы, оканчивающие ее в текущем году, составляют большинство принятых в государственные дневные вузы (от 79 до 81%% на протяжении нулевых годов XXI века). Компенсаторно снизился удельный вес выпускников дневной средней школы, поступавших в ССУЗы (25,9% в 2000 г., 23,3% в 2005 г., 19,8% в 2010 г.) и ПУ (11,3% в 2000 г., 8,1% в 2005 г., 3,9% в 2010г.) — на фоне общего снижения приема в НПО) [Первичные данные.].

НПО или СПО: программы подготовки рабочих и служащих

Вплоть до самых последних лет массовым каналом профессиональной подготовки не столько для выпускников дневных средних школ, сколько для иных контингентов молодежи было начальное профессиональное образование. В соответствии с законом «Об образовании в РФ» 2013 года часть учебных заведений НПО перешла в систему среднего профессионального образования, а другая часть реорганизована в структуру, обеспечивающую профессиональное обучение. Эти перемены явились результатом преобразований, происходивших в системе НПО за два последних десятилетия. За сокращением государственных инвестиций последовало прежде всего резкое уменьшение численности принятых на учебу по всем профтехучилищам: падение наблюдалось в первой половине 1990-х гг. (с 1252 тыс. в 1990 г. до 928 тыс. в 1995 г.) и далее после некоторой стагнации — в период с 2003 до 2010 г. (823 тыс. — 426 тыс. человек соответственно). Одновременно шла реструктуризация учебных заведений НПО. Удельный вес дневных и средних ПУ среди всех профтехучилищ повысился: соответственно в 1990 г. 68,8 и 49,5% от общего приема в 2003 г. — 85,8 и 74,9%, в 2010 г. — 92,5 и 80,5% [Народное хозяйство. 1990: 115; Образование в Российской. 2007: 305; Первичные данные.].

Ныне такого рода подготовку статистика фиксирует как деятельность образовательных организаций среднего профессионального образования, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Соответствующие показатели численности принятых продолжают существенно снижаться в самые последние годы: с 2010 по 2013 гг. с 609,4 до 451,3 тыс. человек [Образованиев Российской. 2014: 299]. В условиях малочисленности возрастных когорт молодежи, когда шансы доступа в вузы и ССУЗы возрастают, подготовка по профессиям квалифицированных рабочих и служащих становится уделом все уменьшающейся части поколения. Соотношение численности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих в системе СПО к численности населения в возрасте

15-17 лет снизилась с 22,5% в 2010 г. до 19,4% в 2013-м [Образование в Российской. 2014: 300].

Главными потребителями образовательных услуг по программам подготовки рабочих и служащих являются выпускники девятилетнейи отчасти полной средней школы. В распределении принятых по уровню образования основную часть контингента устойчиво составляли имеющие неполное среднееобразование (66,4% в 1995 г., 66,7% в 2010 г. и 79,9% в 2013 г.) и около четверти приема (в 2013 г. — одна пятая) приходилось на лиц с полным средним образованием [Образование в Российской. 2014: 304; Первичные.]. Среди принятых с основным образованием преобладают (восемь из десяти) выпускники 9-летки текущего года, а в ПУ на базе полного среднего образования выпускники текущего года представлены реже (четверо из десяти). Кроме того, среди принятых в ПУ сохранялась, хотя и небольшая, доля молодежи, не имеющей даже основного образования (7,7% в 1995 г. и 8,3% в 2010г.) [Первичные данные.].

СПО: программы подготовки

специалистов среднего звена

Следующим каналом профессиональной подготовки, пользующимся неизменной популярностью у молодежи, особенно из массовых слоев населения, является система среднего профессионального образования, осуществляющая образовательные программы подготовки специалистов среднего звена. Конкурс при приеме в ССУЗы в течение нулевых годов был максимальным в 2003 г. — 153 человека на 100 мест, а затем стал заметно снижаться — до 131 в 2008-м [Образование в Российской.2010: 331], а в 2010 г. равнялся в целом 143,1 и 162,1 без учета студентов с полным возмещением стоимости обучения [Первичные данные.]. Динамика численности приема в ССУЗы (см. рис. 7) свидетельствует о спаде в начале 1990-х гг. (754, 1 тыс. человек в 1990 г. и 668,9 тыс. в 1995 г.), далее росте вплоть до 2003 г. (905,5 тыс.) и вновь последовавшем снижении к 2010 г. (до 705,3 тыс.) и далее к 2013 г. (636,9 тыс. человек). В структуре приема по отделениям обучения происходило постепенное увеличение доли принимаемых в дневные учеб-

ные заведения (с 66,3 к 75,1 до 79,6% с 1990 к 2003 по 2013 г.) и уменьшении удельного веса поступающих на очно-заочное (с 7,0 до 2,5%) и заочное (с 26,7 до 17,8%) отделения.

I экстернат

Рис. 7. Прием в учебные заведения системы СПО (специалисты среднего звена) по отделениям, тыс. чел. РФ Источники: Российский статистический...2001: 225; Образование в Российской. 2010: 309; Образование в Российской. 2012: 283; Образование в Российской. 2014: 320. [Российский статистический. 2001: 225; Образование в Российской. 2010: 309; Образование в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской. 2014: 320].

Рост числа принимаемых на дневные отделения отражает приоритет, который отдается более полноценной — дневной — подготовке и отвечает на запрос практики шире охватить обучением наиболее молодые контингенты когорты, вступающей в трудовую жизнь.

Основной контингент поступающих — девять десятых — приходился на юношей и девушек, окончивших основную и полную среднюю школу, и поэтому пропорции между этими двумя потоками характеризуют основные тенденции динамики приема в ССУЗы. В 1990-е гг. и вплоть до 2005 г. две трети приходящих на учебу в средние специальные учебные заведения составляли лица с полным средним образованием и соответственно треть — те, кто имел основное образование. К 2013 году данное соотношение поменялось на обратное:

лиц с основным образованием стало больше (64,5% от общего приема), а имеющих полное среднее образование существенно меньше (28,1%). Причем среди приходящих с 9-летним образованием растет доля лиц, получивших его в текущем году (с 29,4% в 2000 г. до 49,0% в 2010 г. и 87,2% в 2013 г.) [Образование в Российской. 2007: 319; Образование в Российской. 2012: 279; Образованиев Российской. 2014: 317]. Таким образом, средние специальные учебные заведения, осуществляющие образовательные программы подготовки специалистов среднего звена, в настоящее время все более становятся сферой притяжения учащихся, приходящих сразу после окончания дневной основной школы, и все меньшее значение они сохраняют для молодежи, оканчивающей в текущем году полную дневную среднюю школу. Главным образом, как результат воздействия демографического фактора, в последние годы растет охват молодежи обучением по программам подготовки специалистов среднего звена: соотношение численности студентов к численности населения в возрасте 15-19 лет увеличивалось с 21,9% в 2005 г. до 25,8% в 2010 г. и 28,5% в 2013 г. [Образование в Российской. 2014: 31].

Высшее образование

Наиболее искомыми учебными местами для молодежи, особенно для выпускников дневных средних школ, являются высшие учебные заведения. Конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы в 1990-2000-х гг. сохранялся примерно на уровне 1,9 человека на место, к 2006-2008-м гг. поднялся до 2,05-2,07 и далее в связи с резким спадом численности возрастной когорты резко уменьшился до 1,3 в 2010 г. При этом конкурс на очные отделения всегда был выше и только с 1995 по 2000 гг. увеличился с 2,1 до 2,9 человека, в последние годы резко снизился — до 1,49 в 2009 г. и 1,11 в 2010 г. [Первичные данные.].

Становление и развитие российского рынка труда сопровождались ростом востребованности работников с высшим образованием. Численность приема в вузы с середины 1990-х гг. вплоть до последнего времени постоянно росла: особенно стремительно, почти вдвое (с 681 тыс.чел до 1 млн 292,5 тыс.

чел.) — с 1995 по 2000 гг. и достигла максимума в 1 млн 681,6 тыс. чел. к 2007 г. Под влиянием демографического фактора наметился сначала небольшой, а затем существенный спад числа принимаемых в вузы — к 2010 г. до 1 млн 399,4 тыс. человек и к 2013 г. до 1 млн 246,5 тыс. человек. Наблюдался существенный рост охвата молодежи обучением в высшей школе: сначала как результат расширения этой системы образования соотношение числа студентов к численности населения в возрасте 17-25 лет увеличилось с 23 до 32,3% за 2000-2005 гг., далее соответствующий показатель, по демографическим причинам, повышается до 35,4% в 2010 г., а вслед за некоторым спадом приема — также чуть понижается до 33,7% в 2013 г. [Образование в Российской. 2014: 356].

В рассматриваемое двадцатилетие в структуре приема студентов по видам обучения происходили существенные изменения (см. рисунок 8). В середине 1990-х гг. вплоть до самого последнего времени прием на дневные отделения неуклонно уменьшался: с 62,1% в 1995 г. до 53,2% в 2000 г. и до 43,9% к 2009 г. В 2008-2009 гг. удельный вес принятых а заочные

■ очное ■ заочное ■ очно-заочное ■ экстернат

Рис. 8. Прием в учебные заведения системы ВПО по отделениям, тыс. чел. РФ Источники: Российский статистический. 2003; Образование в Российской. 2010: 356; Образование в Российской.

2012: 330; Образование в Российской. 2014: 360.

отделения (51,3%) превысил долю принятых на дневные отделения (43,9). Но уже с 2010 г. в результате сокращения приема по всем формам обучения и значительного снижения конкурса тренд изменился — начал расти удельный вес дневной формы за счет других форм обучения. К 2013 г. на очное обучение было зачислено уже 53,3% общего числа принятых. Удельный вес зачисляемых на очно-заочную (вечернюю) форму обучения уменьшился с 10,7% в 1990 г. до 1,8% в 2013 г.; она перестала играть заметную роль в высшем профессиональном образовании молодежи, так как удовлетворение потребности студентов в дополнительных занятости и заработке сегодня происходит за счет широко распространенной подработки и даже профессиональной работы студентов дневных отделений.

Контингенты выбирающих дневную или заочную форму обучения существенно различаются в зависимости от уровня образования, имеющегося к моменту поступления (см. рис. 9 и 10). Среди поступающих на дневные отделения вузов на протяжении последних двух десятилетий заметно преобладали лица, имеющие полное среднее образование, и их доля росла (87,7% приема в 1990 г. и 90,2% — в 2010 г.); при этом наиболее конкурентоспособными оказываются выпускники дневных средних школ текущего года: их было 65,6% в 1990 г., 79,0% в 2000 г. и 81,2% в 2010 г. Принятых на дневные отделения вузов с иными уровнями стартового образования очень немного: окончивших ССУЗ было 4,0% приема в 1990 г. и 8,1% в 2010, а окончивших средние ПУ соответственно 8,2 и 1,2%. В обоих контингентах принятых увеличивается и становится преобладающим удельный вес тех, кто получает как начальное, так и среднее профессиональное образование в текущем году. Таким образом, конкуренцию за места на дневных отделениях вузов преимущественно выигрывают те, кто в текущем году получил среднее образование.

По иному комбинируются образовательные потоки молодежи, поступающей на заочные отделения вузов. Лица с полным средним образованием составляли все уменьшавшуюся на протяжении двадцати лет часть контингента принятых (40% в 1990 г. и 32,8% в 2010 г.), а выпускники дневных школ текущего года — совсем небольшую его долю (8,4% в 1990 г. и 11,2% в 2010-м.). То есть обращаются к заочному высшему

2000 2005 2010

Рис. 9. Уровень образования принятых в вузы на дневную форму обучения, %, РФ Источник: Первичные данные, официально предоставленные в 2008-2011 гг. Отделу социологии образования ИС РАН Федеральным агентством по статистике РФ.

Рис. 10. Уровень образования принятых в вузы на заочную форму обучения, %, РФ

образованию те из бывших выпускников 11-летки, кто не смог (или не пытался) в год окончания школы поступать в вузы. Большая часть принятых на заочные отделения вузов формируется за счет лиц, получивших среднее образование в

системах НПО и СПО: в 1990 г. соответственно 50,7и 7,7%. К 2000 году данное соотношение сменилось на обратное (7,6 к 48,1%), и таким оно сохраняется до последних лет (8,2 к 44,6% в 2010 г.). В составе принятых с начальным и средним профессиональным образованием преобладают лица, получившие его в предыдущие годы: 7,0% из 8,2% принятых с образованием, полученнным в НПО, и 26,4% из 44,6% — в СПО. Заочное высшее образование становится в большой степени стратегией лиц, окончивших ССУЗы, и чаще — тех, кто окончил их в предыдущие годы.

Значительным импульсом развития высшего образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. Численность приема в негосударственные вузы возросла с 47,2 тыс. человек с 1993 г. до 297,6 тыс. в 2007 г., далее постепенно снижалась до 179,7 тыс. человек в 2013 г. Удельный вес студентов, поступавших в негосударственные вузы, в общей численности приема в вузы рос (с 8,0 до 17,2% с 1993-го по 2008 г.), особенно быстро среди принятых на их заочные отделения (с 10,0 до 25,6%) и лишь в самые последние годы под воздейтвием демографического фактора начал несколько снижаться. В 2013 г. поступившие в негосударственные вузы составили 14,4% от численности общего приема и 25,5% от числа принятых на заочное обучение. До последнего времени происходило расширение платных отделений и платных учебных мест в государственных вузах: размеры такого приема составили в 2000 г. свыше 40% от общего числа принятыхв государственные вузы, а к 2013 г. 53,4%. Таким образом, большая часть сегодняшних студентов получают свое образование за плату. Как показывает практика, привлекательность высшего образования настолько высока, что большая часть населения согласилась на стратегии оплаты при его получении.

Бурный рост образования, особенно подготовки в высшей школе, есть во многом ответ системы образования на потребности молодежи и запросы практики с ее новыми технологиями, повышением требований к качеству специалистов, необходимых экономике, всем сферам материального и духовного производства. Вместе с тем следствием этих процессов стало то, что проблема трудоустройства для все большей части

молодежи стала откладываться на более поздний возраст. Это перенесло основную конфликтность ситуации выбора (между структурой субъективных профессиональных склонностей молодежи и структурой объективных потребностей общества в кадрах по профессиям) с этапа перехода между школой и системой профессионального образования на период перехода между последней и рынком труда.

ЛИТЕРАТУРА

Демографический ежегодник России 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат, 2001. 404 с. Демографический ежегодник России 2015. Стат. сб. М.: Рос-

стат, 2015. 263 с. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.:ЦСПиМ, 2013. 224 с. Народное хозяйство РСФСР в 1990 году. Стат. еж. М.: Госкомстат, 1991. 592 с.

Образование в Российской Федерации: 2007. Стат. сб. М.

НИУ-ВШЭ, 2007. 484 с.

Образование в Российской Федерации: 2010. Стат. сб. М.

НИУ-ВШЭ, 2010. 492 с.

Образование в Российской Федерации: 2012. Стат. сб. М.

НИУ-ВШЭ, 2012. 444 с.

Образование в Российской Федерации: 2014. Стат. сб. М.

НИУ-ВШЭ. 464 с.

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (с изменениями на 1 февраля 2005 года)» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/ document/901807007 (дата обращения: 22.10.2016).

Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2001.

Российский статистический ежегодник 2003. [Электронный ресурс] // Росстат URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/ Main.htm (дата обращения: 09.11.2016).

Степанцов П. М., Кузьминов В. Я. Контингентность в образовании: новые условия и новые механизмы выбора образовательной траектории // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 84-108.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс] // Российская газета RG.RUURL: ИПрБ:// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 05.11.2016).

Шубкин В. Н. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. М.: Молодая гвардия, 1979. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.