Научная статья на тему 'Молодые в науке: становление молодого ученого'

Молодые в науке: становление молодого ученого Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1959
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕСТВА / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУКУ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / YOUNG SCIENTIST / YOUTH SCIENTIFIC COMMUNITY / RESEARCH ACTIVITIES / INVOLVEMENT OF YOUNG PEOPLE IN SCIENCE / STATE STRATEGY / SCIENTIFIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна

В статье определены социально-экономические факторы, влияющие на успешную самореализацию молодого специалиста Республики Татарстан, и факторы, препятствующие его профессиональному и личностному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH IN SCIENCE: DEVELOPMENT OF A YOUNG SCIENTIST

The article considers social and economic factors affecting successful fulfillment of a young specialist in the Republic of Tatarstan. The authors also discuss factors interfering with one’s professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Молодые в науке: становление молодого ученого»

УДК 316.35

Ахметова Язглем Мубаракшевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и татарского языка Казанского государственного энергетического университета dom-hors@mail.ru

Мухаметзянова Лилия Касымовна

кандидат биологических наук,

главный специалист научно-организационного отдела

Академии наук Республики Татарстан

dom-hors@mail.ru

МОЛОДЫЕ В НАУКЕ: СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Akhmetova Yazglem Mubarakshevna

PhD in the Humanities, Assistant Professor of the Russian and Tatar Languages Department, Kazan State Power Engineering University dom-hors@mail.ru

Mukhametzyanova Liliya Kasymovna

PhD in Biology, Chief Specialist at the Research Department, Tatarstan Academy of Sciences dom-hors@mail.ru

YOUTH IN SCIENCE: DEVELOPMENT OF A YOUNG SCIENTIST

Аннотация:

В статье определены социально-экономические факторы, влияющие на успешную самореализацию молодого специалиста Республики Татарстан, и факторы, препятствующие его профессиональному и личностному развитию.

Ключевые слова:

молодые ученые, молодежные научные сообщества, научные исследования, привлечение молодежи в науку, государственная стратегия, научный потенциал.

Summary:

The article considers social and economic factors affecting successful fulfillment of a young specialist in the Republic of Tatarstan. The authors also discuss factors interfering with one’s professional and personal development.

Keywords:

young scientist, youth scientific community, research activities, involvement of young people in science, state strategy, scientific potential.

Молодые ученые представляют кадровый и интеллектуальный резерв как самой науки, так и всего общества в целом. Модернизация и перспективы инновационного развития государства, как и весь процесс научно-технического прогресса, во все времена были связаны с молодежью. Проблема привлечения молодежи в область научных исследований должна быть приоритетной задачей государства. По некоторым данным, с 2004 по 2008 гг. в страны Европы, Северной Америки и Австралию на постоянное местожительства из России уехали более 200 000 человек, при этом пятая часть уезжающих - молодежь в возрасте 20-24 года. Тревожным становиться тот факт, что уехать из страны стремиться молодежь, получающая в вузах высокую квалификацию, но не имеющая в России возможности реализовать свои способности и полученные знания [1, с. 66]. Изучение молодежных научных сообществ Республики Татарстан (РТ), проблем и путей вовлечения молодых людей в науку являются актуальными задачами региональной науки.

Одним из значимых путей вовлечения молодежи в научную деятельность является привлечение молодого специалиста в раннем возрасте еще студентом-старшекурсником в серьезную научную деятельность. Подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность, в том числе и ее социально-психологические аспекты [2, с. 14]. Так, по результатам полученных данных [3, с. 5], 54 % молодых ученых, которые сегодня активно занимаются научными исследованиями и имеют степень кандидата или доктора наук, еще в студенческие годы были привлечены к научной работе. Более половины (52 %) опрошенных были рекомендованы в аспирантуру научным руководителем дипломных или квалификационных работ или же кафедрой (факультетом). Совсем недавно считалось, что поступление в аспирантуру дает возможность отсрочки от армии. Исследования показали, что в процентном отношении таких молодых людей немного. Менее 2 % опрошенных ответили, что в свое время, когда была возможность «откосить» от армии, они воспользовались им. Результаты соцопроса показали, 7 % молодых ученых из семьи, где родители (возможно не одно поколение), либо другие близкие люди (родственники) тоже заняты научной деятельностью.

61 % опрошенных ответили, что им нравиться заниматься научными исследованиями, то есть человек получает удовлетворение от своей ежедневной профессиональной работы. Из них 15 % ответили, этот вид деятельности является престижным. 25 % респондентов счита-

ют, что научная деятельность перспективна. Науку, востребованным в настоящее время видом деятельности, считают 21 % опрошенных.

В рамках проекта изучена социально-экономическая составляющая молодого специалиста. Несмотря на возрастающий интерес молодежи к научному труду, проблемой остается вопрос материального обеспечения молодых ученых. 74 % опрошенных не удовлетворены уровнем оплаты труда. 22 % респондентов хотели бы получать за свою работу больше. Проблема материального недостатка приводит к поиску дополнительного заработка, следовательно, мешает молодому специалисту полноценно уделять внимание основной профессиональной деятельности. 4 % опрошенных считают, что они удовлетворены той заработной платой, которую получают. О смене вида деятельности (научной) на другую хотели бы около 16 % респондентов, «может быть» ответили 9 %, 75 % молодых ученых не думают о смене профессии.

Анализируя анкетные данные и сопоставив полученные результаты по вопросу материального обеспечения и удовлетворенности оплаты их труда, выявляется противоречие между указанными критериями. С одной стороны, 74 % молодых ученых не удовлетворены уровнем оплаты труда и в то же время 61 % ответили, что им нравиться данная сфера деятельности, и не думают о смене вида деятельности (75 %). Возможно, научный энтузиазм молодого исследователя является главной позитивной мотивацией к познанию. По нашему мнению, личность молодого ученого находится в большей зависимости от его научно-творческого потенциала, интереса к научному познанию, нежели от неудовлетворенности финансово-материальным положением. В некоторых случаях экономическая составляющая не отражает престиж той или иной деятельности.

Научные конференции для молодых ученых являются одним из способов обмена опытом по узкой специализации научной работы, дают возможность «живого» общения со специалистами высокого класса в определенной научной области. Такое общение для молодых специалистов необходимо в первую очередь для саморазвития, самосовершенствования и критического осмысления решения научных проблем. Наряду с выездными научными конференциями в последние годы все больше проводятся заочные научные конференции. Заочное участие финансово менее затратное, но малоэффективно. Данные проведенных исследований показали, что 32 % молодых ученых ни разу в год не принимали участие в выездных конференциях. 1-2 раза в год участвуют 20 %, 3-4 раза в год - 29 %, более 5 раз в год - 19 %. Среди причин, по которым молодые ученые не принимают участия в научных конференциях, указаны: «вуз не оплачивает проезд, проживание», «не хватает денег или не позволяет свой бюджет», «не могу найти время», «не имею возможности». Для участия на выездных конференциях в 30 % случаев молодые ученые имеют финансовую поддержку со стороны научного учреждения или вуза, 17 % - оплачивают из своего бюджета, в остальных случаях находят возможность в рамках грантовой поддержки или из других привлеченных ими источников.

Для формирования оптимальных критериев становления молодого ученого были изучены вопросы материальных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются молодые специалисты в своей профессиональной, педагогической и научно-исследовательской деятельности. Согласно результатам опроса, молодые ученые выделяют следующие основные проблемы:

- недостаточное материально-техническое оснащение;

- недостаток материальных средств;

- недостаточное финансирование научных проектов;

- отсутствие финансирования на выездные конференции;

- отсутствие необходимой литературы;

- излишняя отчетная документация или наличие бумажной волокиты;

- большая учебная нагрузка молодого преподавателя;

- отсутствие желания делиться опытом.

С точки зрения молодого специалиста для привлечения молодежи к научной деятельности необходимо создать комфортные условия для научной и педагогической деятельности, а именно, современное материально-техническое оснащение; возможности для участия в научных конференциях; финансовые возможности для проведения научных исследований, в том числе фундаментальных; финансовая помощь для реализации прикладных и опытноконструкторских разработок; материальное стимулирование результатов, достижений молодых ученых; предоставление стажировок. В социально-экономическом плане решение жилищного вопроса и обеспечение достойной заработной платы позволило бы успешным молодым ученым оставаться в науке и в своей стране, а начинающим молодым специалистам - усилило стремление к научной деятельности.

На основе полученных ответов на вопрос: «Какие условия, на Ваш взгляд, мешают оставаться молодым специалистам в науке?» - выстроена шкала наиболее значимых проблем, которые сегодня мешают молодежи оставаться в науке:

- низкий уровень заработной платы;

- отсутствие перспектив профессионального роста на кафедре;

- сложность решения социальных проблем (отсутствия жилья, возможности полноценного отдыха во время летнего отпуска);

- низкий уровень материально-технического оснащения учебных лабораторий;

- низкий престиж профессии ученого;

- необходимость поиска дополнительной работы;

- невозможность поездок на интересующие выставки и конференции;

- отсутствие необходимого научного оборудования;

- недостаточное внимание со стороны государства, руководства вуза.

По мнению респондентов, в социальной сфере на первый план выходят проблемы низкого уровня заработной платы и сложности решения жилищных проблем.

Таким образом, успешная самореализация молодого ученого зависит от социальноэкономических факторов, процесс становления молодого специалиста не может существовать в отрыве от окружающей ее социальной среды. При всех плюсах раннего выявления, особой подготовки одаренной молодежи и усилий по привлечению ее к научной деятельности, действующая система привлечения молодежи в науку имеет ряд проблем, требующих большого внимания. Это - развитие системы трансфера технологий в вузах в виде создания соответствующей инфраструктуры, обеспечение достойной заработной платой, восстановление престижа профессии ученого в обществе, усиление интереса отечественного бизнеса к разработкам ученых.

Ссылки и примечания:

1. Шереги Ф.Э. Политические установки студентов Российских вузов // Социологические исследования. 2013. № 1.

2. Дежина И.Г. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты // Науковедение. 2001. № 2.

3. Данные опроса, проведенного в 2009-2011 гг. среди молодых ученых Республики Татарстан. Опрос выполнялся временным научным коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.