Научная статья на тему 'Особенности оценок ситуации в науке молодых ученых академического сектора науки'

Особенности оценок ситуации в науке молодых ученых академического сектора науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодые ученые / положение в науке / проблемы профессиональной деятельности / престижность профессии научного работника / young scientists / situation in science / problems of professional activity / prestige of the profession of a scientist

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — О Г. Ворошень

В статье представлен анализ мнений и оценок молодых ученых НАН Беларуси о сложившейся ситуации в отечественной науке, проблемах, сопутствующих их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENTS Peculiarities OF THE situation in THE science of the ACADEMIC SECTOR YOUNG SCIENTISTS

Analysis of views and assessments of young scientists of NAS of Belarus about the situation in science and problems associated with their professional activities is represented in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности оценок ситуации в науке молодых ученых академического сектора науки»

УДК [316.74:001+316.654:001-057.4-053.81:303.443.2](476)

О. Г. ВОРОШЕНЬ,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОК СИТУАЦИИ В НАУКЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ АКАДЕМИЧЕСКОГО СЕКТОРА НАУКИ

В статье представлен анализ мнений и оценок молодых ученых НАН Беларуси о сложившейся ситуации в отечественной науке, проблемах, сопутствующих их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: молодые ученые, положение в науке, проблемы профессиональной деятельности, престижность профессии научного работника.

Поддержание инновационного вектора развития белорусской экономики и общества невозможно без развития науки и ее кадрового потенциала. Особая значимость в инновационном развитии страны принадлежит такой социальной группе, как молодые ученые и специалисты, которые составляют неотъемлемую часть кадрового потенциала науки.

Для обеспечения устойчивого развития научной сферы необходим непрерывный приток способной молодежи [1, с. 456]. Однако анализ кадровой ситуации в академическом секторе науки показывает, что численность сотрудников в возрасте до 29 лет, занятых научными исследованиями и разработками, в последние годы сокращается. Если в 2012 г. эта возрастная категория была представлена 1273 специалистами, то к 2015 г. численность исследователей составила уже 1084 человека [2, с. 250; 3, с. 271]. Таким образом, привлечение молодежи в науку, создание условий для закрепления талантливой молодежи в науке становится особенно актуальным. В данном контексте особенно важно принимать во внимание мнения и оценки самой молодежи о состоянии научной сферы, проблемах развития науки, проблемах, с которыми сталкиваются исследователи в своей научной деятельности.

Исследования, проведенные сотрудниками Института социологии НАН Беларуси в 2012 и 2016 гг., позволили выявить оценки и мнения по поводу сложившейся ситуации в отечественной науке, престижности профессии научного работника, проблем в профессиональной деятельности, актуальных для молодых ученых НАН Беларуси.

Молодым ученым и специалистам предлагалось дать оценку состояния науки в целом, своей научной организации, себя в науке. Как показало исследование, проведенное в 2012 г., большинство респондентов оценили положение в науке в целом как неустойчивое, перспективы дальнейшего развития ко-

торого неоднозначны (54,5 %) (рис. 1). Пятая часть молодых исследователей (19,2 %) определила ситуацию в науке как кризисную, без каких-либо гарантий и перспектив развития. Доля наиболее позитивно настроенных респондентов, считающих, что положение в науке в целом стабильное с хорошими перспективами развития, составила 16,6 %.

Несколько оптимистичней оценили респонденты собственное положение в науке. Пятая часть опрошенных (19,5 %) описали свое положение в науке как стабильное, с хорошими перспективами. И только десятая часть молодых исследователей (10,6 %) отметили свое положение в науке как кризисное, без дальнейших перспектив развития.

Положение научной организации, в которой работают респонденты, было оценено ими наиболее позитивно. Так, четверть опрошенных исследователей (25,8 %) считают, что положение их научной организации стабильное с хорошими перспективами развития, 16,1 % - кризисное, 50 % - неустойчивое.

Таким образом, молодые ученые продемонстрировали обеспокоенность нестабильным положением в науке, дальнейшими перспективами развития науки, своей научной организации.

Оценка состояния Вашей научной организации

Оценка положения себя в науке

Оценка состояния науки в целом

1111 Ми |

25,8 50,0 8,9

10,6

19,5 50,8 19,1

1< ,2

16,6 54,5 10,2

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ В целом стабильное, с хорошими перспективами развития

□ Неустойчивое, перспективы дальнейшего развития неоднозначны Л Кризисное, без каких-либо гарантий и перспектив развития

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Оценка современного состояния науки молодыми учеными по данным 2012 г.

Исследование, проведенное в 2016 г., позволило провести сравнительный анализ представлений молодых ученых о ситуации в отечественной науке, выявить особенности динамики оценок современного состояния науки.

Сопоставление данных, представленных на рис. 1 и 2, позволяет увидеть очевидные позитивные изменения в оценках современного состояния науки в 2016 г. по сравнению с данными опроса за 2012 г.

Оценка состояния области науки, в которой Вы проводите исследования

Оценка состояния Вашей лаборатории (отдела)

Оценка положения себя в науке

Оценка состояния Вашей научной организации

1 1 1 1

54,2 1 33,6 112,2

48,0 1 34,2 I 17,8

38,3 35,4 26,3

35,5 43,0 21,5

0%

20% 40% 60% 80% 100%

□ В целом стабильное, с хорошими перспективами развития

□ Неустойчивое, перспективы дальнейшего развития неоднозначны

□ Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Оценка современного состояния науки молодыми учеными по данным 2016 г

Значительно возросла доля респондентов, полагающих, что положение в науке на современном этапе ее развития в целом стабильное, с хорошими перспективами развития. Это касается оценки не только области науки, в которой опрошенные проводят исследования, но также положения научной организации, отдела (лаборатории), в которых они работают, а также их собственного положения в науке.

Снизилась доля респондентов, оценивающих современное состояние науки, научной организации, свое собственное положение в науке как неустойчивое с неоднозначными перспективами развития. Но в то же время возросла доля опрошенных, которые затруднились с ответом на данный вопрос.

Молодым ученым также было предложено ответить на вопрос, входит ли в настоящее время наука в число основных национальных приоритетов.

Как показали данные опроса, проведенного в 2012 г., рассматривают науку как один из национальных приоритетов 14,6 % опрошенных исследователей в возрасте до 35 лет. 23,6 % респондентов считают, что наука не входит в число государственных приоритетов.

Сопоставление данных опросов, проведенных в 2012 и 2016 гг., показало снижение доли опрошенных, уверенных в приоритетности научной сферы для государства (рис. 3).

Молодым ученым был предложен блок вопросов, затрагивающих наиболее острые проблемы, с которыми они сталкиваются в своей научной деятельности, которые стоят перед их научной организацией, возникают при внедрении научных разработок в производство.

Как показал анализ данных исследования, проведенного в 2012 г., наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются молодые исследователи в своей научной деятельности, - это недостаточное материально-техническое обеспечение исследований (62,6 %) и недостаточный уровень

40^ -

33,6

29,0

23, е

14,6 15/3 -¡1-7

7 -i

3.1

□ 2012 г.

□ 2016 г.

Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь

ответить

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, входит ли наука в число национальных приоритетов?» по данным за 2012 и 2016 гг.

финансирования науки (62,4 %). Половина респондентов указала на то, что за-бюрократизированность науки на всех уровнях (53,6 %) воспринимается ими как еще одна из наиболее острых проблем в науке. Молодые ученые также обеспокоены снижением престижа профессии ученого в обществе (41 %).

Менее всего волнуют респондентов такие проблемы, как недостаточно совершенная система подготовки научных кадров (аспирантура, докторантура) (6 %), отсутствие ученых мирового уровня (11,3 %).

Среди актуальных проблем, которые являются наиболее острыми для организаций, в которых работают опрошенные, чаще всего указывают опять же на финансовые трудности: низкий уровень заработной платы молодых ученых (61 %), высококвалифицированных научных работников (47,6 %), материально-технического обеспечения научных исследований (42,5 %).

Часть респондентов обеспокоена такой проблемой, как переход перспективных научных работников в другие сферы деятельности (28,5 %). Невостребованность результатов научных исследований рассматривают как острую проблему 25,7 % молодых ученых. Почти пятая часть респондентов (18,3 %) считают проблемой недостаточный приток талантливой молодежи.

Также актуальными для ряда организаций НАН Беларуси, по мнению опрошенных, является закрытие перспективных научных исследований из-за недостаточного финансирования (13,9 %), распад сложившихся научных школ (12,7 %), ограниченные возможности для развития научно-инновационной деятельности (10,9 %), низкий уровень деловых качеств руководителей и их компетентности в области инновационного менеджмента (11,6 %).

Молодые специалисты считают, что при внедрении научных разработок в нашей стране чаще всего разработчики сталкиваются с бюрократической волокитой (54,1 %), неготовностью предприятий осваивать новые технологии (50 %), материальной незаинтересованностью самих ученых (44 %).

Исследование, проведенное в 2016 г., позволило выявить особенности оценки престижности профессии ученого среди молодых сотрудников

НАН Беларуси. Респондентам было предложено ответить на вопрос, является ли профессия научного работника престижной в Республике Беларусь, в России, в других страх СНГ, в странах дальнего зарубежья.

Анализ оценок престижности профессии научного работника молодыми учеными показал, что престиж науки в вышеназванных странах респонденты оценили по-разному.

По мнению молодых исследователей, профессия ученого считается престижной в странах дальнего зарубежья. Так считают 78,3 % опрошенных респондентов (рис. 4). Только 2,3 % респондентов полагают, что ученый - это непрестижная профессия за рубежом.

Оценки престижности профессии научного работника в странах СНГ, в России, в Республике Беларусь значительно ниже. Так, в Республике Беларусь считают престижной профессию ученого 10,3 % респондентов, 71,3 % опрошенных, напротив, полагают, что она не является престижной.

Страны дальнего зарубежья Россия

Другие страны СНГ Республика Беларусь

78,3 19,4

15,6 45,5 38,9

15,1 32,3 52,6

10,3 71,3 18,4

I I I I

0% 20% 40% 60% 80% 100% □ Да, является □ Нет, не является □ Затрудняюсь ответить

Рис. 4. Оценка престижности профессии научного работника в разных странах молодыми

учеными НАН Беларуси

Также в ходе анализа полученных данных выявлена взаимосвязь мнений о приоритетности науки для государства и о престиже профессии ученого в нашей стране. Из данных, представленных в таблице, видно, что среди респондентов, уверенных в том, что наука входит в число основных национальных приоритетов, высока доля оценивающих профессию научного работника как престижную (57,1 %). И напротив, среди опрошенных, не считающих науку приоритетной для государства, только 1,4 % ответивших считают профессию ученого престижной, а 90,4 % уверены в обратном.

Анализируя положение в науке, нельзя обойти вниманием оценку, которую дают опрошенные важнейшим условиям своей профессиональной деятельности. Молодым ученым предлагалось ответить на вопрос: «В какой мере Вы удовлетворены условиями научной деятельности?»

Оценка престижности профессии научного работника молодыми учеными, по-разному оценивающими приоритетность науки

Является ли профессия научного работника престижной в Республике Беларусь? Как Вы считаете, входит ли в настоящее время наука в число основных национальных приоритетов? Всего

Да Скорее да Скорее нет Нет Затрудняюсь ответить

Да, является 57,1 24,3 8,9 1,4 7,1 10,3

Нет, не является 14,3 64,9 74,3 90,4 35,7 71,3

Затрудняюсь ответить 28,6 10,8 16,8 8,2 57,1 18,4

Оценивая условия своей научной деятельности, более половины молодых исследователей отметили, что они в полной мере удовлетворены возможностями опубликовать результаты своих научных исследований (60,8 %), а также отношениями со своим непосредственным руководством (58,4 %) (по данным 2012 г.) (рис. 5). Наибольшую неудовлетворенность вызывают размер заработной платы (65,0 %), недостаточная оснащенность современным научным оборудованием (42,1 %).

Возможность опубликовать результаты своих научных исследований Отношения с руководителем структурного подразделения

Компьютерная база

Доступность научной информации по теме исследования

Перспективы научной карьеры Объективность оценки научной работы

Научные коммуникации

Технико-экспериментальная база исследований

Заработная плата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60,8 37,9

58,4 39,3

36,3 50,2 13,5 \

1111111111

34,8 60,2 5

1111111111

21,8 65,5 12,7

1

20,1 69,3 \Ю,61

I I I I I I I I I

18 71,2 10,8

I I I I I I I I I I

7,8 50,1 42 1

в I I I I I I I

32 65

I I I I I I I I I I

11,3

2,3

О % 10 % 20 % 30 % 40 % 50 % 60 % 70 % 80 % 90 % 100 % пУдовлетворен в полной мере □ Отчасти удовлетворен □ Не удовлетворен

Рис. 5. Удовлетворенность условиями научной деятельности по данным 2012 г.

Доступность научной информации по теме проводимых исследований, а также возможность опубликовать результаты своих научных исследований оцениваются довольно высоко во всех отделениях, поскольку преобладают респонденты, которые удовлетворены или отчасти удовлетворены этими возможностями.

Оснащенность современным оборудованием, технико-экспериментальной базой исследований оставляет желать лучшего в большинстве отделений, за

исключением Отделения физики, математики и информатики, в котором более половины опрошенных полностью либо частично удовлетворены научным оборудованием, с которым работают.

Значительная часть респондентов Отделения гуманитарных наук (27,3 %) не удовлетворены обеспеченностью компьютерной техникой. Представители остальных отделений в большей мере удовлетворены компьютерной базой по сравнению с гуманитариями.

Данные исследования, проведенного в 2016 г., позволили сравнить ответы опрошенных об удовлетворенности условиями научной деятельности.

Как видно из данных, представленных на рис. 5 и 6, удовлетворенность всеми аспектами научной деятельности в 2016 г. оценивается респондентами выше по сравнению с данными 2012 г. Вместе с тем по некоторым позициям возросла доля опрошенных, которые не удовлетворены ими. Это касается таких условий научной деятельности, как обеспеченность компьютерной базой, перспективы научной карьеры, научные коммуникации.

Отношения с руководителем структурного подразделения

Научная информация по теме исследования

Компьютерная база Объективность оценки научной работы Научные коммуникации Перспективы научной карьеры

Технико-эксперименталь на я база исследований

Заработная плата

{¡Удовлетворен в полной мере □ Отчасти удовлетворен О Не удовлетворен Рис. 6. Удовлетворенность условиями научной деятельности по данным 2016 г

Таким образом, в своей научной деятельности молодые ученые сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют полноценной, максимально эффективной и плодотворной работе. Очевидно, что в разных научных организациях НАН Беларуси эти проблемы приобретают различную степень остроты.

В результате проведенного исследования выявлено, что молодые ученые обеспокоены положением в науке, в своей научной организации, дальнейшими перспективами их развития. Вместе с тем отмечается позитивная динамика оценок положения в науке, что проявляется в значительном росте доли респондентов, которые полагают, что положение в науке на современном этапе ее развития в целом стабильное, с хорошими перспективами развития, а так-

I i iiii 77,4 I 20,8 I

I I I I I I I I I I

54,i I 41.8 II

41 I 40,1 ■ 18,9 |

..........

33 54,4 i 12.6 I

..........

30,4 54,6 I 15

.........

23,9 56,7 19,4

I I I I I I I I

19,7 47,1

I .......

5\ 29,6 I I I

0% 10 %20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90 %100 %

же в снижении доли молодых исследователей, оценивающих современное состояние науки как неустойчивое.

В своей профессиональной деятельности молодые ученые сталкиваются с рядом проблем, препятствующим полноценной работе. Наиболее остро воспринимаются такие проблемы, как недостаточный уровень финансирования науки, недостаточное материально-техническое обеспечение исследований, забюрократизированность науки, снижение престижа профессии ученого в обществе.

Необходимость решения выявленных проблем связана с закреплением перспективной молодежи в научной сфере. В этой связи совершенствование мер по активизации молодежной политики, повышению престижа профессии ученого в обществе, улучшение социально-экономического положения молодых специалистов, условий их научной деятельности послужит стимулом для закрепления молодых ученых в науке.

Список использованных источников

1. Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение / И. В. Котляров [и др.] ; ред-кол.: И. В. Котляров (гл. ред.) [и др.] ; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2015. - 499 с.

2. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2012 году. - Минск : Беларус. навука, 2013. - 382 с.

3. Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2015 году. - Минск : Бе-ларус. навука, 2016. - 427 с.

O. G. VOROSHEN

ASSESSMENTS PECULIARITIES OF THE SITUATION IN THE SCIENCE OF THE ACADEMIC SECTOR YOUNG SCIENTISTS

Summary

Analysis of views and assessments of young scientists of NAS of Belarus about the situation in science and problems associated with their professional activities is represented in the article.

Keywords: young scientists, situation in science, problems of professional activity, prestige of the profession of a scientist.

Поступила 04.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.