Научная статья на тему 'Молодые ученые Института: достижения и планы'

Молодые ученые Института: достижения и планы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодые ученые Института: достижения и планы»

Ученые труды ВИЮН. Вып. II. Вопросы государства и права во французской буржуазной революции XVIII в.: сборник статей, посвященных 150-летию французской революции / под ред. С. Ф. Кечекьяна. М., 1940.

Шворина Г. А. Радищев и его уголовный процесс // Проблемы социалистического права. 1938. № 2.

Шворина Г. А. Уголовное законодательство Екатерины II // Ученые записки ВИЮН. Вып. I. М., 1940.

Шебанов А. Ф. Из опыта создания Полного собрания законов и Свода законов в дореволюционной России // Правоведение. 1967. № 2.

Шебанов А. Ф. О роли систематических собраний законодательства (на примере Свода законов 1832 года) // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 16. М., 1969.

Шебанов А. Ф. Опыт составления и издания систематического собрания законодательства дореволюционной России // Подготовка и издание систематизированных собраний действующего законодательства. М., 1969.

Юртаева Е. А. История законотворчества в России (XVIII — начало XX вв.): монография. М., 2012.

Юшков С. В. «Русская правда» как кодекс феодального права: тезисы доклада. М., 1939.

Юшков С. В. История государства и права СССР. Ч. I. М., 1940.

Юшков С. В. К вопросу о дофеодальном («варварском») государстве // Ученые труды ВИЮН. Вып. X. М., 1947.

Юшков С. В. О праве убежища в древнерусском праве // Ученые записки ВИЮН. Вып. I. М., 1940.

Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939.

Юшков С. В. Развитие русского государства в связи с его борьбой за независимость (до XIX века) // Ученые труды ВИЮН. Вып. VIII. М., 1946.

Юшков С. В. Русская правда: происхождение, источники, ее значение. М., 1950.

Юшков С. В. Эволюция дани в феодальную ренту в Киевском государстве в X—XI веках. М., 1936.

Молодые ученые Института: достижения и планы

ХЛУДЕНЕВА Наталья Игоревна, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: khludeneva@mail.ru

The Institute's Young Scientists: Achievements and Plans

N. I. Khludeneva, PhD in law

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation 34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia E-mail: khludeneva@mail.ru

DOI: 10.12737/13045

Многовековой опыт научно-исследовательской деятельности показывает, что нередко весомые научные открытия совершаются носителями научных знаний в довольно молодом возрасте (Ж. Алферов, А. Абрикосов, В. Гейзенберг, В. Гинз-

бург, М. Кюри, Д. Менделеев, И. Ньютон, А. Эйнштейн и др.). Обозначенную закономерность подтверждают и страницы истории развития гуманитарного юридического знания в стенах Института законодательства и сравнительного правоведе-

ния при Правительстве Российской Федерации1.

За 90-летнюю историю существования Институт вырастил не одно поколение ученых-правоведов, чьи работы довольно быстро и успешно стали частью юридической науки. Для многих из них Институт стал научной альма-матер (Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, В. И. Васильев, К. Ф. Гуценко, Р. Ф. Каллистрато-ва, И. Ф. Казьмин, А. Л. Маковский, И. Л. Марогулова, А. С. Пиголкин, А. А. Пионтковский, Г. Н. Полянская, О. Н. Садиков, А. А. Тилле и др.).

Смена поколений ученых в Институте — процесс постоянный. Одни молодые ученые приходят, другие — взрослеют, третьи — продолжают свою карьеру в иных научных и учебных учреждениях, на государственной службе и др. Вместе с тем научная жизнь Института всегда наполнена событиями, главными героями которых становятся молодые сотрудники и аспиранты Института, увлеченные юридической наукой.

Молодая творческая элита Института сегодня — это в основном пришедшие в первое десятилетие XXI в. научные сотрудники и аспиранты, подготавливающие и успешно защищающие свои диссертации, посвященные новым, отвечающим актуальным задачам современности темам научных изысканий в юридической области гуманитарного знания. Представляется, что, как и в прежние времена, для большей части молодых сотрудников работа в Институте является не только служебным, но и самым главным личным делом.

В фокусе интеллектуальных построений молодых ученых Института в последнее десятилетие находится различная научная проблематика: конституционное правосудие и

1 См.: Страницы истории Института законодательства и сравнительного правоведения. 3-е изд. М., 2010.

реализация решений Европейского суда по правам человека2, международно-правовые основы интеграционного сближения Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан3, региональная интеграция латиноамериканских го-сударств4, применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном про-цессе5, дефекты правового регулирования охраны окружающей среды6, тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности7, исковая защита вещных прав в российском и зарубежном гражданском праве8, правовые проблемы приобретения имущества в порядке универсального правопреемства9 и заключения договора на торгах (аукционах и конкурсах)10, правовое регулирование в области обращения с отходами производства потребле-

2 См.: Грачева С. А. Конституционное правосудие и реализация решений Европейского Суда по правам человека. М., 2012.

3 См.: Каширкина А. А., Морозов А. Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. М., 2014.

4 См.: Рафалюк Е. Е. Региональная интеграция латиноамериканских государств: природа, содержание, разрешение споров: монография. М., 2014.

5 См.: Глазкова М. Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: монография. М., 2012.

6 См.: Хлуденева Н. И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: монография. М., 2014.

7 См.: Сиваков Д. О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: монография. М., 2012.

8 См.: Синицын С. А. Исковая защита вещных прав в российском и зарубежном гражданском праве: актуальные проблемы. М., 2015.

9 См.: Емельянцев В. П. Универсальное правопреемство в гражданском праве. М., 2010.

10 См.: Беляева О. А. Правовые проблемы

аукционов и конкурсов. М., 2011.

ния11 и др. Результаты уже проведенных исследований показывают, что молодежь Института является реальной интеллектуальной силой, способной не только развивать уже существующие правовые идеи, но и расширять горизонты юридической науки.

На протяжении последних шести лет при поддержке директора Института, вице-президента РАН, академика РАН, заслуженного юриста Российской Федерации Т. Я. Хабрие-вой и под руководством доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента Международной академии сравнительного права Ю. А. Тихомирова молодые ученые Института довольно успешно осуществляют научную деятельность, направленную на исследование актуальных правовых проблем современности, нередко выходя за рамки традиционного понимания сущности отдельных правовых явлений и категорий (границы правового регулирования, отклонения в праве, правовые модели и др.). Эту группу молодых исследователей именуют в Институте «группа 13» (таким был ее первоначальный количественный состав), хотя в настоящее время в инициативных научных проектах участвуют уже более 20 человек. Многие теоретические выводы, полученные в ходе проведенных начинающими исследователями работ, активно апробируются на практике, учитываются при подготовке заключений на законопроекты, аналитических материалов, научных докладов, монографических исследований.

Первый научно-исследовательский проект «Границы правового регулирования: устойчивость и изменчивость» инициативная группа молодых ученых начала реализовы-

11 См.: Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления: науч.-практ. пособие. М., 2010.

вать в 2010 г. Направление работы было выбрано достаточно быстро, так как многие участники проекта уже имели определенный задел в исследовании научной проблематики возможных пределов правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества.

Результаты работы творческого объединения были первоначально апробированы на проблемном семинаре «В поисках границ правового регулирования», состоявшемся в рамках V Международной школы молодых ученых-юристов 26—28 мая 2010 г., а затем опубликованы в научно-практическом пособии «Границы правового регулирования»12. В работе были исследованы виды и уровни границ правового регулирования, выявлены особенности различных сфер правового регулирования, а также проанализирована динамика изменения их границ под влиянием различных факторов. Особый акцент в книге сделан на рассмотрении проблемы централизации и децентрализации правового регулирования, возможных пределов саморегуляции, на определении объема оптимальной детализации предписаний нормативных правовых актов.

Творческая неуспокоенность побудила инициативную группу молодых ученых в 2011 г. поставить перед собой цель исследовать проблемы развития государства и его отдельных институтов в условиях вызовов современности. Позднее проект получил название «Государство будущего». Научные результаты этой работы были апробированы на «Ярмарке идей», проведенной в рамках VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов 26— 28 мая 2011 г. Участники состоявшегося научного дискурса размышляли не только о содержании современных функций государства, но и о

12 См.: Границы правового регулирования: науч.-практ. пособие / отв. ред. И. В. Плюги-

на, Е. В. Черепанова. М., 2011.

том, завершается ли эпоха суверенного государства, государства-нации, нужна ли мировая республика и можно ли спрогнозировать модель развития государства.

В 2012 г. творческой группой молодых ученых Института было проведено исследование на тему: «Человек в правовом пространстве». Некоторые предварительные выводы этого проекта по традиции были представлены на Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов, состоявшейся 30—31 мая 2012 г., итогом же всей работы стала коллективная монография «Правовое пространство и человек»13. В книге не только рассмотрены отдельные характеристики структуры и содержания различных видов правовых пространств, но и исследованы многообразные социальные роли человека, активно проявляющего себя в правовом пространстве. Названия глав и параграфов работы показывают, насколько широка рассмотренная молодыми учеными научная проблематика и неординарна постановка ключевых вопросов исследования: динамика правовых пространств, влияние правовых пространств на развитие правового статуса человека и гражданина, человек в международно-правовом пространстве, бизнес в правовом пространстве межгосударственных объединений, человек и информационное пространство, социальные интернет-сети в правовом пространстве, правовые горизонты знаний.

Не менее смелый научный проект был инициирован молодыми учеными Института в 2013 г. Научное внимание авторов было обращено к тематике правового моделирования. Постановка данной проблемы потребовала решения учеными ряда новых исследовательских задач: обоснования роли опережающего правового воздействия, природы, видов

13 См.: Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. В. Пуляева, Н. И. Хлуденева. М., 2012.

и разработки правовых моделей на основе современных теорий и концепций, выявления реальных (как негативных, так и позитивных) отклонений от проектируемых правовых моделей. Этот проект стал самым сложным, но и, пожалуй, самым интересным для всего состава участников группы.

Промежуточные итоги проекта были предметом обсуждения на заседаниях секции публичного права Института14 и секции права Центрального дома ученых15, круглом столе «Поиск эффективных решений проблем правотворчества»16, ярмарке идей «Правовые модели и вызовы окружающей среды», состоявшейся в рамках VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов 23—24 мая 2013 г. В ходе проведенных научных обсуждений (нередко в острой полемике) были поставлены вопросы об уточнении соотношения категорий «правовая модель» и «модель правового регулирования», об определении роли правовых стандартов в правовом моделировании, о критериях оценки правильности выбора той или иной правовой модели, о разграничении понятий «моделирование» и «прогнозирование», об эффективности и апробации правовых моделей.

Итоговым результатом работы участников проекта стала коллективная монография17, получившая позитивный отклик в научной правовой среде как «одно из первых в со-

14 Подробнее об этом см.: Рафалюк Е. Е, Кичигин Н. В. Реализация правовых моделей: проблемы и поиск решений // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 135—140.

15 Подробнее об этом см.: Нанба С. Б. Право: модели и отклонения // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 145—149.

16 Подробнее об этом см.: Пайгина Д. Р., Стрельников П. А. Поиск эффективных решений проблем правотворчества // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 141—145.

17 См.: Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. М., 2014.

временной российской правовой науке комплексных монографических исследований природы и содержания правовых моделей, особенностей их воплощения в объективную реальность»18. В работе исследовано понятие правовых моделей как прогнозируемых вариантов оптимального правового регулирования будущих правовых явлений и процессов, отражающих уровень действующего правопорядка и тенденции его развития. Кроме того, предпринята попытка представить весь цикл «жизни» правовой модели — от зарождения правовой идеи до ее реализации. Авторы работы подчеркивают, что именно «правовое моделирование как составная часть системы научного предвидения и прогнозирования событий, явлений и процессов внутренней и международной жизни придает функционированию государства в политической, экономической и социальной сферах более обоснованный, устойчивый и предсказуемый характер»19. Важным конструктивным результатом монографии стал проект социальной концепции права и модели ее реализации.

Творческая группа молодых ученых-юристов Института не прекращает научные поиски, постоянно расширяя границы своих исследований. В этом году молодые авторы ставят перед собой задачу изучить не менее злободневную проблему современного права — повышение эффективности правотворческого процесса.

Следует отметить, что Институт активно поддерживает не только свою творческую молодежь, но и молодые таланты всей страны, выступая консолидирующим центром во взаимодействии молодых и ставших

18 Южаков В. Н. Рецензия на монографию «Правовые модели и реальность» // Право и политика. 2015. № 3. С 429—430.

19 Правовые модели и реальность: моно-

графия / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Ра-фалюк, Н. И. Хлуденева. С. 279.

уже именитыми ученых, объединяя усилия творческой молодежи, предоставляя площадки для обмена научными достижениями в различных отраслях юридической науки: теория государства и права, международное право, конституционное и административное право, гражданское и уголовное право, экологическое и финансовое право и др. Проводимые Институтом научные мероприятия (конференции, конгрессы, круглые столы и проблемные семинары) способствуют формированию общих целей и чувства единства у молодых ученых-юристов нашей страны.

Одним из самых востребованных научных форумов в среде российских молодых ученых стала возрожденная Институтом Школа-практикум молодых ученых-юристов (далее — Школа), традиция ежегодного проведения которой была заложена в конце 70-х гг. прошлого столетия и, к сожалению, утрачена к середине 1990-х гг. Целями организации и проведения Школы являются изучение актуальных проблем развития правовых систем, особенностей правотворческого и правоприменительного процесса, практическое освоение навыков юридической техники, а также содействие научному сотрудничеству молодых талантливых юристов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Примечательно, что ключевую роль в организации и проведении Школы играют сами молодые ученые Института в лице созданного в нем Совета молодых ученых20.

20 Совет молодых ученых Института был создан в 2004 г. в целях объединения молодых ученых Института, выражения их интересов в профессиональной сфере. В состав Совета входят научные сотрудники Института, аспиранты, соискатели, стажеры в возрасте до 35 лет включительно (молодые ученые). Текущее руководство осуществляет Правление Совета. Высшим органом управления Совета является общее собрание его членов.

Основные задачи Совета — поддержка и координация деятельности, направлен-

В 2006 г. была проведена первая Школа на тему: «Закон: стабильность и динамика», в рамках которой обсуждались актуальные вопросы законотворческой практики, основные направления проводимых в тот период административных реформ, ключевые проблемы избирательного, гражданского, предпринимательского, трудового, социального, жилищного и экологического законодательства, проблемы международно-правового регулирования защиты прав человека, а также некоторые аспекты коррупциогенности законо-дательства21. В работе Школы приняли участие около 200 представи-

ной на развитие научных инициатив молодых ученых Института, содействие их профессиональному, научному и карьерному росту, представление и защита интересов молодых ученых Института в Ученом совете Института и дирекции Института, выражение мнения молодых ученых Института по различным аспектам профессиональной деятельности и социального обеспечения.

Основными направлениями деятельности Совета являются: организация научных конференций, семинаров, симпозиумов с участием молодых ученых Института; оказание организационной и методической поддержки молодым ученым Института в публикации научных работ в периодических юридических изданиях и научных сборниках; развитие связей с российскими и зарубежными научными и образовательными учреждениями, иными Советами молодых ученых; организация и обеспечение участия молодых ученых Института в конкурсах научных работ; участие в обсуждении конкурсных работ; представление в Ученый совет и дирекцию Института справок, записок с описанием научных и социальных проблем, стоящих перед молодыми учеными Института, для решения которых требуется принятие мер Ученым советом и дирекцией Института и иные (подробнее см.: http://www.izak.ru/news. html?id=227&lang=ru).

21 См.: Закон: стабильность и динамика: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юри-

телей более чем 35 субъектов РФ, а также Беларуси, Грузии, Казахстана, Украины и Литвы.

Тематика Школы, проведенной в следующем году, была посвящена не менее важной проблеме влияния международного права на национальное законодательство. Школа собрала еще более широкий круг участников: в ее мероприятиях приняли участие свыше 300 представителей из 30 регионов России и 12 государств (Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Литвы, Узбекистана, Украины, США, Турции, Франции и др.). Участники размышляли над актуальными вопросами об унификации права как форме сближения национальных законодательств, о роли общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе РФ, о влиянии прецедентов Европейского суда по правам человека на практику конституционных судов России, Украины, Латвии, о восполнении пробелов национального законодательства при помощи норм международного права, об имплементации норм международного права в национальное законодательство, о проблемах правосудия в фокусе международного права, о международно-правовых основах противодействия коррупции, о международном праве окружающей среды и др.22

«Эффективность законодательства и современные юридические технологии» — тема III Школы, проведенной Институтом в 2008 г. Ее участниками стали свыше 400 представителей из 46 субъектов РФ и 24 зарубежных государств (Азербайджана, Армении, Беларуси, Болга-

стов (Москва, 1—3 июня 2006 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2007.

22 См.: Влияние международного права на

национальное законодательство: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва,

24—26 мая 2007 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2007.

рии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Литвы, США, Турции, Узбекистана, Украины, Франции, Эстонии и др.).

Программа Школы предусматривала проведение пленарного и секционных заседаний, проблемных семинаров и практических тренингов, посвященных актуальным вопросам повышения действенности законодательства, в числе которых: обеспечение эффективности законодательства в экономической, социальной и иных сферах, критерии эффективности законодательства, участие граждан в правотворчестве, современные юридические технологии и др.23

В 2009 и 2010 гг. темами Школы стали «Правовые проблемы научного прогресса» и «Наследие юридической науки и современность». В рамках первого тематического направления были исследованы современные проблемы правового обеспечения научного прогресса, в том числе совершенствования государственного управления в сфере инноваций, взаимодействия науки и бизнеса, юридического прогнозирования, правового регулирования научного творчества, влияния международного права на развитие научных исследований24. Второе тематическое направление позволило обсудить в ходе программных мероприятий Школы классические и современные научные правовые теории, рассмотреть актуальные проблемы правовой науки, перспективы ее дальнейшего развития, дать оценку роли юридической доктрины

23 См.: Эффективность законодательства и современные юридические технологии: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 29—31 мая 2008 г.) / отв. ред. Т. Я. Хаб-риева. М., 2009.

24 См.: Правовые проблемы научного прогресса: материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов (Москва, 28—30 мая 2009 г.) / отв. ред. В. И. Ла-фитский. М., 2011.

в развитии законодательства и правовой практики25.

Интерес широкого круга участников вызвала проведенная при поддержке Администрации Президента РФ в 2011 г. VI Школа на тему «Государство в меняющемся мире». Впервые в рамках мероприятий Школы центром научного внимания ее преподавателей и учеников стал феномен государства. К обсуждению были предложены такие вопросы, как научные подходы к исследованию сущности государства, классические и современные концепции и теории о государстве; эволюция государства в современном мире; изменение функций государства; роль государства в регулировании экономических процессов и социальных отношений; изменение роли государства как участника международных отношений; модернизация отдельных государственных институтов, совершенствование государственного управления; прогнозирование общей динамики развития государства26. Ярким событием Школы стала ярмарка идей «Государство будущего», на которой молодые ученые-юристы представили свое видение путей дальнейшего развития государства и его отдельных институтов. Формат ярмарки позволил многим молодым ученым почувствовать себя на равных с более именитыми дискуссантами — профессором Ю. А. Тихомировым, директором Института законодательства Республики Казахстан доктором юридических наук, профессором Ж. Д. Бусурмановым и др.

25 См.: Наследие юридической науки и современность: материалы заседаний V Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2010 г.) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2011.

26 См.: Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Мо-

сква, 26—28 мая 2011 г.) / отв. ред. В. И. Ла-фитский. М., 2012.

Решением Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 февраля 2011 г. на Институт были возложены функции междисциплинарного центра по координации научно-методического обеспечения противодействия коррупции. В связи с этим в 2012 г. было принято решение провести VII Школу в рамках Первого Евразийского антикоррупционного форума, посвятив ее проблематике правовых инноваций в противодействии коррупции. В ее основных мероприятиях приняли участие представители ведущих научных и образовательных организаций более 30 субъектов РФ: от Калининградской области до Приморского края, всех восьми федеральных округов.

Участникам Школы удалось рассмотреть проблемы развития современного правового регулирования, в том числе связанные с преодолением коррупции, оказанием государственных и муниципальных услуг, формированием благоприятной правовой среды для предпринимательской деятельности, повышением качества государственного управления27.

В 2013 и 2014 гг. Институтом были проведены Школы, призванные консолидировать сообщество молодых ученых вокруг исследования таких важных с позиции решения общечеловеческих задач тем, как «Право и экология» и «Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей».

Научная проблематика первой из обозначенных Школ была избрана не только потому, что весь мир озабочен нарастающей напряженностью в экологической сфере, но и потому, что именно правовая наука играет большую роль в достижении

27 См.: Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума и молодых ученых-юристов (Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андричен-ко, А. М. Цирин. М., 2012.

баланса между необходимостью использования природных ресурсов и охраной окружающей среды. Право как самый действенный вид социальной регуляции не может и не должно оставаться в стороне от решения этой важной для всего человечества задачи, выступая одним из обязательных факторов экологически устойчивого развития28.

В работе VIII Школы приняли участие представители юридической науки многих государств мира (Австрии, Азербайджана, Албании, Бенина, Беларуси, Грузии, Италии, Казахстана, Кот д'Ивуара, Камеруна, Киргизии, Мали, Нигерии, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Чехии и др.), разных поколений и научных школ. Участники не только обсудили актуальные правовые проблемы охраны окружающей среды и природопользования29, но и приняли Экологическую декларацию, которая стала квинтэссенцией научных идей молодых ученых-юристов о правовых способах решения острых экологических проблем современного развития общества.

Внимание участников IX Школы, впервые проведенной в новом здании Института в Большом Харитоньевском переулке, было сконцентрировано на проблематике социального развития в контексте новой гуманистической иерархии ценностей30. В рамках состоявшихся программных мероприятий Школы были обсуждены ключевые проблемы правового обеспечения здравоохранения,

28 См.: Хлуденева Н. И., Кичигин Н. В. Право и экология // Журнал российского права. 2013. № 8. С. 119—137.

29 См.: Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23— 24 мая 2013 г.) / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 См.: Хабриева Т. Я., Габов А. В., Тихомиров Ю. А. и др. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Пу-тило. М., 2015.

образования, науки, культуры и спорта, а также вопросы социальной ответственности бизнеса и повышения эффективности реализации обязанностей социального государства. Особый интерес у участников Школы вызвал круглый стол на тему «Векторы развития социально-правовой политики Китайской Народной Республики», на котором были затронуты вопросы, касающиеся китайского опыта правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе высшего, строительства социального государства в Китае, влияния миграционного фактора на развитие социальных отношений в данной стране, а также правового обеспечения и пропаганды проводимой в КНР социально-правовой политики.

В этом году Институт провел юбилейную X Школу на тему «Правотворчество и юридическая наука: современные проблемы». Традиционный формат Школы позволил ее участникам обсудить комплекс самых разных, но, безусловно, актуальных вопросов, связанных с проблемами организации правотворческого процесса.

Правотворчество как вид деятельности по созданию правовых норм, как глобальный процесс правооб-разования немыслим вне активной, познавательной, научно-исследовательской юридической деятельности. Возможности юридической науки позволяют оценить последствия принятия будущих правовых предписаний, спрогнозировать проблемы их реализации, выработать научно обоснованную и тщательно выверенную концепцию совершенствования отечественной системы права

с учетом наилучших международных и зарубежных правовых практик. Только обоснованные с позиций юридической науки правовые решения способны быть «долгожителями» в многомерной социальной среде. На поиск таких решений и были направлены усилия всех участников юбилейной Школы.

Десятилетний опыт организации школ-практикумов молодых ученых-юристов показывает, что ее научный формат создает самые благоприятные условия для проведения теоретического и практического анализа актуальных проблем юриспруденции, а также для выработки ее участниками — молодыми учеными-юристами, независимо от того, являются они теоретиками или практиками, навыков научного общения. При этом основополагающая задача всех проводимых Институтом школ — поиск научных идей, которые могли бы быть положены в основу формирования новых правовых концепций и решений, призванных повысить эффективность правовой деятельности в условиях общемировых интеграционных процессов, существенного усложнения социальных связей и объективных трудностей в поиске оптимальных средств и способов правового регулирования. Уже сейчас повзрослевшее поколение участников первых школ отмечает особую ценность научного общения как с ведущими, так и только начинающими свой творческий путь учеными, складывающегося в доброжелательной атмосфере этого форума и способствующего не только научному развитию личностей, но и научному прогрессу.

Библиографический список

Беляева О. А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М., 2011.

Влияние международного права на национальное законодательство: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 24—26 мая 2007 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2007.

Глазкова М. Е. Применение европейских стандартов отправления правосудия в российском арбитражном процессе: монография. М., 2012.

Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2011 г.) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2012.

Границы правового регулирования: науч.-практ. пособие / отв. ред. И. В. Плюгина, Е. В. Черепанова. М., 2011.

Грачева С. А. Конституционное правосудие и реализация решений Европейского Суда по правам человека. М., 2012.

Емельянцев В. П. Универсальное правопреемство в гражданском праве. М., 2010.

Закон: стабильность и динамика: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 1—3 июня 2006 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2007.

Каширкина А. А., Морозов А. Н. Россия, Евразийский экономический союз и Всемирная торговая организация: монография. М., 2014.

Кичигин Н. В., Пономарев М. В. Правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления: науч.-практ. пособие. М., 2010.

Нанба С. Б. Право: модели и отклонения // Журнал российского права. 2014. № 6.

Наследие юридической науки и современность: материалы заседаний V Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2010 г.) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2011.

Пайгина Д. Р., Стрельников П. А. Поиск эффективных решений проблем правотворчества // Журнал российского права. 2014. № 6.

Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23—24 мая 2013 г.) / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014.

Правовое пространство и человек: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. В. Пуляе-ва, Н. И. Хлуденева. М., 2012.

Правовые инновации в сфере противодействия коррупции: материалы Первого Евразийского антикоррупционного форума и VII Международной школы-практикума и молодых ученых-юристов (Москва, 30—31 мая 2012 г.) / отв. ред. Л. В. Андриченко, А. М. Цирин. М., 2012.

Правовые модели и реальность: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, Е. Е. Рафалюк, Н. И. Хлуденева. М., 2014.

Правовые проблемы научного прогресса: материалы заседаний Международной школы молодых ученых-юристов (Москва, 28—30 мая 2009 г.) / отв. ред. В. И. Лафитский. М., 2011.

Рафалюк Е. Е. Региональная интеграция латиноамериканских государств: природа, содержание, разрешение споров: монография. М., 2014.

Рафалюк Е. Е., Кичигин Н. В. Реализация правовых моделей: проблемы и поиск решений // Журнал российского права. 2014. № 5.

Сиваков Д. О. Тенденции правового регулирования водохозяйственной деятельности: монография. М., 2012.

Синицын С. А. Исковая защита вещных прав в российском и зарубежном гражданском праве: актуальные проблемы. М., 2015.

Страницы истории Института законодательства и сравнительного правоведения. 3-е изд. М., 2010.

Хабриева Т. Я., Габов А. В., Тихомиров Ю. А. и др. Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Путило. М., 2015.

Хлуденева Н. И. Дефекты правового регулирования охраны окружающей среды: монография. М., 2014.

Хлуденева Н. И., Кичигин Н. В. Право и экология // Журнал российского права. 2013. № 8.

Эффективность законодательства и современные юридические технологии: материалы заседания Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 29— 31 мая 2008 г.) / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2009.

Южаков В. Н. Рецензия на монографию «Правовые модели и реальность» // Право и политика. 2015. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.