УДК-323:316.346.32-053.6(4-011/015)
МОЛОДЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ ИЛИ МОЛОДЫЕ ГРАЖДАНЕ ЕРОПЕЙСКИХ СТРАН? (К ВОПРОСУ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ)*
Н. М. Беляева
В настоящей статье внимание автора сфокусировано на рассмотрении ценностных ориентаций молодежи европейских стран относительно общества, религии, работы, семьи. Ставятся вопросы о наличии единой системы ценностей европейской молодежи, о проблемах и факторах, определяющих формирование национальной или европейской идентичности молодежи, о перспективах развития данных феноменов.
Ключевые слова: молодежь, система ценностных ориентаций, идентичность, Европейский союз.
Понятия европейской идентичности и гражданства развиваются Европейской Комиссией и Советом Европы в течение более чем двадцати последних лет. За данный период было осуществлено немало конкретных шагов, призванных способствовать достижению цели - формированию у жителей Европейского союза чувства принадлежности к Европе. Были учреждены символы единой Европы: флаг, гимн, общий праздник «Дня Европы». Жители стран, присоединившихся к Шенгенскому соглашению, стали пользоваться безвизовым режимом. Была введена единая европейская валюта, жителям стран Евросоюза предоставлен статус «гражданина Союза», учреждены единые общеевропейские водительские права и многое другое.
Несмотря на данные меры, процесс формирования коллективной европейской идентичности, предполагающий глубинные изменения в общественном сознании, не входит в завершающую стадию. В 2004 г. в среднем 47% опрошенных в 25 странах Евросоюза говорили о себе в первую очередь как о французах, немцах, итальянцах, испанцах и т.п., и лишь во вторую очередь - как о европейцах (этот показатель практически не изменился с 1994 г., когда он составлял 46%).1
Исследователи отмечают определенный прогресс в распространении чувства общей европейской идентичности в сознании молодых европейцев. В частности, опрос, проведенный несколько лет назад среди граждан Великобритании, Франции, Германии и Италии в возрасте 21-35 лет, то есть
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Фонда Д. и К. Макартуров в рамках проекта «Борьба за идентичность и новые институты коммуникации» (грант № 09-95275-000-088).
1 Вайнштейн Г. Европейская идентичность. Возникающая реальность или фантом? [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.politcom.ru/8315.html (дата обращения 29.10.2010).
среди представителей поколения, выросшего в условиях объединенной Европы, показал, что европейская молодежь в значительной большей степени, чем население Европы в целом, чувствует себя в первую очередь европейцами. Почти треть молодых людей сочла себя скорее европейцами, чем гражданами своей страны.2
В середине 2000-х гг. в половозрастной структуре населения Европейского союза молодежь (группа людей в возрасте 15-24 лет) в общей численности населения составляла 12,7%. На сегодняшний день в странах Евросоюза проживает около 75 млн. человек в возрасте 15-25 лет, что в свою очередь приводит к пересмотру основных принципов европейской молодежной политики, необходимости обеспечения и расширения возможностей культурного взаимодействия молодежи внутри и между странами Евросоюза, а также за его пределами, прежде всего, в сфере образования и культуры.
В национальных концепциях европейской молодежной политики сложились две стратегии: первая основана на ведущей роли государства в сфере молодежной политики; вторая - на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики.4
1. Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики реализуется в таких странах, как Германия и Франция.5 В этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями. Как правило, центр разрабатывает ежегодный государственный план по молодежной политике, а территории, ориентируясь на стратегию государства, формируют региональные планы молодежной политики с учетом потребностей и возможностей регионов. Основная ответственность, в т.ч. финансовая, за реализацию эффективной молодежной политики в данных странах возлагается на низовой уровень.
В реализации молодежной политики органы государственной власти тесно сотрудничают с молодежными организациями, которые нередко получают статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвуют в реализации конкретных мероприятий.
2. Стратегия паритета государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики реализуется в Великобритании и Швеции, где государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена
2 'т
1 ам же.
3 Europe in Figures. Eurostat yearbook 2006-07. Population. P. 54. // Перфильева О.В. Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций. - 2007. - №5 (13). - С.18.
4 Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. - М., 2005. - С.8-46.
5 Леонов Ю.С. Стратегии государственной молодежной политики за рубежом: основные направления и тенденции /Ю.С.Леонов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 4 (321) «Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт». - М., 2007. - С. 20.
местному самоуправлению и молодежным общественным организациям. В данных странах, как правило, отсутствуют специальные министерства по делам молодежи и молодежной политике. Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами,
общественными организациями в рамках их компетенции.
Молодежные общественные организации имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи. Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства. В целом данная стратегия молодежной политики направлена на предоставление молодым людям шанса, оказание поддержки, и воздержание от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.
Между этими основными моделями существует множество переходных вариантов, специфика которых определяется историческими и политическими традициями государства, степенью развитости элементов гражданского общества, политического сознания граждан.
Несмотря на различные национальные стратегии молодежной политики, в странах Европейского союза особое внимание уделяется процессу формирования европейского молодежного самосознания в связи с расширением образовательных возможностей и возможностей культурного (духовного) развития. Специфика социально-экономического и культурного развития Европы обусловливает потребность в повышении уровня образования молодежи, совершенствовании знаний и навыков через формальное и неформальное образование, в воспитании и развитии у молодого поколения таких качеств, как толерантность, инициативность, ориентация на взаимопомощь, солидарность, мобильность, гибкость, рефлексивность, включенность в общественную жизнь и активная гражданская позиция на основе единых общепризнанных демократических ценностей.
Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики Европейского союза в сфере обучения в течение всей жизни послужили основой для разработки в 2000 г. новой программы Европейского сообщества «Молодежь» (Youth). Любые инициативы по поддержке молодежи в Европе, в том числе и программа «Молодежь», получают постоянную поддержку со стороны Европейского парламента и Совета министров, посредством принятия соответствующих документов, программ и резолюций, направленных на обеспечение социальной интеграции молодежи, поддержку молодежных инициатив и развитие мобильности.
Содержательную и нормативную основу программы «Молодежь» составляют два основных документа.
Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth)6, принятая Европейской комиссией в ноябре 2001 г. Документ содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского сообщества и принимается Европейской комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях политики.
Европейское соглашение в сфере молодежной политики (European Youth Pact) , принятое Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка - 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев.
Целевую группу программы «Молодежь» составляют молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, а также лица, работающие с молодежью, являющиеся гражданами Евросоюза. Первый этап реализации программы (2000-2006 гг.) определил механизмы международного сотрудничества в сфере молодежной политики, включая реализацию программ Европейской волонтерской службы и международных молодежных обменов как внутри сообщества, так и в рамках сотрудничества с третьими странами.
В ноябре 2006 г. было принято решение Европейского парламента и Европейского Совета об учреждении второго этапа программы - «Молодежь в действии» (Youth in Action) на период 2007-2013 гг. В перечень основных целей второго этапа программы, кроме всего прочего, вошло развитие активной гражданской позиции молодежи в целом и формирование европейской гражданственности в частности. Для достижения обозначенной цели предполагается:8
6 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. C0M(2001) 681 final [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf
7 Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11081.htm
8 Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. // Перфильева О.В. Программа европейского
- предоставить молодым людям и молодежным организациям возможности участия в общественном развитии (построении общества -development of society) на общемировом и общеевропейском уровне;
- сформировать у молодежи чувство принадлежности к европейскому сообществу;
- содействовать и поощрять участие молодежи в демократической жизни Европы;
- содействовать усилению мобильности молодежи в Европе;
- содействовать развитию межкультурного обучения в рамках молодежной проблематики;
- содействовать распространению и укреплению общеевропейских ценностей среди молодежи, таких как уважение человеческого достоинства, равенства, уважение прав человека, толерантность и терпимость (недиск-риминация);
- поощрять молодежные инициативы и предоставлять молодежи возможности для самовыражения;
- способствовать участию в программе молодых людей с ограниченными возможностями, в том числе физическими;
- соблюдать принцип гендерного равенства по отношению ко всем участникам программы и содействовать его широкому распространению и признанию в ходе реализации программных мероприятий;
- обеспечить молодежь дополнительными возможностями для неформального и информального обучения на общеевропейском уровне и развивать инновационные способы формирования (развития) активной гражданской позиции.
Насколько сегодня целесообразно подводить некоторые итоги реализации обозначенных в программе «Молодежь в действии» мероприятий и рассуждать о складывании единой системы ценностей, установок, образцов поведения европейской молодежи? Каковы ее устремления и взгляды? Как она воспринимает семью, работу, общество в целом? Насколько различаются ценности и установки молодежи в различных европейских странах?
Ответы на эти вопросы попыталась найти международная группа исследователей, объединенных Фондом политических инноваций (Fondation pour l’innovation politique), в рамках проекта «Европейская молодежь в глобальном контексте»,9 где участвовало 17 стран (Германия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Италия, Норвегия, Польша, Великобритания, Швеция, Эстония, США, Россия, Китай, Индия, Япония, Тайвань). В каждой стране было опрошено по 1000 человек в возрасте от 16 до 29 лет и по 300 человек в возрасте от 30 до 50 лет, всего 22 тысячи человек. Опрос был проведен шведской организацией Kairos Future International в 2006 году.
сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций. - 2007. - №5 (13). - С.23.
9 Как молодежь видит будущее? [Электронный ресурс]. ИКЬ:
http://www.polit.ru/research/2008/10/01/demoscope345.html (дата обращения 10.10.2010)
Анкета распространялась по электронной почте. Вопросы анкеты касались отношения молодых граждан к обществу, работе и семье.
Взаимоотношения молодежи и общества анализировались посредством оценки таких показателей, как: отношение молодежи к традициям и переменам (рис. 1), религиозность молодежи (рис. 2), ощущение молодыми людьми своей интегрированности в общественную жизнь, в «общность», имеющую единые ценности, уровень доверия молодежи общественным институтам, участие в их работе (табл.1).
Рис. 1
Отношение молодежи к традициям и переменам
30
Польша
25 -
20 -
15 -
10 -
5 -
Эстония
■
Франция
Д
США
О
Финляндия
Европа
Германия
О
О
Великобритания
□
Норвегия
□
Россия ■
Италия *
_ Швеция Дания
Испания
Д
ю
15 20
традиции-перемены
25
30
35
Рис. 2
Религиозность молодежи
Табл. 1
Степень доверия молодежи общественным институтам
Прави- тельство СМИ Мульти- нацио- нальные компании НПО Люди в целом Полиция и система право- судия Религи- озные органи- зации
Финляндия 12 13 9 6 12 12 9
Дания 13 9 3 12 13 13 1
США 9 7 11 7 6 8 13
Эстония 5 11 13 8 4 7 10
Швеция 10 2 8 11 11 10 2
Италия 6 6 10 10 7 3 11
Польша 1 12 12 5 8 2 12
Норвегия 11 4 4 4 10 11 7
Испания 7 8 2 13 5 5 4
Россия 8 10 7 1 9 1 6
Г ермания 3 5 6 3 3 9 5
В еликобр итания 4 3 5 2 2 4 8
Франция 2 1 1 9 1 6 3
Пояснение: Цифры в столбцах соответствуют месту страны в ранжированном ряду стран согласно доле респондентов, доверяющих данному институту. Например, самая низкая доля молодых поляков указали на доверие своему правительству, в то время как среди датчан — самая высокая. Последний столбец «Всего» — сумма всех рангов для страны, по нему ранжирован список стран.
С точки зрения взаимоотношений молодежи и общества, проведенное исследование позволило разделить молодежь изучаемых стран на пять групп.
Первая группа состоит из католических стран — Италии, Испании и Польши, где сильно влияние религии и, соответственно, традиций на жизнь общества. Вполне естественным выглядит стремление молодежи этих «традиционных» стран к переменам.
Вторую группу образуют Франция, Великобритания и Германия. Эта часть Европы, похоже, затронута общим кризисом доверия. Французская молодежь показала особенно низкую степень вовлеченности в общественную жизнь, неподчинение общественным институтам, недоверие другим людям и наиболее пессимистический взгляд на будущее. Немецкая и английская молодежь наиболее консервативна, отдает предпочтение традиции и стабильности, нежели переменам и индивидуальной свободе.
Молодежь Франции, Г ермании и Великобритании имеет низкий уровень «принадлежности» к своему обществу, а также демонстрирует и низкий уровень доверия другим людям. По мнению авторов исследования, это указывает на слабую интегрированность обществ данных государств.
Существенное влияние на настроения молодежи здесь играет боязнь безработицы и неопределенность на рынке труда. Кроме того, данная часть «старой Европы» выглядит напуганной и замкнутой в себе: французы и британцы, например, больше всех сопротивляются глобализации.
Третья группа — это Соединенные Штаты Америки. Американскую молодежь отличает от европейской несопоставимо большая важность, придаваемая религии и духовным ценностям, и необычайный оптимизм и вера в будущее — как своё, так и общества.
Например, 70% молодых американцев ответили, что «верят в бога», тогда как среди юношей из Дании и Швеции таких было 20%. Молодые американцы выделяются самым высоким показателем доверия религиозным организациям: 18% ответили, что полностью им доверяют против 5,5% в среднем по странам Европы (см. Рис.2, Табл.1).
В четвертую группу можно объединить Россию и Эстонию. По данным обследования, российская молодежь демонстрирует очень противоречивые взгляды: желание перемен сочетается с традиционными ценностями,
конкуренция — с протекционизмом, готовность к конформизму — с отсутствием страха потери индивидуальности. Вероятно, полагают авторы исследования, российское общество испытывает сильное напряжение, разрываясь между желанием перемен, с одной стороны, и страхом социальных потрясений, вызываемых этими переменами, и противодействием им, с другой.
В пятую группу входит большинство Скандинавских стран, характеризующихся сильной степенью единения, что способствует индивидуальному и коллективному оптимизму и доверию. Скандинавская молодежь показала высокую степень доверия всем институтам за редким исключением. Эти страны в наибольшей степени открыты остальному миру и идут в ногу с глобализацией. В целом молодежь северных и англосаксонских стран ставит важность «закона и порядка» выше, чем европейская молодежь в среднем.
Существуют значительные различия между странами, молодежь которых настроена оптимистично относительно своего будущего (страны Северной Европы и США), и странами, где молодежь имеет более негативные взгляды на будущее (Франция, Италия, страны Восточной Европы). Молодежь Дании наиболее оптимистична: около 60% респондентов убеждены, что их ждет светлое будущее, тогда как в Италии таких оптимистов менее 23%.
Страны, где молодые люди не очень довольны своей жизнью, можно условно разделить на две группы. К первой относятся те из них, где молодежь опасается широкого круга различных угроз, как в Польше, Италии и России. Молодые люди чувствуют, что живут в очень уязвимой стране, которая находится под угрозой как внешней (война, терроризм), так и внутренней агрессии (бедность, загрязнение, преступность и т.д.). Эта неудовлетворенность, возможно, происходит от осознания того, что государство не способно эффективно противостоять перечисленным угрозам.
Во второй группе стран с наивысшей степенью пессимизма — Франции, Великобритании и Германии — молодые респонденты указывали на конкретные угрозы: бедность и безработицу в Германии, терроризм и войну в Великобритании, загрязнение окружающей среды и безработицу во Франции.
В ходе исследования молодым людям были задан ряд вопросов, позволяющих выяснить, какое место в их жизни занимает работа. Судя по ответам, работа остается фундаментальной ценностью как с точки зрения достижения удовлетворительных материальных стандартов, так и с точки зрения привнесения смысла в жизнь человека. Взгляды молодежи на работу связаны с уровнем образования: чем выше уровень образования респондента, тем более значимую роль он отводит работе, тем чаще отвечает, что «работа привносит смысл в его жизнь». С точки зрения отношения молодежи к работе исследуемые страны можно объединить в три группы:
Первая группа - страны Центральной и Восточной Европы: молодежь отличается большим акцентом на материальной стороне занятости — высокой зарплате, хороших условиях работы и высоком статусе, а также разнообразием карьерных стратегий (например, получение хорошего образования и квалификации, знакомство с нужными людьми, улучшение внешнего вида и др.).
Вторая группа объединяет США и страны Западной Европы: молодежь проявляет безразличие по отношению к материальной стороне в пользу социальных и символических аспектов занятости, особенно безопасности и чувства гордости за свою работу.
Третья группа - Скандинавские страны: молодежь тоже оказалась довольно равнодушной к финансовой стороне, утверждение «В ближайшие 15 лет я хочу заработать много денег» получило здесь наименьшие баллы среди пунктов, связанных с работой (за исключением Швеции). Похоже, молодые скандинавы вполне уверены в своем будущем финансовом положении, о чем свидетельствует часто звучавшее согласие с утверждением «Я уверен(а), что у меня будет хорошая работа в будущем».
Для молодых людей одним из главных общественных институтов остается семья. Среди множества факторов, придающих смысл жизни, формирующих индивидуальность, приносящих удовлетворение в разных ситуациях, семья в большинстве случаев занимает первое, иногда — второе место (табл. 2).
Табл. 2
Факторы формирования личности молодого человека
Факторы
формирования
личности
Л
2
и
О
л
СО
и
к
X
ей
И
О
Ю
О
к
о
о
и
о
ар
Л
СО
ч
и
О
о
и
и
О
о
и
н
о
X
ей
ей
и
н
о
ев
со
О
РР
и
К
X
<и
*
И
О
к
и
К
ч
и
Рч
О
X
ЕТ
К
н
X
<и
ч
к
о
И
н
о
о
М К ей Я И Ш О ч
и
ЕТ
К
X
н
о
ч
ей
X
к
С
Дания 1 2 3 4 5 8 7 6 9 11 12 10 13
Эстония 1 2 3 4 5 7 6 8 9 11 13 12 10
Франция 1 2 5 3 6 4 7 9 8 11 13 10 12
Финляндия 2 1 5 3 6 4 7 8 9 10 12 11 1
Г ермания 2 1 3 4 5 6 8 9 10 7 13 11 12
Италия 1 2 3 4 6 8 5 9 7 11 12 10 13
Норвегия 1 2 5 4 6 3 7 8 9 10 12 13 11
Польша 1 2 3 4 5 7 6 9 12 11 8 10 13
Россия 1 2 3 4 7 6 5 8 10 9 13 11 12
Испания 2 1 3 4 5 9 8 6 7 10 13 11 12
Швеция 1 2 3 4 6 5 7 8 9 10 13 12 11
В еликобр итания 1 2 3 4 7 6 8 5 9 11 10 13 12
США 1 2 3 4 8 6 7 9 10 11 5 - 12
Пояснение: Цифры соответствуют месту в ранжированном ряду факторов по убыванию значимости (для данной страны).
Основываясь на анализе полученных ответов, авторы исследования выделили несколько групп стран с разными типами взглядов на семью.
Первая группа — самая «семейно настроенная», это — Россия, Эстония (с ними соседствуют Индия и Китай). Молодежь этих стран оценивает социальную роль семьи очень высоко. Семья здесь считается важной референтной группой для оценки социального статуса и достижений человека.
Отдельно стоят США — тоже «семейная» страна, хотя она и ближе к среднеевропейскому типу. Но американская молодежь в гораздо большей степени, чем европейская, склонна полагать, что семья — это основа общества. Это единственная страна среди участвовавших в исследовании, где молодежь проявила большую приверженность семье, чем старшее поколение. По мнению авторов исследования, это в значительной степени связано с проводимой в США политикой поддержки семейных ценностей.
Третью группу формируют Германия, Швеция, Норвегия, Франция и Дания: многие молодые люди в этих странах отвергают идею, что
семья является важным фактором формирования их идентичности, и не считают семью основой общества. Также они не рассматривают родительскую семью в качестве отправной точки своего успеха.
Четвертая группа объединяет «не семейные» страны Европы, с показателями, близкими к среднеевропейским: Италия, Великобритания, Испания и Финляндия.
Анализ результатов исследования позволяет говорить о наличии различных представлений молодежи о семье, работе, обществе, нежели о единой системе ценностей европейской молодежи. Молодежь из среднего класса имеет лучшие возможности сформировать политическую идентичность и свою принадлежность к Европе, поскольку их социальноэкономическое положение позволяет им принимать участие в европейских молодежных обменах и путешествовать по всей Европе. Молодые граждане
из семей с уровнем дохода ниже среднего не имеют этих возможностей, и, соответственно, предпочитают Европе свою национальную идентичность.
Существуют, однако, и некие более глубинные факторы, осложняющие формирование единой системы ценностей, политической идентичности европейской молодежи. Г.Вайнштейн отмечает, что один из наиболее значительных факторов - существенная размытость сути феномена европейской идентичности и неясность тех основ, на которых она может базироваться.10 Явная невозможность определить сущность европейской общности с помощью формальных (будь то политических, или географических) критериев ставит во главу угла критерии культурноцивилизационного и ценностного характера, побуждая акцентировать внимание на религиозных, культурных, политических традициях Европы и ее приверженности гуманистическим и демократическим ценностям.
Однако, во-первых, распространение христианства отнюдь не ограничивается европейским ареалом. Приверженность ценностям и символам христианства свойственна и многим неевропейским народам. Во-вторых, высокий уровень языковой разобщенности Европы, препятствуя образованию некой целостной «транснациональной культуры», с одной стороны, фиксирует существование на континенте нескольких регионов, каждый из которых (в зависимости от преобладания в нем одного из трех наиболее распространенных на континенте языков) ориентирован главным образом на культурные традиции то ли Франции, то ли Германии, то ли Великобритании, а с другой, предопределяет сохранение ситуации, когда приверженность граждан разных стран своей национальной культуре остается одним из доминирующих элементов их самоидентификации.
То же самое можно сказать и о гуманистических и демократических ценностях, приверженность которым также провозглашается обычно в качестве одной из главных скреп европейской общности. В реальности эти ценности давно уже стали достоянием отнюдь не одной лишь Европы и даже не одного лишь Запада.
Доминирующими элементами нынешнего европейского самосознания, выполняющими едва ли не основную функцию в объединении значительной части населения Европы, становятся настроения антиисламизма и антиамериканизма. Соответственно, сегодня сам феномен идентичности европейцев представляется явлением весьма неоднозначным.
В данном контексте не представляется возможным говорить о существовании единой системы ценностей европейской молодежи. Несмотря на деятельность большого количества структур, занимающихся разработкой и реализацией единой молодежной политики в странах Европы (Европейский молодежный форум, Европейский руководящий комитет молодежи, Европейский молодежный парламент и др.), наличие ряда нормативноправовых документов, провозглашающих в качестве основных целей
10 Вайнштейн Г. Европейская идентичность. Возникающая реальность или фантом? [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.politcom.ru/8315.html (дата обращения 29.10.2010).
формирование у молодых граждан чувства гражданственности и принадлежности к европейскому сообществу (Белая книга, Европейское соглашение в сфере молодежной политики), молодежь сохраняет ценностное разнообразие, во многом определяемое культурными, историческими и социально-экономическими особенностями государств Европейского союза.
Список литературы
1. Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11081.htm
2. European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. COM(2001) 681 final [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf
3. Вайнштейн Г. Европейская идентичность. Возникающая реальность или фантом? [Электронный ресурс]. URL: http://www.politcom.ru/8315.html (дата обращения 29.10.2010).
4. Леонов Ю.С. Стратегии государственной молодежной политики за рубежом: основные направления и тенденции /Ю.С.Леонов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ № 4 (321) «Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт». - М., 2007.
5. Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. - М., 2005.
Перфильева О.В. Программа европейского сообщества «Молодежь» как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов // Вестник международных организаций. - 2007. - №5 (13).