Научная статья на тему 'Программа Европейского Сообщества "Молодежь" как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов'

Программа Европейского Сообщества "Молодежь" как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
737
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / ПРОГРАММА ЕС "МОЛОДЕЖЬ" / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / "YOUTH" EU PROGRAMME / EU / EUROPEAN YOUTH POLICY / YOUTH / LIFELONG LEARNING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

В статье представлен анализ реализации первого и второго этапа программы ЕС «Молодежь» и «Молодежь в действии», призванной способствовать развитию обучения в течение всей жизни, получению молодежью знаний и навыков, приобретаемых в процессе неформального обучения и участия в международных мероприятиях, расширению возможностей мобильности для молодежи стран-членов и стран-партнеров ЕС. На основе результатов мониторинга реализации программы дается оценка опыта участия России как страны-партнера, результаты и проблемы, связанные с ограниченным участием. Высказываются рекомендации по расширению участия, предлагаются возможные пути повышения эффективности и отдачи от участия России в мероприятиях Программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU Programme Youth - policy instrument for the regional and social cohesion

Paper highlights the outcomes of the EU Programme Youth implementation across EU member and partner countries. The EU Programme Youth aims to support the lifelong learning development, to open opportunities for young people in EU and beyond to possess more knowledge and skills through non-formal education and practices of participation in different international events, to raise young people mobility practices. Through the external monitoring of the Programme made by the European agencies author assesses the Russia's experience of participation in certain Programme activities opened for the EU non-members and suggests a number of policy recommendations on how to improve the effectiveness and efficiency of the Russia's participation in Programme.

Текст научной работы на тему «Программа Европейского Сообщества "Молодежь" как инструмент реализации политики социальной сплоченности регионов»

ПРОГРАММА ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА «МОЛОДЕЖЬ» КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ РЕГИОНОВ

О.В. Перфильева

Программа Европейского сообщества «Молодежь» реализуется в соответствии с общеевропейскими тенденциями общественного развития.

Продолжающееся объединение европейских государств, наряду с серьезными структурными изменениями, приводит к трансформации их социокультурного пространства, что в свою очередь находит отражение в общественном сознании. Открытость территориальных границ, объединение культур и конфессиональных традиций, усиление миграционных потоков, открытие и упрощение каналов социальной мобильности (горизонтальной, вертикальной, профессиональной), являясь результатами процесса объединения, потенциально способны стать источником социальной напряженности и распространения в обществе настроений нетерпимости, неприятия, скрытой или явно выраженной враждебности (расизм, ксенофобия, антисемитизм).

В условиях европейской интеграции и расширения, усиления международного сотрудничества и взаимодействия в основных сферах социально-экономической жизни европейских обществ формируется особенный, характерный для данного исторического периода вектор общественного развития. Учитывая потенциальные угрозы и вызовы, гармонизация общественной жизни (укрепление общеевропейского пространства и формирование общеевропейской идентичности) стран Европы составляет одно из основных направлений формирующегося вектора общественного развития и требует от сообщества европейских государств реализации целеориентированных практических мер по ее достижению на основе взвешенных политических решений, использования Открытого метода координации и развития сотрудничества со странами, не входящими в ЕС (третьими странами).

Работа по гармонизации общественной жизни в контексте международного взаимодействия в странах - членах и странах - партнерах ЕС представляет собой непрерывный

процесс выработки и совершенствования механизмов политического взаимодействия и регулирования, сопровождающийся работой по формированию общественного сознания, развитию и совершенствованию личности, понимающей, разделяющей и поддерживающей цели и задачи объединения Европы. Особенное внимание уделяется процессу формирования европейского юношеского самосознания в связи с расширением образовательных возможностей и возможностей культурного (духовного) развития. Специфика социально-экономического и культурного развития Европы обусловливает потребность в повышении уровня образования молодежи, совершенствовании знаний и навыков через формальное, неформальное и информальное образование, в воспитании и развитии у молодого поколения таких качеств, как толерантность, инициативность, ориентация на взаимопомощь, солидарность, мобильность, гибкость, рефлексивность, включенность в общественную жизнь и активная гражданская позиция на основе единых общепризнанных демократических ценностей.

Серьезную роль при определении механизмов гармонизации общественной жизни играют демографические факторы развития Европы. За последние пятьдесят лет общая численность населения Европы значительно выросла. По оценкам статистиков, население территорий европейских государств, на сегодняшний день составляющих Еи-25, увеличилось с 376 млн человек в 1960 г. до 460 млн человек в 2005 г. Одной из основных причин роста численности населения в Европе явилось увеличение общих показателей миграции населения за последние несколько лет. В период с 2000 по 2004 г. общий прирост населения Еи-25 составил 2,3 млн человек. При этом доля молодого населения Еи-25 в общей численности населения уменьшается по мере роста числа пожилых людей и сохранения низких показателей рождаемости, что в свою очередь приводит к сокращению численности

* Перфильева Ольга Владимировна, заместитель директора Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ ВШЭ.

молодежи: с 25,3% в 1960 г. до 16,4% в 2004 г. В этот же период доля пожилых людей выросла с 10,0% в 1960 г. до 12,5% в 2004 г1.

В половозрастной структуре населения Еи-25 группа людей в возрасте 15-24 лет в общих показателях соотносится с показателями возрастной группы 65-79 лет, при этом наблюдаются значительные межстрановые различия. Статистика показывает, что в 2005 г. доля людей в возрасте 15-24 лет в общей численности населения Еи-25 составляла 12,7% (6579 лет - 12,5%)2. В общей численности мужчин и женщин населения стран Еи-25 в 2003 г. доля возрастной группы 15-24 лет была также невелика, при этом доля мужчин незначительно превышала долю женщин данной возрастной группы (Рис. 1).

Последовательная реализация политики расширения в целом привела к увеличению общей численности молодого населения Европейского союза. На сегодняшний день в странах Евросоюза проживает около 75 млн человек в возрасте 15-25 лет, что в свою очередь приводит к пересмотру основных принципов европейской молодежной политики, необходимости обеспечения и расширения возможностей культурного взаимодействия молодежи внутри и между странами Евросоюза, а также за его пределами, прежде всего, в сфере образования и культуры.

Учитывая происходящие в Европе социокультурные и социально-экономические изменения, а также необходимость расширения

возможностей молодежи для устойчивого социального развития, Европейское сообщество реализует деятельность по поддержке молодежи.

При разработке и реализации молодежной политики учитываются принципы и положения общеевропейского законодательства, содержащиеся в официальных документах Европейского парламента и Совета. Договор об учреждении Европейского союза3 во многом предопределил главные приоритеты Сообщества в сфере образования, профессиональной подготовки и молодежной политики. Статья 149 Договора определяет деятельность Сообщества в сфере развития качества образования через поощрение международного сотрудничества государств - членов ЕС, а также, в случае необходимости, поддержку программ международного взаимодействия при полном признании ответственности стран - членов ЕС за содержание обучения, принципов организации образовательных систем, имеющегося культурного и лингвистического разнообразия. Статья 149 фиксирует основные цели Сообщества в направлении обеспечения качества образования, в том числе поощрение и поддержку молодежных обменов и обменов преподавателей социально-образовательных учреждений и служб. Здесь также отмечена необходимость усиления сотрудничества со стороны Сообщества и стран-членов ЕС с развивающимися странами (третьими странами) и компетентными международными организа-

%

85+ 80-84 75-79 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 45-49 40-44 35-39 30-34 25-29 20-24 15-19 10-14 5-9 0-4

10

V77777.

У/////////Л ^чЧ\Ч\\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч^

у///;///////;///////;////////7я

N\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\W^

>////////////////////////////Z7Z??7Z>

\Ч\Ч\Ч\\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\\Ч\^Ж

ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

У/////////////////////////////////////////////////,

^ч\ч\ч\\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\\ч\ч\ч\ч\ч^

W/////////////////////////////////////////////////////A

У////////////////////////////////////////////////////,

ъж

ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

х\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

\ч\ч\ч\\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\\ч\ч\ч^^^

^\Ч\Ч\Ч\\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\\Ч\Ч\Ч\Ч\Ч\ЧЧ

\ч\ч\ч\\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\ч\\ч^^

ч\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\^

10

| Мужчины

| Женщины

Рис. 1. Возрастная пирамида стран EU-25 в 2003 г.

Источник: Europe in Figures. Eurostat yearbook 2006-07. Population. P. 55.

8

6

4

2

0

2

4

6

8

1 Europe in Figures. Eurostat yearbook 2006-07. Population. P. 51.

2 Ibid. P. 54.

3 The Treaty establishing European Community (Consolidated text). Official Journal C 325 of 24 December 2002.

циями в области образования и молодежной политики4.

В свою очередь Амстердамский договор (октябрь 1997 г.) фиксирует роль Сообщества в повышении уровня знаний населения стран Европы за счет обеспечения открытого доступа к образованию и через непрерывное совершенствование получаемых знаний5.

В 1995 г. международное сотрудничество в сфере молодежной политики было поддержано Решением Европейского парламента и Европейского Совета о реализации третьего этапа программы «Молодежь за Европу» (первый этап программы стартовал в 1988 г.)6. Решением была отмечена важность усиления международного сотрудничества в сфере молодежной политики, учитывая опыт реализации данного вида деятельности Сообщества.

Для развития международного сотрудничества в сфере молодежной политики важна европейская политика занятости, рассматривающая молодежную проблематику в контексте проблем занятости, профессиональной подготовки и непрерывного образования. В Принципах занятости 1998 г., принятых Резолюцией Европейского Совета в декабре 1997 г.7, преодоление юношеской безработицы и предотвращение безработицы молодых людей в долгосрочной перспективе отмечены в качестве наиболее эффективных механизмов совершенствования рынка труда и занятости наряду с созданием благоприятных условий для развития частного бизнеса, новых рабочих мест и более гибкой налоговой системы; модернизацией принципов организации труда; преодолением гендер-ного неравенства и дискриминации; политикой социального включения и профессиональной интеграции; и многими другими направлениями современной политики занятости.

Большое значение для реализации программ молодежной политики в Европе имеет Коммюнике Европейской комиссии «На пути к Европе знаний»8 («Towards a Europe of

Knowledge»), содержащее принципы формирования открытого и динамично развивающегося образовательного пространства Европы, способствующего достижению целей развития обучения в течение всей жизни, профессиональной подготовки и молодежной политики.

В двух других программных документах Европейской комиссии - Белой книге «Преподавание и обучение - на пути к обществу обучения»9 («Teaching and Learning - Towards the learning society») и Зеленой книге «Образование, профессиональная подготовка и исследовательская деятельность: препятствия на пути к транснациональной мобильности»10 («Education, Training and Research: obstacles to transnational mobility») отмечается роль знаний в построении нового типа общества, важность формирования устойчивой мотивации к постоянному получению новых знаний, прежде всего у молодого населения Европы, раскрываются преимущества академической мобильности для конкурентоспособности Европейского союза в международной перспективе.

В качестве другого направления молодежной политики, сопряженного с поддержкой молодежных обменов и мобильности, выступает интеграция молодежи в трудовые отношения в соответствии с развитием современного рынка труда. Постепенное вхождение в трудовой процесс является важной составляющей общественной интеграции молодежи, в ходе которой особую роль играют профессиональные знания и навыки, приобретаемые посредством как формального, так и информального образования. Одним из эффективных механизмов профессиональной интеграции молодежи является участие в мероприятиях добровольческих и волонтерских служб (voluntary service activities). Популяризации и признанию волонтерских программ способствует деятельность Европейского Совета. Так, в ходе заседаний в Эссене (9-10 декабря 1994 г.) и Каннах (26-27 июня 1995 г.) была подчеркнута необходимость

4 The Treaty establishing European Community (Consolidated text). Official Journal C 325 of 24 December 2002. Chapter 3. Article 149.

5 ^t. no: Decision No 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the «Youth» Community action programme. Official Journal L 117 of 18 May 2000; The Amsterdam Treaty: a Comprehensive Guide http://europa.eu/scadplus/leg/en/s50000.htm.

6 Decision No 818/95/EC of 14 March 1995 adopting the third phase of the «Youth for Europe» programme. Official Journal L 87 of 20 April 1995. P. 1.

7 Council Resolution of 15 December 1997 on the 1998 Employment Guidelines. Official Journal C 30/1 of 28 January 1998. Annex. P. C30/3.

8 Towards a Europe of knowledge. Communication from the Commission COM (97) 563 final http://ec.europa. eu/education/doc/other/orient/orie_en.html

9 European Commission White Paper on Education and Training «Teaching and Learning - Towards the learning society» http://ec.europa.eu/education/policies/lang/learn/why_en.html

10 European Commission Green Paper «Education, Training and Research: the obstacles to transnational mobility» http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11033.htm

создания дополнительных условий для общественной и профессиональной интеграции молодежи европейских стран. В Заключении Европейского Совета по итогам заседания во Флоренции (21-22 июня 1996 г.) основное внимание направлено на упрощение и облегчение процесса вхождения молодежи на рынок труда. На заседании 1997 г. в Амстердаме Совет выразил поддержку некоммерческим волонтерским программам и мероприятиям. В результате последовательной разработки данного направления молодежной политики в 1998 г. Европейский парламент и Европейский Совет одобрили Решение об учреждении программы Европейского сообщества по созданию Европейской волонтерской службы для молодежи, а Европейский парламент принял Резолюцию об усилении роли волонтерских организаций и фондов в Европе11.

Важно отметить, что программа Европейского сообщества «Молодежь» представляет собой синтез двух программ Сообщества -«Молодежь за Европу» и «Европейская волонтерская служба для молодежи» - и учитывает представленные выше ключевые приоритеты молодежной политики в Европе.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, накопленный опыт реализованных программ и необходимость совершенствования политики ЕС в сфере обучения в течение всей жизни и информального образования послужили основой для разработки новой программы Европейского сообщества «Молодежь» (Youth). Любые инициативы по поддержке молодежи в Европе, в том числе и программа «Молодежь», получают постоянную поддержку со стороны Европейского парламента и Совета министров, посредством принятия соответствующих документов, программ и резолюций, направленных на обеспечение социальной интеграции молодежи, поддержку молодежных инициатив и развитие мобильности.

Содержательную и нормативную основу программы «Молодежь» составляют:

• Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы» (White Paper on Youth. A New Impetus for European Youth)12, принята Европейской комиссией в ноябре 2001 г. и содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу. Белая книга не является законодательным документом, тем не менее, распространяется среди институтов Европейского сообщества и принимается Европейской комиссией. Книга содержит предложения о расширении участия молодежи в общественной жизни, повышении уровня ее информированности и осведомленности в вопросах европейской интеграции и развития Европейского союза, а также призывает молодых европейцев к формированию более активной гражданской позиции на основе новых принципов сотрудничества, предполагающих укрепление международного сотрудничества в рамках ЕС и углубление молодежной составляющей в других направлениях поли-тики13. Подготовка и публикация Белой книги были выполнены в соответствии с Открытым методом координации на основе широких публичных консультаций с основными участниками политического процесса, в том числе и молодым населением стран - членов ЕС. Белая книга о молодежи полностью соответствует новым принципам управления, отмеченным Европейской комиссией в ее Белой книге об управлении14 (Commission's White Paper on European Governance), принятой в июле 2001 г.

11 Цит. по: Decision No 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the «Youth» Community action programme. Official Journal L 117 of 18 May 2000. P. L 117/2; Decision No 1686/98/EC on 20 July 1998 establishing the Community action programme «European voluntary service for young people». Official Journal L 214 of 31 July 1998. P. 1.; European Parliament Resolution of 2 July 1998 on promoting the role of voluntary organizations and foundations in Europe. Official Journal C 226 of 20 July 1998. P. 66.

12 European Commission White Paper «A New Impetus for European Youth». Brussels, 21.11.2001. C0M(2001) 681 final http://ec.europa.eu/youth/whitepaper/download/whitepaper_en.pdf

13 Основные документы, принятые в соответствии с необходимостью интеграции молодежной компоненты в другие направления европейской политики, см.: Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11182.htm.

14 European Commission White Paper on European Governance. Brussels, 25.07.2001. C0M(2001) 428 final http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2001/com2001_0428en01.pdf

• Европейское соглашение в сфере молодежной политики (European Youth Pact)15, принятое Европейским Советом в марте 2005 г. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения и ориентированы на рабочую программу «Образование и профессиональная подготовка - 2010». Соглашение направлено на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев.

Программа «Молодежь» стимулирует международные дискуссии и сотрудничество стран - членов ЕС по вопросам выработки молодежной политики, наиболее эффективной для стран европейского континента. Объединяя более 30 европейских государств, программа способствует развитию сотрудничества ЕС со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, странами Средиземноморья и Латинской Америки, а также странами Содружества Независимых Государств, прежде всего Россией и Украиной.

Первый этап Программы, охвативший период 2000-2006 гг., был утвержден Решением Европейского парламента и Европейского Совета в 2000 г.16, определившим механизмы международного сотрудничества в сфере молодежной политики, включая реализацию программ Европейской волонтерской службы и международных молодежных обменов как внутри Сообщества, так и в рамках сотрудничества с третьими странами. Программа призвана содействовать развитию европейского общества, основанного на знаниях, посредством формирования европейского пространства сотрудничества в сфере молодежной политики на основе потенциала информального образования и профессиональной подготовки. Программа содействует укреплению сотрудничества Европейского союза со странами -нечленами ЕС и соответствующими международными организациями (например, Совет Европы)17. Программа способствует развитию

обучения в течение всей жизни и формированию знаний, навыков и компетенций молодежи, усиливающих активную гражданскую позицию (active citizenship) и способствующих успешному трудоустройству (employability).

Достижению целей программы способствовали следующие специфические задачи:

a. поддержка молодежных международных обменов внутри Сообщества и за его пределами в рамках сотрудничества с третьими странами для более глубокого понимания культурного разнообразия в Европе, общеевропейских ценностей, уважения прав человека и борьбы с распространением расизма, ксенофобии и антисемитизма;

b. формирование чувства солидарности посредством расширения участия молодежи в транснациональных акциях и мероприятиях, поддерживаемых службами местных сообществ и общин (community-service activities);

c. поощрение молодежных инициатив, предоставление молодежи возможностей для самовыражения, содействие признанию результатов информально-го образования, приобретаемых в рамках многочисленных мероприятий Сообщества;

d. укрепление сотрудничества в сфере молодежной политики путем стимулирования обмена наилучшими практиками, обучения специалистов, работающих с молодежью, и разработка инновационных программ на уровне Сообщества.

В отношении развития сотрудничества с третьими странами программой были поставлены задачи:

e. содействовать распространению мира, установлению открытого диалога, развитию толерантности и солидарности между молодыми людьми с помощью расширения и укрепления сотрудничества и солидарности в целом;

f. содействовать построению долгосрочного и непрерывного сотрудничества в сфере молодежной политики;

g. содействовать трансляции международного опыта работы с молодежью и

15 О Европейском соглашении в сфере молодежной политики см. подробнее: Activities of the European Union. Summaries of Legislation. Youth Programme http://europa.eu/scadplus/leg/en/cha/c11081.htm

16 Decision No 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the «Youth» Community action programme. Official Journal L 117 of 18 May 2000.

17 Ibid. P. L 117/6.

новых разработок (ноу-хау) в этой области между государственными и негосударственными структурами и организациями Евросоюза и третьих стран;

h. способствовать лучшему пониманию культурных особенностей партнерских стран;

i. способствовать поиску национальной и культурной идентичности молодежи партнерских стран;

j. содействовать развитию волонтерского сектора и гражданского общества в партнерских странах.

Первый этап Программы был реализован по пяти основным направлениям (акциям):

• Акция 1 - Молодежь за Европу (Youth for Europe).

• Акция 2 - Европейская волонтерская служба для молодежи (European Voluntary Service, EVS).

• Акция 3 - Молодежные инициативы (Youth Initiatives).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Акция 4 - Совместные инициативы/ программы/ мероприятия (Joint Actions).

• Акция 5 - Комплекс мер, поддерживающих создание и развитие новых проектов и инициатив в рамках программы (Support measures).

Каждое направление включало ряд конкретных мероприятий, которые при необходимости могли быть совместимы между собой:

- поддержка транснациональной мобильности молодых людей;

- содействие и расширение использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач молодежной политики;

- содействие развитию сетей сотрудничества на уровне Сообщества, допускающих взаимообмен опытом и наилучшими практиками;

- поддержка транснациональных проектов, направленных на развитие гражданственности и формирование ориентации на дальнейшее развитие Евросоюза среди молодежи европейских стран и государств - партнеров Евросоюза;

- содействие молодежи в развитии необходимых языковых навыков и углублении понимания культурного разнообразия;

- поддержка пилотных проектов, реализуемых в рамках транснациональных партнерств с целью инновационного развития и повышения качества в сфере молодежной политики;

- разработка на европейском уровне методов анализа, оценки и дальнейшего развития направлений молодежной политики, а также методов распространения (диссеминации) наиболее успешных практик.

Целевую группу программы составляли молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет, а также лица, работающие с молодежью, являющиеся гражданами Евросоюза. Допустимый возраст участников программы мог варьироваться (но незначительно) в зависимости от целей и задач каждого конкретного проекта. Страны, принимающие участие в программе, подразделяются на программные и партнерские.

В число программных стран входят:

- 27 стран Европейского союза (EU) -Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, Великобритания, Болгария, Чешская Республика, Республика Кипр, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Словения;

- 3 страны - члена Европейского экономического пространства (ЕЕА) - Исландия, Норвегия и Лихтенштейн;

- страны - кандидаты в Европейский союз - Турция, Хорватия, Македония (бывшая Республика Югославия).

В соответствии с Решением Европейского парламента и Европейского Совета 2000 г. об учреждении программы «Молодежь»18, программой предусматривается участие представителей третьих стран, составляющих группу партнерских стран программы.

К числу партнерских стран относятся:

- страны Содружества Независимых Государств - Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдавия, Российская Федерация и Украина;

- страны Юго-Восточной Европы (SEE) -Албания, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория;

18 Decision No 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the «Youth» Community action programme. Official Journal L 117 of 18 May 2000. P. L 117/4.

- Азиатские и Африканские страны Средиземноморья (Euro-Med)19 и страны Латинской Америки (LA)20.

При реализации особое внимание уделялось обеспечению доступности программы для разных категорий молодежи и специалистов, работающих с молодежью, прежде всего для тех, кто в силу культурных, социальных, физических, экономических или географических причин ограничен в широком участии в программных мероприятиях на уровне Сообщества, а также на национальном, региональном или местном уровнях.

Для участия третьих стран, включая Россию, были открыты три направления первого этапа программы:

Акция 1 - Молодежь за Европу, предусматривающая организацию молодежных обменов, в том числе со странами, не входящими в Европейский союз (третьими странами);

Акция 2 - Европейская волонтерская служба для молодежи, предусматривающая поддержку волонтеров, в том числе из стран, не входящих в Европейский союз;

Акция 5 - Комплекс мер, поддерживающих создание и развитие новых проектов и инициатив в рамках программы, предусматривающей программы профессиональной подготовки и сотрудничества для специалистов в сфере молодежной политики; информационную поддержку молодежи и молодежных инициатив; содействие повышению уровня осведомленности (visibility of actions) граждан о мероприятиях и проектах, реализуемых в рамках программы; а также создание национальных информационных агентств, обеспечение технической и функциональной поддержки их деятельности (technical and operational support).

Объем финансирования первого этапа программы (2000-2006 гг.) составил 520 млн евро. Ежегодные ассигнования программы санкционировались бюджетным ведомством ЕС с учетом возможных ограничений бюд-жета21.

Опыт первого этапа программы «Молодежь» составил основу ее дальнейшей реализации и совершенствования.

Учитывая вклад программы в развитие международного взаимодействия в сфере мо-

лодежной политики в Европе и укрепление сотрудничества ЕС с третьими странами, в ноябре 2006 г. было принято Решение Европейского парламента и Европейского Совета об учреждении второго этапа программы «Молодежь в действии» (Youth in Action) на период 2007-2013 гг.22 Новый этап программы стартовал 1 января 2007 г. и, согласно Решению, будет завершен 31 декабря 2013 г.

Решением об учреждении второго этапа программы были конкретизированы основные цели и задачи программы, утвержден ее обновленный бюджет, пересмотрен статус участия третьих стран в программных инициативах.

В число основных целей второго этапа программы вошли:

- развитие активной гражданской позиции молодежи в целом и формирование европейской гражданственности в частности;

- развитие солидарности и толерантности среди молодежи, в том числе с целью укрепления социального единства в европейском обществе;

- достижение взаимопонимания среди представителей молодежи разных стран;

- содействие повышению качества систем поддержки молодежных инициатив и развитию потенциала (возможностей) институтов гражданского общества, действующих в сфере молодежной политики;

- содействие развитию сотрудничества в молодежной сфере на общеевропейском уровне.

Основные цели программы соотносятся с целями и задачами Сообщества в сфере непрерывного образования, включая развитие профессионального образования и подготовки, признание результатов неформального и информального образования, а также в сфере культуры, спорта и занятости.

Сформулированные цели программы призваны содействовать развитию таких направлений политики Европейского сообщества, как признание культурного, мультикуль-турного и языкового разнообразия в Европе,

19 Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Палестинская Автономия, Сирия, Тунис.

20 Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста Рика, Куба, Эквадор, Гватемала, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Венесуэла.

21 Decision No 1031/2000/EC of the European Parliament and of the Council of 13 April 2000 establishing the «Youth» Community action programme. Official Journal L 117 of 18 May 2000. Article 9. P. L 117/5.

22 Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Official Journal L 327 of 24 November 2006.

укрепление социального единства и борьба с различными формами дискриминации (по половому, расовому признакам, этническому происхождению и вероисповеданию, недееспособности (disability), возрасту и сексуальной ориентации), а также способствовать устойчивому развитию европейского общества.

В соответствии с основными целями второго этапа программы были сформулированы специфические задачи:

1. С целью развития активной гражданской позиции молодежи в целом и формирования европейской гражданственности в частности предполагается:

- предоставить молодым людям и молодежным организациям возможности участия в общественном развитии (построении общества - development of society) на общемировом и общеевропейском уровне;

- сформировать у молодежи чувство принадлежности к европейскому сообществу;

- содействовать и поощрять участие молодежи в демократической жизни Европы;

- содействовать усилению мобильности молодежи в Европе;

- содействовать развитию межкультурного обучения в рамках молодежной проблематики;

- содействовать распространению и укреплению общеевропейских ценностей среди молодежи, таких как уважение человеческого достоинства, равенства, уважение прав человека, толерантность и терпимость (недискриминация);

- поощрять молодежные инициативы и предоставлять молодежи возможности для самовыражения;

- способствовать участию в программе молодых людей с ограниченными возможностями, в том числе физическими;

- соблюдать принцип гендерного равенства по отношению ко всем участникам программы и содействовать его широкому распространению и признанию в ходе реализации программных мероприятий;

- обеспечить молодежь дополнительными возможностями для неформального и информального обучения на общеевропейском уровне и развивать

инновационные способы формирования (развития) активной гражданской позиции.

2. С целью развития солидарности и толерантности среди молодежи, в том числе с целью укрепления социального единства, в европейском обществе предполагается:

- предоставить молодым людям возможности для выражения личных взглядов и убеждений через участие в волонтерских программах на общеевропейском и международном уровнях;

- привлекать молодежь к участию в мероприятиях по развитию гражданственной солидарности внутри Европейского союза.

3. С целью достижения взаимопонимания среди представителей молодежи разных стран предполагается:

- развивать молодежные обмены и межкультурный диалог между молодыми европейцами и молодежью из других стран;

- способствовать развитию качества и роли структур, поддерживающих молодежные инициативы в соседствующих с ЕС странах;

- развивать проекты тематического сотрудничества со странами, не входящими в состав ЕС, открытыми для участия молодежи, молодежных организаций и тех, кто активно включен в работу с молодежью.

4. С целью содействия повышению качества систем поддержки молодежных инициатив и развитию потенциала (возможностей) институтов гражданского общества, действующих в сфере молодежной политики, предполагается:

- содействовать развитию сетевого взаимодействия рассматриваемых организаций;

- способствовать обучению и сотрудничеству между молодежными организациями и теми, кто вовлечен в работу с молодежью;

- обеспечить инновационный подход при разработке мероприятий и инициатив для молодежи;

- способствовать повышению качества информации, предназначаемой для молодежи, уделяя особое внимание обеспечению доступности программных инициатив для молодежи с ограниченными возможностями;

- поддерживать долгосрочные проекты и инициативы региональных и мест-

ных органов власти (regional and local bodies) в сфере молодежной политики;

- содействовать признанию результатов неформального обучения и навыков, приобретенных молодыми людьми посредством участия в программе;

- осуществлять обмен наилучшими практиками.

5. С целью развития сотрудничества в молодежной сфере на общеевропейском уровне, учитывая аспекты регионального и местного развития, предполагается:

- поддерживать обмен наилучшими практиками (лучшимопытом) и взаимодействие между административными органами управления и представителями всех уровней власти, участвующими в выработке молодежной политики;

- способствовать установлению структурного диалога между политиками, ответственными за выработку молодежной политики, и молодежью;

- совершенствовать знания и понимание проблем, связанных с развитием современной молодежи;

- способствовать развитию сотрудничества в рамках различных волонтерских программ и мероприятий, реализуемых на национальном и международном уровнях.

Второй этап программы включает следующие пять основных направлений:

• Акция 1 - Молодежь за Европу (Youth for Europe)

• Акция 2 - Европейская волонтерская служба для молодежи (European Voluntary Service, EVS)

• Акция 3 - Молодежь в мировом контексте (Youth in the World)

• Акция 4 - Системы поддержки молодежи (Youth support systems)

• Акция 5 - Поддержка сотрудничества в сфере молодежной политики на общеевропейском уровне (Support for European cooperation in the youth field).

При сравнении с программными мероприятиями первого этапа видно, что программа «Молодежь» получила дополнительное развитие с точки зрения содержания и направленности. В своем обновленном варианте программные мероприятия выглядят следующим образом.

Акция 1 - Молодежь за Европу (Youth for Europe) - направлена на укрепление активной

гражданской позиции и взаимопонимания молодежи стран - членов и стран - партнеров ЕС с помощью следующих мер:

- молодежные обмены (youth exchanges), открытые для участия молодых людей в возрасте от 13 до 25 лет;

- деятельность по поддержке молодежных инициатив (support for young people's initiatives), реализуемых молодыми людьми в возрасте от 18 до 30 лет (в некоторых случаях нижняя граница возрастного интервала опускается до 15 лет);

- реализация проектов демократического участия (participative democracy projects), направленных на повышение уровня участия молодежи в общественной жизни своего города, региона, нации и на международном уровне в целом, открытых для участия молодых людей в возрасте от 13 до 30 лет.

Акция 2 - Европейская волонтерская служба для молодежи (European Voluntary Service, EVS) - содействует развитию солидарности, формированию активной гражданской позиции и взаимопониманию среди молодежи в европейском обществе и за его пределами посредством вовлечения молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (в некоторых случаях нижняя граница возрастного интервала опускается до 16 лет) в волонтерские программы.

Особый интерес представляет программное мероприятие, полностью ориентированное на интеграцию в программу третьих стран -Акция 3 - Молодежь в мировом контексте (Youth in the World).

Данное мероприятие призвано:

- поддерживать проекты, реализуемые партнерскими странами (третьими странами, подписавшими соглашения с Европейским союзом в сфере молодежной политики), прежде всего направленные на развитие молодежных обменов и обменов теми, кто вовлечен в работу с молодежью и деятельность международных организаций;

- поддерживать инициативы, способствующие укреплению среди молодежи взаимопонимания, чувства солидарности и толерантности, а также ориентированные на развитие сотрудничества в сфере молодежной политики и гражданского общества в партнерских странах.

Основная цель мероприятия заключается в развитии взаимопонимания между народами в контексте всеобщей открытости, при одновременном формировании систем качества, обеспечивающих реализацию мероприятий молодежной политики на страновом уровне. Направление открыто для участия всех партнерских стран программы «Молодежь».

Участие третьих стран определяется исходя из следующих направлений сотрудничества:

Сотрудничество ЕС с соседствующими странами, в рамках которого осуществляется поддержка проектов с партнерскими странами23, в том числе с Российской Федерацией и странами Балканского полуострова24, на основании европейской политики соседства и в соответствии с Решением Европейского парламента и Европейского Совета об учреждении второго этапа программы «Молодежь в действии» на период 2007-2013 гг. Поддержка направлена, прежде всего, на организацию многосторонних и двусторонних молодежных обменов, открытых для участия молодежи 1325 лет. Мероприятия по организации молодежных обменов, основанных на транснациональных соглашениях между различными участниками проекта, включают первоначальную подготовку персонала и вовлечение молодежи в исследование разнообразных социальных и культурных контекстов. Особенно поддерживаются и финансируются программой мероприятия, направленные на совершенствование языковых навыков и повышение общего интеллектуального уровня молодежи.

До тех пор пока на уровне соседствующих стран не сформированы национальные агентства по поддержке и реализации программы, все индивидуальные или групповые инициативы стран - соседей ЕС, предпринимаемые на местном, региональном или национальном уровне, поддерживаются в соответствии с процедурами поддержки подобных инициатив программных стран.

Сотрудничество ЕС со странами-соседями включает поддержку инициатив, направ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленных на развитие сетевого взаимодействия и усиление потенциала некоммерческих организаций и партнерств в сфере молодежной политики, и учитывает их значимость в развитии гражданского общества в странах, соседствующих с ЕС. Данное направление сотрудничества распространяется на подготовку тех, кто активно участвует в работе с молодежью и в деятельности молодежных организаций; предполагает передачу опыта и результатов оценки эффективности реализуемых инициатив. Оно поддерживает мероприятия, способствующие развитию долгосрочных парт-нерств и разработке качественных проектов.

В рамках данного направления сотрудничества также осуществляется поддержка проектов, ведущих к инновационному развитию молодежной сферы на основе применения инновационных подходов.

Финансовая поддержка также оказывается проектам по информационному обеспечению деятельности молодежных организаций и тех, кто активно участвует в работе с молодежью, а также информационным мероприятиям, ориентированным на повышение уровня осведомленности молодежи.

Кроме того, в рамках данного направления поддерживаются проекты по развитию сотрудничества в сфере молодежной политики со странами - соседями ЕС, т.е. способствующие обмену идеями, наилучшими практиками и распространению результатов поддержанных и реализованных инициатив в сфере молодежной политики.

Сотрудничество с другими странами в рамках реализации программы представляет собой инструмент поддержки инициатив, направленных на сотрудничество в сфере молодежной политики, в частности обмен наилучшими практиками с другими партнерскими странами.

В рамках данного направления сотрудничества поддержку получают проекты, ориентированные на обмен и обучение тех, кто активно участвует в работе с молодежью, и на развитие партнерства и сетевого взаимодействия молодежных организаций.

23 «Программные мероприятия 2 и 3 должны быть открыты для сотрудничества с третьими странами, подписавшими соглашения с Европейским союзом в сфере молодежной политики и далее именуемыми «партнерскими странами». Цит. по: Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Official Journal L 327 of 24 November 2006. Article 5(2). P. L 327/34.

24 «Программа открыта для участия стран западной части Балканского полуострова в соответствии с мероприятиями, установленными для данных стран на основании рамочных соглашений, обеспечивающих их участие в программах Сообщества». Цит. по: Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Official Journal L 327 of 24 November 2006. Article 5 (1)(d). P. L 327/34.

При реализации многосторонних и двусторонних молодежных обменов между этими странами и другими странами, участвующими в программе, учитываются их содержание и тематическая направленность.

Финансовую поддержку получают инициативы, направленные в будущее, демонстрирующие высокий потенциал дальнейшего развития и влияния на молодежную сферу.

В контексте сотрудничества с развивающимися странами программа поддерживает инициативы стран, выступающих бенефициарами проектов Европейского союза (this measure funds only European beneficiaries of projects).

Акция 4 - Системы поддержки молодежи (Youth support systems) - разработана с целью обеспечения качества деятельности различных структур, поддерживающих молодежь и молодежные инициативы, усиления роли тех, кто включен в работу с молодежью и деятельность молодежных организаций, развития и поддержки качества Программы в целом, а также расширения участия молодежи в гражданских инициативах и жизни общества на общеевропейском уровне.

Особое внимание уделяется молодежным некоммерческим организациям, действующим на общеевропейском уровне и учрежденным в партнерских странах и в некоторых странах Восточной Европы (например, Беларусь, Молдова, Российская Федерация и Украина); их сотрудничеству на основе сетевого взаимодействия с различными организациями, институтами и ассоциациями, активно развивающими молодежную сферу.

В число поддерживаемых инициатив также входят: информирование молодежи о деятельности международных организаций; мероприятия по развитию и укреплению партнерских отношений с местными и региональными органами власти.

Акция 5 - Поддержка сотрудничества в сфере молодежной политики на общеевропейском уровне (Support for European cooperation in the youth field) - направлена на развитие международного сотрудничества в сфере молодежной политики через:

- организацию структурного диалога между различными акторами (участниками) молодежного политического

пространства, включая молодежь, тех, кто занят работой с молодежью, представителей молодежных организаций и ответственных за выработку молодежной политики в Европе;

- поддержку молодежных семинаров по разнообразным проблемам социального, культурного и политического развития Европы, представляющим интерес для молодежи;

- вклад в развитие международного сотрудничества в сфере европейской молодежной политики;

- содействие развитию сетей и парт-нерств, способствующих пониманию молодежной проблематики и проблем в этой области.

Новый этап программы «Молодежь в действии» в целом продолжает содействовать сотрудничеству с международными организациями, ответственными за развитие молодежной политики на глобальном уровне. Особый интерес для Сообщества представляет взаимодействие с Советом Европы.

Реализация второго этапа программы осуществляется программным комитетом, деятельность которого регулируется Решением Совета, устанавливающим процедуры выполнения полномочий, возложенных на Комиссию25. В соответствии со ст. 4 об учреждении программных комитетов, содействующих Комиссии в управлении и реализации целей и задач Сообщества26, и ст. 7 о принятии свода правил и процедур программных комитетов27 Решения, на успешную реализацию Программы направлены следующие меры:

- разработка ежегодного рабочего плана программы;

- подготовка генерального баланса (general balance) по итогам реализации различных мероприятий программы;

- децентрализованное управление финансированием на основании критериев (таких как численность молодого населения, уровень ВВП и географическая отдаленность стран), применимых при индикативном распределении средств (indicative breakdown of funds), и с учетом целей мероприятий, требующих финансовой поддержки;

25 Council Decision No 1999/468/EC of 28 July 1999 laying down the procedures for the exercise of implementing powers conferred on the Commission. Official Journal L 184 of 17 July 1999.

26 Ibid. Article 4. P. L 184/24.

27 Ibid. Article 7. P. L 184/25.

- организация мониторинга и оценки реализации Программы;

- поддержка участия заинтересованных молодых людей;

- разработка описаний и руководств по реализации каждого из программных мероприятий с целью адаптирования Программы к любым изменениям в приоритетах европейского взаимодействия и сотрудничества в сфере молодежной политики.

Объем финансирования второго этапа программы «Молодежь в действии» в период с 2007 по 2013 г. составит 885 млн евро, что почти в 2 раза превышает бюджет первого этапа программы28. Программа не предполагает сметного финансирования.

Минимальный объем средств для каждого из программных мероприятий от общего объема финансирования второго этапа составляет29:

• Акция 1: Молодежь за Европу - 30%

• Акция 2: Европейская волонтерская служба для молодежи - 23%

• Акция 3: Молодежь в мировом контексте - 6%

• Акция 4: Системы поддержки молодежи - 15%

• Акция 5: Поддержка сотрудничества в сфере молодежной политики на общеевропейском уровне - 4%

Бюджетом программы также обеспечиваются расходы, связанные с подготовкой, доработкой, мониторингом, проведением ревизии и оценки программных мероприятий, необходимых для менеджмента (управления) программы и реализации ее целей и задач; затраты на проведение дополнительных исследований, организацию встреч (семинаров, конференций, рабочих групп и т.д.), осуществление информационной и издательской деятельности; расходы на создание информационных ресурсов с целью информационного обмена; расходы на административное и техническое обеспечение Программы при возникновении соответствующего запроса со стороны менеджмента Программы и Комиссии.

Продолжение программы было подтверждено и обусловлено результатами анализа эффективности ее первого этапа в странах - членах ЕС и странах, обладающих правом участия

в программе, проведенного независимым европейским агентством в 2003 г.

Большое значение для оценки значимости программы для России и понимания путей развития дальнейшего сотрудничества России и ЕС в сфере молодежной политики имеет выполненный в рамках общей оценки анализ эффективности программы для третьих стран, принявших участие в первом этапе.

Анализ эффективности программы осуществлялся на основе общей для всех стран-участниц методологии. Основу методологии составили личные интервью и Интернет-опрос, организованные для грантополучателей программы в странах - членах ЕС и третьих странах. Выбор инструментария был обусловлен, главным образом, спецификой участия в программе третьих стран; необходимостью качественной оценки достижения основных целей программы «Молодежь», прежде всего в третьих странах; а также трудностями, возникающими при оценке результативности программы в третьих странах на основе количественных показателей, таких как объем поддержанных (утвержденных) проектов, количество участников, объем средств, затраченных на реализацию проектов, и др. Целями исследования являлись:

- понимание особенностей реализации программных мероприятий в третьих странах;

- оценка соответствия осуществляемых проектов целям и задачам, определенным в рамках направления сотрудничества с третьими странами;

- оценка уровня заинтересованности и отношения грантополучателей к программе во время и после реализации проектов;

- оценка достигнутых результатов и влияния от реализации первого этапа программы.

Комплексная оценка результатов первого этапа программы «Молодежь» для стран - членов ЕС и третьих стран осуществлялась на основании специально разработанных показателей, среди которых:

• соответствие (relevance);

• эффективность (effectiveness);

• результативность (efficiency);

• устойчивость (sustainability);

28 Decision No 1719/2006/EC of the European Parliament and of the Council of 15 November 2006 establishing the «Youth in Action» programme for the period 2007 to 2013. Official Journal L 327 of 24 November 2006. Article 13. P. L327/36.

29 Ibid. Annex. P. L 327/44.

• информационная поддержка, информационная доступность, осведомленность грантополучателей о программе (visibility).

Личные интервью были проведены с представителями 62 молодежных организаций из пяти программных стран (Дания, Германия, Италия, Польша, Испания), трех стран Юго-Восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия), двух стран СНГ (Россия и Украина) и двух стран Латинской Америки (Бразилия и Мексика). Ряд интервью также был проведен с официальными представителями Генерального директората Европейской комиссии по внешним отношениям (Directorate General External Relations, RELEX) и представителями правительств третьих стран.

Опрос, проведенный в сети Интернет, охватил 138 молодежных организаций программных и третьих (партнерских) стран, включая все национальные агентства. Серьезный вклад в комплексную оценку эффективности программы для третьих стран также внес анализ официальных статистических данных, собранных в период реализации первого этапа.

Анализ российского участия был осуществлен в ходе общего анализа эффективности программы для третьих стран, результаты которого вошли в итоговый отчет о промежуточной оценке сотрудничества ЕС с третьими странами в рамках программы «Молодежь»30.

Интервью с представителями российских молодежных организаций были проведены в период с 19 по 23 июня 2003 г. в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. Именно эта

группа респондентов представляла особый интерес для организаторов исследования, но в то же время являлась одной из наиболее труднодостижимых, прежде всего из-за частой смены сотрудников и фактического адреса организации. В связи с этим основное внимание в состоявшихся интервью было уделено не столько проектам и мероприятиям, относящимся к программе «Молодежь», сколько к повседневной деятельности организаций в целом.

Рабочим языком интервью был английский.

Состоялись четыре экспертных интервью с представителями каждой из указанных ниже организаций:

• «Поддержка сотрудничества молодежи» (Help to youth Cooperation), Санкт-Петербург

• «Солдатские матери Санкт-Петербурга» (Soldier's Mothers of Saint Petersburg), Санкт-Петербург

• Молодежная группа межцерковного сотрудничества «Апостольский город -Невская перспектива» (Youth group of interchurch partnership - «Apostolic City -Nevskaya Perspectiva»), Санкт-Петербург

• «Дом дружбы» (Friends House), Москва

Число и статус участия в проектах, реализованных в период с 2000 по 2002 г. в рамках направления сотрудничества программы «Молодежь» с третьими странами, представлены в Табл. 1, позволяющей оценить масштаб участия двух российских городов, выбранных для анализа.

Таблица 1

Название организации Роль в проекте Программное мероприятие Год реализации Подрядчик (контрактор)

«Поддержка сотрудничества молодежи» Партнер Акция 1 2002 Нидерланды

«Солдатские матери Санкт-Петербурга» Организатор Акция 2 2001 Бельгия

Организатор Акция 2 2002 Бельгия

Молодежная группа межцерковного партнерства «Апостольский город -Невская перспектива» Партнер Акция 5 2001 Совет Европы

Партнер Акция 5 2002 Совет Европы

«Дом дружбы» Организатор Акция 2 2000 Великобритания

30 Interim Evaluation of Third Country Cooperation of the Youth Programme 2000-2002. Final report. Ecosfera S.p.A. Roma. August 2003.

Рассматриваемые структуры представляют собой некоммерческие организации (НКО), учрежденные в 90-е гг. прошлого века. Деятельность этих НКО ориентирована, прежде всего, на работу и поддержку детей-сирот, детей-инвалидов, а также детей из социально неблагополучных семей; защиту их прав и проведение правовых консультаций; распространение ценностей мира и всеобщей солидарности; гражданское и религиозное воспитание; организацию культурных мероприятий.

Интервью с представителями выбранных НКО выявили следующие особенности:

• Основная деятельность рассматриваемых организаций сконцентрирована на реализации волонтерских программ, несмотря на отсутствие признания данного вида деятельности национальными органами власти, что значительно усложняет реализацию соответствующих мероприятий и проектов.

• Наличие партнерских отношений с западными НКО, поддерживающими инициативы российских организаций, а также включенность в работу международных сетей взаимодействия. Наиболее тесные и регулярные отношения сотрудничества установлены с США, Германией, Нидерландами, Данией и Великобританией.

• Высокий уровень информированности и осведомленности о программе «Молодежь» был зафиксирован у организаций, имевших неоднократный опыт реализации программных проектов (среди них: «Солдатские матери Санкт-Петербурга», Молодежная группа межцерковного партнерства «Апостольский город - Невская перспектива»).

С точки зрения осуществления управления программными проектами (management), рассматриваемые организации не испытывали особенных сложностей, кроме нескольких ключевых:

• ограничения для участников в получении визы и разрешения на пребывание в стране, на территории которой реализуется программная инициатива;

• ограничения миграционного законодательства, особенно в отношении участников волонтерских программ;

• программные ограничения, препятствующие оперативному подтверждению заявок, направляемых в программный комитет;

• финансовые ограничения, устанавливающие высокие коэффициенты суточных и низкие коэффициенты на проезд и проживание участников проектов, особенно волонтерских программ; существенные налоговые ограничения, при которых НДС облагаются любые денежные средства, в том числе суточные (карманные деньги) участников проектов.

С точки зрения результатов от реализации проектов (results and impact), большинство выполненных проектов в целом соответствовали ожиданиям и оказали влияние на дальнейшее развитие сотрудничества в молодежной сфере в России.

Практика участия российских организаций в волонтерских программах в России и за рубежом (Акция 2) оказала влияние на укрепление их мотивации к продолжению участия в мероприятиях подобного рода, способствовала получению новых знаний о принимающей стороне (стране - организаторе волонтерских инициатив) и навыков, необходимых для эффективного взаимодействия на международном уровне, главным образом, языковых навыков участников.

По результатам деятельности, направленной на поддержку сотрудничества в сфере молодежной политики на общеевропейском уровне (Акция 5), представители российских НКО высоко оценили роль обмена опытом реализации программных инициатив между различными участниками для подготовки новых проектов в молодежном секторе.

Для организаций в целом участие в программных мероприятиях способствовало усилению партнерских отношений с учрежденными международными сетями взаимодействия, установлению контактов с новыми участниками, представляющими программные страны и страны СНГ, развитию навыков проектного управления и накоплению опыта реализации проектов на национальном уровне (прежде всего, волонтерских программ).

С точки зрения взаимодействия российских НКО с зарубежными организациями (partnership), эффективность партнерских отношений во многом зависела от уровня информированности организаций о деятельности друг друга; от степени осведомленности российских НКО о мероприятиях, реализуемых в рамках направления сотрудничества программы «Молодежь» с третьими странами; от уровня владения английским языком.

На основании данных критериев участие России в программе не получило высокой оценки.

Также невысокой оказалась оценка уровня включенности местных органов управления и местного сообщества в процесс подготовки и проведения программных проектов (local community involvement). Интервью показали, что основной интерес национальных органов управления продолжает находиться в сфере развития спорта, организации военных мероприятий и расширения участия в них молодежи и молодежных организаций. В основном в реализацию программных проектов были включены местные школы и сиротские приюты. Среди органов местного самоуправления, наиболее активно поддерживающих проекты программы «Молодежь», был отмечен муниципалитет г. Москвы, неоднократно оказывавший финансовую поддержку проектов по включению молодежи в проблемы окружающей среды и экологии, реализуемых местными НКО.

Однако, по словам экспертов, производивших оценку эффективности программы в России, данные по Москве не могут быть соотнесены с данными по России, и, следовательно, являются недостаточным основанием для оценки ситуации по стране в целом.

В отношении уровня осведомленности (visibility) российских организаций о деятельности программы «Молодежь» в рамках направления сотрудничества с третьими странами оценка участия России также оказалась невысокой. Среди всех опрошенных респондентов лишь некоторые располагали частичной информацией об Акции 1, полученной от зарубежных партнеров. Основными источниками информации (dissemination) являются информационные письма и брошюры, распространяемые зарубежными волонтерами в школах или университетах, а также Интернет. Интернет-источники, несмотря на свой потенциал и эффективность, в 2003 г. еще не получили широкого распространения в России, а пресса, в свою очередь, также незначительно освещала программные мероприятия, проводимые в России, -все это послужило основанием для низкой оценки участия России по данному показателю.

В ходе интервью также не было получено подтверждений поддержки реализации программы «Молодежь» в рамках национальных политических мер. Все проекты, реализованные в рассматриваемый период, финансировались зарубежными фондами (прежде всего, Фондом Сороса и другими донорскими организациями США) или в рамках европейских программ сотрудничества.

С точки зрения устойчивости (sustaina-bility and mainstreaming), проекты, реализованные в России на основе сотрудничества национальных и международных НКО, обусловили высокую степень заинтересованности российских участников в дальнейшем развитии программы, поиске новых партнеров из стран - членов ЕС, СНГ и других европейских стран и, соответственно, в укреплении международного сотрудничества на основе реализации новых программных проектов и инициатив.

Несмотря на отсутствие в странах СНГ национальных агентств и, в частности, невозможность прямого обращения российских НКО к программным инициативам, в ходе интервью было неоднократно подчеркнуто, что членство российских НКО в партнерских сетях сотрудничества и взаимодействия, учрежденных в странах ЕС, является на современном этапе единственным и наиболее эффективным механизмом участия России и других стран СНГ в направлении развития сотрудничества программы «Молодежь» с третьими странами.

Проведенные интервью в результате продемонстрировали вполне позитивное отношение российских молодежных некоммерческих организаций к программе «Молодежь» и инициативам Европейского сообщества в сфере молодежной политики. Участие России в программных мероприятиях рассматривается российскими организациями как шаг к включению в общеевропейский процесс объединения и интеграции.

Анализ реализации программы в третьих странах позволил экспертам сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно полученным результатам, в период с 2000 по 2002 г. направление сотрудничества программы «Молодежь» с третьими странами в целом оказалось достаточно результативным, что обусловило дальнейшее углубление и увеличение доли финансирования данного направления в рамках второго этапа программы (2007-2013 гг.).

Реализованный этап программы для третьих стран продемонстрировал соответствие стратегии сотрудничества ЕС со странами-нечленами и в целом удовлетворял потребностям обозначенных в рамках программы целевых групп. Кроме того, практика реализации программы для третьих стран показала согласованность используемых инструментов с общими целями и задачами программы и, соответственно, их применимость для третьих стран.

С точки зрения результативности и эффективности направления сотрудничества

программы с третьими странами, достигнутые результаты также оказались удовлетворительными, и полученные оценки свидетельствуют о позитивном влиянии программных мероприятий на расширение возможностей молодежи и работников молодежной сферы в рассматриваемых странах.

Удовлетворительной также является оценка реализации программы с точки зрения показателя устойчивости (sustainability). На момент проведения оценки большинство молодых людей, принявших участие в Акции 1 и Акции 2 первого этапа программы, были вовлечены в новые программные мероприятия, направленные на развитие сотрудничества с третьими странами в молодежной сфере. Весомый вклад в расширение участия в программе молодежи и работников молодежной сферы из третьих стран внесли мероприятия Акции 5, благодаря реализации которых оказалось возможным говорить о развитии сотрудничества с третьими странами в будущем.

И наконец, не очень высокой, но в целом удовлетворительной оказалась оценка уровня осведомленности (visibility) молодежных организаций и молодежи из третьих стран о программе «Молодежь» и о ее целях и задачах в отношении третьих стран, главным образом, благодаря активным действиям со стороны Европейской комиссии, национальных агентств и различных международных организаций.

Однако, несмотря на достаточно положительную оценку участия в программе третьих стран, общая оценка участия России является невысокой, что объясняется:

- низким уровнем информированности российских молодежных организаций о мероприятиях, реализуемых в рамках направления сотрудничества программы «Молодежь» с третьими странами;

- низким уровнем владения иностранными языками, осложняющим возможность эффективного международного взаимодействия с зарубежными партнерскими организациями;

- низким уровнем включенности (участия) местных органов управления и местного сообщества в поддержку программных проектов и приоритетностью других направлений, таких как спорт и военная подготовка, перед направлениями, затрагиваемыми программой;

- невозможностью оценить общероссийский уровень участия российской молодежи и работников молодежной

сферы в программе вследствие недостаточной представленности в анализе российских НКО (всего четыре организации);

- отсутствием регулярной информации и неразвитостью информационных источников;

- отсутствием поддержки, в том числе финансовой, программы «Молодежь» в рамках национальной политики;

- недостатками национальной законодательной базы, регулирующей деятельность российских и зарубежных НКО на территории России, и негибкостью системы налогообложения, затрудняющей финансирование и, соответственно, реализацию программных мероприятий в России;

- и, самое главное, отсутствием национального агентства, являющегося проводником, основой и залогом эффективного выполнения программных проектов на территории партнерских стран.

На основе выполненного анализа представляется важным сформулировать следующие рекомендации для повышения качества и эффективности участия России в программе «Молодежь» в период 20072013 гг.

Важным для России является продолжение ее участия в мероприятиях программы, направленных на развитие сотрудничества с третьими странами, прежде всего в Акции 3 второго этапа программы.

Участие в Акции 3, разработанной специально для третьих стран и с учетом преимуществ и недостатков первого этапа программы, позволит не только увеличить количество участвующих в программе российских представителей (молодежи, молодежных организаций, работников молодежной сферы), но и предоставит России новые возможности участия в управлении программой.

В связи с этим большая заинтересованность России в программном членстве, прежде всего на национальном политическом уровне, обеспечит участие России в разработке ежегодных рабочих планов программы и планировании бюджета с учетом национальных интересов, перспектив и задач молодежной политики. Также более стабильное участие России обеспечит лучшую представленность страны при оценке и мониторинге этапов реализации программы; позволит России принимать активное участие в адаптировании целей и задач программы к происходящим социаль-

но-экономическим и политическим изменениям для лучшего соответствия программы национальным приоритетам.

Усиление участия России обеспечит развитие международных отношений в сфере молодежной политики, позволит российским молодежным организациям определить новые пути к международному взаимодействию в контексте деятельности международных сетевых партнерств, повысит их роль в выработке национальной и международной молодежной политики.

Действия по укреплению и расширению участия России в мероприятиях программы, ориентированных на сотрудничество с третьими странами, безусловно, будут иметь положительный эффект, однако в целом окажутся малоэффективными и недостаточными для всесторонней интеграции страны в международный контекст взаимодействия в сфере молодежной политики. Прежде всего, этому не будет способствовать минимальный объем финансирования Акции 3, выделяемый из общего бюджета программы. В структуре бюджета второго этапа программы на 20072013 гг. объем финансирования третьего программного мероприятия составил 6%, что, учитывая количество третьих стран (страны СНГ, страны Восточной и Юго-Восточной Европы и др.), для которых открыты программные проекты и инициативы, оставляет небольшие возможности для России в удовлетворении имеющихся потребностей участия в международных программах по развитию молодежной сферы в стране.

В таких условиях России необходимо развивать собственный подход к развитию сотрудничества в сфере молодежной политики как на национальном, так и на международном уровне. Наиболее эффективным представляется продолжение работы в направлении реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России», первый этап которой был рассчитан на период 2001-2005 гг. Также, принимая во внимание опыт реализации мероприятий в рамках первого этапа программы «Молодежь России» и участия России в проектах программы ЕС «Молодежь», эффективной может оказаться многоуровневая модель сотрудничества России в сфере молодежной политики, учитывающая потребности городов, регионов, страны в целом, и создающая

необходимые условия для взаимодействия городов, городов и регионов, регионов между собой, регионов со странами-партнерами (например, стран СНГ и странами Восточной и Юго-Восточной Европы), а также со странами - членами Европейского союза. Источники финансирования при данной модели могут определяться в зависимости от уровня взаимодействия (бюджет города, региона, федеральный бюджет, их объединение с учетом целей и задач проектов, а также при участии зарубежных источников финансирования в случае реализации международных проектов). Действующая в России и учитывающая потребности России многоуровневая модель сотрудничества может способствовать развитию молодежной сферы на национальном уровне, учитывая опыт зарубежных программ и во взаимодействии с ними.

В настоящее время Россия продолжает испытывать потребность в инициативах, направленных на гармонизацию общественной жизни, преодоление социальной напряженности в обществе, укрепление гражданственности и толерантного отношения к проявлениям многонационального и поликультурного общества. Так, согласно недавним оценкам отечественных социологов, уровень терпимости российских школьников к представителям других национальностей в настоящее время не является высоким, их отношение к языку, традициям, образу жизни, национальности, религии сверстников других этнических групп является не до конца сформированным, что приводит к проявлениям скрытой или явной неприязни уже в юношеском возрасте31. В связи с этим важно отметить, что, так же как и для европейских государств, проблема взаимодействия различных культур и, соответственно, национальностей является для России исключительно актуальной. Располагая опытом регулирования многонациональных отношений, государству необходимо предпринимать шаги по их дальнейшему укреплению в соответствии с демократическими ценностями. Такими шагами могут стать национальные инициативы и программы, поддерживаемые на федеральном уровне, а также использование опыта европейских государств, особенно последних лет, связанных с процессами европейской интеграции.

31 Тройка по толерантности. Подростки-москвичи разных национальностей с трудом учатся понимать и уважать друг друга // Российская газета. Федеральный выпуск. № 4321. 22 марта 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.