МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ В ШКОЛЕ: на пути к профессионализму
Алексей Валентинович Крылов,
директор лицея № 180 «Полифорум», г. Екатеринбург
«Успех не приходит к тебе... ты идёшь к успеху».
М. Коллинз
Сухая статистика публичного доклада Управления образования Администрации города Екатеринбурга свидетельствует: число педагогов со стажем работы свыше 20 лет в общем кадровом составе города преобладает — 40%. Безусловно, это наиболее мобильная группа, способная профессионально меняться в соответствии с новыми условиями и требованиями к современному педагогу. 36% педагогических работников — это люди пенсионного возраста, из них 21% — руководители. Правда, за последние три года молодых учителей в екатеринбургских школах стало 27%, и тем не менее приток этой категории специалистов по-прежнему невелик — 2—3% в год.
• педагогический десант • школьный мастер-класс • панорама открытых уроков • педагогический сервис • авторский семинар
Классная работа для молодого специалиста
Как бы ни поднимался сегодня статус учителя — достойная зарплата, комфортные условия труда, государственная поддержка лидеров образования, выпускники педагогических вузов по-прежнему выбирают туристические фирмы (учителя иностранных языков, географии), банковскую систему (учителя математики и информатики), фитнес-центры и охранные предприятия (учителя физической культуры и ОБЖ).
Что может предложить молодому специалисту директор школы? Ведь у будущих учителей ещё
свежи в памяти школы конца 90-х — обшарпанные стены, 10 компьютеров на всю школу, разрушенные теплицы... Чем привлечь, как построить разговор с начинающим учителем? Безусловно, это должна быть не просто встреча руководителя со студентами — экскурсия по школе, знакомство с будущими коллегами. Управление образования Администрации Екатеринбурга давно практикует мастер-классы авторитетных педагогов — «Учителей года» и победителей национального проекта «Образование» для выпускников педагогического университета, приглашает студентов на городской конкурс «Молодой педагог».
У себя в лицее мы остановились на «Педагогическом десанте» команды администрации и учителей в Уральский
государственный педагогическим университет — своеобразной форме презентации комплекса необходимых условий для работы и общения молодых специалистов. Я очень часто вспоминаю афоризм, который родился в недрах КВНовской тусовки «Учителей года» образца 2000—2002 годов: — Назовите три причины, по которым выпускнику педагогического вуза следует идти в школу? — Июнь, июль, август! И добавляю к ним ещё десять: творческий коллектив профессионалов, повышение педагогической квалификации на рабочем месте, комфортная образовательная среда и творческая атмосфера, современный учебный кабинет, занятия в группе здоровья, достойная заработная плата, работа в совете молодых педагогов, участие в профессиональных конкурсах, первоочередное предоставление путёвки в детский сад, льготная ипотека для работников сферы образования, замечательные ученики и их родители.
«Уроки за одну минуту» победителей национального конкурса «Образование», пресс-конференция с молодыми учителями, запуск бумажных самолётиков с адресом и телефонами лицея — всё это, конечно, замечательно, однако результаты анкетирования показали, что в зале не было ни одного студента с факультетов математики, информатики, иностранных языков (именно за этими специалистами отправлялся наш первый десант).
Тем не менее от идеи мы не отказались и на следующий год целенаправленно шли именно на те факультеты, в чьих выпускниках были заинтересованы.
Через неделю раздался звонок, потом второй, третий... Так у нас появились будущие победители и призёры городского конкурса «Молодой педагог».
В 2011 году (год массового перехода на Федеральный государственный стандарт) нас принимал Уральский педуниверситет. Понятно, почему в состав десантной бригады вошли ученики начальной школы.
Ну, а как устоять перед второклашками, которые со сцены азартно рассказывают об электронных учебниках и дневниках, SMART-дос-ках, компьютерной поддержке на каждом уро-
ке? На следующий день у дверей моего кабинета стояли пять юных будущих первых учительниц. Они ещё не знают, что у милых первоклашек — третьеклашек достаточно амбициозные родители, а Юра до сих пор не умеет писать букву «к», и после прогулки надо обязательно высушить рукавички всего 2«А».
Теперь уже мы принимаем у себя студентов УрГПУ. Конкурс «Я — учитель», который проводится по совместному решению администрации лицея и деканата физического факультета — первая профессиональная проба будущих учителей-физиков. Конкурсные мероприятия коренным образом отличаются от традиционной педагогической практики (прерогатива вуза со своей отчётно-зачётной системой). Это и уроки, экспертами которых становятся учителя лицея — победители профессиональных конкурсов, и КВН с командой одиннадцатиклассников, и разрешение педагогических ситуаций, и демонстрация методических приёмов на мастер-классах. Не каждый опытный учитель с ходу ответит на каверзный детский вопрос:
Мне нравятся два мальчика из нашего класса. Один даёт списывать мне, а другой списывает у меня. С кем мне дружить?» или «Папа говорит, что домашнее задание надо выполнять с самого трудного предмета, а мама советует, что полегче, а я их вообще не хочу выполнять. Что посоветуете вы?», а студенты отвечают серьёзно, вдумчиво, доходчиво. Решились мы и на такую форму, как панорама открытых уроков вчерашних студентов «Молодые — молодым».
Когда-то давно китайский мудрец Конфуций сказал: «Выбери себе дело по душе, и тебе никогда не придётся ходить на работу». И сегодня наши молодые педагоги приходят в лицей каждый день заниматься своей любимой математикой или историей, играть в шахматы и конструировать из ЛЕГО шагающий экскаватор, выращивать экзотические цветы в Экологическом центре и сажать
деревья на Аллее Памяти, спорить на политических дебатах и болеть за лицейскую футбольную команду, стрелять в тире и выпускать газету.
Иногда коллеги-директора спрашивают меня: «И что, никто не уходит?». «Уходят, — вздыхаю я и добавляю: — В декрет».
Шаг в профессию
Выпускнице математического факультета Уральского государственного педагогического университета, призёру областного конкурса молодых учителей «Начало» Татьяне Сергеевне Катыревой ничего не стоит произвести нехитрые расчёты: 63 шага от учительской до класса умножить на 365 дней, вычесть отпуск, каникулы, прибавить уроки-замены, плюс классные часы, плюс родительские собрания, плюс уроки коллег. Шагов много, но запоминаются лишь несколько. Первый шаг в учительскую, в новый коллектив именитых учителей и таких же, как она, молодых специалистов. Первый шаг на первый урок, цветы, белоснежные банты, любопытные глаза. Первый шаг на первую контрольную работу — обиженные глаза «двоечников», укоризненный взгляд завуча. Первый шаг на родительское собрание — сомнение и недоверчивость мам и пап. Первый поход, первый конкурс, первый субботник, первая стенгазета.
«Порой хочется извлечь квадратный корень из первых неудач, — пишет Татьяна Сергеевна в своём конкурсном эссе «Мои первые шаги в профессию». — А зачем? Ведь был шаг навстречу моего наставника, завуча, директора. Какие замечательные уроки я увидела, какие удивительные открытия сделала для себя, сколько нового узнала о своей профессии. Поэтому я с радостью разделю свои первые успехи и достижения с теми, кто в трудные минуты был рядом.
Теперь, спустя два года, я уверенной походкой несколько раз в день прохожу эти замечательные 63 шага. Прохожу и не ощущаю
величину этого числа, потому что спешу, стремлюсь быстрее оказаться рядом с ребятами — столько всего надо успеть: выслушать, ответить на их вопросы, помочь советом.
Всё успеть, не опоздать, оказаться в нужное время в нужном месте, и уже не важно, сколько шагов, куда важнее — в какую сторону.
А сегодня я снова делаю первый шаг, ведь у меня первый раз новая тема урока. Что ждёт меня за закрытой дверью — невыполненное домашнее задание или желание каждого поработать у доски, радость от полученной отметки или разочарование от результата самостоятельной работы?
Я открываю дверь, я делаю шаг — новый шаг в свою профессию».
Однозначно и безошибочно определиться с мечтой Татьяне Сергеевне помог его величество случай. Наверное, это была самая сложная задача для будущего учителя математики. Справиться с ней тогда было важно не только ради себя, но и ради её первого ученика — соседа по парте, «двоечника» Гришки, над которым по поручению классного руководителя девочка взяла шефство. Вместе они выполняли домашние задания, готовились к контрольным работам, учили определения и теоремы. Радуясь его честно заработанным хорошим отметкам больше, чем своим, она интуитивно следовала ещё не известному ей принципу дидактики: он всё должен делать сам.
Современный молодой специалист в образовании меняется также быстро, как и вся система образования. Он совсем не тот, что был вчера, — он энергичный, коммуникабельный, позитивный, амбициозный. Освоить новую технику — «без проблем!», подготовить КВН со старшеклассниками — «легко!», внедрять новые образовательные стандарты — «не вопрос!». Поэтому ещё недавно остро стоявший вопрос
«почему выпускники педагогических вузов не идут работать в школу?» трансформируется в «почему работают?». Ответы разные. В большинстве своём это возможность реализовать свои способности (спортивные, актёрские, художественные), доброжелательная атмосфера в лицее, окружение единомышленников, интеллигентная, культурная среда, высокий профессиональный уровень коллег, постоянный профессиональный рост, самостоятельность, свобода деятельности. Но все они единодушны в одном — «это моё призвание».
«Десять лет я шла к своей мечте, торопила время, примеряя на себя эту удивительную профессию: выполняла домашние задания — как будто готовилась к урокам, отвечала у доски — словно объясняла новый материал своим ученикам, — пишет в своём эссе победитель городского конкурса «Молодой педагог», учитель русского языка и литературы Наталья Владимировна Водолеева, наша выпускница. — Уже тогда мне казалось, что я — готовый учитель: хорошо знаю любимые предметы — русский язык и литературу, легко нахожу контакт со сверстниками и ребятами младше меня.
И вот я снова в своём лицее. Те же классы, стены, лестничные пролёты, знакомые лица моих вчерашних учителей — сегодняшних коллег. «Здравствуйте, Наталья Владимировна!» — приветствуют меня они, а в глазах читаю: «Здравствуй, Наташенька!» Ободрение, поддержка, радость встречи — вот оно, настоящее учительское братство! Они не раз ещё протянут мне руку помощи, поделятся своими педагогическими секретами, ответят на мои бесконечные «почему» и «как», помогая мне уверенно делать первые шаги в роли учителя. А ещё искренне и весело расскажут о том, как начинали сами — ведь они тоже были когда-то молодыми и неопытными.
Мне часто вспоминается мой первый урок. Мой самый первый урок! Тот урок, который я буду помнить всегда. Тот урок, когда весь класс впервые принадлежал лишь мне одной, когда множество любопытных глаз следили за каждым моим шагом, внимали каждому слову своего учителя. Целых сорок минут!
Как же мне хотелось, чтобы всё получилось! Я думала только о плане урока (который со-
ставляла всю ночь!), о том, чтобы всё успеть рассказать, ничего не упустить, чтобы уложиться во времени. А мои ученики? Я так старалась быть идеальной, что забыла про их внимание, про их интерес, про их участие: не заметила поднятую руку, оборвала разговор двух соседок, сделала замечание за реплику с последней парты. И только в конце урока, когда мои ученики стали послушно записывать домашнее задание, почувствовала, что любопытство сменилось равнодушием.
Вот такой урок мне преподал мой самый первый класс, незаметно подтолкнув меня к открытию формулы педагогического успеха. Я поняла, что главное на уроке — это сотрудничество учителя и ученика, внимание каждому.
Вечером, готовясь к новому уроку, продумывала задания и вопросы и для разболтавшихся подружек, и для поднятой руки, и для последней парты. А утром — новые проблемы. Саша не выучил правило, Таня отказалась идти к доске, Дима забыл тетрадь, Оля — учебник, а Максим и Серёжа — ручки. Что делать — ставить «двойку», писать замечание в дневник или оставить после уроков? Выбрала последнее. Но после уроков они не остались, зато самозабвенно гоняли мяч на школьном стадионе.
И я снова иду на уроки к своим учителям. Вот она, «кухня» урока, — запасная ручка на столе, чистый тетрадный листок, учебник в шкафу. Просто, незаметно, а урок, выстроенный в полном соответствии с современными педагогическими технологиями, идёт себе, идёт.»
Учим учить
Я часто вспоминаю, как я сам пришёл в школу опытным и перспективным. инженером. Начало 90-х.
Думал: пережду кризис, а потом вернусь к своим ЧПУ. Но мои ученики — не станки и схемы. Завуч
A.B. Крылов. Молодой специалист в школе: на пути к профессионализму
Любовь Михайловна, не поднимая головы от расписания, дала установку: «Ходи по урокам». Вот так и постигалась методика преподавания технологии на уроках литературы, иностранных языков и химии. Ни в одном пособии для учителя не найдёшь такого обилия и разнообразия методических приёмов и педагогических секретов, как на рядовом рабочем уроке. Сколько ответов получишь сразу на вопросы, связанные с дисциплиной, невыполненным домашним заданием, опозданиями. Поэтому молодые специалисты лицея, запомнив слова своего директора «Чем больше «окон», тем светлее жизнь», активно используют «окна» как своеобразную форму повышения квалификации, отправляясь на уроки и к учителям со стажем, и друг к другу.
Это первое и, на мой взгляд, главное в развитии профессионализма. Второе — создание информационно-методического пространства лицея через предоставление и развитие сервисных услуг:
• методический сервис (разработка методических рекомендаций по эффективному использованию новых образовательных технологий, составлению рабочих программ, элективных курсов, планированию современного урока и др.);
• мониторинговый сервис (анализ и диагностика проблем и затруднений молодого учителя, анкетирование);
• маркетинговый сервис (изучение спроса на методические услуги в лицее, определение степени профессиональной удовлетворённости);
• консалтинговый сервис (консультирование и подготовка молодых педагогов к участию в профессиональных конкурсах «Молодой учитель», «Самый классный классный», использованию эффективных педагогических технологий);
• экспертный сервис (экспертиза деятельности учителя, созданных методических продуктов);
• библиотечно-методический сервис (информация об учебно-методических книгоизданиях, научно-методических новинках, публикациях по проблемам образования);
• информационно-технологический сервис (помощь в освоении современного оборудования, разработке электронных учебных пособий, внедрение в образовательный процесс компьютерных тестовых технологий).
Такое видение обновлённой методической службы в лицее привело к созданию Центра педагогического сервиса для молодых педагогов.
Учитывая данные социологического опроса, организация работы Центра строится в наиболее предпочтительных для молодых учителей лицея формах: лекции и дискуссии; участие в творческих микрогруппах, педагогических мастерских, круглых столах; работа в тренинговом режиме; деловые игры, мастер-классы, практикумы.
В соответствии с распоряжением Управления образования Администрации Екатеринбурга в этом учебном году лицей начал работать в режиме ресурсного центра для молодых педагогов. Среди основных направлений работы — подготовка методических рекомендаций для нашей и других школ города по организации психолого-педагогической, методической, информационной поддержки молодых учителей; подготовка информационно-библиографических материалов, мероприятий городского уровня (мастер-классы, семинары-практикумы, совещания, консультации и т.д.), публикации в научно-методических сборниках, педагогических изданиях, участие в работе ежегодных городских открытых Педагогических чтений по теме ресурсного центра; создание базы данных программ, курсов, методических разработок. НО