Научная статья на тему 'МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОГОРТА'

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОГОРТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е.

Новое поколение России, родившееся в 2000 и 2010-х гг. - это социальная когорта, выросшая в эпоху реформ. Они одновременно находятся под влиянием и играют решающую роль в ряде важных исторических событий, произошедших после реформы и в процессе становления гражданского общества. Жизненный путь этого поколения переплетается со значительными социальными изменениями, такими как быстрый экономический рост, политика рекомендаций для подростков с девиантным поведением и их родителей, которые помогут им адаптироваться в обществе, расширение образования, развитие интернета, маркетизация, индустриализация, урбанизация и глобализация. Был определен набор рекомендаций для подростков с девиантным поведением и их родителей, которые помогут им адаптироваться в обществе. Эти изменения в значительной степени влияют на их жизненные условия и возможности, формируя характеристики поколений, одновременно увеличивая разрыв между ними и предыдущими поколениями. В то же время новое поколение России не в состоянии преодолеть ограничения социальной структуры. Общая идентичность поколений не в состоянии устранить социально-экономические различия внутри поколения. В отличие от этого маркетизация, т.е. внедрение в экономику и общество рыночных отношений, их распространение, укрепила классовую структуру России за счет передачи из поколения в поколение. В новую эпоху развития России поощрение равных возможностей и сокращение социально-экономического неравенства среди нового поколения теперь становится новой задачей. В результате нашего исследования нам стало понятно, что молодое поколение России наслаждается более высоким уровнем жизни и лучшим питанием по сравнению с тем временем, когда выросли их родители. Это привело к огромному улучшению физического благополучия молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YOUNG GENERATION OF RUSSIA AS A SOCIAL COHORT

The new generation of Russia, born in the 2000s and 2010s, is a social cohort that grew up in the era of reformation. At the same time, they are under influence and play a decisive role in a number of important historical events that took place after the reforms and in the process of formation of civil society. The life path of this generation is intertwined with significant social changes, such as rapid economic growth, policy recommendations for adolescents with deviant behaviours and their parents, which will help them adapt in society, expanding education, growing the Internet, marketing, industrialization, urbanization and globalization. A set of recommendations was identified for adolescents with deviant behavior and their parents to help them adapt in society. These changes significantly affect their living conditions and capabilities, shaping the characteristics of generations, while widening the gap between them and previous generations. At the same time, however, the new generation of Russia is not able to overcome the restrictions of the social structure. The common identity of generations cannot eliminate socio-economic differences within a generation. In contrast, marketing, that is, the introduction of market relations into the economy and society, their spread strengthened the class structure of Russia by transferring from generation to generation. In the new era of Russia's development, the promotion of equal opportunities and the reduction of socio-economic inequality among the new generation are now becoming a new task. As a result of our research, it became clear to us that the younger generation of Russia enjoys a higher standard of living and better nutrition compared to the time when their parents grew up. This led to a huge improvement in the physical well-being of the younger generation.

Текст научной работы на тему «МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОГОРТА»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2022.3.7 УДК 316.3446.36-053.81

Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова, Г.Е. Концевич МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ КОГОРТА

Новое поколение России, родившееся в 2000 и 2010-х гг. - это социальная когорта, выросшая в эпоху реформ. Они одновременно находятся под влиянием и играют решающую роль в ряде важных исторических событий, произошедших после реформы и в процессе становления гражданского общества. Жизненный путь этого поколения переплетается со значительными социальными изменениями, такими как быстрый экономический рост, политика рекомендаций для подростков с девиант-ным поведением и их родителей, которые помогут им адаптироваться в обществе, расширение образования, развитие интернета, маркетизация, индустриализация, урбанизация и глобализация. Был определен набор рекомендаций для подростков с девиантным поведением и их родителей, которые помогут им адаптироваться в обществе. Эти изменения в значительной степени влияют на их жизненные условия и возможности, формируя характеристики поколений, одновременно увеличивая разрыв между ними и предыдущими поколениями. В то же время новое поколение России не в состоянии преодолеть ограничения социальной структуры. Общая идентичность поколений не в состоянии устранить социально-экономические различия внутри поколения. В отличие от этого марке-тизация, т.е. внедрение в экономику и общество рыночных отношений, их распространение, укрепила классовую структуру России за счет передачи из поколения в поколение. В новую эпоху развития России поощрение равных возможностей и сокращение социально-экономического неравенства среди нового поколения теперь становится новой задачей. В результате нашего исследования нам стало понятно, что молодое поколение России наслаждается более высоким уровнем жизни и лучшим питанием по сравнению с тем временем, когда выросли их родители. Это привело к огромному улучшению физического благополучия молодого поколения.

Ключевые слова: поколение России, гражданское общество, девиантное поведение, система образования, поведенческие модели, социальная адаптация.

Поколение после 1990 г., получив выгоду от быстрого улучшения условий жизни, также сталкивается с беспрецедентным уровнем конкуренции из-за углубления маркетизации. Между тем как первые пользователи интернета, поколение родившихся после 2000 г. демонстрирует отношение и поведенческие модели, которые в основном отличаются от поведения предыдущих поколений. Они делают так, чтобы их голос был услышан в интернете и в новых

© Говенко Ю.А., Таболова Э.С., Концевич Г.Е., 2022 Говенко Юрий Анатольевич - канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: kirsankir05@mail.ru.

Таболова Элита Сергеевна - канд. пед. наук, доцент декан факультета психологии и педагогики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: elita721@rambler.ru.

Концевич Галина Евгеньевна - канд. социол. наук, доцент, филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», филиал СГПИ в г. Железноводске, e-mail: galinakoncevich@rambler.ru.

средствах массовой информации. Позже, как подлинное «поколение интернета», поколение родившихся после 2000 г. выросло в более комфортных материальных условиях и в более терпимой и либеральной социальной среде, что произошло в тандеме с включением Россию в глобализацию. Известное своей открытостью, разнообразием и уверенностью в себе, поколение родившихся после 2000 г. приходит на смену поколению после 1980 г., чтобы стать главной силой нового поколения России. Между тем хотя большинство детей, родившихся после 2005 г. все еще посещают школу, они следуют примеру поколения после 1990 г. и привлекают все большее внимание средств массовой информации и научных кругов. Молодежная культура, которую они создают, стала необыкновенным источником социальных, экономических и культурных инноваций в стране. Итак, новое поколение России, так называемая «социальная когорта», сформированная в результате реформ, становится главной движущей силой и пионерами реформ.

Концепция «социальных когорт», предложенная немецким социологом Карлом Мангеймом (1952) [1], является важнейшей концепцией в социологии поколений. В отличие от определения поколения, основанного на биологическом возрасте или отцовском родстве, «социальная когорта» относится к группе людей аналогичного возраста, которые переживают значительные исторические события, разделяют определенные социальные характеристики и оказывают значительное влияние на последующие события. Согласно Мангейму, «социальная когорта» часто развивает сильную идентичность поколений, основанную на ее общем социальном опыте в определенных социально-исторических обстоятельствах (особенно заметных исторических событиях, тесно связанных с когортой) в подростковом возрасте. Их ценности и установки резко контрастируют с ценностями и установками старших поколений [2, с. 140]. «Социальная когорта» часто одновременно формируется и играет решающую роль в крупных исторических преобразованиях. Новое поколение России, родившееся после 2000-х гг., является хорошим примером. Они находятся под глубоким влиянием крупных исторических преобразований и сами оказывают влияние на них.

Серьезными угрозами здоровью подростков являются уже не голод, нищета или недоедание, а «болезни изобилия», такие как ожирение и переедание, которые распространены среди некоторых подростков и молодых взрослых.

По данным ВОЗ, с 1987 по 2013 г. распространенность задержки развития среди детей от 5 лет в России снизилась с 38,2 до 8,1 %, а распространенность недостаточного веса снизилась с 18,7 до 2,4 %. Между тем средний рост и вес молодого поколения также значительно возросли как в сельских, так и в городских районах, как у мальчиков, так и у девочек (Исследовательская группа по изучению физической подготовки и здоровья школьников, 2014). В частности, значительно улучшилась физическая подготовка сельских подростков (2018) [3, с. 188].

Когда-то в обществе была большая озабоченность тем, что одинокие дети, родившиеся после 1980 или после 1990 г., могут стать «поколением битников» или «разбитое поколение», которое было чрезмерно зависимым, избалованным, эгоцентричным или лишенным чувства социальной ответственности. Однако по мере взросления нового поколения эмпирические исследования не подтверждают эту гипотезу. Быть одиноким ребенком не обязательно влечет за собой негативные последствия для психологических условий или личности человека. Напротив, одинокие дети могут наслаждаться лучшим психическим здоровьем, поскольку они получают больше внимания и близости от своих родителей [4, с. 179].

Трансформация внутрисемейных отношений изменила отношения между поколениями в обществе в целом, поскольку молодые люди привносят в общество уверенность в себе, независимость и открытость [5, с. 160].

Молодежь больше не подвергается пассивной идеологической обработке, в то время как старшее поколение больше не может внушать молодежи свою абсолютную власть.

Быстрый экономический рост значительно улучшил сектор образования. Новое поколение России выросло, когда страна пережила беспрецедентное расширение системы образования. Российское правительство начало политику расширения высшего образования в 1999 г., которая сделала высшее образование более доступным для широких масс. Другими словами, почти половина молодых людей в возрасте поступления в колледж могли бы получить доступ к высшему образованию. Поколение после 1990 г. добилось дальнейшего прогресса. Из них 47 % имели доступ к высшему образованию, что почти на 19 % выше, чем у поколения после 1980 г. В 2018 г. поколение родившихся после 2005 г. вступило в возраст поступления в колледж. Можно ожидать, что более высокая доля этой группы получило высшее образование [6, с. 44].

Стратегия развития образования оказывает большое влияние на жизненный путь нового поколения в России. Они получили больше высшего образования, чем предыдущие поколения. Получив выгоду от расширения образования, сегодняшняя молодежь хорошо оснащена знаниями, культурой и навыками. Развитие образования обеспечило квалифицированный человеческий капитал для рынка труда, устойчивый экономический рост и повысило глобальную конкурентоспособность страны. Что еще более важно, повышение уровня общего образования в стране представляет собой повышение качества жизни населения [7, с. 41].

Благодаря образованию новое поколение приобретает знания и навыки, развивает способности к независимому мышлению, рациональному принятию решений и инновациям, а также развивает чувство нравственности, целеустреленность и уверенность в себе. На высоком конкурентном рынке труда молодое поколение более компетентно, чем старшее поколение. Сталкиваясь с развитием высоких технологий, реструктуризацией промышленности и появлением новых секторов экономики, молодые люди более способны к обучению, пониманию и инноваци-

ям. Они также возглавляют модные инновации в быстро меняющемся культурном ландшафте страны. Более того, они более способны адаптироваться к изменениям в драматических социальных трансформациях. Все эти достижения принесли новому поколению беспрецедентно равное положение перед старшими поколениями, что значительно ослабило традиционную иерархию, основанную на старшинстве. Молодые поколения приобретают все большее значение в силу своего положения и роли в обществе [8, с. 138].

«Поколение интернета» создано в результате проникновения в жизнь интернета и смартфонов. Еще один ярлык, часто прикрепляемый к новому поколению России, - это «поколение интернета». Благодаря реформам страна пережила волну быстрого научно-технического развития, догнав развитые страны и даже заняв лидирующие позиции в некоторых секторах, таких как интернет. Это развитие создало возможности для молодежи в стране. Например, некоторые молодые писатели, родившиеся в 1990-2000 гг., получили известность благодаря интернету. В определенной степени интернет изменил поколение после 2000 г., изменил иерархию поколений в обществе и привел к резкому расширению влияния нового поколения в социальной, культурной и экономической сферах. Что еще более важно, популяризация смартфонов сделала интернет еще более доступным и дешевым [9, с. 588].

Доступ к интернету больше не является привилегией, предоставляемой небольшой группе хорошо образованной молодежи; вместо этого он был распространен на все новое поколение. Широкое использование интернета значительно сократило существующее неравенство в доступе нового поколения к информации в зависимости от социального класса, уровня образования и региона. Между тем проникновение интернета укрепило идентичность поколений среди молодежи и в некоторой степени унифицировало их ценности и модели поведения. Интернет позволил новому поколению заявить о себе как о группе и оказать растущее влияние в различных социальных сферах.

В то время как быстрое распространение смартфонов и интернета укрепило идентичность поколений среди молодежи, цифровой разрыв между молодым и старшим поколениями увеличился. Цифровой разрыв также усугубил разрыв поколений в ценностях, взглядах, видениях, участии и даже жизненных шансах. Поколения рожденных после 2000-х гг. являются гораздо более активными пользователями интернета по сравнению со старшими поколениями.

Очевидно, что новое поколение намного опережает предыдущие поколения в том, что касается использования интернета и доступа к информации. Молодые люди с большей вероятностью используют потенциал развивающейся экономики, основанной на интернете, для развития карьеры и инноваций. На фоне информационного общества и экономики знаний преимущества молодежи, связанные с интернетом, трансформируются и улучшаются, что ускоряет процесс смены поколений в обществе. Поколение после 1980 г. преобла-

дало во многих быстрорастущих новых секторах экономики (включая интернет-экономику), в то время как поколение после 1990 г. также стало основной движущей силой инноваций. Эти два поколения внесли большой вклад в динамику экономического развития и инноваций страны [10, с. 163].

Интернет также предлагает молодежи платформу для развития их уникальной культуры. Хотя мнения общественности по этому вопросу разделились, молодежная культура, созданная новым поколением, несомненно, изменила систему ценностей и породила значительные позитивные вибрации в современном обществе.

Традиционно молодежная культура часто рассматривалась как «отклоняющаяся», «мятежная», «недовольная» или низовая культура, находящаяся в конфликте с основной культурой. Такое мнение в основном обусловлено маргинальным положением молодежи в традиционном обществе, в котором молодые люди не имели права голоса и были пассивными получателями дисциплины и образования [11, с. 189]. Напротив, в эпоху интернета молодежь вышла на центральную сцену общества. Они больше не пассивные получатели образования, они стали активными лидерами и агентами в распространении новых технологий и новых материалов. Вместо того, чтобы восстать против господствующей культуры, они становятся движущей силой культурных изменений.

Подводя итог, интернет изменил позицию нового поколения в обществе. Известные своей открытостью и творчеством, молодые поколения проявили свою активность и творческий подход через молодежную культуру, включив новые элементы в социальное, экономическое и культурное развитие и инновации страны.

Новое поколение как проводники изменений ценностей не только изменили жизненные возможности российского общества, но и изменили его ценности и модели поведения. Новое поколение, выросшее в эпоху реформ, поделилось опытом этих серьезных социальных преобразований. Неизбежно, что их ценности и модели поведения отличаются от ценностей и моделей поведения старших поколений [12, с. 111].

Рональд Инглхарт предложил «гипотезу социализации» в своей влиятельной теории смены поколений, т.е. фундаментальные ценности человека определяются его жизненным опытом в докризисные годы и обстоятельствами, в которых он растет. Эти фундаментальные ценности, скорее всего, сохранятся и во взрослом возрасте. По мере того как молодые поколения растут в условиях, отличающихся от тех, которые формировали старшие поколения, их ценности и модели поведения также будут отличаться. По мере того как молодые поколения постепенно заменяют старшие поколения, этот разрыв в ценностях между поколениями приведет к трансформации системы ценностей в обществе. Инглхарт назвал эту трансформацию «тихой революцией» (Инглхарт, 1977, 1990, 2013) [13, с. 157]. Его исследование по Европе и другим промышленно

развитым обществам (а затем по 43 странам по всему миру) предполагает, что тихая революция происходит во всех обществах в тандеме с индустриализацией, экономическим ростом и сменой поколений.

Другими словами, к удивлению старших поколений, трансформация ценностей поколений, инициированная новым поколением России, гораздо более драматична, чем постепенная «тихая революция». Несмотря на некоторые элементы, которые предыдущие поколения могли бы обвинить в девиантности и радикальности, эта трансформация в целом ориентирована на более прогрессивное, открытое, инновационное, толерантное и эгалитарное общество [14, с. 134].

Трансформация потребительских ценностей и потребительского поведения привела к появлению новых моделей потребления.

Одно из наиболее заметных и проблемных различий поколений в ценностях и поведении в современной России состоит в потребительских ценностях и потребительском поведении. Более десяти лет назад, когда основными потребителями были поколения, родившиеся до 1990 г., российские семьи были известны своей склонностью жертвовать текущими расходами в целях экономии средств. Это предпочтение было настолько укоренившимся, что экономисты были обеспокоены тем, как стимулировать потребительские желания. Однако, когда поколение после 1990 г. вышло на потребительские рынки, такие явления, как жизнь от зарплаты до зарплаты и покупка жилья/автомобилей с помощью кредитов, стали преобладающими. В настоящее время поколение после 1990 г. стало новой силой на потребительских рынках, и поколение после 2000 г. также приобретает значение потребителей [15, с. 66]. Часть этих двух поколений все еще посещают школу без активных доходов или их способность зарабатывать минимальна, поскольку они только недавно присоединились к рабочей силе, их тенденция к чрезмерному потреблению желательна для бизнеса. Это становится горячей темой для дискуссий в средствах массовой информации.

Поколения, родившиеся до 1980-х гг., часто считают расходы на дефицит неприемлемыми. Они утверждают, что потребление должно соответствовать способности человека зарабатывать, а экономия денег оценивается как добродетель, связанная с благополучием семьи [16, с. 75]. Новое поколение, напротив, предпочитает модель «сначала тратить, зарабатывать деньги, а потом погашать долги». Покупка жилой недвижимости с ипотекой популярна у поколения после 1980 г. (хотя в строгом смысле это также может быть инвестицией, а не чисто потребительским поведением). Позже также стало обычным покупать потребительские товары длительного пользования (такие как автомобили) с помощью кредитов в рассрочку [17, с. 432]. Поколения родившихся после 1990 г. и после 2000 г. теперь используют ипотечные кредиты и кредиты в рассрочку для своих повседневных расходов. Согласно панельному исследованию, проведенному CASS в 2017 г. о занятости, жизни и ценно-

стях студентов азиатских университетов, 20,4 % респондентов используют ипотечные кредиты или кредиты в рассрочку для своих повседневных расходов. Среди них 77,1 % воспользовались кредитами в рассрочку при совершении покупок в интернете. В течение прошлого года 38,7 % использовали кредиты в рассрочку один раз; 40,7 % - от 2 до 5 раз; 9,3 % - от 6 до 10 раз; 11,3 % - более 10 раз. Так эти дефицитные расходы становятся широко распространенной практикой среди поколений после 1990 г. и после 2000 г. Чуть более чем за десятилетие в России произошла трансформация поколений от консервативной модели потребления к дефицитным расходам. Десять лет назад эксперты были обеспокоены тем, что высокие нормы сбережений и низкие нормы потребления могут препятствовать экономическому росту, сегодня они обеспокоены тем, что быстро растущий уровень потребления может привести к чрезмерному потреблению и финансовым рискам, связанным с высокими ставками задолженности физических лиц или домашних хозяйств [18, с. 48].

Движущей силой преобладания дефицитных расходов является возникновение общества потребления в сочетании с экономическим ростом и повышением уровня жизни. Тем не менее трансформация ценностей является более фундаментальным фактором, ответственным за изменения в поведении потребителей. Инглхарт утверждал, что старшие поколения, выросшие в условиях дефицита, как правило, больше ценят экономическую безопасность, в то время как молодые поколения, выросшие в условиях достатка, отдают приоритет субъективному переживанию счастья. Это изменение ценностей отражается на предпочтениях потребителей [19, с. 120]. Для нового поколения России потребление должно служить цели «удовлетворения стремления к более высокому качеству жизни, удовлетворения своих эмоциональных и сенсационных потребностей и демонстрации своей уникальности». Будучи в состоянии удовлетворить большинство своих повседневных потребностей, молодые поколения уделяют приоритетное внимание расходам на отдых и больше ценят свой культурный и ментальный опыт. Поколения рожденных после 1990-х и после 2000-х гг. тратят значительно больше, чем старшие поколения, на культуру, отдых, туризм, одежду и телекоммуникации. Выросшее во все более комфортных условиях, новое поколение развило в себе более разнообразные устремления - часто нематериальные - к своей жизни. Это также стало движущей силой повышения потребительского спроса и структуры промышленности в России [20, с. 20].

Исследование, включающее взаимодействие людей для получения информации, требует применения моральных и этических норм. Исследователь получил информированное согласие участников на участие до начала его. Участие было полностью добровольным, и участники могли отказаться отвечать на любые вопросы. Однако анкета была разработана таким образом, чтобы ограничить возможность «неудобных вопросов». Собранные данные хранились в тайне и не передавались третьим лицам.

Исследования в виде теста-анкетирования проводилось в Ставропольском крае, а именно в городах: Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Георги-евск, Кисловодск, Предгорный район (с. Этока), Левокумский район (п. Кумская Долина); в 18 школах были проанкетированы 297 чел. (школьников).

В результате анкетирования выявлено:

• курят регулярно и употребляют спиртные напитки частично в настоящее время 97 чел. (32 % из всех опрошенных), из них 30 чел. женского пола в возрасте 14-16 лет; это составляет 31 % из числа употреблявших спиртные и табачные продукты (алкогольные продукты: пиво, виски, ром). Норма выкуривания табачных изделий данной категории составляет 2-6 сигарет в день; лиц мужского пола в возрастной категории от 13-17 лет - 67 чел. (69 % из всех употреблявших табачные и спиртные напитки). В данной категории выделяются спиртные напитки более крепкого характера, такие как водка, коньяк, вино, текила, абсент. Норма выкуривания табачных изделий данной категории составляет от 4-10 сигарет в день; приобретают сигареты подростки в магазинах или же просят у друзей;

• пробовали курить и употребляли спиртные напитки один-два раза 130 чел. (44 % из всех опрошенных). Из них 48 чел. женского пола в возрасте 14-16 лет, это составляет 37 % из числа употреблявших несколько раз. Алкогольные напитки слабого характера (пиво, абсент) употребляют 82 подростка мужского пола в возрасте 13-17 лет (63 %). Причиной того, что подростки перестали употреблять данные изделия послужили: беседа с родителями, беседа в школе, а также побочные действия данных изделий;

• не пробовали табачные и спиртные напитки 70 чел. (из всех опрошенных 24 %), причиной неупотребления данной продукции стало занятие спортом, дополнительная умственная и культурно-просветительная деятельность.

Все подростки хорошо информированы и знают о вреде табачных и спиртных изделий, информацию они получают из СМИ, классных часов в школах и в беседах с родителями.

Все подростки в количестве 297 чел. хорошо информированы и имеют негативное отношение к употреблению наркотических средств. Но их не очень интересует эта тема и сложилось крайне негативное отношение к людям, употребляющим наркотики.

Полученные результаты показывают, что личностные черты, скорее всего, будут предсказывать девиантное поведение подростков. Кроме того, низкая удовлетворенность семьей также является причиной девиантного поведения подростков. Более того, участники мужского пола имеют более высокую склонность к девиантным действиям, в то время как участники женского пола более удовлетворены своей семьей, чем подростки-мужчины.

Причины отклоняющегося поведения до настоящего времени полностью не определены. Поэтому целью данного исследования было понять источники такого поведения, проявляемого старшеклассниками, а также рекомендовать

меры детям с отклоняющимся поведением для адекватной адаптации в обществе, а учителям и родителям - меры по решению этой проблемы.

Список литературы

1. Дамрон-Белл Дж. Развитие девиантного поведения у подростков: влияние особенностей учащихся и социального климата: докт. дис. / Университет Луисвилла. - Луисвилл, Кентукки, 2011. DOI: 10.18297/ETD/309

2. Погосян М., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Национальное единство: роль межкультурного и межрегионального диалога молодежи // Университетская наука. - 2018. - № 1 (5). - С. 139-142.

3. Таболова Э.С., Донев Д. Д. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода // Университетская наука. - 2018. -№ 2 (6). - С. 188-191.

4. Говенко Ю.А., Таболова Э.С. Классификация и характеристика наиболее распространенных видов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ // Университетская наука. - 2019. - № 1 (7). - С. 179-187.

5. Перепелкина Н.А., Таболова Э.С., Ларионова Е.Г. Психолого-педагогическая деятельность по социальной адаптации депривированных воспитанников детского дома дошкольного возраста средствами музыкального искусства // Социально-гуманитарные знания. - 2019. - № 12. - С. 158-170.

6. Перепелкина Н.А., Арутюнян А.А. Особенности работы учителя в начальных классах с семьями обучающихся «группы риска» // Гуманитарный научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 43-46.

7. Таболова Э.С., Остапенко М. С. Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию средствами субъект-субъектного взаимодействия // Педагогическое наследие Н.К. Крупской и современность (к 150-летию со дня рождения Н.К. Крупской). - М., 2019. - С. 35-43.

8. Лежава Е.О., Таболова Э.С., Говенко Ю.А. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Университетская наука. - 2017. - № 2 (4). - С. 137-140.

9. Чиненова Л.И., Перепелкина Н.А. Развитие эмпатии у девиантных подростков как механизм формирования социального поведения // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф., приуроченной к Десятилетию детства в России / под ред. М.В. Смагиной. -Ставрополь: Логос, 2019. - С. 585-590.

10. Criminalization of youth as a socio-political problem / Y.A. Govenko, A.P. Mazurenko, E.S. Tabolova, A.R. Sherudilo // Modern Science and Innovations. -2021. - № 1. - С. 128-134. DOI: 10.37493/2307-910X.2021.1.20

11. Таболова Э.С., Донев Д.Д. Формирование образа профессии у студентов в рамках компетентностного подхода // Университетская наука. - 2018. -№ 2 (6). - С. 188-191.

12. Хатаев Е.Е., Таболова Э.С. О проблеме этнического воспитания детей и подростков // Образование и наука. - 2006. - № 6. - С. 109-112.

13. Педагог как субъект педагогической деятельности / Э.С. Таболова, О.В. Донева, К.А. Кознеделева, Ф.А. Хоконова // Университетская наука. -2019. - № 1 (7). - С. 156-162.

14. Киргуева Ф.Х., Перепелкина Н.А., Таболова Э.С. Формирование духовности, нравственности и патриотических чувств у детей младшего школьного возраста // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2021. - № 2. - С. 130-136.

15. Педагогическая технология профилактики и коррекции компьютерной зависимости у школьников / Т.И. Ланцова, И.С. Буракова, Н.А. Перепелкина, И.В. Иванченко, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. - № 4 (268). -С. 65-72.

16. Бережнова О.В., Горностаева Е.Ю. Игра как основная форма развития личности ребенка // Педагогическое новаторство А.С. Макаренко в контексте современности: моногр. [посвященная 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко]. - Уфа, 2018. - С. 75-81.

17. Говенко Ю.А., Максимова А.А. Здоровый образ жизни и алкоголизм в жизни ребенка // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Иванченко. - М.: Знание-М, 2021. - С. 430-433.

18. Говенко Ю.А., Дзебоева И.С. Миняшева С.Р. Современная государственная политика в области образовательных услуг как одно из условий защиты детства в современных условиях // Защита детства: проблемы, поиски, решения: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Иванченко. -М.: Знание-М, 2021. - С. 46-50.

19. Алексич А., Вукови М. Связь личностных черт с девиантным поведением на рабочем месте // Журнал критики СМИ. - 2018. - № 4. - С. 119-129. DOI: 10.17349/jmc118209

20. Абдулла А., Марикан С. Влияние личностных черт большой пятерки на девиантное поведение // Социальные и поведенческие науки. - 2016. -№ 219. - С. 19-25. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.04.027

References

1. Damron-Bell J. The development of deviant behavior in adolescents: The influence of student characteristics and school climate (Russ. ed.: Damron-Bell Dzh. Razvitie deviantnogo povedeniia u podrostkov: vliianie osobennostei uchashchikhsia i sotsial'nogo klimata. Doctor's degree dissertation. Louisville, Kentucky, University of Louisville, 2011. DOI: 10.18297/ETD/309.).

2. Pogosian M., Tabolova E.S., Govenko Iu.A. Natsional'noe edinstvo: rol' mezhkul'turnogo i mezhregional'nogo dialoga molodezhi [National unity: The role of the inter-cultural and inter-regional dialogue of young people]. Universitetskaia nauka, 2018, no. 1 (5), pp. 139-142.

3. Tabolova E.S., Donev D.D. Formirovanie obraza professii u studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Forming the image of the profession among students in the framework of a competence approach]. Universitetskaia nauka, 2018, no. 2 (6), pp. 188-191.

4. Govenko Iu.A., Tabolova E.S. Klassifikatsiia i kharakteristika naibolee rasprostranennykh vidov narkoticheskikh sredstv, psikhotropnykh i sil'nodeistvuiu-shchikh veshchestv [Classification and characteristics of the most common types of narcotic drugs and psychotropic substances]. Universitetskaia nauka, 2019, no. 1 (7), pp. 179-187.

5. Perepelkina N.A., Tabolova E.S., Larionova E.G. Psikhologo-pedagogi-cheskaia deiatel'nost' po sotsial'noi adaptatsii deprivirovannykh vospitannikov detskogo doma doshkol'nogo vozrasta sredstvami muzykal'nogo iskusstva [Psychological and pedagogical activity on the social adaptation of preschool-age deprived pupils of an orphanage by means of musical art]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2019, no. 12, pp. 158-170.

6. Perepelkina N.A., Arutiunian A.A. Osobennosti raboty uchitelia v nachal'nykh klassakh s sem'iami obuchaiushchikhsia "gruppy riska" [Teachers working features in the primary grades with the families of "risk group" students]. Gumanitarnyi nauchnyi zhurnal, 2017, no. 1, pp. 43-46.

7. Tabolova E.S., Ostapenko M.S. Formirovanie gotovnosti obuchaiushchikhsia k samorazvitiiu i samoobrazovaniiu sredstvami sub"ekt-sub"ektnogo vzaimodeistviia [Formation of students' readiness for self-development and self-education by means of subject-subject interaction]. Pedagogicheskoe nasledie N.K. Krupskoi i sovremennost', Moscow, 2019, pp. 35-43

8. Lezhava E.O., Tabolova E.S., Govenko Iu.A. Sotsiokul'turnaia adaptatsiia detei migrantov [Sociocultural adaptation of migrant children]. Universitetskaia nauka, 2017, no. 2 (4), pp. 137-140.

9. Chinenova L.I., Perepelkina N.A. Razvitie empatii u deviantnykh podrostkov kak mekhanizm formirovaniia sotsial'nogo povedeniia [The development of empathy in deviant adolescents as a mechanism to form social behavior]. Zashchita detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. of 2nd All-Russian Acad. Conf. Ed. M.V. Smagina. Stavropol, Logos, 2019, pp. 585-590.

10. Mazurenko A.P., Govenko Iu.A., Tabolova E.S., Sherudilo A.R. Kriminalizatsiia molodezhi kak sotsial'no-politicheskaia problema [Criminalization of youth as a socio-political problem]. Sovremennaia nauka i innovatsii, 2021, no. 1 (33), pp. 128-134.

11. Tabolova E.S., Donev D.D. Formirovanie obraza professii u studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Forming the image of the profession among students in the framework of a competence approach]. Universitetskaia nauka, 2018, no. 2 (6), pp. 188-191.

12. Khataev E.E., Tabolova E.S. O probleme etnicheskogo vospitaniia detei i podrostkov [On the problem of ethnic education of children and adolescents]. Obrazovanie i nauka, 2006, no. 6, pp. 109-112.

13. Tabolova E.S., Doneva O.V., Koznedeleva K.A., Khokonova F.A. Pedagog kak sub"ekt pedagogicheskoi deiatel'nosti [The teacher as subject of pedagogical activity]. Universitetskaia nauka, 2019, no. 1 (7), pp. 156-162.

14. Kirgueva F.Kh., Perepelkina N.A., Tabolova E.S. Formirovanie dukhov-nosti, nravstvennosti i patrioticheskikh chuvstv u detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Formation of spirituality, morality and patriotic feelings in children of primary school age]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L. Khetagurova, 2021, no. 2, pp. 130-136.

15. Lantsova T.I., Burakova I.S., Perepelkina N.A., Ivanchenko I.V., Pet'kov V.A. Pedagogicheskaia tekhnologiia profilaktiki i korrektsii komp'iuternoi zavisimosti u shkol'nikov [Pedagogical technology for prevention and correction of computer addiction in schoolchildren]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Pedagogika ipsikhologiia, 2020, no. 4 (268), pp. 65-72.

16. Berezhnova O.V., Gornostaeva E.Iu. Igra kak osnovnaia forma razvitiia lichnosti rebenka [Game as the main form of development of the child's personality]. Pedagogicheskoe novatorstvo A.S. Makarenko v kontekste sovremennosti, Ufa, 2018, pp. 75-81.

17. Govenko Iu.A., Maksimova A.A. Zdorovyi obraz zhizni i alkogolizm v zhizni rebenka [Healthy lifestyle and alcoholism in a child's life]. Zashchita detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. of 4th All-Russian Acad. Conf. Ed. I.V. Ivanchenko. Moscow, Znanie-M, 2021, pp. 430-433.

18. Govenko Iu.A., Dzeboeva I.S. Miniasheva S.R. Sovremennaia gosu-darstvennaia politika v oblasti obrazovatel'nykh uslug kak odno iz uslovii zashchity detstva v sovremennykh usloviiakh [Modern state policy in the field of educational services as one of the conditions to protect childhood in today's world]. Zashchita detstva: problemy, poiski, resheniia. Proc. of 4th All-Russian Acad. Conf. Ed. I.V. Ivanchenko. Moscow, Znanie-M, 2021, pp. 46-50.

19. Aleksich A., Vukovi M. Sviaz' lichnostnykh chert s deviantnym povedeniem na rabochem meste [The relationship of personality traits with deviant behavior in the workplace]. Zhurnal kritiki SMI, 2018, no. 4, pp. 119-129. DOI: 10.17349/jmc118209.

20. Abdulla A., Marikan S. Vliianie lichnostnykh chert bol'shoi piaterki na deviantnoe povedenie [The effects of big-five personality traits on deviant be-

havior], Sotsial'nye i povedencheskie nauki, 2016, no. 219, pp. 19-25. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.04.027.

Оригинальность 89 %

Поступила 04.10.2021 Одобрена 25.10.2021 Принята к публикации 28.09.2022

Yu.A. Govenko, E.S. Tabolova, G.Ye. Kontsevich

THE YOUNG GENERATION OF RUSSIA AS A SOCIAL COHORT

The new generation of Russia, born in the 2000s and 2010s, is a social cohort that grew up in the era of reformation. At the same time, they are under influence and play a decisive role in a number of important historical events that took place after the reforms and in the process of formation of civil society. The life path of this generation is intertwined with significant social changes, such as rapid economic growth, policy recommendations for adolescents with deviant behaviours and their parents, which will help them adapt in society, expanding education, growing the Internet, marketing, industrialization, urbanization and globalization. A set of recommendations was identified for adolescents with deviant behavior and their parents to help them adapt in society. These changes significantly affect their living conditions and capabilities, shaping the characteristics of generations, while widening the gap between them and previous generations. At the same time, however, the new generation of Russia is not able to overcome the restrictions of the social structure. The common identity of generations cannot eliminate socio-economic differences within a generation. In contrast, marketing, that is, the introduction of market relations into the economy and society, their spread strengthened the class structure of Russia by transferring from generation to generation. In the new era of Russia's development, the promotion of equal opportunities and the reduction of socio-economic inequality among the new generation are now becoming a new task. As a result of our research, it became clear to us that the younger generation of Russia enjoys a higher standard of living and better nutrition compared to the time when their parents grew up. This led to a huge improvement in the physical well-being of the younger generation.

Keywords: new generation of Russia, civil society, deviant behavior, education system, behavioral models. social adaptation.

Yury A. Govenko - Cand. Sc. (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk Branch campus), e-mail: kirsankir05@mail.ru.

Elita S. Tabolova - Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Dean of the Faculty of Psychology and Pedagogy, Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk Branch campus), e-mail: elita721@rambler.ru.

Galina Ye. Kontsevich - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Stavropol State Pedagogical Institute (Zheleznovodsk Branch campus), Russia, e-mail: galinakoncevich@rambler.ru.

Received 04.10.2021 Accepted 25.10.2021 Published 28.09.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом: Говенко, Ю.А. Молодое поколение России как социальная когорта / Ю.А. Говенко, Э.С. Таболова, Г.Е. Концевич// Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2022. -№ 3. - С. 85-98.

Please cite this article in English as:

Govenko Yu.A., Tabolova E.S., Kontsevich G.Ye. The young generation of Russia as a social cohort. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2022, no. 3, pp. 85-98 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.