Научная статья на тему 'Молодежный рынок труда в контексте социальной политики'

Молодежный рынок труда в контексте социальной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
742
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / YOUNG PEOPLE JOB PLACEMENT / LABOUR MARKET / SYSTEM OF EDUCATION / STATE SOCIAL POLICY / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Ирина Николаевна

В статье автор рассматривает проблемы положения современной молодежи в сфере труда и занятости, акцентирует внимание на программах социальной политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Создание новых рабочих мест способно снизить уровень безработицы, но для этого требуется объединение усилий государства и частных предприятий, необходимо на практике реализовать идеи социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour market for young people in the context of social policy

The author considers the problems of young people job placement. The article describes the programs of social policy which can help to avoid the problem of unemployment. The creation of new working places can reduce unemployment, but it is impossible without combining efforts of a state and commercial facilities. It is necessary to put into practice the ideas of social partnership and social business responsibility.

Текст научной работы на тему «Молодежный рынок труда в контексте социальной политики»

ется система жизненных ценностей молодых людей. Мировосприятие современных студентов отличается от мироотношения, свойственного их родителям. В целом, можно говорить о сформированности у молодого поколения буржуазного сознания.

Естественно, наше исследование не исчерпывает всю проблематику становления нового типа личности в условиях постсоветской России. Тем не менее полученные данные и проведенный анализ дают необ-

ходимую информацию для внесения корректив в социальную политику в сфере образования.

Литература

1. См.: Стегний В.Н. Изменения в социальном составе студентов постсоветского общества // Вестник ПГТУ. Сер. «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22). С. 81-90.

STEGNIY V., KURBATOVA L. SOCIAL PORTRAIT OF PRESENT STUDENTS The article describes the social portrait of students in different social systems and in different historical periods (the end of XXth century - the beginning of XXIst century) including the youth subculture, integral orientations, consciousness, morals, the social status, factors influencing social formation.

Keywords: students' social portrait, social status, modernization, values, youth subculture.

И.Н. ИВАНОВА, профессор Саратовский государственный технический университет

Молодежный рынок труда в контексте социальной политики

В статье автор рассматривает проблемы положения современной молодежи в сфере труда и занятости, акцентирует внимание на программах социальной политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Создание новых рабочих мест способно снизить уровень безработицы, но для этого требуется объединение усилий государства и частных предприятий, необходимо на практике реализовать идеи социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, система образования, государственная социальная политика, социальная ответственность бизнеса.

В современных условиях государственная деятельность по решению вопросов защиты интересов молодежи приобретает все большую значимость. Указом президента Российской Федерации 2009 год был объявлен Годом молодежи. В стране существует стратегия государственной молодёжной политики на период 2006-2016 гг., специальный раздел присутствует в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, есть специальное ведомство, которое занимается молодежными вопросами. Большинство прово-димыхмероприятий направлены на привле-

чение внимания к проблемам молодежи. Например, участники летнего молодежного образовательного форума «Селигер-2009 » представляли свои проекты в рамках таких тематических смен, как техническое творчество и инновации, молодежное предпринимательство, толерантность, информационный поток, национальный туризм, лидерство, волонтерство, творчество. Молодежь из социальной группы, которая традиционно нуждалась в заботе, переходит в группу, которая может сама о себе позаботиться и взять инициативу в свои руки. «Мы понимаем, кто наи-

более активен, у кого наиболее свежие мозги, кто готов вкалывать, у кого наибольшее количество нестандартных идей. Это, конечно, молодежь» [1].

На заседании Государственного совета 17 июля 2009 г. «О молодежной политике в Российской Федерации» Президент РФ Д. Медведев отметил, что «в центр внимания вынесены проблемы, которые связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив... Без участия молодежи в инновациях мы не сможем создать то самое новое технологическое общество, к которому мы так стремимся» [2]. Было принято решение о разработке Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг.

Несмотря на повышенное внимание к проблемам молодежи со стороны государства, ряд проблем остаются нерешенными. Например, наиболее острая из них - трудоустройство выпускников вузов. В условиях мирового кризиса и роста безработицы молодым специалистамособенно сложно найти свое место на рынке труда.

Отсутствие работы порождает ряд материальных и психологических проблем. Молодые люди пытаются найти возможность для самореализации, а сталкиваясь с трудностями, находят альтернативные источники существования. Многие отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации. Вместе с тем обострение проблем молодежной занятости требует разработки государственной политики, корректировки программ, механизмов их реализации.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы; за счет их взаимодействия обеспечивается размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потреб-

ность первых в труде, а вторых — в заработной плате [3].

По данным Росстата, в марте 2009 г. общее число безработных составило 7,5 млн. человек, из них до одной трети - молодежь в возрасте от 15 до 29 лет, в том числе без опыта работы [4]. В региональном аспекте, например, по данным Министерства занятости, труда и миграции Саратовской области, «в областную службу занятости населения обратились 46 тысяч человек. Из них 22,6 тысячи - недавние выпускники высших и средних учебных заведений. Трудоустроены с начала года -2/ 3 из них. Еще почти две тысячи молодых людей направлены на профессиональное обучение за счет средств службы занятости » [5]. По Саратовской области вакансии для молодежи составляют 15% от общего количества свободных рабочих мест. В условиях финансового кризиса поиск работы для выпускников вузов становится достаточно серьезной проблемой. Несмотря на то, что высшее образование является не только ценностью само по себе, но и все более важным условием социальной и профессиональной мобильности, работодатель требует опыт работы, и наличие диплома о высшем образовании не является достаточным основанием для принятия на работу. Особые опасения вызывает ситуация 2009 г., когда закончили обучение 23 тыс. выпускников вузов и 10,5 тыс. студентов средних специальных учебных заведений. Количество безработных в возрасте до 30 лет составило 8,5 тыс. человек [6].

Полным ходом идет процесс модернизации системы высшего образования. Несмотря на то, что все чаще звучат призывы на время экономического кризиса ограничить проведение реформ, вузы ускоренно переходят на двухуровневую систему образования. Однако новых стандартов все еще нет, а во многих учебных заведениях отсутствуют программы подготовки, в соответствии с которыми должен проходить процесс обучения. Остаются вопросы и у работодателей - рынок труда не готов при-

знать бакалавра как работника, имеющего высшее образование. Наиболее простой выход из данной ситуации зачастую видят в механическом разделении существующей пятилетней программы на два этапа. Первые три года обучения по «старой программе » отведены для изучения общеобразовательных дисциплин. Таким образом, студенты, решившие остановиться на получении степени бакалавра, будут «общеобразованными людьми», но не освоившими выбранную ими профессию и специальность, так как практика и профессиональная специализация проходят на старших курсах [7]. Но общеобразовательная подготовленность - это и есть общее полное образование, которое призван получить человек, окончив полную среднюю общеобразовательную школу. При таком развитии ситуации рынок труда будет ощущать нехватку высококвалифицированных специалистов и избыток «общеобразованных людей» с дипломами высшего образования.

Современная ситуация в сфере труда и занятости ставит молодежь в очень сложные условия. Если при плановой экономике система распределения выпускников учебных заведений гарантировала им занятость по специальности, то в условиях рынка распределение проводится в резко ограниченном масштабе, и молодые специалисты попадают в систему жесткой конкуренции с людьми, имеющими опыт работы. Выпускник должен быть готов ктакой конкуренции, должен уметь доказать наличие у себя соответствующих знаний, умений и способностей - свою компетентность. Меняется у молодежи и представление о престижности профессий. Космонавты, ученые, врачи теперь уступают по популярности профессиям предпринимателя, коммерсанта, экономиста, менеджера, юриста.

В контексте молодежной занятости на рынке труда пересекаются интересы трех сторон: работодателей (которые заинтересованы в качественной, профессиональной трудовой силе), молодежи (достаточно разной по уровню и качеству подготовки), го-

сударства и общества. Центры занятости и другие структуры содействия занятости, кадровые агентства призваны помогать согласовывать интересы между этими сторонами. Однако результаты исследования молодежи в условиях крупного города показывают, что только 37% безработной молодежи рассчитывают на их помощь [8]. Необходимо отметить, что наиболее действенным способом трудоустройства остается обращение к помощи родственников, друзей, знакомых (44,4% работающих респондентов). Таким образом, личные связи оказываются более мощным ресурсом для успешного трудоустройства, чем формальные каналы. Как показало данное исследование, наибольшее число безработных приходится на возрастную категорию 17 лет -23 года, то есть после окончания школы, среднего или высшего учебного заведения. В статье автор ссылается и на другие исследования, которые показывают, что лишь 51,2% выпускников вузов устраиваются на работу по специальности. Для остальных единственной возможностью трудоустроиться является профессиональная переподготовка.

Очевидно, что выбор первой профессии происходит, как правило, спонтанно, абитуриент выбирает специальность, руководствуясь соображениями престижности вуза, стоимости обучения, доступности, зачастую под давлением родителей, не учитывающих способности и предпочтения ребенка. Как показала приемная компания по итогам ЕГЭ, в погоне за получением бюджетного места абитуриенты «поступали » на все профили и все специальности, не задумываясь о том, чтобы быть специалистом в конкретной профессии, да и вообще кем-то быть. Часто вариантом осознанного выбора профессии становится лишь второе высшее образование. При этом, по материалам данного исследования, главным стимулом трудоустройства является материальный; молодые люди воспринимают работу «как способ зарабатывания денег», а не в качестве «возможности заниматься

любимым делом». Современная молодежь амбициозна, она рассчитывает на достаточно высокую оплату труда уже на первом рабочем месте. В реальности молодые люди сталкиваются с противоположной ситуацией. В экономическом отношении молодежь составляет сегодня значительную часть населения, которую можно условно назвать «работающие бедные » (доходы «работающей молодежи» и «безработных», получающих пособие по безработице, по своим размерам ненамного отличаются друг от

друга)-

Обычным явлением в жизни студентов становится вторичная занятость. У обучающихся на старших курсах это проявляется в большей степени, чем на младших. В зависимости от принадлежности к мало-, средне-, и высокообеспеченным слоям населения различен мотив трудоустройства. Например, исследование мотивов студенческой занятости [9] показывает, что более обеспеченные студенты называют главным мотивом «желание иметь личные деньги », «получить опыт работы по специальности», «ощущение независимости и самоуважение». Должности, на которых они работают, сравнительно низкооплачиваемые, но трудовые отношения оформлены юридически, а значит, полученный стаж может благоприятно отразиться на дальнейшем трудоустройстве. В целом лишь у 38% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой специальностью, и объяснить это можно тем, что на рынке труда студентам трудно найти работу, которая соответствует «характеру и содержанию будущих профессий». Студенты, предпочитающие более высокооплачиваемую работу, приоритетной целью ставят получение материальной выгоды («необходимость обеспечивать себя и свою семью »). В поисках работы студенты чаще всего (65,5%) обращаются к помощи близких, родителей, друзей. На втором месте -средства массовой информации, и на последнем - центры занятости.

Получаемый социальный и жизненный

опыт является важной составляющей студенческой занятости, какой бы ни была работа в целом по содержанию труда. Студенты, получив хорошие рекомендации и подготовив выпускные квалификационные работы по заданию своих работодателей, могут рассчитывать на перспективу трудоустройства в данной организации в качестве специалиста.

В условиях кризиса уровень безработицы в регионе стал показателем оценки эффективности деятельности, качества работы местных органов исполнительной власти. Существует мнение, что «чем выше ее процент, тем более шатким будет кресло под главой области» [10]. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизации системы управления занятостью был принят Закон Саратовской области от 04.12.2008 г. № 330-ЗС0 «Об областной целевой программе «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы». Правительством Саратовской области принято постановление от 16 марта 2009 г. № 100-П, где рассмотрены основные вопросы реализации областной целевой программы «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда» [11]. Данная программа состоит из следующих основных направлений.

1. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения (в случае гарантии работодателем сохранения занятости работников). Срок обучения -3-6 месяцев в зависимости от квалификации работника. Во время кризиса многие предприятия для выхода из тяжелой ситуации переоснащают производство, и средств на переобучение кадров уже не хватает. В такой ситуации служба занятости помогает им подготовить специалистов, переобучение происходит за счет государственного бюджета.

2. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в

другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. По данному направлению за счет субсидий федерального бюджета будут компенсироваться транспортные расходы, оплачиваться суточные (100 руб./день), наем жилья (550 руб./день).

3. Содействие развитию малого предпринимательства безработных граждан. Гражданам, высвобожденным с предприятий и получившим статус безработного, будет выдаваться капитализированное годовое пособие на открытие собственного дела. При этом «начинающим предпринимателям из числа клиентов служб занятости ставится условие: они должны быть готовы, открыв свое дело, взять на работу несколько официально зарегистрирован-ныхбезработных» [12]. В этом случае сумма выделяемого первоначального капитала будет выше. Вероятно, таким способом правительство области стремится снизить показатели безработицы, материально заинтересовав наиболее предприимчивых граждан.

В Пензе был принят законопроект, в соответствии с которым для молодых предпринимателей, решивших открыть собственное дело, предусмотрена льготная, упрощенная система налогообложения (налоговая ставка снижена с 15 до 5%), которая будет действовать на протяжении всего времени существования предприятия. Главным условием является регистрация бизнеса «во время учебы или в течение года после окончания учебного заведения» [13].

4. Выделение работодателям финансовых средств на создание временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения. Временные рабочие места могут создаваться в строительстве (возведение муниципального жилья, объектов социальной инфраструктуры, восстановление ветхого жилья), ЖКХ (бла-

гоустройство территорий и социально значимых объектов), здравоохранении, социальной сфере.

Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области предлагает 1820-летним безработным, впервые ищущим работу, принять участие в программе временного трудоустройства. Работодатель заключает с участником программы срочный трудовой договор на два месяца, выплачивает ему зарплату. За счет государственной службы занятости ему может оказываться материальная поддержка (1700 рублей в месяц) [14]. На наш взгляд, данная программа может стать реальной возможностью получения выпускниками образовательных учреждений трудового опыта и навыков. Молодые люди стремятся к материальной независимости от родителей, хотят самостоятельно заработать «на карманные расходы». Конечно, выпускники рассчитывают на постоянную, высокооплачиваемую, престижную, интересную работу, где предоставляется полный социальный пакет, хорошие условия труда. А предлагаемые временные вакансии: торговые или страховые агенты, выполнение общественных работ - часто их не устраивают.

Многие организации не хотят или не умеют «работать» с выпускниками, предпочитая им специалистов с уже имеющимся опытом работы. При трудоустройстве молодого специалиста неизбежно проходит процесс адаптации. И часто на успешность этого процесса влияет культура взаимодействия между сотрудниками. Далеко не каждый сотрудник согласится быть наставником, добровольно обучать молодого специалиста на новом рабочем месте в условиях конкуренции. Помочь молодому специалисту освоиться в коллективе, прежде всего в профессиональном плане, задача самого коллектива. Поэтому профессиональная адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной «врабатываемости » сотрудника в новые для него профессиональ-

ные, социальные и организационно-экономические условия труда.

Проследим работу организации с молодыми специалистами на примере Саратов-стата. Приказом руководителя Саратовста-та от 30.01.2009 г. №9 создан Совет по наставничеству, разработаны и утверждены документы, регламентирующие деятельность Совета, положения, закрепляющие наставников за молодыми специалистами. В данной организации работают 64 молодых специалиста (10% от общей численности), их средний возраст составляет 27 лет. В Саратовстате активно ведется работа по привлечению выпускников вузов, организуется ознакомительная, производственная и преддипломная практика студентов. За последние годы на работу были приняты выпускники Саратовского государственного социально-экономического университета, выпускники Саратовского государственного аграрного университета, Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина.

На общероссийском уровне Росстатом было учреждено Молодежное объединение статистиков, в состав которого входит актив молодежи всех территориальных органов Росстата. Данное объединение «образуется для оказания содействия молодым специалистам в адаптации к условиям работы в системе государственной статистики, профессиональном росте, овладении нормами корпоративной культуры» [15]. В июне 2009 г. было проведено Всероссийское совещание молодых специалистов и руководителей территориальных органов Росстата. Достаточно разнообразная программа включала в себя проведение научно-практической конференции, творческих и интеллектуальных конкурсов, круглых столов, мастер-классов. На совещание вынесли ряд предложений, например, о предоставлении единовременных субсидий на приобретение жилья молодым специалистам, проработавшим в органах статистики не менее пяти лет и зарекомендовавшим себя как перспективные кадры, обеспечи-

вающие качественное выполнение должностных обязанностей и общественных инициатив [16].

Подобная инициатива, на наш взгляд, будет способствовать успешной адаптации молодых специалистов на рабочем месте, и аналогичные проекты необходимо создавать в различных сферах профессиональной деятельности. Скорее всего, подобные проекты будут реализованы только в рамках государственных организаций, поскольку далеко не все частные предприятия намерены вкладывать средства в «развитие » молодых специалистов. Как показывает опыт, с большей вероятностью они направят на повышение квалификации уже имеющихся у них работников. Очевидно, что сегодня необходимо объединять усилия государства и частных предприятий, на практике реализовать идеи социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.

Мы рассмотрели вопросы о положении современной молодежи в сфере труда и занятости, акцентировали внимание на программах, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Очевидно, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, оказание помощи которой находится в компетенции государственной политики. Данная политика является долгосрочной и должна проводиться постоянно, а не только в рамках Года молодежи. Решения по проблемам молодежи в рамках государственной политики следует принимать только после анализа возможных последствий для смежных демографических общностей, после просчета долгосрочных последствий этих решений для самой молодежи в последующие периоды. Именно поэтому необходим регулярный мониторинг проводимых мер и оценка их эффективности.

Литература

1. Выступление Д.А. Медведева на церемонии

вручения премий Президента Российской

Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2008 год. URL: http://youngscience.ru/2 78/l13/l405/ index.shtml?id=862

2. Медведев Д. Вступительное слово на заседа-

нии Государственного совета «О молодежной политике в Российской федерации». URL: http:// www.kremlin.ru/ transcripts/48 31

3. См.: Старовойтова Л.И, Золотарева Т. Ф.

Занятость населения и ее регулирование. М.: Academia, 2001. С. 5.

4. Егоршева Н. Трудно быть молодым // Рос-

сийская газета. 2009, 24 апреля.

5. Каширская И. Мятущаяся интеллигенция

// Саратовские Вести. 2009, 15 августа.

6. Единая Россия/Молодежи надо помочь с

трудоустройством/22.04.2009. URL: http:// edinros.er.ru/er/text.shtml?7/5675,100107

7. Токарева Д. Первокурсникам - стипендию,

школьникам - основы православия // КП. 2009, 27 августа - 3 сентября.

8. См.: Насибуллин Р.Р. Молодежь на рынке

труда крупного города // Социс. 2007. № 11. С. 140-142.

9. Ворона А.М. Мотивы студенческой заня-

тости // Социс. 2008. № 8. С. 106-115.

10. Каширская И. Армия безработных: продавцы, обработчики, губернаторы // Саратовские вести. 2009, 12 августа.

11. Областная целевая программа «Содействие занятости населения и развитие кадрового потенциала Саратовской области» на 2009-2011 годы URL: http:// saratov.gov.ru/ government/ structure/ slzan/ news/detail.php?ID=33303

12. Грицюк М. Рагу от безработного // Российская газета. 2009, 23 июля.

13. Саванкова Н. Помощь на старте. Выпускники получат льготы при открытии собственного бизнеса // Российская газета. 2009, 7 июля.

14. Алексашина М, Рыбкин А. Лето-деньги-лето // Саратовская областная газета. 2009, 16 июля.

15. Устав Молодёжного объединения статистиков Федеральной службы государственной статистики.

16. Барановский В. Н, Успенский В. И. Резолюция Всероссийского совещания молодых специалистов и руководителей территориальных органов Росстата. СПб., 2009.

IVANOVA I. LABOUR MARKET FOR YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF SOCIAL POLICY

The author considers the problems of young people job placement. The article describes the programs of social policy which can help to avoid the problem of unemployment. The creation of new working places can reduce unemployment, but it is impossible without combining efforts of a state and commercial facilities. It is necessary to put into practice the ideas of social partnership and social business responsibility.

Keywords: young people job placement, labour market, system of education, state social policy, social responsibility of business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.