Научная статья на тему 'Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда'

Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
796
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА / АДАПТАЦИЯ / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопаткин Илья Викторович

Статья посвящена современному молодежному рынку труда. Рассматриваются социальные механизмы, адаптирующие молодежь к рыночным условиям, так как современная ситуация в сфере труда и занятости ставит ее в очень сложное положение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Adaptation of Modern Russian Youth in the Labor Market

This article is devoted a modern youth labor market. Social mechanisms adapting youth to market conditions as the modern situation in work and employment sphere puts youth in very difficult situation are considered.

Текст научной работы на тему «Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда»

И. В. Лопаткин. Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда

нению с неработающими студентами в данной группе женатых и замужних гораздо больше. Представители этого типа достаточно обеспечены в материальном плане, но самостоятельно осуществить некоторые покупки в виде квартиры, машины пока не в состоянии. В основном живут на самостоятельно заработанные деньги, хотя материальная поддержка родителей им оказывается, но в незначительном объеме. Работу находили по личным связям при помощи друзей и родственников, имеют должности рабочего или специалиста. Их доход колеблется от 3 до 10 000 руб. в месяц. Большая часть студентов работает не по специальности (76%). При этом выявилась следующая закономерность: удовлетворены своей работой все студенты гуманитарных наук, работающие по специальности (100 %) и студенты естественных наук, работающие в других сферах (86 %о). Успеваемость работающих студентов высока (учатся на 4 и 5), хотя пропуски занятий имеются. Причем самый большой процент обучающихся на оценку «отлично» именно в этой группе. Среди ценностных ориентаций главенствующими выступают хорошее материальное благополучие, самореализация себя как личности, теплые и заботливые отношения с людьми. Студенты этого типа в большем количестве обучаются в СГТУ (50%).

Результаты нашего исследования подтвердили выводы ранее проведенных8 о том, что студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студента и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. При оценке качества

трудовой жизни студенческой молодежи города Саратова было выявлено, что большая часть студентов в целом удовлетворена своей работой, их устраивают условия, предоставляемые работодателем, заработная плата, должностной статус, хотя уровень социальной защиты недостаточно высок, работодатель выполняет не все положения Трудового кодекса. Однако чем выше заработная плата и уровень дохода, тем выше и уровень социальной защищенности. При этом работают респонденты преимущественно не по специальности. Основной стаж работы у многих студентов составляет не более трех месяцев, что является показателем временного трудоустройства с целью быстрого заработка, а не построения карьеры.

Примечания

1 См.: Салахутдинова Р. Р. Качество трудовой жизни работников сельского хозяйства // Социс. 2009. № 11. С. 46.

2 См.: КазМ. Лакуны в структуре экономического знания и неоклассическая рациональность // Вопр. экономики. 2007. № 6. С. 45-63.

3 См.: Иконникова С. Н. Социология молодежи. Л. : Знание, 1985.

4 См.: Сергеев Р. В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа // Вестн. Адыг. гос. ун-та : сетевое научное издание. 2010. № 2. URL : http://www.vestnik.adygnetm/files/2010.2/948/ sergeev2010_2.pdf (дата обращения: 18.09.2013).

5 См.: Ворона М. А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 107.

6 См.: Глобальные тенденции молодежного рынка труда -2010 : МОТ от 15 августа 2010 г. // Ведомости. 2010. С. 12.

7 См.: ВоронаМ. А. Указ. соч. С. 111.

8 См.: Сергеев Р. В. Указ. соч.

удк 316. 334.2-053.81(470.44)

механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда

и. В. Лопаткин

Саратовский государственный университет E-mail: LopatkinIlja@rambler.ru

Статья посвящена современному молодежному рынку труда. рассматриваются социальные механизмы, адаптирующие молодежь к рыночным условиям, так как современная ситуация в сфере труда и занятости ставит ее в очень сложное положение.

Ключевые слова: молодежный рынок труда, адаптация, занятость.

Mechanisms of Adaptation of Modern Russian Youth in the Labor Market

I. V. Lopatkin

This article is devoted a modern youth labor market. Social mechanisms adapting youth to market conditions as the modern

© Лопаткин И. В., 2013

situation in work and employment sphere puts youth in very difficult situation are considered.

Key words: youth labour market, adaptation, employment.

В условиях современного российского рынка труда люди разных возрастных групп столкнулись с новыми реалиями, и особенно остро это почувствовали молодые люди в возрасте до 29 лет, которые определены законодательством как категория «молодежь». Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости особенно болезненно сказался на ней, не подготовленной к такой ситуации. Реалиями дня стали такие явления, как резкое сокращение производства, безработица, сбои в системе социальной защиты. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалась бы, должна больше других выиграть от перемен, стала их жертвой. Она остро переживает катаклизмы рыночных отношений, дестабилизируется и превращается, по мнению социологов, в неустойчивую массу со сниженными духовно-культурными потребностями. Сегодня фактически каждый второй безработный - это человек в молодом возрасте, преимущественно 20-24 лет, а незанятость молодых людей ведет к негативным последствиям как в сфере экономики, так и в сфере социальной жизни общества1. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной и требует особого внимания как со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

Сегодня найти работу молодым людям сложно, ведь работодатель требует не только высокую квалификацию, но и опыт работы, которого у молодежи практически нет. Отсутствие у молодежи необходимых навыков практического использования полученных знаний делает ее уязвимой на рынке труда. Возникает проблема так называемого «порочного круга»: предприятия требуют от молодого кандидата на вакантное рабочее место практический опыт, который он может приобрести только в процессе работы. Работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие критерии оценки к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда, наличия определенных личностных качеств.

Следует заметить противоречие, характерное для молодежного рынка труда, - увеличивающийся разрыв между притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Происходит снижение социальной ценности производительного труда и изменение трудовой мотивации - приоритет отдается не интенсивному, содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному, в первую очередь, на получение материальной выгоды любым путем.

Сегодня рынок образовательных услуг не соответствует рынку труда, так как он неоперативно реагирует на качественные изменения спроса на рабочую силу. Учитывая рост числа нетрудоустроенной молодежи, главным сегодня является действие социальных механизмов адаптации, таких как корректировка профилей, введение новых профессий, специальностей в связи с изменениями ситуации на рынке труда, сокращение приема в учебные заведения по невостребованным профессиям и многих других.

Для дальнейшего рассмотрения вопроса необходимо охарактеризовать основные понятия, такие как «социальная адаптация», «механизм», «социальный механизм».

Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью либо группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации2.

Сам термин «механизм» означает внутреннее устройство, систему функционирования чего-нибудь, аппарат какого-нибудь вида деятельности.

Обращаясь к рассмотрению понятия «социальный механизм», следует отметить то обстоятельство, что, в отличие от технического устройства, социальное не имеет четко выраженных (очерченных) внешних границ и его рассмотрение в силу этого возможно только при условии его сопоставления с механизмами, действующими в других средах и условиях3.

Для решения одной из основных проблем молодежного рынка труда совершенно необходима деятельность государственной системы профессиональной ориентации среди молодежи, основанной на принципах планирования профессиональной карьеры и непрерывного обучения. При отсутствии необходимой информации многие выпускники школ поступают в учебные заведения, не имея четкого представления о выбранной профессии. Вопрос о престижности и рейтинге образовательных учреждений не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии. В итоге слабые профессиональные мотивации становятся причиной незанятости дипломированных специалистов. Часто молодежь неадекватно оценивает собственные профессиональные интересы и возможности, слабо информирована о состоянии рынка труда, спросе на конкретные профессии и специальности, возможностях профессионального обучения.

Таким образом, молодежный рынок труда в настоящее время характеризуется следующими признаками:

42

Научный отдел

И. В. Лопаткин. Механизмы адаптации современной российской молодежи на рынке труда

- несформированность профессиональных интересов у молодежи;

- деформация профессиональных намерений молодежи;

- завышенные притязания у части молодых людей;

- отсутствие на большинстве предприятий и организаций программ адаптации молодых специалистов и рабочих;

- ограниченные финансовые возможности молодежи для трудовой мобильности на региональном и межрегиональном рынках труда и для занятости в сфере предпринимательства;

- возрастающие масштабы платности за образование, дисбаланс спроса и предложения, несоответствие уровня квалификации требованиям работодателей.

В целях повышения востребованности молодых специалистов предпринимаются следующие меры:

- формируются новые факультеты и специальности, востребованные в регионе;

- расширяется спектр специальностей на прежних факультетах; создается и развивается сеть своих филиалов;

- ведется подготовка местных кадров и кадров регионального распределения; проводятся ежегодные ярмарки выпускаемых специалистов для потребителей и работодателей;

- поддерживается постоянная связь и развивается сотрудничество со всеми вузами.

Среди перечисленных мер хотелось бы сделать акцент на активно осуществляемом предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации различным категориям населения, где по итогам 2012 г в Саратовской области молодежь составила 17 876 человек (42,0%), в том числе подростки - 7693 человека (18,1%)4

Данная мера реализуется в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, долгосрочной областной целевой программой «Содействие занятости населения Саратовской области» на 2012-2014 гг., утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 декабря 2011 г. № 788-П, а также в соответствии с административными процедурами, установленными Административным регламентом по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ 1 ноября 2007 г. № 6805.

При организации профориентационной работы центры занятости населения взаимодействовали с разными заинтересованными

структурами: органами исполнительной власти, образования, социальной защиты, военкоматами, Региональным центром комплексного социального обслуживания детей и молодежи «Молодежь Плюс», центром «Семья», центрами социального обслуживания населения, учреждениями исполнения наказаний, работодателями, учебными заведениями и др.

В рамках реализации мероприятий по содействию занятости населения Саратовской области работа по профессиональной ориентации безработных граждан осуществлялась по следующим направлениям:

- содействие трудоустройству безработных граждан (разработка индивидуального профессионального плана и способов его реализации);

- консультирование безработных граждан в первые 10 дней (период получения статуса безработного), через 3, 6 месяцев, в период нахождения их на учете в службе занятости более года;

- консультирование безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы, с целью содействия их трудоустройству;

- консультирование безработных граждан перед направлением и в процессе обучения в учебных заведения дополнительного образования;

- консультирование безработных граждан, планирующих заняться индивидуальной трудовой деятельностью;

- оказание профориентационных услуг учащимся образовательных учреждений, а также гражданам6.

Ежегодно в Саратовской области проводится областная межведомственная профориентацион-ная акция для учащейся молодежи «Фестиваль профессий», цель которой - оказание помощи выпускникам школ в профессиональном самоопределении. В 2012 г. в рамках Фестиваля центрами занятости населения было проведено 591 мероприятие, в которых приняли участие 26 345 человек, из них 1311 детей-сирот и детей, оставшихя без попечения родителей, 289 детей-инвалидов, 1225 «трудных» подростков7.

Эффективной мерой содействия занятости молодежи так же является организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В 2012 г. центрами занятости населения организовано 68 специализированных ярмарок для молодежи и выпускников учебных заведений, в которых приняли участие 5,6 тыс. молодых людей, и 45 ярмарок для подростков (2,6 тыс. чел.)8.

Таким образом, необходимо дальнейшее продуктивное движение в направлении реформирования образования, совершенствования механизмов профориентации, а также помощи в трудоустройстве как подросткового сегмента общества, так и выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Эффективность описанных методов определяется их комплексностью и взаимным дополнением9.

Социология

43

Примечания

1 См.: Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. М., 1996. Т. 2. С. 204.

2 См.: Социология : энциклопедия. М., 2003. С. 968.

3 См.: Толковый словарь русского языка. Т. 2. С. 204

4 См.: Аникин Л. С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации : Опыт социологического исследования. Саратов, 1997. С. 118.

удк 316.346.32-053.6(316.473)

эволюция социологической интерпретации счастья

н. В. Качур

Саратовский государственный университет E-mail: natalya.ka4ur@yandex.ru

5 См.: Федеральная служба государственной статистики по Саратовской области : [офиц. сайт]. URL : www.srtv. gks.ru (дата обращения: 05.08.2013).

6 См.: Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области : [офиц. сайт]. URL : www.mintrud. saratov.gov.ru (дата обращения: 03.08.2013).

7 См.: Федеральная служба государственной статистики по Саратовской : [офиц. сайт]. URL : www.srtv.gks.ru (дата обращения: 05.08.2013).

8 Там же.

в статье уточняется эволюция социальных представлений о счастье, проводится сравнительный анализ социологических, философских, этических, психологических, теоретико-методологических подходов к научной интерпретации счастья и предлагается социологическое определение счастья. Ключевые слова: счастье, социальные науки, социология эмоций, социологическая интерпретация счастья.

The Evolution of the sociological Interpretation of Happiness

N. V. Kachur

This article clarifies the evolution of social attitudes about happiness, comparative analysis of sociological, philosophical, ethical, psychological theoretical and methodological approaches to scientific interpretation of happiness and offers the sociological definition of happiness.

Key words: happiness, social science, sociology of emotions, sociological interpretation of happiness.

Счастье - это вопрос, издавна волнующий человечество начиная от древнегреческих философов. Однако только в 1973 г. впервые в предметном указателе основных справочных изданий появилась категория «счастье». Траектория развития психологических подходов к счастью сходна с траекторией развития философских воззрений на него1, в которых отмечается, что счастье ситуативно, переменчиво; границы его размыты2. «Это побудительный мотив действий всех людей, включая самоубийц», - заключает Б. Паскаль3.

Своим появлением слово «счастье» обязано хлебу. В древности по случаю рождения ребенка выпекали хлеб или каравай. Его делили на части для всех членов семьи и гостей. Новорожденному также выделяли его часть. С этого момента он жил с «частью» блага, то есть счастьем4. Другие исследователи выводят происхождение этого термина от слов «часть», «участь», «участник»,

«причастность», «причастие», «удача». «Удача» в русском языке имеет также несколько значений - это успех, желанный случай, неожиданно успешный исход дела, а также внезапное счастье, хотя ранним значением этого слова была покорность, уступчивость судьбе. То есть, слова «удача» и «счастье» с течением времени стали синонимами («удача привалила») и означают нахождение под покровительством неких высших сил. Приставка «с» в слове «счастье» означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, получается, что понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с некоей частью, со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании оно имеет также оттенок влияния счастливой судьбы и социальной сопричастности, интегрированности, солидарности со своими близкими. Но есть еще и третий вариант: счастье - благоденствие, благополучие, покой и довольство; жизнь без горя и забот5. Таким образом, социальные представления о счастье эволюционировали от знака судьбы в направлении индивидуализма, высокой степени удовлетворенности жизнью, ее благами. Однако противоречивое, личностное, подчас иррациональное восприятие счастья делало невозможным его научное рассмотрение с точки зрения социологии.

В социологической науке понятие «счастье» изначально проявилось в первых работах об эмоциях как научной категории, объясняющей социальные явления. Интерес к эмоциям возникал в основном в рамках субъективистской социологии конца XIX - начала XX в. Так, в работе Гюстава Лебона «Толпа» основной акцент делался на патологических проявлениях негативных эмоций, которые имели разрушительные последствия6. Счастливые люди не объединяются. При всей ограниченности этого подхода его заслугой яви-

© Качур Н. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.