Научная статья на тему 'Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия'

Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1351
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Болдырев Евгений Вячеславович, Гонтаренко Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия»

Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия

Болдырев Евгений Вячеславович - кандидат педагогических наук, начальник отдела Департамента молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва

Гонтаренко Надежда Николаевна - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Невозможно сегодня представить молодое поколение без интернета. Создавая свои сообщества в глобальной сети по интересам, полу, верованиям и не только, молодые люди реализуют как фундаментальную человеческую потребность в социализации, так и транслируют свои установки и ценности миру. В последнее десятилетие российский социум столкнулся с негативными процессами, проявляющимися в социальных сетях: пропаганда экстремистских идей, вербовка в террористические организации, призывы к антиправительственным митингам, неофашисткие сообщества и т. д. Государственные органы и различные некоммерческие организации ведут борьбу с проявлениями экстремизма в интернет-пространстве. Актуальность анализа основных проявлений экстремизма моло-

дого поколения в популярных социальных сетях обуславливает и тот факт, что, изучая и осознавая правила и законы «виртуального» мира современного молодого человека, общество будет готово принять и ус-

транить вызовы и угрозы для будущих поколений.

Молодежь выступает как социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, имеющая особые социальные роли и статусы в обществе. Главным фактором дифференциации этой группы населения от других слоев, принято считать возрастной ценз, который различен для каждой страны: как правило, низшая возрастная граница молодежи — 1215 лет, средняя — 16-24, высшая — 25-36 лет. В нормативных правовых документах Российской Федерации под молодежью понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет [1, с. 2]. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2019 году в России проживали 24,3 млн молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет — это 16,5 % от общего числа населения страны [2, с. 75].

Ценностные ориентиры молодого поколения являются ядром формирования общественного сознания и характеризуются динамичностью сформированных представлений и образов, оригинальностью или экстремальностью поведения молодых людей [3, с. 72]. Именно эти наиболее значимые характеристики молодежи формируют ее склонность к экспериментам и креативности, транслируемых посредством сообществ в социальных медиа и вызывающих сильное

порицание и отчуждение старшего поколения [4, с. 197].

В настоящее время, согласно данным социологических исследований [5, 6, 7], популярные социальные сети (Facebook, Twitter, «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и др.) и мессенджеры (WhatsApp, Telegram и др.) являются как мощнейшим интегративным ядром для молодого поколения, так и крупнейшими площадками в мире по распространению экстремизма.

Социальную сеть в качестве интернет-ресурса можно охарактеризовать как интерактивный многопользовательский веб-сайт, который обладает рядом следующих обязательных качеств:

- по большей части содержание социальной сети создается непосредственно пользователями сайта;

- социальные медиа представляют собой автоматизированную среду, в которой одни пользователи создают связи с другими (установление дружеских связей) или между группами людей, связанными каким-либо признаком либо схожими интересами;

- у пользователей имеется возможность получения информации об объектах, существующих в данной среде, социальных связях между ними;

- пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами [8, с. 652].

Выбор социальной сети во многом зависит от возраста. По данным исследования ВЦИОМ [5], «ВКонтакте» и Instagram можно отнести к сообществам с перевесом молодежи до 18 лет.

По данным совместного исследования Google и Ipsos [9], пользователи от 13 до 24 лет — первое цифровое поколение, чье взросление происходит неразрывно от технологий, они проводят в сети значительно больше времени, чем пользователи 25-34 лет. В частности, в

социальных сетях, за просмотром видео и онлайн-играми (см. рис 1).

Молодые пользователи всегда на связи. Основным каналом коммуникации для них являются социальные сети, среди которых самые популярные — «ВКонтакте» и УоиТиЬе. 27 % россиян 13-24 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут.

Интересно, что пользователи от 18 до 24 лет в среднем

Интересы в Интернете

Молодежь а возрасте от 13 до 24 лет проводи > а Интернете значительно больше времени, чем люди старшего возраста (в особенности на сайтах социальных сетей)

Сайты и приложения социальных сетей

Видео в Интернете

Фильмы и телешоу в Интернеге

Игры и оилаин-игры

Короткие видеоклипы в Интернете

Телевидение

Книги и журналы

thinkwithgoogte.ru

Рис. 1. Возрастное ранжирование интересов молодежи в сети Интернет, % [9]

40 0Б30Р.НЦПТИ

Выпуск № 2 (21) 2020

Активность в социальных сетях

Наиболее частые действии - публикация фотографий [А комментарии и лайки к статусам и сообщениям

Ы а,.

59 54

58

"40

Э?

39

32

17

23

I«1

Ксмимг'ш тцрии или ГМЙНИ мД (ЮОЙЩИМОМ им» статутом другп

Зоцту^кнУ ЛУЙЛИКЛЦР.» фп 1Г-Г рофМЙ

ПуЛптсщкн

ССЫЛОК ми МЩЖ1

115

Зцгру:|кд/ ПувЛИнйцИМ ПМДЕЧ^

17

16

14

Кдыни.'я I арии и/1 и ЛиЙКМ ПОД гаУшпмияыи эишмн'жтпстей

Печено* О МН-КЧНИЯ

Пйдписнл ни К1М1НЛЫ бДОЦДОО

Сепос! №ййц(31«Й 01

брендоп

113-17 16-21

22-24 25-29 30-35

13 19

111 Н

8 9

I I

Ситосг сообщений

«ЛШЖЖТКЙ

ими лидеров

1^1)4'"''(ИММОП | мммннн

nkw tthgoogie.ru

Рис. 2. Ранжирование по возрасту активности молодежи в социальных сетях, % [9]

проводят в социальных сетях больше времени, но именно подростки (69 %) чувствуют необходимость немедленно реагировать на все обновления и новые сообщения. Им важно не упустить момент и находиться в постоянном социальном взаимодействии. А для выражения чувств и эмоций 61 % из них используют особый язык — стике-ры, видео, гифки и эмодзи.

В целом молодое поколение не ограничивается проверкой обновлений ленты, а активно участвует во всем происходящем. К примеру, подростки активнее других лайкают и комментируют посты своих

друзей, размещают собственные видео, а также комментируют публикации лидеров мнений и блогеров (см. рис. 2).

Еще одна важная характеристика пользователей от 12 лет и до 34: они визуалы. Он-лайн-видео становятся для них главным источником не только развлечений, но и быстрых ответов на вопросы. Так, четверть пользователей в возрасте от 13 до 24 лет используют УоиТиЬе для поиска релевантных ответов, которые возникают в различных ситуациях. Вначале подростки отдают предпочтение развлекательному контенту, но по мере взрос-

ления пользователи начинают больше смотреть практические видео, например, посвященные получению новых навыков или обзору товаров и брендов (см. рис. 3).

Социальные медиа активно используются как платформа для размещения экстремистских материалов, воздействующих на сознание граждан и в первую очередь молодежи. Так, члены экстремистских движений и групп активно пользуются возможностью распространять свою идеологию и убеждения с помощью интернет-ресурсов, численность аудитории которых может коле-

баться от нескольких десятков до сотен тысяч человек. Такие способы воздействия на молодежное сознание сравнимы с потенциалом традиционных СМИ, только не контролируемых государством и обществом. Под видом обмена мнениями в интернете экстремисты могут вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих», используя в своих целях несформировав-шееся сознание молодого поколения. В России проблема распространения экстремизма посредством сети Интернет рассматривается как проблема

Какие видео в И нтернете смотрят чаще?

Респонденты в возрасте от 18 лет до 21 года демонстрируют большое разнообразие интересов. Они значительно чаще смотрят видео с рецептами, обзорами и упражнениями, чем более молодая группа

Смешные короткие видео 80 68 72 70 73

Обучающие видео 48 52 53 58 55

Обзоры товаров и брендов а 31 40 33 37 33

Упражнения щ 20 29 34 29 27

Еда и рецепты У 17 29 33 32 25

13-17 18-21 22-24 25-29 30-34

thinkwithgoogle.ru

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Какие видео в Интернете смотрите чаще?», % [9]

общегосударственного значения и угроза национальной безопасности.

Интернет-пространство способствует конспирации, что играет на руку молодежному экстремизму и дает большую свободу для маневров. Интег-рировавшись в пространство виртуальной реальности, экстремисты в значительной мере смогли обезопасить себя от социальных санкций, существующих в реальности. Возможность совершения ки-берпреступлений, высокий потенциал сокрытия истинного лица преступников в глобальной сети, несовершенство законодательства, отсутствие взаимопонимания между Россией и зарубежными странами в данном вопросе (прежде всего Великобританией и США) существенно облегчило экстремистам осуществление их деятельности.

В ходе различных исследований и анализа групп и пабли-ков социальной сети «ВКонтак-те» до ужесточения наказания за экстремистские действия и принятия «пакета Яровой» было установлено, что 30 % контента социальной сети имело признаки политического экстремизма; 65 % — этнопо-литического и 5 % — признаки религиозно-политического экстремизма [10].

Так, с 2014 года список запрещенных групп в социальной сети «ВКонтакте», содержащих призывы к массовым беспорядкам, к осуществле-

нию экстремистской деятельности, организации незаконных военных формирований, вербовке военных наёмников, основной охват аудитории которых был представлен молодыми людьми в возрасте от 12 лет, пополнили такие сообщества, как: «Misanthropic Division RUS» (пропаганда крайней формы ненависти к человеку и системе человеческих ценностей, популяризация убийства как проявления мизантропии), «Телеканал ДЖИХАД» (организация экстремистского сообщества, пропаганда воинствующего ислама, религиозной нетерпимости), «^АНТИКАЦАШВСЬКИЙ РУХ УКРА1НИ¥» (унижение человеческого достоинства по национальному, социальному, религиозному признакам, призыв к свержению конституционного строя, захвату государства), «Нацюналют» (пропаганда шовинизма, ксенофобии, унижение человеческого достоинства по национальному признаку), «Нацюнальна Гвар-дiя» (координация действий вооружённых формирований, вербовка военных наёмников, организация финансирования военных формирований), «Time for Terror» (организация террористической деятельности, методическое сопровождение организации террористических актов), «CNn» (организация экстремистского сообщества) и множество других [11].

По данным «Центра мониторинга молодёжной среды»

[12] в социальной сети «ВКон-такте» ежедневно регистрируется около 5 интернет-формирований, пропагандирующих деструктивную идеологию — это молодежные сообщества и «группы смерти», воспевающие культ самоубийства (аналоги и копии сообществ «Синий кит», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Я в игре», f57, f58, «Рина», «Няпока», «50 дней до моего...» и другие); более 100 групп, пос-вящённых скулшутингу1 (расстрел в Керчи 2018 года, подготовка несовершеннолетними жителями Керчи теракта в феврале 2020 года); также популярны сообщества, осуществляющие травлю, так называемый кибербуллинг; группы опасного досуга, такие как «Беги или умри», «Заброшенки», «Заце-перы», «Анорексичные» и многие другие. И таких сообществ только в социальной сети «ВКонтакте» более 2,5 тысяч, в них состоят почти 35 млн активных пользователей.

С начала 2017 года по обвинению в пропаганде терроризма и экстремизма в Twitter было приостановлено почти 300 тыс. аккаунтов. Всего с августа 2015 года компания заблокировала 935,9 тыс. страниц [13].

Мессенджер Telegram с 2016 года блокируют каналы, в которых «ведётся пропаганда терроризма», а также «распространяются инструкции по изготовлению взрывчатых ве-

1 School shooting — это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

ществ и пособия по ведению диверсионной работы» [14].

В настоящее время среди приоритетных задач в рамках противодействия экстремизму выделяют информационно-психологическое противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде. На территории Российской Федерации созданы центры противодействия экстремизму и терроризму в интернете и центры мониторинга, такие как Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды [15], Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) [16] и многие другие, активно сотрудничающие с Роскомнадзо-ром, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, силовыми ведомствами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды выявляет информацию, касающуюся детского суицида, кибербуллинга, распространения криминальной субкультуры и других деструктивных тенденций в молодёжной среде.

Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) осуществляет активное противодействие распространению

идеологии терроризма и экстремизма, совершенствование работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий в сети Интернет, привлечению молодежи и студентов к разработке теоретических и методологических основ противодействия идеологии терроризма. При поддержке НЦПТИ создано уникальное общественное движение по работе с молодежью — проект «Интернет без угроз» [17], направленный на развитие гражданского самосознания пользователей сети Интернет, на распространение полезного контента и помощи правоохранительным органам в вопросах, связанных с поиском противоправного контента (см. рис. 4).

Молодое поколение тоже не остается в стороне: обучается

и объединяется в сообщества, чтобы блокировать противоправную информацию в социальных сетях [18].

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что современная молодежь формирует свои установки и ценности посредством общения и получения информации в социальных сетях. Понимая это, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на сознание молодых граждан, используя социальные сети и возможности информационной коммуникации в мессенджерах, что подтверждается статистическими данными и анализом материалов средств массовой информации. Социальные медиа позволяют размещать материалы разного жанра, а также быстро их распространять мето-

О НАС НАШИ ПРОЕКТЫ НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ ГАЛЕРЕЯ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ

СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ

Региональное общественное движение

Рис. 4. Проект «Интернет без угроз» [17]

дом снежного кома или же цепной реакции, через репост, что обеспечивает охват относительно большой аудитории за очень короткое время.

В рамках мер противодействия экстремизму в социальных сетях и мессенджерах государственными органами и некоммерческими организациями (НЦПТИ, Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды и другими) осуществляется большая работа по различным направлениям: разработка и совершенствование законодательной базы, направленной против использования интернета в экстремистских и террористических целях; информационное противодействие молодежному экстремизму посредством интернет-мониторинга (региональный проект «Интернет без угроз»), позволяющего в режиме реального времени осуществлять компьютерный контент-анализ, лингвистический анализ текстовых потоков, содержащих различные материалы экстремистского характера.

Литература и ссылки:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный документ]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 25.04.2020).

2. Россия в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2019. 549 с. [Электронный документ]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/

doc_2019/rusfig/rus19.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

3. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социология молодежи. Учебное пособие. М.: МИИТ, 2009. С. 71-74.

4. Гонтаренко Н. Н. Ценностные ориентации молодежи Юга России как социальный ресурс преодоления инерционности // Актуальные вопросы экономики и социологии: сборник статей по материалам XV Осенней конференции молодых ученых в новосибирском Академгородке. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2019. С. 196-201.

5. ВЦИОМ: Социальные сети: кто туда ходит и зачем? [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=1457 (дата обращения: 25.04.2020).

6. Пользователи соцсетей в России: статистика и портреты аудитории. [Электронный ресурс]. URL: https://rusability.ru/internet-marketing/polzovateli-sotssetej-v-rossii-statistika-i-portrety-auditorii/ (дата обращения: 25.04.2020).

7. Тренды русскоязычных соцсетей - 2019. Исследование. [Электронный ресурс]. URL: https://rusability.ru/news/trendy-russkoyazychnyh-sotssetej-2019-issledovanie/ (дата обращения: 25.04.2020).

8. Воронкин А.С. Социальные сети: Эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1 (17). С. 650-676.

9. Молодёжь Рунета: активность, соцсети, отношение к брендам. Исследование. [Электронный ресурс]. URL: https://rusability.ru/ news/molodyozh-runeta-aktivnost-sotsseti-otnoshenie-k-brendam-issledovanie/ (дата обращения: 25.04.2020).

10. Экстремизм в современном интернет-пространстве. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok. ru/ekstremizm-v-sovremennom-

internet-prostranstve-3345747.html (дата обращения: 25.04.2020).

11. Перечень выявленных экстремистских групп. [Электронный документ]. URL: http://lawinrussia. ru/content/perechen-vyyavlennyh-ekstremistskih-grupp (дата обращения: 25.04.2020).

12. Газета.Ru: «Угроза очень серьёзная». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/ tech/2019/02/15_a_12185557. shtml (дата обращения: 25.04.2020).

13. Twitter блокирует аккаун-ты за экстремизм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rotfront. su/twitter/ (дата обращения: 25.04.2020).

14. Запретить распространение экстремистской информации в Telegram. [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village. ru/village/city/situation/232679-telegram (дата обращения: 25.04.2020).

15. Официальный сайт «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды». [Электронный ресурс]. URL: http://www.cism-ms.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).

16. Официальный сайт «Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦП-ТИ). [Электронный ресурс]. URL: https://ncpti.su/ (дата обращения: 25.04.2020).

17. Проект «Интернет без угроз». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90aeeabmbb9bbqrgtet.xn--

h1ajgms.xn--p1ai/#rec115307231 (дата обращения: 25.04.2020).

18. Ростовская молодежь объединилась в сообщества для бана экстремизма. [Электронный ресурс]. URL: https://rostovgazeta. ru/news/incident/24-11-2019/ rostovskaya-molodezh-ob-edinilas-v-soobschestva-dlya-bana-ekstremizma (дата обращения: 25.04.2020).

19. Аналитический обзор: «Каждому возрасту — свои сети». [Электронный ресурс]. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=116691 (дата обращения: 25.04.2020).

20. Поиск Топ-групп ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https:// vktoppost.ru/ (дата обращения: 25.04.2020).

21. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenew s/5e4bbe009a7947a300e4f7bc (дата обращения: 25.04.2020).

22. Соцсети в России — 2019. [Электронный документ]. URL: http://files.runet-id.com/2018/rif/ presentations/18apr.rif18-zal-4.15-30--boyarskiy.pdf (дата обращения: 25.04.2020).

23. Страны-лидеры по количеству пользователей «Instagram» на январь 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/ statistics/578364/countries-with-most-instagram-users/ (дата обращения: 25.04.2020).

24. ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ obschestvo/ 4218138 (дата обращения: 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.