Научная статья на тему 'Молодежные организации: типология и проблематика научных исследований'

Молодежные организации: типология и проблематика научных исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
121
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / YOUTH ORGANIZATIONS / ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH ISSUES / КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / CLASSIFICATION OF YOUTH ASSOCIATIONS / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федотова Ольга Дмитриевна, Чуев Дмитрий Владимирович

В статье характеризуются подходы к трактовке термина «молодежь», определяются возрастные границы представителей социальных групп, которые отнесены к различным категориям молодежи. Устанавливаются особенности современных молодежных объединений, которые классифицируются по критериям подконтрольности государству и неформальности объединений по интересам. Авторы на основе контент-анализа делают вывод о том, что число диссертационных исследований по педагогическим аспектам работы с молодежью не отражает современные потребности в воспитании подрастающего поколения. Молодежные организации являются постоянно действующим и недостаточно используемым ресурсом формирования гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth organizations: typology and research issues

The article is devoted to the interpretation of the term "youth". The authors define age limits of representatives of social groups, which are assigned to various categories of young people. Features of modern youth associations are characterized by their belonging to groups distinguished by the criteria of state-controlled and informal associations. The authors, based on content analysis, concluded that the number of dissertation research on the pedagogical aspects of youth work does not reflect the current needs in the education of the younger generation. Youth organizations are permanent and underused resource for the formation of civil society.

Текст научной работы на тему «Молодежные организации: типология и проблематика научных исследований»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 374.32

Федотова Ольга Дмитриевна

ФГ АОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Зав. кафедрой психологии и педагогики высшего образования

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: fod1953@yandex.ru

Чуев Дмитрий Владимирович

ФГ АОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Магистрант E-mail: chuev.1990@inbox.ru

Молодежные организации: типология и проблематика

научных исследований

Аннотация. В статье характеризуются подходы к трактовке термина «молодежь», определяются возрастные границы представителей социальных групп, которые отнесены к различным категориям молодежи. Устанавливаются особенности современных молодежных объединений, которые классифицируются по критериям подконтрольности государству и неформальности объединений по интересам. Авторы на основе контент-анализа делают вывод о том, что число диссертационных исследований по педагогическим аспектам работы с молодежью не отражает современные потребности в воспитании подрастающего поколения. Молодежные организации являются постоянно действующим и недостаточно используемым ресурсом формирования гражданского общества.

Ключевые слова: молодежь; молодежные организации; диссертационные

исследования; классификация молодежных объединений; молодежная политика.

1

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия вхождения в систему международных связей в сфере экономики, образования, культуры, науки [1]. Взят курс на развитие государственно-общественного партнерства в целях совершенствования системы образования и организации превентивных мер, направленных против молодежного радикализма с учетом мирового опыта [2, 3, 4, 5]. В полной мере происходит возвращение к патриотическому тезису К.Д. Ушинского о том, что «народное образование делается народом». Создаются общественные организации и проводятся общественные форумы, которые ставят своей целью разработку предложений по совершенствованию системы образования, приведения ее в соответствие с требованиями современного рынка труда и развитию просвещения. В их числе организация «Радетели просвещения», общественно-педагогический форум «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени», которые проводятся ежегодно фондом «Центр Национальной Славы». В рамках форума открыто обсуждаются наболевшие вопросы и вырабатываются рекомендации и обращения к органам законодательной и исполнительной власти. Молодежные дискуссии играют значительную роль, поскольку помогают участникам форума сформулировать те предложения по реформированию системы профессиональной подготовки, которые важны для самой молодежи. В частности, были внесены предложения по включению в состав рабочих групп, обсуждающих вопросы профессиональной подготовки и трудоустройства, представителей молодежи.

Молодежь составляет важнейший социальный и электоральный ресурс современного общества. В настоящее время нет единства мнений о том, какие социальные когорты следует причислять к молодежи. Разброс мнений достаточно широк, однако большинство исследователей сходится на том, что молодежью следует считать население от 13 до 35 лет. Это противоречит положениям пункту 1 Статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"». В законе установлено, что «государственная поддержка в соответствии с настоящим Федеральным законом может оказываться зарегистрированным в установленном законом порядке: общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов; общероссийским, международным детским объединениям граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для осуществления совместной деятельности» 1.

В соответствии с критериями ООН к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 25 лет. Это составляет примерно 18% всего населения мира. Однако точного определения того, кого относить и кого считать молодежью, до сих пор нет, что порождает определенные трудности и дополнительный интерес при изучении проблематики молодежи и молодежной сферы2.

В работе А.В. Соколова [6] отмечается, что молодежь - «это не только социальновозрастная группа населения в возрасте 14-30 или 15-25 лет (в разных странах возрастные рамки различаются), но и объект национально-государственных интересов, один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулировать развитие инноваций, воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы» [6, с. 84]. В то же время в документах Министерства образования и науки Российской Федерации широко используется термин «молодой ученый», то есть ученый, возраст которого не превышает 35 лет. Таким

1 Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»

2 Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (1965) // http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/youth peace ideals.shtml

2

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

образом, существует определенное рассогласование в понимании возрастного периода, который может быть отнесен к понятию «молодежь».

В настоящее время молодежные организации развиваются в русле четырех форм:

а) подконтрольные государству молодежные объединения и молодежные парламенты;

б) политизированные «пропартийные» объединения, инструментальный ресурс партий;

в) неформальные объединения по интересам, которые многие исследователи называют «суррогатами гражданского общества»;

г) фактически антигражданские структуры - националистические и

криминализированные объединения.

Проблема вовлечения молодых людей в объединения различного типа, формирования их мировоззренческих установок, воспитания и образования молодежи является важной темой научных исследований. В настоящее время проблемы молодежи, молодежного движения, молодежных объединений анализируются в рамках исторических, политических, социологических наук. Однако тема профилактики, воспитательной работы, формирования гражданской позиции молодежи относится к сфере педагогических исследований. Поэтому важно установить, какие педагогические проблемы молодежи были исследованы на диссертационном уровне, какие темы разработаны более досконально. Для ответа на эти вопросы проведем контент-аналитическое исследование диссертационных работ, внесенных в каталог Российской государственной библиотеки.

Цель контент-аналитического исследования - определение уровня разработанности педагогической проблематики в отечественных диссертационных исследованиях кандидатского и докторского уровня.

Методика контент-аналитического исследования. Контент-анализ является наукометрической исследовательской методикой, построенной на вычислении частотности представленности определенного признака в целостном эмпирическом массиве. Для поведения контент-анализа мы руководствовались подходами и требованиями к его организации, определенными в работах по методологии эмпирических исследований [7, 8].

Эмпирическим источником является раздел «Авторефераты диссертаций» электронного каталога Российской государственной библиотеки [http://www.rsl.ru/ru/s97/s339]. Единицей первичного отбора является понятие «молодежь», которое введено в поисковую систему каталога. Категорией контент-анализа является понятие «педагогическая наука». Категорией (единицей) счета является автореферат диссертации, представленный в каталоге и маркированный как исследование, выполненное по педагогическим наукам.

Результаты подсчета занесены в кодировочную таблицу EXEL, на основании которой построена гистограмма. Результаты контент-аналитического исследования отражают Рисунки 1 и 2.

3

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Рис. 1. Соотношение общего количества диссертационных исследований по проблемам молодежи и диссертаций по педагогическим наукам

Результаты показали, что в целом по поисковому признаку «молодежь» в электронном ресурсе представлены 399 работ. По педагогической проблематике выполнено 11 диссертаций, что составляет 3% от общего числа диссертаций.

Рассмотрим распределение педагогических диссертаций по проблемам молодежи годам их представления к защите, что зафиксировано в электронном ресурсе Российской государственной библиотеки.

0 1 2 3 4 5

Рис. 2. Степень разработанности педагогической тематики в российских диссертационных исследованиях по критерию «год защиты» [Источник: http://www.rsl.ru/l

Первые работы по проблемам воспитания и образования молодежи зарегистрированы в электронном источнике в 2004 году. В этом году выполнено самое большое число диссертационных исследований. В 2008 году не было представлено ни одной работы. Это же положение сохраняется и в настоящее время, что свидетельствует о потере интереса исследователей к данному виду педагогической проблематики. В то же время проблемы воспитания молодежи не только не потеряли своей актуальности, но стали все более востребованными в связи с изменением социокультурной ситуации в стране и в мире.

Таким образом, принципиальное значение в современных условиях приобретает развитие молодежного движения по пути формирования молодежного объединения, охватывающего в перспективе разные молодежные организации и направляющего их

4

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

деятельность в русло гражданского общества. В настоящее время усилились отличия молодежи и по другим признакам - по критерию «центр - периферия», «религиозность», «город -деревня», «бедность - богатство» и др. Для обозначения определенных групп молодежи используется понятие «поколенческая когорта». Оно фиксирует группу людей, проходящих общий социально-исторический путь, который характеризуется особыми, не повторяющимися более событиями общественной значимости. В этой связи возникло большое количество молодежно-поколенческих терминов: «потерянное поколение» (послевоенное поколение), «поколение Х» (непонятное поколение), «беби-буммеры» (дети, родившиеся в 50-е годы ХХ века), «поколение пепси» (поклонники энергетических напитков) и др. В России известны такие понятия, как «сталинисты», «оранжевые демократы», «красно-коричневые», «люберецкие», «панки», «скинхеды», «лимоновцы», «фанаты» и др. В последнее время молодежь активно включается в сетевые интернет-сообщества, в рамках которых она не чувствует жесткой статусной дискриминации.

Главная цель прогрессивных молодежных организаций, действующих в русле требований и рекомендаций гражданского общества, заключается в активизации социального развития молодежи - повышении социальной субъектности молодежи, предотвращении тенденций ее социального отчуждения, и маргинализации, активизации социального участия на основе самоопределения и укрепления гражданской идентичности. В условиях противоречивой социальной действительности молодежные организации могут стать важным фактором стабилизации положения молодежи, социального развития различных категорий молодежи. Несмотря на некоторую неопределенность, характерную для формирующегося гражданского общества в России, происходит взаимное влияние гражданского общества и молодежных организаций, хотя между ними еще сохраняется определенная дистанция. Молодежные организации являются постоянно действующим и постоянно «неразвитым» ресурсом формирования гражданского общества, и в силу своей специфики могут быть только ведомым его субъектом.

5

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова О.Д., Окунева И.А. Российской образование в системе трансграничных связей. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 15 - 20.

2. Федотова О.Д. Психолого-педагогическая превенция терроризма в европейских странах: у истоков проблемы // Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П., Пивненко П.П., Бутенко В.С., Дядиченко Е.А., Биржева Б.М., Николаева Е.А., Черных О.В. Психолого-педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике европейских стран. Под редакцией О.Д. Федотовой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 4-8.

3. Федотова О.Д. Психолого-педагогические превентивные технологии согласия в социально-культурном пространстве европейских стран // Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П., Пивненко П.П., Бутенко В.С., Дядиченко Е.А., Биржева Б.М., Николаева Е.А., Черных О.В. Психолого-педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике европейских стран. Под редакцией О.Д. Федотовой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 55-77.

4. Федотова О.Д., Пивненко П.П. Психолого-педагогические превентивные технологии в деятельности европейских культурно-просветительских организаций // Федотова О.Д., Сафонцев С.А., Чигишева О.П., Пивненко П.П., Бутенко В.С., Дядиченко Е.А., Биржева Б.М., Николаева Е.А., Черных О.В. Психолого-педагогические превентивные технологии противодействия экстремизму в социокультурной практике европейских стран. Под редакцией

О.Д. Федотовой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 78-106.

5. Поленова А.Ю., Федотова О.Д. Письменный дискурс как педагогическое средство формирования социокультурной компетентности учащейся молодежи. М-во образования и науки Российской Федерации, Южный федеральный ун-т, Научно-образовательный центр "Обучение в течение всей жизни". Москва, 2009.

6 Соколов А.В. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития. // Вестник международных организаций, 2009. № 1 (23), с. 84-99.

7. Федотова О.Д., Катичева М.Г. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. С. 19 - 29.

8. Федотова О.Д., Латун В.В. Образование в Китае: психолого-педагогическая проблематика диссертационных исследований. // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 204.

6

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

Olga Fedotova

Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-mail: fod1953@yandex.ru

Dmitry Chuev

Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-mail: chuev.1990@inbox.ru

Youth organizations: typology and research issues

Abstract. The article is devoted to the interpretation of the term "youth". The authors define age limits of representatives of social groups, which are assigned to various categories of young people. Features of modern youth associations are characterized by their belonging to groups distinguished by the criteria of state-controlled and informal associations. The authors, based on content analysis, concluded that the number of dissertation research on the pedagogical aspects of youth work does not reflect the current needs in the education of the younger generation. Youth organizations are permanent and underused resource for the formation of civil society.

Keywords: young people; youth organizations; research issues; classification of youth associations; youth policy.

7

05KRNDMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Fedotova O.D., Okuneva I.A. Rossiyskoy obrazovanie v sisteme transgranichnykh svyazey. // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 9. S. 15 - 20.

2. Fedotova O.D. Psikhologo-pedagogicheskaya preventsiya terrorizma v evropeyskikh stranakh: u istokov problemy // Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P., Pivnenko P.P., Butenko V.S., Dyadichenko E.A., Birzheva B.M., Nikolaeva E.A., Chernykh O.V. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike evropeyskikh stran. Pod redaktsiey O.D. Fedotovoy. Rostov-na-Donu, 2013. S. 4-8.

3. Fedotova O.D. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii soglasiya v sotsial'no-kul'turnom prostranstve evropeyskikh stran // Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P., Pivnenko P.P., Butenko V.S., Dyadichenko E.A., Birzheva B.M., Nikolaeva E.A., Chernykh O.V. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike evropeyskikh stran. Pod redaktsiey O.D. Fedotovoy. Rostov-na-Donu, 2013. S. 55-77.

4. Fedotova O.D., Pivnenko P.P. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii v deyatel'nosti evropeyskikh kul'turno-prosvetitel'skikh organizatsiy // Fedotova O.D., Safontsev S.A., Chigisheva O.P., Pivnenko P.P., Butenko V.S., Dyadichenko E.A., Birzheva B.M., Nikolaeva E.A., Chernykh O.V. Psikhologo-pedagogicheskie preventivnye tekhnologii protivodeystviya ekstremizmu v sotsiokul'turnoy praktike evropeyskikh stran. Pod redaktsiey O.D. Fedotovoy. Rostov-na-Donu, 2013. S. 78-106.

5. Polenova A.Yu., Fedotova O.D. Pis'mennyy diskurs kak pedagogicheskoe sredstvo formirovaniya sotsiokul'turnoy kompetentnosti uchashcheysya molodezhi. M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Yuzhnyy federal'nyy un-t, Nauchno-obrazovatel'nyy tsentr "Obuchenie v techenie vsey zhizni". Moskva, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Sokolov A.V. Sovremennye instituty molodezhnoy politiki v Evrope: istoriya stanovleniya i razvitiya. // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy, 2009. № 1 (23), s. 84-99.

7. Fedotova O.D., Katicheva M.G. Kontent kak metodologicheskiy indikator reformy obrazovaniya // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. S. 19 - 29.

8. Fedotova O.D., Latun V.V. Obrazovanie v Kitae: psikhologo-pedagogicheskaya problematika dissertatsionnykh issledovaniy. // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). S. 204.

8

05KRNDMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.