Научная статья на тему 'Виды дидактических иллюстраций в руководстве «Scouting for boys» Р. Баден-Пауэлла'

Виды дидактических иллюстраций в руководстве «Scouting for boys» Р. Баден-Пауэлла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / DIDACTIC ILLUSTRATION / УЧЕБНАЯ КНИГА / EDUCATIONAL BOOK / ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА / SCREEN CULTURE / ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ РИСУНКОВ / TYPES OF TEACHING DRAWING / ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАЗНОСТИ / ELEMENTS OF ARTISTIC IMAGERY / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ / SECURITY OF LIFE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / ВСЕМИРНОЕ ДВИЖЕНИЕ СКАУТОВ / WORLD SCOUT MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пивненко Сергей Николаевич

Статья посвящена истории появления дидактических иллюстраций в учебных книгах. Актуальность темы определяется тенденцией к развитию экранной культуры и активного использования визуального ряда в современном образовательном процессе. Показано, что ведущие идеи скаутинга как новой педагогической практики были отражены в дидактических иллюстрациях различного типа. Выделены виды дидактических рисунков. Установлено сходство и различия дидактических иллюстраций, представленных в «Scouting for boys» и учебной книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». В статье дана характеристика элементов художественной образности, использованных в дидактических рисунках по теме «безопасность жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пивненко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of didactic illustrations in R. Baden-Powell’s textbook «Scouting for boys»

The article is devoted to the history of didactic illustrations in text books. Relevance of the issue is determined by the trend to the development of screen culture and the active use of visualizations means in modern educational process. It is shown that the main ideas of Scouting as a new pedagogical practice were reflected in the didactic illustrations of various types. Different types of didactic illustrations were identified. It was found the similarities and differences of didactic illustrations presented in «Scouting for boys» and educational book YA Comenius «Orbis Sensualium Pictus». In the article were given characteristics of the elements of artistic imagery in the didactic illustrations on the topic "safety of life".

Текст научной работы на тему «Виды дидактических иллюстраций в руководстве «Scouting for boys» Р. Баден-Пауэлла»

Выпуск 3 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 37

Пивненко Сергей Николаевич

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Россия, Ростов-на-Дону Аспирант кафедры психологии и педагогики высшего образования

E-Mail: veritas11@mail.ru

Виды дидактических иллюстраций в руководстве «Scouting for boys» Р. Баден-Пауэлла

Аннотация. Статья посвящена истории появления дидактических иллюстраций в учебных книгах. Актуальность темы определяется тенденцией к развитию экранной культуры и активного использования визуального ряда в современном образовательном процессе. Показано, что ведущие идеи скаутинга как новой педагогической практики были отражены в дидактических иллюстрациях различного типа. Выделены виды дидактических рисунков. Установлено сходство и различия дидактических иллюстраций, представленных в «Scouting for boys» и учебной книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках». В статье дана характеристика элементов художественной образности, использованных в дидактических рисунках по теме «безопасность жизни».

Ключевые слова: дидактическая иллюстрация; учебная книга; экранная культура; виды дидактических рисунков; элементы художественной образности; визуализация; безопасность жизни; образование; педагогическая практика; всемирное движение скаутов.

1

12PMN314

Выпуск 3 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Отечественная система образования развивается в логике учета современных мировых тенденций, обобщая социокультурный и исторический опыт развития стран всего мира. Большой интерес исследователей вызывают различные механизмы и технологии, используемые для формирования личности человека в современных условиях и дающие положительный эффект [1, 2]. Актуальность приобретает проблема исследования явных и скрытых источников и факторов, позволяющих выявлять и развивать потенциал человека [3, 4]. Переход общества от книжной к экранной культуре, который получил название «иконический поворот» («iconic turn»), привлек внимание к проблеме эффективного использования потенциала вербальной и визуально представленной информации, содержащейся в дидактическом тексте [5].

Развитие представлений о роли наглядного образа в познании и расширение полиграфических возможностей книжных издательств определили тенденцию к широкому использованию дидактических иллюстраций в учебных пособиях, наставлениях и других типах учебных книг. Новые педагогические практики, появившиеся в начале века, потребовали актуализации иного комплекса дидактических средств, популяризирующих развивающиеся направления обучения и воспитания. К числу ярких новых направлений в сфере обучения и воспитания, оказавших существенное влияние на развитие представлений о роли дидактической иллюстрации, можно отнести теорию и практику скаутского движения. В пособиях, созданных для скаутов, содержатся многочисленные тематические дидактические рисунки с ситуативными пояснениями.

В начале ХХ века (1907) получило развитие скаутское движение, основатель которого Роберт Баден-Пауэлл создал серию дидактических пособий для «мальчиков-разведчиков» и их наставников. В 1908 году им была издана всемирно известная книга «Scouting for boys» [6], ставшая иллюстрированной настольной книгой для юношей и, как издание, посвященное безопасности и защите человека в опасных ситуациях, оказавшая большое влияние на педагогическую общественность. Иллюстрация, представленная на обложке первого издания пособия, красноречиво свидетельствует о том, что изначально автор разрабатывал теорию скаутизма как всемирного юношеского движения.

Мотив наднационального единения при признании культурологических и расовых различий отчетливо звучит как в текстах, поясняющих иллюстрации, так и в сюжете самих иллюстраций. Девиз, вынесенный на обложку первого издания, гласит: «Скауты всего мира -братья навеки!». Идея признания культурных отличий сочетается в концепции автора с утверждением о необходимости гражданской солидарности с населением своей собственной страны. Она воплощена в следующем высказывании Р. Баден-Пауэлла, обращенном к юным скаутам: «Каждый разведчик должен подготовить себя к тому, чтобы быть хорошим гражданином своей страны и мира. Для этого вы должны начать смотреть на всех мальчиков как на ваших друзей. Помните, будь то богатый или бедный, из города или из деревни, вы должны стоять плечом к плечу для процветания вашей страны. Если вы разделены между собой, то вы наносите вред вашей стране. Вы должны исключить ваши разногласия. Если вы презираете других мальчиков, потому что они принадлежат к бедным, то сами вы просто сноб. Если вы ненавидите других мальчиков, потому что они, оказывается, родились в семьях более богатых, чем ваши, то вы не умны. Каждый из нас вместе с другими должен сделать то место в мире, где мы находимся, лучше» [6]. Признавая существенные различия между европейцами и аборигенами, Р. Баден-Пауэлл не исключает возможностей продуктивного взаимодействия с ними и оказания им своевременной гуманитарной помощи, являющейся знаком милосердия.

Образовательный идеал, к которому должен стремиться каждый скаут, это идеал европейского рыцарства, заложенный в культурном коде европейцев. На уровне визуального образа освоение ценностей рыцарского служения достигается введением в число символов

2

12PMN314

Выпуск 3 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

скаутского движения гербовой фигуры геральдической лилии (флёр-де-лис). Она укоренена в западноевропейской культуре как символ благородного геральдического языка. Согласно западноевропейской традиции, появление образа флёр-де-лис связано с символическим изображением духовной чистоты покровительницы христиан Девы Марии. В рамках скаутских ритуалов образ геральдической лилии воплощен в оригинальной комбинации пальцев правой руки, в которой мизинец и большой палец сомкнуты на ладони. Этот знак используется для приветствия. Он вызывает ассоциацию со смысловым контекстом благородной миссии скаутизма.

Христианские мотивы также воплощены в сюжете дидактической иллюстрации, на которой фигура Великомученика и покровителя рыцарства Святого Георгия Победоносца, убивающего змея, заменена образом скаута. О важности закрепления данной ассоциации, построенной по принципу подобия, свидетельствует тот факт, что она представлена на страницах издания дважды без каких-либо изменений. Кроме того, первозданный образ Святого Георгия изображен в качестве скульптуры на его гробнице в храме Святого Георгия (Church of Saint George) в Лоде. Данному изображению придан девиз «Следуй Святому Георгию». Кроме того, к числу символических знаков, объединяющих скаутов всего мира, относится ритуал рукопожатия левой рукой, что и символизирует идею движения «от сердца к сердцу».

Подчеркивая значимость материалов, содержащихся в данной книге, Р. Баден-Пауэлл писал о том, что каждый подросток и юноша должны иметь возможность в полной мере удовлетворять свои природные исследовательские инстинкты. Однако, по мнению Р. Баден-Пауэлла, природная любознательность всегда сопряжена с определенными рисками, которые можно научить предвидеть, избегать и/или минимизировать. По мнению Р. Баден-Пауэлла, инстинкт познания является тем природным фундаментом, на основе которого совершаются открытия и реоткрытия. Процесс обучения может носить целенаправленный игровой характер, оставаясь при этом лишенным явного дидактизма и излишней назидательности. «Колонисты, охотники и исследователи во всем мире все являются разведчиками. Они должны знать, как заботиться о себе» - утверждает Р. Баден-Пауэлл [6]. Этим определяется наличие большого числа дидактических иллюстраций, каждая из которых выполняет функцию инструкции и имеет демонстрационный характер, показывает соответствующие случаю образцы правильного или некорректного поведения.

Для определения особенностей дидактических иллюстраций, содержащихся в первом издании книги «Scouting for boys» проведем исследование комплекса иллюстраций, содержащихся в издании, ориентируясь на общие методологические требования к исследованию нестандартного эмпирического массива, предполагающие сочетание методов количественного (метод контент-анализа) и качественного анализа [7].

Цель исследования, на основе контент-анализа определить тематические распределения иллюстраций.

Категория контент-анализа - содержание изобразительной публикации, позволяющее за счет характерных деталей однозначно отнести ее к определенной тематике, т.е. содержание рисунке, обладающее достаточной распознавательной силой.

Единица счета - рисунок, содержащийся в издании. При этом за одну единицу счета будет приниматься рисунок, представленный в анализируемом издании как отдельный объект, т.е. независимо от того, сколько изображений предметов или надписей он содержит внутри иллюстрации. Квантификация дидактических иллюстраций проводится по символической представленности отдельных изображений, что позволяет отнести их к определенной тематической группе - например, изображение огня - к тематической группе «Костер»,

3

12PMN314

Выпуск 3 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

изображение следов животных и/или измерительных приборов - к тематической группе «Ориентировка» и т.д.

Использование критерия «вид дидактической иллюстрации» позволило получить следующее распределение (Рисунок).

Ботанические иллюстрации Картография

Символические изображения

Иллюстрации, содержащие текстовые обозначения

Иллюстрации без текста Всего

Рис. Полигон распределений дидактических иллюстраций по критерию «Вид дидактических иллюстраций»

Как следует из гистограммы, наибольшее количество дидактических иллюстраций (71, 5%) приходится на рисунки без текста. При этом все пояснения предшествуют или последуют иллюстрации, позволяя автору апеллировать к современной практике, поучительным примерам, историческим случаям, наставительным повествованиям этического характера.

Особый кластер составляют дидактические иллюстрации, содержащие текстовые пояснения. Они отличаются строгой утилитарной направленностью: надписи всегда

соответствуют рисунку, графическое изображение максимально реалистично, используется широкий арсенал типографских символов, диакритических и топонимических знаков. Эти дидактические иллюстрации не имеют оценочного и/или эмоционального дискурса, являются носителями рационального, дискурсивного подхода автора к способам передачи информации. Данные иллюстрации в полной мере отвечают требованиям принципа наглядности, сформулированного в XVII веке немецким педагогом Вольфгангом Ратке (Ратихием) «Сначала вещь - потом слово», который впоследствии был развит Я.А. Коменским в его работе «Мир чувственных вещей в картинках».

Вместе с тем необходимо отметить, что имеются моменты сходства и различий в подходе Я.А. Коменского и Р. Баден-Пауэлла к использованию дидактических иллюстраций. Сходство заключается:

1) в использовании четких черно-белых графических изображений, которые иллюстрируют самые различные, важные для освоения стороны действительности;

2) в размещении в пределах одной дидактической иллюстрации изображений многих объектов и предметов разного формата и целевого назначения.

Различия заключаются в характере использования элементов занимательности. Как отмечают О.Д Федотова и Н.А. Богданова, «иллюстрации, используемые Я.А. Коменским в его

4

12PMN314

Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

“энциклопедии видимого мира”, представляют различные грани этого мира. В дидактическом аппарате учебной книги, которая является средством развития познавательной активности ребенка, значительную роль играют структурные компоненты, позволяющие использовать элементы занимательности при реализации требований дидактического принципа наглядности» [8]. Это находит отражение во введении элементов дидактической игры в иллюстрации, сопровождающие, например, изучение букв латинского алфавита в соответствии со звукоподражательным принципом. Дидактические иллюстрации Я.А. Коменского, в отличие от дидактических рисунков Р. Баден-Пауэлла, не содержат никаких элементов юмора и иронии.

Анализ дидактических иллюстраций с определенной долей условности позволяет выделить несколько тематических линий - травматизм, являющийся следствием несоблюдения правил безопасности (падения, смерть вследствие взрыва газа и др.) и неприятности, связанные с незнанием правил поведения людей и животных. Экспрессия, динамизм изображений людей и животных, безусловно, привлекают внимание читателей, заставляя их подолгу всматриваться в рисунок и устанавливать причинно-следственные связи. Тем самым дидактическая иллюстрация выполняет функцию превенции, обращая внимание бой-скаута на разнообразие ситуаций, в которых следует дать себе труд поступать согласно давно выработанным правилам поведения, которым скаутов обучает их наставник - скаут-лидер.

Анализ тематических распределений иллюстраций по критерию «скаутские специальности» позволил выделить следующие из них: костровой, спасатель, узловяз, сигнальщик, знаток растений, дровосек, знаток культур мира. Они могут быть объединены в две широкие группы подготовки, первая из которых включает умения обеспечения жизнедеятельности в природных условиях, вторая - ориентированию на местности, третья -служению человечеству. По отношению к неевропейскому населению явно прослеживается доминирование иллюстраций, характеризующих культуртрегерскую и миссионерскую функции скаутов.

Следует отметить, что при раскрытии тем, связанных с опасностью, Р. Баден-Пауэлл часто прибегает к различным видам художественной образности, комически, трагикомически или трагически обобщающим отношения риска, спасения жизни, неправильного поведения в сложной, опасной для жизни ситуации, с несоблюдением норм безопасности в быту и в походных условиях. В этом заключается новизна в использовании дидактических рисунков в учебных текстах. Данная тенденция требует дальнейшего исследования.

5

12PMN314

Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотова О.Д., Окунева И.А. Российское образование в системе трансграничных связей. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 9. С. 15-20.

2. Пивунов Е.Н., Федотова О.Д. Европа и Азия: геокультурные факторы в историкопедагогическом контексте. // Гуманизация образования. 2008. № 2. С. 90.

3. Кирсанов К.А. Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования // Интернет-журнал «Науковедение», 2011 №1 (6) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013 -.Режим доступа: http://naukovedeme.m/sbomik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

4. Быкасова Л.В., Федотова О.Д. Потенциалцентрированный подход в педагогике // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 7. С. 39-44.

5. Федотова О. Д., Латун В. В., Пивненко С. Н. Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии (на примере педагогических текстов по проблемам безопасности) // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 3 (22).

6. Baden-Powell R. Scouting for boys: a handbook for instruction in good citizenship. C. Arthur Pearson Ltd., 1908. // http://www.thedump.scoutscan.com/yarns00-28.pdf

7. Федотова О.Д., Катичева М.А. Контент как методологический индикатор реформы образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 2. C. 19-29.

8. Федотова О.Д., Богданова Н.А. Формирующий потенциал наставительного и учебного текста в истории европейской образовательной практики. // Интернетжурнал «Науковедение», 2014, № 1(20).

6

12PMN314

Выпуск 3 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Sergej Pivnenko

Southern Federal University Russia, Rostov-on-Don E-Mail: veritas11@mail.ru

Types of didactic illustrations in R. Baden-Powell’s textbook «Scouting for boys»

Abstract: The article is devoted to the history of didactic illustrations in text books. Relevance of the issue is determined by the trend to the development of screen culture and the active use of visualizations means in modern educational process. It is shown that the main ideas of Scouting as a new pedagogical practice were reflected in the didactic illustrations of various types. Different types of didactic illustrations were identified. It was found the similarities and differences of didactic illustrations presented in «Scouting for boys» and educational book YA Comenius «Orbis Sensualium Pictus». In the article were given characteristics of the elements of artistic imagery in the didactic illustrations on the topic "safety of life".

Keywords: didactic illustration; educational book; screen culture; types of teaching drawing; elements of artistic imagery; visualization; security of life; education; teaching practice; World Scout Movement.

7

12PMN314

Выпуск 3 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Fedotova O.D., Okuneva I.A. Rossijskoe obrazovanie v sisteme transgranichnyh svjazej. // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2010. № 9. S. 15-20.

2. Pivunov E.N., Fedotova O.D. Evropa i Azija: geokul'turnye faktory v istoriko-pedagogicheskom kontekste. // Gumanizacija obrazovanija. 2008. № 2. S. 90.

3. Kirsanov K.A. Biologicheskij, social'nyj i intellektual'nyj potencialy lichnosti v

razlichnyh paradigmah obrazovanija // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2011 №1 (6) [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie, 2013 -.- Rezhim dostupa:

http://naukovedenie.ru/sbornik6/4.pdf, svobodnyj. - Zagl. s jekrana. — Jaz. rus., angl.

4. Bykasova L.V., Fedotova O.D. Potencialcentrirovannyj podhod v pedagogike // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2009. № 7. S. 3944.

5. Fedotova O. D., Latun V. V., Pivnenko S. N. Didakticheskie illjustracii XVIII veka kak instrument sozdanija novoj kommunikativnoj strategii (na primere pedagogicheskih tekstov po problemam bezopasnosti) // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 № 3 (22).

6. Baden-Powell R. Scouting for boys: a handbook for instruction in good citizenship. C. Arthur Pearson Ltd., 1908. // http://www.thedump.scoutscan.com/yarns00-28.pdf

7. Fedotova O.D., Katicheva M.A. Kontent kak metodologicheskij indikator reformy obrazovanija // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2011. № 2. C. 19-29.

8. Fedotova O.D., Bogdanova N.A. Formirujushhij potencial nastavitel'nogo i uchebnogo teksta v istorii evropejskoj obrazovatel'noj praktiki. // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014, № 1(20).

8

12PMN314

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.