Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ'

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЫЕ РАБОТНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Красуцкая О.В.

Рассматривается участие молодежных общественных объединений предприятий в реализации корпоративной социальной политики. Выявляются основные направления деятельности молодежных объединений работников предприятий, среди которых научно - техническое, производственное, социальное, патриотическое, профориентационное, культурно - массовое, спортивное. Подчеркивается, что молодежные общественные объединения задействованы в реализации внутреннего и внешнего компонента корпоративной социальной политики. Внутренний компонент корпоративной социальной политики реализуется молодежными общественными объединениями через систему мероприятий, направленных на привлечение молодых сотрудников в организацию, оказание мер поддержки, содействие в профессиональном и карьерном росте, организации мероприятий для всех категорий сотрудников в рамках существующей корпоративной культуры. Участие молодежных объединений в формировании внешнего компонента корпоративной социальной политики осуществляется через реализацию проектов патриотической, профориентационной и социальной направленности. По результатам авторского пилотного исследования, включающего содержательный анализ положений о молодежных объединениях, утвержденных локальными актами промышленных предприятий ( n = 8), и анализ результатов анкетного опроса представителей молодежных объединений предприятий ( n = 110), выявлена структура мотивации участия молодых работников в общественной деятельности, описаны функции и наиболее востребованные формы работы молодежных объединений предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH ASSOCIATIONS OF INDUSTRIAL WORKERS AS SUBJECTS OF CORPORATE SOCIAL POLICY

The participation of youth public associations of enterprises in the implementation of corporate social policy is considered. The main areas of activity of youth associations of employees of enterprises, including scientific and technical, industrial, social, patriotic, career guidance, cultural and mass, sports, are identified. It is emphasized that youth public associations are involved in the implementation of the internal and external components of corporate social policy. The internal component of the corporate social policy is implemented by youth public associations through a system of measures aimed at attracting young employees to the organization, providing support measures, promoting professional and career growth, organizing events for all categories of employees within the existing corporate culture. The participation of youth associations in the formation of the external component of corporate social policy is carried out through the implementation of projects of patriotic, career - oriented and social orientation. Based on the results of the author's pilot study, which includes a substantive analysis of the provisions on youth associations approved by local acts of industrial enterprises ( n = 8) and an analysis of the results of a questionnaire survey of representatives of youth associations of enterprises ( n = 110), the structure of motivation of young employees to participate in public activities is revealed, the functions and the most popular forms of work of youth associations of the enterprise are described.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ»

Вестник Нижегородского униве рситета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 3 (63), с. 111-115 111

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2021_3_111

МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

© 2021 г. О.В. Красуцкая

Красуцкая Ольга Викторовна, к.соц.н.; старший преподаватель кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

k.olga777@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2021 Статья принята к публикации 15.07.2021

Рассматривается участие молодежных общественных объединений предприятий в реализации корпоративной социальной политики. Выявляются основные направления деятельности молодежных объединений работников предприятий, среди которых научно-техническое, производственное, социальное, патриотическое, профориентационное, культурно-массовое, спортивное. Подчеркивается, что молодежные общественные объединения задействованы в реализации внутреннего и внешнего компонента корпоративной социаль -ной политики. Внутренний компонент корпоративной социальной политики реализуется молодежными общественными объединениями через систему мероприятий, направленных на привлечение молодых сотрудников в организацию, оказание мер поддержки, содействие в профессиональном и карьерном росте, органи -зации мероприятий для всех категорий сотрудников в рамках существующей корпоративной культуры. Участие молодежных объединений в формировании внешнего компонента корпоративной социальной политики осуществляется через реализацию проектов патриотической, профориентационной и социальной направленности. По результатам авторского пилотного исследования, включающего содержательный анализ положений о молодежных объединениях, утвержденных локальными актами промышленных предприятий (п = 8), и анализ результатов анкетного опроса представителей молодежных объединений предприятий (п = 110), выявлена структура мотивации участия молодых работников в общественной деятельности, описаны функции и наиболее востребованные формы работы молодежных объединений предприятий.

Ключевые слова: молодежь, молодежное объединение, корпоративная социальная политика, молодые работники, социальная ответственность, субъектность, корпоративная культура.

Введение щиты Российской Федерации с 2000 г. Цели,

задачи и номинации конкурса отражают виде-

Согласно Основам государственной моло- ние государством основных направлений соци-

дежной политики Российской федерации на альной политики предприятий и организаций:

период до 2025 г. молодежь определяется как формирование и развитие рабочих мест в орга-

наиболее склонная к мобильности и восприим- низациях, сокращение производственного трав-

чивая к изменениям с°цшльная группа обла- матизма и профессиональной заболеваемости,

дающая инновационным потенциалом, необхо- развитие кадрового потенциала, формирование

димым для экономического и социального раз- здорового образа жизни, развитие социального

вития регионов. В связи с этим поддержка и партнерства, участие в решении социальных

развитие молодежных общественных объедине- проблем территорий, создание условий для ра-

ний выступает в качестве одной из стратегиче- ботников с семейными обязанностями, форми-

ских задач социального партнерства государ- рование инклюзивной среды [1].

ства и субъектов экономики, что объясняет ак- В сфере корпоративной социальной ответ-

туальность изучения участия молодежных объ- ственности предприятий и организаций наблю-

единений работников в социальной политике дается тенденция к росту количества субъектов,

пРедпРиятий. что подтверждается данными Национального

Регистра корпоративных нефинансовых отче-

Теоретико-методологическая база тов, формируемого общероссийской организацией «Российский союз промышленников и

Значимость корпоративной социальной по- предпринимателей». В 2008 г. количество отче-

литики актуализируется в рамках всероссийско- тов компаний составляло 55, на начало 2015 г. -

го конкурса «Российская организация высокой 151, на начало 2021 г. - 374 [2, с. 49].

социальной эффективности», который прово- Исследователи рассматривают корпоратив-

дится Министерством труда и социальной за- ную социальную политику как систему управ-

ленческих воздействий, сосредоточенных на оптимизации взаимодействия социума, государства и предприятия, предоставлении социальных гарантий работникам предприятия, формирование норм корпоративной культуры [3, с. 262].

И.В. Долгорукова выделяет две составляющие корпоративной социальной политики: внешнюю социальную политику компании и внутреннюю.

Внешний компонент корпоративной социальной политики подразумевает участие организации в жизни местного сообщества, взаимодействие с государством и партнерами.

Внутренний компонент социальной политики организации предполагает соблюдение компанией норм трудового законодательства, обеспечение социальных гарантий работникам, содействие профессиональному развитию специалистов [4, с. 69].

Внутренняя корпоративная социальная политика рассматривается как инструмент привлечения высококвалифицированных специалистов, а также как средство обеспечения лояльности, вовлеченности и развития работников при существенной дифференциации мер социальной поддержки для разных категорий сотрудников, индивидуализации вознаграждений и социальных льгот [5, с. 29].

Субъектами корпоративной социальной политики предприятий выступают руководители предприятия, отделы управления персоналом, профсоюзные организации, молодежные общественные объединения работников.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежным общественным объединением является международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в установленном законом порядке молодыми гражданами, объединившимися на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [6].

С целью детального изучения деятельности молодежных общественных объединений работников предприятий обратимся к результатам содержательного анализа положений о молодежных объединениях, утвержденных локальными актами промышленных предприятий (п = 8), и авторского пилотного исследования «Реализация молодежной политики на промышленных предприятиях Нижегородской области», проведенного в период с декабря 2020 г. по январь 2021 г. методом анкетного опроса. В исследовании приняли участие представители молодежных объединений работников про-

мышленных предприятий Нижегородской области: ПАО «Русполимет», ОАО «Газпром», ОАО «ОКБМ Африкантов», ОАО «НПП «Полет», АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина», ПАО «Завод корпусов», ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова», АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» -в возрасте от 18 до 35 лет, среди которых 42.9% составили женщины, 57.1% - мужчины (п = 110 человек). Семейное положение респондентов: 51.4% состоят в браке, 48.6% - холосты / не замужем. Количество респондентов, не имеющих детей, превышает количество респондентов, у которых есть дети, на 9.6%. Среди респондентов преобладают люди с высшим образованием (специалитет, магистратура) - 51.5%. Цель исследования - изучить механизмы реализации молодежной политики на предприятиях Нижегородской области. Задачи исследования: изучить меры поддержки молодежи, работающей на предприятиях; выявить структуру мотивации молодых сотрудников участвовать в общественной деятельность; проанализировать участие молодежных объединений работников предприятия в формировании корпоративной социальной политики.

Результаты исследования

Молодежные объединения работников промышленных предприятий обладают вариативностью организационных форм, к которым относятся молодежные общественные организации, активы молодежи, советы молодых специалистов, советы молодежи предприятий, молодежные комиссии при профсоюзных комитетах. Указанные организационные формы отличаются структурой объединения, количественным составом участников, представительством молодых работников различных подразделений предприятия, локальным нормативным регулированием, способами финансово-экономического обеспечением деятельности объединения.

Основной целью деятельности молодежных объединений предприятий является повышение ресурсности молодых сотрудников, позволяющей увеличить результативность выполнения производственных задач.

Данные цели отражены в локальных нормативных актах предприятий следующим образом: Оказание содействия молодым специалистам в самореализации, повышении квалификации, профессиональном и карьерном росте молодых специалистов на предприятии и решении производственных задач.

Совместное решение различных производственных и социальных проблем, возникающих у

молодых работников, призванное содействовать профессиональному становлению, карьерному, творческому и интеллектуальному росту, максимальному использованию потенциала молодых работников.

Повышение эффективности производственной деятельности и развитие инициативы молодых работников, вовлечение их в общественную, социально значимую и культурно-оздоровительную жизнь предприятия.

Деятельность молодежных объединений работников можно классифицировать по следующим направлениям:

- научно-техническое - создание условий для научной, исследовательской, проектной, управленческой деятельности молодых работников;

- производственное - развитие профессиональных компетенций молодых сотрудников в целях обеспечения производственно-технического роста предприятия;

- социальное - совершенствование социальных программ предприятия, создание условий для отдыха и досуга семей работников предприятия, реализации волонтерских программ;

- профориентационное - содействие в профессиональном становлении детей и молодежи, повышение престижа рабочих и инженерных специальностей;

- культурно-массовое - формирование условий для творческой самореализации молодежи, поддержание корпоративной культуры предприятия;

- спортивное - популяризация ценностей здорового образа жизни и спорта среди молодых сотрудников;

- патриотическое - формирование гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей молодых работников.

В качестве наиболее распространенных мероприятий, в проведении которых принимают участие молодежные объединения работников предприятий, респонденты отметили организацию спортивных и культурно-массовых мероприятий - 87.7%, проведение образовательных программ для молодых работников - 54.7%, реализацию программ наставничества - 50%, поддержку инновационных и рационализаторских инициатив - 36.8%.

Несмотря на то что участие в организации образовательных программ для молодых работников является одной из наиболее распространенных функций молодежных объединений предприятий, респонденты указали потребность во внедрении большего количества образовательных, научных и творческих мероприятий. Тематика обучающих мероприятий, востребованных у респондентов, сфокусирована на сле-

дующих вопросах: «Проектная деятельность», «Целеполагание», «Маркетинг», «Карьерный менеджмент», «Ораторское искусство», «Организация спортивных и культурно-массовых мероприятий», «Организация онлайн-мероприятий», что отражает восприятие молодежного общественного объединения предприятия как некоего социального лифта, а также понимание молодыми работниками необходимости формирования дополнительных компетенций, способствующих решению профессиональных задач и повышению уровня их востребованности на рынке труда.

Примером образовательной программы, реализуемой при участии молодежного объединения предприятия АО «Нижегородский завод 70-летия Победы», является проект по формированию образовательной и карьерной траектории молодых работников в рамках программы внедрения профессиональных стандартов. В ходе мониторинга соответствия уровня образования молодых работников профессиональным стандартам было выявлено, что у ряда работников отсутствует профильное образование или необходимый уровень образования. В целях решения данной проблемы было организовано обучение представителей рабочих специальностей по программам среднего профессионального образования, инженерно-технических работников - по программам бакалавриата и магистратуры. Обучение осуществлялось на бюджетной основе или на условии компенсации 50% стоимости. Учебные занятия проводились на территории работодателя в вечернее время.

В основе мотивации молодых работников участвовать в общественной жизни предприятия находится потребность в самореализации (73.8%), желание учиться новому (65%), потребность в укреплении отношений с коллегами (62.1%), осознание важности общественной деятельности для предприятия (44.7%).

Анализируя права и обязанности молодежных общественных объединений, закрепленные локальными нормативными актами промышленных предприятий, следует отметить высокий уровень субъектности данной структуры. В данном контексте субъектность рассматривается как способность решать общественно значимые задачи и достигать социальные цели, эффективно управляя имеющимися ресурсами.

Представители молодежных объединений работников промышленных предприятий имеют право:

- принимать участие в коллективном планировании деятельности предприятия по выработке механизмов совершенствования работы с молодыми специалистами, направленной на повышение уровня их защищенности в профес-

сионально-трудовой, социально-бытовой и экономической сферах;

- организовывать мероприятия, направленные на оказание помощи молодым специалистам в период адаптации в коллективе, в приобретении практических навыков и профессиональном росте;

- вносить предложения по созданию новых производственных и социальных проектов.

Таким образом, молодежное общественное объединение предприятия позволяет осуществлять представительство молодых работников в управленческих процессах предприятия, выполняет функции по защите прав молодых работников, а также активизации их трудового потенциала.

Внешний компонент корпоративной социальной политики находит отражение в патриотическом, профориентационном и социальном направлениях деятельности молодежных объединений работников предприятий.

Патриотическое направление работы молодежных объединений предприятий заключается в организации всероссийских акций и мероприятий, приуроченных к памятным датам истории России, военно-спортивных и военно-технических мероприятий и участии в них.

Мероприятия профориентационной направленности, реализуемые молодежными объединениями работников предприятий, включают организацию посещений учащимися образовательных организаций музея предприятия, экскурсий на производство, встреч с представителями различных профессий, работающих в организации, проведение олимпиад и деловых игр.

Социальная направленность деятельности молодежных объединений работников промышленных предприятий проявляется во взаимодействии с учреждениями системы социальной защиты, образовательными организациями, медицинскими учреждениями при оказании помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Заключение

Рассматривая молодежное общественное объедение предприятия как субъекта корпоративной политики, следует отметить, что данная структура позволяет не только привлекать и удерживать молодых сотрудников на предприятии, формируя кадровую смену, соответствую -

щую корпоративной культуре предприятия, накопившую необходимый социальный капитал, обладающую высоким уровнем специальных профессиональных знаний и навыков, получение которых возможно только в условиях конкретного предприятия, но и повышать вовлеченность в общественную жизнь всех категорий работников предприятия через организацию совместных социальных проектов, направленных на поддержку различных категорий населения.

Деятельность молодежных общественных объединений предприятий в большей степени направлена на реализацию внутреннего компонента корпоративной социальной политики, что соответствует задачам создания данного сообщества.

Молодежные объединения работников предприятий имеют значительный потенциал для осуществления внешнего компонента социальной корпоративной политики, поскольку основным мотивом заниматься общественной деятельностью у представителей данного сообщества является потребность в самореализации, которая может проявляться в создании проектов, подразумевающих привлечение ресурсов предприятия для поддержки местного сообщества.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.03.2009 № 265-р [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ рпшеМос/6298243/ (дата обращения: 12.03.2021).

2. Коровина Л.Н. Тенденции социальной ответственности российского бизнеса: состояние и проблемы (Часть1) // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 8. С. 48-55.

3. Долгорукова И.В. Разнообразие социальных практик реализации корпоративной социальной политики на российских предприятиях // Материалы Афанасьевских чтений. 2015. № 13. С. 262-266.

4. Долгорукова И.В. Теоретико-методологические подходы к изучению корпоративной социальной политики // Социальная политика и социология. 2009. № 4 (46). С. 62-72.

5. Озерникова Т.Г., Кузнецова Н.В. Развитие внутрикорпоративной социальной ответственности в российских компаниях // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 23-34.

6. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 12.03.2021).

YOUTH ASSOCIATIONS OF INDUSTRIAL WORKERS AS SUBJECTS OF CORPORATE SOCIAL POLICY

O.V. Krasutskaya

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The participation of youth public associations of enterprises in the implementation of corporate social policy is considered. The main areas of activity of youth associations of employees of enterprises, including scientific and technical, industrial, social, patriotic, career guidance, cultural and mass, sports, are identified. It is emphasized that youth public associations are involved in the implementation of the internal and external components of corporate social policy. The internal component of the corporate social policy is implemented by youth public associations through a system of measures aimed at attracting young employees to the organization, providing support measures, promoting professional and career growth, organizing events for all categories of employees within the existing corporate culture. The participation of youth associations in the formation of the external component of corporate social policy is carried out through the implementation of projects of patriotic, career-oriented and social orientation. Based on the results of the author's pilot study, which includes a substantive analysis of the provisions on youth associations approved by local acts of industrial enterprises (n = 8) and an analysis of the results of a questionnaire survey of representatives of youth associations of enterprises (n = 110), the structure of motivation of young employees to participate in public activities is revealed, the functions and the most popular forms of work of youth associations of the enterprise are described.

Keywords: youth, youth association, corporate social policy, young employees, social responsibility, subjectivity, corporate culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.