Научная статья на тему 'Молодежное волонтерство как объект социологического исследования'

Молодежное волонтерство как объект социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1276
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / VOLUNTEERING / YOUTH VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / VOLUNTEER MOVEMENT / INSTITUTIONAL APPROACH / ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Овсий Виталий Вадимович

В статье рассмотрены теоретикометодологические аспекты изучения молодежного волонтерства или добровольчества в современной социологической литературе. Автор приходит к выводу, что исследование молодежного волонтерства может быть осуществлено на основе синтеза институционального и деятельностного подходов, позволяющих перенести исследовательский ракурс с изучения институциональной структуры добровольчества на деятельность самих участников волонтерского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Volunteering as an Object of Sociological Research

The article deals with theoretical and methodological aspects of the study of youth volunteering or volunteerism in modern sociological literature. The author comes to the conclusion that the study of youth volunteering can be carried out on the basis of a synthesis of institutional and activity approaches, allowing to transfer the research perspective from studying the institutional structure of volunteerism to the activities of the volunteer movement participants themselves.

Текст научной работы на тему «Молодежное волонтерство как объект социологического исследования»

УДК 316.35

DOI 10.19181/2227-8656.2020.1.15

МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ1

Овсий Виталий Вадимович

Аспирант, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: V.ovsij@yandex.ru

В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты изучения молодежного волонтерства или добровольчества в современной социологической литературе. Автор приходит к выводу, что исследование молодежного волонтерства может быть осуществлено на основе синтеза институционального и деятельностного подходов, позволяющих перенести исследовательский ракурс с изучения институциональной структуры добровольчества на деятельность самих участников волонтерского движения.

Ключевые слова: волонтерство; молодежное волонтерство; добровольчество; волонтерское движение; институциональный подход; деятельностный подход.

YOUTH VOLUNTEERING AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH

Vitalii V. Ovsii

Postgraduate Student, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail: V.ovsij@yandex.ru

The article deals with theoretical and methodological aspects of the study of youth volunteering or volunteerism in modern sociological literature. The author comes to the conclusion that the study of youth volunteering can be carried out on the basis of a synthesis of institutional and activity approaches, allowing to transfer the research perspective from studying the institutional structure of volunteerism to the activities of the volunteer movement participants themselves.

Keywords: volunteering; youth volunteering; volunteerism; volunteer movement; institutional approach; activity approach.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-90064

Введение

Молодежь является наиболее активной социально-демографической группой, способной стать наиболее активным участником волонтерского движения. В специальных исследованиях к категории «молодежь» относятся граждане в возрасте 14-30 лет включительно, которые могут рассматриваться в качестве наиболее перспективной части общества, способные выступать в роли ведущего субъекта общественного воспроизводства. При этом подчеркивается, что молодежь не просто воспроизводит культурные образцы, которые достались или были переданы ей от представителей старшего поколения, но способна сама вносить в них инновационные изменения, передавая их следующим поколениям (Социология молодежи, 2017. С. 10, 18). В условиях современного общества молодые люди призваны выступать в качестве инноваторов в различных сферах конструирования социальной реальности, причем представителям молодежи нередко приходится самостоятельно определять цели своих стремлений. Очевидно, что такое значимое социальное явление, как волонтерство, предоставляет для молодых людей хорошие перспективы и возможности проявления собственной инициативы, реализации в качестве участников различных добровольческих проектов и программ. Волонтерство, или добровольчество, выступает в качестве эффективного механизма выстраивания социальных отношений и взаимодействий, получения новых для субъектов волонтерской деятельности знаний и навыков, применения собственных моральных и духовных качеств. Участие в волонтерском движении означает для молодежи возможность оказывать необходимую помощь нуждающимся в ней лицам, ощущая при этом собственную значимость и пользу от производимых действий.

Волонтерство: понятие и функции

В социологической науке существует распространенное представление о том, что молодежь как определенная общность людей обладает определенной специфической субкультурой, являющейся специфическим способом организации жизнедеятельности молодых людей, которые объединены в автономное целостное образование внутри господствующей культуры. С точки зрения известных отечественных специалистов в области социологии молодежи В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, молодежная субкультура представляет собой результат деятельности молодежного сообщества, его самоорганизации на основе сходства социального положения, потребностей и интересов входящих в них молодых людей. Как отмечают указанные исследователи,

субкультуры характеризуются наличием свойственных для них норм, правил поведения и ценностных ориентаций, которые отражают специфику духовных потребностей, интересов, стиля жизни входящих в них молодых людей (Зубок, 2009. С. 82-83). При этом, говоря о молодежной субкультуре, социологи, как правило, подчеркивают наличие множества видов субкультур. На наш взгляд, волонтерство, или добровольчество, можно рассматривать в качестве одного из характерных проявлений молодежной субкультуры. Как уже отмечалось выше, такое социальное явление, как волонтерство, предполагает для вовлеченных в соответствующую деятельность индивидов широкие возможности для самовыражения, реализации своих духовно-нравственных и этических ценностей, проявления гражданской позиции.

С точки зрения М.В. Певной, волонтерство может быть охарактеризовано как социальное движение, в рамках которого осуществляется инвестирование знаний, умений, а также способностей и усилий волонтеров, или добровольцев. Волонтеры выступают здесь в качестве субъектов, имеющих одинаковые культурные ценности и ориентации, способных к регулированию и организации определенных форм своей деятельности. Анализ волонтерства в контексте концепций социального движения позволяет характеризовать его как общность, представители которой воспринимают себя как активных субъектов социально значимой деятельности, выступают «создателями общественной ситуации». В состав волонтерского сообщества входят люди, способные к решению конкретных социальных проблем, достижению поставленных целей гуманистического характера (Певная, 2016. С. 35-36). В данном контексте необходимо выделить основные социальные функции волонтерства применительно к молодежи, среди которых основополагающее значение имеет функция социализации. Эта функция включает освоение представителями общности волонтеров, или добровольцев, характерных для нее норм и ценностей, ориентиров поведения. Как уже отмечалось выше, волонтерская деятельность дает вовлеченным в нее субъектам большой спектр возможностей для самореализации, обеспечивая молодому человеку возможность проявить свой коммуникативный потенциал в различных взаимодействиях, приобрести лидерские навыки и компетенции, что в будущем может стать основой успешного построения карьеры, эффективной профессиональной социализации.

В современной отечественной социологической литературе, посвященной процессу социализации молодежи, обращается внимание на сложность и неоднозначность данного процесса, доминирование в

его рамках стихийной составляющей, существующей наряду с направляемой и контролируемой социализацией, воздействие на процесс социализации большого количества негативных факторов. К числу позитивных факторов процесса социализации современной молодежи относится волонтерство, или добровольчество, способствующее формированию различных положительных качеств, ценностей и ориентиров поведения, соответствующих ожиданиям и потребностям общества. Как справедливо отмечает Л.Е. Сикорская, добровольчество выступает в качестве одной из форм социализации молодежи, которая объективно способствует развитию у молодых людей необходимых социальных качеств (Сикорская, 2009. С. 139).

Основополагающим принципом волонтерской деятельности является добровольность, или добровольный выбор данного вида деятельности субъектом, являющимся участником волонтерского движения. Хорошо известен тот факт, что максимальная реализация индивидом себя в каком-либо определенном занятии возможна в том случае, если эта деятельность осуществляется им добровольно, без принуждения в той или иной форме. По этой причине добровольчество рассматривается в различных странах мира в качестве важнейшего элемента социально ориентированного общества. Так, социальная работа, осуществляемая молодыми людьми на добровольной основе, играет большую роль в личностном развитии, развитии межличностных отношений и взаимодействий, являясь значимым компонентом общего развития и социализации современной молодежи. Волонтерство, или добровольчество, способствует формированию у молодых людей таких качеств, как милосердие, толерантность, способность нести самостоятельную ответственность за порученную работу, благоприятствует росту чувства самоуважения, обеспечивает занятость значимым и общественно полезным делом, формирует у субъекта волонтерской активности необходимые социальные качества и навыки, необходимые для взрослой жизни и профессиональной деятельности. К числу важных социальных навыков, вырабатываемых посредством добровольческой деятельности, можно отнести, к примеру, развитие коммуникативных способностей и компетенций, формирование лидерских навыков, исполнительской дисциплины, готовность защищать и отстаивать права и законные интересы других людей, проявлять инициативу и т.д.

Как справедливо отмечает М.Н. Баланян, волонтерская деятельность является наиболее значимой именно применительно к молодежи, в частности учащейся. Волонтерство в случае с учащимися может рассматриваться в качестве эффективной педагогической технологии,

способствующей формированию у молодых людей необходимых социальных и гражданских качеств (Баланян, 2015. С. 15). Отсюда и такие функции волонтерской деятельности, как воспитательная, образовательная, познавательная и профилактическая, а также функции самопознания и самоутверждения. Участие в волонтерском движении может содействовать освоению молодыми людьми основополагающих норм и правил поведения, характерных для общества в целом, организации полезной для молодежи досуговой деятельности, обмену информацией, различными креативными идеями в ходе коммуникации с другими субъектами волонтерской активности. По отношению к социуму волонтерство, или добровольчество, может рассматриваться как способ повышения активности гражданского характера, формирования ответственного поведения в обществе и различных социальных группах, активной жизненной позиции, связанной с решением актуальных общественных проблем, защитой своих прав и свобод, прав и свобод других граждан. Движение волонтеров, отличающееся ярко позитивными целями и содержанием, является хорошей альтернативой различным видам антиобщественного, девиантного поведения, способствуя снижению рисков в среде молодежи. Большое значение имеет то обстоятельство, что формирование профессиональной компетентности учащихся групп молодежи, осуществляющейся посредством участия в добровольческой деятельности, дает молодым людям возможность приобретения важного социального и профессионального опыта.

Помимо обозначенных функций, к функциям молодежного во-лонтерства можно отнести формирование социального, культурного и символического капитала. Социальный капитал волонтерской общности на индивидуальном уровне предоставляет вовлеченному в ее деятельность молодому человеку определенные преимущества в рамках реализации определенных целей его жизнедеятельности, построения успешной карьеры, расширения сети социальных взаимодействий с представителями различных добровольческих объединений. В развитых капиталистических государствах Запада социальный капитал различных общностей волонтеров находит проявление в высоком уровне доверия населения стран к деятельности, осуществляемой добровольцами. Здесь важным элементом социального капитала становится безусловное признание ценностей волонтерского движения абсолютным большинством граждан. Сами субъекты волонтерской деятельности, как правило, обладают в этих странах высоким уровнем образования и квалификации (культурный капитал), занимаясь добровольчеством в период своего обучения в ведущих учебных заведениях. В большинст-

ве случаев те молодые люди в западных странах, которые занимаются волонтерством во время учебы, в дальнейшем приобретают высокий социальный статус, реализовав себя в профессиональной деятельности и карьере, что позволяет им уже во взрослом возрасте жертвовать значительные средства на развитие волонтерского движения. В рассматриваемых странах сами волонтерские практики воспринимаются массовым сознанием в качестве атрибута хорошего воспитания, высокого уровня образованности молодых людей, отождествляются с успешностью и благополучием. В данном контексте следует отметить, что в случае общественного признания добровольчества как модели успешного поведения эта деятельность неизбежно должна будет рассматриваться представителями различных социальных групп и слоев как престижная и привлекательная.

Нормативно-ценностные основания волонтерской деятельности, предусматривающие практическую реализацию в ее рамках основополагающих гуманистических принципов и идеалов, выступают в качестве важного фактора распространения данного социального явления в различных социокультурных условиях в широких масштабах, что фактически стимулирует становление добровольчества в качестве значимого социального института. Как утверждает П. Штомпка, в условиях нарастающих социальных изменений в современном обществе происходит возрастание роли отдельных индивидуальных субъектов, которые способны своими повседневными действиями преображать собственное общество (Штомпка, 2005). Данное утверждение является особо актуальным применительно к молодежи, являющейся наиболее активной социально-демографической группой, представителей которой характеризует склонность к инновационным изменениям, деятельности, направленной на преобразование окружающей социальной среды. Волонтерство, или добровольчество, может функционировать в качестве важного социального института, который порождает общественный капитал, создает условия для эффективных действий в определенных устоявшихся общностях людей. С точки зрения Т.П. Беловой и А.В. Рожковой, существуют три основные сферы выработки социального капитала, осуществляемой посредством добровольческой деятельности: макроуровень (имеется в виду то, что социальная активность волонтеров, или добровольцев, «способствует накоплению социального капитала обществом в целом», благоприятствуя усилению у его членов таких качеств, как доверие, солидарность и т.д.); мезоуро-вень, или уровень конкретных групп и организаций; микроуровень, или индивидуальный уровень (Белова, 2017).

Все вышеперечисленное дает основание рассматривать волон-терство в качестве важного институционального и сетевого компонента гражданского общества.

Потенциал институционального подхода к исследованию волонтерства

В рамках институционального подхода волонтерство, или добровольчество, может рассматриваться в качестве значимого института гражданского общества, в основе функционирования которого находятся принципы целостности и органической солидарности. С точки зрения известного зарубежного исследователя социальных институтов Д. Норта, роль последних заключается в том, что они трактуют правила игры, задают определенные рамки в обществе: появление новых институтов происходит в том случае, когда общество «усматривает возможность получения прибыли, которая не может быть получена в условиях уже существующей институциональной системы» (Норт, 1997. С. 6). Волонтерство, если следовать логике Д. Норта, относится к таким видам деятельности, которые дают возможность снизить государственные расходы, способствуя тем самым росту доходов, что выступает в качестве важной предпосылки институционального оформления волонтерства. Известный отечественный исследователь

ГТ—I Г~> ^ __С __С

.Е. Зборовский определяет социальный институт как «устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающую в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения» (Зборовский, 2017. С. 8).

На основе выделенных Г.Е. Зборовским признаков социального института могут быть вычленены основополагающие признаки социального института волонтерства, или добровольчества. Так, в качестве образцов поведения здесь выступают содействие, поддержка и взаимопомощь, культурных символов - логотипы добровольческих центров и документы организаций, общностей волонтеров, отдельных участников этого движения, идеологии - альтруистские ценности, принципы социальной солидарности и сотрудничества, основных структурных элементов - организации волонтеров и группы добровольцев, основные направления их деятельности, взаимодействия волонтеров внутри добровольческой общности и за ее пределами, складывающиеся на основе этих взаимодействий нормы и принципы, функций - социализационная, коммуникативная и т.д. Иными слова-

ми, структуру института волонтерства, или добровольчества, составляют, соответственно, общности волонтеров, способные принимать различные организационные формы, многочисленные и разнообразные добровольческие практики, ресурсы социального, экономического, политического и культурного характера, формальные и неформальные нормы и правила деятельности волонтеров, базирующиеся на гуманистических нормах и ценностях, а также различные традиции и образцы поведения волонтеров.

Необходимо отметить, что современный социологический ин-ституционализм базируется на представлении, согласно которому «институты конструируют акторов» (Глобализация и социальные институты ... , 2010. С. 47). С точки зрения петербургского социолога В.И. Ильина, социальный институт в конструктивистском понимании представляет собой «надындивидуальный феномен, совокупность устойчивых форм взаимодействия людей». Его содержание - это формы, которые в разных социальных институтах отличаются степенью устойчивости и способами ее поддержания. В.И. Ильин различает два типа социальных институтов, выделяемых в соответствии со способом их вовлечения в процесс социального конструирования иерархий. Это институты-субъекты, представляющие собой организации различных типов и масштабов, характеризующиеся способностью действовать в качестве надындивидуальных субъектов, которых отличает стремление к конструированию окружающей реальности в соответствии с собственными проектами (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы), и институты-механизмы, являющиеся устойчивыми ценностно-нормативными комплексами, регулирующими различные области человеческой жизнедеятельности (брак, семья, собственность, капитал, религия) (Ильин, 2000. С. 77). Если исходить из данной концепции, волонтерство, или добровольчество, можно рассматривать в качестве и коллективного субъекта социальной помощи, и важного механизма интеграции и солидарности.

На наш взгляд, основополагающей целью института волонтер-ства следует считать эффективное содействие реализации на практике различных направлений социальной политики, объектами которой могут выступать представители многочисленных социальных групп и слоев, нуждающиеся в социальной поддержке, сбалансированное развитие общества в целом. Институциональный подход, с точки зрения автора, может служить важным методологическим основанием исследования молодежного волонтерства. Сущность ин-

ституционального подхода к исследованию данного социального явления заключается в том, что рассматриваемый институт волон-терства, или добровольчества, реализуя присущие ему функции, регулирует деятельность добровольцев как участников волонтерского движения, членов определенного общества в рамках складывающихся в нем отношений и взаимодействий, возникающих внутри общности волонтеров и за ее пределами. Институт волонтерства также генерирует возможности и условия для реализации основных потребностей самих добровольцев и тех лиц, которым оказывается социальная поддержка, обеспечивает социальную интеграцию и осуществляет поддержание устойчивости социальной жизни, реализуя социализационную функцию применительно к молодым людям, участвующим в волонтерском движении.

Сущность институционального подхода к изучению молодежного волонтерства состоит в понимании того, что, выполняя присущие ему функции, рассматриваемый институт волонтерства осуществляет регулирование деятельности добровольцев, являющихся членами общества и вступающих в различные социальные отношения и взаимодействия внутри общности волонтеров, а также за ее пределами, генерирует новые возможности и создает условия для всестороннего удовлетворения потребностей как представителей волонтерского сообщества, так и получателей социальной помощи, способствует социальной интеграции и поддержанию устойчивости жизнедеятельности общества, осуществляет социализацию молодых людей, вовлеченных в деятельность различных волонтерских структур. В рамках исследования молодежного волонтерства рассматриваемый институциональный подход ориентирован на изучение той роли, которую молодежная волонтерская общность играет в развитии институциональных норм и структур, анализ механизмов, обеспечивающих взаимодействие указанной общности с различными общественными институтами, в том числе институтами профессии и образования. Ценность институционального подхода применительно к исследованию волонтерства заключается в том, что именно этот подход позволяет дать научное объяснение тому, как осуществляется развитие волонтерства, в данном случае - молодежного волонтерства, в определенных социокультурных условиях, в конкретный период исторического развития общества, как происходят изменения различных форм самоорганизации молодых людей, вовлеченных в добровольческое движение, какую роль играет волонтерство в процессах социализации и профессионализации на

индивидуально-личностном и общественном уровнях. Используя институциональный подход, можно определить степень эффективности и результативности определенных разновидностей и механизмов государственного и общественного воздействия на функционирование волонтерского движения, регулирования возникающих в рамках данного института социальных связей и взаимодействий.

С точки зрения М.В. Певной, институциональный подход «включает в себя необходимость и возможность рассмотрения в рамках социологического исследования» ряда проблем, в том числе осуществления анализа института волонтерства как специфической созданной людьми структуры взаимодействия, способной трансформировать ценностные установки людей в основополагающий фактор мотивации их поведения, которое в конечном итоге помогает преодолеть ситуацию неопределенности в обществе, определенным образом организовать повседневную жизнь людей. Рассматриваемый процесс включает мощное воздействие на сознание, мировоззрение и базовые ориентации молодых людей, вовлеченных в добровольческую деятельность, включенных в «институциональное поле волонтерства» (Певная, 2016. С. 108). Другая проблема связана с изучением различных типов взаимодействия представителей добровольческой общности: с получателями социальной помощи, с лицами, представляющими государство, определенным образом регулирующими волонтерскую деятельность, с различными специалистами, получающими материальное вознаграждение за свой труд. Ценность институционального подхода в исследовании молодежного волонтерства также состоит в том, что он переводит ракурс исследования на анализ не отдельного добровольца, а именно общности молодых волонтеров, или добровольцев.

Потенциал деятельностного подхода в исследовании волонтерства

В качестве другого методологического подхода выступает дея-тельностный подход. Суть его заключается в изучении волонтерства в качестве конкретного вида деятельности, являющейся неотъемлемой частью образа жизни волонтеров, или добровольцев, реализуемого представителями волонтерской общности. Говоря о деятельности волонтеров, мы имеем в виду не только конкретное ее содержание и условия осуществления, но и формирующееся в рамках ее практической реализации определенное отношение добровольцев к самим себе и к окружающей социальной среде. С позиций деятельностного подхода молодежное волонтерство может исследоваться в контексте изменения

сознания и поведения молодых людей, осуществляющегося под воздействием их практической активности в рамках реализации добровольческой деятельности. Помимо этого, рассматриваемый деятельно-стный подход к изучению молодежного волонтерства позволяет выделить отличия содержания данной общественно полезной деятельности от аналогичной деятельности, осуществляемой государственными органами и профессиональными специалистами в сфере социальной защиты. Необходимо отметить, что волонтеры, или добровольцы, а также представители государственных учреждений социальной помощи и социального обеспечения нуждающихся (соцработники, медики, психологи и т.д.) могут осуществлять идентичную деятельность, однако труд представителей волонтерской общности и членов профессиональных сообществ регулируется с помощью различных норм и правил, реализуется в принципиально разных социальных условиях (дея-тельностный подход, с точки зрения М.В. Певной, выводит исследователя на целый комплекс проблем, которые связаны с профессионализацией волонтерства в сфере социальной работы в различных учреждениях: данные проблемы выходят за рамки предметной области настоящего исследования) (Певная, 2016. С. 108).

Резюме

Волонтерство может функционировать в качестве важного социального института, который порождает общественный капитал, создает условия для эффективных действий в определенных устоявшихся общностях людей: это особенно актуально применительно к молодежи, являющейся наиболее активной социально-демографической группой, представителей которой характеризует склонность к инновационным изменениям, деятельности, направленной на преобразование окружающей социальной среды. Ценность институционального подхода в исследовании молодежного волонтерства также состоит в том, что он переводит ракурс исследования на анализ не отдельного добровольца, а именно общности молодых волонтеров, или добровольцев. В качестве другого методологического подхода, используемого в рамках настоящего исследования, выступает деятельностный подход, с позиций которого молодежное волонтерство может исследоваться в контексте изменения сознания и поведения молодых людей, осуществляющегося под воздействием их практической активности в рамках реализации добровольческой деятельности.

Литература

Баланян М.Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2015. 29 с.

Белова Т.П., Рожкова А.В. Волонтёр-ство как элемент гражданского общества: теоретико-методологические аспекты социологического изучения // На пути к гражданскому обществу. 2017. № 1 (25). С. 46-51.

Глобализация и социальные институты: социологический подход / отв. ред. И.Ф. Девятко. М.: Наука, 2010.

Зборовский Г.Е. Проблема волонтер-ства в структуре социологического знания // Вестник Пермского национального политехнического университета. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 8-23.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социология молодежи. М.: МИИТ, 2009.

Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.

Певная М.В. Управление волонтерст-вом: международный опыт и локальные практики. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 434 с.

Сикорская Л.Е. Социализация молодежи в процессе добровольческой деятельности // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 4.

Социология молодежи : учебник / К.В. Воденко, С.С. Черных, С.И. Самыгин, П.С. Самыгин; под ред. К.В. Воденко. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / пер. с польск. С.М. Червонной. М.: Логос, 2005.

Поступила в редакцию

References

Balanyan, M.N. (2015). Sociocultural potential of the volunteer movement of modern student youth. (Abstract, Candidate Dissertation, Maykop). (in Russian).

Belova, T.P., Rozhkova, A.V.(2017). Volunteering as an element of civil society: theoretical and methodological aspects of sociological study. Na puti k grazhdanskomu obshchestvu, 1 (25), 46-51. (in Russian).

Globalization and social institutions: a sociological approach (2010). I.F. Devyatko (Ed.). M.: Nauka. (in Russian).

Zborovsky, G.E. (2017). The problem of volunteering in the structure of sociological knowledge. Vestnik Permskogo natsional'nogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki, 3, 8-23. (in Russian).

Zubok, Yu.A., Chuprov, V.I. (2009). Sociology of youth. M.: MIIT. (in Russian).

Ilyin, V.I. (2000). Social inequality. M.: In-t sotsiologii RAN. (in Russian).

North, D. (1997). Institutions, institutional change and economic performance. M. (in Russian).

Pevnaya, M.V. (2016). Volunteering management: international experience and local practices. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. unta. (in Russian).

Sikorskaya, L.E. (2009). The socialization of youth in the process of volunteering. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, 4. (in Russian).

Sociology of youth: a textbook. (2017). K.V. Vodenko, S.S. Chernykh, S.I. Samygin, P.S. Samygin; K.V. Vodenko (Ed.). M.: RIOR: INFRA-M. (in Russian).

Shtompka, P. (2005). Sociology. Analysis of modern society. Trans. from Polish S.M. Chervonnaya. M.: Logos. (in Russian).

20 ноября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.