Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дагбаев Э. Д., Доржиев Б. Д.

Показано, что тема молодежи всегда являлась актуальной для исследования, поскольку именно молодежи предстоит развивать общество, культуру и науку в будущем. На разнообразном материале показано, что часть современной российской молодежи объединяется в отдельные группы, создает свою молодежную субкультуру. Авторы проанализировали основные причины возникновения и формирования в России неформальных молодежных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH SUBCULTURE IN RUSSIA: THE STRUCTURE AND FEATURES OF FORMATION

Young people have always been a hot topic for scientists. The people who will develop the society, culture and science in the future. On various material it is shown that the part of modern Russian youth unites in separate groups, creates the youth subculture. The authors analysed the main reasons for emergence and formation in Russia of informal youth groups.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

Э.Д. Дагбаев, д-р соц. наук, проф., e-mail: edagbaev@mail.ru Б.Д. Доржиев, аспирант, e-mail: deimol90@mail.ru Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

УДК 316.723 Д687

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Показано, что тема молодежи всегда являлась актуальной для исследования, поскольку именно молодежи предстоит развивать общество, культуру и науку в будущем. На разнообразном материале показано, что часть современной российской молодежи объединяется в отдельные группы, создает свою молодежную субкультуру. Авторы проанализировали основные причины возникновения и формирования в России неформальных молодежных групп.

Ключевые слова: молодежь, субкультура, неформальная группа, Интернет, культура.

E.D. Dagbaev, Dr. Sc. Sociology, Prof. B.D. Dorzhiev, P.G.

YOUTH SUBCULTURE IN RUSSIA: THE STRUCTURE AND FEATURES

OF FORMATION

Young people have always been a hot topic for scientists. The people who will develop the society, culture and science in the future. On various material it is shown that the part of modern Russian youth unites in separate groups, creates the youth subculture. The authors analysed the main reasons for emergence and formation in Russia of informal youth groups.

Key words: youth, subculture, an informal group, internet, culture.

Молодежная субкультура создается под воздействием культуры старшего поколения и в своих контркультурных проявлениях определена ею. Формальная молодежная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Изучим их положение на данный момент и роль в образовании и развитии мировоззрения молодежи, анализируя особые черты российской молодежной субкультуры.

Стоит отметить, что это один из институтов социализации. Молодежная субкультура -это своеобразная школа для молодежи, которая учит их ценностям и нормам.

Для человека субкультуры являются некой опорой и вектором развития. А при таком потоке вещей, явно улучшающих нашу жизнь, таких как телевидение и Интернет, человеку проще идентифицировать свое место в обществе. В данном случае субкультура представляет собой разграничитель между «своими» и «чужими». Люди могут как отождествить себя с субкультурой, так и противопоставить себя ей [2].

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет и рекреативную функцию (многие старшеклассники отмечают, что их любимое дело в свободное время - «ничего не делать»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые пути развития поддерживаются основным содержанием теле- и радиовещания, а также средствами мобильной связи и Интернета, распространяющими ценности преимущественно массовой культуры [7].

Основными чертами молодежной субкультуры являются слабая индивидуализирован-ность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей устанавливается чаще всего с групповыми стереотипами (принцип «селедки в бочке») достаточно жесткого характера - несогласные сильно рискуют пополнить ряды «отверженных», «неинтересных», «непрестижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал - «кру-того(-ую)» (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерар-

хия ценностей обусловлены по разным признакам: половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента. Но в любом случае суть их одна: культурный конформизм в границах неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Более ярко выраженным направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов [3].

Внеинституциональная культурная самореализация. Результаты исследований указывают, что досуговая самореализация молодежи проявляется, как правило, вне учреждений культуры и чаще объясняется влиянием Интернета.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (обычаи, традиции, фольклор и т.п.) большинству молодежи представляется как анахронизм. Попытки внедрения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются пропагандой старинных русских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных эмоций к истории и традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Родине», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

По результатам опроса о понимании студентами социальной справедливости был определен темп приобретения юным поколением ценностей демократического общества, т. е. жизнь по закону. Молодежная субкультура является искаженным зеркалом «взрослого» мира вещей, отношений и ценностей. Очень важной ценностью у многих признается «эквивалентность взаимного воздаяния» (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло) [7].

Ценности национальной культуры, как классической, так и отечественной, уже много десятилетий исчезают схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, которые вносят ценности «иностранного образа жизни», особенно приходящего с Запада. Культовыми идолами и, в какой-то мере, образцами для подражания являются, по данным опроса, для девушек - звезды шоу-бизнеса и моды, а для юношей - супергерои фантастики, комиксов и игр [5].

Информационные сдвиги, которые происходят как глобально, во всем мире, так и непосредственно на всем постсоветском пространстве, послужили основанием для развития процессов, происходящих в Российском государстве с молодежными субкультурами. Появление новой информации, которая обвалилась на бывших советских людей, живших в информационно закрытом пространстве, лишь усиливает эти процессы. Общество в новое время дарит человеку возможность иметь несколько идентичностей. Обладая множеством телевизионных программ, доступом к литературе и музыке любых стилистических направленностей, человек меняется так же фрагментарно, как современное общество и современная полистилистическая культура [3].

Молодое поколение выбирает демократическую форму правления, признавая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, особенно учитывая, что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается [4].

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодежи часто выливается в полное отрицание всех «отцовских» ценностей, в том числе истории собственного государства. Данная позиция очень уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их отстраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) [4].

С конца 1980-х гг. ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В особенности

«идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, «королевы красоты», культуристы, астрологи и т.д.) устранили собой на теле/кино/видеоэкранах «идолов производства» (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок и т.д.). В большинстве фильмов, наиболее популярных в видеосалонах в 1989 г., не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991 г. почти на 100% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых в основном составляют боевики. Фильмы, которые по различным соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению. Такой наплыв «заморского» искусства, продолжающийся по сей день, во многом объясняется переходом к «русским вариациям на тему демократии». При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер [5].

Следовательно, переход нашего государства (от сущности которого зависят экономика, политика, идеология и др.) к «русской демократии» (очень близкой к «плутократии» Платона) возложил проблему социализации на плечи собственно социализирующихся.

Также основной причиной возникновения неформальных молодежных групп принято считать нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте высока потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный - асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

Российскими студентами новый этап развития общества определен как кризисный. Негативные оценки кризиса сопровождались спадом в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодежи утверждают, что разложение норм преобладает во всем, «начиная с души и кончая экономикой». Отмечается увеличение жестокости людей из-за отсутствия возможности удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу родственников, идет более осторожное планирование семьи [2].

Формирование такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодое поколение живет в общем социальном и культурном пространстве, следовательно, кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Поэтому небесспорна разработка специальных молодежных программ, за исключением социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации обязательно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества, в особенности системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не могут не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадапти-рованности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания образует агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, а в какой-то мере и всей художественной культуры создает особый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно «жизнь в социальных сетях» наряду с общением - наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая «лепит» под себя удобного зрителя-потребителя [1].

Адаптивная функция является немаловажной в изучении молодежной субкультуры. Молодому человеку очень важно не оказаться в одиночестве, он нуждается в поддержке семьи и сверстников, и адаптируется под общество в какой-либо из молодежных субкультур, «вливаясь» в течение жизни и чувствуя свой вклад в процессы, происходящие в обществе [6].

Интегративная функция молодежной субкультуры заключается в разделении общества на тех, кто в определенной субкультуре, и кто против нее, делит людей на членов субкультур и «остальную массу».

С появлением Интернета у молодежи появился доступ к любой информации. Носители субкультурных ценностей становятся более организованными, а широкий рынок иностранной продукции позволяет свести к минимуму внешние контакты с представителями других субкультур и увеличить число контактов внутри группы. Следовательно, можно говорить, что информационная открытость подчас способствует замыканию субкультуры.

Следует помнить, что молодежные субкультуры - это явление всегда социально обусловленное. Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее - их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Профессор В.Т. Лисовский выделяет 3 фактора российского социума, которые играют основную роль.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 21,2%, а доля бедных в данной возрастной группе составила 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е гг. претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор уклонения юношей от службы в армии.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений. Эти обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России [1].

Особенность отечественных молодежных субкультур состоит также в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.

Также основной причиной возникновения неформальных молодежных групп принято считать нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам

факт появления этих групп - процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный - асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности [4].

Заключение

Причинами формирования молодежных направлений являются следующие факторы:

1. Смена социальных ориентиров, переоценка традиционных ценностей. Конкуренция национальных и так называемых западных ценностей на уровне массового сознания непосредственным образом повлияла на ценностный мир молодежи.

2. Кризисное состояние современной российской культуры. Недоступность социальных лифтов для определенной категории граждан и некоторой части молодежи.

3. Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст (15-18 лет) отличают порывистость, неустойчивость желаний, нетерпимость.

Именно эта специфика приводит молодых людей в группы сверстников, которые удовлетворяют их потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении.

Библиография

1. Лисовский В.Т. Социология молодежи: учебник / отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. - 458 с.

2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М., 2000. - С. 25, 35, 49-54.

3. Файрущин М.Г. Понятие «молодежная субкультура» в буржуазной социологии // Общество как объект философско-социологического анализа. - Свердловск, 1987. - С. 107.

4. ФирсовБ.М. Историческая динамика развития советской и постсоветской культур. - М., 1998. - С. 70-78.

5. Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. - 1998. - № 3. - С. 181-187.

6. Флиер А.Я. Совр. культурология: Объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. - 1997.- № 2.- С. 124-145.

7. Фомичева Т.В. Изменение ценностного сознания российской молодежи: социологический анализ // Социальная политика и социология. - М., 1999. - № 2. - С. 86-91.

Bibliography

1. Lisovsky V.T. Sociology of youth: textbook / Ed. V.T. Lisovsky. - SPb.: SPb. University Publishing House, 1996. - 458 p.

2. Omelchenko E.L. Youth cultures and subcultures. - M., 2000. - P. 25, 35, 49-54.

3. FayrushchinM.G. Concept «Youth Subculture» of bourgeois sociology // Society as object of the philosophical and sociological analysis. -Sverdlovsk, 1987. - P. 107.

4. Firsov B.M. Historical dynamics of the Soviet and Post-Soviet cultures development. - M., 1998. -P. 70-78.

5. FliyerA.Ya. Culture as factor of national security // Social sciences and modernity. - 1998. - N 3. -P.181-187.

6. Fliyer A.Ya. Modern cultural science: Object, subject, structure // Social sciences and modernity. -1997. - N 2. - P.124-145.

7. Fomicheva T.V. Change of valuable consciousness of the Russian youth: sociological analysis // Social policy and sociology. - M., 1999. - N 2. - P. 86-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.