Научная статья на тему 'Молодежная политика в КНР, России и США'

Молодежная политика в КНР, России и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1568
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / POLICY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / CENTRALIZATION / YOUTH / LЕGISLATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самусева Ольга Александровна

Статья посвящена анализу моделей молодежной политики, сложившихся в КНР, России и США. Автор приходит к выводу, что молодежная политика этих стран различается. Наименьшую степень централизации молодежной политики демонстрируют США, наибольшую КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth policy in PRC, Russia and The USA

The article examines three models of youth policy, developed in China, Russia and The USA. The author comes to the conclusion that the youth policy of these countries differs. The most decentralized model functions in the USA, the most rigid exists in China.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика в КНР, России и США»

О.А. САМУСЕВА аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Молодежная политика в КНР, России и США

Специфика современной молодежной политики в США, РФ и КНР как в странах со статусом реальных (или потенциальных) сверхдержав заключается в создании «социальных лифтов», которые способны реализовать запросы местных молодых пассионариев и тем самым укрепить статус сверхдержавы.

Стоит отметить, что в науке нет единой точки зрения на определение понятия «молодежь». Как отмечали Г. Ст. Холл, Ш. Бюлер, В. Райх, Э. Эриксон, молодежь - это группа людей определенного возраста с биологическими особенностями и психологическими отношениями. Данная трактовка основывается на социально-психологическом подходе. Э. Шпрангер, Т. Парсонс, Т. Розак, Ч. Рейч в свою очередь определяют «молодежь» как группу людей, которые обладают особым образом жизни, стилем поведения, культурными ценностями и нормами, отличающимися от образцов доминирующей культуры (это субкультурный подход). В.Т. Лисовский и В.И. Чупров используют стратификационный подход к определению понятия «молодежь», трактуя её как социально-демографическую группу, которая выделяется на основе возрастного критерия и обладает особыми социальными позициями.

Общественные организации (ООН, ЮНЕСКО) относят к социальной группе молодежи юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Американские социологи определяют период молодости с 12 до 24 лет, при этом разделяют период молодости на «юношество» (с 12 до 18 лет) и «возраст молодых взрослых» (с 18 до 24 лет), а в ряде других стран верхние границы молодежи ограничивают возрастом в 35

* Самусева Ольга Александровна, e-mail: [email protected]

лет . Сянганские (гонконгские) ученые в своей статье «Формирование китайской молодежной политики и участие молодёжи»2 указывают 12 лет как нижнюю грань возрастных рамок для молодежи и 30 лет как верхнюю грань.

Рассматривая модели взаимоотношений между молодежью и государством, О.В. Степанищенко указывает, что существуют четыре наиболее распространенные модели взаимоотношений государства, региональных и муниципальных образований, общественных институтов, а также молодежи:

• консервативная, подразумевающая минимальное вовлечение государства в молодежную политику (например, в США);

• государственно-общественная - ограниченное вовлечение государства в молодежную политику;

• социально-государственная - всеобъемлющая финансовая поддержка от государства;

• коммунитарная модель - государство-доминант в молодежной политике (например, в КНР).

По мнению О.В. Степанищенко, Россия не вписывается в данную типологию, так как в ней наблюдается «смешанный тип». Причиной этого может быть процесс становления нормативно-правовой базы молодежной политики в Рос-сии3. А.С. Сафонова указывает, что «четкого и содержательного структурирования молодежной политики так и не случилось ...»4. При этом Н.П. Лесовских предлагает определенную классификацию законодательного поля относительно молодежной политики с примерами из регионального законодательства. 1. Законы о молодежи, например Закон Свердловской области «О молодежи в Свердловской области» № 113-03 от 29 октября 2013 г. 2. Законы о молодежи и государственной молодежной политике. Пример -Закон Калининградской области «О государственной моло-

1 Социология молодежи: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. Р.В. Ленькова. М., 2015, с. 41-43.

2 Ngan-Fun Ngai, Chau-Kiu Cheung, Chi-Kei Li. China's Youth Policy Formulation and Youth Participation [Электронный ресурс] - Режим доступа/ httpJ/202.116.197.15/cadalcanton/Fulltext/21154_2014319_101816_48.pdf

Степанищенко О.В. Актуальные проблемы формирования молодежной политики в Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU, 2012, № 84, с. 1002-1003.

4 Сафонова А.С. Молодежная политика и молодежь в политике: зарубежный опыт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2013_2-2_40.pdf

дежной политике в Калининградской области» № 169 от 28.01.2000 г. в ред. от 01.08.2012 г. 3. Законы и постановления правительств субъектов РФ узконаправленного характера. Пример - Закон Волгоградской области «О государственной поддержке специализированных организаций, осуществляющих работу с детьми, подростками и молодежью» № 787-ОД от 18.02.2003 г. в ред. от 21.01.2015 г.1.

Основным законодательным инструментом определения молодежной политики России в нынешний исторический период являются «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р2 даются четкие определения относительно терминологии молодежной политики: «молодежь», «молодая семья», «молодой специалист», «молодежное предпринимательство» и др., а также указываются «Основные принципы реализации государственной молодежной политики», «Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики» и механизмы их реализации. Но при всей целостности данного Распоряжения множество «проблемных вопросов» так и не раскрывается и не предлагается четкий алгоритм их решения. Данные проблемы удачно, на мой взгляд, сформулировали А.П. Меркулов и его коллеги: «... сокращение численности молодежи ...» и «нестабильное состояние межэтнических .отношений ...»3. Стоит отметить, что в России не найден ответ на главный вызов современности - тенденцию сокращения молодого населения. Эта тенденция не угрожает США и КНР: первым - вследствие постоянного притока молодых специалистов извне, второй -вследствие огромного демографического потенциала.

Особенность молодежной политики США заключается в отсутствии единого координирующего государственного органа. Данная политика функционирует на региональном уровне, т.е. на уровне отдельных штатов. Так, в США

1 Лесовских Н.П. Законодательство Российской Федерации в сфере молодежной политики // Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2016, № 3(36), с. 34.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, г. Москва [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru-/2014/12/08/molodej-site-dok.html

3 Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бакалдина Е.С., Елисеев А.Л. Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики // Власть, 2015, № 10, с. 29.

существует более 300 (или 400 по иным подсчётам1) программ поддержки и защиты молодежи, например: «Студенты за ликвидацию голода», «Лицом к улице» и др.2. В регионах молодежная политика представлена следующими программами: «Обучающая сеть», «Нью-Йоркский добровольческий корпус» (Нью-Йорк), «Федерация сотрудничества для образовательного опыта» (Массачусетс), «Ребенок напрокат» (Миннесота) и др.3.

И если молодежная политика США характеризуется региональным разнообразием и децентрализацией, то у китайской молодежной политики отличительными чертами являются «масштаб» и монолитность. Так, в КНР существует 3,59 млн. низовых комсомольских организаций, а общее число членов Коммунистического союза молодежи Китая (КСМК) составляет 89,906 млн. человек4, а это больше, чем население любой страны Европейского Союза. КСМК выполняет руководящие функции в Пионерской организации Китая, объединяющей детей в возрасте до 15 лет. Кроме этого существует Всекитайская федерация молодежи (ВФМ), в состав которой входят все 52 молодежные организации КНР. Она реализует ряд программ и проектов, таких как молодежная консультативная служба «Горячая линия», молодежная программа поддержки образования «Надежна», программа «Красная лента» - профилактика СПИДа среди молодежи, «На завтра» - проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и др.5.

В КНР действует разветвленная система пионерского воспитания, во многом «скопированная» у СССР, а в США -скаутское движение, в России же на данный момент подобных массовых организаций не существует. Особенностью

1 Немшилов О.О. Особенности молодежной политики в Соединенных Штатах Америки [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://novain-fo.ru/article/?nid=4186

2 Зеленин А.А. Национальная модель реализации молодежной политики в Соединенных Штатах Америки // Вестник КемГУ, 2009, № 4, с. 69.

3 Там же.

4 Кордубаев М.К., Шмигирилова Л.Н. Национальная модель реализации молодёжной политики в Китайской Народной Республике (КНР) // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Сб. ст. по материалам XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014, № 11(25). [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://sibac.info/archive/so-cial/11 (25).pdf

5 Там же.

китайской молодежи является массовое позднее взросление по сравнению, например, с американской молодежью. Кроме этого, по утверждению Н. Вавилова, в КНР существует «табу» на рассмотрение во внутренних СМИ информации относительно клановости китайской элиты1, а также единый взгляд на формирование молодежной политики.

^орт - одна из немногих возможностей для продвижения молодежи вверх по «социальным лифтам» и попадания их в международную или национальную элиту. В самом Китае кроме спорта, которому государство уделяет значительное внимание как способу позиционирования КНР на международной арене, значительным «социальным лифтом» является армия, которая позволяет молодому населению из деревенской местности добиться карьерного роста. По версии Global Firepower Index2, армия КНР является третьей по силе и мощности после армий США и России, а второй военный бюджет в мире - 161,7 млрд. долл. США явно предоставляет возможности для продвижения молодых кадров в армии страны.

Но всё же в ситуации практически полной монополии Коммунистической партии Китая именно продвижение молодежи по «социальным лифтам» партийного истеблишмента является основным условием омоложения элиты страны. Так, если в Уставе КПК на XVIII и XIX съездах партии позиция относительно молодежи не изменилась, то в «Полном тексте доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК»3, молодежной тематике посвящено значительно больше внимания, чем в «Полном тексте доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК»4. Данные выводы основываются не только на более частом упоминании термина «молодежь» в различной трактовке, но и на качественном изменении термина, например,

1 Перетолчин Д., Вавилов Н. Некоронованные короли красного Китая (2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.you-tube.com/watch?v=5e53cwt6gK4

2 Global Firepower Index [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.globalfirepower.com/index.asp

3 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm

4 Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/8023968.html

вместо «молодые и рабочие крестьяне» Си Цзиньпин использовал термины «молодые кадровые работники» и «молодые специалисты».

Безусловно, данное исследование не дает ответов на многие актуальные политические вопросы современной китайской реальности, но совершенно очевидно, что сама китайская молодежь должна стать предметом пристального исследования в рамках политической науки.

В результате можно выделить следующие особенности молодежной политики в КНР, России и США:

- монополия самой влиятельной партии в стране и массовость движения в КНР;

- влияние государства на молодежную политику, но скорее по инерции с советского периода, при наличии большого количества различных законодательных актов, которые не являются системными, в Российской Федерации;

- значительная децентрализация молодежной политики и разнонаправленность молодежной политики в США.

Самусева О.А. Молодежная политика в КНР, России и США. Статья посвящена анализу моделей молодежной политики, сложившихся в КНР, России и США. Автор приходит к выводу, что молодежная политика этих стран различается. Наименьшую степень централизации молодежной политики демонстрируют США, наибольшую - КНР.

Ключевые слова: молодежь, политика, законодательство, централизация.

Samuseva O.A. Youth policy in PRC, Russia and The USA. The

article examines three models of youth policy, developed in China, Russia and The USA. The author comes to the conclusion that the youth policy of these countries differs. The most decentralized model functions in the USA, the most rigid exists in China.

Keywords; the youth, policy, lеgislation, centralization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.