Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ'

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1673
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / ЗАКОНЫ / ПРОГРАММА / ПОМОЩЬ / ПОДДЕРЖКА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бирюков Сергей Владимирович, Сазонов Илья Сергеевич

Актуальность темы исследования состоит в особой роли молодежи в современном обществе. Авторами ставится проблема понимания и подходов к исследованию молодежной политики в России. В статье рассмотрены особенности молодежной политики в контексте современных социальных трансформаций, выделены ее основные составляющие. На основе анализа нормативных актов и специальной литературы по молодежной политике Российской Федерации сформулированы основные принципы построения этого важного направления государственной политики нашей страны. Проведен достаточно углубленный анализ законодательства о молодежи, показаны все сложности и особенности молодежной политики в современном правовом, социальном и экономическом поле. Особое внимание в статье уделено реконструкции логики развития молодежной политики Российской Федерации на основе реализуемых программ поддержки молодежи в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бирюков Сергей Владимирович, Сазонов Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY: MODERN UNDERSTANDING AND APPROACHES TO RESEARCH

The relevance of the research topic lies in the special role of youth in modern society. The authors pose the problem of understanding and approaches to the study of youth policy in Russia. The article examines the features of youth policy in the context of modern social transformations, highlights its main components. Based on the analysis of normative acts and special literature on youth policy of the Russian Federation, the basic principles of building this important direction of state policy of our country are formulated. A fairly in-depth analysis of the legislation on youth has been carried out, showing all the complexities and features of youth policy in the modem legal, social and economic field. Special attention is paid to the reconstruction of the logic of the development of the youth policy of the Russian Federation on the basis of implemented youth support programs in modern conditions.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

STATE AND CIVIL SOCIETY, IDEOLOGY AND POLITICS

Развитие территорий. 2021. № 4. С. 85—90. Territory Development. 2021;(4):8 5—90.

Государство и гражданское общество, идеология и политика

Научная статья УДК 354

DOI: 10.32324/2412-8945-2021 -4-85-90

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПОДХОДЫ

К ИССЛЕДОВАНИЮ

Сергей Владимирович Бирюков1-4, Илья Сергеевич Сазонов3

'Томский национальный исследовательский государственный университет, Томск, Российская Федерация 2Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Российская Федерация

3Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация

4Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, Китай

1—4birs.07@mail.ru

3sazonov.ilya95@gmail.com

Аннотация. Актуальность темы исследования состоит в особой роли молодежи в современном обществе. Авторами ставится проблема понимания и подходов к исследованию молодежной политики в России. В статье рассмотрены особенности молодежной политики в контексте современных социальных трансформаций, выделены ее основные составляющие. На основе анализа нормативных актов и специальной литературы по молодежной политике Российской Федерации сформулированы основные принципы построения этого важного направления государственной политики нашей страны. Проведен достаточно углубленный анализ законодательства о молодежи, показаны все сложности и особенности молодежной политики в современном правовом, социальном и экономическом поле. Особое внимание в статье уделено реконструкции логики развития молодежной политики Российской Федерации на основе реализуемых программ поддержки молодежи в современных условиях.

Ключевые слова: молодежь, государственная политика, исследование, законы, программа, помощь, поддержка, современное общество

Для цитирования: Бирюков С. В., Сазонов И. С. Молодежная политика: современное понимание и подходы к исследованию // Развитие территорий. 2021. № 4. С. 85—90. DOI: 10.32324/2412-8945-2021-4-85-90.

State and civil society, ideology and politics

Original article

YOUTH POLICY: MODERN UNDERSTANDING AND APPROACHES TO RESEARCH

Sergey V. Biryukov1-4, Ilya S. Sazonov3

'Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

2Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russian Federation

3Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation 4East China Normal University, Shanghai, China 1—44birs.07@mail.ru 3sazonov.ilya95@gmail.com

Abstract. The relevance of the research topic lies in the special role of youth in modern society. The authors pose the problem of understanding and approaches to the study of youth policy in Russia. The article examines the features of youth policy in the context of modern social transformations, highlights its main components. Based on the analysis of normative acts and special literature on youth policy of the Russian Federation, the basic principles of building this important direction of state policy of our country are formulated. A fairly in-depth analysis of the legislation on youth has been carried out,

© Бирюков С. В., 2021 © Сазонов И. С., 2021

showing all the complexities and features of youth policy in the modern legal, social and economic field. Special attention is paid to the reconstruction of the logic of the development of the youth policy of the Russian Federation on the basis of implemented youth support programs in modern conditions.

Keywords: youth, public policy, research, laws, program, assistance, support, modern society

For citation: Biryukov S. V., Sazonov I. S. Youth policy: modern understanding and approaches to research. Territory Development. 2021;(4):85—90. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-2021-4-85-90.

Молодежная политика в современной России является важным сегментом государственной политики, ориентированным на юное поколение россиян, которому предстоит определять жизнь страны в мире третьего тысячелетия; в руках молодого поколения, представители которого родились на рубеже тысячелетий и проходили процесс социализации в течение трех последних десятилетий, находится будущее нашей страны. При этом серьезными исследовательскими проблемами по сию пору остаются прояснение смысла, задач и целей молодежной политики — как универсальных (инвариантный компонент), так и специальных в контексте адаптации стратегии и содержания (вариативный компонент) к постоянно изменяющимся социальным условиям (в нашем случае — к ситуации позднего модерна и глобализации).

Целью представленной статьи являются идентификация и описание как универсального инвариантного содержания молодежной политики, так и тех изменений в ее характере и содержании, которые происходят в ситуации становления «постсовременного» глобального общества (с уточнением методологии исследования, способной отразить вышеобозначенные аспекты).

Ключевые термины, связанные с рассматриваемым в представленной статье предметом: молодежь (как особая социально-демографическая категория), проблемы молодежи (социально-экономические, образовательные, культурно-идентификационные, связанные с политическим участием и др.) и молодежная политика — как особая сфера деятельности государства, в рамках которого должны решаться эти проблемы).

Проблемы молодежи в истории человечества неоднократно становились предметом изучения множества ученых [1—3]. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», молодежь — это группа граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет.

Таким образом, молодежная политика — важная составляющая внутренней политики любого государства, объектом регулирования которой является статус, условия жизнедеятельности и образ жизни граждан страны в возрасте от 14 до 35 лет.

Согласно общепринятому определению, смысл молодежной политики любого государства состоит в гармонизации условий жизнедеятельности молодежи, в обеспечении возможностей для равноправного и полноценного ее развития, в повышении социальных и культурных стандартов ее жизни, в создании условий для полноценной интеграции молодых людей в систему соци-

ально-экономических и политических отношений в качестве сознательных и ответственных граждан нашей страны.

Место национальной политики в системе политических идей и управленческих решений зависит от особенностей данного конкретного государства. Любая сфера политики центральной власти должна иметь молодежный аспект — будь то экономика, социальная сфера, образование, безопасность граждан. Поэтому основным содержанием молодежной политики в России должно считаться взаимодействие государства с молодежью как с особой социальной категорией на основе принципа обратной связи, воплощение его в законодательной базе и реализация на практике.

Субъектами национальной политики является государство в лице центральных (федеральных) и региональных властей, т. е. органов государственного управления, а также (с известными оговорками) органы местного самоуправления, решающие в своей повседневной деятельности проблемы молодых людей (не принимая при этом стратегически значимых решений).

Объектами национальной политики являются молодежь как особая социальная общность (категория, выделяемая на основе определенных классифицирующих признаков, а также социально-групповой идентификации), а также те сферы, где представители этой социальной категории действуют и проявляют себя: экономическая, семей-но-бытовая, культурно-образовательная, общественно-политическая.

Соответственно, следует выделить и три взаимосвязанных блока региональной политики: социальный (демографическая, гуманитарная, семейная, культурно-образовательная составляющие молодежной политики), экономический (инвестиционная, распределительная, бюджетно-финансовая составляющие молодежной политики), административно-правовой (различные формы администрирования и правового регулирования жизни и деятельности молодежи).

Среди критериев эффективности молодежной политики традиционно называют:

1) результативность;

2) адекватность специфическим условиям страны — возрастному составу населения, специфике государственного устройства, историческим традициям межнациональных отношений;

3) адаптивность к социально-экономическим и социально-культурным изменениям, происходящим в стране и в мире;

4) комплексность — способность одновременно решать различные аспекты молодежных проблем (социальные, экономические, правовые, культурно-образовательные, семейно-бытовые);

5) эффективное функционирование механизма обратных связей между субъектами и объектами молодежной политики — государством и молодежью как особой социальной категорией;

6) управляемость и стабильность тех сфер жизни и деятельности, где действует молодежь.

На сегодняшний день можно констатировать следующие изменения молодежи как социального субъекта: фрагментацию (разделение на подгруппы с точки зрения образа жизни), экспансию молодежных субкультур (включая контркультуры), известную космополитичность (эффект глобализации, который не стоит переоценивать), отчуждение от традиционных предлагаемых механизмов социализации, недостаточно высокий уровень доверия к государственным институтам и механизмам реализации молодежной политики. При этом молодежь сохраняется в качестве социального актора. Таким образом, представляется целесообразным рассматривать ее как изменчивое гетерогенное сообщество, обладающее как инвариантными, так и вариативными характеристиками.

Какая же научная методология, на наш взгляд, наиболее способствует созданию комплексной картины изменений, происходивших в сфере молодежной политики в современной России, и может быть использована при разработке последующих стратегий и планов, применяемых в этой сфере? Подобная парадигма, предложенная известным новосибирским политологом И. Н. Гомеровым, определяется как системно-синерго-деятельностная [4]. Последняя предполагает рассмотрение молодежной сферы и ее компонентов как сложной системы, развивающейся в результате действий взаимодействующих заинтересованных акторов (государственно-политических и социально-субъектных) в соответствии с нелинейными закономерностями (предполагающими многообразие вариантов развития ситуации в зависимости от изменчивого соотношения интересов и комбинации различных факторов, влияющих на общую ситуацию).

Системно-синерго-деятельностный подход позволяет применительно к изучению молодежной политики:

— выявлять совокупность факторов (личностных, системных, формальных, неформальных, экономических, правовых и др.), определяющих характер и направленность развития ситуации в молодежной сфере;

— определять совокупность проблем, противоречий и конфликтов, от степени успешности разрешения которых зависит не только текущее развитие, но и итоговая реализация долгосрочных государственных планов в молодежной сфере;

— давать комплексную характеристику сложившимся и используемым моделям, практикам и стратегиям, взятым на вооружение субъектами, формирующими и реализующими молодежную политику на разных уровнях (включая региональный и местный);

— оценивать совокупную эффективность реализуемых стратегий и конкретных принимаемых решений, используемых в процессе реализации государственной молодежной политики в текущих условиях, наличие либо отсутствие у применяемых стратегий и планов кратко- и среднесрочной перспективы.

Исходя из базовых положений системного подхода, мы можем сформулировать базовые принципы, на которых должна строиться молодежная политика государства:

1) рефлексивность — способность к осмыслению всего комплекса присутствующих в сфере молодежной политики проблем, промежуточных и итоговых результатов конкретных мероприятий в молодежной сфере;

2) аналитичность — аналитическое обоснование принимаемых в сфере молодежной политики решений, что предполагает использование специального аналитического инструментария как консультантами, так и практиками, работающими по молодежной проблематике;

3) обоснованность принимаемых решений с учетом параметров конкретной ситуации в молодежной сфере;

4) технологичность — опора практической молодежной политики на набор специализированных властно-управленческих технологий;

5) прогностичность — способность прогнозировать развитие ситуации в молодежной сфере, развитие текущей ситуации в сферах жизнедеятельности молодежи, а также последствия принимаемых в этой сфере властно-политических решений;

6) проективность — формирование и реализация молодежной политики как системы проектов различного масштаба и уровня (включая региональный и местный);

7) гласность, открытость и подконтрольность механизмов, процедур разработки и осуществления молодежной политики обществу;

8) задействование механизмов молодежного самоуправления при решении проблем в ключевых сферах жизни и деятельности молодежи;

9) развитие механизмов помощи и защиты нуждающейся в поддержке части молодых людей, предоставление им льгот и привилегий на адресной основе;

10) опережающее, своевременное и оперативное реагирование на проблемы, напряжения и конфликты, возникающие в молодежной сфере.

Каким же образом вырабатывается и реализуется молодежная политика в современной России? Важнейшим государственным документом, действующим сегодня в России, является Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года. В ней изложено государственное видение молодежных проблем и намечен ряд мер по оказанию помощи молодому поколению.

В российском законодательстве понятие «молодежь» охватывает представителей в возрасте с 14 до 35 лет. Данное положение о пороговом

значении критериев возраста обусловлено стремлением российского правительства увеличить поддержку молодых семей (средний возраст которых равняется 30 годам).

В российской политической среде взаимодействие с молодыми людьми воспринимается через призму реализации потенциала инициативных представителей молодежи для поддержания ее социально-экономических, политических и духовно-нравственных возможностей.

В Российской Федерации одна из ведущих ролей в решении вопросов молодежной политики отводится Федеральному агентству по делам молодежи (Росмолодежь) [5]. Тем не менее региональным правительствам, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», дается широкий спектр полномочий в реализации собственных стратегий по поддержке молодежных объединений и инициативных молодых людей.

Сегодня много внимания уделяется молодым гражданам страны, попавшим в трудные жизненные ситуации. Им в помощь предусматривается комплекс мер на уровне местной власти.

Молодежная политика в современной России предусматривает воспитание молодежи в духе патриотизма. В рамках просвещенно-патриотического дискурса главными ценностями выступают страна, государство, земля. От национализма патриотизм отличается тем, что он относится с уважением к национальному сознанию других народов.

Как отмечает В. К. Криворученко, нужно четко осознавать, что молодежная политика должна определять отношение к миру, стране, народу и нации, к которой себя относит человек. В любом случае в каждом молодом человеке живет частица патриота, способного положительно относится к стране, в которой он живет [6, с. 210].

Институционализация молодежи представляется современными политическими деятелями как процесс вовлечения ее в трудовую, социальную, политическую активность. Именно это учитывали разработчики главных задач молодежной политики нашей страны. Они изложили их в Стратегии государственной молодежной политики. При ее составлении представители государства учитывали, что современная российская молодая часть населения является одной из наименее защищенных социальных прослоек общества. Это обусловлено тем, что представители молодежи как особой общественной категории недостаточно самостоятельны. Зачастую они находятся в зависимости от обстоятельств, обусловленных возрастными рамками и отсутствием социального опыта. Работу молодым людям в современной ситуации найти действительно трудно — это признают все. В силу этого важным направлением государственной молодежной политики в Российской Федерации является проблема ликвидации безработицы среди молодежи. Она одна из

самых актуальных на сегодняшний день не только в России, но и в мире.

В современных условиях кризиса экономки и западных санкций против России молодежь, которая окончила учебные заведения, все чаще чувствует себя лишней на рынке труда. Отсутствие свободных рабочих мест, невозможность найти работу по специальности, с одной стороны, и неразвитость социальной инфраструктуры помощи — с другой, приводят к неуверенности молодежи в завтрашнем дне.

Окончание учебного заведения влечет за собой неопределенность с местом работы по специальности или вообще ее отсутствие. Российские работодатели часто выдвигают условия, которым не может соответствовать молодежь, так как у нее нет опыта работы. Это объясняется тем, что нужны опытные работники, а навыков работы у молодежи, которая недавно закончила учебное заведение, еще нет.

Для исправления сложившейся ситуации, по мнению П. А. Меркулова, необходимо обязать учебные заведения проводить практику и в обязательном порядке в той частной компании (предприятии), где выпускник будет далее работать. Если такую практику ввести с начального по завершающий курсы обучения, то ситуация изменится. Студент, зная и усваивая требования к своей будущей работе, в процессе учебы постепенно приобретет необходимые знания для ее выполнения [3].

В условиях интеграции институтов и университетов с наукой и производством можно достигнуть преимущества в организации образовательного процесса за счет создания возможности для реализации знаний студентов на практике. Это должно быть сделано с учетом требований рынка труда. Вузы должны разработать и внедрить для повышения квалификации выпускников инновационные образовательные программы, основанные на сотрудничестве с реальными субъектами рынка и использовании компетентностного подхода при формировании профессиональных навыков у обучающихся. Таким образом, проблема низкой квалификации будет решена. Однако, по законодательству, молодежи в возрасте 14— 18 лет нельзя работать целый рабочий день, а это воздействует на материальное положение и моральное состояние молодых людей, делая их зависимыми от доходов семьи, либо, за неимением такой, от органов опеки. Большая часть молодых людей, не достигших совершеннолетия, имеющих желание работать и зарабатывать, никак не могут получить подходящую для себя работу с полноценной оплатой за свой труд.

Также молодая часть населения зависит от вуза или другого учебного заведения, диплом которого далеко не всегда позволяет выпускнику добиться получения высокооплачиваемой работы.

Как показывает отечественная практика, в основной массе выпускники вузов не имеют способности получить высокооплачиваемую работу. Это представляет собой социальную проблему,

в разной степени характерную для всех регионов России.

Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Это совокупность молодых людей, которым общество в процессе реализации государственной молодежной политики предоставляет шанс на социальное самоутверждение, обеспечивая их соответствующими льготами, которые дополняются определенными ограничениями на участие в различных сферах жизнедеятельности, что не всегда устраивает самих молодых людей.

Так или иначе молодежь, как отмечает специалист, — одна из самых зависимых социальных групп, она быстрее других групп трансформируется под воздействием внешних факторов, будь то политические, экономические, социальные или иные факторы [6, с. 18].

Поскольку сегодняшнее мироустройство развивается в логике информационного века, то одно из приоритетных значений приобретает информационный механизм реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Именно информация оказывает огромное влияние на политические и социальные представления молодого поколения в нашем государстве. Молодежь представляет собой активных пользователей сети Интернет. В рамках глобальной «Мировой паутины» молодые люди получают последнюю актуальную для себя информацию, обмениваются мнениями по различным вопросам, стремятся к личностному развитию. В силу этого в основу информационного механизма реализации государственной молодежной политики в России должно быть положено формирование обобщенных статистических сведений, социологических мониторинговых прогнозов, отражающих проблемы жизни молодого поколения и возможные пути их решения, а также создание позитивного имиджа самого института государственной молодежной политики в средствах массовой информации.

Политика государства в отношении молодежи должна принимать во внимание проблемы формирования мировоззрения молодого человека. Совокупность его взглядов, оценок, отношений к реальному миру, а также модель поведения и жизненные позиции, которые призваны помочь молодому человеку занять определенное место в жизни, определяются многими факторами. В формировании мировоззрения молодежи одно из главных мест занимает то, что принято определять в качестве культурной и исторической политики. Последние призваны формировать ценностную ориентацию, направленную на патриотизм и любовь к своей Родине.

Ориентиры молодого человека подвижны и изменчивы — соответственно, они приобретаются, теряются, формируются и трансформируются в течение всей жизни. В силу этого важно, чтобы все направления государственной молодежной политики в нашей стране находились в согласии с устремлениями и потребностями молодежи.

Молодежная политика может быть полноценно осмыслена и реализована лишь в рамках полноценного стратегического планирования национального развития. Для того чтобы сделать молодежь России социально востребованной и адаптированной, нужно добиться единения всех целей политики в отношении молодежи. Для этого на уровне государства необходимо обеспечить полноценное взаимодействие всех основных субъектов молодежной политики. Подобная «спайка» (когезия) способна, как считает В. К. Криво-рученко, обеспечить единство целей, задач и направлений молодежной политики как особой сферы деятельности государства [6].

Можно констатировать, что в России следует развивать механизмы взаимодействия с молодежными и детскими общественными организациями, оказывать поддержку молодежному парламентаризму в России. Несомненно, что принятие обозначенных мер будет значительно способствовать развитию российской государственности на современном этапе.

Российская государственная молодежная политика должна учитывать все факторы развития молодежи и управлять наиболее значимыми из них.

По материалам статьи можно сделать вывод, что сегодня в России самой главной задачей молодежной политики должны быть социализация и привлечение молодежи к политической жизни страны на основе духовных ценностей и традиций нашей Родины. Помимо этого молодежная политика российского государства предусматривает участие молодого поколения россиян в строительстве правового государства и, следовательно, борьбу с правовым нигилизмом и его проявлениями в молодежных рядах. Социальная составляющая молодежной политики включает в себя полноценную интеграцию молодежи в общественную жизнь общества. Спортивная, культурная и политико-идеологическая составляющие молодежной политики обеспечат страну здоровыми и воспитанными людьми, уважающими традиции, опыт и достижения старших поколений. Можно констатировать, что интересы российской молодежи принципиально не расходятся с интересами всего социума нашей страны, и поэтому реализация молодежной политики в современной России должна осуществляться силами всего общества.

Список источников

1. Зуляр Р. Ю., Серебряков Е. А. Государственная молодежная политика как объект исследования (по материалам диссертационных работ) // Изв. Иркут. гос. ун-та. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 9. С. 210—224.

2. Кочетков А. В., Кузьмина О. В. Государственная молодежная политика Российской Федерации: становление и развитие. М. : Нац. Совет молодеж. и дет. общий России, 2017. С. 18—48.

3. Меркулов П. А. Современное состояние и перспективы изучения истории молодежной политики России // Упр. общественными и эконом.системами. 2012. № 1. URL: http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2012/1/merkulov.doc (дата обращения: 14.10.2021).

4. Гомеров И. Н. Структура и свойства власти. Новосибирск : СибУПК, 2000. С. 54.

5. Росмолодежь: об агентстве. URL: https://fadm.gov.ru/agency/about (дата обращения: 15.10.2021).

6. Криворученко В. К. Научная школа по истории молодежи и юношеского движения в России — Советском Союзе — Российской Федерации / кафедра истории Моск. гуманитар. ун-та // МосГУ. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/history_of_the_youth/ (дата обращения: 14.10.2021).

References

1. Zulyar R.Yu., Serebryakov E.A. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika kak ob"ekt issledovaniya (po materialam dissertatsionnykh rabot) [State youth policy as an object of research (based on the materials of dissertations)], Izv. Irkut. gos. un-ta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie [Izv. Irkut. State University. Series: Political Science. Religious studies], 2014, vol. 9, pp. 210—224.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kochetkov A.V., Kuz'mina O.V. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika Rossiiskoi Federatsii: stanovlenie i razvitie [State Youth Policy of the Russian Federation: formation and development]. Moscow: Nats. Sovet molodezh. i det. obshchii Rossii, 2017, pp. 18—48.

3. Merkulov P.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy izucheniya istorii molodezhnoi politiki Rossii [The current state and prospects of studying the history of youth policy in Russia], Upr. obshchestvennymi i ekonom.sistemami [Management of public and economic. Systems], 2012, no. 1. Available at: http://umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2012/1/merkulov.doc (accessed: 14.10.2021).

4. Gomerov I.N. Struktura i svoistva vlasti [Structure and properties of power]. Novosibirsk: SibUPK, 2000, pp. 54.

5. Rosmolodezh': ob agentstve [Russian youth: about the agency]. Available at: https://fadm.gov.ru/agency/about (accessed: 15.10.2021).

6. Krivoruchenko V.K. Nauchnaya shkola po istorii molodezhi i yunosheskogo dvizheniya v Rossii — Sovetskom So-yuze — Rossiiskoi Federatsii [Scientific School on the History of Youth and Youth Movement in Russia — the Soviet Union — the Russian Federation]. Available at: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/history_of_the_youth/ (accessed: 14.10.2021).

Информация об авторах

Бирюков Сергей Владимирович — доктор политических наук, профессор, профессор кафедры политологии, Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация; профессор кафедры истории, Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Российская Федерация; профессор кафедры политических наук и технологий, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация; старший научный сотрудник Центра изучения России, Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай, Китай. E-mail: birs.07@mail.ru

Сазонов Илья Сергеевич — аспирант, Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: sazonov.ilya95@gmail.com

Information about the authors

Sergey V. Biryukov — Doctor of Political Sciences, Professor, Professor of the Department of Political Science, Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation; Professor of the Department of History, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russian Federation; Professor of the Department of Political Science and Technology, Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation; Senior Researcher at the Center for the Study of Russia, East China Pedagogical University, Shanghai, China. E-mail: birs.07@mail.ru

Ilya S. Sazonov — Postgraduate student, Siberian Institute of Management — branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation. E-mail: sazonov.ilya95@gmail.com

Статья поступила в редакцию 15.10.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 05.11.2021.

The article was submitted 15.10.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication 05.11.2021.

Siberian Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.