Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1369
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ / ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СУБЪЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / ФОРМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / DIALOGUE OF GENERATIONS / DIRECTIONS OF YOUTH INVOLVEMENT / FORMS OF YOUTH INVOLVEMENT / IMPERATIVE OF THE SOCIO-POLITICAL SITUATION / NORMATIVE SUPPORT / REGULATION OF YOUTH DEVELOPMENT / SOCIAL WORK / STATE YOUTH POLICY / SUBJECTS OF YOUTH POLICY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попадюк Н. К., Велиханов М. Т.

Статья посвящена значимости государственной молодежной политики в современной социальной политике государства. Показано, что государственная молодежная политика выступает императивом в современной ситуации в стране. Актуальность исследования также задается расширением географии государственной молодежной политики и возрастающим количеством ее главных субъектов. Основной целью работы является раскрытие содержания государственной молодежной политики и определение направлений социальной работы по ее реализации. Предметом исследования являются направления социальной работы с молодежью как особой социальной группой по реализации государственной молодежной политики. Показаны инструменты реализации государственной молодежной политики, раскрыты направления вовлечения молодежи в активную общественно-политическую практику и в каких формах это осуществляется и целесообразно проводить. Ориентация на складывающуюся тенденцию ориентации молодежи на достижение личного успеха и личностного роста позволяет задействовать и психологические средства регулирования молодежной активности в вовлечении этого важного социального слоя в решение задач, стоящих перед страной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the importance of the state youth policy in the modern social policy of the state. The paper shows that the state youth policy is an imperative in the current situation in the country. The authors also determine the relevance of the study by the expansion of the geography of state youth policy and the increasing number of its main subjects. The main purpose of the work is to reveal the content of the state youth policy and determine the directions of social work for its implementation. The subject of the research is the directions of social work with young people as a special social group for the implementation of the state youth policy. The paper shows the tools for implementing the state youth policy, reveals the directions for involving young people in active social and political practice, and in what forms it is carried out and it is advisable to conduct it. Focusing on the emerging trend of young people`s orientation towards achieving personal success and personal growth allows us to use psychological means of regulating youth activity in involving this important social stratum in solving the problems facing the country.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 316.334.4 Попадюк Никита Кириллович

д-р экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0003-4235-6905 e-mail: nkpopadyuk@fa.ru

Велиханов Марат

Тахирович

студент, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-9841-0774 e-mail: maratgb@bk.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-1-164-171

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена значимости государственной молодежной политики в современной социальной политике государства. Показано, что государственная молодежная политика выступает императивом в современной ситуации в стране. Актуальность исследования также задается расширением географии государственной молодежной политики и возрастающим количеством ее главных субъектов. Основной целью работы является раскрытие содержания государственной молодежной политики и определение направлений социальной работы по ее реализации. Предметом исследования являются направления социальной работы с молодежью как особой социальной группой по реализации государственной молодежной политики. Показаны инструменты реализации государственной молодежной политики, раскрыты направления вовлечения молодежи в активную общественно-политическую практику и в каких формах это осуществляется и целесообразно проводить. Ориентация на складывающуюся тенденцию ориентации молодежи на достижение личного успеха и личностного роста позволяет задействовать и психологические средства регулирования молодежной активности в вовлечении этого важного социального слоя в решение задач, стоящих перед страной.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, диалог поколений, императив социально-политической ситуации, молодежь, направления вовлечения молодежи, нормативное обеспечение, регулирование развития молодежи, социальная работа, субъекты молодежной политики, формы вовлечения молодежи

Для цитирования: Попадюк Н.К., Велиханов М.Т. Теоретические основы социальной работы с молодежью в контексте государственной политики Российской Федерации//Вестник университета. 2021. № 1. С. 164-171.

Nikita K. Popadyuk

Dr. Sci. (Econ.), Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-4235-6905 e-mail: nkpopadyuk@fa.ru

Marat T. Velikhanov

Student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

ORCID: 0000-0002-9841-0774 e-mail: maratgb@bk.ru

THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL WORK WITH YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article is devoted to the importance of the state youth policy in the modern social policy of the state. The paper shows that the state youth policy is an imperative in the current situation in the country. The authors also determine the relevance of the study by the expansion of the geography of state youth policy and the increasing number of its main subjects. The main purpose of the work is to reveal the content of the state youth policy and determine the directions of social work for its implementation. The subject of the research is the directions of social work with young people as a special social group for the implementation of the state youth policy. The paper shows the tools for implementing the state youth policy, reveals the directions for involving young people in active social and political practice, and in what forms it is carried out and it is advisable to conduct it. Focusing on the emerging trend of young people's orientation towards achieving personal success and personal growth allows us to use psychological means of regulating youth activity in involving this important social stratum in solving the problems facing the country.

Keywords: dialogue of generations, directions of youth involvement, forms of youth involvement, imperative of the socio-political situation, normative support, regulation of youth development, social work, state youth policy, subjects of youth policy, youth

For citation: Popadyuk N.K., Velikhanov M.T. (2021) Theoretical foundations of social work with young people in the context of the state policy of the Russian Federation. Vestnik universiteta, no. 1, pp. 164-171. DOI: 10.26425/18164277-2021-1-164-171

© Попадюк Н.К., Велиханов М.Т., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Popadyuk N.K., Velikhanov M.T., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

«Молодежь - опора сегодняшнего дня и будущее России», - заявил Президент Российской Федерации (далее - РФ) В.В. Путин на традиционной пресс-конференции в столице [14]. От того, какие модели воспитания молодого поколения выберет государство сегодня, завтра будет зависеть состояние всех сфер жизни общества, степень развития гражданского общества, а также культурные, духовные и моральные настроения различных социальных групп населения, показатели социально-экономического развития отдельного муниципального образования, субъекта и, наконец, страны в целом.

Формирование высоконравственной и высокоинтеллектуальной молодежи, сохранившей культуру, способность отстаивать интересы своей страны - задача современного российского общества.

Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

Социальная работа с молодежью на сегодняшний день в России является одним из ключевых направлений государственной политики. Она представляет направление деятельности по содействию и оказанию поддержки молодежи для создания и улучшения условий социализации и иных, благоприятно воздействующих на развитие молодежи. Политика государства в этом контексте интерпретируется в качестве конечного результата, отражающего состояние выполнения государством своих социальных функций в виде созданий организационных, экономических и правовых гарантий и условий с целью самосовершенствования представителей молодежи, а также содействия поступательному развитию молодежных объединений.

В современных общественно-политических условиях становится необходимым обеспечить эффективное воспроизводство и преемственное развитие надежных и прочных государственных и гражданских начал, а также диалог поколений. Роль молодежи как особой социальной группы в данных условиях и процессах становится очевидной, поскольку именно эта группа населения обладает воспроизводственной функцией (как биологической, так и социальной) и именно она признана инициировать гражданские устремления, не боится брать на себя ответственность, строить амбициозные планы, делать то, что никто ранее не совершал. Социальной особенностью данной группы населения является то, что она способна как перенимать по наследству сложившиеся социальные отношения, так и преобразовать и модернизировать их.

Внутри данного процесса возникают различного рода противоречия, которые, в свою очередь, образуют основу целого комплекса специфических молодежных проблем, так как, с одной стороны, молодежь -это самая мобильная часть социума, где наиболее стремительными темпами происходит формирование и последующее совершенствование профессиональных навыков и умения, и как следствие, продвижение по карьерной лестнице. Однако, с другой стороны, к сожалению, далеко не все представители молодого поколения смогли найти свое «место под солнцем» в рыночной экономике, что обеспечивает снижение социального статуса, возможности получить доступ к качественному образовательному процессу и объектам культурного наследия на фоне расширения масштабов преступности и девиантного поведения, безработицы и социального неравенства. Опыт последних лет демонстрирует успехи в развитии государств, которые уделяющих повышенное внимание проводимой молодежной политике и ясно и конкретно определивших значение данной социальной группы населения для политического и социально-экономического развития. Все это обеспечивает особую актуального исследования вопросов молодежной политики и ее реализации. В рамках государственной молодежной политики должны проводиться работы, обеспечивающие соответствующие условия не только для успешной социализации и самореализации с реальными результатами, но и обеспечения возможностей для самостоятельного решения собственных вопросов.

Президент России постоянно уделяет внимание молодежной политике. В частности, в своих Посланиях Федерального Собрания РФ. Стоит отметить, что послания выполняют функции не только стратегического программного документа, но и определяют уточнения и аспекты, которые в последующем необходимо учитывать и в законотворческой деятельности Парламента РФ. Послание является основанием для формирования плана работы на год и среднесрочную перспективу для Правительства РФ с целью его реализации всей системой исполнительной власти [8]. Вектор развития нормативно-правового сопровождения молодежной политики в РФ в 2020 г. намечен на повышение роли молодежи как социальной группы, что нашло отражение во внесенном в июле 2020 г. проекте Федерального закона «О молодежной политике

в Российской Федерации» [3]. Данный нормативно-правовой акт будет определять цели, принципы и направления реализации государственной молодежной политики, а также регулировать отношения между основными субъектами, участвующими в ее формировании и реализации, поскольку законодательно закрепляет статус молодежи, к которой будут относиться граждане в возрасте от 14 до 35 лет. Это позволит большему числу представителей данной социальной группы воспользоваться мерами поддержки.

Молодежь как социальная группа: ее проблемы и потребности

Деятели науки единогласно сходятся во мнении и дают определение молодежи как социально-демографической группы переходного периода между детством и взрослостью. В педагогическом энциклопедическом словаре хронологические границы молодости определены на основе особенностей исторического и культурного развития, форм и способов процесса социализации представителей молодежного сообщества.

Молодежь - это группа людей, проходящих стадию взросления. В этот период жизни человек усваивает социальные ценности, культуру своего рода, страны, определяет свое место в обществе. В молодости человек приобретает профессию, приступает к трудовой деятельности. Все это сопровождается самопознанием, утверждением человека как индивидуальной личности, способной принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

Согласно гражданскому законодательству, совершеннолетие наступает в возрасте 18 лет, что обеспечивает, с одной стороны, наличие полной правоспособности, то есть возможности пользоваться всеми правами гражданина, а с другой, - принятие определенных обязанностей, в том числе по соблюдению законодательства.

Изучению молодежи ее особенностей и проблем в разные периоды жизни общества посвящены труды ученых психоаналитиков: З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона; а также деятелей отечественной социологии: В. Лисовского, В. Ольшанского, С. Иконниковой, Д. Фельдштейна, И. Кона, Л. Архангельского и др. Общепризнано, что молодежь - «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [9, с. 576]. «Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную социально - демографическую группу» [12, с. 31].

«Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [12, с. 32]. Отечественный социолог И.С. Кон считает, что «молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [11, с. 478].

В целях выявления характерных особенностей молодежи ученые выделяют следующие критерии.

1. Возрастные рамки: установлено, что с 14 лет у представителей данной социально-возрастной группы наступает физическая зрелость, а также появляется возможность начать заниматься трудовой деятельностью, в этот период он выбирает профессию. В 29 лет молодой человек достигает определенного уровня в части личной и профессиональной стабильности, а также экономической самостоятельности [7].

2. Особый социальный статус, а также специфичные ролевые функции и социокультурное поведение: учитываются виды деятельности молодежной социальной группы, характерные для группы ценностные и социокультурные ориентации. Стоит отметить, что оценка социального статуса представителей молодежи со стороны общества составляет важный критерий социального статуса молодежи.

3. Наиболее характерные именно для данной группы населения процессы социализации: во время социализации происходит семейная и трудовая адаптация того или иного представителя молодого поколения, а также индивидуализация и самоидентификация.

Сознание представителей молодежи имеет отличительную особенность в виде способности к более быстрому анализу и усвоению большого массива информации, более того, характеризуется формированием критичного мышления, стремлением самостоятельно оценить все происходящее. Но нельзя не принимать

во внимание факт, связанный с сохранением некоторых установок и стереотипов прошедшего этапа жизни. В поведении молодежи одновременно и противоречиво сочетаются и стремление к идентификации, и обособление, отрицание общепринятых норм и подражание им, чрезмерная общительность и отстраненность от общения с внешним миром.

По причине изменения системы ценностей молодежи стал сложнее по своему прохождению процесс социализации. Вследствие этого произошли изменения в части критериев социальной зрелости, связанные с периодом вступления в трудовую жизнь, с окончанием образовательного учреждения и получением профессиональной специальности, определенных гражданских прав, а также экономической самостоятельности.

Необходимо понимать, что «разносортность» категорий интереса молодого и более старшего поколения составляют определенную проблему, поскольку представители молодежи в большинстве своем изъявляют желание не «бесшумно» подчиняться уже устоявшимся традициям и обычаям, а наоборот, хотят модернизировать устройство мира, внести инновационные ценности. Реальные условия и требования, которые диктует рыночное устройство экономики, обостряют проблемы трудоустройства, а также поиска и определения направлений деятельности молодежной политики и политической социализации молодежи, а также социальной защиты молодых семей и образа жизни молодых людей.

Более того, в качестве проблем молодежи социально-экономического, социально-культурного, социально-психологического и социально-медицинского характера могут быть определены следующие:

- состояние здоровья;

- распространение различных социальных девиаций, угрожающих генофонду нации: наркомании, алкоголизма, токсикомании;

- социальное неблагополучие и, как следствие, смертность. Так, по данным Всероссийской Организации Здравоохранения (ВОЗ), максимальное значение показателя смертности по причине туберкулеза достигается в возрастных категориях 25-29 и 30-34 лет [13]. Кроме того, отмечается наличие проблем, связанных с передаваемыми половым путем заболеваниями.

Немаловажной «молодежной» проблемой является профессиональное образование как надежный способ воспитания специалиста своего дела с активной жизненной позицией, ответственного и настойчивого при достижении обозначенных целей, однако переход на коммерческую форму обучения оказывает неоднозначное воздействие на качество образования. Также значительной проблемой стало изменение ценностных установок и ориентаций у молодежи, что меняет, как нам представляется, образ жизни молодых людей.

Стоит отметить складывающуюся и укрепляющуюся тенденцию ориентации молодежи на достижение личного успеха и личностного роста. Разрушение традиционных форм социализации на основе предопределенности жизненного пути «ударило» по личной ответственности молодежи, что выявило неготовность большинства принять эту ответственность в полной мере.

В связи с этим государственная политика в части молодежи в основном направлена на создание благоприятной среды и условий для формирования молодежи, ведущей здоровый образ жизни, способной к успешной социализации и эффективной самореализации. Она, в свою очередь, направлена на решение проблем абсолютно различного рода:

- жилищные и/или бытовые проблемы;

- вопросы занятости и/или трудоустройства молодежи;

- поддержка молодых семей и талантливой молодежи;

- комплексное развитие детского, молодежного и семейного отдыха.

Данный подход воздействует на поступательное улучшение качества жизни представителей молодежи, а также в социальном и экономическом развитии государства в целом. Стоит отметить, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы муниципальных образований, сектор общественных организаций и объединений совместно обеспечивают комплексное решение проблем в сфере молодежной политики.

Субъекты молодежной политики в России имеют сложную структуру, руководство которой осуществляется на основе законодательства, где четко разграничены функции между тремя уровнями власти: федеральным, региональным, а также местным.

Основу в части правового регулирования государственной политики в сфере молодежи составляют в первую очередь международные нормативные правовые акты, законодательство федерального уровня, законы и другие нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты муниципальных образований. Смена поколений, последовательное осуществление воспроизводства, изменения во взглядах молодежи, ведут к постепенному обновлению общества. Из поколения в поколение передаются ценности, культура, которые молодежь преобразует, сохраняя культуру народа. Таким образом, молодежный сектор объяснимо является одним из главных факторов, движущих общественное развитие. Государственная политика в сфере молодежи в Российской Федерации складывалась, начиная с девяностых годов.

Основополагающим документом в области работы с молодежью является Конституция РФ, где в ст. 7 закреплено, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства» [1]. В ст. 30 Конституции РФ закреплено право граждан на создание молодежных объединений.

Принятый в 1999 г. проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» должен был содержательно дополнить систему нормативных правовых актов в части российской государственной молодежной политики [4]. Законопроект был реакцией на радикально сменившиеся за 10 лет условия функционирования всех субъектов формирования и реализации государственной молодежной политики и был нацелен на упорядочение действий органов власти по взаимодействию с разнообразными специализированными организациями по работе с молодежью, которые осуществляют деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи и разработке и финансированию целевых программ в области государственной молодежной политики.

Основой регулирования государством поведения несовершеннолетних детей стал Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определяет компетенцию органов по делам молодежи и сферы деятельности учреждений при этих органах по вопросам профилактической деятельности [2].

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 1. Проблемы, обозначенные Федеральной целевой программой «Молодежь России»

При формировании и реализации государственной молодежной политики на всех уровнях власти применяется программно-целевой подход, который берет свое начало еще в 1994 году, когда была утверждена Федеральная целевая программа «Молодежь России», которая далее получила статус Президентской программы на период 1998-2000 гг., а в 2000 г. - вновь статус Федеральной целевой программы на 2001-2005 гг. [5; 6].

Федеральная целевая программа «Молодежь России» стала основой региональных целевых программ, существующих и функционирующих в большинстве субъектов РФ в настоящее время. На рисунке 1 представлены проблемы, обозначенные данной программой.

Таким образом, реализация мероприятий государственной молодежной политики по действующим федеральным и ведомственным программам в рамках планово-нормативного метода стала попыткой к выходу по разрешению проблем молодежи, а также к устранению существующего дублирования, созданию единых стандартов. Государственная молодежная политика в идеальной модели нацелена на объединение как государственных, так и негосударственных ресурсов, что обеспечит межведомственный характер взаимодействия.

Заключение

Рассмотренная система приоритетных направлений государственной молодежной политики позволит обеспечить формирование здорового уклада жизни представителей молодежи, увеличение вовлеченности молодежи в повышение конкурентоспособности страны и вместе с тем компенсирует и одновременно минимизирует негативные последствия, сложившиеся после неуправляемого перехода к рыночной экономике, когда приоритеты молодежной политики оказались на периферии общественного и государственного внимания.

Молодежь, безусловно, является носителем гражданственности, поэтому процесс эффективного сотрудничества молодежи и государства в период трансформации российского общества должен быть инициирован самим государством [9].

Государственная молодежная политика - одна из особенно важных траекторий функционирования органов законодательной и исполнительной власти, которая связана с поддержкой и содействием в реализации потенциала молодежи как особой социальной группы и, как следствие, успешной адаптации. Но при этом система становления государственной политики в молодежной сфере как особой сферы формирования и реализации - это, в первую очередь, комплекс дополнительного специального законодательства в части государственной молодежной политике, а также обеспечение регулирования развития молодежной политики со стороны государственных органов, ее финансовое и плановое обеспечение на всех уровнях власти.

В течение нескольких последних лет произошли изменения во многих областях жизни молодежи как социально-возрастной группы населения, таких как образование, культура, социальная защита. При этом отмечается ухудшение демографической ситуации, что привело к смене социального курса молодежи и появлению новых проблем, с которыми представители молодежи сталкиваются ежедневно. Поэтому необходимо понимать, что действенность молодежной политики будет возрастать, если это будет не только уделом государства и местных органов самоуправления, хотя и здесь многое можно сделать (цензурирование средств массовой информации и, в частности, телевизионных каналов с исключением пропаганды насилия, ущемления достоинства человека, чем грешит не только зарубежный кинематограф, но и уже отечественный). Необходимо привлекать общественность к этой важнейшей сфере социального благополучия при помощи грантовой и финансовой поддержки неправительственных молодежных организаций, пропаганды движения волонтеров (особенно в борьбе с пандемией коронавирусной инфекции), и примеров героизма, демонстрируемого представителями молодежи в критических и чрезвычайных ситуациях, привлечения самодеятельных коллективов, в том числе музыкальных, и профессиональных союзов к молодежной проблематике, наставничества и т. п. Несомненно, если будет оказана общественная поддержка государственной и муниципальной молодежной политике, то вместе мы исправим положение, которое еще должным образом не преодолено после 90-х гг. прошлого века.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 04.12.2020).

2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23509/ (дата обращения: 04.12.2020).

3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 04.12.2020).

4. Проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 27.10.1999) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=1895#08789623023688882 (дата обращения: 04.12.2020).

5. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/6301433/ (дата обращения: 04.12.2020).

6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/1584755/ (дата обращения: 04.12.2020).

7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 04.12.2020).

8. Велиханов, М.Т. Анализ результатов контроля за реализацией Посланий Президента РФ // Самоуправление. - 2020. -№ 5 (122). - С. 183-187.

9. Волков, Ю.Г., Шаповалов, В.А., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 576 с.

10. Гнездилова, П.А. Государственная молодежная политика // Sciences of Europe. - 2016. - № 5-4 (5). - C. 34-36.

11. Кон, И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 16 / глав. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 615 с. - С. 478.

12. Прошин, М.С. Молодежь как особая социальная группа современного общества // Человеческий капитал. - 2012. - № 1 (37). - С. 31-34.

13. Доклад о глобальной борьбе с туберкулезом за 2017 год // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.who.int/tb/publications/global_report/archive/en/ (дата обращения: 04.12.2020).

14. Путин: Молодежь - это опора сегодняшнего дня и будущего // Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riafan.ru/1133791-putin-molodezh-eto-opora-segodnyashnego-dnya-i-budushego-rossii (дата обращения: 04.12.2020).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the All-Russian vote on July 1, 2020), Legal regerence system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

2. Federal Law No. 120, dated on June 24, 1999 "On the Basics of the System of Prevention of neglect and juvenile delinquency", Legal regerence system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

3. Federal Law No. 489, dated on December 30, 2020 "On Youth Policy in the Russian Federation", Legal regerence system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

4. The Draft of Federal Law (as amended by the Conciliation Commission, adopted by the State Duma on October 27, 1999 No. 98059899-2 "On State Youth Policy in the Russian Federation", Legal regerence system "ConsultantPlus". Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=1895#08789623023688882/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

5. Decree of the President of the Russian Federation No.1922, dated on September 15, 1994 "On Approval of the Federal Target Program "Youth of Russia", Legal reference system "Garant". Available at: http://base.garant.ru/6301433/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1015, dated on December 27, 2000 "On Approval of the Federal Target Program "Youth of Russia (2001-2005)", Legal reference system "Garant". Available at: http://base.garant.ru/1584755/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

7. Order of the Government of the Russian Federation No. 2403-r, dated on November 29, 2014 "On Approval of the Fundamen-

tals of the State Youth Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025", Legal regerence system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

8. Velikhanov M.T. Analysis of the results of monitoring the implementation of the Messages of the President of the Russian Federation, Samoupravlenie, 2020, no. 5 (122), pp. 183-187. (In Russian).

9. Volkov Yu.G., Shapovalov V.A., Dobrenkov V.I., Kadariya F.D., Savchenko I.P. Sociology of youth: Tutorial, edited by Yu.G. Volkov, Rostov-on-Don, Feniks, 2016, 576 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gnezdilova P.A. State youth policy, Sciences of Europe, 2016, no. 5-4 (5), pp. 34-36. (In Russian).

11. Kon I.S. Youth, The Great Soviet Encyclopedia, in 30 vol., vol. 16, editor-in-chief A.M. Prokhorov, 3 edition, pp. 478. (In Russian).

12. Proshin M.S. Youth as a special social group of modern society, Human capital, 2012, no. 1 (37), pp. 31-34. (In Russian).

13. Report on Global Fighting Tuberculosis 2017, World Health Organization. Available at: https://www.who.int/tb/publications/ global_report/ru/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

14. Young people are the mainstay of today and the future, Federal News Agency. Available at: https://riafan.ru/1133791-putin-molo-dezh-eto-opora-segodnyashnego-dnya-i-budushego-rossii/ (accessed 04.12.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.