Научная статья на тему 'Молодежная политика Кыргызстана как основа активизации участия молодежи в принятии значимых решений'

Молодежная политика Кыргызстана как основа активизации участия молодежи в принятии значимых решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1151
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодёжь / государство / государственная политика / патриот / youth / state / state policy / patriot.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. Мыктыбекова

В статье глубоко проанализирована работа государственных органов Кыргызской республики в сфере молодёжной политики. Век глобализации, когда мир переходит на новый формат развития, молодёжь во всём мире играет большую роль при развитии своих стран. Так и в нашей стране молодёжь должна быть обеспечена достойным образованием и работой. Для этого должна вестись правильная молодёжная политика со стороны государственных органов. Именно этой проблематике посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY OF KYRGYZSTAN AS THE BASIS FOR ACTIVIZING YOUTH PARTICIPATION IN MAKING IMPORTANT DECISIONS

The article deeply analyzes the work of state bodies of the Kyrgyz Republic in the field of youth policy. The age of globalization, when the world is transitioning to a new format of development, youth all over the world plays a big role in the development of their countries. So in our country, youth must be provided with decent education and work. For this, the correct youth policy should be pursued by state bodies. This article is devoted to precisely these problems.

Текст научной работы на тему «Молодежная политика Кыргызстана как основа активизации участия молодежи в принятии значимых решений»

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСТАНА КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРИНЯТИИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ

А. Мыктыбекова, аспирант

Институт философии права и социально-политических исследований

им. А. Алтмышбаева

(Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11877

Аннотация. В статье глубоко проанализирована работа государственных органов Кыргызской республики в сфере молодёжной политики. Век глобализации, когда мир переходит на новый формат развития, молодёжь во всём мире играет большую роль при развитии своих стран. Так и в нашей стране молодёжь должна быть обеспечена достойным образованием и работой. Для этого должна вестись правильная молодёжная политика со стороны государственных органов. Именно этой проблематике посвящена данная статья.

Ключевые слова: молодёжь, государство, государственная политика, патриот.

Для молодежной политики Кыргызстана на современном этапе характерны свои особенности. Так, за годы независимости в Кыргызстане были сформированы нормативно-правовые рамки для осуществления молодежной политики, были реализованы две национальные программы для развития молодежи: «Жаштык» и созданная на ее базе «Кыргызстан жаштары». Разработаны и приняты: Концепция развития государственной молодежной политики Кыргызской Республики до 2017 года, законы Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики», «Об образовании», «О начальном профессиональном образовании» и целый ряд других законодательных актов, затрагивающих вопросы жизнедеятельности молодежи. Однако, анализ молодежной политики, представленный в Белой книге о молодежной политике. выявил, что эффективность ее реализации остается на очень низком уровне. Как констатирует Концепция развития молодежной политики, «на протяжении последних 15 лет сохранялась тенденция крайней незаинтересованности власти, отбрасывания насущных задач в этой области на периферию внутренней политики страны» (именно здесь нужно сделать ссылку на Белую книгу и указать страницу).

Политические события 2005 и 2010 годов в Кыргызстане показали, что моло-

дежь является главной движущей силой общества, способной на радикальные преобразования. Такая ситуация соответствует мировым тенденциям последних лет. Образованная, но невостребованная молодежь заявляет не только претензии на будущее, но и становится активным политическим игроком в настоящем. Последние политические события которые происходили 2011 году, которые привели к смене правящих режимов на севере Африки и в арабских странах, являются хорошим тому подтверждением.

Однако, как показывает опыт Кыргызстана, чаще всего, молодежь становится объектом манипуляции со стороны политиков. Она используется только во время смены власти, но после Примеры. Из 1200 человек - участников апрельских революционных событий, прошедших обучение в Академии управления при Президенте КР, получили дипломы 893 чел., и только 267 из них трудоустроены. Таким образом, большинство не были востребованы в государственном управлении. Известное общественное движение «Патриот», сыгравшее важную роль в стабилизации ситуации в стране в апреле-июне 2010 года, не нашло дальнейшего институционального закрепления как организации.

Такая ситуация показывает, что сегодня молодежь необходимо рассматривать с точки зрения двух ее ролей. С одной сто-

роны, она есть субъект собственного становления, а с другой, объект воздействия разных сил общества и государства. К субъектам принято относить тех «игроков», которые имеют свои цели, программы и ресурсы по реализации своих целей в сфере влияния на молодежь. В соответствии с современными реалиями следует определить следующие типы субъектов молодежной политики.

Первый тип: государственные органы, обеспечивающие формирование и реализацию государственной молодежной политики в рамках своей компетенции; государственные органы, реализующие отраслевые политики и влияющие на «молодежь»; органы территориального государственного управления; органы местного самоуправления.

Второй тип: это любые формы самоорганизации молодых людей Кыргызстана. Сюда относятся молодежные организации - НПО, ОО, предприятия, партии, объединения, форумы, движения и др., не запрещенные действующим законодательством.

Третий тип: политические партии; неправительственные организации (НПО); зарубежные центры влияния и их представительства в стране; религиозные организации; коммерческие организации (бизнес); высшие учебные заведения иностранных государств; средства массовой информации.

Таким образом, в сфере молодежной политики объективно присутствуют три самостоятельных типа управленческого воздействия на деятельность и образ жизни молодежи. При этом ее дальнейшее включение в реальные дела общества и государства не предусматривается.

Если рассматривать особенности молодежной политики в геополитическом измерении, то в первую очередь надо обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Несмотря на специфику интересов молодежи её взаимодействии с обществом, его политическими институтами, внутри страны и за ее пределами между ними есть много общего и вместе с тем, до настоящего времени нет ни одной работы, в которой

бы был дан анализ места и роли молодежи в геополитике [1, C. 23-43].

2. Геополитика, представляя жизнедеятельность субъектов, направленную на организацию международных отношений по поводу контроля над пространством, так же, как и молодежная политика, выполняет интегративную функцию.

Сказанное обусловлено двумя тенденциями в развитии международных отношений: интеграцией и дифференциацией в мировом сообществе. Следует заметить, с учетом специфики геополитики, что эффективность реализации ее интегративной функции в международных отношениях во многом зависит от качества мирового порядка и проявляется как результат противоречия интеграции и дифференциации. Отсюда возрастет значение не только адекватности деятельности институциональных субъектов геополитики, но и разнообразных социальных сил, осознания и реализации ими ценностей в строительстве современного мирового порядка. Особую роль в решении этих задач играет молодежь [2, C. 33-42].

Молодежь в условиях глобализирующегося постиндустриального общества всё меньше изъявляет желания довольствоваться позицией объекта или пассивного статиста молодежной политики государства и политических партий, и всё более активно заявляет о претензиях на свою политическую субьектность. Причем данная тенденция универсальна и проявляется среди молодежных движений, позиционирующих себя в различных спектрах политической стратификации: этатистов и космополитов, умеренных центристов и радикалов, плановиков и рыночников, либералов и национал-большевиков.

В конце прошлого 2019 года «Центр социологических исследований НАН КР» провел исследование существующих в Кыргызстане молодежных движений, уровня их вовлеченности в социально-политические и социально-экономические процессы, идеологические особенности, отношения с религиозным сообществом в целом и отдельными религиозными группами в частности, а также прогноз их

влияния на общественно-политическую ситуацию.

Кыргызстан располагает достаточно весомым многообразием молодежных движений и практик молодежного участия. Тем не менее, процессы сбора информации о молодежи, сути ее инициатив, потребностей и практик удовлетворения потребностей и реализации инициатив осуществляется разрозненно, что не дает полного представления о реальном положении дел в молодежной сфере. Недостаточное качество сбора и оценки информации для управленческих целей приводит к тому, что, в большинстве случаев, молодежь воспринимается в качестве аморфной массы, обладающей набором определенных социально-возрастных характеристик и амбиций. В сухом остатке, актуальность вопросов молодежной политики и развития молодежи основывается больше на опасениях перед силой, которую представляет собой молодежь, нежели на стремлении государства использовать потенциал развития этой социально-возрастной категории. Среди правительственных функционеров и политических лидеров, в достаточной степени распространено мнение о том, что молодежь, при благоприятном стечении обстоятельств, может создать значимую дестабилизацию и негативно повлиять на ситуации в сфере безопасности и политического участия [3, С. 13-21]. В этом плане показательны слова активистов, высказанные им на одном из митингов Народно-патриотического движения: «Если президент и спикер не хотят выйти на переговоры с аксакалами, то мы приведем на митинг молодежь. Надеюсь, власти понимают, к чему это может привести». Иные сферы участия и развития молодежи упоминаются в качестве особого мнения, как еще может быть задействована молодежь в развитии государства. По большому счету, политики и функционеры органов государственной власти, уверены в том, что молодежь является дезорганизованной силой, организация и контроль над действиями которой возможно только по типу пионерских и комсомольских организаций.

Глобальное восприятие проблемы лицами, призванными решать проблемы молодежи и формировать молодежную политику приводят к тому, что молодежь во многом становится ударной силой в социальных и политических всплесках. В то же время, изучение молодежных площадок дает основания утверждать, что организация молодежи уже произошла, но, без участия государства. Молодежь организовалась в рамках понятия многообразия, что является прямым следствием демократических процессов в Кыргызстане (а также индикатором того, что эти процессы происходят, и они активны). По данным министерства юстиции Кыргызской Республики, в стране зарегистрировано 478 молодежных организаций. Эта цифра в несколько раз превышает реальные показатели активности движений, а также не включает в себя статистики по неформальным молодежным организациям и движениям, которые также достаточно активны в своей деятельности. Информационное поле о молодежных движениях достаточно скудное и зачастую вообще не содержит какую-либо конкретную информацию о молодежи, ее принадлежности к конкретному движению или организации. По результатам изучения информационного пространства Кыргызской Республики за 6 месяцев 2019 года, только каждое 12 сообщение содержит указание на конкретное молодежное движение или организацию, в остальных сообщениях, новость или программа обсуждается «в общем», исходя из экспертных или научно-практических тезисов. В сообщениях негативного характера, повествующих о протестах, митингах и акциях протеста, поджогах, стычках на религиозной почве, напротив, четко указывается авторство и максимально конкретно поясняется происхождение и позиция (в редких случаях -структура) организующих и участвующих молодежных движений. Это приводит к тому, что молодежь воспринимается обществом как угроза, а не как интегрированная социальная группа [4, С. 20-25].

Таким образом, исходя из анализа существующих движений и направлений, можно сделать вывод, что молодежи, фак-

тически незанятой ни в какой сфере организации молодежи, достаточно мало. Общее количество маргинальной молодежи составляет не более 2% от общего числа молодых людей в стране. Согласно многочисленным исследованием о состоянии молодежи и молодежной политики, можно сделать следующие выводы:

1. Молодежь признается маргинализи-рованной частью общества. Под маргинализацией подразумевается ограниченный доступ к ресурсам, таким как качественное образование, здравоохранение, экономические, управленческие и административные ресурсы. Обществу больше заметна часть профессионально-ориентированной молодежи, молодежь, участвующая в политике и криминализированная молодежь, которая является основным участником политических конфликтов. Молодежь при-

Библиографический список

1. Абдрапиев А., Лисицына М., Утешева Н. Молодежная политика в Кыргызстане // Отчет по результатам исследования. - Б., 2006.

2. Концепция молодежной политики КР до 2020 года. Первая Национальная молодежная конференция «Молодежь в развитии страны» 10 ноября 2008 года.

3. Третьяков А., Орозбеков Э. Проект «Стратегии МДМ КР по развитию молодежной политики до 2017 года». - Б., 2010.

4. Третьяков А., Орозбеков Э. Программа реализации «Стратегии Министерства по делам молодежи Кыргызской Республики по развитию государственной молодежной политики до 2017 года». - Б., 2010.

5. Лазарев А.Д., Чирун С.Н. Молодежная политика в геополитическом измерении // Вестник Кузбасского государственного университета. Серия: Социологические науки. -2006. - №2 (53). - С. 143-149.

YOUTH POLICY OF KYRGYZSTAN AS THE BASIS FOR ACTIVIZING YOUTH PARTICIPATION IN MAKING IMPORTANT DECISIONS

A. Myktybekova, Graduate Student

Altmyshbaeva Institute of Philosophy of Law and Socio-Political Studies (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. The article deeply analyzes the work of state bodies of the Kyrgyz Republic in the field of youth policy. The age of globalization, when the world is transitioning to a new format of development, youth all over the world plays a big role in the development of their countries. So in our country, youth must be provided with decent education and work. For this, the correct youth policy should be pursued by state bodies. This article is devoted to precisely these problems.

Keywords: youth, state, state policy, patriot.

знается неорганизованным носителем традиционалистских, националистических настроений, которые, в свою очередь, обосновываются тяжелым социально-идеологическим, экономическим и политическим наследием СССР.

2. Общество испытывает существенные опасения перед религиозной исламской молодежью. Общество не видит угрозы от молодежи, вовлеченной в протестантские движения различных религиозных направлений. Молодежная политика признается неэффективной в силу отсутствия системности, ответственных, индикаторов эффекта и бюджета на ее реализацию. Нужно выстроить эффективную молодёжную политику в стране, которая отвечала бы современным вызовам времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.