Научная статья на тему 'Молодежь в современном российском обществе'

Молодежь в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
676
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антропов Д. И.

Сегодня наш день проходит под знаком глобальных перемен в обществе, и от нашего выбора путей развития зависит наше будущее. Почти каждый день из средств массовой информации, от старшего поколения – родителей, наших бабушек и дедушек, учителей – людей, которые закладывают в нас жизненные ценности, мы слышим, что на современной молодёжи лежит наше будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь в современном российском обществе»

МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© Антропов Д.И.*

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - филиал

Поволжский институт управления им. П.А.Столыпина, г. Саратов

Сегодня наш день проходит под знаком глобальных перемен в обществе, и от нашего выбора путей развития зависит наше будущее. Почти каждый день из средств массовой информации, от старшего поколения - родителей, наших бабушек и дедушек, учителей - людей, которые закладывают в нас жизненные ценности, мы слышим, что на современной молодёжи лежит наше будущее. Значит необходимо предоставлять молодым полную самостоятельность, без которой они не смогли бы выработать из себя настоящих людей. И тут же возникает вопрос: «А те ли ценности являются приоритетом для нашей молодёжи?». Ведь именно они определяют образ нашего «завтра», а отсюда и вытекает государственная молодежная политика Российской Федерации. Также, давайте задумаемся, кто вообще является представителем молодёжи, которая в последнее время постоянно «на устах». Итак, существует множество определений этого «загадочного» понятия. Но мы, выделив самые основные, пришли к выводу о том, что молодёжь - это социально-демографическая группа общества, основанная на совокупности возрастных характеристик, уровне социально-экономического и культурного развития, а также особенностях социального положения. Вроде бы всё ясно, но даже внутри этой группы наблюдается дифференциация, которая обусловлена и социальными параметрами, и возрастом, и субкультурой [1]. Поэтому среди факторов социологического определения «молодежь» исследователи устойчиво выделяют:

- возрастные границы и социально-психологические особенности;

- специфику социального статуса, социально-культурное поведение;

- процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи в индивидуализации.

К нашему огорчению, современная молодежь обладает такой чертой, которая показывает, что большая часть из нее желает иметь хороший доход, при этом, не имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит в связи с тем, что у рассматриваемой группы отсутствуют стимулы к труду. Хотя, если посмотреть периодизацию развитию личности, то можно убедиться в том, что зрелая молодёжь уже должна крепко стоять на ногах, а не легкомысленно относиться к самореализации.

* Студент.

Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином.

Таким образом, мы видим, что в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Но, когда речь заходит о социальной работе с различными категориями подрастающего поколения, социальные работники, а также ученые и политики чаще всего говорят о достаточно острых, но частных проблемах: росте преступности, наркомании и суицидах, ухудшении здоровья молодежи, социальном сиротстве и беспризорности, насилии над детьми в семьях, молодежной безработице, моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения. Все вышеперечисленные и целый ряд других проблем действительно в определенной степени характеризуют «молодежное поле» современного российского общества. Вместе с тем, упускается главное: целостный (комплексный) подход к восприятию подрастающего поколения как объекта и субъекта общественного воспроизводства. Именно такой подход видится перспективным и практически востребованным в социальном обслуживании молодежи, решении многочисленных проблем подрастающего поколения в современных российских условиях [2, с. 415].

Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Она имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего, из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения [3]. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем, которые непосредственно связаны с проводимой политикой молодёжных движений Российской Федерации. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социальнобытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. На сегодняшний день существует и проводится социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости. Таким образом, к общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:

- Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

- Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;

- Музыкотерапия - социализация индивида путем обращения к какой-либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, тематических дискотек и регулярное прослушивание музыкальных композиций;

- Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

- Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника в воспитании молодого человека и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

- Творческие технологии - вовлечение молодых людей в коллективную, творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества.

Таким образом, мы рассмотрели технологии работы с молодёжью, но не будем забывать о том, что они невозможны без методов. В качестве научной методологии исследования использованы принципы комплексного подхода, которые позволяют рассмотреть, как трудные жизненные обстоятельства влияют на молодежь, а так же пути сотрудничества с организациями, учреждениями, организующие оптимальную помощь молодежи. Молодым людям нужна помощь и поддержка - психологическая, медицинская, социальная, государственная (государственная молодежная политика). На сегодня существуют такие методы социальной работы с молодежью: консультирование как метод социальной работы с молодежью; методы профориентационной работы с молодежью; методы социальной работы с заикающимися подростками и взрослыми; изотерапия, как метод социальной работы с подростками [4].

Изучая различные аспекты исторической повседневности, духовнонравственный мир сегодняшней молодёжи, тенденции развития современной массовой культуры, можно столкнуться с множеством различных суждений. Одни подчеркивают интеллектуальный рост молодежи, восхищаются ее образованностью, профессиональной компетентностью, широким диапазоном интересов, проявлением социальной инициативы и творчества. А другие беспокоятся за духовную невоспитанность, чрезмерный рационализм и утилитаризм, неразвитость культуры чувств, эмоциональную сухость и ограниченность интересов. Большую тревогу у нас вызывают нравственные пороки, разрушающие личность: эгоизм, моральная распущенность, падение

престижа труда и учебы, безответственность и бездуховность, - всё то, что свидетельствуют о низкой культуре части российской молодежи. Мы говорим об этой проблеме потому, как необходимо иметь в виду, что культурное наследие всегда служило фундаментом духовного развития поколений. В нем сосредоточены те гуманистические ценности, которые не подвержены старению. Памятники истории и культуры продолжают свою жизнь в современности, оказывая благотворное влияние на молодежь. Историческая культурная среда окружает человека с детства, в ней он учится достоинству и благородству, уважению к труду прошлых поколений, становится источником его духовной «оседлости», привязанности к родным местам. И как писал академик Д.С. Лихачев: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры» [5].

Молодежь изначально несет в себе перспективные тенденции развития. Каждое поколение молодежи, вступая в самостоятельную жизнь, накапливает именно те ценности, которые в этот период присущи обществу и успешно осваивает их. Затем, основываясь на накопленном опыте, формирует и реализует свою жизненную программу. Стабильное развитие общества, как продукта, выдает и стабильно развивающееся молодое поколение. Возникновение же хаотичного общественного развития, нарушение равновесия приводит к необходимости выбора как минимум из двух направлений развития. Когда общество стоит перед выбором, как правило, молодежь выбирает наиболее оптимальный путь развития. Это обуславливается тем, что молодое поколение ориентировано исключительно на будущее, но не на прошлое. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Поэтому, чтобы молодые люди «не сошли с правильного пути», необходимо проводить социальную работу с этой многозначимой для страны группой.

Список литературы:

1. Морозов В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. - 2002.

2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. - М., 2006.

3. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. - 2000.

4. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2001.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика соц. работы. - М., 2004.

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР И НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

© Брюхова Н.Г.*

Предпринимательский институт психологии и педагогики Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье акцентируется внимание на актуальной необходимости учета ценностных ориентиров молодежи и создания условий для нравственного развития молодых людей. Аргументируется и обосновывается необходимость рассмотрения ценностных ориентаций современной молодежи в рамках акмеологии. Автором рассматривается и анализируется нравственность молодежи как ценность для обретения ею личностной психологической зрелости. Статья демонстрирует необходимость психологически обоснованного и согласованного формирования ценностных нравственных ориентиров.

Формирование нравственно-активной личности молодого человека -главная задача воспитания и обучения, поскольку от нравственного развития граждан нашего общества зависит все сферы жизнедеятельности людей [6, с. 211]. Современное общество во многом упразднило традиционные морально-нравственные ценности, а новых ценностей не создало [11, с. 248]. Соответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения молодой человек как личность вынужден воспитывать и проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы при ориентации на высокую нравственную культуру и нравственное самосо-вершествование [1, с. 24]. В наше время, когда главными критериями достоинств и направления развития молодого человека «провозглашается материальное благополучие или богатство» [1, с. 204], и не только в юношеском возрасте, решать задачу выбора нравственных эталонов и стандартов непросто, определять и выявлять свои нравственные качества и уровень их развития сложно, но необходимо. Эталонами здесь должны быть, или стать, нравственные общечеловеческие ценности.

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.