Научная статья на тему 'Молодежь в современном мире: Актуальные проблемы социологических исследований: введение к тематическому разделу'

Молодежь в современном мире: Актуальные проблемы социологических исследований: введение к тематическому разделу Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь в современном мире: Актуальные проблемы социологических исследований: введение к тематическому разделу»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

М.А. ЯДОВА.

МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

Введение к тематическому разделу

Ключевым понятием, приближающим исследователей к категории «молодежь», является возраст. Однако необходимо признать, что человеческие представления о молодости относительны: границы молодежного возраста достаточно условны и обычно социально обусловлены. Например, во времена Цицерона молодостью считался возраст от 17 до 46 лет, а старость начиналась с 60 лет1; у первобытных народов Сибири дети взрослели очень рано, к 1012 годам овладевая «техникой обиходных работ - стрельбой из лука, греблей, рыболовством» и «становясь практически равноправными работниками»2.

По мнению специалистов, нижняя граница молодежного возраста, как правило, связана со временем полового созревания, окончания школы, начала профессионального обучения, а верхняя -с юридическим совершеннолетием, завершением профессионального обучения, вступлением в брак, достижением экономической независимости, высокого профессионального уровня и личностной

1 Ковалева А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. - С. 111.

2

Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - Режим доступа: http://static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pdf [Дата обращения: 10.04.2016.]

зрелости1. Поскольку эти процессы завершаются в разные периоды времени, хронологические рамки молодости могут существенно варьировать. В современном мире нижняя возрастная граница молодости обычно устанавливается на уровне 14-16 лет, верхняя -охватывает период между 25 и 35 годами.

Существует множество определений молодежи. Прежде всего исследователей разделяют различные подходы к предмету изучения - с позиции социологии, психологии, педагогики, истории, политологии, социальной антропологии и т.п. В социологии под молодежью принято понимать «социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и

" 2

другим социально-психологических свойств» .

Социология молодежи как самостоятельная отрасль социального знания в нашей стране и за рубежом возникла во второй половине прошлого столетия и институционально оформилась к 1970-м годам. Социологи первыми среди обществоведов увидели в молодежи как социальной группе присущие только ей черты, идеалы, ценности, поведенческие установки и нормы. Кроме того, они заговорили о специфических молодежных проблемах, детерминированных в первую очередь социальными причинами.

Отечественные исследователи Ю.Р. Вишневский и В.Т. Шап-ко выделяют ряд научных подходов, сложившихся в социологии молодежи3. В рамках психофизиологического подхода молодость рассматривается как период между пубертатом (половым созреванием) и «maturity» (полной зрелостью). Социально-психологическое направление уделяет внимание молодежному возрасту с присущими тому биологическими и психологическими отношениями. Согласно стратификационному подходу, молодежь - особая социально-демографическая группа со своими социальными позициями

1 Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского,

А.В. Шаронова. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 15.

2

Кон И.С. Молодежь // Философский энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 375.

з

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: Методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков / Науч. ред. И.М. Ильинский. - М.: Голос, 1999. - С. 243-244.

и статусом. Для конфликтологов молодость - это прежде всего проблемная стадия в жизни человека, характеризующаяся стрессами и трудностями. Последователи ролевого подхода считают, что главное отличие молодежи кроется в ее специфических поведенческих ролях, уже «не мальчика» (Ребенка, по классификации Э. Фромма), но еще и «не мужа» (Взрослого). В фокусе внимания специалистов субкультурного направления находятся стилевые и культурные особенности образа жизни молодых. Социализацион-ные концепции подразумевают, что молодость - это в первую очередь период усвоения социальных норм, время первичной социализации. С точки зрения приверженцев интеракционистских теорий, молодость - одно из трех состояний души, нечто среднее между позициями «Взрослый», характеризующейся нормативным, рациональным поведением, и «Ребёнок» с его ориентацией на спонтанность, непосредственность и нестандартность. Процессуальному подходу свойственен взгляд на молодежь как на людей, находящихся в стадии становления. Для последователей субъективного направления молодость не столько конкретный возраст, сколько особое мироощущение, характеризующееся оптимизмом, открытостью новому, активностью, жаждой деятельности.

Необходимо отметить, что интерес исследователей к молодежной теме неразрывно связан с процессами индустриализации и модернизации общества. В традиционных социумах, где, по меткому замечанию американского антрополога М. Мид, «прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения»1, о выделении особого положения молодежи не могло идти и речи. После успешного прохождения обряда инициации и освоения необходимых для полноценной жизни навыков вчерашние дети наделялись социальным статусом взрослого равноправного члена общины. Тогда как в современном и особенно постсовременном обществах усложнение социальной жизни и трудовой деятельности повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения и периода «ролевого моратория».

1 Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М.: Наука, 1988. - С. 322.

Несмотря на то что на Западе и в СССР внимание к «молодежному вопросу» было обусловлено схожими причинами, подходы к этой теме в обоих «мирах» заметно различались. Впрочем, это неудивительно, если учесть, что советские и западные молодежные концепции «развивались внутри практически не пересекающихся дискурсов»1. Единственным объединяющим эти дискурсы фактором стало «объектно-эксплуататорское» отношение к молодежи со стороны тогдашнего исследовательского сообщества2. Кратко рассмотрим различия «советского» и «западного» подходов.

Широко распространенные на Западе теории субкультуры и контркультуры были своеобразным ответом ученых на моральные паники добропорядочных обывателей, встревоженных проявлениями различных форм молодежной культуры3. Долгое время западных социологов отличал однобокий - «проблематизированный» -взгляд на молодежь: в своих работах они уделяли особое внимание молодежным девиациям и другим «опасностям», исходящим от представителей новых поколений4. В итоге стремление изучать только «проблемную» молодежь привело к тому, что вне исследовательского интереса оказалось большинство молодых людей, чье поведение не выходило за рамки закона и не нарушало общепринятых нравственных устоев. Советские социологи, напротив, фокусировались преимущественно на социально одобряемой деятельности молодежи, воспринимая юношей и девушек как потенциальных созидателей «светлого будущего и строителей коммунизма»5. Характерная для советского общества цензура, создавая многочисленные информационные барьеры, делала сложным, а подчас и невозможным, серьезное исследование действительно проблемных сторон жизни советской молодежи. К тому же, как справедливо

1 Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. - Ульяновск: Симбирская

книга, 2004. - С. 25.

2

Там же.

3 Там же. - С. 18.

4 См., в частности, работы: Cohen A.K. Delinquent boys: The culture of the gang. - Glencoe (IL): Free press, 1955; Cohen A.K. Folk devils and moral panics: The creation of the Mods and Rockers. - L.: Paladin, 1973.

5 Омельченко Е. Л. Молодежь: Открытый вопрос. - Ульяновск: Симбирская книга, 2004. - С. 25.

замечает российский социолог Е.Л. Омельченко, западные теории в большинстве своем выросли из биосоциальных, психологических и культурологических концепций развития личности, а советские базировались на доктрине «марксистско-ленинской идеологии»1.

Сегодня различия между отечественными и западными подходами постепенно сглаживаются. Очевидно, что такое сближение -результат сходных процессов, происходящих во многих странах мира. Реалии современной жизни заставляют социологов пересмотреть привычные «объективированные» концепции и увидеть в молодых людях полноправных социальных акторов, способных на качественное преобразование окружающей реальности. Причем некоторые исследователи призывают рассматривать индивида в качестве самостоятельного субъекта уже с детства2.

В предлагаемых вниманию читателей рефератах тематического раздела анализируются изменения, сопровождающие процесс взросления современной молодежи. В трансформирующихся социумах жизненные траектории представителей новых поколений дестандартизируются, а период «транзита» от юности к взрослости усложняется и удлиняется. Таким образом, жизнь в «обществе риска» значительным образом влияет на взгляды и поведение молодых людей, заставляя их выбирать наиболее эффективные стратегии взросления и способы адаптации к перманентной социальной нестабильности.

Предмет интереса американских социологов С. Элиасона, Дж. Мортимер и М. Вуоло - обретение молодыми людьми новых «взрослых» ролей и их субъективная оценка происходящего с точки зрения своевременности. Как показало проведенное авторами статьи эмпирическое исследование, основными «маркерами» взрослости в восприятии молодежи стали роли, связанные с созданием семьи и рождением детей; в то же время успешная карьера и стабильная занятость не всегда ассоциируются у респондентов со взрослым статусом. В целом, по словам авторов статьи, идентич-

1 Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. - Ульяновск: Симбирская

книга, 2004. - С. 25.

2

Подробнее, например, см.: James A., Jenks C., Prout A. Theorizing childhood. - Oxford: Polity, 1998; Lee N. Childhood and society: Growing up in an age of uncertainty. - Buckingham: OUP, 2001.

ность взрослого формируется в возрасте 25-26 лет. В этом возрасте «вполне взрослыми» ощущали себя участники проекта, имевшие стабильную работу, семью и детей. Вместе с тем, например, молодые матери-«одиночки» часто характеризовали себя как «не вполне зрелых» и даже в чем-то «отстающих» от сверстников.

В центре внимания французского социолога и демографа П. Дюбешо - трудности, с которыми сталкиваются сегодняшние молодые на пути к самостоятельности. Исследователь показывает, что современный социум с характерной для него массой нерешенных социально-экономических проблем делает «транзит» от юности к взрослости чрезвычайно сложным. Нередко обретение молодежью финансовой и жилищной независимости становится долгим и затяжным процессом, превращаясь в своего рода «хождение по мукам».

В реферате статьи другого французского исследователя, О. Галлана, выявляются особенности ценностных ориентаций европейской молодежи. Сопоставляя данные по основным группам стран Западной и Восточной Европы, автор заметил, что национальные различия по-прежнему остаются ключевым фактором, детерминирующим ценностные интенции молодежи; данное обстоятельство не позволяет говорить о едином общеевропейском «ценностном» тренде среди молодежных когорт. Помимо этого, Галлан подчеркивает существенное, но крайне неоднозначное воздействие религиозной принадлежности на ценностно-нормативные представления молодежи. В некоторых случаях - например, это утверждение верно в отношении представителей религиозных меньшинств - вера в Бога способствует формированию коммуни-тарных ориентаций.

Испанский социолог П. Серракант, исследуя специфику «биографических маршрутов» каталонской молодежи, обращается к актуальной теме влияния экономического кризиса на жизненные траектории новых поколений. По словам автора, рост безработицы и слабая поддержка со стороны государства заставляют большую часть молодых отринуть на время мечты о независимости, переждав трудные времена в родительском доме. Подобная стратегия взросления, хотя и кажется на первый взгляд инфантильной, достаточно эффективна и позволяет тем, кто ее выбрал, накопить необ-

ходимые для дальнейшей самостоятельной жизни социальные ресурсы.

Юноши и девушки в силу возраста и нестабильного общественного положения наиболее уязвимы перед вызовами времени. Особенно остро проблемы переживаются теми, кого принято относить к социально неблагополучной части молодежи. Жизненным трудностям этой категории населения посвящены рефераты, завершающие настоящую тематическую подборку.

Американские исследователи К. Уиллгинг, Э. Лиллиот и Г. Кинтеро, анализируя результаты интервью с молодыми людьми, имеющими опыт употребления наркотиков, пытаются выяснить, как глобальные экономические трансформации влияют на поведение сельской молодежи. По мнению ученых, однообразие провинциальных «серых будней» заставляет молодежь искать альтернативные способы сделать свою жизнь ярче, в числе которых не последнее место занимают наркотики. В данном случае наркотики становятся средством самовыражения и «лекарством» от скуки. Авторы статьи с сожалением констатируют, что молодые сельчане, будучи частью единого глобального сообщества и усвоив высокие стандарты благополучной, насыщенной жизни, в силу социальных обстоятельств лишены возможности им следовать.

Х. Бенедикто и М. Лус Моран, опираясь на данные индивидуальных и групповых интервью с юношами и девушками 2029 лет, рассматривают особенности политизации представителей неблагополучной части молодежи Испании. Причем под неблагополучием понимается комплекс личностных, экономических, со-циоструктурных, институциональных факторов, которые препятствуют молодым людям на пути к достижению социальной интеграции. Анализируя то, каким образом социальное неравенство сказывается на вовлеченности в политическую жизнь общества, авторы опровергают устоявшийся стереотип о политической апатии слаборесурсных групп населения. Напротив, утверждают ученые, «проблемная» молодежь сохраняет способность к политизации и интерес к социальной жизни. Для того чтобы стать полноценными политическими акторами, молодым людям лишь необходимо чувствовать себя услышанными властью, а также верить в возможность своими силами влиять на окружающую действительность.

2016.03.001

Подводя итоги, отметим, что сегодня социология молодежи -одна из наиболее динамично развивающихся областей социологической науки. Стремительность социальных трансформаций, необходимость преодоления глобальных угроз требуют от обществоведов выработки новых исследовательских подходов к изучению молодежных проблем и процессов социализации в изменяющихся условиях. Несмотря на то что представленная подборка рефератов не позволяет оценить всю широту проблемно-тематического диапазона социологических исследований молодежи, надеемся, что нам удалось дать читателям хотя бы некоторое представление о вопросах, обсуждаемых в современной западной социологии молодежи.

2016.03.001. ЭЛИАСОН СР., МОРТИМЕР Дж.Т., ВУОЛО М. ВЗРОСЛЕНИЕ КАК ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД: СТРУКТУРЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ИХ СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ELIAS ON S.R., MORTIMER J.T., VUOLO M. The transition to adulthood: Life course structures and subjective perceptions // Social psychology quart. - L., 2015. - Vol. 78, N 3. - P. 205-227.

Ключевые слова: жизненный цикл; юность и взросление; субъективные перцепции процесса взросления; возрастные нормы.

Группа американских социологов - Скотт Элиасон (Университет шт. Аризона, г. Тусон), Джейлан Мортимер (Университет шт. Миннесота, г. Миннеаполис) и Майк Вуоло (Университет шт. Огайо, г. Колумбус) - анализирует процесс взросления в рамках сложившейся социально-психологической традиции изучения жизненного цикла1 и классической социологической концепции струк-

1 Hogan D.P. The variable order of events in the life course // American sociological rev. - Thousand Oaks (CA), 1978. - Vol. 43, N 4. - P. 573-586; Marini M.M. Age and sequencing norms in the transition to adulthood // Social forces. - Oxford, 1984. - Vol 63, N 1. - P. 229-243; Mouw T. Sequences in early adult transitions: A look at variability and consequences // On the frontier of adulthood: Theory, research and public policy / Ed. by R.A. Settersten, F.F. Furstenberg, jr., R. Rumbaut. - Chicago (IL): Univ. of Chicago press, 2005. - P. 256-291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.