Сибирские исторические исследования. 2023. № 1. С. 245-249 Siberian Historical Research. 2023. 1. рр. 245-249
Рецензия УДК 394.014
doi: 10.17223/2312461X/39/12
Молодёжь в общественных пространствах города
Walther, Andreas; Batsleer, Janet; Loncle, Patricia; Pohl, Axel (eds.) Young People and the Struggle for Participation. Contested Practices, Power and Pedagogies in Public Spaces. London: Routledge, 2020. DOI: 10.4324/9780429432095
Благодарности: Подготовлено в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-328).
Для цитирования: Устинова М.Д. Молодёжь в общественных пространствах города // Сибирские исторические исследования. 2023. № 1. С. 245-249. аог 10.17223/2312461Х/39/12
Acknowledgements: Prepared in the framework of a research grant funded by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (grant ID: 07515-2022-328).
For citation: Ustinova M.D. (2023) Young People in Public Spaces of the City (Review of Walther, A., Batsleer, J., Loncle, P. & Pohl, A. (eds.) Young People and the Struggle for Participation. Contested Practices, Power and Pedagogies in Public Spaces. London: Routledge, 2020. DOI: 10.4324/9780429432095). Sibirskie Is-toricheskie Issledovaniia - Siberian Historical Research. 1. pp. 245-249 (In Russian). doi: 10.17223/2312461X/39/12
Книга «Молодежь и борьба за участие» (Young People and the Struggle for Participation) под редакцией А. Вальтера, Д. Батслир, П. Лонкле и А. Поля - один из результатов масштабного проекта «Пространства и стили участия» (Spaces and styles of participation,
© Устинова М.Д., 2023
PARTISPACE. URL: http://partispace.eu/), который проводился с 2015 по 2018 г. в восьми европейских городах (Болонья, Франкфурт, Гётеборг, Эскишехир, Манчестер, Пловдив, Ренн, Цюрих) и был нацелен на переосмысление доминирующего понимания способов и пространств участия молодых людей в общественной жизни в пространстве города с опорой на их собственную точку зрения. В рамках проекта участие интерпретировалось как «индивидуальные или групповые практики в общественных пространствах разного типа, посредством которых молодежь формулирует интерес к жизни и стремление быть частью общества» (р. 3) и рассматривалось с конструктивистской точки зрения - как «конструируемое дискурсивными практиками взаимодействие между индивидуальными, коллективными и институциональными акторами, находящимися в неравноправных властных отношениях» (p. 15).
Авторы попытались установить, как конструируются пространства и способы молодежного участия в городском пространстве: как транснациональные дискурсы, национальные государства и местная молодежная политика влияют на участие молодежи, какие способы молодежного участия возникают в официальных (formal), неофициальных (non-formal) и неформальных (informal) условиях, а также какое место занимают различные формы участия в биографиях молодых людей. Под официальными (formal) условиями участия подразумеваются те, в которых участие молодежи институционализировано и инициируется взрослыми (например, в студенческих советах или партийных молодежных организациях); под неофициальными (nonformal) - те, где участие является не целью, а принципом взаимодействия, начинаясь с интересов молодежи (например, в досуговых секциях, молодежных культурных центрах); под неформальными (informal) - деятельность молодых людей в общественных пространствах без инициации и руководства со стороны взрослых. Авторами проведено поэтапное изучение участия: от обзора понимания молодежного участия в рамках общеевропейского и национального дискурсов и его контекстуализации местной политикой до определения его роли в социальных практиках молодежи и их биографиях (p. 21). Чтобы связать общеевропейскую, национальные и локальные концепции молодежного участия с коллективными и индивидуальными практиками, были проведены качественные полевые исследования, включающие в себя экспертные и биографические интервью с молодежью 15-30 лет, прогулки и обсуждения в фокус-группах, а также партиципаторные акционистские исследования (participatory action research, PAR), когда исследовательский процесс формулировался и проводился самими молодыми людьми.
Книга состоит из 13 глав, разделенных на три тематические части. В первой части представлены теоретическая и методологическая осно-
вы проекта. Авторы выделяют «узкое» понимание участия в существующих исследованиях в области политической теории и исследованиях, посвященных детству и молодежи. По мнению авторов, основная проблема заключается в том, что не все способы и пространства участия признаются другими акторами в качестве таковых: доминирующее понимание игнорирует вопрос о том, как и почему участвуют молодые люди, какие способы участия в каких пространствах они выбирают. Так, большинство молодежных политик обусловлены заранее выбранными формами участия с ограниченной властью молодежи, что в доминирующем дискурсе связывают с недостатком знаний и умений в этой области у молодых людей, от чего главным фокусом молодежной политики становится «обучение компетенции участия» (participation competence), т.е. «обучение» тем способам участия, которые будут считаться «правильными» (р. 38). Для расширения существующего понимания участия предлагаются шесть условий, обеспечивающих разнообразие его способов и пространств: дискурс (то, как участие встроено в порядок власти и знания), политика (как участие институционализируется), социальное пространство (как практики участия работают в социальном пространстве), способы участия (как и насколько молодые люди активны в публичном пространстве), биографии (как участие связано с идентичностью молодых людей), «обучение» участию (как участие ограничивается педагогизацией) (p. 15-33). На материалах документов основных институтов, формирующих общеевропейскую молодежную политику, Европейской комиссии, Совета Европы и Европейского молодежного форума авторами анализируются общеевропейский дискурс молодежного участия, а также его интерпретация на национальном уровне и вариации в национальных интерпретациях (р. 34-64).
Главы второй части - набор кейсов с результатами эмпирических исследований различных форм и значений практик молодых людей в общественных пространствах. Анализируются отношения между молодежью и местной властью в официальных (formal) пространствах и условиях участия: в центре внимания находится согласование условий участия - какие практики эти пространства и условия позволяют, какие акторы в них участвуют, каковы их возможности и ограничения (p. 6781). Для выхода за рамки анализа официального (formal) участия, рассматриваются практики присвоения (appropriation) молодыми людьми городских общественных пространств, которые позволяют участию развиваться в самых разных формах и заявлять молодежи о своем праве на город: среди них - проведение публичных политических демонстраций, обозначаемое авторами как практика «голоса» (voice); использование пространств для построения социальных отношений (sociability); любые практики использования общественного пространства, основным мотивом которых является какая-либо деятельность (activity)
(p. 82-96). Среди подобных практик присвоения выделяется понятие «одомашнивания» пространства - того, как молодые люди, например, создавая граффити или занимаясь паркуром, превращают общественное пространство в значимое для них место с эмоциональной и символической ценностью, а также с возможностью противодействия принудительному контролю со стороны взрослых (p. 97-112). Также авторы рассматривают ожидания молодых людей от включения в участие и то, как они воспроизводят или трансформируют его способы в зависимости от отношений с институциональными акторами (p. 113-145). Заканчивается вторая часть реконструкцией субъективного значения, которое молодые люди приписывают участию в своих биографиях, выстраивая нарративы о связанном с ним опыте - вполне ожидаемо, анализ биографий показал, что наиболее важным мотивом участия в жизни общества является поиск признания и принадлежности (p. 146-176).
Третья часть книги посвящена возможным прикладным решениям в области молодежной политики разного уровня: авторы формулируют новое понимание совместного «обучения» гражданственности (learning for citizenship), указывая на необходимость поиска способов, при помощи которых молодые люди смогут развить способность к участию в общественной жизни городов, опираясь на свой повседневный опыт (p. 179213). Например, говорят о том, что нужно сосредоточиться на совместном с молодежью создании и поддержании пространств, где они смогут самостоятельно исследовать и экспериментировать, формулировать свои идеи и выражать ценности как автономные граждане (р. 196).
Главный вывод авторов заключается в том, что молодые люди активно исследуют (explore) и присваивают (appropriate) общественные пространства, превращая их в места, в которых они чувствуют принадлежность к ним и контроль над ними, что позволяет исследовать свои индивидуальную и коллективную идентичности. При этом они ставят вопрос: «Если молодые люди действительно участвуют, необходимо ли их "обучение" участию?» (p. 215). И сами отвечают: необходимо, но без патернализма и педагогизации - нельзя начинать подобное «обучение» с асимметричных отношений, в которых эксперты-взрослые определяют границы участия, а затем предоставляют молодежи возможность в нем участвовать. Связывают авторы подобное понимание участия с идеями Дьюи, изложенными в книге «Демократия и образование» (1916), об обучении демократии через опыт совместных действий: «Демократия изучается через действие, которое не предопределено, а признает различные его способы, в том числе и конфликты как законные требования быть частью общества и принимать участие в его жизни» (p. 215). Так, заключают авторы, вместо того чтобы давать молодым людям право участия, следует исходить из того, что оно у них уже есть.
Устинова Марина Дмитриевна
Сведения об авторе:
УСТИНОВА Марина Дмитриевна - аспирантка, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
Marina D. Ustinova, Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 10.02.2023 г.;
принята к публикации 01.03.2023 г.
The article was submitted 10.02.2023; accepted for publication 01.03.2023.