Научная статья на тему 'Молодежь Тюменской области как субъект политических процессов'

Молодежь Тюменской области как субъект политических процессов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / YOUNG PEOPLE / POLICY / REGIONAL YOUNG POLICY / YOUTH PARLIAMENTARISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рочев Е.А.

Определяется актуальность научного изучения и социального анализа молодёжи Тюменской области как субъекта политических процессов. В статье обозначены актуальные вопросы становления общественно-политического потенциала молодого поколения в Тюменской области. Автор акцентирует внимание на участии молодого поколения в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь Тюменской области как субъект политических процессов»

DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.025 YAK 316.346.32-053.6(571.12) ББК 60.542.1 5(2Рос-6Хан)

E.A. РОЧЕВ

E.A. ROCHEV

МОЛОДЕЖЬ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

THE YOUTH OF THE TYUMEN REGION AS A SUBJECT OF POLITICAL PROCESSES

Определяется актуальность научного изучения и социального анализа молодёжи Тюменской области как субъекта политических процессов. В статье обозначены актуальные вопросы становления общественно-политического потенциала молодого поколения в Тюменской области. Автор акцентирует внимание на участии молодого поколения в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне.

The relevance of the scientific study and social analysis of the Youth of the Tyumen Region as a subject of political processes is determined. The article identifies topical issues of the formation of the socio-political potential of the younger generation in the Tyumen region. The author focuses on the participation of the younger generation in the implementation of the state youth policy at the regional level.

Ключевые слова: молодежь, политика, региональная молодёжная политика, молодёжный парламентаризм.

Key words: young people, policy, regional young policy, youth parliamentarism.

Введение. Современная политическая система Российской федерации взяла курс на динамичное развитие молодёжной среды во всех сферах жизни.

Сегодняшней молодёжи, стремящейся изменить жизнь к лучшему, готовой жертвовать своим личным временем и силами, молодёжи с активной гражданской позицией уделяется особое внимание как отдельному субъекту политических процессов Российской федерации. Согласно постановлению правительства, «исполнительная власть субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ в сфере гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи должна учитывать положения Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [3, с. 1]. Так, под молодёжью понимают социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями. В Тюменской области к молодёжи относятся «граждане в возрасте от 14 до 30 лет» [3, с. 1].

Актуальность данного исследования обусловлена в первую очередь тем, что перед молодёжью открываются новые перспективы в области менеджмента и молодёжной политики. Региональная молодежная политика сегодня ориентирована на динамичное внедрение новых решений, способствующих повышению навыков современного молодого политика, а также модернизацию общества в целом, поскольку политическая система сегодня не имеет достаточных традиций и опыта эффективного функционирования. Современная государственная молодежная политика на региональном уровне реализуется экспериментальным путём, внедряя новые механизмы и методы управления и функционирования молодёжной политической среды.

Цель статьи. В представленном исследовании рассматривается молодёжная политика Тюменская области. Актуальность изучения Молодежи Тюменской области как субъекта политических процессов определена важностью разработки решений по формированию и развитию молодёжной политической системы, предусматривающей активное взаимодействие государства и молодёжи, как субъекта политических процессов.

Материалы и методы. Проведённый анализ молодёжной политики в Тюменской области служит разработке обновлённой концепции развития молодёжной политики в регионе, поиску новых, научно обоснованных предложений по её модернизации и совершенствованию.

Результаты и их обсуждение. Важно отметить, что эффективное исполнение законных прав и интересов молодежи зависит от действий правительства Тюменской области, его политической направленности и решений. Тюменская область имеет многолетний продуктивный опыт ведения молодежной политики. Однако имеющийся опыт и знания требуют переосмысления в современном научном исследовании. Приоритетная задача исследования определяется как поиск современных, продуктивных предложений и решений, применимых к молодежной политике Тюменской области, ее реализации в современных условиях.

Проведённый анализ литературы в сфере молодёжной политики Тюменской области доказывает, что научные труды дают определение её смысла как механизма решения вопросов, связанных с социализацией молодёжи в целом, решение вопросов социального и профессионального становления молодёжи. Помимо этого можно сделать вывод, что одни из самых важных факторов формирования и реализации региональной молодежной политики в Тюменской области не получили полного исследования. Современные научные труды должны отражать конкретные предложения по улучшению работы в области молодёжной политики со стороны государства, а также научно обоснованных механизмов её улучшения, векторов развития и перспектив развития региональной молодежной политики в Тюменской области.

В настоящее время практически каждый уважающий себя политик в Тюменской области является наставником для группы молодых людей, способных и готовых к переменам в отдельных сферах жизни Российского общества. Самые сильные политические объединения, партии всё больше делают ставки на молодых политических деятелей, поскольку именно они способны вести за собой самую непредсказуемую, неуправляемую, но крайне значимую прослойку нашего населения - молодёжь. В связи с этим сегодня активно развиваются молодёжные политически площадки, молодёжные парламентские палаты на всех уровнях, регулярная организация молодёжных форумов, съездов и создание дискуссионных площадок для:

- «разработки предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и законные интересы молодежи;

- формирования гражданской позиции и развития правовой культуры в молодежной среде;

- содействия в подготовке проектов нормативных правовых актов региональных органов исполнительной и законодательной власти о правовом просвещении населения и развитии социальной активности молодежи;

- теоретической и практической подготовки молодежи области к общественной деятельности;

- обеспечения взаимодействия депутатов исполнительной и законодательной власти с молодежью;

- взаимодействия с органами государственной власти области, общественными объединениями, политическими институтами в сфере разработки инициатив, направленных на защиту прав и законных интересов молодежи;

- расширения и укрепления контактов между молодежными структурами муниципальных образований и молодежными структурами регионов, федеральными молодежными структурами и молодежью других государств» [4, с. 1];

- конструирования молодёжью «Образов будущего», выявления трендов и перспектив развития региона.

Преимущественное исследование молодёжи как субъекта политической системы обусловлено ещё и тем, что она обладает необходимыми знаниями, достаточными для участия в разработке решений, направленных на

развитие молодёжной политики региона, современного становления политической системы и связывает с ним свои приоритетные жизненные перспективы, обладает необходимыми компетенциями для ответа на глобальные вызовы современности.

Исследуя молодое поколение как субъекта политических процессов, одновременно являющегося стратегическим ресурсом региона, важно выделить молодёжную политику как приоритетное направление региона. Осуществить со стороны правительства Тюменской области уникальную систему молодёжной политики в отношении молодого поколения, реалиазция которой может послужить возрождению и становлению новой молодёжной политической системы.

XXI век для нас является динамично меняющимся, развивающимся. Политическое становление молодёжи в это время протекает под воздействием различных причин: политических изменений в стране; изменению ценностно-нормативной базы; новой социальной дифференциации в обществе; изменения шкалы престижности профессий. Несмотря на это, современная молодежь без труда проходит процесс адаптации к современным условиям, опыт поколений на неё практически не воздействует, как нам кажется, это связано со значительно выросшей самостоятельностью, способностью к изменениям, в т.ч. связанным со сменой работы или места жительства. Ещё в 2017 году молодое поколение сталкивалась с условиями, когда появлялась необходимость развиваться на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, молодёжи необходимо было быть в процессе становления, принимать участие в генерации новых, современных ценностей, крайне часто самостоятельно, все чаще наперекор прошлым устоям. Все выше описанное позволяет и сегодня молодёжи показать себя на политической арене, занимая пространство в политической системе. Проведённый в 2017 году анализ показывает, что юные политические деятели сталкиваются с рядом сложностей, такими как невозможность работы в молодёжных парламентских палатах высшего уровня, жители муниципальных образований в региональной и государственной палате, представители региональной в государственной и, наоборот, представители палаты более высокого уровня зачастую не имеют возможности напрямую взаимодействовать с представителями более низкого уровня палаты. Для наиболее активных парламентариев не всегда в полной мере понятна вся система молодёжного парламентаризма, и им требуется дополнительная информация, консультация по молодёжной политической системе. Юношеский максимализм - нередкое явление среди юных политиков, что может негативно сказываться на скоропостижных решениях, основанных в первую очередь на низкой компетенции инициатора и его коллег. Отсутствуют действенные механизмы социального лифта молодых политиков, обусловлено это в первую очередь тем, что участие в молодёжной палате ограничено возрастными и временными рамками, в то же время дальнейшего продвижения можно ожидать намного дольше, чем длится возможность участия в палатах всех уровней.

По результатом исследования в 2017 года при участии автора была составлена резолюция [5] от молодёжной общественной палаты (далее ОМП) при Тюменской областной думе VI созыва, которая содержала ключевые векторы развития региональной молодёжной политики:

1. Создание единого всероссийского рейтинга молодых парламентариев, по итогам которого лучшие представители политически-активной молодежи получат возможность войти в Молодежный парламент при Государственной Думе РФ. Так, на основании подобного рейтинга Тюменской области (в который войдут представители ОМП муниципальных образований и просто активные молодые люди) может быть сделан добор в Общественную молодежную палату при Тюменской областной Думе. Такой рейтинг может стать элементом одного из проектов молодежного парламента Тюменской области, а при формировании призового фонда может быть создана дополнительная мотивация. к участию.

2. Формирование у молодежи (не только членов ОМП) понимания самой системы молодежного парламентаризма на всех уровнях.

Здесь следует сосредоточиться на новых, интересных и актуальных для молодежи форматах взаимодействия (применение новых информационных и социальных технологий, инфографики и др.) с вовлечением в их организацию и реализацию самих молодых парламентариев.

3. Высокий уровень компетентности у представителей молодежного парламентского движения. Сегодня на муниципальном уровне есть запрос на формирование у молодежи навыков и компетенций, а также социального капитала, способствующих организации и реализации качественных проектов. Эта цель может быть достигнута при масштабной реализации социальных проектов на уровне региона.

4. Участие в грантовых конкурсах. Здесь следует обратить внимание на подготовку (степень проработанности, географию реализации и др.) проектов, их участие в грантовых конкурсах местного, регионального и федерального уровней. Вместе с качественным проект-менеджментом в ближайшей перспективе это направление даст ощутимый результат.

5. Нормотворческая деятельность и коммуникация с властью. В этом направлении можно создать систему преемственности от действующих депутатов - молодым парламентариям (в том числе на муниципальном уровне). Последние могут быть помощниками депутатов на общественных началах, участвовать в работе комитетов и комиссий законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, реализовывать совместные проекты и действующими депутатами и т.д.

6. Общественная молодежная палата должна быть реальным социальным лифтом - это должно стать ее преимуществом перед другими общественными организациями и молодежными объединениями. «Воспитание» представителей молодежного парламентского движения как элиты молодежного сообщества, предоставление молодым парламентариям не только официального статуса, но и реального спектра возможностей, даст стимул к стратегическому развитию и совершенствованию системы молодежного парламентаризма в России.

7. Лояльность власти - это элемент, без которого не приходится говорить о развитии какого-либо молодежного движения, в особенности парламентского.

Составленная резолюция в дальнейшем была направлена в Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, обсуждалась с правительством Тюменской области и представителями Тюменской областной Думы. Итогом обсуждений стал проект плана работы молодёжных общественно-политических объединений, который успешно реализуется на протяжении 2018 года.

Выводы. Проведенный в рамках данного научного исследования анализ молодёжи Тюменской области как субъекта политических процессов позволяет сделать вывод о том, что теоретические методы исследования в совокупности с прикладными исследованиям молодёжи, как субъекта политических процессов в Тюменской области демонстрируют выделение молодого поколения в социуме как приоритетного стратегического потенциала становления региона, как субъекта с развитой молодёжной политикой. Исполнительная и законодательная власть является главенствующим координатором области молодежной политики, которую необходимо реализовать исключительно при продуктивном взаимодействии молодёжи, государства и общества в целом. В программу развития региональной молодежной политики необходимо закладывать принцип социального взаимодействия молодого поколения и правительства. Данная последовательность в региональной сфере молодежной политики станет продуктивной. Важно отметить, что процесс развития региональной молодежной политики динамично идет при условии становления социально-политического положения молодого поколе-

ния, её социализации в области молодёжной политики и исследование практики реализации региональной молодежной политики в различных областях Российской федерации. Критерием эффективной региональной молодежной политики является степень вовлеченности молодёжи в политику, её карьерного роста и продвижения в политической сфере. Политическое становление молодёжи возможно через усвоение молодежью политических ценностей и норм общества, трансформации их в общепринятую систему социальных и политических норм, которые определяют взгляды и поведение в политической системе. Проведенное исследование показывает политическую активность и сознательность молодежи Тюменской области. Молодое поколение готово и желает участвовать в политической жизни общества, но ей, безусловно, необходима поддержка со стороны государства.

Важной характеристикой региональной молодёжной политики в Тюменской области является активное взаимодействие федеральных властей с региональными и региональных - с муниципальными. Повышение значимости муниципальных органов власти в развитии сферы молодежной политики подтверждаются результатами исследования и составленной резолюцией. Сформированы важные предложения по развитию региональной молодёжной политики в Тюменской области. Реализация региональной молодежной политики на взаимосвязана с множествами необходимых решений и запрашивает обновлённый концептуального подхода, который обусловлен современной ситуацией в муниципалитетах, из которых складывается регион. Сфера молодёжной политики станет продуктивной тогда, когда она будет учитывать продуктивную социализацию молодого поколения и развивается через активное участие молодёжи в политических процессах. Так, социальное партнёрство государства и молодёжи способно придать динамику решения актуальных вопросов со стороны молодежи, а также помочь развитию общества как более поступательного и бесконфликтного. Региональная власть в сфере молодёжной политики в обязательном порядке должна предусматривать участие молодёжи как равноправного партнёра в решении имеющихся проблем не только молодого поколения, но и региона в целом. Активное социальное партнёрство способно вывести региональную молодежную политику на новую ступень развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная молодёжь является истинными патриотами своей страны, она готова использовать свой потенциал ради общего блага. А наше государство создает все условия для того, чтобы молодые политики стали движущей силой страны и продолжили её развитие на благо общества.

Литература

1. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Бюджетная система РФ. URL: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksf141- 10/vestniksf141-10090. htm (дата обращения: 11.02.2019).

2. Краткий словарь по социологии / под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989. 479 с.

3. О молодёжной политике в Тюменской области: закон Тюменской области от 24.04.2014 № 72-р.

4. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р.

5. Общественная молодежная палата VI созыва: резолюция [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/page-26130642_54659081 (дата обращения: 11.02.2019).

6. Попова Е.С. Социализация молодежи и образование // Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований: [монография]. M.: IS RAS, 2017. С. 35-53.

7. Принятие положения об Общественной молодежной палате при Тюменской областной Думе: Постановление Тюменской областной думы от 16.12.2010 № 2641.

8. РосМолодёжь // Стратегия развития молодёжи на период до 2025 года. URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf.

9. Царихин В.А. Государственная молодёжная политика России: особенности правового обеспечения в различные исторические этапы [Текст] // Право: современные тенденции: материалы II Междунар. науч. конф., г. Уфа, апр. 2014 г. Уфа: Лето, 2014. С. 47-48.

10. Щенина О.Г. Молодежная политика: Диалог с молодежью или монолог власти? // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 6. Ч. 2. Редкол.: Ю.С. Пивоваров (отв. ред.) и др. М.: ИНИОН РАН. 2011. С. 181-186.

References

1. The concept of the state youth policy of the Russian Federation // Budget system of the Russian Federation URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/ VestnikSF/2001/vestniksf141-10/vestniksf141-10090.htm. Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 N 2403-p.

2. On youth policy in the Tyumen region: Law of the Tyumen region from 24.04.2014 № 72-p.

3. A brief dictionary of sociology / eds. D.M. Gvishiani, N.I. Lapin. Moscow: Politiz-dat, 1989. 479 p.

4. About the statement of Bases of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025: the Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 N 2403-p.

5. Public youth chamber of VI convocation : resolution [Electronic resource]. Available at: https://vk.com/page-26130642_54659081 (date accessed: 11.02.2019).

6. Popova E.S. Youth Socialization and education, Russian youth in the dynamics of decades. Statistical materials and research results: monograph. Moscow: IS RAS, 2017, pp. 35-53 (in Russian).

7. Adoption of the regulations on the Public youth chamber at the Tyumen regional Duma: Resolution of the Tyumen regional Duma of 16.12.2010 № 2641.

8. Rosmolodezh // Youth development Strategy for the period up to 2025 [Electronic resource]. Available at: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/606/report-fadm-ru-2013-11-13.pdf.

9. Carihin VA. State youth policy of Russia: features of the legal framework in different historical stages, Law: modern trends: materials of the second international. scientific. conf. (Ufa, April 2014). Ufa: Summer, 2014, pp. 47-48 (in Russian).

10. Shchenina O.G. Youth policy: Dialogue with young people or a monologue of the authorities? In: Russia: trends and prospects. Yearbook. Vol. 6. Part 2. Yu.S. Piv-ovarov (executive editor). Moscow: INION Russian Academy of Sciences, 2011, pp. 181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.