Научная статья на тему 'Молодежь как стратегический социально-демографический ресурс России и Евросоюза'

Молодежь как стратегический социально-демографический ресурс России и Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
708
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ИНВЕСТИЦИИ В МОЛОДЕЖЬ / YOUTH EUROPEAN YOUTH / YOUTH POLICY / SOCIO-DEMOGRAPHIC / INVESTMENT IN YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Т. К.

Цель. Изучение специального статуса молодежи стран России и Евросоюза, как главного стратегического ресурса, способного воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы. Методы. Проанализированы международные документы по вопросам реализации государственной молодежной политики. Приводятся данные социологических исследований в части определения общих тенденций и различий российской и европейской молодежи. Результаты и практическая значимость. На основе научно-обоснованных подходов и экспертных оценок, а также собственных выводов, рассматривается процесс по совершенствованию механизмов реализации политики в отношении молодежи в работе международных институтов, в частности Европейского союза. Научная новизна. Осуществлен сравнительный анализ общих тенденций трансформации, а также международных различий молодежи в странах России и Евросоюза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH AS STRATEGIC SOCIO-DEMOGRAPHIC RESOURCES OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

Purpose. Study of the special status of the youth in Russia and the European Union as a major strategic resource capable of reproducing the material and intellectual resources. Methods. The international documents on the implementation of state youth policy were analyzed. The data of sociological research in the definition of the general trends and differences in the Russian and European youth were provided. Results. On the basis of evidence-based approaches and expertise, as well as their own conclusions through the process to improve the mechanisms for the implementation of youth policy in international institutions, particularly the European Union. Scientific novelty. The comparative analysis of general trends of transformation, as well as international differences youth in Russia and the EU.

Текст научной работы на тему «Молодежь как стратегический социально-демографический ресурс России и Евросоюза»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

МОЛОДЕЖЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИМ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РЕСУРС РОССИИ И ЕВРОСОЮЗА

Ростовская Т.К.

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью, Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова (Россия), 109240, Россия, г. Москва, улица Верхняя Радищевская, д. 16/18, rostovskaya.tamara@mail.ru

УДК 316.346.32-053.6

ББК 60.542.15

Цель. Изучение специального статуса молодежи стран России и Евросоюза, как главного стратегического ресурса, способного воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы.

Методы. Проанализированы международные документы по вопросам реализации государственной молодежной политики. Приводятся данные социологических исследований в части определения общих тенденций и различий российской и европейской молодежи.

Результаты и практическая значимость. На основе научно-обоснованных подходов и экспертных оценок, а также собственных выводов, рассматривается процесс по совершенствованию механизмов реализации политики в отношении молодежи в работе международных институтов, в частности Европейского союза.

Научная новизна. Осуществлен сравнительный анализ общих тенденций трансформации, а также международных различий молодежи в странах России и Евросоюза.

Ключевые слова: молодежь, европейская молодежь, молодежная политика, социально-демографический ресурс, инвестиции в молодежь.

Rostovskaya T.K.

YOUTH AS STRATEGIC SOCIO-DEMOGRAPHIC RESOURCES OF RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

Purpose. Study of the special status of the youth in Russia and the European Union as a major strategic resource capable of reproducing the material and intellectual resources.

Methods. The international documents on the implementation of state youth policy were analyzed. The data of sociological research in the definition of the general trends and differences in the Russian and European youth were provided.

Results. On the basis of evidence-based approaches and expertise, as well as their own conclusions through the process to improve the mechanisms for the implementation of youth policy in international institutions, particularly the European Union.

Scientific novelty. The comparative analysis of general trends of transformation, as well as international differences youth in Russia and the EU.

Key words: youth European youth, youth policy, socio-demographic, investment in youth.

£

I S

Эффективное накапливание инновационного потенциала развития молодежи и использование человеческого капитала в современном обществе является одним из приоритетных направлений деятельности многих стран.

В современном социуме наблюдается системный процесс по совершенствованию механизмов реализации политики в отношении молодежи. Особенно этот

процесс заметен в работе международных институтов, в частности Европейского союза.

Прежде чем рассмотрим действующие механизмы реализации политики в отношении молодежи России и Евросоюза, необходимо определить правовой статус российской и европейской молодежи.

К сожалению, в настоящее время в законодательных актах, действующих на территории Россий-

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Ростовская Т.К.

ской Федерации, нет единообразного подхода относительно определения термина «молодежь». Статус молодого человека определяется его возрастными и общественно-демографическими особенностями, в этой связи к молодежи относятся граждане России в возрасте от 14 до 30 лет.

Также и на международном уровне на сегодняшний день четкого подхода к определению термина «молодежь» не существует [4]. Тем не менее, Организация Объединённых Наций при разработке статистических данных определяет молодежь как группу людей в возрасте от 15 до 24 лет. И конечно же, что молодежь является объектом национально-государственных интересов, главным стратегическим ресурсом, способный воспроизводить материальные и интеллектуальные ресурсы [8].

При этом, безусловно, молодежная политика любого государства отражает уровень его социально-экономического, демографического, политического, духовно-культурного развития, является вкладом государства в будущее молодежи.

Успешность международного сотрудничества в сфере молодежной политики, необходимость совершенствования политики Европейского Союза в сфере обучения молодежи в течение всей жизни и неформального образования послужили основой для разработки системной молодежной политики Евросоюза, основу которой составляют следующие международные документы.

В ноябре 2001 года Европейской Комиссией была принята Белая книга «Новые стимулы для молодежи Европы», которая содержит основные приоритетные направления развития молодежной политики в Европе на ближайшую перспективу (образование, занятость, благосостояние и европейские ценности). Отметим также основные задачи Белой книги: применение открытого метода координации в области молодежной политики и учет молодежной повестки при разработке других политик, напрямую касающихся молодежи [2, с.50].

В марте 2005 года Европейским Советом принят Европейский молодежный пакт, направленный на повышение качества обучения и профессиональной подготовки, улучшение возможностей для мобильности, профессиональной занятости и социальной включенности молодых европейцев.

В 2007 году было опубликовано Коммюнике Европейской Комиссии «Поддержка полноценного участия молодых людей в сфере образования занятости и обществе», которое призывает к более качественной поддержке и финансированию молодежи, чтобы улучшить образование, повысить академическую и научную мобильность, занятость.

И наконец, в 2009 году утверждена Стратегия молодежной политики «Молодежь - инвестирование и предоставление возможностей» на период 2010-2018 годы, главной целью которой является создание больших возможностей для молодежи в образовании и занятости. Стратегия признает, что молодежь является ценным ресурсом, вместе с тем и наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризисов.

Отметим, что в Европе особое внимание уделяется развитию качественного неформального образования, которое вносит огромный вклад в стратегию «обучение в течение всей жизни» (Lifelong Learning) в Европе. Неформальное образование касается обучения, которое происходит за рамками официальной системы образования и дает возможность получить важные навыки, ощутить собственный личностный рост, создает предпосылки для социальной интеграции и активного гражданства, а значит, улучшает возможности трудоустройства молодежи [3].

Кроме обозначенных общеевропейских нормативных документов по развитию системной работе с молодежью, в каждой европейской стране молодежная политика реализуется также и на различных принятых Федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации.

В этой связи, несмотря на то, что в Российской Федерации принят целый пласт нормативных правовых документов, направленных на реализацию государственной молодежной политики, к сожалению до настоящего времени отсутствует Федеральный закон о молодежи, что безусловно сказывается на правовом статусе молодежи России.

Молодежь в целом является группой «развития». Молодежная политика как на «глобальном», так и на «национальном» уровнях, должна быть направлена не на создание тепличных условий для данной социальной группы, а на проектную деятельность, в которой юноши и девушки являлись бы участниками социально-экономических и политических преобразований.

На наш взгляд, можно выделить несколько уровней и тенденций трансформации молодежи для развивающихся, развитых и модернизирующихся стран.

Наибольший интерес в этом контексте представляет определение общих тенденций трансформации, а также международных различий молодежи в европейских странах и на постсоветском пространстве, обладающих сопоставимыми параметрами, общей историей.

В чем сходство и различие российской и европейской молодежи?

По данным Европейского социологического исследования 2008 г. [7, с.145-158.], в котором приняли

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Ростовская Т.К.

участие молодые граждане из 28 стран, в том числе из России, Турции, Кипра и Израиля, а также российско-германского исследования 2006-2011 гг., проведенного НГЛУ им.Н.А. Добролюбова [6], можно сделать следующие выводы.

Молодежь России и Евросоюза имеют много общего по вопросам, связанным с ориентацией на:

инновационную деятельность - более половины российских респондентов (53%) считали, что для них важно придумывать новое и делать все оригинальным способом. Россия по этому показателю заняла лишь 20-е место среди 28 стран, последнее место заняла Франция (42% респондентов);

личное обогащение - материальное благополучие занимает высокое место в системе ценностей молодых людей. Россия заняла четвертое место, набрав одинаковое количество баллов с Израилем (47%);

амбициозность, понимаемой как ориентация на успех и карьеру. По данному показателю Россия заняла 11 место из 28 (54% респондентов). Первое место принадлежит Израилю (до 79%);

гражданственность и безопасность государства. Радует тот факт, что по данному показателю Россия в отличие от большинства европейских стран заняла лидирующее 10-е место из 28;

толерантность молодежи в социуме - по данному показателю, к сожалению, наша молодежь заняла 22-е место из 28 (Франция оказалась в середине списка и занимает 14 место), что безусловно указывает на существующие проблемы в межнациональном общении в российском обществе.

Как видим, российская и европейская молодежь имеют схожий социальный настрой, как в позитивном, так и в негативном смысле.

И конечно же, мы не можем не затронуть глобальную проблему российского и европейского социума - проблема воспроизводства человеческого капитала.

Эта проблема связана прежде всего с : изменением системы ценностей и социальных норм брака и семьи (молодежь откладывает вступление в брак после 30 лет, семейные пары не желают иметь детей);

увеличением не состоящих в юридическом браке семейных людей (в европейских государствах доля такой формы семейных союзов достаточно высока и колеблется от 10 до 30%);

изменением отношений между поколениями, утрате семейных традиций;

с пропагандой однополых браков, получивших официальный статус в ряде европейских стран.

Однако упрекать современную молодежь в «нежелании» иметь детей неверно. Необходимо прежде всего проводить целенаправленную государственную

политику, связанную с инвестированием в молодежь.

Следует согласиться с В.А. Луковым, который отмечает, что инвестиция в молодежь является социальным проектированием будущего страны [1, с.153].

В заключение отметим, что инвестиции в молодежь это принципиально новое понимание места молодежи в обществе, предоставление молодежи не просто гарантий и ресурсов, условий и возможностей, но и обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала молодежи, ее активное вовлечение в жизнь общества, возможность ее развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах. Только такой подход может в конечном итоге обеспечить процесс социального воспроизводство общества [5].

Литература:

1. Луков В.А. Инвестиции в молодежь концепции // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.

2. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. Доклад. М., 2013,

3. Международный опыт реализации молодежной политики. Материалы к заседанию Государственного совета Российской Федерации по вопросам молодежной политики. М., 2009.

4. Ростовская Т.К. К вопросу о законодательных основах государственной молодежной политики в современной России // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 8. 2013.

5. Ростовская Т.К., Ростовская Н.А. Социальная роль молодежи в современном обществе // Материалы 1 Международной конференции «Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития современной молодежи. Молодежь и социальный компьютинг (г.Москва, 22-23 ноября 2012 г.) [электронный ресурс]. URL: http:// mggu-sh.ru/sites/default/files/stati konferenciya. (дата обращения 16.02.2014)

6. Россия в Европе: по материалам международного проекта «Европейское социальное исследование»/ Под общ. ред. А.В. Андреенковой, Л.А.Беляевой. М., Academia, 2009; Европейское социальное исследование: изучение базовых социальных, политических и культурных изменений в сравнительном контексте Россия и 25 стран Европы Аналитический доклад. М.,2008 .

7. Синельников А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1.

8. Соколов А.В. Современные институты молодеж-

ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ Ростовская Т.К.

ной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1(23).

References:

1. Lukov V.A. Investing in youth concept // Sociology of youth. Encyclopedia/ Editors-in-Chief Yu.A.Zubok, V.I.Chuprov. M.: Academia, 2008. 608 p.

2. The Youth of Russia 2000-2025: the development of human capital. Report. M., 2013.

3. International experience of the youth policy implementation. Materials for the meeting of the State Council of the Russian Federation on the issues of youth policy. M., 2009.

4. Rostovskaya T.K. The legislative fundamentals of State youth policy in modern Russia // Ezhegodnik rossiyskogo obrazovatelnogo zakonodatelstva. Vol. 8. 2013.

5. Rostovskaya T.K., Rostovskaya N.A. The social role

of youth in modern society // Materials of the 1st international research conference «Value priorities, behavioral strategies and prospects of development of modern youth. Youth and social computing» (Moscow, November 22-23, 2012) [e-resource]. URL: http:// mggu-sh.ru/sites/default/files/stati konferen-ciya. (access date 16.02.2014)

6. Russian in Europe: According to the international project «European social research»/ Edited by A.V. Andreenkova, L.A. Belyaeva. M., Academia, 2009; European social research: study of basic social, political and cultural changes in a comparative context of Russia and 25 European countries. Analytical report. M., 2008 .

7. Sinelnikov A.B. Value orientations of Russian and European youth // Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 18. Sociologiya i politologiya. 2011. № 1.

8. Sokolov A.V. Modern institutions of youth policy in Europe: history and development // Vestnik mezhdun-arodnyh organizaciy. 2009. № 1(23).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.