Научная статья на тему 'Молодежь и туризм'

Молодежь и туризм Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
42198
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Егоров Валерий Кузьмич

Одним из главных результатов процесса демократизации в нашей стране стала достаточно прочно утвердившаяся в общественном сознании идея самоценности личности, приоритетности ее прав, интересов, потребностей. Это оказало решающее влияние на функционирование всех социальных институтов: политико-правовых, правовых, культурных, экономических и цр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Егоров Валерий Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь и туризм»

Дети и моподежь - будущее Россди

121

(Вып.

27 - 29 июня 2007 а.

В.К. ЕҐОРОВ

ЛАПЛОЛЕЖШ» И ТУРИЗМ

Одним из главных результатов процесса демократизации в нашей стране стала достаточно прочно утвердившаяся в общественном сознании идея самоценности личности, приоритетности ее п|)ав, интересов, потребностей.

Это оказало решающее влияние на функционирование всех социальных институтов: политико-правовых, правовых^ культурных, экономических И Цр.

ЕГОРОВ ВАЛЕРИЙ КУЗЬМИЧ

начальник отдела гуманитарНЬ1Х м общественных наук Научно-организационног^ управления РАН, кандидат исторических на

Оставляя вне рамок этой статьи рассуждения о том, насколько поступательно и гармонично идет этот процесс, о перекосах и упущениях, неизбежных в период радикальных изменений в стране и обществе, следует, тем не менее, признать его прогрессивную направленность.

Ориентированность экономики на удовлетворение растущих и становящихся все более разнообразными интересов и потребностей вызвало серьезные изменения в ее структуре, привело к появлению новых отраслей, сокращению одних и подъему почти с нуля других. Последнее, в полной мере, можно отнести к положению, в котором находится отечественный туризм. Необходимо, однако, признать, что об устойчивом росте этой отрасли экономики в России сейчас можно говорить скорее как о тенденции, поскольку, как это следует из исследований специалистов ВКНЦ ЦЭМИ РАН, относительные экономические показатели недопустимо скромны (менее 1,5% мирового туристского потока, менее 2,5% - доля туризма в валовом внутреннем продукте, 6,5% - доля туризма в общем объеме платных услуг в нашей стране). И это при практически неограниченном туристском потенциале!

Говоря о потенциале, следует иметь в виду не только природные и антропогенные объекты, исторически существующие или вновь создаваемые, но и контингент потребителей туристского продукта, его структуру, потребности и возможности его отдельных категорий. В упомянутом выше исследовании ученых ВКНЦ обстоятельно изложена история и нынешнее состояние проблемы отечественного туризма, дана оценка потенциала и перспектив развития туризма в стране и в регионе, приведены

27 - 29 июня 2007 г.

Дети и молодежь - будущее России

относящиеся к нему основные понятия и определения, в том числе основных категорий и типов туристов (типология туристов немецкого исследователя Гана). Совокупность этих данных сформировала содержательную и методологическую основу раскрытия заявленной темы.

Представляется оправданным в теоретическом и практическом плане дополнить упомянутую выше типологию, построенную на основе психоэмоциональных особенностей, делением туристского контингента по возрастному признаку, а в нашем случае - выделением молодежного туризма. Это понятие известно давно, еще с советских времен. Старшее и среднее поколения хорошо помнят пионерские турпоходы, комсомольские походы по местам боевой славы, самодеятельные и организованные маршруты альпинистов, сплавы по рекам, мото- и велопробеги и т.д. Решая задачи укрепления здоровья подрастающего поколения и реализуя идеологические установки, государство, как правило, поощряло и поддерживало этот вид социальной активности, и даже закрывало глаза на проявления свободомыслия во время фестивалей туристской, бардовской песни. Молодежный туризм советского периода, во многом замешанный на энтузиазме и романтике, не был, в нынешнем смысле слова, экономической категорией.

Радикальные социально-экономические и политические реформы в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века коренным образом изменили положение в сфере молодежного туризма. Приватизация объектов туристской инфраструктуры: турбаз, лагерей, причалов и т. д, закрытие или перепрофилирование предприятий,

производивших недорогое туристское снаряжение, отчуждение участков земли, где проходили традиционные маршруты, - все это и многое другое привело практически к полному развалу неплохо функционировавшей системы молодежного туризма. Одновременно в социальных слоях со средним достатком и выше произошел «бум» выездного туризма. Представляя собой естественную реакцию на открытие после многих десятилетий нашей страны миру, выездной туризм привел к вывозу значительного капитала, в слабой мере компенсируемого за счет туризма въездного. По данным, приведенным на совещании в Президиуме РАН в апреле 2005 года, на котором обсуждалась проблема совершенствования законодательного обеспечения государственной политики РФ в области туризма, только в 2004 году по линии выездного туризма было вывезено 8,5 млрд. долларов США, а по некоторым сведениям - 25 - 30 млрд.

Состоявшаяся, в основном, к началу 2000-х годов либеральная реструктуризация экономики, коммерциализация большинства сфер общественной деятельности, растущая вовлеченность России в глобальные экономические процессы, которые сопровождаются перемещениями больших масс людей и пр., вызвали переоценку роли и места туризма в жизни нашего общества. На первое место вышла экономическая сущность туризма, экономическая мотивация к его развитию, в то время как целью стало обеспечение социальных потребностей: оздоровление, отдых, удовлетворение культурнопознавательных интересов, а также занятость тех, кто обслуживает туристскую отрасль. Впрочем, последнее имеет уже социально-экономическую природу.

_______________________________________________ (Вып. 37)

27 - 29 июня 2007 г.

Пети и молодежь - будущее России

О том, какое перспективное значение имеет туризм для экономики нашей страны, можно судить хотя бы по тому вниманию, которое уделяют ему наши законодатели: 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», имеющий целью стимулирования национальной экономики, и уже менее чем через ГОД он был дополнен за счет введении в него туристско-рекреационных особых экономических зон (ТРОЭЗ), а туристский аспект вошел практически во все статьи закона. Вскоре после того, как были приняты соответствующие поправки к закону, правительство объявило конкурс на создание этих зон в различных регионах страны. Сейчас, как всем известно, определено 7 регионов, где будут созданы ТРОЭЗ.

Налицо серьезная попытка преодолеть существенное препятствие на пути превращения туризма в эффективную отрасль рыночной экономики в России, заключавшееся в отсутствии необходимой законодательной поддержки развития туризма со стороны государства. На уровне Федерального Собрания РФ, государственных экономических ведомств и организаций, научных учреждений экономического профиля достигнуто понимание насущной необходимости приведения отечественной туристской отрасли к мировым стандартам в сфере управления, в организационных и производственных технологиях, в подготовке отраслевых квалифицированных кадров. Перспективы создания в семи регионах России ТРОЭЗ вызвали большой интерес во многих уголках нашей страны, тем более что все без исключения регионы располагают огромным туристским потенциалом.

Прежде чем рассмотреть вопрос о социальной значимости туризма для молодежи, представляется необходимым в дополнение к уже изложенному ранее привести некоторые общие положения, касающиеся этого социального явления. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». В практике исполнения закона соответственно целям устоялись и закрепились названия видов туризма: оздоровительный, познавательный, спортивный и др. «Права гражданства» получили такие виды, как экологический, экстремальный, научный.

Молодежный туризм не прописан в законе, так как цели туризма представляются универсальными для всех возрастных категорий. Тем не менее особое психофизиологическое состояние, характерное для молодых людей, повышенная активность, которая сопровождает процесс социализации и самоидентификации личности, рефлексия общественных ожиданий от нового поколения позволяют и предопределяют выделение молодежи в отдельную социальную группу в любой сфере общественной деятельности. Говорим же мы о молодежном искусстве, молодежи в политике, проблемах

27 - 29 июня 2007 г.

Дети и моподежь - будущее России

молодежи, ее отдыхе и т.д. В этом ряду словосочетание «молодежный туризм» занимает свое законное место.

Следует сразу оговориться, что в соответствии с тезисом об универсальности целей туризма можно вести речь лишь о преобладающих интенциях в молодежном туристическом контингенте, о предпочтении среди этого контингента познавательного, спортивного, в т.ч. экстремального, экологического, научного видов туризма оздоровительному, пассивно-созерцательному или активно-покупательному видам. Сопоставительный анализ исследований различных аспектов молодежной тематики и задач, решаемых в процессе туристской деятельности, приводит к выводу, что занятие туризмом для молодежи является способом получения на основе личного опыта знаний о мире и о себе, о возможностях самореализации в сложных условиях окружающей обстановки и жизни в целом.

Массовый характер туризма, активное и систематическое участие в нем, множественность маршрутов и целей формируют у молодого поколения понимание целостности мира в его разнообразии, взаимозависимости человека и природы, взаимообогащающего эффекта культурного взаимодействия различных народов, важности исторического и культурного знания для самосознания и развития личности. Самое разнообразное знание, получаемое в процессе туристической деятельности, не только формирует гуманистические идеалы и ценности, но и переходит в основу практической деятельности. Это особенно характерно для экологического и научного туризма.

Туристы-экологи не только любуются красотами природы, наслажда-

ются чистой водой и воздухом, но и, прежде всего, помогают охранять природу, ее заповедники, восстанавливают поврежденные избыточной антропогенной нагрузкой участки земли, ведут учет редких представителей флоры и фауны, очищают источники, участвуют в качестве помощников в работе научных экспедиций и т.п.

Большое общественное значение имеют туристические походы по местам не до конца исследованных исторических событий, связанным с жизнью и деятельностью людей, сыгравших важную роль в истории страны. Участие в раскопках, восстановлении памятников истории и архитектуры, в историко-фольклорных мероприятиях и т.д. помогает восстановить историческую справедливость, расширить знания о нашем прошлом, сберечь от забвения и утраты важные частички национальной культуры и истории. Все это в то же время способствует укоренению в сознании нового поколения твердого убеждения в том, что культура, природа, взаимопонимание и мир между разными людьми и народами могут существовать и сохраняться лишь в результате активной и последовательной деятельности каждого человека.

Практически во всех видах туризма содержатся элементы исследования, такие, как углубленный интерес, оценки и анализ, фиксация процесса и итогового состояния. В последние же годы развивается вид туризма, в котором исследовательская составляющая, научность является основной. Он получил название научного туризма. Специалисты из Международной академии туризма выделяют три типа научного туризма:

__________________________________________________(Вып. 37

27 - 29 июня 2007 г.

Пети и молодежь - будущее России

1. Туризм ознакомительный. Во время похода (поездки) туристы ограничиваются наблюдениями за природными и антропогенными объектами.

2. Туризм со вспомогательным участием. Туристы участвуют в научных работах в качестве вспомогательного персонала (реставрация, раскопки, охрана заповедника и пр.).

3. Туризм с самостоятельными исследованиями.

Для этих видов типов научного туризма обязательна специальная подготовка, особенно тщательная при самостоятельных исследованиях. Постановка проблемы, составление плана-задания, согласование этапов, сроков, маршрута, получение необходимых сведений и навыков, патронаж со стороны ученых - все это призвано дать первое представление о научной деятельности, а для кого-то, возможно, станет основой выбора пути в жизни.

Очевидно, что научный туризм -занятие в основном для молодежи. Его особая ценность состоит в комплексном воздействии на подрастающее поколение, сочетающем общее и интел-

лектуальное развитие, формирующее или закрепляющее гуманистическую систему ценностей и позитивную социализацию.

На нынешней конференции, которая организована и проводится при самом непосредственном и деятельном участии ученых и специалистов Российской академии наук, и прежде всего Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН, следует подчеркнуть, что молодые ученые ВНКЦ приступили к комплексному, углубленному изучению проблемы туризма, его состояния и перспектив развития в Вологодской области. Уже первые результаты позволяют сделать вывод о соответствии научного потенциала Центра стоящей перед ним важной и сложной задаче, а также о том, что при сохранении отношения специалистов и руководства области к развитию туризма он станет одним из базовых факторов социально-экономического развития региона. Есть основания надеяться: во всем этом найдет свое место молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.