Всероссийского конкурса студенческих работ
МУРУГОВА Татьяна Игоревна — студент Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (450077, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32; [email protected])
ДУБИНИНА Эльвира Вагизовна — кандидат социологических наук, доцент; и.о. заведующего кафедрой экономико-правового обеспечения безопасности Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (450077, Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32; [email protected])
МОЛОДЕЖЬ И РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается роль религии в жизни современной молодежи. Религия является одним из источников морально-нравственных ценностей, объединяющих общество, однако она может стать и фактором разъединения, чему способствует активизация религиозных экстремистских движений, вовлекающих молодежь в свою деятельность, пропагандируя ненависть и вражду. Перед молодежью стоит сложный выбор - придерживаться традиционных религиозных взглядов или стать участником псевдорелигиозных экстремистских организаций. Преодоление религиозного экстремизма является важным условием укрепления национальной безопасности России.
Ключевые слова: религия как социальный регулятор, религиозность современной молодежи, религиозные секты, религиозный экстремизм и терроризм, национальная безопасность
Духовно-нравственное образование и воспитание на основе морально-нравственных ценностей и норм являются важнейшими аспектами в развитии личности, оказывающими не посредственное влияние на все стороны и формы взаимоотношений индивида с миром: его мировоззрение, культуру по ведения, эмоциональное развитие. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. В частности, религия способствует развитию таких человеческих качеств, ка кгуманизм, альтруизм, уважение прав и свобод других людей, доброжелательность, учит самодисциплине и самоконтролю.
В последние десятилетия стали актуальными не только вопросы влияния религии на формирование личностной направленности молодых людей, но и развитие религиозного радикализма в молодежной среде. Молодежное религиозное сознание находится в фокусе внимания отечественных и зарубежных ученых. Однако, как отмечают И.А. Савченко, Л.А. Снегирева, С.В. Устинкин в российской науке вопросы молодежи и религии и молодежного религиозного радикализма на данный момент рассматриваются как две независимые друг от друга проблемы, в то время как в зарубежной науке они в ряде случаев пересекаются. Во многих зарубежных работах высказывается мнение, что рост религиозного, прежде всего исламского, фундаментализма связан с общим ослаблением христианства [Савченко, Снегирева, Устинкин 2017: 32].
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. №683, деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию рассматривается как
одна из основных угроз государственной и общественной безопасности1. В Стратегии отмечено, что деятельность подобных организаций направлена на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Нынешняя социокультурная ситуация как во все м мире, та к и в отдельной стране характеризуется ростом «религиозно окрашенных» событий. Исследователи отмечают, что молодежи присущ определенный ценностный максимализм и нетерпение к представителям не своей веры и конфессии, что порождает проблему стереотипизации в области этнорелигиозных отношений [Ивлева, Курилов, Россман 2018: 482]. Поэтому, на наш взгляд, религиозные установки современной молодежи становятся сего дня одним из важных аспектов в обеспечении национальной безопасности государства.
Современное поколение существует в идеологическом и мировоззренческом плюрализме, который, в свою очередь, характеризует современную религиозную ситуацию, основные очертания которой возникли в начале 1990- х годов, когда изменилось отношение к религии как социальному институту, что привело к «росту интерес а молодежи к религии и оккультизму».
Анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, проводимого Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и ООО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН показал, что молодежь (14 - 25 лет) отождествляет себя с религией в меньшей степени, чем другие возрастные группы [Рощина 2018: 104].
<=25 лет
76
74 •—
72 ?4
70 68 66 64 62 60 58 56
2014 г
Рисунок 1. Динамика доли респондентов ( молодежи в возрасте <=25 лет), считающих себя верующим и или скорее верующими, 2014- 2016 гг., %
Как видно из данных, представленных н а рисунке 1, доля считающих себя верующим и или скорее верующими среди молодежи с 14 до 25 лет в 2014 году составила 74 %, а в 2016 году - 62 %, что говорит о том, что роль религии как нравственного ориентира для подрастающего поколения ослабевает.
Результаты опроса, проведенного в 2019 году Всероссийским центром изучения общественного мнения, свидетельствуют о том, что наиболее распростра-
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - КонсультантПлюс: справочная правовая система. Доступ: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 191669/82e3980c79908d189a4841285a57a0324d6 9edfc/ (проверено 10.09.2020).
72
2015 г.
2016 г.
ненной религией среди российских граждан является православие, его приверженцами являются 23 % молодежи от 18 до 24 лет. Что касается религиозности, то 37 % молодежи заявляют, что они неверующие1.
С одной стороны, традиционная религия является социальным регулятором, предписывая человеку определенные правила поведения и ограничения: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», а с другой - сегодня широкое распространение получили «псевдорелигии», и именно молодые люди, становясь их приверженцами, часто оказываются жертвами религиозного экстремизма и терроризма, что в 21 веке стало одним из главных вызовов для всей мировой системы.
Сектовед профессор А.Л. Дворкин представил данные по самым опасным сектам в России, к которым он относит, прежде всего, неопятидесятников (хариз-матиков), саентологов, кришнаитов, мунитов, секту Григория Грабового2. Также активно функционируют такие секты как Свидетели Иеговы (квазихристианские), Аум Синрикё (квазибуддийские), ИГИЛ (исламистские).
По оценке профессора А.Л. Дворкина в России активно действует от 80 до 500 деструктивных организаций. Вовлечены в них от 1 до 5 млн россиян, и 70 % -это молодежь в возрасте от 18 до 27 лет. Опасность данных движений заключается в то м, что они оказывают деструктивное воздействие н а личность: люди, посещающие секты, осознают себя сверхлюдьми, все остальные - «неполноценные», впоследствии происходит развитие агрессии, вражды и ненависти по отношению к обществу.
Широкое распространение получило движение ваххабитов, проповедующее традиции лжи и насилия. Ваххабиты настаивают на том, что настоящий мусульманин должен постоянно вести войну за веру с представителями других религий и мусульманами, которые не поддерживают их взгляды. По данным РИА Новости, количество ваххабитов в России в 2013 году составляло около 700 тысяч человек.
Ваххабиты делают ставку на молодежь. Идеи ваххабизма и агрессивная практика их распространения нередко обостряют противоречия между родителями и детьми - сторонниками ваххабизма, провоцируют столкновения между верующими.
Стремительное распространение получила террористическая организация, запрещенная в Российской Федерации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Основную часть лиц, присоединяющихся к рядам ИГИЛ (запрещенная в РФ), составляет молодежь, не имеющая религиозных знаний и неправильно понимающая идею джихада. Террористическая организация искажает ислам ради собственных интересов и стремится доказать всем, что ИГИЛ (запрещенная в РФ) является единственным представителем «истинного» ислама. Организация путем псевдорелигиозного образования распространяет свою идеологию среди широких слоев населения, в том числе и молодежи.
По словам Генерального прокурора РФ И.В. Краснова в 2019 году было зафиксировано 585 экстремистских преступлений, что почт и вдвое ниже слу-
1 Православная вера и таинство крещения. Опрос ВЦИОМ от 14 августа 2019 г. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya (проверено 04.09.2020)
2 Шесть самых опасных сект в России. Духовное сопротивление. Доступ: http://xn--80aaoUp3age.xn--p1ai/articles/6_samyh_opasnyh_sekt_v_rossii/ (проверено 04.09.2020).
чаев, зарегистрированных в 2018 году, в том числе вдвое снизилось количество уголовно наказуемых экстремистских проявлений1.
В 2020 году эпидемиологическая ситуация оказала крайне негативное влияние н а распространение экстремистских преступлений. Совет Безопасности России отмечает, что в условиях сложной социальной и экономической ситуации, вызванной, в частности, эпидемией коронавируса, зафиксирован рост экстремистских преступлений. Так, в январе - апреле 2020 года зарегистрировано 263 преступления, что почт и на треть больше, чем за аналогичный период 2019 года, около поло вины этих преступлений связаны с призывами к экстремизму в сети Интернет, но почти 10 % - это насильственные преступления - хулиганство, у гроза убийством и побои, совершенные на основе политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды2.
Подводя итог, подчеркнем, что сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества признаны стратегическими целями в обеспечении национальной безопасности России. Духовно-нравственнуюкультуру России невозможно представить без религии. Однако на сегодняшний день существует остра я проблема развития религиозного экстремизма среди молодежи. Под влиянием различных факторов (социальных, политических, экономических) радикальные взгляды и убеждения легче формируются в молодежной среде. Молодые граждане все чаще пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, что требует от органов государственной власти и институтов гражданского общества повышенного внимания к проблеме регулирования этно-конфессиональных отношений в молодежной среде, в том числе и через религиозное просвещение.
Статья публикуется при поддержке Школы молодого этнополитолога в Республике Башкортостан (грант Фонда президентских грантов 19-2-022447).
Список литературы
Егоров И. 2020. Заместитель секретаря Совбеза РФ - о новой Концепции общественной безопасности России. - Российская газета. 21.05. С.7. Доступ: https://rg.ru/2020/05/20/grebenkin-pandemiia-covid-19-stala-signalom-dlia-aktivizacii-moshennikov.html (проверено 05.09.2020).
Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Россман В.И. 2018. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования. - Вестник Российского университета дружбы народов. № 3. С. 481 - 493.
Православная вера и таинство крещения. Опрос ВЦИОМ от 14 августа 2019 г. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pravoslavnaya-vera-i-tainstvo-kreshheniya (проверено 04.09.2020).
Рощина Я.М. 2018. Роль религии в жизни россиян. - Вестник Росс ийского мо ниторинга э кономическо го положен ия и здоро вья населе ния НИУВШЭ. № 8. С.100-112.
Савченко И.А., Снегирева Л.А., Устинкин С.В. 2017. Трансформация моло-
1 Число экстремистских преступлений за 2019 год сократилось вдвое. Рамблер/новости от 17 марта 2020 г. Доступ: https://news.rambler.ru/crime/43860219-chislo-ekstremistskih-prestupleniy-za-2019-god-sokratilos-vdvoe/ (проверено 05.09.2020).
2 Егоров И. 2020. Заместитель секретаря Совбеза РФ - о новой Концепции общественной безопасности Росс ии. - Российская газета. 21.05. С.7. Доступ: https://rg.ru/2020/05/20/ grebenkin-pandemiia-covid-19-stala-signalom-dlia-aktivizacii-moshennikov.html (проверено 05.09.2020).
дежного религиозного сознания: тенденции и противоречия. - Власть. №5. С. 29-35.
Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» - КонсультантПлюс: справочная правовая система. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/82 e3980c79908d189a4841285a57a0324d69edfc/ (проверено 10.09.2020).
Число экстремистских преступлений за 2019 год сократилось вдвое. Рамблер/ новости от 17 марта 2020 г. Доступ: https://news.rambler.ru/crime/43860219-chislo-ekstremistskih-prestupleniy-za-2019-god-sokratilos-vdvoe/ (проверено 05.09.2020).
Шесть самых опасных сект в России. Духовное сопротивление. Доступ:http:// xn--80aaollp3age.xn--p1ai/articles/6_samyh_opasnyh_sekt_v_rossii/ (проверено 04.09.2020).
MURUGOVA Tatyana Igorevna, student at the Department of History and Public Administration, Bashkir State University (32, Zaki Validi St., Ufa, Russia, 450077; [email protected])
DUBININA Elvira Vagizovna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor, Acting Head of faculty of Economic and Legal Security, Department of History and Public Administration, Bashkir State University (32, Zaki Validi St., Ufa, Russia, 450077; [email protected])
YOUTH AND RELIGION IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S NATIONAL SECURITY
Abstract. The article examines the role of religion in the life of the modern youth. Religion is one of the sources of moral values that unite the society. Although, it can also become a factor of disunity, which is encouraged by intensification of religious extremist movements involving the young into their activities, propagating hatred and animosity. The socio-cultural situation both in the world and in a particular country is characterized by the growth of"religiously-tinted" events. This is why religious tenets of the modern youth are becoming one of the aspects of ensuring national public security. On the one hand, religion acts as a social moderator, setting certain rules and norms of behavior, such as "thou shalt not kill", "thou shalt not steal", "thou shalt not bear false witness", though, on the other hand, today "pseudo-religions" have become widely spread, and young people often fall victim to religious extremism and terrorism, and this is one of the major challenges for the world system.
According to the research, in Russia there are 80-500 destructive organizations, including pseudo-religious sects, such as quasi-Christian, quasi-Buddhist and Islamic. The majority of those involved are young people aged 18-27. This kind of organizations' work is aimed at kindling aggression, animosity and hatred.
Preservation and augmentation of traditional Russian spiritual and moral values, seen as the basis of the Russian society, are acknowledged as strategic goals in ensuring national security of Russia. Young citizens are joining the ranks of extremist and terrorist organizations - the fact, which calls for closer attention to the issue of regulation of communal relations on the part of the State government bodies and civil society institutions, through religious education among other things. Keywords: religion as a social moderator, religious commitment of the modern youth, religious sects, religious extremism and terrorism, national security