Ю. О. Обухова, аспирант, кафедра социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
МОЛОДЕЖЬ И МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН: РОЛИ, РАЗЫГРЫВАЕМЫЕ В САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Мобильная связь — это относительно новая технология, но сотовый телефон уже стал неотъемлемой частью нашей повседневности. В настоящий момент он превратился в значимый символ, в элемент того, что И. Гофман называл «личным передним планом» исполнения социальной роли1.
Гофман писал о том, что существует такой специфический вид коммуникации, как самопрезентация: разыгрывание определенной роли, формирование некоего образа себя в глазах других людей. Каждый человек, в той или иной степени, с помощью различных вербальных и невербальных средств участвует в такого рода коммуникации, и каждый же является зрителем, наблюдающим за «исполнением роли» других людей2. Материальные предметы, которыми окружает себя человек, в том числе и мобильный телефон, — это одно из средств создания собственного образа в глазах других.
Иными словами, мобильный телефон стал совокупностью социально значимых символов, которые позволяют молодежи, так или иначе, составлять мнение друг о друге и формировать и корректировать собственный образ в глазах других. В настоящее время внешний вид, технические характеристики телефона, его контент, наконец, манера его использования — все это помогает молодежи заявить о себе, подчеркнуть определенные социальные характеристики, все это стало символами, которые помогают молодежи невербально общаться друг с другом.
Существует некоторое количество западных и российских работ, связанных с тематикой самопрезентации, однако самопрезентация с помощью мобильного телефона в них часто не рассматривается подробно и упоминается в связи с другими аспектами исследования — изучением отношений в молодежной группе сверстников3 или исследованием самопрезентации с помощью демонстрации модных вещей как таковых4; в связи с проблемой стратификации5. Кроме того, западные исследования часто касаются самопрезентации с помощью мобильного телефона в очень узком аспекте — они рассматривают только аспект манеры обращения с мобильным телефоном, оставляя без внимания другие его характеристики — внешнеэстетические, эргономические, функциональные и т. п. — также, возможно, участвующие в самопрезентации6.
Российские работы также либо косвенно связаны с тематикой самопрезентации, либо рассматривают ее в каком-то узком аспекте, например, мобильный телефон как средство подчеркнуть свою гендерную идентичность7.
Настоящая статья представляет собой фрагмент исследования, посвященного изучению специфики самопрезентации с помощью мобильного телефона, которая
Материальные предметы, которыми окружает себя человек, в том числе и мобильный телефон, это одно из средств создания собственного образа в глазах других.
№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
В настоящее время внешний вид, технические характеристики телефона, его контент, наконец, манера его использования — все это помогает молодежи заявить о себе, подчеркнуть определенные социальные характеристики.
происходит в современной российской молодежной среде. Исследование проводилось с помощью количественных и качественных методов среди молодежи, живущей в крупных городах (Санкт-Петербург и Новосибирск). По методу глубинного интервью было опрошено 30 человек в возрасте от 17 до 30 лет (в интервьюировании приняли участие 14 мужчин и 16 женщин с разным уровнем образования — от людей со средним и среднеспециальным образованием и до информантов с научными степенями); в ходе анкетного опроса была собрана 501 анкета (причем выборка репрезентативна по полу; в опросе приняли участие учащиеся техникумов, колледжей и вузов с технической, гуманитарной и экономической направленностью образования).
Одной из задач исследования было выявление наиболее типичных, т. е. наиболее часто разыгрываемых в процессе самопрезентации с помощью сотового телефона ролей. Подчеркнем, что понятие «разыгрывание роли» в контексте самопре-зентацииподразумеваетубеждениеокружающих (в нашем случае, посредством передачи им невербальных сигналов посредством демонстрации своего мобильного телефона) в том, что данный индивид обладает определенным набором социальных характеристик, которые складываются в определенный социальный образ. С этой целью был проведен факторный анализ по материалам количественного исследования, выявивший существование пяти «факторов», которые объединяют в группы различные качества «идеального» с точки зрения респондента сотового телефона.
В результате применения факторного анализа для переменных дихотомического вида были получены пять факторов, получивших свои названия в соответствии с теми характеристиками предпочитаемых телефонов, которые вошли в каждый из них:
1. «Дорогой и модный»: первый фактор включает в себя такие характеристики сотовых телефонов, как новизна, стильность и модность модели, высокая стоимость.
2. «Функциональный»: второй фактор предполагает предпочтение таких характеристик, как доступ в Интернет и другие современные функции.
3. «Скромный и незаметный»: моноблок неброского цвета.
4. «Яркий и хорошенький»: миниатюрная раскладушка яркого цвета.
5. «Дешевая практичность»: большой, с крупными клавишами и недорогой по цене телефон.
Таким образом, получаем пять объективно существующих типов предпочтений при выборе мобильного телефона, которые, как можно предположить на основании исследования, на практике определяются желанием предстать перед окружающими в определенной роли.
Однако сами факторы являются описанием именно предпочитаемых телефонов, а не самих ролей, которые молодежь пытается разыгрывать в процессе самопрезентации. Составить представление о тех ролях, которые играются в практике повседневного общения в молодежной среде, можно с помощью привлечения материалов глубинных интервью, которые позволяют проинтерпретировать факторы, соотнеся блоки характеристик мобильного телефона с выявленными в процессе качественного исследования способами расшифровки различных невербальных знаков, которые представляют собой характеристики сотового телефона. Рас-
Выбирая телефон по таким критериям, как новизна, стильность и модность модели, высокая ее стоимость, молодежь стремится создать образ, главной целью которого, очевидно, является желание поднять свой социальный статус в группе сверстников и подчеркнуть свое высокое социальное положение в глазах окружающих.
смотрим подробнее эти роли и определим, в каком образе предпочитают молодые люди представать перед сверстниками.
Та молодежь, для которой характерен первый фактор, судя по всему, предпочитает «быть стильными людьми» и именно таким представляет свой сотовый телефон — дорогим, модным, красивым. Такой желанный образ себя, который бы хотели создать в глазах других те, кто имеет отношение к данному фактору, можно условно назвать «стильная штучка», тем более что однофакторный дисперсионный анализ (при уровне стандартной ошибки менее 0,05) свидетельствует, что этот фактор характерен для женщин и несвойственен для мужчин.
Информанты, которые акцентировали в интервью внимание на своем стиле (и на своем социальном статусе, отражением которого является стиль), и в описании желанного и привлекательного для них телефона также концентрировали внимание на внешнеэсте-тических и статусных характеристиках телефона: «...Последнее время нет каких-то особенно красивых моделей... Вот из последних мне понравилась первая, которая вышла Motorola, ну то есть это-то уже не первая... а вот первая тонкая мне очень понравилась. Ее тогда нигде не было. Первая модель тогда 30 000 стоила. Вот это было вообще круто. Этот телефон рассматривали ... ! У нас один приятель купил, так ему чуть ли не аплодировали, так это было прикольно» (Александра, 22 года).
Такие люди, судя по всему, имеют тенденцию считать стильный дизайн, новизну и стоимость телефона лучшими индикаторами социального престижа: «.Это [выбор телефона] зависит от личностных характеристик человека,
Такие люди, судя по всему, имеют тенденцию считать стильный дизайн, новизну и стоимость телефона лучшими индикаторами социального престижа.
его качеств. Если он заботится о своем имидже, внешности, то, наверное, он нацелен на то, чтобы все компоненты, которые составляют его внешний вид, его имидж, были... вообще, соответствовали его виду, его образу» (Станислав, 19 лет). Соответственно, выбирая телефон по таким критериям, как новизна, стильность и модность модели, высокая ее стоимость, молодежь стремится создать образ, главной целью которого, очевидно, является желание поднять свой социальный статус в группе сверстников и подчеркнуть свое высокое социальное положение в глазах окружающих.
Вторая типичная роль разыгрывается молодежью посредством выбора и демонстрации телефона с определенными техническими характеристиками: с доступом в Интернет, с камерой, с другими современными функциями. Некоторые информанты напрямую связывали выбор своего телефона с демонстрацией своей профессиональной принадлежности или профессиональных качеств: «Много функций там, диктофон там, что очень важно для журналиста, память большая» (Алина, 19 лет); «Почему именно такой телефон выбрал ? Потому что главная функция была Интернет... это мне по работе надо... чтобы был -' вРЯБ» (Валерий, 24 года).
Такие информанты пытаются разыграть роль компетентного профессионала путем демонстрации функциональной специфики телефона, сформировать у своих друзей о себе мнение как о человеке, который умеет разбираться в технических новинках:
№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций V
«Я сразу им [друзьям] всем показала... Ну, папе сразу стало интересно, какие функции у него есть, сколько памяти, какая карта памяти» (Кристина, 19 лет).
Получается, что второй фактор автор соотносит с такой ролью, как «серьезный, компетентный, технически грамотный человек».
Факторы «Яркий и хорошенький» и «Скромный и незаметный» подразумевают концентрацию внимания владельца на внешнеэстетических качествах телефона, взаимоисключающих друг друга. Как показало качественное исследование, у информантов такие характеристики сотового телефона, как яркий цвет, форма-раскладушка и миниатюрность корпуса ассоциируются, в первую очередь, с тендерными характеристиками индивида, а точнее, являются символами феми-нинности: «Почему красный телефон... Ну, я же девушка, я же должна это показывать... Красивый, с зеркальцем, смотреться можно... Будильник надо чтобы был, да мне не много надо, Интернет у меня и так есть, и неудобно в него лазать. Полифония нужна хорошая» (Оксана, 25 лет).
Таким образом, третья роль заключается в подчеркнутой демонстрации принадлежности к женскому полу и может быть названа — «воплощенная женственность». Однофакторный дисперсионный анализ подтверждает справедливость данного предположения (уровень стандартной ошибки менее 0,05), демонстрируя, что группы по полу существенно различаются по принадлежности к данному фактору — такое отношение к телефону свойственно девушкам и абсолютно не свойственно мужчинам.
Четвертая группа предпочтений «Дешевая практичность» связана с предельной рациональностью владельца: он объединяет эргономические и статусно-стоимостные характеристики телефона (причем последние характеристики демонстрируют незаинтересованность владельца в демонстрации
Владельцы телефонов часто заявляли о своем безразличии к своему образу в глазах других людей и утверждали, что не придают значения этой вещи как отражению социально значимых качеств индивида.
высокого материального положения посредством сотового телефона).
Эти информанты аргументируют свой подход тем, что им телефон нужен только для того, «чтобы звонил», «чтобы быть на связи», «чтобы знакомые дозвониться могли», поэтому им не нужен дорогой аппарат. Они противники того, чтобы демонстрировать свою состоятельность с помощью вещей, и функциональность им тоже не важна.
Для таких информантов старые или недорогие телефоны являются символами позитивно оцениваемых социальных качеств;
образ, формируемый такими людьми, хорошо описали сами информанты: «...По телефону можно сказать, что человек аккуратный... Как правило, люди со старыми телефонами — люди рачительные, что ли...» (Сергей, 26 лет); «Самыми различными [телефонами], но тоже, в принципе, без всяких наворотов [пользуются друзья]... Потому что это, как правило, люди, ну ... практичные... Те, которые ценят больше качество, которые стараются не переплачивать лишние деньги...» (Марьяна, 21 год). Таким образом, получается, что эта группа индивидов формирует в глазах окружающих образ практичных, рациональных и самодостаточных людей, для которых не важны внешние условности: «У меня знакомый, мы с ним встретились, и он достает телефон Siemens первой какой-то марки. Жуткий, вообще, просто... И он сразу, ну. я так посмотрела, и он сразу, чтобы не было реакции, говорит, что у него все так говорят, мол, что ты не можешь купить себе, что ли. А он говорит, что я только звоню по нему, поэтому ему все равно. Ничего больше не надо» (Алина, 19 лет).
Последний из рассматриваемых нами факторов — «Скромный и незаметный» (учитывая уровень значимости более 0,05 при
С помощью телефона молодежь предпочитает подчеркивать такие свои социальные характеристики, как гендерная принадлежность, высокий материальный статус, профессиональная компетентность и техническая грамотность (то есть, если можно так выразиться, «современность»).
однофакторном дисперсионном анализе, можно сказать, что такой выбор характерен для обоих полов) отражает, возможно, либо безразличие к конструированию и демонстрации своего образа с помощью сотового телефона, либо, возможно, желание нивелировать значимость гендерной принадлежности индивида в глазах окружающих (так как такие характеристики гендерно нейтральны и не ассоциируются у информантов с принадлежностью к определенному гендеру). Владельцы таких телефонов в качественном исследовании часто заявляли о своем безразличии к своему образу в глазах других людей и утверждали, что не придают значения этой вещи как отражению социально значимых качеств индивида.
Таким образом, получается, что в настоящий момент в современной российской молодежной среде можно объективно выявить существование, по крайней мере, четырех типичных ролей, которые разыгрываются молодежью в процессе самопрезентации с помощью мобильного телефона — «стильной штучки», «компетентного, профессионального человека», «воплощенной женственности» и «рационального человека». С помощью телефона молодежь предпочитает подчеркивать такие свои социальные характеристики, как гендерная принадлежность, высокий материальный статус, профессиональная компетентность и техническая грамотность (то есть, если можно так выразиться, «современность») либо определенные психологические характеристики, такие как рациональность и самодостаточность.
Кроме того, результаты исследования свидетельствуют, что разыгрывание типичных и значимых для современной молодежи ролей, так или иначе, связано с гендерными или статусными играми. Для молодых людей наиболее важной частью их социального образа кажется подчеркнутая женственность (иногда мужественность) и высокий статус. Отрадным результатом является то, что вы-
сокий статус в группе сверстников молодые люди могут приобрести не только путем следования модным тенденциям или демонстрации богатства, но и посредством создания образа серьезного, технически грамотного и профессионального человека. с
1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М. : КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 55.
2. Там же. С. 32.
3. Ling R., Yttri B. Control, emancipation and status: The mobile telephone in the teen's parental and peer group control relationships / [Электронный ресурс]. URL: http://www.privateline.com/Ling (дата обращения:
18.08.2006); Weilenmann A., Larsson K. Collaborative use of mobile telephone: A field study of Swedish teenagers // Theses of conference «NordiCHI2000», Stockholm, Sweden. October, 23 — 25, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http : //www. stimdi. se/arrangemang/konf/nordi-chi2000/index.html (дата обращения: 21.07.2007).
4. Grossi A. M. Piercing, tattoos and branding: Latent and Profound Reasons for body manipulations // Katz J. Machines that become us: the social context of personal communication technology. New Brunswick : Transaction Publishers, 2006. P. 285 - 292.
5. Franzen A. Social capital and the new communication technologies // Katz J. Machines that become us: the social context of personal communication technology. New Brunswick : Transaction Publishers, 2006. P. 105 — 116; Skog B. Mobiles and the Norwegian teen: identity, gender and class // Perpetual contact: mobile communication, private talk, public performance / Red. by Е. К. Katz, М. А. Aakhus. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. P. 255 — 273.
6. Fortunati L. Mobile phone as a presentation of self // Mobile communications: re-negotiation of the social sphere / Red. by R. S. Ling. London : Springer, 2005b. P. 203 — 218; Hulme M., Truch A. The role of interspace in sustaining identity // Glotz P., Bertschi S., Locke C. Thumb culture: the meaning of mobile phones for society. Bielefeld : Verlag, 2005. P. 137 — 148.
7. Гладарев Б. С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 68 — 76; Николаева Е. В., Николаева Т. Н. Повседневная вещь как объект социокультурной практики: семантика мобильного телефона в молодежной субкультуре [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ethnonet.ru/lib/0304-01.html (дата обращения:
28.08.2007).