УДК 37
АФШОРНИЁ Зухрe,
кандидат педагогических наук, Таджикский Государственный Педагогический Университет им. Садрид-дина Айни, Республика Таджикистан, Душанбе. e-mail:[email protected]
ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ НА НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ (На примере Исламской Республики Иран)
В статье рассматривается проблема влияния мобильных телефонов на нравственные качества подрастающего поколения Ирана. Отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны их использования. Автор подчеркивает, что с появлением сотовых телефонов общество столкнулось с различными проблемами нравственного характера как в семье, так и в обществе: неэтичное поведение подростков, беседы на сексуальные темы, громкий звонок телефона в общественном месте; громкий тон разговора и т.п.
Ключевые слова: мобильные телефоны, подростки, нравственные качества, этика, личность.
AFSHARNIA Zohre,
Candidate for Doctorate of Pedagogic, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Republic of Tajikistan, Dushanbe city. e-mail: [email protected]
INFLUENCE THE MOBILE PHONES EXERT ON MORAL ATTRIBUTES OF ADOLESCENTS (Taking for instance the Islamic Republic of Iran)
The paper considered an issue of the effect the mobile phones produce on moral attributes of the young generation in Iran. The study specified both positive and negative aspects of using the tools. The author noted that with the advent of cell phones society faced various problems of moral nature arising in the family and in the community, namely: the improper behavior of adolescents, conversations about sex, loud phone ringing in a public place; a loud tone of talks, etc.).
Keywords: mobile phones, teens, moral attributes, ethics, personality.
«В современном обществе происходит неудержимое развитие информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных сферах жизнедеятельности человека породило немало философских, теоретико-методологических, социально-экономических и психолого-педагогических проблем» [1, 2].
Наиболее общественный интерес вызывает феномен глобальной сети Интернета и сотовой связи, являющихся доступным источником разнообразной информации. Бурное развитие и рост влияния Интернета и сотовой связи, имеющих широкие возможности воздействия на процесс становления личности, становятся ощутимыми в процессах обязательного и непрерывного образования личности в современном обществе. «Сегодня процесс использования современных информационных технологий, в том числе Интернет-технологий и мобильных телефонов ставит ряд проблем, являющихся объектом, предметом обсуждения родителей, ученых, педагогов, общественных деятелей и представителей гуманитарных, в том числе психолого-педагогических наук. Они связывают развитие личности детей с активным использованием информационных технологий, также подчеркивают необходимость выявления положительных и отрицательных сторон влияния мобильных телефонов на развитие нравственных и социальных качеств детей» [1, 3].
Группа ученых (Хосрави, Балси и коллеги, Кавасаки, Куювасилта, Коми Бапо Васугивар, Чи Хун Го) проводили исследования влияния мобильной сети и наносимого ею культурно-социального ущерба. Из результатов стало ясно, что мобильные телефоны причиняют значительный ущерб обществу в области социально-культурной среды, а злоупотребление данной сетью порождает отсутствие надлежащей культуры, изменение традиционных норм в обществе, особенно среди молодежи.
Купума указал на то, что в результате появления мобильных телефонов изменился стиль жизни людей, а инструмент был адаптирован под влиянием требований людей [4].
Следует отметить, что мобильные телефоны, оказывая пользователям различные услуги, также создают проблемы этического и экологического характера, отражающиеся в нравственных нормах поведения, социальном развитии, психическом и физическом здоровье детей. «Основным объектом, подвергающимся влиянию мобильных телефонов, являются дети подросткового возраста. Дети в этом возрасте попадают в неосознанную зависимость от мобильных телефонов, что оказывает влияние на их нравственные качества, которые формируются на данном возрастном этапе развития» [1, с. 5]. Подростки выбирают ценности зачастую по причинам, которые находятся в связи с их противоречиями и личными побуждениями (иногда, неожиданными) [3].
Быстрое распространение сотового телефона во всем мире в последние годы, в том числе и в Иране, стало причиной телефонной зависимости, когда сотовый телефон, не оказывая неблагоприятного воздействия на физическую структуру людей, оказывает психологическое воздействие, особенно на подростков, которые уже не могут жить без сотового телефона. У пользователей сотовых телефонов в Иране замечен новый вид поведения: модель сотового телефона определяет со-
циальную ценность. Между подростками прочно укрепилось мнение о проявлении должного уважения к тому, у кого лучше модель телефона. Наличие телефона старой модели свидетельствует, по мнению подростков, о низком культурном уровне [5]. Все эти проблемы еще более побуждают подростков пользоваться сотовым телефоном.
Правительство Ирана ввезло мобильные телефоны в страну как вид современной технологии без предварительного исследования.
Незаконное распространение антиобщественных принципов морали с помощью сотового телефона является еще одной проблемой в поддержании ценностей и норм исламского общества, угрожающей растлением подростков: даже те, которые в силу своего возраста недостаточно осведомлены в различных вопросах, иногда также могут обмениваться разговорами сексуального содержания с помощью сотового телефона в своих спальных комнатах [2].
Иранские подростки иногда отходят от традиционных норм и ценностей, принятых в исламском обществе. Сотовый телефон, располагая широкими возможностями, открыл просторы для формирования своеобразной моды среди подростков, которые при помощи мобильных телефонов скачивают последние модели одежды, прически из Интернета. Высмеивание видов диалектов и языков, нравов и характеров народов Ирана, к сожалению, превратилось в обычное дело, причиняющее вред культуре Ирана.
Учеными Ирана проведены исследования по влиянию мобильной связи и ее вреду в области социокультурной среды (Хосрави, Балси и коллеги, Кавасаки, Куювасилта, Коми Бапо Васуги-вар, Чи Хун Го).
В период 2010-2012 гг. автором было проведено исследование, в котором участвовали 384 подростка, проживающих в провинции Мазендаран, с которыми была осуществлена опытно-педагогическая работа, направленная на выявление влияния мобильных телефонов на развитие нравственных качеств детей.
Для определения уровня влияния использования мобильных телефонов применялся опросник с 8 аспектами. Респонденты заполняли опросник, выбирая соответствующий вариант ответа, оценки за каждый из которых составляли от 1 до 5 баллов (последовательность вариантов
ответа от «очень низкий» - 1 балл и т.д.). В итоге были получены следующие данные: 8=3072 х К=384.
Далее в таблицах приведены результаты анализа частотности и частотного процента респондентов, использующих мобильную связь в течение недели и дня (см. табл. №№ 1, 2).
Таблица 1. Частотность и частотный процент распределения респондентов, на основе использования мобильной связи в течение недели и в течение дня
Table 1. Frequency and frequency percentage distribution of respondents based on the use of mobile during the week and during the day
Использование мобильных тел-в Частотность Частотный процент
Да 347 90
Нет 37 10
Сумма 384 100
По данным, указанным в таблице № 1, можно заметить, что основная часть респондентов использует мобильные телефоны, их количество составляет 347, а частотный процент равен 90%.
Таблица 2. Частотность и частотный процент распределения респондентов, на основе использования мобильных телефонов в течение дня
Table 2. Frequency and frequency percentage distribution of respondents based on the use of mobile phones during the day
Степень использования Интернета в течение недели Частотность Частотный процент
5 мин. и менее 88 23
6—10 мин. 90 23
11—15 мин. 133 35
16—30 мин. 27 7
31 мин.и более 9 2
Не используют 37 10
Сумма 384 100
По данным, указанным в таблице № 2, можно заметить, что 23% респондентов используют мобильные телефоны в течение дня 5 мин. и менее; 23% - от 6 мин. до 10; 35 % - от 11 мин. до 15; 7 % - от 16 мин. до 30; 2% респондентов используют мобильные телефоны в течение дня более 31 мин.; однако также было зафиксировано, что 10% респондентов абсолютно не используют мобильный телефон.
Таблица 3. Результаты, связанные с определением уровня влияния использования мобильных телефонов на нравственные качества подростков
Table 3. The results associated with determining the level of impact of the use of mobile phones on the moral qualities of adolescents
Статистический индекс Очень низкий Низкий Нет комментариев Высокий Очень высокий Сумма
Частотность 140 162 651 1 021 1 098 3 072
Частотный процент 5 5 21 33 36 100
Таблица № 3 показывает, что 69% респондентов выбрали вариант ответа «высокий уровень», 33% - «очень высокий уровень», 36% респондентов утверждали, что мобильные телефоны влияют на их социальные аспекты.
Таблица 4. Показатели центральной тенденции и дисперсии, связанной с влиянием использования мобильных телефонов на нравственные качества подростков
Table 4. Indices of Central tendency and dispersion associated with the impact of the use of mobile phones on the moral qualities of adolescents
Гендер Число Наименьший Наибольший Среднее значение Стандартное отклонение
Девочки 188 2 5 4,04 0.94
Мальчики 196 1 5 3,77 0,96
Сумма 384 1 5 3,90 0.96
Таблица № 4 показывает тенденцию и дисперсию влияния использования мобильных телефонов на нравственные качества подростков (мальчиков и девочек). Согласно диапазону баллов, представленных по опроснику, от 1 балла (низкий) до 5 баллов (очень высокий), отношение мнений респондентов равносильно 1 ^ X3 ^ 5, а менее 3 баллов относятся к отрицательному мнению, более 3 - к положительному, а 3 балла являются показателем «воздержания», следовательно, среднее значение мнений респондентов равносильно 3. На этой основе среднее значение мнений респондентов-девочек составляло 4/04 со стандартным отклонением 0/94, а респондентов-мальчиков - 3/77 со стандартным отклонением 0/96. Таким образом, с точки зрения респондентов-подростков (девочек и мальчиков), уровень влияния использования мобильных телефонов на нравственные качества подростков составляет больше среднего, поскольку общее среднее значение составляло больше 3/90.
Таким образом, «опросив большое количество респондентов, мы подошли к выводу, что мобильный телефон, как одно из средств коммуникации, увлекает молодежь. Возможность общаться, делиться секретами, оказывать моральную поддержку и многое другое делает подростка зависимым от телефонной связи. Оказавшись в руках подрастающего поколения, мобильный телефон стал вносить коррективы не только в жизнь подростка, но и в жизнь общества» [1, с. 25].
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Специфические возможности общения по мобильным телефонам являются привлекательными для подростков, испытывающих затруднения в непосредственном межличностном контакте.
2. Использование мобильных телефонов приводит к снижению развития нравственных качеств детей подросткового возраста.
Для успешного решения проблем развития и формирования личности, возникающих в процессе информатизации общества через мобильные телефоны, на наш взгляд, необходимо развивать и формировать информационную культуру личности с раннего возраста. Решать эту задачу в первую очередь призваны семья, система воспитательно-образовательных учрежде-
ний (дошкольные, общеобразовательные, средние и высшие учебные заведения), а также средства массовой информации, в целом общество, которые испытывают влияние информатизации. Все эти социальные институты являются основой культурно-духовного развития человека в обществе. Необходимо взять это под контроль педагогической науки и по возможности заняться его координацией для создания информационных культурно-образовательных ресурсов и их эффективного использования при формировании процесса становления и развития личности в современном информационном обществе. Исходя из этого, необходимо расширить уже сложившиеся представления об информационной культуре, направленной на безопасное и гармоничное развитие личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Афшорниё, Зухрe. Влияние интернета и мобильных телефонов на нравственные и социальные качества личности детей подросткового возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 . Зухре Афшорниё. - Душанбе, 2013. - 26 c.
2. Garushi, M.T. Standardization of new NEO Personality Test and analysis features and factor structure of them among university's students in Iran events in middle-aged. Dissertation of the candidate. M.T. Garushi. Tehran: Tarbiat Modares, college psychology, 1998. pp 53-75.
3. Jahangard, Isa. Exploring Cultural injuries from the use of the Internet . Isa Jahangard . Magazine "Rahavard Nur." -Tehran, 2004 C.8.
4. Shojai, Mohammad Sadegh. Internet in the age of information. Mohammad Sadegh Shojai . Magazine "Ravanshenasi Va Din". Tehran, 2009, no.1.
5. Shojai, Mohammad Sadegh. Psychology and the vulnerability of the Internet. Mohammad Sadegh Shojai. Magazine "Psychology & Educational science" no.1. Tehran, 2008, pp 115-142.
REFERENCES:
1. Afsharnia Zohre. Vliyanie interneta i mobilnykh telefonov na nravstvennye i sotsialnye kachestva lichnosti detey po-drostkovogo vozrasta: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 . Zohre Afsharnia. - Dushanbe, 2013. p.26. (in Russ.).
2. Garushi, M.T. Standardization of new NEO Personality Test and analysis features and factor structure of them among university's students in Iran events in middle-aged. Dissertation of the candidate. M.T. Garushi. Tehran: Tarbiat Modares, college psychology, 1998. pp 53-75.
3. Jahangard, Isa. Exploring Cultural injuries from the use of the Internet . Isa Jahangard . Magazine "Rahavard Nur." -Tehran, 2004 C.8.
4. Shojai, Mohammad Sadegh. Internet in the age of information. Mohammad Sadegh Shojai . Magazine "Ravanshenasi Va Din". Tehran, 2009, no.1.
5. Shojai, Mohammad Sadegh. Psychology and the vulnerability of the Internet. Mohammad Sadegh Shojai. Magazine "Psychology & Educational science" no.1. Tehran, 2008, pp 115-142.