Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СТРАТЕГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА'

МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СТРАТЕГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДИСПОЗИЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ЖИЗНЕННЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ / СВОБОДА / УСПЕШНОСТЬ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРУДОВОЙ ПУТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНВАЙРОМЕНТ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / "СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ" ПРОФЕССИИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ручкина Т.В.

Описывается множественность и неопределенность профессионального выбора молодежи на рынке труда; говорится о низких стартовых возможностях профессиональной мобильности; показывается необходимость принципиально новых стратегий формирования и реализации профессионального потенциала молодежи; описывается неэффективность работы системы образования и практик профессионального отбора, которые закладывают основы социального исключения и маргинализации молодежи; ставится вопрос выбора перед молодежью и реализации в профессиональной сфере, грамотного формирования профессионального пути, жизненного выбора стратегий как личностных, так и профессиональных; актуализируется вопрос свободы самоопределения и самореализации в изменяющемся обществе; говорится о свободе выбора и формирования процесса успешности, которые расширяют жизненное пространство и структуру возможностей молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СТРАТЕГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов

МОЛОДЕЖЬ И ЕЕ СТРАТЕГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Аннотация: описывается множественность и неопределенность профессионального выбора молодежи на рынке труда; говорится о низких стартовых возможностях профессиональной мобильности; показывается необходимость принципиально новых стратегий формирования и реализации профессионального потенциала молодежи; описывается неэффективность работы системы образования и практик профессионального отбора, которые закладывают основы социального исключения и маргинализации молодежи; ставится вопрос выбора перед молодежью и реализации в профессиональной сфере, грамотного формирования профессионального пути, жизненного выбора стратегий как личностных, так и профессиональных; актуализируется вопрос свободы самоопределения и самореализации в изменяющемся обществе; говорится о свободе выбора и формирования процесса успешности, которые расширяют жизненное пространство и структуру возможностей молодых людей.

Ключевые слова: выбор профессии, личностный выбор, самореализация, профессиональное самоопределение, профессиональное консультирование, профессиональное развитие, типы личности, личностные диспозиции, социальные роли, жизненный и профессиональный путь, планирование жизненного пути, свобода, успешность, жизненное пространство, трудовой путь, социокультурный инвайромент, социальная ситуация, «субъективизация» профессии, индивидуализация жизни, жизненные стратегии, интеграция.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в условиях глубоких трансформаций современного российского общества повышается риск социальной дезинтеграции и распада норм, регулирующих социальные взаимодействия. В переходный период наиболее остро ситуацию аномии ощущает на себе молодежь как та социальная группа, которая характеризуется чрезвычайно динамичными социально-психологическими потребностями и ограниченностью ресурсов. Множественность и неопределенность социально-профессионального выбора, низкие стартовые возможности профессиональной мобильности, негарантированный характер занятости определяют необходимость принципиально новых стратегий формирования и реализации профессионального потенциала молодежи. Это объективно делает проблему оптимизации жизненных стратегий молодежи в сфере занятости одной из стратегических социальных целей, возводя ее в ранг государственных интересов. Проблему интеграции молодежи в сферу

трудовой деятельности необходимо рассматривать в контексте радикальных экономических и общественных преобразований, происходящих сегодня в России.

Стратегически государственная политика в сфере занятости реализует конституционные права людей, в том числе молодежи, на выбор и осуществление трудовой деятельности. Вместе с тем неэффективность системы образования и практик профессионального отбора закладывает основы социального исключения и маргинализации нового поколения. Порой недостаточная социальная, психологическая и профессиональная компетентность представителей образовательных учреждений и службы занятости, невнимание к индивидуальным ресурсам молодых людей, невыполнение обязательств работодателями способствуют дискриминации молодого поколения на рынке труда, ведут к ювенализации безработицы и становятся основными препятствиями на пути трудовой адаптации молодежи. Констатация социальной несправедливости выступает дополнительным аргументом в пользу актуальности заявленной тематики, но одновременно необходим поиск позитивных практик и технологий. Поэтому наиболее актуальным оказывается поиск эффективных социально-психологических адаптирующих мероприятий, направленных на обеспечение вторичной и первичной интеграции молодежи в сферу труда.

Сегодня очевидны приоритеты занятости в молодежной политике и других государственных стратегиях, достижения сбалансированности предложения рабочей силы и создания рабочих мест, развития трудового и интеллектуального потенциала, совершенствования систем профессионального обучения, распределительных отношений в трудовой сфере. В наши дни не менее важна также артикуляция приоритетов в осуществлении политики занятости молодежи: антидискриминационное трудовое законодательство, политика равных прав, социальная поддержка, активизация жизненных стратегий в сфере социального, психологического и профессионального поведения.

Необходим всесторонний и глубокий анализ социально-психологического исключения в сфере занятости, осознание основных тенденций развития, социально-психологических последствий, отражаемых в поведении, нахождение форм и способов эффективного включения молодых людей в сферу трудовой занятости, помощь в формировании адаптационных жизненных стратегий к новым реалиям рыночной экономики. Интеграция молодого человека в сферу труда еще слабо связывается с системой социетальных ценностей, не допуская вариативность индивидуального поведения в сфере трудовых отношений. Отсутствуют четкие критерии успеха в стратегиях занятости молодежи, поведения различных молодежных групп на рынке труда.

Для более глубокого и всестороннего анализа данной проблематики остановимся на проблемах выбора профессионального пути и

профессионального самоопределения, особенностях формирования жизненных стратегий в современном переструктурирующемся обществе, а также рассмотрим возможности и ограничения реализации молодых людей в профессиональной сфере.

В процессе жизненного пути человека и жизненного сообщества каждый человек неоднократно проходит ситуацию выбора: друзей, профессии, стратегий поведения, выбора правильного или неправильного решения, выбор смысла индивидуальной жизни. Выбор является формой социокультурной деятельности, актом мотивации в жизненном хронотопе. Отсюда проблема свободы самоопределения и самореализации в изменяющемся обществе, в том числе и в профессиональной сфере, становится одной из важнейших.

Особенности переживаемого Россией периода проявляются в том, что прежние ценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом уже не соответствуют реальной жизни, новые не сформированы. Это привело к растерянности и деструкции как выпускников школ, их родителей, педагогов, психологов, профконсультантов, которые призваны оказывать помощь. На наш взгляд, необходимо совмещение прикладного аспекта с теоретическим, поскольку пригодность человека к выполнению того или иного вида деятельности еще не гарантирует интерес к этому делу, или то, что он будет им заниматься. Важно проследить, какими мотивами человек руководствуется при выборе той или иной профессии - материальной стороной, духовными исканиями, соответствиями физическим данным, возможностью получения необходимых «связей», наличия свободного времени. Мы говорим об определенных стратификационных характеристиках, которыми человек может руководствоваться (богатство, власть, престиж (М.Вебер), моральным вознаграждением. Необходимо, на наш взгляд, перейти от внешнего контроля со стороны, навязанных извне установок, в качестве руководства, к внутренним побуждениям, интенциям к данного рода деятельности. Перспективы, открываемые для восходящей мобильности, являются важным стратифицирующим критерием, - возникает вопрос, а может быть человек использует эти возможности только для того, чтобы поставив цель (личностно важную для него), он использует социальные институты, социальные информационные возможности, предоставляемые ими, для того, чтобы реализовать ее. Как можно это определить, по каким критериям? На наш взгляд, важно внутренне определение цели и последующей использование деятельности социальных институтов общества для реализации ее в качества средства. А поскольку одним из стратифицирующих признаков является наличие независимости и автономии в работе и свободного времени, то человек, используя ресурсы, помощников, замов, использует высвободившееся время для самоопределения в жизни, в том числе в профессиональной сфере. Он сознательно конструирует свою карьеру, чтобы попутно захватить как

можно больше социальных благ, необходимых для саморазвития, самоактуализации. По мере прохождения дальнейшей социализации (в профессиональном плане), жизненные цели и ценности уточняются, становятся все более определенными и четкими, человек начинает искать необходимые для него в других профессиях (чаще смежных) навыки, пытается ими овладеть, чтобы быть более эффективным в своей «жизненно-профессиональной» карьере. В процессе восхождения он привлекает другие стратификационные признаки и «встраивает» как кирпичик к кирпичику в свой жизненно-профессиональный план. Прежде, чем достигать, начинать процесс самоактуализации и самореализации, человек должен определиться с тем, какой стратификационный признак наиболее важен для него (зависит от структуры жизненных целей), однако, как показывают исследования, экономическое расслоение накладывает самый сильный отпечаток, экономический фактор играет самую большую роль. Поэтому возникает необходимость совмещения понятия «призвания» (мы отталкиваемся изначально от него) и понятие «денежный фактор», который служит условием реализации первого.

Кроме того, у каждого человека общества предполагается возможность свободного выбора профессии, а профессия выступает как форма реализации жизненного призвания человека. Профессия для человека выступает средством жизненной реализации, дающей те или иные жизненные перспективы, альтернативные выборы, а критерии отбора должны формироваться самим человеком, а не навязываться социумом. Она понимается как совокупность специальных качеств личности; такая «субьективация» профессии выдвигает требования удовлетворенности работой, профессионального самочувствия, профессионального выбора, профессиональных ценностей.

Особенность социальной ситуации сейчас в том, что процесс профессионализации охватил практически все сферы трудовой деятельности, и профессия стала универсальным социальным институтом, принадлежность к профессиональной группе - основным средством социально-психологической идентификации.

Теперь рассмотрим, собственно, выбор профессии. Выбор как деятельность опирается на концепцию Л.С.Выготского в контексте его культурно-исторического подхода к психической реальности. Выбору деятельности предшествуют ситуации неопределенности, набор альтернатив и выбор между ними, сравнение их по социокультурным критериям. Смысл выбора состоит в оптимизации жизненного пути, который направлен на осуществление результатов деятельности. Назовем уровни актуализации выбора:

1)простой, повседневный (содержит первоначальный комплекс притязаний, ожиданий, первичных критериев (на уровне быта, еды, развлечений, манер, общения, одежды, досуга и т.д.);

2)сложный, смысловой (локализуется в жизненном мире; содержит вновь конструируемые критерии, решения смысложизненной задачи (профессия, супруг, товар, бизнес, образование, воспитание детей, спорт, образ жизни, жизненная философия);

3)экзистенциальный (конструирует не только критерии, но и альтернативы, содержит интуитивное рациональное ядро, рефлексию реальной жизненной ситуации, свободу, экзистенцию (смысл жизни, судьбу, принятие жизненно важных решений, интеграцию в социокультурный хронотоп, социальный, личностный статус, жизненный путь, жизненное пространство).

Первичным должен быть экзистенциальный уровень, на наш взгляд, для этого человек должен знать себя, свои интересы, учитывать свои потребности в построении своего жизненного пути, структурировании своего жизненного пространства, ощущать свободу в принятии тех или иных решений, в том числе и относительно профессионального пути.

Теоретическая модель выбора включает в себя теорию принятия решения. Выбор определяется как запрограммированный социокультурный акт, который решает задачи оптимизации социального действия на основе заданного алгоритма и рефлексии реальной жизненной ситуации. Выбор характеризует жизнедеятельность во внешне легком и внутренне сложном мире, где происходит постоянное столкновение жизненных отношений [20, С. 87-88]. Выбор представляет собой аксиологическое предпочтение, то есть определенную ориентацию в ценностной системе. В системе нравственной структуры личности, выбор означает осознанное предпочтение определенной системы моральных ценностей, линии поведения, варианта поступка с принятием морального решения, обеспечение его реализации. Субъектом выбора является индивид, коллектив, когорта, группа, социум, класс, человечество. Моральные выборы означают уровень, степень нравственной свободы личности, общества. Это ответственность, способность к принятию решения, единство целей, средств, мотиваций и рефлексии последствий.

В условиях рыночных отношений предъявляются новые требования к работнику. Привычные ценностно-нормативные стереотипы о неизменности, гарантированности, стабильности занятости, негативное отношение к движению кадров, прежняя система поощрений, которая закрепляла профессиональное и квалифицикационное положение не работают. Актуальными сегодня являются динамичность трудовой сферы и профессиональной карьеры, трудовая мобильность. Развитие и появление новых рыночных профессий потребовали развития новых отраслей образования и, соответственно, подготовки новых специалистов.

Выбор профессии по В.Л.Чепляеву является многоальтернативным процессом с большой степенью неопределенности, отягощенный отсрочкой практической апробации [20, С. 89]. Профессия в качестве объекта выбора включает много признаков, которые оцениваются только в контексте

работы. Ситуация выбора профессии включает совокупность объективных (рынок труда, уровень системы профориентации, уровень системы обучения, структура требуемых профессий, социокультурный инвайромент) и субъективных (психофизиологические и культурные характеристики человека, его информированность о рынке труда, жизненные планы и возраст, готовность к переобучению, уровень притязаний, самооценка, социально-психологические стереотипы) факторов. Выбирается и профессия, и комплекс социокультурных последствий этого выбора как средства достижения жизненного успеха, что является проблемной ситуацией, поскольку выбор часто имеет конфликтный характер. Профессиональная ориентация как социальный институт реализует адаптацию человека к изменяющимся социально-экономическим условиям, которая устраняет социально-психологические барьеры при построении трудовой карьеры, осуществляет интеграцию человека в общество, оказывает психологическую поддержку при реализации выбора и обучения профессии.

Важно выбирать не только профессию и, соответственно, трудовой путь, но и ориентацию в сфере социального и личностного развития. Доминантой профориентации становится обучение и подготовка к новому виду деятельности в качестве формы социальной адаптации и социальной защиты клиента. Выбор профессии, поэтому, является социальной поддержкой и повышением конкурентоспособности клиента, расширением его жизненного пространства, поля выбора, его возможностей, свободы, информационного пространства. Однако выбор не всегда может расширять жизненное пространство человека, расширять поле деятельности, может сужать также, уменьшать конкурентоспособность, противостоять личностному развитию, «помогать» быть неэффективным в социуме, социальной жизни.

Особенностью нового времени стала реально возникшая перед огромными массами людей проблема свободы выбора. Однако, принимает ли сам человек эту свободу выбора, ощущает ли ее, воспринимает ли эту свободу в качестве заброшенности со стороны государства, выражением равнодушия вследствие резкой отмены паттерналисткой опеки? Пребывать в состоянии свободы выбора для многих людей оказалось дискомфортным, на той почве стали возникать неврозы, которых не было ранее. Конформистская ориентация позволяет многим современным людям проще решать проблемы, связанные с профессиональным и личностным самоопределением. Именно такое положение тревожит многих современных философов, психологов, публицистов [1, 6, 14, 22,23]. Ориентация на других в большей мере является не решением собственных жизненно-личных и профессиональных проблем, а сиюминутных. Требования социальной конъюнктуры, структура требуемых профессий на рынке труда может меняться непредсказуемо и каждый раз люди оказываются «не впереди», работают и живут не с

опережением социальных событий, а оказываются под их влиянием, как затрагивающих, вторгающихся в поле их личностного бытия. Необходимо, чтобы социальные обстоятельства были в какой-то мере гораздо более структурированными и запрограммированными самим человеком, а действуя с постоянным и хроническим отставанием, человек получает гарантию, на наш взгляд, постоянной разочарованности, возникновения неврозов и депрессий, полного несовпадения и не реализации как человека. У человека нельзя никому, в том числе и социуму, социальным институтам, отнять свободу (в любом ее проявлении), если он сам не отдаст ее. В данном случае свобода (ориентация на других) для личности служит для других средством реализации их собственных целей (если они есть, в том числе и сиюминутных), иногда человек просто оказывается «мячом», которым играют социально-общественные силы. Понятие «проще решать свои проблемы» не означает действительную простоту, поскольку необходимо выбирать с дальней перспективой, дальним прицелом, чтобы последующие выборы только заостряли цели и поднимали наверх. В противном случае человек выбирает, подчиняясь давлению окружающей среды, окружающих людей (ориентируясь на других), дальнейшие выборы также диктуются уже не им, а кем-то или чем-то. Кто может определить для себя кого-то в качестве «жизненных» и «профессиональных» экспертов? По каким критериям это должно происходить? На наш взгляд, критерии должен формировать сам человек (категории - жизненные цели, смысл жизни, призвание, согласованность целей и социальных норм). Необходима огромная целенаправленность и целеустремленность (личностная, переходящая (выражающаяся, проявляющаяся) на уровне социальном, социальности.

Определение сущности профессионального самоопределения является до сих пор нерешенной задачей, поэтому эта проблема занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, социологов, философов, методологов, представителей различных направлений науки и искусства. В отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, что и определяет современные подходы к данной проблеме. Это классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А.Климова [8-12], А.Е.Голомшток [4], Л.А. Йовайши [7], В.В.Назимова [15],

Б.А.Федоришина [21], С.Н.Чистяковой [24-25]. Особенностью этих исследований является обостряющееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Интересны для развития теории профессионального самоопределения идеи «событийного подхода» при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И.Головахой и А.А.Кроником [2-3], О.Н.Ежовым [5], а также близкие по духу рассуждения В.М. Розина [19] о формировании судьбы людьми искусства как художественного творчества. Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в

жизненном самоопределении. «Пожизненное самоопределение - как саморазвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека» [27]. А.Маслоу [28] предложил концепцию профессионального развития, выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию - стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя деле.

За рубежом в последнее время приобрела популярность модель Дж. Голланда, где сделана попытка соединить личностные типы и виды профессиональной среды (совпадение типов со средой обеспечивает успех и удовлетворение деятельностью). Автор выделяет следующие типы профессиональной среды: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (структурированная деятельность),

предпринимательский, артистический, связанный с искусством [26]. Дж. Холланд выделил несколько личностных типов, которые позволяют определить «личностный код» и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды. Каждый тип является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определенной группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками. Он является некоторым эталоном, стандартом, с которым сравнивается реальная личность. Тип характеризуется своими психологическими особенностями, способностями, интересами, складом характера, предпочитаемым окружением. Каждый человек может быть отнесен к определенному типу или охарактеризован через комбинацию нескольких типологических особенностей. Типологические особенности личности являются результатом взаимодействия множества факторов: культурных и личностных. Это такие, как влияние семьи, родителей и других значимых людей, квалификация и опыт предыдущей работы, социокультурное влияние, физическое окружение. Так, под влиянием этих факторов личность первоначально предпочитает одни и отвергает другие виды деятельности и социальной активности.

На наш взгляд, личностные диспозиции формируют диспозиции применительно к социальному миру, его собственному месту в нем, выступают точкой отсчета для реализации жизненных стратегий в социуме. Человек основывается изначально на личностных предпочтениях, руководствуется определенной личностной сформированностью и зрелостью. А каким образом можно сформировать эту зрелость, в том числе и профессиональную, которая, на наш взгляд, включается в личностную?

Существуют виды окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное. И в каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. В силу того, что различные личностные типы имеют разные интересы, способности и диспозиции, они стремятся окружить себя такими людьми, предметами, материалами и решать такие

проблемы, которые были бы конгруэнтны их запросам. Люди ищут такое окружение, которое бы позволило им упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие их проблемы и брать на себя соответствующие запросам роли, аналогично и соответствующее окружение привлекает к себе наиболее соответствующих ему людей.

Поведение личности определяется взаимодействием между ее личностными особенностями и характеристиками ее окружения. Если мы знаем типологические особенности личности и характеристики его окружения, мы можем высказать предположение относительно его удовлетворенности, потенциальной текучести, достижений, мотивации, стремления к совершенствованию. Так, люди, занятые в профессии и находящиеся в окружении, соответствующем их типу более удовлетворены своей карьерой, работают с максимальной эффективностью и ценятся в своих организациях. И, наоборот, люди, выполняющие профессиональную деятельность, не соответствующую их типу, будут испытывать чувство неудовлетворения, желание сменить место работы, низкую мотивацию [16]. На наш взгляд, важно сравнивать личностные критерии удовлетворенности работой с социальными и приходить к компромиссу, учиться выбирать «правильно» и оптимально для себя, не бояться, а стремиться сменить неподходящий лично данному человеку, тип окружения, вид, род деятельности, искать дополнительные резервы и возможности, если возникает конфликт между профессиональной сферой приложения сил, социальным окружением, личностными запросами, потребностями и целями.

Многообразие концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального самоопределения говорит о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущность профессионального самоопределения составляет самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы, всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации.

Необходимо уметь строить жизненный и профессиональный путь не «по прямой», а постепенно, огибая определенные социальные барьеры или перепрыгивая их, используя нестандартные способы решения проблем, привлечение не используемых ранее ресурсов, в том числе и социально-типичных. Таким образом, важным становится, на наш взгляд, в современных условиях, установка на творчество, творческую переработку имеющихся возможностей и целей, использование их, встраивание, перегруппировка, включая личностный уровень, а в дальнейшем (как следствие) реализуя их на социальном уровне. Важное значение приобретает фактор гибкости, постоянной изменчивости и быстрой скорости реагирования на ситуацию.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации, то есть диапазон маневрирования в рамках осваиваемой или выполняемой деятельности. Н.С. Пряжниковым предлагаются основные типы самоопределения человека [18]. Сюда включается: самоопределение в конкретной трудовой функции, операции; самоопределение на конкретном трудовом посту; самоопределение в специальности; самоопределение в профессии; жизненное самоопределение; личностное и самоопределение в культуре. В жизненном самоопределении выделяется не только выбор и реализация человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля, самого образа жизни. В этом случае профессия, социальные роли могут выступать в качестве средств для реализации того или иного образа жизни, того или иного жизненного стереотипа. Отличием личностного самоопределения от жизненного является то, что человек не просто «овладевает ролью», а создает новые роли, даже в каком-то смысле занимается социально-психологическим нормотворчеством, то есть говорят не о «хорошем руководителе», а о человеке, которого нельзя просто соотнести с социальной ролью или профессией. Личностное самоопределение - это нахождение самобытного «образа Я», постоянное утверждение и развитие этого образа среди окружающих людей.

По каждому из типов условно выделяется пять уровней самореализации человека: агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); стремление мирно избежать данной деятельности; выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень). Даже по ограниченным в плане свободны маневрирования типам самоопределения возможна творческая самореализация, более полноценное профессиональное и личностное самоопределение. Обычно человек самоопределяется сразу по нескольким типам, но уровни самоопределения по каждому из типов могут быть различны. В профессиональном плане человек может быть успешен, а в личной жизни не полностью реализовывать себя. На наш взгляд, в понятие жизненной успешности необходимо включать все параметры, как личностного, так и профессионального самоопределения; необходима максимальная реализация по всем типам с высшим уровнем самореализации (творческим).

Можно говорить о соотношении понятий «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение». По мнению Е.А.Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важных проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознания) и

практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межлюдских отношений)» [12, С. 62-63]. Личностное самоопределение более широкое понятие, но это не означает, что профессиональное самоопределение целиком включено в личностное. Если человек по конкретному типу самоопределения - самоопределению в культуре реализует себя на невысоких уровнях и сама эта деятельность в личностном плане для него не является значимой, то нельзя говорить о полноценном личностном самоопределении, можно говорить лишь о возможности такого самоопределения. Профессиональное самоопределение по сравнению с личностным предполагает часто более конкретную деятельностную, которая определяется специфическим предметом, условиями, средствами труда, спецификой межличностных производственных отношений, ответственности за данную работу [8,11]. Это связано с определением профессии как ограниченного вида деятельности, реально в конкретный культурно-исторических условиях помощь человеку в профессиональном самоопределении осуществляется более целенаправленно со стороны различных учебных заведений и специалистов. Личностное самоопределение более хаотично, оно возможно даже и при не совсем благоприятных условиях, при ограниченном выборе путей самореализации, но при условии творческого отношения человека к выполняемой деятельности. Возможности самоопределения человека расширяются при возрастании степени свободы его действий, при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессии, в жизни и другим самоопределениям, но при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации достаточно высок, что предполагает внутреннюю активность личности.

Необходимо, на наш взгляд, учить молодых людей пробовать свои силы интенсивно, активно, чтобы не боялись неудачных попыток, а воспринимали их как определенную пробу своих сил, определенный результат, который только является одним из шагов однозначного приближения к цели. Это уровень изменения осознания и практического его применения, выраженного в активной деятельности, они не должны ждать от кого бы то ни было (от общества, взрослых), что кто-то или что-то предоставит им возможности для профессионального образования, профессионализации, упрочения позиций в социальном пространстве. Недостаток психологических концепций, на наш взгляд, заключается в отсутствии связи с социальными процессами и некоторой идеализированности, поскольку приближение определенного возраста и вхождение в него по годам не гарантирует автоматического приобретения профессиональной зрелости.

Проблема справедливости является одной из центральных в этике профессионального самоопределения, поскольку часто именно несправедливость в оплате труда дезориентирует молодых людей при

выборе профессии, заставляет отказываться от первоначальных профессиональных выборов и планов в угоду более выгодных, но личностно неприемлемых для данного человека вариантов. Еще более жестким и худшим является вариант, когда человек определяет для себя «выгоду» в качестве главного ориентира самоопределения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Каждый молодой человек проходит в своем жизненном пути ситуации неоднократных выборов, выработки стратегий поведения, которые должны быть эффективными. Профессия как социокультурный феномен выступает видом, родом деятельности, социальным институтом, профессиональной группой, средством реализации своего жизненного и профессионального призвания, жизненных стратегий молодежи, фактором достижения и реализации жизненных целей. Понятие профессии выступает определенным средством жизненной реализации человека, основным средством социальной идентификации, совмещает в себе теоретический и прикладной аспекты, включая освоение субъектом деятельности содержания труда, проблему подготовки и пригодности к данному виду деятельности.

Каждому человеку предоставляется свобода выбора, в том числе профессии, однако он должен принять и осознать ее. Молодой человек при выборе профессии оказывается в ситуации перехода от внешнего контроля, диктуемого обществом и социальными силами к внутреннему осознанию своих интересов, ценностей, потребностей, определению жизненных целей и задач, совмещая их со знанием потребностей в тех или иных профессиях, когда возникает необходимость самостоятельно структурировать и программировать социальные ситуации. Актуальным оказывается обучение молодых людей делать подобные выборы «правильно» и эффективно. Успешный выбор расширяет жизненное пространство и структуру возможностей, увеличивает конкурентоспособность на рынке труда, оказывается социальной поддержкой.

Личностные диспозиции, формируя диспозиции применительно к социальному миру, выступают точкой отсчета для реализации жизненных стратегий в социуме. Для этого молодым людям необходима определенная личностная, социальная и профессиональная зрелость. Понятие профессионального и жизненного выбора оказывается тесно связанным с понятием самореализации. Большую важность в современных условиях приобретает фактор гибкости, изменчивости и скорости реагирования на ситуации. Возможности самоопределения молодого человека расширяются при переходе к таким типам самоопределения, как самоопределение в профессиональном плане, жизненном и личностном, но при условии, что по каждому из этих типов уровень самоопределения и самоактуализации уже достаточно высок, что предполагает внутреннюю активность личности.

Использованные источники:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ. 1990. 367 с.

2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка. 1988. 144 с.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка. 1984. 208 с.

4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. М.: Педагогика. 1979. 158 с.

5. Ежов О.Н. Онтология социального времени. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 2000. 480 с.

6. ЗинченкоВ.П. Образование. Культура, сознание // Философия образования для XXI века / Ред. состав. Н.Н.Пахомов, Ю.Б.Тупталов). М.: Логос. 1992. С. 87-104.

7. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика. 1983. 128 с.

8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.

9. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

10. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта / Научн. тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32. С. 5-25.

11. Климов Е..А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, сер. «Педаг. и психол.». 1986. № 3. 80 с.

12. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, сер. «Педаг. и психол.». 1983. № 2. 95 с.

13. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основы зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

14. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат. 1991. С. 8-21.

15. Назимов В.В. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М.: Экономика. 1972. 254 с.

16. Опросник профессиональных предпочтений. (адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»). Руководство. Ярославль. 1994. 50 с.

17. Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. 1993. № 4. С. 20-22.

18. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. 256 с.

19. Розин М.В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 98-105.

20. Социальная работа: Методология, теория, технологии: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2 / И.Н.Иванова, В.Т.Кривошеев, Д.В. Петров и др. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 1998. С. 87-88,89.

21. Федоришин Б.А. Психологические и методические основы профориентационной работы с учащимися. Киев: Киевский гор. ин-т усовершенств. Учителей. 1979. 23 с.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. 368 с.

23. Фромм Э. Человек для себя. М.: Коллегиум, 1992. 253 с.

24. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях непрерывного образования // Школа и производство. 1989. № 8. С. 12-15.

25. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи (под ред. С.Н.Чистяковой, А.Я.Журкиной). М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи РАО. 1993. С. 3-10.

26. Holland J.L. The psychology of vocational choice. Waltham (Mase): Braisdell. 1966. P. 110-116.

27. Gysbers N.C., Moore E.I. Career counsling: Skills a. Techniques for practitioners. Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall. 1987. XV, 192 p.: ill. -Ind.: P. 186-192. ISBN 0-13-114562-2. С. 1-7.

28. Maslow A.N. Motivation and personality. 2. Ed. New-York e.a.: Harper & Row, 1970. XXX, 369 p. Bibliogr.: P. 329-353. Ind.: P. 355-369.

Ручкина Т.В., к.с.н.

доцент

кафедра профессионального развития кадров ССЭИ, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

Россия, г. Саратов СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Аннотация: в статье раскрываются особенности анализа трудовой профессиональной деятельности через творческую самореализацию; описывается поведение работника в организации, которое складывается в зависимости от множества внутренних и внешних факторов; процесс адаптации должен обязательно включать в себя учет профессионально-социальной структуры и исследование социальных явлений и процессов для создания оптимальных условий функционирования; мобильность трудовых ресурсов означает выработку единой целостной системы методов и приемов исследования социальных факторов для решения смысло-жизненных задач; дается описание специфики личной самореализации, которая теснейшим образом оказывается связанной с решением важнейших социально-экономических задач общества; делается акцент на специфику создания профессиональной деятельности и особенности практики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.