***** зтксжт ***** № 2 (22) 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.024 : 338.43
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
О.И. Пантелеева, кандидат экономических наук Н.М. Беляева, аспирантка
ФГОУ ВПО Костромская государственная сельскохозяйственная академия
В статье изложены проблемы и особенности функционирования молодой сельской семьи как института гражданского общества. Предложена классификация проблем молодой семьи.
Ключевые слова, молодая семья, классификация проблем молодой семьи.
Устойчивое развитие сельских территорий служит основой для создания привлекательных условий для проживания людей, которые формируют потенциал развития и саморазвития территории. Неслучайно, во многих программных документах развитие человеческого потенциала обозначено одним из направлений государственной политики [2]. Многие сельские территории сталкиваются с оттоком, в основном, молодых людей, которые уже сформировали семьи. Таким образом, село теряет не только молодежь, но и будущее поколение молодой семьи, малой родиной для которого станет, скорее всего, городская местность.
Семьей считается основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья) [4].
В современном обществе действуют две противоречивые тенденции:
- обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины);
- рост семейных коллизий и значительное число разводов.
Большинство браков заключается по личному выбору будущих
супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием. Все вопросы, существующие, возникающие и развивающиеся в семье, регулирует семейное право - отрасль права, регулирующая личные и имущественные отношения супругов, детей и других членов семьи. Основным законодательным актом здесь является Семейный Кодекс, согласно ст. 1 которого супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [8].
Молодой семьей считается такая семья, возраст членов которой не превышает 30 лет. Исследование проблем молодой семьи входит в круг
вопросов, изучаемых несколькими науками: социологией, психологией, статистикой, наукой управления и другими. Рассмотрением проблем непосредственно молодежи сегодня занимается наука ювентология [5].
Наиболее распространенно рассматривать молодую семью как один из основных общественных институтов, включающих также: государство, религию и другие, с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности [9]. Если рассматривать молодую семью как самостоятельную систему, испытывающую воздействие внешней среды, то следует выделить два вида проблем: внешние и внутренние. К внешним проблемам относятся взаимоотношения с обществом, с внешней для семьи средой. Внутренними проблемами молодой семьи считаются проблемы межличностных отношений членов молодой семьи, а также -внутриличностные проблемы каждого отдельно взятого члена молодой семьи.
В контексте сфер отношений, в которых они возникают, проблемы молодой сельской семьи классифицируются следующим образом: жилищные; финансовые (низкая заработная плата, бедность); пьянство (алкоголизм) одного или обоих супругов; безработица; тяжёлый физический труд; проблемы здоровья; недостаточные возможности для получения и повышения профессионального образования; пассивность, безынициативность людей; бытовые проблемы; нравственные; проблемы общения; длительное раздельное пребывание и ряд других.
Современное общество находится на специфическом этапе, переходя от традиционного к модернизированному, рыночному, что оказывает прямое влияние на положение сельской молодой семьи. В результате снижается уровень рождаемости и брачности, растёт количество разводов, усугубляются экономические трудности [4]. Один глава семьи (традиционно это был мужчина) уже не может полностью обеспечивать семью, и женщина (практически вынужденно) работает с ним наравне, отдаляясь от своих ключевых обязанностей: рождения и воспитания детей, сохранения уюта семейного очага. Социальная самоидентификация и становление системы ценностей членов сельской семьи нарушаются.
Современная сельская экономика и социальная инфраструктура препятствуют развитию молодой семьи. В результате молодёжь стремится уехать жить в городскую местность, где больше возможностей реализовать свои жизненные планы и дать такую возможность свои детям. Наибольший отток происходит за счёт квалифицированных специалистов, что негативно влияет на качественный состав трудовых ресурсов на селе [1]. Одновременно закрепляется тенденция старения сельского населения, что в итоге требует существенного роста затрат на содержание нетрудоспособных граждан.
Проблемы сельской молодой семьи - это сложный вопрос, требующий изучения и разрешения во многом с помощью государства.
Их решение является важным фактором устойчивого развития сельской местности.
Модель благополучной молодой семьи предполагает семью, которая:
- осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение двух или более детей, имеет их, занимается их воспитанием и развитием на основе взаимодействия пространств семейного, общественного и государственного образования;
- может самостоятельно решать свои проблемы и полностью выполняет социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала с использованием мер законодательно определённой её поддержки;
- обладает способностью к самореализации и саморазвитию как самостоятельный элемент социальной структуры российского общества на основе равноправия и взаимного сотрудничества с государством и обществом.
Комплексному улучшению сложной имеющейся ситуации призвана служить федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». В рамках этой программы Департамент АПК Костромской области реализует мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов путем предоставления социальных выплат на приобретение и строительство жилья за счет средств федерального и областного бюджетов. За период реализации программных мероприятий с 2003 года улучшили свои жилищные условия 782 семьи, в том числе 275 молодых семей и молодых специалистов. В 2010 году социальные выплаты на строительство или приобретение жилья в сельской местности получили 83 семьи, в том числе 52 молодые семьи и молодые специалисты. В основном государственную помощь получили работники агропромышленного комплекса, многодетные семьи, семьи, потерявшие жилье в результате пожара, и молодые специалисты, работающие в сельской местности.
Тем не менее, федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» не выполняется в реально требуемом объеме. Так, по данным Департамента агропромышленного комплекса только в 2008 году в Костромской области в очереди на получение жилья стояло 1277 молодых семей, что намного больше количества семей, улучшивших свои жилищные условия в рамках программы за весь период её действия. Главной причиной является недостаток региональных финансовых средств на выполнение обязательств по её софинансированию.
Материальную сторону жизни сельской семьи характеризуют показатели, такие как «располагаемые ресурсы домохозяйства», «располагаемые доходы, расходы на конечное потребление» и др. Хотя абсолютные значения уровня располагаемых ресурсов домохозяйств в сельской местности Костромской области имеют тенденцию к непрерывному росту, за период с 2000 года по 2009 год они составили
75 % от располагаемых ресурсов в городской местности, и не превышали 90 % от располагаемых ресурсов в расчете на 1 члена сельского домохозяйства в среднем по России [3].
За 2000-2009 гг. темпы роста располагаемых ресурсов домохозяйств в сельской местности существенно отстают от городских показателей, следовательно, различия между городом и селом продолжают увеличиваться. Такая ситуация создает дополнительную социальную напряженность в сельской местности, усиливая стремление селян уехать в город на постоянное место жительства. Следует отметить, что отъезд в город не является для сельских жителей абсолютным благом: в городе они не имеют самого главного - своего жилья, что подчас заставляет селян «работать за жилье» на малооплачиваемой работе в бюджетных учреждениях. Такая ситуация порождает моральные и материальные проблемы. Находясь в городе, «без кола и двора», резко сменив привычный образ жизни, сельский житель находится в стрессе, и чем больше возраст переселенца, тем сложнее ему адаптироваться к вынужденному переезду.
Материальное стимулирование трудовой активности сельских жителей также значительно хуже по сравнению с городским. За рассматриваемый период заработная плата работников сельскохозяйственных организаций Костромской области на 3 5 % ниже, чем по экономике в среднем. Один работающий человек в сельском хозяйстве теоретически может обеспечить только себя и на 86 % еще одного члена семьи, так как уровень его покупательной способности в 2008 году составил 1,86 прожиточного минимума (в среднем по экономике - 2,74). При этом необходимо учесть изначально
заниженный официальный уровень прожиточного минимума. Под влиянием такой ситуации большинству работников сельскохозяйственной отрасли приходится дополнительно работать в личном подсобном хозяйстве, пополняя семейный бюджет. Кроме того, если полная семья имеет более одного ребенка, то ситуация еще более усложняется [7, с. 5]. Наибольшая бедность сельских жителей наблюдается в случае неполных семей во главе с женщиной, при этом самой малообеспеченной категорией населения являются дети. Также установлено, что на селе более высокая иждивенческая нагрузка, нежели в городе.
Одной из причин оттока молодежи из сельской местности является и ухудшение социальной инфраструктуры. За последние 12 лет в сельской местности Костромской области ликвидировано 97 общеобразовательных учреждений, число дошкольных учреждений сократилось практически в два раза, число учреждений культуры - на 40 %, число киноустановок с платным показом - в 20 раз. При этом темпы сокращения объектов социальной сферы в сельской местности значительно превышают темпы сокращения этих объектов в городской местности. Система бытового обслуживания сельского населения практически разрушена. Так, объем бытовых услуг на душу населения во многих районах не превышает 100 рублей в год [6, с. 15].
Государство должно осуществлять конкретную и понятную для населения протекционистскую политику в отношении молодой сельской семьи, при которой доход одного из членов был бы достаточным для нормальной жизнедеятельности всей семьи, включая рождение, воспитание и социализацию нескольких детей.
Библиографический список
1. Бабочкин, П.И. Основы работы с молодёжью [Текст]: учебное пособие/ П.И. Бабочкин, А.А. Козлов, Г.В. Куприянова. - М.: Альфа-М, 2010. - 220 с.
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: Федеральная целевая программа. Утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
3. Домашние хозяйства населения Костромской области. Часть 1. Располагаемые доходы и потребительские расходы [Текст]: стат. сборн. - Кострома : Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2010. - 187 с.
4. Климантова, Г.И. Молодая семья - демографический ресурс России [Текст]/ Г.И. Климантова. - М.: РГСУ, 2008. - 200 с.
5. Павловский, В.В. Ювентология: Проект интегративной науки о молодежи [Текст] /В.В. Павловский. - М.: Академический проект, 2001. - 304 с.
6. Платное обслуживание населения в Костромской области [Текст] : стат. сборн. -Кострома : Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2010. - 115 с.
7. Положение семей с детьми в Костромской области [Текст] : анал. зап. - Кострома : Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2010. - 30 с.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЭ. [Электронный ресурс]: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Шаститко, А.Е. Новая институциональная экономическая теория [Текст] /Шаститко А.Е. -4-е изд. -М.: ТЕИС, 2010. - 828 с.
E-mail: [email protected]