А.Д. Пантелеев
«МОЛНИЕНОСНЫЙ ЛЕГИОН»:
ХРИСТИАНСКАЯ ЛЕГЕНДА И РЕАЛЬНОСТЬ.
МАРК АВРЕЛИЙ И ХРИСТИАНЕ
Время правления Адриана и Антонина Пия мож но назвать периодом относительного спокойствия для церкви, однако с приходом к власти Марка Аврелия ситуация изменилась. Уже в начале правления Марка христиане подверглись гонениям, но у нас нет оснований предполагать принятие каких-то особых антихристианских законов. Императорами было предписано всем жителям Империи принести жертвоприношения для блага государства (Act. lust., 1; Vita Aberc., 1; 45; Oros. Hist. adv. pag., VII, 15,4; SHA. Marc. Aur., 13), Настроения большей части языческого общества того времени можно описать как истерические: многие считали, что причиной всех бед - и войны с Парфией, и эпидемии чумы, и нашествия варваров - являются христиане «атеисты», отказывающиеся от принесения жертв и поклонения отеческим богам, поэтому их задерживали, судили и казнили (Eus., НЕ, IV, 14).
Самое известное гонение во время правления Марка Аврелия приходится на 177 г. Именно тогда происходят трагические события в Лугдунуме (Лионе) и Виенне. Многие исследователи полагают, что их причиной стало ужесточение политики императора по отношению к христианам, но, как нам кажется, причина другая. Свет на события 177 г. в Лионе и других провинциях могут пролить две археологические находки, содержащие так называемый senatus consultum depretiis gladiatorum minuendis1. В нем содержатся упоминания о привилегиях, данных Трем Галлиям: жрецам императорского культа давалось право дешево приобретать и использовать в качестве гладиаторов людей, приговоренных к смертной казни. Эти привилегии позволяют по-новому взглянуть на природу и причины гонений. Дж. Оливер и Р. Палмер считают, что это постановление сыграло едва ли не важнейшую роль в лионских событиях2. Оказанное благодеяние стало роковым для христиан (привилегия Трем Галлиям, судя по декрету, приравнивала их в этом отношении к другим провинциям). Возможность бесплатно получить «материал» для арены подействовала не только на народ, но и на жрецов и магистратов таким образом, что они начали отлавливать христиан, и вне зависимости от того, отрекались задержанные от Христа или нет, отправляли их на арену.
Все эти события стали неприятным затруднением для церковных историков, которые стремились показать, что христиан преследовали только «плохие» императоры. Эта идея впервые высказывается в «Апологии» Мелитона Сардийского, написанной в 176 г.: «Из всех (императоров. -А.П.) одни только Нерон и Домициан, убежденные какими-то клеветниками, пожелали ложно обвинить наше учение» (Eus. Н.Е., IV, 26). Мелитон, обращаясь к Марку Аврелию, говорит: «Если все это делается по твоему приказу - хорошо! Пусть так и будет... Но если от тебя и не могло бы исходить это решение... то тем более мы просим тебя не презреть нас в таком публичном грабеже». Возможно поэтому Тертуллиан (Apol., 5) и Евсевий (Н.Е., V, 5) сообщают о том, что в какой-то момент Марк прекратил гонения
© А.Д. Пантелеев, 2007
особым распоряжением; этот текст приложен к I Апологии Иустина Философа. В подлинность этого рескрипта поверить невозможно: согласно этому документу христианство признается дозволенной религией, доносчики на христиан подлежат смертной казни, а судить христиан можно только за совершенные ими преступления, но никак не за то, что они христиане. Своим появлением этот рескрипт, как утверждают церковные историки, обязан «чуду христианского легиона».
Чудо Молниеносного легиона. Самый развернутый рассказ об этом «чуде» мы находим в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, который ссылается на Аполлинария Иерапольского и Тертуллиана:
Рассказывают, что цезарь Марк Аврелий, перед сражением с германцами и сарматами оказался в безвыходном положении, так как его войско обессилело от жажды. Воины так называемого Мелитенского легиона с верой, которая с того времени и доныне поддерживала их в сражениях с неприятелем, опустились, по нашему молитвенному обыкновению, на колени и обратились с мольбой к Богу. Зрелище для врагов было удивительное, но то, что по рассказу постигло их тут же, было еще удивительнее: страшная гроза обратила врагов в бегство и погубила их; ливень, хлынувший на воззвавших к Богу, восстановил силы всего войска, бывшего на краю гибели. Рассказ об этом есть и у писателей, далеких от нашей веры, но излагающих те же события; есть и у наших. Историки со стороны признают чудо, но, в нашей вере ничего не понимая, отрицают, что оно произошло по нашим молитвам. Наши, сроднившиеся с истиной, передают факты просто и бесхитростно. Один из них, Аполлинарий, говорит, что легион, по молитве которого произошло чудо, получил от императора наименование, которое по-латыни означает ‘Молниеносный’. Свидетельствует об этом и почтенный Тертуллиан, обратившийся к римскому сенату с Апологией нашей веры. Он передает этот рассказ, подтверждая его доказательствами и более сильными и убедительными; по его словам, до сих пор ходят письма Марка, императора весьма разумного, в которых он свидетельствует, что его войско в Германии почти погибало без воды и спаслось молитвами христиан (V, 5).
Тертуллиан упоминает этот эпизод, правда без особых подробностей, в «Апологетике» и «К Скапуле», написанных в начале III в.
О чуде сообщают и языческие историки. У Диона Кассия (LXXII, 8-10) рассказывается, что жарким летом войско Марка было окружено превосходящими силами квадов и отрезано от воды. В то время, как квады готовились к битве, началась страшная гроза, вызванная молитвой к неким демонам и «небесному Гермесу» Арнуфиса, египетского жреца из свиты Марка3. Град и молнии не позволили квадам воспользоваться своим преимуществом, а римские воины, утолив жажду, ринулись в битву столь яростно, что одновременно гшли и дождь с неба, и кровь врагов. После победы солдаты провозгласили в седьмой раз Марка Аврелия императором, а его жена Фаустина получила титул Mater castororum. Дион Кассий «ничего не понимал в христианской вере», но Иоанн Ксифилин, в изложении которого дошел этот рассказ, следуя версии Евсевия, сопровождает его комментарием о том, что Марк как настоящий римлянин не стал бы иметь дело с колдунами, а дождь с бурей был вызван молитвами христиан.
Автор биографии Марка Аврелия в «Истории Августов» также не обходит стороной этот эпизод, приписывая чудо самому императору: «Своими молитвами он исторгнул молнию с неба против военной хитрости врагов, а для своих, когда они страдали от жажды, он испросил дождь» (SHA. Marc. Aur., 24). В другой биографии из того же сборника это приписывается уже не столько императору, сколько его окружению: «Антонин Марк при
содействии халдеев и магов достиг того, что маркоманны навсегда стали преданными друзьями римского народа и что это было сделано при помощи заклинаний и посвящения» (SHA. Ant. Elag., 9).
Есть и четвертая версия неожиданного спасения римлян: это чудо было делом рук теурга Юлиана, сделавшего человеческую маску из глины, которая и испускала «невыносимые молнии» во врага (Suid. s.v. Ioulianos; М. Psell. Script, min. I, 446, 28)4.
Кроме того, этот эпизод получил отражение и на монетах. К нему можно отнести или появление нескольких вариантов изображения Меркурия и посвященного ему храма5, или Юпитера, метающего молнии6. Наконец, на колонне Марка Аврелия, воздвигнутой вскоре после 176 г., мы ввдим дождь, изливающийся из рук Юпитера Плювия7. Таковы наши источники, повествующие об этом «чуде».
История XIIлегиона. Имел ли legio XIIFulminata какое-то отношение к описываемым событиям и что нам вообще известно о его истории?
Этот легион был создан еще в I в. до н.э. и сначала дислоцировался в Египте. Свое имя он получил не при Марке Аврелии, а еще при Августе; раньше он назывался Antiqua (CIL. III, 504, 507, 509, 6097; V, 2520; IX, 435). Слово Fulminata буквально означает не ‘молниеносный’, а ‘сраженный молнией’. Э. Ренану принадлежит любопытная версия происхождения этого названия: «Всякое место, тронутое молнией, считалось у римлян священным. Легион, лагерь которого был поражен небесными снарядами, должен был считаться получившим своего рода огненное крещение. Для него Fulminata становилось почетным отличием»8. При Тиберии легион был переведен в Сирию и участвовал в боях в Армении под началом Корбулона и Цезиния Пета (Тас. Ann., XV, 6-7). Во время подавления иудейского восстания 66-70-х годов XII легион принимал участие в боевых действиях. Там с ним произошел досадный казус - он лишился орла (Suet. Vesp., 4); обычно после этого воинская часть с позором расформировывалась (если оставалось, что расформировывать), но XII легион отделался лишь переводом на новое место. «Двенадцатый легион, которому он (Веспасиан. - А.П.) не мог забыть прежнего поражения, понесенного им в Иудее при Цестии, он изгнал совсем из Сирии, где местом стоянки служила ему Рафанея, и сослал в так называемую Мелитену у Евфрата, на границе между Арменией и Каппадокией» (Jos. Bell., VII, 1, 3). Основной его задачей стало отражение набегов варваров (Suet. Vesp., 8). При Адриане он принимал участие в походе против аланов. В Мелитене XII легион находился в момент составления Notitia Dignitatum (395 г.) и далее, вплоть до времени Юстиниана9.
Мелитена в I столетии была небольшим местечком, и прибытие легиона, похоже, способствовало ее быстрому развитию: спустя полвека Траян поднимает ее статус до ти-nicipium, дав, таким образом, всем жителям римское гражданство: «Римляне выстроили укрепление в виде четырехугольника, на ровном месте. Оно было вполне достаточным для воинов как убежище, и здесь они хранили свои военные знамена. Впоследствии по воле римского императора Траяна это место получило звание города и стало столицей здешней страны» (Proc. Caes. De aedif., Ill, 4, 16-17). С этого момента начинается рост города. Прокопий Кесарийский сообщает о нем: «Так как строиться внутри стен было уже невозможно (как я сказал, это укрепление занимало очень небольшое пространство), они стали строиться на равнине около этой крепости; здесь они выстроили себе храмы, здания правительственных учреждений, торговую площадь, лавки для различных товаров; они проложили всюду городские улицы, выстроили галереи, бани, театры и все другое, что служит для украшения большого города» (III, 4, 18-19).
По сообщению Тертуллиана, во время мятежа Авидия Кассия в 175 г., когда все восточные легионы поддержали его выступление, только XII Молниеносный и XV Аполлонов легионы (он также располагался в Каппадокии) остались верны Марку Аврелию (Аро1., 6). В связи с этим император пожаловал им почетные наименования: XII легион был прозван сеПа сот1ат («всегда надежный»), а XV -р1а\fidelis («почтительно верный»). На основании этого Э. Риттерлинг предположил, что XII легиону принадлежала особая роль в подавлении этого восстания: возможно, Авидий Кассий был убит именно его солдатами10. Впрочем, какие-либо доказательства в поддержку этого мнения привести невозожно.
Таким образом, весной-летом 175 г, XII легион принимает участие в борьбе с Ави-дием Кассием. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а покидал ли он вообще место своей постоянной дислокации? Принимал ли он участие в войне с маркоманнами?
В.В. Болотов, рассматривая этот эпизод, говорит, что у нас нет серьезных доказательств его вызова на Дунай11. В самом деле, таких свидетельств нет хотя бы потому, что мы в принципе не можем перечислить легионы, принимавшие участие в этой кампании. Единственный источник, который приводит хотя бы какие-то конкретные данные, - это подложное письмо Марка Аврелия, о котором мы уже упоминали выше. В нем называются первый и десятый легионы12. Но к боевым действиям могли привлекаться отдельные части легионов, в полном составе не участвовавшие в них. Так, у нас есть свидетельство об участии в этой войне вексиллиариев III Августовского легиона, квартировавшего в Северной Африке (С1Ь, VIII, 619 = ГЬБ, 2747). Кроме того, Риттерлинг приводит эпиграфические свидетельства в пользу того, что, как минимум, отдельные когорты XII легиона находились в это время на Дунае (С1Ь, VI, 3492 = ГЬБ, 2288).
Так, когда же произошло данное чудо? Судя по расположению рельефов на колонне, это относится скорее к началу войны. По мнению Э. Риттерлинга, в 171 г.13 В. Цвиккер полагает, что достоверную дату дает «Хроника» Евсевия - конец 172 или начало 173 г.14 К чуть более поздней дате склоняется Ч. Додд: 27 год трибунской власти Марка начался 10 декабря 172 г. Дж. Хельгеленд на основании того, что XII легион принимает участие в подавлении выступления Авидия Кассия, полагает «бесспорной» датой лето 173 г., но тут же оговаривается, что эта датировка подразумевает присутствие на Дунае всего легиона15. Дж. Моррис, опираясь на то, что титул трегШог VII появляется на монетах во второй половине 174 г., считает, что эти события произошли в июне того же года16. На основании всего вышесказанного, нам кажется более предпочтительным предположение о 173 г.
Похоже, что в самом деле в это время при совершенно необъяснимых обстоятельствах римская армия разбила намного превосходящие силы германцев, причем в состав этой армии мог входить или весь XII легион, или его отдельные части. Вокруг этого события практически сразу же разгорелась оживленная полемика между язычниками и христианами. Мы попытаемся проследить основные этапы развития христианской легенды.
Формирование христианской легенды. Впервые христианскую интерпретацию этих событий дает Аполлинарий Иерапольский. Он был современником Мелитона, и его «Апология», на которую ссылается Евсевий, была составлена приблизительно в то же время - в середине 170-х годов Дж. Хельгеленд считает, что Аполлинарий в своем изложении опирался на какие-то рассказы солдат XII легиона. Мелитена находилась неподалеку от Иераполя, и сначала до Аполлинария могли дойти слухи о внезапном спасении императора, а затем он мог разузнать подробности и включить их в свое произведение17. Нам эта гипотеза кажется маловероятной: вряд ли сами солдаты сообщили епископу неверный
рассказ о происхождении названия легиона. Скорее, Аполлинарий ограничился слухами или материалом, почерпнутым из подлинного сообщения императора сенату об этих событиях. Что же заставило христианского автора обратиться к этому, казалось бы, совершенно не обязательному для апологетических целей сюжету?
Еще раз напомним, что положение христиан в то время сложно было назвать простым. Неприязнь к ним испытывали представители всех слоев населения - и простонародье, и интеллектуалы, и римская администрация. Возможно, речь, обращенную против христиан, написал ритор Фронтон, учитель Марка Аврелия; к этому же времени относится и первое нам известное специально антихристианское сочинение «Истинное слово» Цельса18. Одно из основных обвинений, выдвигавшихся во II в., состоит в том, что христиане - плохие граждане и едва ли не изменники: «Ибо если все будут поступать, как ты (христианин. -А.П.), то не будет препятствий к тому, чтобы он (император. -А.П.) остался один, всеми покинутый, а все на земле досталось беззаконейшим и самым диким варварам... Ты ведь, конечно, не скажешь, что если бы римляне, послушавшись тебя, пренебрегли установленными у них законами в отношении богов и людей и стали призывать твоего всевышнего или кого хочешь, то он сойдет с неба и будет сражаться за них, и никакой другой силы не потребуется» (С. Cels., VIII, 68). «Истинное слово» было написано в 177-180 гг., но обвинения, высказанные в нем, носились в воздухе19. В самом деле, во время, когда разномасштабные военные столкновения не утихали ни на минуту, призывы не служить в армии или бежать оттуда безусловно воспринимались как подрыв основ безопасности империи. В том случае, если христиане действительно бойкотировали воинскую службу, им не смогли бы помочь никакие апологии.
Как отмечает автор настоящей статьи20, говорить о сознательном отказе христиан от службы в армии на протяжении первых двух веков не приходится. Тем не менее могли происходить отдельные инциденты, вызванные и страхом идолопоклонства, и другими факторами. Как нам кажется, включение Аполлинарием этого эпизода в свою «Апологию» имело целью опровергнуть обвинения такого рода. Прежде всего апологет демонстрирует, что в римской армии служит достаточное количество христиан, чтобы набрать из них целый легион, т. е. христиане не уклоняются от воинской службы. Они охотно молятся за победу императора и их молитвы действенны. Наконец, Марк Аврелий не оставляет их усердие без внимания: он дает их легиону почетное наименование и никак не преследует обнаружившихся христиан. Обозначив эти моменты, Аполлинарий определил дальнейшее развитие легенды.
Не совсем ясно, к какому именно источнику восходит сообщение о том, что весь легион состоял из христиан, но по замечанию Е. Риана, в XII легионе их было достаточно, для того чтобы этой истории поверили единоверцы-современники21. Если дело обстояло подобным образом, то это означает, что либо весь офицерский состав легиона, либо его значительная часть также были христианами и покровительствовали своим единоверцам, в противном случае были бы неизбежны доносы, дисциплинарные проступки и вызываемые ими преследования. В целом, ничего принципиально невозможного в этом нет: у нас есть достаточно представительное собрание свидетельств о христианах в римской армии, которые находились в самых разных званиях, но все эти данные относятся к более позднему времени, середине III - началу IV в. Как нам кажется, для середины II в. эта ситуация маловероятна. В качестве еще одной гипотезы рискнем предположить, что христианству мог симпатизировать кто-нибудь из высших офицеров XII легиона (например, легат), что обеспечивало христианам более или менее спокойную жизнь.
Тертуллиан обращается к этому чуду с похожими целями: он пишет апологию, в которой показывает, что христиане не видят иного будущего, кроме как под тенью крыл римского орла. «Мы, христиане... все как один молимся за всех правителей, прося им долголетия, прочного царствования, безопасности дома, сильной армии, верности сената, честности народа, спокойствия мира, всего, чего может пожелать Цезарь и человек» (Apol. 30). Но христиане доказывают свою лояльность не только молитвами, но и службой в армии. Описывая неуклонное возрастание числа верующих, Тертуллиан говорит, что христиане наполняют «и сами ваши лагеря» (et vestra castra ipsa) (Apol., 37). Он приложил все усилия для того, чтобы изобразить христиан идеальными подданными, и их молитвы слышит Бог, что доказывает история с чудом «Молниеносного легиона»: «А мы напротив Марка Аврелия, серьезнейшего императора, объявляем покровителем их (христиан. - А.П.), если найдено будет то письмо его, в котором он свидетельствует, что жажда германского войска его была утолена дождем, испрошенным молитвами воинов христианских» (Apol., 5; cf. Ad Scap., 4). Этот случай соседствует с сообщением о том, что Север не преследовал известных ему христиан.
Какими источниками пользовался Тертуллиан? Как полагает А. фон Гарнак, это вопрос темный, но то, что Аполлинарий и Тертуллиан никак не зависели друг от друга, не подлежит сомнению22. Тертуллиан говорит о существовавших письмах Марка Аврелия, где рассказывалось об этом чуде, но что это были за письма? Безусловно, это не «рескрипт» Марка, дошедший до нашего времени. Если предположить, что Тертуллиан видел подлинные письма императора, то непонятно, откуда возникает сообщение о спасении, доставленном христианами. Скорее всего, уже тогда христианизация этих событий привела к тому, что возникла или христианская подделка рассказа об этом, или, что вероятнее, христианская редактура подлинного текста23. Третий источник, повествующий о «чуде Молниеносного легиона», - уже упоминавшийся выше подложный рескрипт Марка. По общему мнению, это письмо возникло никак не раньше начала IV в.24 А. Гарнак убедительно доказал, что часть этого «рескрипта» была вдохновлена Миланским эдиктом Галерия, выпущенным в 311 г. Не исключено, что это «письмо» было создано после того, как христианский фальсификатор узнал о существовании подлинного послания Марка; может быть, от Тертуллиана или Диона Кассия. С другой стороны, этот рескрипт мог стать закономерным итогом развития того текста, что видел Тертуллиан.
На основании этих трех источников окончательное оформление легенды происходит у Евсевия Кесарийского, собравшего воедино и обработавшего всю информацию о «Молниеносном легионе». С одной стороны, он хорошо понимал апологетическую значимость этого сюжета, а с другой - не мог проигнорировать замечательный пример веротерпимости «хорошего» императора Марка Аврелия: это должно было несколько уравновесить рассказ о жестоких гонениях, происходивших в то время. Но при этом Евсевий оставался здравомыслящим историком, он сознавал неустранимые трудности этого эпизода, и рассказ о XII легионе он кончает поистине геродотовским: «Пусть думает об этом кто как хочет» (Н.Е. V, 5).
' Keresztez P. The Imperial Roman Government and the Christian Church. I. From Nero to the Severi //ANRW. Bd II. 23. 1. 1979. P. 303; Jones D.J. Christianity and the Roman Imperial Cult//ANRW. Bd II. 23. 2. 1979. P. 1039.
2 Oliver J. Palmer R. E. A. Minutes of an Act of the Roman Senate //Hesperia. Vol. 24. 1955. P. 320-349.
3 Отметим, что Арнуфис известен нам и из других источников. Возможно, Марк Аврелий воспользовался его услугами во время эпидемии чумы в 167 г., о чем свидетельствует дошедшая до нашего времени надпись, в которой упоминается Аруоиф^ 1ероура|л.[Штеи$ т% А1уитггои (L’annee Epigraphique. 1934. P. 64, № 265).
4 Подробнее об этом Юлиане си.: Доддс Э.Р. Теургия //Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб., 2003. С. 225-231.
5 Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М., 1995. С. 393-394.
6 На аверсе монеты надпись: М. ANTONIVS AVG. TR. P. XXVII. - Список монет с таким изображением приводит Ч. Додд (Dodd С.Н. Chronology of the Danubian Wars of the Emperor Marcus Antoninus // Numismatic Chronicle. 4lh ser. Vol. 13. 1913. P. 161-199; 276-321).
7 Becatti G. Colonna di Marco Aurelio, Milan, 1957. PI. 9, 10, 11, 12. - В этой сцене нет молний, но мы их можем увидеть чуть раньше: молнии разят осажденный город варваров (pi. 9). Отметим, что «История Августов» тоже делит эти события на «чудо с дождем» и «чудо с молниями».
8 Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1995. С. 173.
9 Ritterling Е. Legio // RE. Bd. 12,2. 1925. Sp. 1705- 710; Helgeland J. Christians and the Roman Army from Marcus Aurelius to Constantine // ANRW. Bd. II. 23. 1. 1979. P. 770.
10 Ritterling E. Epigraphische Bcitrage zur R6mischen Geschichte // RhM. Bd. 59. 1904. S. 196-199; Вольштейн T.T. Выступление Авидия Кассия // Античный мир и археология. Саратов, 1977.
11 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II. М., 1994. С. 82.
12 Нам известно о существовании в то время трех I и двух X легионов. Это I Minervia (располагался в Нижней Германии), I Adiutrix (Верхняя Паннония), I Italica (Нижняя Мезия), X Gemina (Верхняя Паннония) и X Fretensis (Иудея). За исключением X Fretensis, все они очень с большой вероятностью могли оказаться на Дунае.
13 Ritterling Е. Legio. Sp. 1708.
14 Zwikker W. Studien zur Marcussaule. Amsterdam, 1941. S. 206-226.
15 Helgeland J. Christians and the Roman Army. P. 772.
16 Morris J. The Dating of the Column of Marcus Aurelius // Journal of the Warburg and Courtlaud Institutes. Vol. 15. 1952. P. 37^0.
17 Helgeland J. Christians and the Roman Army, P. 770. ,
18 Считается, что речь Фронтона легла в основу диалога христианского автора III в. Минуция Феликса «Октавий», а обширные выдержки из «Истинного слова» сохранились в «Против Цельса» Оригена.
19 BenkoS. Pagan Criticism of Christianity during the First Two Centuries A.D. // ANRW. Bd. П.23.1. 1979. P. 1101.
20 Пантелеев А.Д. Христиане и римская армия от Павла до Тертуллиана // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. Э.Д. Фролова. Вып. 3. СПб., 2004. С. 413—428.
21 RyanE.A. The Rejection of Military Service by the Early Christians //Theological Studies. Vol. 13.1952.P. 12.-Отме-тим, что нам ничего не известно о гонениях на христиан в этом легионе вплоть до 320 г. Легенда повествует о сорока мучениках из Себастии, но, похоже, мы не можем точно сказать, были ли они солдатами или гражданскими лицами, да и весь рассказ об этих событиях является весьма туманным (Delehaye Н. The Forty Martyrs of Sebaste // Amer. Catholic Quaterly Rev. Vol. 24. 1899, P. 161-171; Helgeland J. Christians and the Roman Army. P. 812).
22 HamackA., von. Die Quelle der Berichte tlber das Regenwunder im Feldzuge Marc Aurel’s gegen die Quaden // SB Berl. Bd. 36. 1894. S. 842.
23 Возможно, мы сталкиваемся с примером такой редактуры в случае так называемого «толерантного эдикта Антинина Пия»: путем тщательного изучения этого текста можно выделить его историческую основу.
24 HamackA., von. Die Quelle der Berichte ttber das Regenwunder... S. 865; Helgeland J. Christians and the Roman Army. P, 769.
Статья принята к печати 5 мая 2007 г.