Результаты. Увеличение экспрессии ZBTB16 способствует усилению остеогенной дифференцировки по сравнению с контролем. Блокирование ZBTB16 приводит к ингибиро-ванию остеогенной дифференцировки. По результатам поли-меразной цепной реакции наблюдалось повышение экспрессии маркеров остеодифференцировки RUNX2 и Colla в пробах со сверхэкспрессированным ZBTB16. При сопоставлении протеомных профилей контроля и клеток с избыточной экспрессией ZBTB16 мы выявили два отдельных кластера со сверхэкспрессией ZBTB16 или без нее. Анализ дифференциально экспрессируемых белков выявил 13 белков с по меньшей мере двукратными различиями в уровнях экспрессии.
Заключение. В рамках данного исследования мы показали, что активация транскрипционного фактора ZBTB16 оказывает значимое стимулирующее влияние на течение остеогенной дифференцировки интерстициальных клеток аортального клапана.
Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта НШ-4664.2022.1.4.
4. СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИМПЛАНТАЦИИ БИОДЕГРАДИРУЕМЫХ СОСУДИСТЫХ ПРОТЕЗОВ МАЛОГО ДИАМЕТРА С ЛЕКАРСТВЕННЫМ ПОКРЫТИЕМ С ПРОТЕЗАМИ GORE-TEX НА МОДЕЛИ ОВЦЫ
Кривкина Е.О, Миронов А. В., Шабаев А. Р., Крутицкий С. С., Ханова М. Ю, Великанова Е. А., Антонова Л. В.
НИИ КПССЗ, Кемерово, Россия
Тканеинженерные сосудистые протезы малого диаметра могут стать перспективой стандартным аутологичным сосудам при проведении сердечно-сосудистых операций.
Цель. Инкорпорирование в состав полимерного каркаса проангиогенных факторов и дополнительная модификация поверхности антиагрегантами и антикоагулянтами, позволит повысить их проходимость, атромбогенность и биосовместимость.
Материал и методы. Протезы 0 4 мм были изготовлены методом электроспиннинга на аппарате Nanon-01A из раствора полимеров 10% поликапролактона (poly(e-caprolactone), PCL) и 5% полигидросибутирата/валериата (polyhydroxybutyrate/valerate, PHBV) в хлороформе, с комплексом биологически активных молекул (GFmix): фактор роста эндотелия сосудов (VEGF), основной фактор роста фи-бробластов (bFGF) и хемоаттрактантная молекула (SDF-1a). Для повышения тромборезистентных свойств графтов, была проведена дополнительная атромбогенная модификация поверхности части изготовленных протезов антиагрегантами и антикоагулянтами по собственной оригинальной методике.
В сонную артерию овец имплантированы следующие типы графтов: PHBV/PCL/GFmixHep/Ilo (n=8), сроком на 18 месяцев и синтетические сосудистые протезы Gore-Tex (Gore-Tex, США), (n=5), имплантированные на 6 месяцев.
Результаты. Проходимость графтов PHBV/PCL/ GFmixHep/Ilo через сутки после операции составила 62,5% (5 из 8). Через 18 месяцев имплантации проходимость составила 50%. У протезов Gore-Tex через сутки наблюдался 100% тромбоз, через 6 месяцев имплантации проходимость составила 0%. Гистологическое исследование показало, что биодеградируемый каркас графтов PHBV/PCL/GFmixHep/ Ilo полностью резорбировался с образованием аневризм на всем протяжении протеза. На месте биодеградируемых трубчатых каркасов выявлено формирование трехслойного новообразованного сосуда, схожего по своему строению с натив-ной сонной артерией овцы. Однако в отличие от нативного сосуда, в новообразованной сосудистой ткани отсутствовали эластические волокона и четкая вытянутость цитоплазмы гладкомышечных клеток. Также в стенках эксплантирован-ных модифицированных протезов отсутствовал кальций, в отличие от протезов Gore-Tex, в стенке которых наблюдалась массивная кальцификация, несмотря на наличие в них
обтурирующего тромба. По результатам иммунофлуорес-центного исследования в проходимых графтах PHBV/PCL/ GFmixHep/Ilo выявлен эндотелий с признаками эндотели-ально-мезенхимального перехода (одновременная экспрессия CD31 и а-актина, vWF) в проходимых графтах PHBV/ PCL/GFmixHep/Ilo. Также отмечалось наличие коллагенов I, III и IV типов. На основе протезов Gore-Tex формирование новообразованной ткани отсутствовало.
Заключение. Протезы PHBV/PCL/GFmixHep/Ilo обладают высокой долгосрочной проходимостью (в сравнении с синтетическими протезами Gore-Tex). Отсутствие кальци-фицикации в протезах PHBV/PCL/GFmixHep/Ilo на всем сроке имплантации также подтверждает их высокую биосовместимость. Однако в связи с наличием факта аневризмо-образования, требуется проведение дополнительного укрепления каркаса протеза и повышения атромбогенных свойств внутренней поверхности.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке комплексной программы фундаментальных научных исследований СО РАН в рамках фундаментальной темы НИИ КПССЗ № 0419- 2022-0001 "Молекулярные, клеточные и биомеханические механизмы патогенеза сердечно-сосудистых заболеваний".
5. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ
МАРКЕРЫ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРВАЛА QT У МУЖЧИН
Нестерец А. М, Кузнецов А. А, Малютина С. К., Денисова Д. В., Максимов В. Н.
НИИ терапии и профилактической медицины, филиал Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, Новосибирск, Россия
Интервал QT представляет собой электрокардиографический показатель, отражающий процессы деполяризации и реполяризации желудочков. Врожденные, а также приобретенные изменения в работе сердечных ионных каналов могут увеличивать/укорачивать длительность потенциала действия кардиомиоцитов, способствуя ранней постдеполяризации, развитию желудочковых нарушений ритма и повышая риск внезапной сердечной смерти. Наиболее распространенными приобретенными факторами пролонгации интервала QT являются электролитные нарушения, прием лекарственных препаратов, удлиняющих интервал QT, гормональный дисбаланс, наличие морфофункциональных изменений сердца. Кроме того, особую роль в развитии лекарственно-индуцированного удлинения интервала QT играет наличие однонуклеотид-ных полиморфизмов (ОНП) генов, связанных с синдромом удлиненного интервала QT (LQTS): KCNQ1, KCNH2, SCN5A, ANK2, KCNE1, KCNE2, KCNJ2, CACNA1, CAV3, SCN4B, AKAP9, SNTA1, KCNJ5, CALM1 и CALM2. Появление новых высокоинформативных методов генетических исследований, включая NGS, GWAS, позволило идентифицировать ряд новых вероятно патогенных вариантов, влияющих на интервал QT.
Цель. Изучить ассоциацию полиморфизмов гена NOS1AP с длительностью интервала QT у мужчин, жителей г. Новосибирска.
Материал и методы. В исследование включено 1353 мужчины в возрасте 25-69 лет, участники проекта HAPIEE и скрининга молодых людей 25-44 года. В дальнейшем выборка была разделена на 9 возрастных подгрупп с интервалом в 5 лет (25-29, 30-34, ..., 65-69), из которых сформированы следующие группы: с самым коротким (185 человек), средним (178 человек) и самым длинным интервалом QT (179 человек). Распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в исследуемых группах статистически значимо не различалась. Выделение ДНК из 10 мл венозной крови выполнено методом фенол-хлороформной экстракции. На основании данных литературы выбраны следующие ОНП: rs12143842, rs45 67139 гена NOS1AP. Генотипирование rs4657139 проведено с помощью ПЦР с ПДРФ, генотипирование rs12143842 — с помощью РВ-ПЦР.
Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием пакета программ SPSS 23.0.
Результаты. В возрасте старше 50 лет генотип СС rs12143842 выявлен у 66,1% мужчин в группе короткого и среднего интервала QT и у 50,6% в группе длинного интервала QT. Генотип ТТ преобладал в группе с длинным интервалом QT, 10,8% случаев (ОШ=3,345, 95%ДИ 1,149-9,739, p=0,02).
Генотип ТТ rs4657139 наблюдался чаще в группе длинного интервала QT, в 20,1% случаев. В группах короткого, среднего QT преобладали генотипы AA и AT (p=0,041). Аналогичная тенденция наблюдается при разделении по возрасту у мужчин старше 50 лет (p=0,031) и в ходе сравнения частот генотипов в модели ТГ vs АА+АТ & QTдлинный vs QTкороткий+средний (p=0,003).
Заключение. Подтверждена ассоциация однонуклеотид-ных полиморфизмов rs12143842 и rs4657139 гена NOS1AP с длительностью интервала QT у мужчин, жителей г. Новосибирска.
Финансирование. Работа поддержана грантом РФФИ № 17-29-06026, а также частично бюджетными проектами № 0324-2016-0002, № 0120.0502961 и № AAAA-A19-119100990053-4.
6. ОЦЕНКА АНТИОКСИДАНТНОГО
ЭФФЕКТА ПЛАСТОМИТИНА НА МОДЕЛИ ИШЕМИИ И РЕПЕРФУЗИИ ИЗОЛИРОВАННОГО СЕРДЦА КРЫСЫ
Сенокосова Е. А., Крутицкий С. С., Антонова Л. В., Григорьев Е. В.
НИИ КПССЗ, Кемерово, Россия
Минимизация постоперационных осложнений в кардиохирургии является важной задачей, особенно при искусственном кровообращении. В данном случае основные осложнения связаны с накоплением активным форм кислорода в следствии ограничения поступления кислорода к миокарду. Разработка и изучение митохондриально-направлен-ных антиоксидантов крайне привлекательны для нейтрализации активных форм кислорода, так как взаимодействуют непосредственно в матриксе митохондрий.
Цель. Оценить антиоксидантный эффект пластомити-на на модели ишемии и реперфузии изолированного сердца крысы в условиях холодовой кардиоплегии.
Материал и методы. Изучение пластомитина в концентрациях 1200 нг/мл, 120 нг/мл или 12 нг/мл проведено на изолированных сердцах крыс линии Wistar (n=50) в условиях 240-минутной холодовой кардиоплегии с последующей 30-минутной реперфузией. Для оценки эффективности ан-тиоксиданта использовали мониторинг физиологических показателей, биохимический и иммуноферментный анализ. Оценили частоту сердечных сокращений, систолическое давление, скорость коронарного протока, уровень окислительного стресса, динамику маркеров повреждения миокарда (классических и высокоспецифичных).
Результаты. Пластомитин в концентрации 12 нг/мл привел к статистически значимой нейтрализации окислительного стресса (р <0,05): минимальное содержание NO-метаболитов — нитратов и нитритов (36,2 [30,8; 39,8] мкмоль/мл) и малонового диальдегида (49,5 [41,1; 58,9] мкмоль/г) поддерживались на доишемическом уровне. Вследствие снижения уровня окислительного стресса динамика выхода внутриклеточных ферментов и маркеров высокоспецифичных маркеров повреждения миокарда была лишена резкого роста на реперфузии, а восстановление сердечной функции произошло более высокими темпами и показало свою стабильность при возобновлении перфузии.
Заключение. Антиоксидантная поддержка пластомитином в самой низкой изучаемой концентрации 12 нг/мл, оказанная сердцам до периода аноксии, максимально эффективно нейтрализовала активные формы кислорода, и как следствие параметры изолированных сердец восстановились до дои-шемического уровня быстрее и сохранили стабильность до конца реперфузии. Минимальные дозы митохондриально-
направленного антиоксиданта пластомитина перспективны и требуют дальнейших исследований.
Благодарности. Коллектив авторов благодарит к.б.н., в.н.с. Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А. Н. Белозерского (МГУ) М. А. Скула-чева за предоставление "Пластомитина" и консультацию по постановке эксперимента.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке комплексной программы фундаментальных научных исследований СО РАН в рамках фундаментальной темы НИИ КПССЗ № 0419-2022-0001 "Молекулярные, клеточные и биомеханические механизмы патогенеза сердечно-сосудистых заболеваний".
7. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СТАТУСА ПАЦИЕНТОВ АМБУЛАТОРНОГО ЗВЕНА С СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЧЕРЕЗ 1 МЕСЯЦ ПОСЛЕ ПЕРЕНЕСЕННОГО Ш^-19
ТяпкинаД.А., БородайА.А., ТяпаеваА.Р., Семенова О.Н, Наумова Е. А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
В январе 2020г. Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию СОУТО-19 чрезвычайной ситуацией, а уже 11 марта распространение вируса приобрело характер пандемии. Пациенты с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) — это группа риска остаточных явлений, осложнений СОУГО-19. Изучение психологических особенностей пациентов с ССЗ после перенесенного СОУТО-19 представляет в настоящее время высокий интерес.
Цель. Изучить у пациентов с ССЗ, перенесших СОУШ-19 в легкой форме в амбулаторных условиях, особенности психологического статуса через 1 месяц после выздоровления.
Материал и методы. Первый этап исследования был проведен среди пациентов с ССЗ, находящихся на амбулаторном лечении в поликлиниках г. Саратова с подтвержденным методом ПЦР СОУГО-19, которые согласились на дальнейшее участие в телефонном анкетировании для изучения течения их заболевания. Согласившимся 54 пациентам выполнялись телефонные звонки. Пациенты через 1 месяц после выздоровления были приглашены в клинический центр СГМУ для сбора жалоб после перенесенного заболевания, физикаль-ного осмотра, проведения лабораторно-инструментальных исследований, заполнения опросников. Пациентам предлагалось заполнить госпитальную шкалу тревоги и депрессии HADS, шкалу оценки тревоги Бека. Посетили центр только 34 респондента. Остальные респонденты (37%) отказались от участия в исследовании по личным соображениям.
Результаты. По распространенности ССЗ у пациентов отмечены: артериальная гипертензия — 34 (100%), ишемиче-ская болезнь сердца — 14 (41,2%), и хроническая сердечная недостаточность — 4 (11,8%).
Уровень тревоги и депрессии оценивался только через 1 месяц после амбулаторного лечения СОУТО-19, что обусловлено невозможностью проведения данного исследования во время болезни посредством телефонных звонков.
По итогам заполнения госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS установлено, что у 24 (70,6%) отсутствуют достоверно выраженные симптомы тревоги и депрессии, у 6 (17,7%) пациентов присутствуют субклинически выраженные тревога и депрессия. И лишь у 4 (11,8%) депрессия и тревога клинически выраженные.
При исследовании уровня тревоги у пациентов через 1 месяц после амбулаторного лечения по данным шкалы Бека было выявлено, что у 18 (52,9%) пациентов отсутствуют депрессивные симптомы, у 6 (17,7%) присутствует небольшой уровень тревоги, а у 10 (29,4%) он умеренно выражен.
Заключение. Через 1 месяц после перенесенной коронавирус-ной инфекции у пациентов амбулаторного звена с ССЗ в боль-