гулянты прямого действия. Однако полного понимания механизмов воздействия антикоагулянтов на опухоль и ее распространения в организме в настоящее время нет.
Цель исследования. Изучение влияния анти- и прокоагулянтов на метастатическую активность экспериментальной лимфосаркомы Плисса (ЛФС).
Материал и методы. В работе использованы 96 самцов альбиносов серых крыс массой 185-200 г, разделенных на 3 группы: «контроль»
- животные с перевиваемой ЛФС (n=30), «гепарин» - животные, с перевиваемой ЛФС, которым вводился гепарин-натрий в дозе 500 МЕ/кг в течение 25 сут от момента перевивки ЛФС (n=33) и «протамин» - животные, с перевиваемой ЛФС, которым вводился протамина сульфат в дозе 6 мг/кг в течение 25 сут от момента перевивки ЛФС (n=33). Перевивку ЛФС производили в подкожную клетчатку правого бока крыс в дозе 550 кл/0,2 мл физиологического раствора/животное. ЛФС перевивалась в 100 % случаев, средняя продолжительность жизни крыс-опухоленосителей от момента перевивки - 31,4 ± 4,59 сут. Для характеристики метастатической активности ЛФС производили оценку наличия метастазов в паховых и подмышечных лимфатических узлах, печени и селезенке гистологическим методом на 25-е сут от момента перевивки ЛФС. Статистическую обработку полученных результатов проводили при помощи пакета программ статистической обработки данных SPSS for Windows 13.0. Данные представлены в виде M±SD (среднее арифметическое±среднее квадратическое отклонение). Точные доверительные интервалы (ДИ) вычисляли по методу Клоппера-Пирсона. Статистически значимым уровнем отличий считали вероятность не менее 95 % (р<0,05).
Результаты. Анализ полученных данных выявил выраженную тенденцию к снижению метастатической активности ЛФС как по лимфогенному, так и по гематогенному путям при введении подопытным животным антикоагулянта. В группе «гепарин» у 48 % (95 % ДИ [30,8-66,5]) крыс метастазы не выявлены, что в среднем на 38 % и 30 % больше, чем в группах «контроль» и «протамин» - 10 % (95% ДИ [2,1-26,5]) и 18 % (95 % ДИ [7,0-35,5]) соответственно (р<0,001). Применение гепарина достоверно на 59 % снижает частоту метастазирования экспериментальной лимфосар-комы в паховые лимфоузлы крыс по сравнению с контрольной группой - 21 % (95% ДИ [9,0-38,9]) и 80 % (95% Ди [61,4 - 92,3]) соответственно), на 45% - в подмышечные лимфоузлы (18% (95% ДИ [7,0-35,5]) и 63% (95% ДИ [43,9-80,1]) соответственно, на 50% - в печень (30 % (95 % ДИ [15,6-48,7]) и 80% (95% ДИ [61,4-92,3]) соответственно. При этом между группами «контроль» и «протамин» статистически значимых отличий не установлено. Отличия между экспериментальными группами не выявлены и при анализе частоты метастазирования опухоли в селезенку
- 17 % (95 % ДИ [5,6-34,7]) - «контроль», 15% (95% ДИ [5,1-31,9]) - «гепарин», 18 % (95 % ДИ [7,0-35,5]) - «протамин».
Выводы. Применение антикоагулянта прямого действия (гепарин-натрий) статистически значимо снижает метастатическую активность лимфосаркомы Плисса. Возможно, гепарин разрушает фибриновую оболочку циркулирующих в крови/лимфе опухолевых клеток и тем самым облегчает доступ к ним эффекторов иммунной системы. Введение подопытным крысам протамина сульфата не оказало выраженного влияния на характер метастазирования экспериментальной лимфосаркомы.
МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТОГЕНЕзА РАКА ПОЧКИ
И.Ю. ИСКУСНЫХ, Т.Н. ПОПОВА, с.г ржевский, о.с. мушарова, и.о. зозуля
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
Актуальность. Рак почки является се- что обусловлено широким распространением
рьезной проблемой современной медицины, данной патологии и высокими показателями
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2011. Приложение № 1
смертности. Около 75 % случаев рака почки классифицируются как карциномы клеток почки. Как и для других, генетически обусловленных сложных патологий, успехи в лечении рака почки связаны с расшифровкой молекулярногенетических механизмов запуска патогенеза, в том числе с поиском генов-кандидатов и белков-мишеней для действия онкопротекторов.
Цель исследования. Построение единой генной сети патогенеза рака почки.
Материал и методы. В нашем исследовании, основанном на биоинформационном анализе геномных и протеомных данных, построена генная сеть патогенеза почечного рака. В работе обобщены сведения о генах, являющихся онко-и антионкогенами. Рассмотрена молекулярная координация белков антиоксидантной системы с онкогенами. С использованием методов биоинформатики построена схема единой генной сети метаболизма свободных радикалов и онкобелков.
Результаты. На основе этой модели и анализа сведений о мутантах рассмотрены белки, обладающие противоопухолевым эффектом. В светлоклеточных почечно-клеточных карциномах наиболее характерным событием является инактивация гена VHL, который является уникальным, так как не имеет гомологов в геноме человека. Созданная нами модель показывает механизм запуска реакции адаптации к гипоксии, продукцию многих факторов роста и усиленный ангиогенез вследствие инактивации гена VHL. Также показаны пусковые механизмы мутационной активации тирозинкиназы МЕТ в почечно-клеточных карциномах, которая является мембранным рецептором и участвует в запуске пролиферативных сигнальных каскадов.
Выводы. Созданные модели показывают взаимосвязь нарушения окислительновосстановительного гомеостаза с генетическими механизмами патогенеза рака почки.
БЕЛОК ТЕПЛОВОГО ШОКА 90 КДА - МОЛЕКУЛЯРНАЯ МИШЕНЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АПОПТОЗА ОПУХОЛЕВЫХ КЛЕТОК
Е.В. КАЙГОРОДОВА, А.Н. МАРОШКИНА, М.В. БЕЛКИНА, Е.А. ЧЕРКАСОВА, М.В. КЛИМЕНЧЕНКО
ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России», г. Томск НОЦмолекулярной медицины, кафедра фундаментальных основ клинической медицины,
кафедра патофизиологии
Актуальность. Согласно современным представлениям формирование злокачественных опухолей имеет в своей основе нарушение программированной гибели клетки. В последнее время именно белкам теплового шока отводят существенную роль в дизрегуляции апоптоза опухолевых клеток, в которых данные белки экспрессируются в изобилии. Показано, что оверэкспрессия №р90 коррелирует с плохим прогнозом острой миелоидной лейкемии и миелоидными дисплазийными синдромами. Наряду с этим остаётся нерешённым вопрос о молекулярных механизмах участия вышеуказанного шаперона в дизрегуляции апоптоза опухолевых клеток.
Целью исследования явилась оценка роли
белка теплового шока 90 в апоптозе опухолевых клеток линии Jurkat и THP-1.
Материал и методы. Материалом для исследования служили опухолевые клетки линии Jurkat и THP-1, полученные из банка клеточных культур НИИ цитологии РАН (г. Санкт-Петербург). В качестве индуктора апоптоза опухолевых клеток применяли rTNFa человека («Abcam», Великобритания) в концентрации 30 нг/мл, а также этопозид (S мкг/мл). Для выявления роли белка теплового шока 90 (Hsp90) в регуляции программированной гибели клеток в культуру добавляли селективный ингибитор Hsp90 17-AAG («Sigma Aldrich», США) в концентрации 5 мкМ/мл и инкубировали в течение 18 ч при температуре 37°С и 5 % СО2 в присут-
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2Q11. Приложение № 1