Научная статья на тему 'Белок теплового шока 90 кДа - молекулярная мишень для коррекции апоптоза опухолевых клеток'

Белок теплового шока 90 кДа - молекулярная мишень для коррекции апоптоза опухолевых клеток Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Кайгородова Е. В., Марошкина А. Н., Белкина М. В., Черкасова Е. А., Клименченко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Белок теплового шока 90 кДа - молекулярная мишень для коррекции апоптоза опухолевых клеток»

смертности. Около 75 % случаев рака почки классифицируются как карциномы клеток почки. Как и для других, генетически обусловленных сложных патологий, успехи в лечении рака почки связаны с расшифровкой молекулярногенетических механизмов запуска патогенеза, в том числе с поиском генов-кандидатов и белков-мишеней для действия онкопротекторов.

Цель исследования. Построение единой генной сети патогенеза рака почки.

Материал и методы. В нашем исследовании, основанном на биоинформационном анализе геномных и протеомных данных, построена генная сеть патогенеза почечного рака. В работе обобщены сведения о генах, являющихся онко-и антионкогенами. Рассмотрена молекулярная координация белков антиоксидантной системы с онкогенами. С использованием методов биоинформатики построена схема единой генной сети метаболизма свободных радикалов и онкобелков.

Результаты. На основе этой модели и анализа сведений о мутантах рассмотрены белки, обладающие противоопухолевым эффектом. В светлоклеточных почечно-клеточных карциномах наиболее характерным событием является инактивация гена VHL, который является уникальным, так как не имеет гомологов в геноме человека. Созданная нами модель показывает механизм запуска реакции адаптации к гипоксии, продукцию многих факторов роста и усиленный ангиогенез вследствие инактивации гена VHL. Также показаны пусковые механизмы мутационной активации тирозинкиназы МЕТ в почечно-клеточных карциномах, которая является мембранным рецептором и участвует в запуске пролиферативных сигнальных каскадов.

Выводы. Созданные модели показывают взаимосвязь нарушения окислительновосстановительного гомеостаза с генетическими механизмами патогенеза рака почки.

БЕЛОК ТЕПЛОВОГО ШОКА 90 КДА - МОЛЕКУЛЯРНАЯ МИШЕНЬ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ АПОПТОЗА ОПУХОЛЕВЫХ КЛЕТОК

Е.В. КАЙГОРОДОВА, А.Н. МАРОШКИНА, М.В. БЕЛКИНА, Е.А. ЧЕРКАСОВА, М.В. КЛИМЕНЧЕНКО

ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России», г. Томск НОЦмолекулярной медицины, кафедра фундаментальных основ клинической медицины,

кафедра патофизиологии

Актуальность. Согласно современным представлениям формирование злокачественных опухолей имеет в своей основе нарушение программированной гибели клетки. В последнее время именно белкам теплового шока отводят существенную роль в дизрегуляции апоптоза опухолевых клеток, в которых данные белки экспрессируются в изобилии. Показано, что оверэкспрессия №р90 коррелирует с плохим прогнозом острой миелоидной лейкемии и миелоидными дисплазийными синдромами. Наряду с этим остаётся нерешённым вопрос о молекулярных механизмах участия вышеуказанного шаперона в дизрегуляции апоптоза опухолевых клеток.

Целью исследования явилась оценка роли

белка теплового шока 90 в апоптозе опухолевых клеток линии Jurkat и THP-1.

Материал и методы. Материалом для исследования служили опухолевые клетки линии Jurkat и THP-1, полученные из банка клеточных культур НИИ цитологии РАН (г. Санкт-Петербург). В качестве индуктора апоптоза опухолевых клеток применяли rTNFa человека («Abcam», Великобритания) в концентрации 30 нг/мл, а также этопозид (8 мкг/мл). Для выявления роли белка теплового шока 90 (Hsp90) в регуляции программированной гибели клеток в культуру добавляли селективный ингибитор Hsp90 17-AAG («Sigma Aldrich», США) в концентрации 5 мкМ/мл и инкубировали в течение 18 ч при температуре 37°С и 5 % СО2 в присут-

ствии индуктора апоптоза и без него. Оценку реализации апоптоза проводили методом флуоресцентной микроскопии на микроскопе Axio-star plus («Carl Zeiss», Германия) с использованием FITC-меченого аннексина V и пропидий иодида («Catlag», США) согласно инструкции фирмы-производителя. Изменения трансмембранного потенциала митохондрий определяли методом проточной цитофлуориметрии с помощью набора «MitoScreen» («BD Pharmigen», США). Активность каспазы-8 и -3 определяли с помощью спектрофотометрического метода согласно инструкции фирмы-производителя («Abcam», Великобритания).

Результаты. Добавление в культуральную среду ингибитора 17-AAG приводит к увеличению числа апоптотически измененных опухолевых клеток относительно их в интактной культуре. Количество аннексин-положительных клеток в культуре при действии r-TNFa и 17-AAG было в 9 раз выше (р=0,02) аналогичного показателя, полученного при исследовании интактных клеток, и в 2 раза выше, чем при действии r-TNFa (р=0,03) или 17-AAG (р=0,03). Было установлено, что ингибитор Hsp90 повышает активность каспазы-8 и-3 в опухолевых клетках линии

Jurkat относительно аналогичного показателя в интактной культуре. Оценка содержания клеток с деполяризованной мембраной митохондрий в культурах опухолевых клеток при добавлении ингибитора 17-AAG и совместного его действия с r-TNFa показала увеличение данного параметра в 1,7 раза относительно контроля.

Выводы. Белок теплового шока 90 играет антиапоптотическую роль в клетках линии Jurkar и THP-1. Угнетение активности данного белка приводит к активации каспазы-8 и -3 , снижению трансмембранного потенциала митохондрий и, как следствие, запуску апоптотической программы опухолевых клеток. 17-AAG потенцирует этопозид- и rTNFa-индуцированный апоптоз. Применение селективного ингибитора 17-AAG в качестве индуктора апоптоза опухолевых клеток открывает новые возможности в существующих подходах к лекарственному лечению злокачественных новообразований.

Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (ГК№ П1203; ГК 02.740.11.0311), поддержана грантами Carl Zeiss и Совета по грантам при Президенте РФ (МК-480.2011.7).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГЕСТЕРОНА И ПРОЛАКТИНА В ТКАНИ ОПУХОЛЕЙ ОРГАНОВ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ У ЖЕНЩИН, БОЛЬНЫХ РАКОМ МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

С.М. КЕЧЕДЖИЕВА, А.Э. ЛИСУТИН, М.И. ВЕРЕСКУНОВА

ФГУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздравсоцразвития России, г. Ростов-на-Дону

Актуальность. К настоящему моменту в отечественной и зарубежной литературе опубликовано немного исследований, посвященных изучению влияния прогестерона на развитие злокачественных новообразований органов репродуктивной системы у женщин в постменопаузе. Считается, что прогестерон снижает ми-тогенный эффект эстрогенов путем воздействия на уровень рецепторов эстрадиола в тканях-мишенях (молочная железа и эндометрий), а также митогенную активность факторов роста: IGF, TGF. Гормон гипофиза пролактин в норме необходим для нормального развития и функ-

ционирования молочной железы, регулирует пролиферацию и дифференцировку клеток в период беременности и лактации. Однако ряд исследований подтверждает, что как нормальная, так и опухолевая ткань молочной железы является источником пролактина, который выступает в качестве ауто/паракринного стимулятора пролиферации. Рецепторы к пролактину и сам гормон были обнаружены примерно в 70 % биопсийных образцов ткани от больных раком молочной железы (РМЖ).

Целью исследования явилось изучение уровня пролактина и прогестерона в ткани

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.