Научная статья на тему 'Модусная организация высказывания как средство выражения ценностных ориентаций говорящего (на материале интернет-дневников)'

Модусная организация высказывания как средство выражения ценностных ориентаций говорящего (на материале интернет-дневников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
414
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУС ВЫСКАЗЫВАНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС / ЯЗЫКОВАЯ ОЦЕНКА / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MODUS OF THE UTTERANCE / SEMANTIC SYNTAX / LANGUAGE ASSESSMENT / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савицкая Лилия Сергеевна

На примере речевого жанра интернет-дневника в статье рассматривается взаимосвязь между ценностными установками пользователей русскоязычного интернета, семантикой квалификативной и метакатегориальной составляющей субъективной сферы (модуса) высказывания и языковыми и речевыми средства её выражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODUS ORGANIZATION OF AN UTTERANCE AS A MEANS FOR EXPRESSING VALUE ORIENTATIONS OF THE SPEAKER (BASED ON THE BLOGGING)

The article investigates the interconnection between value standards of Russian-speaking Internet users and their linguistic expression reflected in the semantics of actualizational, qualificative and metacategorial components of the subjective sphere (modus) of the utterance.

Текст научной работы на тему «Модусная организация высказывания как средство выражения ценностных ориентаций говорящего (на материале интернет-дневников)»

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 704-707

УДК 811.161.1

МОДУСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ГОВОРЯЩЕГО

(на материале интернет-дневников)

© 2010 г.

Л.С. Савицкая

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

агсЫННш @gmail.com

Поступила в редакцию 02.04.2010

На примере речевого жанра интернет-дневника в статье рассматривается взаимосвязь между ценностными установками пользователей русскоязычного интернета, семантикой квалификативной и ме-такатегориальной составляющей субъективной сферы (модуса) высказывания и языковыми и речевыми средства её выражения.

Ключевые слова: модус высказывания, семантический синтаксис, языковая оценка, ценностная

ориентация.

В рамках настоящей публикации рассматривается связь семантического механизма функционирования субъективных смыслов высказывания (его модуса) и ценностных ориентаций говорящего. Под ценностными ориентациями нами понимается разделение и предпочтение говорящим субъектом тех или иных ценностей [2], которое имеет свойство определять поведение, в том числе речевое, отдельной личности. Ценность - это значимость определённых предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом [2].

В философии, психологии и социологии существует множество классификаций ценностей по различным основаниям, в частности, ценности могут подразделяться на общечеловеческие и национальные, материальные и нематериальные (культурные, духовные), коллективные (корпоративные, общественные, семейные) и индивидуальные и т.д. [2]. Вопрос об объективной или субъективной природе ценностей решается теоретиками по-разному, однако единодушно признаётся субъективность ценностных ориентаций [2]. С учётом вышеизложенного представляется целесообразным использовать для исследования механизмов языкового выражения ценностных ориентаций лингвистический инструментарий, который носил бы ярко выраженный антропоцентрический характер. В качестве такого инструментария нами используется концепция организации субъективных смыслов высказывания, или его модуса, предложенная Т.В. Шмелёвой. В данной статье модус понимается, вслед за Т.В. Шмелёвой, широко, как вся сфера субъективного в высказывании. Она включает три группы категориальных

смыслов: актуализационные (модальность, время, персональность, временная и пространственная локализация), квалификативные (авторизация, персуазивность и оценочность), а также социальные (осознание ситуации общения как официальной или неофициальной, симметричной или несимметричной и т.п.). В особую группу Т.В. Шмелёвой выделены так называемые метакатегориальные смыслы, которые «обеспечивают осмысление высказывания относительно условий и условностей общения; к ним относятся смыслы говорения, называния, коммуникативного намерения, мотива и цели речевого действия, речевого жанра, выполнение правил речевого поведения» [6].

В числе метакатегориальных смыслов высказывания Т.В. Шмелёвой детально описывается модусный смысл осознания говорящим речевого жанра, так как соотношение модусной организации высказывания и ценностной ориентации рассматривается в контексте распространённого в настоящее время в электронной коммуникации жанра интернет-дневника, или блога. Модель речевого жанра, предложенная Т.В. Шмелёвой, включает семь компонентов: коммуникативную цель, образ говорящего, образ адресата, образ коммуникативного прошлого, образ коммуникативного будущего, тип дик-тумного содержания и языковое воплощение [5: 88-98]. Кроме того, хотелось бы остановиться на квалификативной модусной категории оце-ночности, поскольку ее функционирование -это ядро выражения ценностных ориентаций.

Структура языковой оценки понимается следующим образом. Модусная рамка оценки состоит из объекта оценки, в роли которого может

выступать предмет, лицо или ситуация; субъекта оценки, который может быть соотнесён с говорящим либо с субъектом, отличным от говорящего («ты» или третье лицо), а также оценочное значение. Оценочные значения подразделяются на общеоценочные (собственно оценочные, или «хорошо/плохо») и частнооценочные (дескриптивные) [3: 20-40].

Проследим в анализируемом материале соотношение модусной структуры высказывания и ценностной ориентации говорящего (автора высказывания в блоге), при этом обращая особое внимание на структуру квалификативного модусного смысла оценочности, т.е. на характер субъектов и объектов оценки, а также характер оценочных значений, средства их выражения.

Материалом для анализа послужили 800 текстовых фрагментов различной авторской и тематической принадлежности, которые являются как дневниковыми записям в блогах (постами), так и комментариями к этим записям. Текстовые примеры, приводимые ниже, даны с сохранением авторской графики, орфографии и пунктуации, выделения полужирным курсивом принадлежат нам.

В качестве яркого примера ценностной ориентации, проявляющейся в модусной организации высказывания, можно отметить исключительную значимость для авторов интернет-дневников их собственного «я», причём не столько как субъекта саморефлексии, что является первостепенным для жанра традиционного дневника, сколько как субъекта эгоцентричной самопрезентации. Это выражается в таких качествах речи, как эгоцентризм и категоричность, которые, в свою очередь, являются результатом взаимодействия актуализационных и квалифи-кативных модусных смыслов.

Пример 1. Владелец данного ЖЖ всегда прав на территории данного ЖЖ. Даже когда ошибается. :) Категоричность высказывания очевидна; она возникает в результате выбора следующих модусных смыслов:

1) актуализационного модусного значения реальной модальности, что выражается синтаксической структурой с нулевой бытийной связкой;

2) квалификативного модусного смысла авторизации, а именно, осознание информации как своей, проявляющееся в значимом отсутствии языковых маркеров, указывающих на источник информации;

3) квалификативного модусного смысла пер-суазивности, а именно осознания информации как достоверной, что выражается, с одной стороны, в значимом отсутствии маркеров, указывающих на степень уверенности, а с другой

стороны, «вневременной» локализацией - обстоятельством времени всегда;

4) указанная временная локализация высказывания обеспечивает возникновение в отношении предиката дескриптивного значения ‘постоянный’, которое сопровождается значением общей положительной оценки;

5) положительная оценка, объектом которой выступает лицо (объект оценки обозначен с помощью сложного субстантивного словосочетания владелец данного ЖЖ), основывается на частнооценочном дескриптивном значении ‘правый’.

Сочетание с указанными значениями модальности, времени, авторизации и персуазив-ности придаёт оценке высокую степень экспрессивности.

Эгоцентризм речи в блогах также выражается в организации модусной перспективы высказывания с точки зрения её субъекта, в качестве которого в большинстве случае выступает «я», говорящий. Доля высказываний с полисубъект-ной модусной организацией крайне мала. В качестве средств выражения ориентации на субъект модуса, соотносящийся с «я», можно особо отметить следующие.

1. Значимое отсутствие языковых маркеров, указывающих на иной субъект модуса (см. Пример 1).

2. Наличие лексико-семантических групп в высказываниях, которые по структуре представляют собой сверхфразовые единства.

Пример 2. Я прошу Вас, не цепляться к мелочам и деталям, типа неправильного написания сложных названий. Постарайтесь посмотреть на мой отчет шире. Я не отношусь предвзято к Вашему любимому месту. Я пишу о нем так, как Я его увидел. В начале своего дневника я специально написал, что Мой дневник - это то, как Я вижу мир. И мой взгляд вовсе не должен совпадать с Вашим. В приведенном примере отражено функционирование лексикосемантической группы, состоящей из местоимений, относящихся к различным грамматическим разрядам и содержащих в структуре своих лексических значений сему принадлежности субъекту, соотносимому с говорящим. Значимость данной лексико-семантической группы подчёркивается с помощью графического средства (написание притяжательного местоимения мой и личного местоимения я с заглавной буквы), которое обслуживает метакатегориальный модусный смысл коммуникативной интенции самопрезентации и привлечения внимания.

3. Значительная доля высказываний, где модус в целом и общеоценочное значение в част-

ности вводится предикатом с семантикой, отражающей сенсорно-перцептивное восприятие, которое при отсутствии маркеров субъекта перцепции соотносится с говорящим (выглядеть, смотреться, слушаться и т.д.)

Пример 3. имхо он выглядит гораздо лучше чем большая половина зданий в городе.

4. Функционирование вводно-авторских компонентов, вводящих субъект модуса — первое лицо, говорящего.

Пример 4. да, Пуччи - дорого и фантазийно, но дизайн того стоит. если сравнивать с ценами на другие итальянские брэнды, имхо. Пример 5. всем кранты очень не скоро. однако в ближайшие 10-20 лет население земли существенно будет сокращено. Имхо. В двух последних примерах, а также в Примере 3 в качестве вводно-авторского фигурирует компонент имхо, восходящий к транслитерации англоязычной аббревиатуры IMHO, которая расшифровывается как in my humble opinion (англ. ‘по моему скромному мнению ’). Вводно-авторский компонент несёт в себе указание на субъект оценки «я», «говорящий». При этом графический облик (использование строчных букв) указывает на утрату связи с англоязычным этимоном, соответственно утеряна и оценка говорящим собственного суждения, выраженная в английском прилагательном humble (‘скромный’). Данный вводно-авторский компонент в русскоязычных текстах синонимичен таким вводным компонентам, как по моему мнению, на мой взгляд, с моей точки зрения. Кроме того, примечательно, что данный вводноавторский компонент в подавляющем большинстве высказываний находится в инициальной (Примеры 4, 5) или финальной позиции (Пример 3), что, с точки зрения лингвистики текста, можно расценивать как сильную позицию [4: 128]. Более того, в Примере 5 сильная позиция вводно-авторского компонента подкрепляется стилистическим средством выражения, а именно, выбором парцеллированной конструкции, восходящей к сложносочинённому предложению с осложни-телем, общим для обеих предикативных частей.

Примечательно, что изменяется значимость вводно-авторских компонентов, указывающих на первое лицо - при общем значимом отсутствии маркеров субъекта модуса в текстах блогов. Вводно-авторские компоненты такого рода начинают обретать прагматическую избыточность, выражать определённую коммуникативную нескромность и обслуживать метакатего-риальный модусный смысл коммуникативной интенции самопрезентации говорящего. Они

участвуют в формировании его образа, который входит в структуру осознания речевого жанра как особого метакатегориального модусного смысла.

В качестве особенности проявления эгоцентризма речи в блогах можно отметить взаимодействие представления оценочных значений с иными модусными смыслами, выражающееся в антитезе собственного видения ситуации и её представления другим субъектом, идентификация которого не важна для говорящего.

Пример 6. Наружные панели и детали кузова из стеклопластика или «карбона», гыгыг, как его модно называют). Объектом оценки в этом высказывании является ситуация номинации, что выражается предикатом с семантикой номинации. Субъект оценки - «я», говорящий, который обнаруживает своё присутствие в функционировании вводного компонента, выраженного междометием гыгыг, восходящим к звукоподражанию (имитация смеха, усмешки, ср. Ха!). Здесь ясно прослеживается взаимодействие персуазивности и оценочности: неиден-тифицируемая чужая информация вводится предикатом в неопределённо-личной конструкции «называют», отрицательная оценка «чужой информации» — вводным компонентом, актуализирующим потенциальную сему в лексическом значении прилагательного модный - ‘преходящий’, ‘непостоянный’.

Подобная модусная организация речи интернет-дневников, затрагивающая модусные смыслы всех категорий и имеющая в качестве средств своего выражения единицы всех уровней языковой структуры, воспринимается пользователями блогов как допустимая, что свидетельствует об общей положительной оценке эгоцентризма и категоричности как качеств речи и о значимости самопрезентации как выражения исключительной ценности собственной личности в сознании авторов интернет-дневников.

Список литературы

1. Большой толковый словарь. - www.gramota.ru.

2. Большой толковый словарь Владимира Чернышова. - http://www.e-slovar.ru/dictionary/24/21832/.

3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2002.

4. Романова Т.В. Лингвистический анализ художественного текста. Н. Новгород, 2007.

5. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.

6. Шмелёва Т.В. Семантический синтаксис (электронный документ).

MODUS ORGANIZATION OF AN UTTERANCE AS A MEANS FOR EXPRESSING VALUE ORIENTATIONS OF THE SPEAKER (BASED ON THE BLOGGING)

L.S. Savitskaya

The article investigates the interconnection between value standards of Russian-speaking Internet users and their linguistic expression reflected in the semantics of actualizational, qualificative and metacategorial components of the subjective sphere (modus) of the utterance.

Keywords: modus of the utterance, semantic syntax, language assessment, value orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.