Научная статья на тему 'Никнейм (ник) как средство выражения модуса высказывания (на материале интернет-дневников)'

Никнейм (ник) как средство выражения модуса высказывания (на материале интернет-дневников) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
855
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИКНЕЙМ / ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКИ / МОДУС ВЫСКАЗЫВАНИЯ / NICKNAME / MODUS OF UTTERANCE / E-DIARIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савицкая Лилия Сергеевна

В статье рассматриваются некоторые стратегии текстовой самопрезентации пользо- вателей Интернет в их соотношении с модусом высказывания. Одним из многофункци- ональных средств текстовой самопрезентации в электронной среде, в частности, в жан- ре интернет-дневника, является никнейм (ник), который выступает в качестве маркера широкого спектра квалификативных и социальных модусных смыслов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nickname (nick) as a tool of expression of the modus of utterance (on the basis of internet-diaries)

Th e article touches some strategies of textual representation of Internet users in their correlation with the modus of utterance. One of multifunctional means of textual representation in the e-diaries is a nickname (nick), which performs in the means of a marker of wide spectrum of qualifying and social modus senses.

Текст научной работы на тему «Никнейм (ник) как средство выражения модуса высказывания (на материале интернет-дневников)»

[язык и компьютер] Л. С. Савицкая

НИКНЕЙМ (НИК)

КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МОДУСА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

(НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ДНЕВНИКОВ)

LILIA S. SAVICKAJA

NICKNAME (NICK) AS A TOOL OF EXPRESSION OF THE MODUS OF UTTERANCE

(ON THE BASIS OF INTERNET-DIARIES)

Лилия Сергеевна Савицкая

Соискатель кафедры русской филологии и общего языкознания Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова ► archililius@gmail.com

В статье рассматриваются некоторые стратегии текстовой самопрезентации пользователей Интернет в их соотношении с модусом высказывания. Одним из многофункциональных средств текстовой самопрезентации в электронной среде, в частности, в жанре интернет-дневника, является никнейм (ник), который выступает в качестве маркера широкого спектра квалификативных и социальных модусных смыслов.

Ключевые слова: никнейм, интернет-дневники, модус высказывания.

The article touches some strategies of textual representation of Internet users in their correlation with the modus of utterance. One of multifunctional means of textual representation in the e-diaries is a nickname (nick), which performs in the means of a marker of wide spectrum of qualifying and social modus' senses.

Keywords: nickname, E-diaries, modus of utterance.

Популярная форма современного электронного общения, называемая интернет-дневником, электронным журналом или блогом (от англ. blog < weblog), представляет собой комплекс периодически обновляемых интернет-страниц, где основные блоки группируются в двух формах: дневниковые записи-посты (от англ. post) и записи-комментарии к постам. В жанровом отношении эту форму сложно характеризовать однозначно, так как блог в силу экстралингвистических причин сложное структурное явление, которое может быть интерпретировано как определённый жанр или совокупность речевых жанров, то есть, по определе-ниею К. Ф. Седова, гипержанр [3]. Рассмотрим как имеющиеся особенности фигуры говорящего в рамках интернет-дневника, так и лингвистическую проекцию адресата, к которому обращён электронный журнал.

Инструментом, подходящим для исследования речи в блоге, является, на наш взгляд, анализ модуса высказывания. Модус высказывания понимается вслед за Т. В. Шмелёвой — вся сфера субъективного в высказывании, где речевые смыслы структурируются в виде нескольких групп категорий, а именно: актуализационные (модальность, лицо, временная и пространственная локализация), квалификативные (авторизация, персуазивность, оценочность) и социальные (восприятие ситуации общения как официальной / неофициальной, восприятие адресата и т. д.). Всё, что связано с участниками и ситуацией общения, относится исследователем к числу так называемых метакатегорий модуса [6]. Модус, понятый таким образом, диалогичен [5], так как в его сфере ока-

зываются речевые смыслы, связанные как с тем, кто порождает высказывание, так и с адресатом высказывания.

Многофункциональным средством выражения модуса высказывания, на наш взгляд, является никнейм, или ник (от англ. nick < nickname 'прозвище'), — идентификационное обозначение, под которым пользователь электронного журнала регистрируется на сайте интернет-дневников. Если рассматривать пост или комментарий в бло-ге с точки зрения его композиции, то никнейм, если он сопровождает запись в блоге, всегда располагается в сильной позиции композиционного отрезка, формально заданного шаблоном страницы, над заголовком, если таковой существует. Кроме того, ник в определённой степени диктует читателю восприятие и оценку всех высказываний, авторство которых обозначено, то есть предлагает читателю учитывать при формировании отношения к высказыванию ряд смыслов, вводимых говорящим с помощью собственной самопрезентации. Как полагает М. Г. Чабаненко, «ник выполняет важную текстообразующую функцию, поскольку линия поведения организуется в соответствии с избранным именем-маской» [7]. По мнению З. И. Резановой и Н. А. Мешанкиной, никнейм «выполняет функцию ключевой метафоры в дискурсе данного коммуниканта и оказывает определённое направляющее воздействие на содержание и направленность коммуникации в целом» (цит. по: [7]).

Таким образом, в данной публикации на материале анализа ников русскоязычных пользователей сайта www.livejournal.com предлагается осветить некоторые стратегические принципы самопрезентации участников интернет-общения, а также функции ника как лингвистического средства, формирующего образ адресата высказывания в данном жанре, и отражения восприятия ситуации общения. Указанные явления, по нашему мнению, возможно описать через соотношение с квалификативными (оценочность) и социальными категориями модуса, а также его метакатегориальными значениями.

Говоря о нике как средстве самопрезентации говорящего, следует, прежде всего, отметить,

что при существующем разнообразии теорий самопрезентации эти теории группируются в зависимости от того, какой психологический процесс, по мнению исследователей, лежит в основе самопрезентации. В частности, учёные апеллируют к трём их них:

1) внимание (Г. В. Бороздина, Р. Викланд и др.); самопрезентация, по мнению, этих учёных, — способ привлечения внимания;

2) мышление в виде саморефлексии (С. Фриске, Л. Фестингер и др.);

3) оценка в аспекте самооценки (Б. Шлен-кер, Ч. Кули, М. Вейголд, М. Лири и др.) [2].

Внимание. Размышляя о соотношении ника в электронном журнале и функции привлечения внимания, можно отметить, что в сетевых именах пользователей интернет-дневников обнаруживается влияние различных коммуникативных интенций, однако практически все они находят своё лингвистическое выражение в языковой игре разной степени сложности.

Одной из таких тенденций является следование принципу конспирации и дистанцирования от потенциального читателя. Это выражается в нике, как правило, на уровне графики (все ники на www.livejournal.com графически отображаются латиницей) и прагматики, а именно намеренного нарушения так называемых «максим информативности и манеры речи», сформулированных Г. Грайсом (цит. по: [4]), определяющим информативность и недвусмысленность как обязательный атрибут успешной коммуникации. Например, ник shelblog представляет несомненную трудность для интерпретации адресатом, с точки зрения его речевого смысла: все попытки определить этимологию ника без привлечения дополнительных данных имеют лишь статус версии. Самым радикальным средством выражения принципа конспирации является анонимное размещение комментариев, однако оно имеет ограниченную сферу действия (при создании дневниковых записей-постов это недопустимо). Подобная крайняя степень конспирации может иметь несколько объяснений, одно из которых — обращение к специфическому адресату, о чём будет сказано ниже.

[язык и компьютер]

В исследуемом материале большинство составляют ники, сочетающие две противоположные интенции: конспирация и привлечение внимания. Не реконструируя, если пользоваться термином А. Е. Жичкиной и Е. П. Белинской, свою реальную идентичность [1], говорящий, тем не менее, прилагает усилия, чтобы привлечь внимание к личности сетевой. С одной стороны, этому способствует сильная позиция ника в текстовом блоке, о которой уже упоминалось. С другой стороны, привлечение внимания происходит за счёт языковой игры, где задейству-ются различные уровни языковой структуры, а именно.

1. Графика. Допустимое написание ников предполагает ограниченный набор графических символов (строчные латинские буквы, цифры от 0 до 9 и нижний дефис). Несомненно, что, выступая в окружении русскоязычного текста, латиница в написании ника создаёт определённые трудности восприятия иного графического кода. В то же время разница графических кодов является фундаментом и для определённого стилистического эффекта привлечения внимания в случае их смешения, как, например, в нике monarxistka. Ещё одним приёмом привлечения внимания является, на наш взгляд, включение в ник цифрового кода наряду с буквенным на базе сходства цифровых и буквенных символов для создания более нестандартного графического облика (8апк_геа1; обыгрывается графическое сходство цифры 1 и латинской буквы 1).

Кроме того, той же цели служит, по нашему мнению, широкое использование написаний с нижним дефисом (огв1_па_Уо1в). Здесь, как представляется, читатель имеет дело со своего рода визуализированной лексикализацией обозначений, которые в исследуемом материале восходят, как правило, к субстантивным словосочетаниям с атрибутивными или обстоятельственными отношениями, а иногда к предикативным единицам (уа_Ьв1оМа).

2. Границы словоформы. Обыгрывание границ словоформы представлено, как правило, в двух видах: стирание границ между словоформами (ЫогйтаШийрп< координатору ДПН) или

графическое разбиение целостности словоформы (г_по_:< енот).

3. Орфография. Средством привлечения внимания служит в данном случае обозначение, восходящее к ненормативному написанию (kazzajavka).

4. Лексика. Самым продуктивным способом привлечения внимания является в исследуемом материале выбор в качестве ника иноязычной (чаще всего, англоязычной) лексемы (сЫтг$< англ. 'колокольный звон').

5. Словообразование. Приём словообразования, который обращает на себя внимание, — контаминация корневых морфем, которая, как правило, служит не только привлечению внимания, но и созданию дополнительных оценочных речевых смыслов (glamourmansk).

Довольно многочисленная группа ников в исследуемом материале соотносится с частичной реконструкцией реальной идентичности, что видно из ряда ников, восходящих, очевидно, к настоящим именам и фамилиям говорящих ^_ zyryansky, dmitry_gradov).

Явление частичной реконструкции реальной идентичности в нике соотносится, по-видимому, не только с метакатегориальными модусными смыслами, связанными с вниманием, но и с рядом модусных смыслов, ассоциируемых с мышлением в виде саморефлексии. Так говорящий через ник может самоидентифицировать себя не только через именную, но и через гендерную идентичность, как правило, с использованием имён собственных и грамматических форм фамилий, традиционно закреплённых за лицами того или иного пола (zemlyanikina, mashenca_sench), или включения в ник форм этикетного обращения, соотносимого с полом (mister_old_poop). Также волне частотны случаи самоидентификации, соотносимой с реальной, несетевой, по признаку профессиональной принадлежности (vizantolog).

Первичные наблюдения над функционированием ников в свете их соотношения с модусной категорией оценочности, а значит, и с психологическим процессом оценки (самооценки) позволяют предположить, что ник как номинативная единица и константный параметр в организации тек-

стового блока формирует определённый единый оценочный метасмысл, который говорящий экстраполирует как на свою сетевую личность, так и на содержание всех высказываний, соотносимых с соответствующим ником. Среди ярких особенностей функционирования оценочных смыслов, транслируемых через ник, можно отметить комплексность рациональной и эмоциональной оценки, передаваемой через аллюзивную семантическую языковую игру, через выбор в качестве ника обозначений, восходящих к лексемам или словосочетаниям, обозначающим персонажей литературы (ратко-^зку), кино (ко1уа_:ага$к1п) или истории (котепйап:_ШЬет).

Функционирование модусных смыслов, как квалификативных, так и метакатегориальных, позволяет, в свою очередь, составить определённое впечатление об адресате, к которому апеллирует говорящий в жанре интернет-дневника. Представляется, что конспирация, достигаемая с помощью ника, приёмы частичной реконструкции реальной идентичности, а также частотная передача комплекса оценочных смыслов через ал-люзивную языковую игру позволяют осмыслить

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЯН

ЯНВАРЬ

1 90 лет со дня рождения русского писателя Даниила Александровича Гранина (н. ф. Герман) (р. 1919) ФЕВРАЛЬ

1 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Евгения Ивановича Замятина (1884-1937)

13 240 лет со дня рождения русского писателя, баснописца

Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) 21 Международный день родного языка МАРТ

2 185 лет со дня рождения русского писателя и педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1871)

3 Всемирный день писателя

110 лет со дня рождения русского писателя Юрия Карловича Олеши (1899-1960) 6 80 лет со дня рождения русского писателя и поэта Фазиля

Абдуловича Искандера (р. 1929) 15 85 лет со дня рождения русского писателя Юрия

Васильевича Бондарева (р. 1924) 18 135 лет со дня рождения русского религиозного философа

Николая Александровича Бердяева (1874-1948) 21 Всемирный день поэзии

АПРЕЛЬ

1 200 лет со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852)

адресата как подготовленного и посвященного,

что может проявляться как в способности адресата соотнести реальную идентичность говорящего с его сетевой идентичностью, представленной в том числе и ником, так и в обладании фоновым знанием, необходимым для расшифровки оценочных смыслов, исходящих от говорящего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. — http://flogiston.ru/projects/articles/strategy.shtml.

2. Михайлова Е. В. Обучение самопрезентации: Учеб. пособие. М., 2006. — www.ecsocman.edu.ru/db/msg/302268/ chapter1_mikhailova_1.pdf.html

3. Седов К. Ф. Жанровое мышление языковой личности (о риторике бытового общения). — http://library.krasu.ru/ft/ ft/_articles/0070236.pdf.

4. Сучкова Г. М. Прагматика межличностного взаимодействия. Монография. СПб., 2005. С. 54.

5. Шмелёва Т. В. Диалогичность модуса // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. С. 147-156.

6. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. Красноярск, 1994.

7. Чабаненко М. Г. Молодёжный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово. 2007.

[хроника]

АРЬ-ИЮНЬ 2009 ГОДА

14 265 лет со дня рождения русского писателя

и драматурга Дениса Ивановича Фонвизина (1744-1792)

15 День Культуры

23 110 лет со дня рождения русско-американского писателя, переводчика, литературоведа Владимира Владимировича Набокова (1899-1977)

МАЙ

1 85 лет со дня рождения русского писателя Виктора

Петровича Астафьева (1924-2001) 9 85 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, барда Булата Шалвовича Окуджавы (1924-1997)

24 День славянской письменности и культуры

31 110 лет со дня рождения русского писателя Леонида Максимовича Леонова (1899-1994) ИЮНЬ

6 Пушкинский день России

7 215 лет со дня рождения русского поэта, философа Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856)

19 85 лет со дня рождения белорусского писателя Василя

Быкова (н. и. Василий Владимирович) (1924-2003) 23 120 лет со дня рождения русского поэта Анны Андреевны Ахматовой (н. ф. Горенко) (1889-1966)

При подготовке использованы материалы книги: Памятные даты 2009 года: литература, искусство / Сост. Н. С. Рубан, А. Я. Смоляк. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.