УДК 378
Ю.К. Смоленцева
МОДУЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья посвящена актуальной проблеме модульного обучения. Проанализированы понятия модуля. Рассмотрена технология модульного обучения. Рекомендованы модульные программы в образовательном процессе.
Ключевые слова: модуль, модульные программы, модульное обучение, технология модульного обучения.
Первостепенная задача учреждений среднего профессионального образования - подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке труда рабочих (см. документы: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», «Приоритеты развития образования в Российской Федерации»).
В связи с этим становится очевидным, что для подготовки высокопрофессиональных рабочих кадров в условиях быстро меняющихся требований работодателей нужны более эффективные образовательные структуры, мобильные и гибкие в построении образовательные процессы, высокотехнологичная базовая оснастка, способные к инновационной деятельности педагогические кадры и новые технологии обучения.
Модульные программы, основанные на компетенциях, способствуют решению этой задачи.
Рассмотрим более подробно такие понятия как «модуль», «модульное обучение», «технология модульного обучения», «модульные программы».
Широкое понимание модуля как не только раздела дисциплины, но и дисциплины в целом мы находим в письме Минобразования РФ от 16.06.02 №14-55-353/15 (см. сайт http: // www.umu.spbu.ru, раздел «Информационные бюллетени», бюлл. № 43): «Основной учебный модуль (ОУМ) - это учебная дисциплина из образовательной программы, ее раздел или тема, непосредственно формирующие в ходе подготовки обучающихся их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одно и то же интегральное знание или умение выпускника, включенное в качестве требования к нему. Причем каждый модуль может быть достаточным для формирования соответствующей способности, а может иметь только статус необходимого, т. е. формирующего данную способность, только в совокупности с другими модулями».
Также: «Модуль - это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля и предполагает четкую структуризацию содержания обучении».
Под модулем понимается законченная дидактическая единица - совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе контрольных материалов и мероприятий (программ дисциплин, зачетов, экзаменов и практик, тестов, различных форм самостоятельной работы обучающихся т.п.), относящихся к одной или нескольким взаимосвязанным дисциплинам. Для модуля существенно осознание единства теоретических и прикладных сторон дисциплины с ориентацией на будущую профессиональную деятельность выпускника. Модуль является одновременно банком информации, технологией и конкретной программой преподавания и обучения.
Еще более широкое понимание модуля - это приравнивание его как к отдельной дисциплине, так и к блоку дисциплин. Так, «под модулем можно понимать самостоятельный комплекс, объединяющий содержательные и организационные, методические и технологические компоненты базовых для определенной специальности нескольких или отдельной учебной дисциплины в единстве ее теоретических и прикладных сторон в аспектах будущей профессиональной деятельности учащегося».
Сходное понимание встречаем у В.С. Сенашенко: модуль - это завершенный фрагмент учебного плана, включающий в себя блок информации, программу действий, методическое руководство и обеспечивающий достижение поставленных целей как обучающимся, так и преподавателями. Обязательной
© Смоленцева Ю.К., 2017.
Научный руководитель: Клочкова Галина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, Тольяттин-ский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2017. № 1-1(64)
составляющей учебного модуля является оценивание уровня его освоения обучающимися, что дает возможность рассредоточить в течение полугодия контрольные мероприятия, побуждая обучающихся работать систематически на протяжении всего периода обучения. Использование модульной системы планирования и организации учебного процесса способствует развитию навыков творческих и аналитических навыков работы учащихся, обретения ими умения самостоятельно искать и организовывать информацию с целью конструирования новых знаний. Учебные модули - это пространственно-временные структуры, которые в наиболее общем случае могут рассматриваться как структурные единицы содержания, регламентируемого федеральными Государственными образовательными стандартами начального профессионального образования. Их временная протяженность может быть различна и составлять не более четверти общей трудоемкости образовательной программы, реализуемой в течение учебного года. Тематически учебные модули могут быть как монодисциплинарными, так и полидисциплинарными.
Следующее, еще более широкое понимание модуля включает в себя уже не отдельную дисциплину, а как минимум блок дисциплин. Так, модули понимаются как автономные единицы обучения, блоки дисциплин, образующие взаимосвязанную целостность в рамках программы, объединенные определенным тематическим единством.
Во всех приведенных определениях, тем не менее, можно выделить инвариантные составляющие. Модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Существуют разные толкования модулей, и в рамках педагогической автономности учреждение само решает, вводить или не вводить модульное обучение.
Предлагаемый подход к модульному обучению отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульного подхода, поскольку в рамках отдельного модуля осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной профессиональной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда. Модульное обучение, в таком случае, предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы обучающихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Хотя модуль совпадает с темой учебного предмета, в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.
Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности, что исключает подготовка по отдельным дисциплинам.
Важной особенностью модульного обучения (по Ф. Келлеру) является отсутствие жестких организационных временных рамок обучения: оно может проходить в удобное для обучающегося время. Отсутствие жестких временных рамок позволяет ученику продвигаться в обучении со скоростью, которая соответствует его способностям и наличию свободного времени: ученик может выбирать не только необходимые ему модули, но и порядок их изучения. Дж. Рассел утверждает, что модульное обучение требует непосредственной ответственности ученика за результат обучения, т.к. для усвоения содержания модулей ему создаются комфортные условия. При таком подходе существенно увеличивается мотивация обучения, т.к. учащийся может свободно выбирать удобные для себя способы, средства и темпы обучения. При работе с модулями обучающиеся оказываются в роли исследователей, их самостоятельная деятельность носит творческий характер, что вызывает интерес к осваиваемой профессии. Постепенное овладение умениями и навыками рациональной организации умственного труда повышает работоспособность обучающихся, способствует осознанному и продуктивному выполнению ими учебных заданий, хотя, естественно, не исключается при этом роль преподавателя.
Технология модульного обучения включает в себя целевую компоненту, ведущие принципы, специальные способы проектирования содержания обучения, систему задач и упражнений, конструирование дидактических материалов, рейтинговую систему контроля и оценки учебных достижений (рис. 1).
Рис. 1. Схема проектирования модульного обучения
Реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала.
Следует отметить, что модульные программы, основанные на компетенциях, могут одинаково успешно использоваться как в начальном профессиональном образовании, так и при краткосрочном обучении взрослого населения, повышении квалификации работников, обучении безработных граждан.
Важнейшая особенность модульного подхода, основанного на компетенциях, состоит в гибкости программ обучения, поскольку:
-они обеспечивают индивидуализацию обучения для каждого обучающегося, исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей;
-возможно использование одних и тех же модулей в нескольких учебных программах (таких, как: техника безопасности, эффективное общение и др.).
Другие преимущества модульных программ, основанных на компетенциях, состоят в том, что:
-по мере изменений требований сферы труда в модули могут быть оперативно внесены необходимые изменения
-или же отдельные модули в программе могут быть заменены;
на основе различных комбинации модулей можно формировать самые различные курсы обучения в зависимости от потребностей обучающихся и их исходного уровня (т.е. знаний, умений и опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой деятельности).
Существенно то, что использование модульного подхода к формированию обучающих профессиональных программ позволяет учебному заведению стать владельцем интеллектуального ресурса, что исключает зависимость реализации модуля от наличия или отсутствия конкретного преподавателя или мастера производственного обучения, поскольку методика и учебные материалы в короткий срок могут быть освоены другими специалистами.
Следует подчеркнуть, что модульные программы, основанные на компетенциях, касаются только профессиональной составляющей образовательной программы и не относятся к общеобразовательным предметам, которые преподаются традиционными методами.
Программы в модульном формате являются программами нового поколения, способными мобильно решать проблемы подготовки и переподготовки рабочих кадров.
Библиографический список
1.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
2.Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. 286 с.
3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
4.Творческое саморазвитие студента в процессе формирования проектно-деятельностных компетенций; практико-ориентированная монография / В.И. Щеголь, Г.М. Клочкова; под ред. В.А. Сластенина. Москва-Тольятти: ТГУ, 2011. 670 с.
СМОЛЕНЦЕВА ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА - магистрант гуманитарно-педагогического института, Тольяттинский государственный университет; преподаватель ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж», Россия.