Научная статья на тему 'Модуль как основа современной экспозиционной технологии'

Модуль как основа современной экспозиционной технологии Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
949
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВКА / ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ДИЗАЙН / ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАСТР / МОДУЛЬ / МУЛЬТИМЕДИА / ВАРИАТИВНАЯ МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Тамонов М.А., Сурина Л.Б.

Основу современной технологии в области экспозиционного дизайна авторы видят во взаимодействии возможностей мультимедиа-систем и расширенного диапазона средств модульных выставочных стендов. Рассматривают экспозиционный модуль, организованный в регулярную метрическую композицию с использованием полиэкранов в растровых системах, как технологическую основу экспозиционной концепции, позволяющую решать утилитарные и эстетические задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Тамонов М.А., Сурина Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модуль как основа современной экспозиционной технологии»

Создание благоприятных условий для жизни горожан, в первую очередь для пешеходов, благотворно влияет на развитие города, делает его привлекательным для жизни и посещений туристов.

Но, не смотря на все изменения, проблема загруженности улиц транспортом никуда не делась. По всему городу припаркованы машины, расставлены киоски и рекламные щиты, а для комфортного пребывания людей места не остается. Зимой проблема усугубляется, город покрыт льдом и снегом, что делает его еще более недоступным для пешеходов.

Заключение. Городские улицы необходимо рассматривать как структурообразующие элементы системы общественных пространств города, как важнейшие составляющие его социально-пространственной инфраструктуры. Учитывая роль и значение городских улиц в формировании комфортного города, их реновация и реконструкция должна строиться на основе принципов гуманизации и устойчивого развития.

Список литературы:

1. Lofland L. A World of Strangers. - 1973.

2. Lofland L.H. The Public Realm. New York: Aldine De Gruyter. - 1998.

3. Филиппов А. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы. - Логос, 2002

4. http://inosmi.ru/world/20130723/211223015.html?id=211229919#ixzz2 oqbLxMSa.

5. http://www.the-village.ru/village/city/public-space/128815-geyl.

МОДУЛЬ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

© Тамонов М.А.*, Сурина Л.Б.*

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск

Основу современной технологии в области экспозиционного дизайна авторы видят во взаимодействии возможностей мультимедиа-систем и расширенного диапазона средств модульных выставочных стендов. Рассматривают экспозиционный модуль, организованный в регулярную метрическую композицию с использованием полиэкранов в растровых системах, как технологическую основу экспозиционной концепции, позволяющую решать утилитарные и эстетические задачи.

Ключевые слова выставка, экспозиционный дизайн, экспозиционные технологии, растр, модуль, мультимедиа, вариативная модульная система.

* Студент кафедры Дизайна и изобразительных искусств.

* Доцент кафедры Дизайна и изобразительных искусств, к.п.н., доцент, член СХ РФ.

В условиях нарастающих темпов научно-технического прогресса выставки, от местных и отраслевых до международных и всемирных, стали не только отражением этого прогресса, но и его важным фактором.

Выставка - это, рентабельное средство общения с реальными и потенциальными клиентами - в одно время и в одном месте. Как универсальное средство передачи опыта, выставка охватывает различные сферы человеческой деятельности, в том числе в области дизайна. Основным инструментом успешного проведения выставки является качественно и оригинально спроектированное выставочное оборудование. Популярность выставок, востребованность этого явления в различных сферах общественной жизни, делает проектирование выставочного оборудования перспективным направлением дизайна.

Разработка модуля как основного элемента экспозиционной системы даст возможность расширить вариативность дизайн-проектирования модульной системы для выставочного мультимедиа-оборудования.

Для разработки вариативного экспозиционного модуля необходимо решение следующих вопросов: какова концепция выставочных стендов, логика их структурной организации; каковы средства и методы формообразования стенда и формирования пространства выставочного комплекса; какими методами достигается решение проектной задачи.

Современное выставочное оборудование имеет две перспективные ветви развития. Первое направление - это проектирование модульных систем выставочного оборудования. Вторым перспективным направлением является применение различных средств мультимедиа (полиэкраны, проекторы, голографические установки) разнообразие которых широко представлено на рынке товаров и услуг. Поставщики экспозиционного оборудования представляют на реализацию стенды только одного из из вышеперечисленных направлений, что существенно ограничивает творческую свободу дизайне-ра-экспозициониста.

В практике экспозиционного проектирования существуют оригинальные, не имеющие аналогов проектные решения, когда выставка представляет собой уникальную систему, основанную на специфических правилах, продиктованных авторской логикой и сценарием.

В классическом понимании жанра есть несколько видов пространств, традиционно встречающихся на выставках: закрытое, открытое и совмещенное. В практике западных дизайнеров закрытое пространство называется «magicbox». Предполагается, что внутри волшебного ящика должно происходить нечто необычное. Такое пространство применяется в случаях, когда экспозицию необходимо изолировать от шума или света павильона, создать особую среду для погружения посетителей в тему [2].

Прямо противоположный прием организации выставочного пространства - «Open Space» (открытое пространство), которое, как и следует из на-

звания, максимально взаимодействует со средой павильона. Применяется в случаях, когда необходимо привлечение зрительского потока с минимальным порогом доступа.

Российские экспозиционеры чаще всего применяют формат Совмещенных или Комбинированных пространств. В этом случае стенд представляет собой определенную архитектурно-пространственную систему, раскрывающую содержание экспозиции через экспонаты и различные информационные средства. В основе формообразования стенда лежит его архитектоника. Являясь фоном и каркасом экспозиции, стенды в то же время являются составной частью архитектуры всего выставочного пространства.

По способу подачи информации об экспонате выделяют две категории средств [1]:

- статичные - служат для демонстрации самого экспоната;

- динамичные (мультимедиа) - в основе подачи информации лежат электронные визуальные информационные системы, позволяющие показывать любую картинку или ролик на больших поверхностях.

Основная задача выставки заключается в демонстрации передовых достижений, науки, техники, следовательно, экспозиционная деятельность основана на инновационных технологиях дизайна [4].

Современный мультимедийный стенд представляет собой конструкцию, форма и размеры которой определены фирмой-поставщиком и исключают вариативность и ограничивают творческую инициативу дизайнера-экспози-циониста. Отсутствие масштабируемости и вариативности является главным недостатком такого мультимедиа-оборудования. Стенды, предусматривающие трансформацию объема, цвета, технологию быстрой смены содержания, позволят привлечь особое внимание зрителя и удерживать его максимально долго.

Мобильные выставочные стенды - понятие, объединяющее целый спектр переносных выставочных конструкций. На сегодняшний день существует две тенденции мобильного выставочного оборудования. Первая представлена пространственными структурами, собирающимися из типовых модулей, вторая представляет идею «складывающегося целого». Из двух этих видов мобильного оборудования наиболее интересен первый тип с заложенным в нем принципом модульности.

Наиболее распространенная схема организации модульного оборудования - растр. Растр - это ячеистая структура, основанная на простейшем геометрическом принципе очертания пространства конструкциями кубической формы и способная содержать в себе другие формы, что отвечает конструктивным требованиям пространственной экспозиции. Принцип модульной сетки (растра) основывается на естественном законе и может иметь бесчисленное количество вариантов. Главная же роль растра состоит в зрительном членении выставочного пространства путем его серийного повтора.

Зрительное членение пространства на основе метрического ряда - главная задача растра. Повторяясь в сериях или различных сочетаниях, такая структура может иметь бесконечное количество вариантов. Большинство экспозиционных систем основаны на растровых комбинациях характерные свойства которых - функциональность, простота, удобство транспортировки и складирования, способность к трансформации из ограниченного количества элементов. Наибольшее распространение получили два вида растровых сеток: ортогональная, где направления осей строго перпендикулярны и октагональная, где добавлены диагональные оси. В особых случаях возможны иные способы членения пространства [1].

Модуль - некий готовый элемент, многократно повторяющийся в композиционной системе растра. Растровые комбинации образуют так называемые регулярные, или метрические, визуальные системы, где растровая ячейка - первичный элемент структуры, состоящей из одинаковых ячеек или модулей. Иногда растровая структура становится самоценным приемом визуализации метрического ряда для построения экспонатной среды [2].

Принцип модуля характерен мультимедиа систем, «полиэкранов» и «видео-стен», когда крупный экран состоит из множества ячеек (рис. 1). Принцип стандартной ячейки является общим для двух разных типов выставочного оборудования, а значит, может стать ключевым моментом в проектировании нового стенда.

Создание сложных пространственных форм из повторяющихся типовых элементов широко используется в организации архитектуры и называется -«комбинаторикой» (рис. 2). Этот универсальный метод формообразования адаптированный под задачи выставочной среды, может успешно использоваться в разработке вариативной выставочной системы [3].

Ценность модульной системы в её изменчивости. Фактор умножения эффекта делают её в руках дизайнера эффективным инструментом проектирования (рис. 3). Вариативная модульная система, на наш взгляд, должна стать основой современной экспозиционной технологии, что открывает новый метод дизайнерского проектирования, основанный на сочетании модульности и мультимедийности. Новизна и оригинальность данного метода заключается в расширении возможностей мультимедиа-систем в сочетании с широким диапазоном модульных конструкций.

В нашей концепции жесткая схема уходящих в перспективу метрических каркасов служит эффективным организующим фактором выставочного пространства. Модуль (каркас), организованный в метрическую композицию, создает образ технократичности, подчеркивающей индустриальную природу объекта, что особенно полезно с мультимедиа-оборудованием. Применение растровых сеток обогащает возможности композиционного использования полиэкрана, как техничнологической основы мультимедиа-стенда и делает возможным применения принципов комбинаторики в отношении полиэкранов (рис. 1).

Рис. 1. Сходство полиэкрана и модульного стенда

Применение одного типового модуля существенно упрощает процесс сборки, удешевляет производство выставочного оборудования ив то же время привносит в облик стенда целостность и гармонию. Собранные на основе модульной системы пространственные конструкции имеют регулярную метрическую структуру (за счет систематически повторяющегося модуля) и выглядят как статичный и структурированный индустриальный объект, однако своеобразное художественное наполнение, а также применение мультимедийных средств показа (рекламные ролики, аудио-визуальные презентации) привносят в образ стенда динамичность и оригинальность.

Разработанная концепция выставочного комплекса (рис. 3) может быть использована для сборки разнообразных по дизайну и тектонике стендов. Применение единого модуля делает новое оборудование экономически доступным, легким в монтаже и эксплуатации, расширяет вариативность его применения, привлекает внимание зрителя.

Рис. 2. Архитектурная комбинаторика

Рис. 3. Комбинаторные возможности стенда.

Список литературы:

1. Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций: учебное пособие / Р.Р. Кликс. - М.: Высшая школа, 1978. - 216 с.

2. Литвинов В.В. Практика современной экспозиции / В.В. Литвинов. -Рудизайн, 2005. - 352 с.

3. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учеб. для вузов: спец. «Архитектура» / Е.С. Пронин. - М.: «Архитектура-С», 2004. - 232 с.

4. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: учебное пособие (конспект лекций) / Ю.П. Рунге. - М.: МЗ-Пресс, 2003. -252 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.