Научная статья на тему 'Модификация поведения фирмы под влиянием информационных технологий'

Модификация поведения фирмы под влиянием информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрелец И. А.

Информационные технологии коренным образом изменяют процесс принятия решений экономическими субъектами. Меняется потребительское поведение и поведение фирм; естественно, в его основе остается задача максимизации полезности (если оставаться на принципах неоклассической школы в ее ортодоксальном варианте), но реализация задачи происходит иначе: микросубъект превращается в активного пользователя возможностями информационных технологий. Мы предполагаем рассмотреть происходящие изменения на уровне фирмы, выявляя особенности ее деятельности под влиянием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модификация поведения фирмы под влиянием информационных технологий»

сети... счастья

модификация поведения фирмы

под влиянием информационных технологий

Традиционные формы управления приемлемы в стабильные периоды жизни общества, но в эпоху перемен необходимо нечто новое.

Дон Тапскотт

Информационные технологии коренным образом изменяют процесс принятия решений экономическими субъектами. Меняется потребительское поведение и поведение фирм; естественно, в его основе остается задача максимизации полезности (если оставаться на принципах неоклассической школы в ее ортодоксальном варианте), но реализация задачи происходит иначе: микросубъект превращается в активного пользователя возможностями информационных технологий. Мы предполагаем рассмотреть происходящие изменения на уровне фирмы, выявляя особенности ее деятельности под влиянием

информационных технологий.

Много лет назад известный американский экономист Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» задал вопрос: «Почему существует фирма?» [1]. Ответ заключался в том, что фирма позволяет снижать трансакционные издержки рыночной координации. Если «спонтанный порядок» экономит трансакционные издержки в объеме больших групп, то иерархия достигает того же результата в объеме малых групп, то есть в рамках фирменной организации. Но современные информационные технологии позволяют снижать трансакционные издержки во многих областях экономики практически до нуля. Речь идет о расходах по поиску поставщиков и покупателей, по подбору специфических и интерспецифических ресурсов и о решении многих других задач, которые раньше требовали гораздо больших затрат времени и денежных средств.

Стрелец И.А.

д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД России

я ! SI S '

15] f 41 i

«^н 1

сегодня сетевые _возможности

компании

.рассматриваются уже не в качестве конкурентного

преимущества,

а в качестве

_необходимой

_предпосылки

для ведения бизнеса

Интернет оказывает сегодня такое огромное влияние на деятельность компании, что сетевые возможности рассматриваются уже не в качестве конкурентного преимущества, а в качестве необходимой предпосылки для ведения бизнеса на современном уровне, который соответствует мировым представлениям о квалифицированной фирменной деятельности. «В сетевой экономике основная цель фирмы - не максимизация ценности фирмы, а максимизация ценности фирменной сети», - так выражает эту мысль К. Келли [2]. В деятельности компании играет все более важную роль Интернет как «Сеть сетей»: сначала организация использует его только в качестве еще одного маркетингового канала, затем ачинается использование Интернета для свя-ывания воедино хозяйствующих субъектов, наконец, происходит трансформация компании, когда многие бизнес-процессы полностью автоматизируются.

Появился термин «информационная прибыльность» (information proficiency), который означает способность компаний оптимально и систематически использовать информацию для достижения стратегических целей -это способ объединения информационных навыков компании с теми преимуществами, которые дают электронные формы обмена [3]. Чтобы быть прибыльной с информационной точки зрения, фирма должна иметь продуманную информационную политику, приоритеты, корпоративную культуру, учитывающую информационные моменты, и, наконец, - штат высококвалифицированных сотрудников, которые в состоянии осуществлять поставленные перед ними задачи.

Современные исследования показывают, что наиболее конкурентоспособными сегодня оказываются те фирмы, которые в состоянии постоянно совершенствоваться с учетом технологических нововведений и внедрять их; широко распространяется идея обучения в процессе производства (learning-by-doing), нацеленная на достижение технологических преимуществ. Данная концепция была впер-

вые изложена американским экономистом К. Эрроу [4]. Заключается она в том, что по мере осуществления производственного или инвестиционного процесса в определенной отрасли формируются своего рода «навыки» (К. Эрроу называет их «lessons» - «уроки») на основе агрегированного опыта, и они создают конкурентные преимущества для фирмы. На сегодняшний день такие навыки заключаются в значительной степени в накоплении организационного опыта, позволяющего применять более гибкие формы управления, а следовательно, быстрее и с меньшими трансакци-онными издержками решать производственные задачи.

Японский экономист Й. Нонака обращает внимание на необходимость формирования сегодня так называемой «компании, создающей знание» («knowledge-creating company»), то есть такой организации, которая способна:

•быстро продуцировать новые и соответствующие современной экономической жизни методы контроля и управления;

• внедрять передовые технологии, что обеспечивает тесные коммуникационные связи между различными подразделениями компании и «общую когнитивную основу» для взаимодействия сотрудников [5].

В другой своей работе, написанной совместно с японским экономистом Х. Такеучи, Й. Нонака развивает эту мысль и подчеркивает, что вертикальная иерархия, считавшаяся наиболее эффективной системой управления в индустриальном обществе, утрачивает свою значимость в современных условиях в силу ряда причин:

• проблемы становятся все более диверсифицированными, многоаспектными;

•связь с нижестоящими звеньями становится менее гибкой;

• формализованная, централизованная, предполагающая стандартизацию рабочего процесса бюрократическая структура работает хорошо в стабильных условиях (в стабильных и зрелых отраслях с преимущественно

формализованная, предполагающая стандартизацию рабочего процесса бюрократическая структура идеально соответствует задаче широкомасштабного рутинного производства

в информационном обществе

возникает новая

организационная форма,

_определяемая

как сетевое

_или модульное

предприятие

< /Г

Г1Т

«^Н 1

рационализированным, повторяющимся типом деятельности), т.е. идеально соответствует задаче широкомасштабного рутинного производства, но бюрократический контроль может сдерживать инициативу и становится обременительным в период быстрых изменений [6]. Меняется организационная культура, в частности, - этика фирмы. Поскольку при наличии горизонтальных отношений, узкоспециализированных задач, стоящих перед работниками, сложно, а подчас невозможно осуществлять административный контроль, модифицируется система поощрения, которая теперь в большей степени ориентируется на внутреннюю мотивацию, когда директивное управ-ение сменяется этикой долга, укрепляются озиции высококвалифицированных сотрудников.

«По мере стирания границ между управляющим и наемным работником, разрушения системы формального контроля развивается своего рода квазисамостоятельная занятость. Наемный работник, являющийся «собственником» части неосязаемых средств производства - специализированных знаний - и в значительной степени контролирующий собственный производственный процесс, по ряду признаков схож с самозанятым» [7]. Происходят изменения в общении компании с клиентами, которое также становится более гибким, селективным и способным оперативно и успешно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Таким образом, компания, использующая Интернет для организации своей работы, сталкивается с целым рядом особенностей, не свойственных компаниям в их традиционном виде.

Во-первых, изменяются границы фирмы и ее деятельности. Взаимодействие внутрифирменного характера и сотрудничество с другими компаниями становится более быстрым и менее дорогостоящим. Причем данное утверждение справедливо не только в структурном, но и в географическом смысле, так как подобную

возможность общения получают различные региональные подразделения организации, а компания в целом может заключать контракты и сделки с удаленными в географическом отношении контрагентами. Во-вторых, фирмы достигают большей степени прозрачности собственной деятельности. Работа сотрудников становится более очевидной для окружающих, и нет возможности в той степени, в которой это было осуществимо ранее, скрывать свои промахи и ошибки, снижается уровень оппортунистического поведения.

Кроме того, более прозрачным становится ценообразование, поскольку информация о ценах доступнее в информационном пространстве, и есть возможность ее сопоставления. Клиенты могут следить за тем, как идет процесс выполнения их заказов, а поставщики имеют возможность общения с клиентами в случае возникновения спорных вопросов и неопределенности при принятии решений. Осуществляется адаптация производства к требованиям конкретного клиента -процесс, получивший название «массовая кастомизация».

В-третьих, происходит сокращение времени внутрифирменных трансакций. Более гибкие формы организации и управления, быстрые переливы капитала, межорганизационные связи и повышение интенсификации труда. Все эти моменты ведут к ускорению производственного процесса, причем скорость реакции фирмы является также мерилом ее конкурентоспособности, степени ее адаптируемости к происходящим экономическим процессам под влиянием новых технологий и информационных сдвигов. И, наконец, в-четвертых, Интернет способствует стандартизации, причем как в области программного обеспечения, так и в области правил поведения в Сети. Стандартизация помогает снижать издержки, связанные с оценкой потребительского поведения, а также помогает уменьшать эксплуатационные расходы.

первой компанией, применившей в процессе глобализации бизнеса модульную структуру, позволившую ей достичь высоких показателей, стала фирма Nike

rlf

«^Н 1

преимущества модульной

структуры

заключаются

в ее гибкости, способности быстро

перестраиваться в соответствии с изменяющимися потребностями рынка

Возникает новая организационная форма в условиях глобальной экономики, определяемая как сетевое предприятие, которое М. Кастельс рассматривает как специфическую форму предприятия, «система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей» [8]. Такой подход к организации предприятия, когда отдельные функции распределяются между его подразделениями, получил в современных западных исследованиях информационного общества название «организации с модульной структурой», или «динамической сетевой организации». При этом согласование действий осуществляется головным офисом - «брокером», связь которого с подразделении обеспечивается посредством Сети и элек-ронных средств коммуникации. Первой компанией, применившей в процессе глобализации бизнеса модульную структуру, позволившую ей достичь высоких показателей, стала фирма Nike - лидер американского рынка в области производства и продажи спортивного инвентаря и спортивной одежды. Преимущества модульной структуры заключаются, прежде всего, в ее гибкости, способности быстро перестраиваться, меняя свои элементы и перенастраивая их на изменяющиеся потребности рынка.

Модульная структура имеет и свои недостатки: слабость контроля, удаленность работников друг от друга, что снижает чисто психологические стимулы достижения «общей цели» и даже может вести к падению показателей производительности труда. Поэтому новые компании, работающие в области виртуального бизнеса, стремятся вырабатывать новую, соответствующую времени корпоративную культуру, в рамках которой поставленные задачи будут достигаться оптимальным образом. Многие компании, переходящие на использование Интернет-технологий, сталкиваются с рядом проблем, но в то же самое время неоспоримые преимущества подобных технологий делают такой переход вполне оправданным и обоснованным. Сетевое предприятие пока еще

только набирает опыт своего существования и развития в новой виртуальной экономической среде.

В России есть компании,которые вполне могут принимать участие в работе сетевых корпораций и при этом не сталкиваться с массовым оттоком высококвалифицированных специалистов за границу. Модульные корпорации в целом весьма перспективны для российской экономики в плане участия в глобальном виртуальном пространстве.

Литература

1.Коуз Р.Г. Природа фирмы. / Р.Г.Коуз // Теория фирмы; Под ред. В.М.Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - С.11-32.

2.Kelly K. New Rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World / K. Kelly. - N.Y.: Penguin Books, 1998. - Р. б7.

3. Dearstyne B. E-Business, E-Government & Information Proficiensy / B. Dearstyne // Information Management Journal. - 2001. - V. 35, № 4, October. - P. 20.

4. Arrow K.J. The Economic Implications of Learning by Doing / K.J. Arrow // Review of Economic Studies. - 19б2. - № 2. - P. 155-173.

5. Nonaka I. The Knowledge-Creating Company / I. Nonaka // The Economic Impact of Knowledge; D. Neef, G. A. Siesfeld, J. Cefola, eds. - Woburn: Butterworth Heinemann, 1998. - Р. 183.

6. Nonaka I. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation / I. Nonaka, H. Takeuchi. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - Р. 1б1-1б2.

7. Ходжсон Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности / Дж. Ходжсон // Вопросы экономики. - 2001. - №8. - С. 43.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; Под ред. О.И.Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -С.174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.