компараторе; тт — ошибка измерения расстояния между парными горизонтальными штрихами шкалы линейки; /пд— ошибка измерения расстояния между парными штрихами на стереокомпараторе.
Анализ выражения (6) показывает, что наибольшее влияние на конечный результат оказывает первый член подкоренного выражения.
г
Поэтому пц -рг ть. (7)
При съемке конечностей г/Я = 0,9. Путем измерения тестовых стереопар, полученных на рентгеновскую кассету с усиливающими экранами, установлено, что 0,2 мм. Введя эти значения в формулу (7), получим /П;=0,2 мм.
Если применяется безэкранный метод рентгенографии, разрешающая способность снимка резко возрастает и гпьт0,05 мм. Поэтому т(= — 0,04 мм.
Тестометрический метод стереорентгенограм-метрической съемки использован при обследовании лиц, подвергавшихся по роду работы вибрационному воздействию, и дал возможность выявить изменения в костях или их отсутствие в тех случаях, когда стандартное рентгенологическое обследование оказалось малоинформативным.
Первый опыт применения стереорентгенограм-метрической съемки для изучения перестройки костной ткани у лиц, подвергавшихся воздействию производственной вибрации, показал, что стереорентгенограмметрия относится к методам субмакрорентгенологической диагностики и позволяет судить о тонких рентгеноанатомических и патофизиологических особенностях костной ткани.
Стереорентгенограмметрический метод открывает перспективы прижизненного изучения функциональной и патологической перестройки костной ткани при массовых исследованиях в практике гигиенической оценки вибрационного фактора, а также при моделировании его неблагоприятного воздействия в условиях хронического эксперимента.
Литература
1. Румянцев Г. И. Гигиена труда в производстве сборного железобетона. М., 1966.
2. Черний А. Н. Рентгенотопография. М., 1981.
3. Штерн Б. Н., Назаров Ю. Г. Рентгенодиагностика вибрационных поражений костно-суставного аппарата. Л., 1972.
4. Horvaih F„ Kakosy Т., Rozsahegyi I. — In: X-ray Morphology of Occupational Locomotor Diseases. Budapest, 1980, p. 11—76.
Поступила 19.10.85
УДК 613.865/.867-07.5»
Г. В. Яковлев, Р. П. Юмашева
МОДИФИКАЦИЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Харьковский НИИ охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской
Для определения уровня умственной работоспособности предложен ряд физиологических методик, из которых наибольшее признание получила методика дозирования работы во времени по числовым, буквенным, значковым и фигурным таблицам. Она проста и доступна для школьников любого возраста, требует небольших затрат времени, может одновременно применяться у большого числа учащихся и высокоинформативна. Данная методика позволяет получить показатели работоспособности, адекватно отражающие функциональное состояние ЦНС школьников [1—5].
Наиболее часто для определения умственной работоспособности школьников применяют буквенные таблицы В. Я. Анфимова. При этом используют несколько модификаций, предложенных НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Киевским НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева и др. Однако все эти модификации требуют сложной первичной обработки корректурных таблиц.
Для повышения качества и интенсификации первичной обработки корректурных таблиц В. Я. Анфимова нами использован негатоскоп НС-2МА с усовершенствованиями. К шторке негато-скопа крепится рамка шириной 240 мм и высотой 320 мм. Слева и снизу на нее прикрепляются две линейки с нанесенными цифрами, соответствующими числу рядов и знаков. Параллельно линейкам закрепляются указатели, которые свободно передвигаются вдоль линеек и устанавливаются на числе просмотренных испытуемым рядов и знаков (левый) и на количестве просмотренных знаков в неполной последней строке (нижний). Из непрозрачного пластика или картона изготавливается число транспарантов, соответствующее числу заданий, выполняемых испытуемым в течение одного дня и всей недели. В транспаранте выбиваются круглые отверстия, соответствующие буквам.
Таблицы обрабатывают следующим образом. В рамку вставляют соответствующий заданию транспарант. На него в рамку накладывают корректурную таблицу с выполненным заданием и
включают подсвет от электросети. С помощью подвижных указателей определяют объем выполненной работы. При включении подсвета в таблице загораются только буквы, соответствующие заданию, что позволяет выявить допущенные ошибки и подсчитать их число.
Апробирование данной методики в Харьковском НИИ охраны здоровья детей и подростков им. Н. К. Крупской в течение более 5 лет свидетельствует об увеличении производительности труда в 3—3,5 раза. При этом значительно повышается качество обработки таблиц, уменьшается зрительное напряжение у лиц, занимающихся их первичной обработкой.
Литература
1. Антропова М. В.— Нов. исслед. по возрастной физиологии, 1977, № 1 (8), с. 109—114.
2. Вайнруб Е. М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузки школьников. Авторсф. дне. докт. мед. наук. Днепропетровск, 1971.
3. Г ромбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974, с. 142—150.
4. Примерная программа и методики изучения режима дня, работоспособности и состояния здоровья школьников. М., 1978.
5. Сапожникова Г. М. — Гиг. и сан., 1980, № 2, с. 35—38.
Поступила 01.10.85
Обзоры
УДК 613/.б14-07:657.47.08
Р. М. Хвастунов
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММИРУЕМЫХ МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрнсмана, Москва
В настоящее время среди гигиенистов и представителей других направлений медицины отмечается интерес к применению программируемых микрокалькуляторов (МК). Это обусловлено в значительной степени тем, что использование МК (при имеющихся программах) не требует специальной математической подготовки и овладеть навыком работы с ними может любой специалист с медицинским образованием за 1—2 дня. Не всем известны, однако, возможности программируемых МК, а также литература, посвященная программам, нужным гигиенистам и работникам здравоохранения.
В настоящее время наиболее часто используются МК следующих моделей: «Электроника БЗ-21» (и ее настольные варианты «Электроника МК-46» и «Электроника МК-64»), «Электроника Б3-34» и «Электроника МК-54» (и их настольный вариант «Электроника МК-56»). Появились в продаже МК-52 и МК-61 с расширенными возможностями. Выпуск модели БЗ-21 прекращен, но программы, составленные для этого МК, могут быть реализованы на МК последующих моделей с заменой двух команд КП | и КИП|соответственно на КПО и КИПО (но из числа, находящегося в регистре, единица не вычитается). МК-46 и МК-64 имеют выводы для обработки данных электрических измерений. МК Б3-34 и МК-54 полностью совпадают по своим программным возможностями различаются лишь
оформлением и видом источников автономного питания, которые более удачны у МК-54. Основные сведения обо всех этих МК приведены в табл. 1.
МК-52 и МК-61 по сравненшо с Б3-34 имеют ряд полезных встроенных функций: выделение целой и дробной части числа, выполнение логических операций «и», «или», «не», «исключающее или», датчик случайных чисел. МК-52 имеет, кроме того, устройство объемом 512 регистров, позволяющее хранить информацию (программы) при отключении источника питания. В дальнейшем предполагается выпуск подключаемых к МК модулей, содержащих готовые паке-
та б л и ц а 1
Основные сведения о программируемых МК общего назначения
Характеристика М1< БЗ-21 БЗ-34. МК-54 МК-52, мк-61
Количество регистров запо-
минаемой программы (чис-
ло команд) 60 98 105
Количество регистров памя-
ти для хранения чисел 8 14 15
Число операционных регист-
ров (стеков), включая ре-
гистр индикации 7 4 4
Число встроенных функций 30 51 66