Научная статья на тему 'Модернизированная теория Давида Рикардо (часть 2)'

Модернизированная теория Давида Рикардо (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухов В. А.

В статье приводится ряд аргументов в пользу положения о том, что живой труд и труд машины находятся в равном положении при создании стоимости и прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизированная теория Давида Рикардо (часть 2)»

2. Кузьмина Н.В. Система управления кадровым потенциалом в интегрированных корпоративных структурах: дисс. ... д-ра экон. наук. - М., 2004.

3. Максимова Л.В., Максимов И.С., Дурдыева Е.К. Оценка кадрового потенциала организации: теория и практика // Интеллектуальный потенциал ВУЗов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР. - Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2014.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001.

5. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом [Электронный ресурс] // Управление персоналом. - 2008. - № 8. - Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html.

МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ ТЕОРИЯ ДАВИДА РИКАРДО

(ЧАСТЬ 2)

© Петухов В.А.*

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

В статье приводится ряд аргументов в пользу положения о том, что живой труд и труд машины находятся в равном положении при создании стоимости и прибыли.

Рабочая сила, которую продает наемный работник, является всего лишь одним из огромной массы товаров, продаваемых на рынке. Предприниматель, организуя производственный процесс, покупает массу иных товаров (станки, оборудование и т.д.), в отношении которых он тоже просчитывает, что он купит их по одной стоимости, а они создадут стоимость больше той, которую он заплатил. Разнообразные станки и оборудование в этом отношении находятся в равном положении с рабочей силой. Ведь наемного работника вполне можно рассматривать как «биологический механизм» или «биологическую машину», которая, так же как и всякая иная машина, требует периодической заправки «топливом», «смазкой», требует «сезонного и текущего обслуживания» и т.д.

Если встать на данную точку зрения, то вышеуказанное положение Ри-кардо можно модернизировать и заменить в самом конце слово «труд» на слово «товар». И это положение будет звучать уже так - стоимость товара, или количество всякого другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот товар.

* Ассистент кафедры «Макроэкономика», кандидат экономических наук.

Исходя из этого положения можно утверждать, что вознаграждение, уплаченное за определенный товар (или меновая стоимость, как позже писал Маркс) - в первую очередь это касается активных элементов постоянного капитала (станки, оборудование и т.д.), отличается от стоимости, которую создал этот товар в процессе производства (или, как писал Маркс, потребительной стоимости). Станок и прочий подобный товар может быть куплен за стоимость, например, равную 100 ч., а проработать 150 ч., и создать тем самым прибыль в 50 ч.

Предвижу возражения - как можно сравнивать живого человека с машиной? Отвечаю - я сам работал рабочим на «Уралмаше» (тогда еще г. Свердловск) и в Москве, видел все изнутри, и имею полное право делать такое сравнение.

В самом деле, в производственном процессе наемный работник подобно другим механизмам и машинам осуществляет заранее предписанные функции, работает по графику (пусть и гибкому). Как и всякая иная машина он требует определенных затрат (в виде зарплаты) для продолжения своего нормального функционирования. В данном случае нет ничего сакрального, мистического и сверхестественного в живом труде по сравнению с машинным трудом. (Проявление творческих возможностей при организации производства, а также творчество в иных сферах человеческой деятельности -это уже иная тема). В данном случае живой труд равнозначен с работой машины, и отличается от него по форме, но не по существу.

Следовательно, если вполне уместно сравнить наемного работника с неодушевленной машиной, то значит, что рассуждения Рикардо в отношении наемных работников применимы и в отношении станков, машин, оборудования и т.д. При покупке станка или машины предприниматель руководствуется тем же правилом, что и при покупке рабочей силы - стоимость покупки должна быть ниже стоимости, создаваемая данной машиной в производственном процессе. Или говоря более проще - предприниматель должен работать на машину меньше чем она на него - в ином случае в покупке данной машины нет смысла. Если покупка машины или станка обходится в стоимость, равную 1000 часов рабочего времени, то, если эта машина работает на предпринимателя 1300 часов рабочего времени, - это выгодно и есть смысл в покупке. Но если данная машина работает всего 600 часов рабочего времени, то это предпринимателя уже не устраивает (убыток составит стоимость, равную 400 часам рабочего времени) - окажется, что человек больше работал на машину чем она на него.

Отсюда напрямую следует, что неодушевленная машина тоже создает стоимость - она не только окупает затраты на себя, но и при определенной производительности создает дополнительную стоимость. К подобным машинам следует отнести, по крайней мере, активную часть постоянного капитала - станки, транспорт, оборудование, механизмы, и некоторую часть

пассивных элементов - помещения, цеха, скдады и т.д. Эту дополнительную стоимость (или дополнительную прибыль) можно обозначить как величину р. Говоря иными словами, р-стоимость - это разница между стоимостью, которую станок создает при своей эксплуатации, и стоимостью, которая необходима для нормального воспроизводства станка.

Отсюда следует, что источником прибыли является не только прибыль, созданная живым трудом («биологическими машинами»), но и прибыль, созданная огромной массой разного рода неодушевленных машин. Увеличение капиталовооруженности одного работника ведет в целом к тому, что эта величина р постепенно занимает все большую долю в общей массе прибыли. Здесь уместно задаться вопросом - за счет чего достигается сегодняшний гораздо более высокий уровень жизни по сравнению с тем, что был 100-200 лет назад? По крупному счету из-за того, что тогда на одного человека работало в виде машин всего несколько механических «работников», а сейчас таких механизмов, работающих на человека, стало в сотни и тысячи раз больше. Эти неодушевленные машины создают огромную массу дополнительных благ и услуг и значительное количество дополнительной стоимости (р-стоимости). (Как резонно отметил молодой Маркс в «Коммунистическом манифесте» - буржуазия за неполные сто лет своего господства создала в тысячу раз больше материальных богатств, чем все человечество за всю свою предыдущую историю. За эти неполные сто лет население Западной Европы увеличилось только в разы, а значит, очень весомый вклад в данное развитие внес не только живой труд, но и труд машин - именно благодаря работе машин стало возможно массовое, качественное и весьма дешевое производство огромной массы дополнительных материальных ценностей.)

Для того, чтобы более подробно обосновать положение о том, что различного рода неодушевленные машины способны создавать подобно живому труду стоимость (т.е. окупать затраты и давать прибыль) приведу ряд дополнительных рассуждений:

1. В экономической практике уже очень давно применяется принцип сопоставления предельного дохода (МЯ) и предельных издержек (МС). Если предельный доход (или выручка) больше чем предельные издержки, то это значит, что появляется прибыль, а значит, данное вложение выгодно и его стоит осуществить. Производство выгодно, пока предельный доход будет больше предельных издержек. Такой подход общепризнан и не вызывает возражений. Что подразумевает этот подход? То, что совершенно все равно, куда вкладываются деньги - в наем дополнительного числа работников или в приобретение машин, оборудования, транспорта и т.д. И в том и в другом случае создается дополнительный доход. То есть, повсеместно распространенный практический подход свидетельствует о том, что стоимость создается и живым трудом и неодушевленными машинами, - прибыль создается и живым трудом и неодушевленными машинами.

2. При оценке инвестиционных проектов в мире широко используется методика UNIDO, основанная на анализе денежных потоков с использованием операции дисконтирования. В этой методике сравниваются денежные притоки и оттоки, вызванные данной инвестицией, за различные периоды времени для того чтобы определить в итоге - какой будет сумма полученной прибыли (или убытка). (Также вычисляется и ряд других показателей). Эта методика полностью уравнивает любые виды инвестиций (будь то рабочая сила, станки, оборудование и т.д.). Любая инвестиция может принести прибыль (или убыток), а значит, практика и тут показывает, что и рабочая сила и многие элементы постоянного капитала (станки, оборудование и т.д.) находятся в одинаковых условиях при создании прибыли (убытка).

3. Этот негласный, но подразумеваемый принцип - «машина должна работать на тебя больше чем ты на машину» - широко применяется не только в бизнесе, но и в повседневной практике. Допустим, находясь на природе, вы захотели ненадолго присесть, чтобы передохнуть. Очевидно, что вы потратите на поиск и обустройство места лишь не более нескольких минут, иначе затраты на подготовку места перевесят выгоду от отдыха. Окажется, что вы работали больше на подготовку места для сидения, чем сиденье «работало» на вас. Иное дело, когда вы находитесь у себя дома и собираетесь сидеть на чем-то в течение ряда лет. В таком случае имеет смысл гораздо больше потратиться на хороший стул (или кресло - кто как любит), чем на подготовку одноразового места для сидения, так как этот стул будет работать очень долго, и вполне ясно, что он больше будет «работать» на вас чем вы работали на него.

Другой пример - для того чтобы переночевать пару раз в лесу человек явно не будет строить дом или даже землянку, - он построит шалаш. Но если он собирается ночевать много раз и в течение долгого ряда лет (как например, таежный охотник при своих выходах в тайгу), то явно, что стоит затратить гораздо больше усилий и времени, что поставить охотничью избушку. Другими словами, человек опять же невольно прикидывает в голове - «стоит ли овчинка выделки?», будет ли мое убежище «работать» на меня больше чем я на его создание? Также и на войне - чтобы переночевать один раз солдат тратит относительно немного усилий - достаточно найти простенькую крышу над головой, да охапку соломы, да чтобы не слишком холодно было. Больше усилий и прилагать не стоит, - завтра с утра с этого места он уйдет навсегда. Иное дело, если солдаты находятся на одном месте не только месяц или два, а годы - как, например, финские солдаты на Карельском перешейке в 1941-1944 гг. Тут строятся и просторные землянки, качественно обшитые досками, и ставятся хорошие печи, и бани и т.д. Принцип, указанный выше, работает и тут. Это же верно и в отношении дорог - если вам нужно проехать куда-то несколько раз, то нет смысла тратиться на создание хорошей дороги. Однако если дорога постоянно каждодневно многократно

используется, то хорошие вложения оправданы, т.к. эта качественная дорога вообще-то должна больше «работать» на вас чем вы на нее. Пишу это и вижу дороги, ведущие на немецкие хутора под бывшим Виттенбергом в бывшей Восточной Пруссии, где родился и вырос. По бокам обязательные глубокие канавы для стока воды, полотно дороги выше чем поверхность поля, дорога выложена булыжником, по краям дороги столетние липы, на которых примерно на высоте человеческого роста аккуратные широкие белые полосы. Дорога не петляет, это - прямая линия, а поворот четкий - как пересечение 2-х прямых. Вообще смотреть очень приятно.

При свободе выбора в повседневной жизни при покупке определенного товара (услуги) практически всегда отдается предпочтение недорогому и качественному товару чем дорогому и низкокачественному, потому что в первом случае явно, что товар будет больше «работать» на вас чем вы на него (или, что то же самое - в первом случае разница между выгодой и затратами будет явно больше).

Внимательные читатели могут указать, что в жизни можно встретить случаи в состоятельных семьях, когда дорогое платье приобретается только для одного выхода, когда купленная дорогая машина (машины) практически все время стоит в гараже и т.д. Согласен, что в частной жизни указанный принцип действует в определенной степени размыто, и здесь есть определенная свобода действий, но в данной работе рассматривается в первую очередь сфера бизнеса, где этот принцип проводится ясно и последовательно, - в ином случае фирму ждут убытки и банкротство.

4. Приведу пример из собственной практики. Фирма занимается мебелью и использует сборщиков мебели для сборки корпусной мебели у клиента на дому. Работа эта весьма трудоемкая, т.к. требуется закручивать массу шурупов, винтов, выравнивать шкафы относительно друг друга, ставить карнизы, выравнивать двери и т.д. Сборкой, как правило, занимаются 2 сборщика. Клиент платит за сборку определенную сумму, которая зависит от объема работы. Эта сумма есть не что иное, как стоимость, созданная данными сборщиками. Для простоты предположим, что для сборки требуется 16 часов рабочего времени, т.е., учитывая, что сборщиков двое, каждый трудится 8 часов. Пусть они работают самыми простыми и дешевыми инструментами -отверками разного рода. Однако, очень быстро и предприниматель и сборщики замечают, что весьма выгодно купить и использовать аккумуляторный шуруповерт - например, японской фирмы «Макита» - один сборщик с таким шуруповертом делает объем работ как два сборщика с простыми отвертками. Это превосходный по качеству инструмент и стоит примерно треть месячной зарплаты сборщика. Но работает он 3 года (и по техническим характеристикам и в реальности), потом аккумуляторы выходят из строя (вообще, это характерно для всех аккумуляторов, за исключением очень дорогих литиевых). Выгодно ли применение этого шуруповерта при условии,

что он не время от времени используется при сборке, а постоянно занят, т.к. этого требует сам процесс сборки корпусной мебели? Очевидно, что - да, т.к., работает он 3 года, а расходы на него составляют всего треть месяца, -он создаст дополнительную стоимость (прибыль), равную разнице между рабочим временем, созданным за 3 года и третьей частью месяца. Ясно, что он будет больше работать на вас, чем вы на него. В действительности предприниматель рассуждает несколько по-другому, но в том же ключе - клиент платит за объем работ, а не за количество сборщиков, он платит прежнюю сумму; а так как один сборщик с аккумуляторным шуруповертом выполняет работу 2-х прежних сборщиков, то можно уже в первый месяц платить только одну зарплату плюс стоимость шуруповерта. Две трети зарплаты второго сборщика составят дополнительную прибыль предпринимателя уже в первый месяц. В последующие месяцы дополнительная прибыль будет составлять одну зарплату сборщика. Ясно, что это выгодно.

Из этого примера довольно очевидно, что эта дополнительная стоимость создается аккумуляторным шуруповертом, который работает гораздо больше рабочего времени и создает гораздо больше стоимости, чем стоимость, по которой он был приобретен.

(Примечание. Если же собирается мебель, состоящая из крупных готовых блоков, которые легко соединяются и требуют минимума винтовых соединений, то приобретение хорошего аккумуляторного шуруповерта под большим вопросом - ведь почти все время, когда идет сборка подобной мебели, он будет бездействовать. Стоимость, создаваемая им будет весьма небольшая, и вполне может оказаться, что за 3 года он вряд ли окупит себя. Но выгодным вариантом может оказаться приобретение гораздо более дешевой электрической отвертки, полезной для мелких регулировок, - например, фирмы «Bosch». Цена данной отвертки равна примерно дневной зарплате сборщика. И в этом случае сравниваются затраты и получаемая выгода -отвертка в процессе сборки работает мало, но это может быть выгодно, т.к. затраты на нее невелики).

* * *

Итак, если следовать духу рикардианского анализа, то каким образом стоимость машин, механизмов, оборудования и т.д. будет влиять на прибыль и норму прибыли? Если наемный работник в данном вопросе подобен «биологическому механизму», то эта стоимость будет влиять по существу так же как и затраты на рабочую силу, т.е. при производстве дополнительной единицы продукции доля прибыли в этом предельном продукте (а значит и норма прибыли) будет постепенно падать, потому что с развитием общества производство добавочных машин и механизмов из-за истощения природных ресурсов требует все больших затрат труда.

Однако, это движение нормы прибыли приостанавливается (и она движется вверх) через определенные промежутки времени благодаря разного рода изобретениям, усовершенствованиям, новым технологиям, которые позволяют сберечь часть труда, требовавшегося ранее, и таким образом снизить цену применяемых средств производства. Таким образом, волнообразные колебания нормы прибыли, описываемые Рикардо при анализе живого труда, существуют и при применении различных средств производства (машин, станков и т.д.). Данное положение довольно подробно разработано в моей диссертации [1].

(Примечание: В качестве примера колебаний нормы прибыли из-за истощения природных ресурсов можно привести добычу природного газа. Сначала, естественно, разрабатываются наиболее богатые и легкодоступные месторождения. Но постепенное истощение данных месторождений ведет к росту затрат на каждую дополнительную тысячу кубометров газа, а также к необходимости переходить к разработке менее богатых и менее доступных месторождений, что также увеличивает долю затрат в производстве дополнительной единицы продукции. Доля прибыли в стоимости дополнительной единицы продукции будет падать. Тут действует широко известный принцип убывающей доходности, который применяется ко всем факторам производства, что между прочим, довольно отчетливо свидетельствует о том, что и «биологический механизм» и неодушевленная машина находятся в равном положении при производстве прибыли. Однако если начинают применяться новые, более эффективные технологии (как, напрмер, добыча сланцевого газа методом гидроразрыва в США) или же открываются новые богатые и довольно легко доступные газовые месторождения, то норма прибыли в стоимости дополнительной единицы продукции начинает расти.)

Хочу еще раз обратить внимание на то, что исходя из данного рикарди-анского подхода производительность труда трактуется не как величина реального ВВП, приходящаяся на душу населения, а как доля расходов (затрат) в стоимости предельного продукта [2] - т.е. при росте производительности уменьшаются затраты на производство жизненных средств, потребляемых наемными работниками, и средств производства, и эта доля расходов уменьшается, а доля прибыли растет, и наоборот.

Из этих рассуждений вытекают 2 следствия, которые, чтобы не утяжелять изложение, даны в Приложении 1.

Список литературы:

1. Петухов В.А. Особенности экономических циклов в условиях глобальных технологических сдвигов [Электронный ресурс]: дисс. ... канд. экон. наук: спец. 08.00.01 / В.А. Петухов. - М.: РГБ, 2013. - 192 с.

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо // Антология экономической классики / Предисл. И.А. Столярова. - М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. - 475 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.