Научная статья на тему 'Модернизация здравоохранения Республики Дагестан'

Модернизация здравоохранения Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
353
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РЕГИОНА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сагидов Ахмед Казбекович

Анализируя тенденции развития здравоохранения региона последних лет становится очевидным, что без решения большого количества накопившихся в этой отрасли проблем институционального характера невозможен выход на принципиальной новый уровень развития. Так называемая «технологическая» модернизация здравоохранения республики без соответствующей институциональной базы оказалась не достаточно эффективной и не привела к решению ключевых проблем, стоящих перед ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация здравоохранения Республики Дагестан»

Модернизация здравоохранения Республики Дагестан

Аннотация: Анализируя тенденции развития здравоохранения региона последних лет становится очевидным, что без решения большого количества накопившихся в этой отрасли проблем институционального характера невозможен выход на принципиальной новый уровень развития. Так называемая «технологическая» модернизация здравоохранения республики без соответствующей институциональной базы оказалась не достаточно эффективной и не привела к решению ключевых проблем, стоящих перед ней. Ключевые слова: здравоохранение региона, институциональная модернизация здравоохранения, система здравоохранения, система обязательного медицинского страхования.

Sagidov A.K. Institutional problems of health of the Republic of Dagestan

Abstract: Analyzing trends in health care in the region last years it becomes obvious, that without the decision of a large number of backlog in this industry problems of an institutional nature cannot be output at basic a new level of development. So-called «technological» modernization of health of the republic without the institutional framework was not effective enough and has not led to addressing key challenges facing it.

Key words: health of the region, the institutional modernization of the healthcare system, healthcare system, a system of compulsory medical insurance.

Здравоохранение Российской Федерации в современных условиях претерпевает институциональные изменения и испытывает большинство проблем, присущих современной российской действительности. Институциональные изменения выступают неотъемлемой частью модернизационных процессов, проходящих в отрасли здравоохранения, и являются в том или ином смысле их базисом, гарантией, что модернизация будет совершена комплексно, трансформации будут носить глубокий характер, а не имитационную форму, как часто происходило в истории нашей страны.

Республика Дагестан выделяет вопросы здоровья населения и развития здравоохранения в числе главных приоритетов стратегии своего развития [1, с. 124].

На современном этапе развития становится очевидным, что без институциональных преобразований системы здравоохранения Республики Дагестан, невозможно добиться эффективной реализации задач модернизации отрасли. Т.е. только за счет значительных финансовых вливаний, без детальной проработки законодательной и нормативно-правовой основы, выйти на новый уровень развития не удастся [2, с. 90].

Современное здравоохранение можно рассматривать как социальный институт, прошедший путь длительного саморазвития, представляющий широкую систему частных и государственных предприятий (частная практика, поликлиники, больницы, диспансеры, санитарно-эпидемические центры, аптеки и другие), которые оказывают весь комплекс услуг, связанных с лечением. Институциональное развитие в сфере здравоохранения представляет собой процесс формирования идей, концепций, нормативно-правового обеспечения, программ и механизма качественного преобразования и развития отрасли здравоохранения.

Идентификация системы здравоохранения на основе институционального подхода позволяет выделить ряд институциональных признаков, которые предлагается разделить на базовые (характерные для всех институтов - организаций) и специфические (отражающие особенности системы здравоохранения). Специфические признаки рассмотрены в таблице 1.

Существующая в настоящее время в России система государственного финансирования здравоохранения находится в положении достаточно устойчивого, но неэффективного институционального равновесия. Субъекты внутри отрасли здравоохранения заинтересованы в большей мере в сохранении этой системы, чем в ее модернизации. Серьезные изменения могут произойти лишь под сильным внешним давлением со стороны руководителей органов власти на федеральном и региональном уровнях. Сила же внешнего давления будет зависеть, в свою очередь, от степени недовольства населения степенью доступности и качеством медицинской помощи и оценки потенциального влияния этого недовольства на электоральное поведение.

Сагидов Ахмед Казбекович

К.э.н., н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН Г. Махачкала [email protected]

Таблица 1.

Институциональная среда здравоохранения и факторы, определяющие ее изменения

№ Уровень Органы, курирующие сектор здравоохранения Факторы, определяющие ее изменения

1 Мировой ВОЗ и ЕОЗ и их отделения - политика здравоохранения; - медицинские технологии; - международные стандарты в области здравоохранения - международные нормы и правила в сфере здравоохранения

2 Государственный Федеральные органы здравоохранения - экономическая и социальная политика в области здравоохранения; - международное сотрудничество; - инфраструктура здравоохранения - образования и наука

3 Региональный Региональные органы здравоохранения - демографическая ситуация; - уровень жизни населения; - менталитет народа; - уровень заболеваемости и пр.

Можно предполагать, что экономический рост, увеличение занятости и доходов населения будут повышать для значительной части населения ценность здоровья и усиливать электоральную значимость состояния здравоохранения и возможностей доступа к качественной медицинской помощи. Учет этого фактора заставит органы исполнительной и представительной власти оказывать более сильное давление на субъекты системы финансирования здравоохранения, побуждая их к реальным преобразованиям и контролируя их ход.

Соответственно декларировать в качестве стратегической задачи реформирования системы финансирования здравоохранения следует обеспечение большей доступности медицинской помощи для населения. Если же в качестве цели реформы декларируется повышение эффективности системы здравоохранения, это не явится для субъектов системы финансирования достаточным мобилизующим фактором к активным модернизационным действиям.

Достижение сбалансированности гарантий и их финансового обеспечения, реструктуризация сети ЛПУ, внедрение врачей общей практики, модернизация системы ОМС будут выступать не самоценными направлениями реформы, которыми они фактически предстают в существующих стратегических документах, а средствами решения задачи повышения доступности медицинской помощи для населения и осуществляемыми в той мере и теми способами, которые именно эту задачу непосредственно решают.

Современной модели ОМС присуща низкая экономическая эффективность, обусловленная такими системными противоречиями как несоответствие фактической и расчетной стоимости услуг, ограниченность в возможностях использования страховых принципов в экономической деятельности страховых медицинских организаций в процессе формирования страхового фонда, отсутствие в ЛПУ достаточных финансовых стимулов в повышении качества услуг и индикаторов здоровья населения и

др.

Кроме того, необходимо более четкое определение обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Нужно установить объемы медицинской помощи не только в целом по региону, но и определить конкретный состав медицинских услуг и лекарственного обеспечения, бесплатное предоставление которых государство гарантирует гражданам в случае разных видов заболеваний. Это должны быть медико-экономические стандарты, определенные по каждой нозологии и отражающие не желаемый, а экономически возможный для государства при реальных размерах финансирования здравоохранения уровень оказания медицинской помощи. Нужно четко определить состав медицинской помощи, который государство может действительно бесплатно предоставить сейчас всему населению в рамках системы ОМС. Этот пакет услуг должен быть сбалансирован с выделяемыми государством на его выполнение средствами.

Состав видов медицинской помощи, включаемый в базовую программу ОМС, может оказаться при этом более узким в сравнении с существующей программой. Но это будет полностью сбалансированная с финансовыми ресурсами программа. При этих условиях и при усилении контроля за порядком оказания бесплатных и платных медицинских услуг может быть обеспечена доступность гарантируемого в системе ОМС пакета медицинских услуг и лекарственной помощи для всех граждан. Медицинская помощь, включенная в программу ОМС, действительно станет предоставляться населению бесплатно и на приемлемом уровне качества.

Необходимо также развивать механизмы альтернативного выбора условий получения медицинской помощи, обеспечивающие повышение доступности медицинских услуг высокого качества для семей, готовых затратить на это дополнительные средства из своего бюджета. В числе таких механизмов следует в первую очередь указать на разрешение добровольного выхода из системы ОМС с частью взносов при условии заключения договоров добровольного медицинского страхования.

В рамках модернизации существующего порядка финансирования здравоохранения предусматривается перевод здравоохранения и ОМС на преимущественно страховые принципы. Несмотря на противоречивость данного процесса в части сбалансированности финансовых ресурсов, формируемых из различных источников, необходимо отметить позитивность превращения страховых медицинских организаций в реально экономически-заинтересованных субъектов, защиты прав граждан и эффективного использовании финансовых ресурсов.

Еще одной важной институциональной проблемой развития здравоохранения региона является повышение инвестиционной привлекательности системы здравоохранения Республики Дагестан [3, с. 341], которая позволит обеспечить снижение смертности от управляемых причин, повышение рождаемости, улучшение качества медицинской помощи, увеличение продолжительности жизни и экономию бюджетных средств. Этой задачей обусловлена необходимость развития механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении.

К основным проблемам, стоящим на пути активного развития механизмов ГЧП в здравоохранении относятся отсутствие понятия ГЧП в медицинском законодательстве; профессиональных стандартов деятельности медицинских работников; ясности, кто конкретно должен быть партнером бизнеса - муниципалитеты, региональные власти или федеральный центр; сбалансированности госпрограммы гарантий оказания медицинской помощи гражданам. Интерес бизнеса к ОМС существует только в одном аспекте - привлечь к себе платежеспособное население и работать с ним в частной клинике.

Благодаря ГЧП в выигрыше окажутся как государство и частные партнеры, так и общество в целом. Партнерство позволит: снизить потребность в бюджетном финансировании на реализацию проектов модернизации инфраструктуры; получить возможность использовать необходимые объекты в кратчайшие сроки, несмотря на дефицит бюджетного финансирования; повысить доступность и улучшить качество медицинских услуг гарантированных государством. В результате увеличения объемов финансовых потоков системы здравоохранения, благодаря введению ГЧП, позволит сформировать значительные финансовые потоки, соответствующие потребностям финансового обеспечения охраны здоровья населения.

В целом, несмотря на недостатки современной системы здравоохранения страны, необходимо отметить, что в последние годы были предприняты значительные шаги по институциональной модернизации этой сферы, созданы определенные предпосылки для дальнейшего институционального развития этой отрасли.

С целью оптимизации функционирования механизма финансирования системы здравоохранения происходит поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения через ОМС, проводится ежегодная конкретизация объемов государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, выравниваются финансовые позиции реализации территориальных программ государственных гарантий, осуществляется лекарственное страхование. Модернизированная структура финансового механизма системы здравоохранения должна способствовать привлечению дополнительных источников и объемов финансовых ресурсов на базе использование инструментов ГЧП, ДМС и частного финансирования, и ориентирована на результат.

Дальнейшая реализация стратегических мер по институциональному преобразованию системы здравоохранения Республики Дагестан, в частности системы управления и организации финансирования, в конечном итоге позволит повысить рациональность расходования и без того ограниченных

ресурсов и будет способствовать достижению ключевых целей функционирования системы здравоохранения в будущем. Гипотетически для устойчивого роста объёма и качества услуг здравоохранения предлагаются [4, с. 122] следующие меры:

- лизинг новейшего медицинского оборудования;

- институт внедрения новейших медицинских технологий;

- переход на рейтинговую оплату учреждений и персонала по количеству и качеству оказанных услуг клиентами за счет собственных средств и механизма ваучеров, предоставляемых соответствующими страховыми фирмами ФОМС.

Литература

1. Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Сагидов А.К., Хаджалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей редакцией Ш.К. Кутаева - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 392 с.

2. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. - Махачкала. - 2012. - № 3. - с. 88-91.

3. Сагидов А.К. Стратегические направления развития и модернизации системы здравоохранения региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала. - 2012. - № 4. - с. 338-342.

4. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы Республики Дагестан // Вестник ДНЦ РАН, ISSN 1684-792Х - 2012, № 47, с. 116-126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.