Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе'

Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1589
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе»

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Основные направления совершенствования здравоохранения

в регионе

18.

Аннотация: Современное состояние системы здравоохранения как страны в целом, так и региона в частности требует кардинальных изменений, которых невозможно добиться реализацией одних лишь национальных проектов. На данном этапе большие надежды возлагаются на программу модернизации здравоохранения страны, которая рассчитана на 2011-2012 годы. Результатом реализации этой программы должно стать повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развитие профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирование здорового образа жизни при одновременном повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли.

Ключевые слова: здравоохранение, модернизация здравоохранения, информатизация здравоохранения, инновационное развитие здравоохранения, система обязательного медицинского страхования

Sagidov A.K. The basic directions of perfection health in the region

Abstract: The current state of the health system as the whole country and the region in particular, requires fundamental changes, which cannot be achieved alone implementation of national projects. At this stage, great hopes are placed on the program of modernization of the country's health care, which is designed for 20112012. The result of this program should be to improve the availability and quality of care for the general population, the development of preventative health care institutions, and promoting a healthy lifestyle while improving the efficiency of utilization of financial, material and human resources industry.

Keywords: health care, upgrade health, informatization of health, an innovative health development, system of compulsory health insurance.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи [1].

Проблема совершенствования здравоохранения региона и приведение его в соответствие с современными стандартами оказания медицинской помощи населению в долгосрочной перспективе также является одним из основных направлений «Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года». Согласно мировой практике, «человеческий потенциал» является ключевым условием экономического роста и общественного развития и существенную роль в его создании играет состояние современной службы здравоохранения. Именно поэтому сложно переоценить роль отрасли здравоохранения в социально-экономическом развитии региона.

Необходимо отметить, что за последние годы в системе здравоохранения Республики Дагестан произошли значительные качественные изменения, в том числе развитие материально-технической базы, улучшение оснащенности лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием, повышение качества подготовки медицинского персонала. Эти положительные изменения связаны с реализацией в регионе приоритетного национального проекта «Здоровье», республиканских целевых программ в сфере здравоохранения. Особая роль в улучшении ситуации в здравоохранении в регионе возложена на программу модернизации здравоохранения Республики Дагестан, которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на модернизацию здравоохранения Республики Дагестан [2].

Сагидов Ахмед Казбекович

к.э.н, н.с ИСЭИ ДНЦРАН

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

Определяющими факторами в эффективном функционировании системы здравоохранения являются:

1. совершенствование организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам (в рамках программы государственных гарантий);

2. развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающее финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

3. наличие в необходимом объеме квалифицированных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением.

Так как вышеперечисленные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, результатом модернизации здравоохранения, проводимой в нашей стране должно явиться развитие каждого из них и всей системы в целом. Целью модернизации российского здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирования здорового образа жизни при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли.

Перед Программой модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2012 годы стоят следующие основные задачи:

1. Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе текущий и капитальный ремонт государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования.

2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение, в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, повсеместное внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде.

3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

В современных условиях основными направлениями модернизации системы здравоохранения являются совершенствование финансово-экономического механизма, научная организация оказания медицинского помощи населению, включая использование принципов доказательной медицины и математическое моделирование процессов формирования общественного здоровья и деятельности лечебно-профилактических учреждений, формирование личностных установок людей в пользу здорового образа жизни и восприятия здоровья как важнейшей жизненной ценности [3].

В рамках реализации программы модернизации здравоохранения Республики Дагестан необходимо завершить переход на систему обяза-тельного медицинского страхования путем преодоления двойственности каналов финансирования медицинских учреждений (из бюджетов и фон-дов ОМС), кроме того некоторые лечебно-профилактические учреждения получают фактически двойное финансирование. В настоящее время система ОМС аккумулирует лишь около 40% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения. В финансировании больничных учреждений следует внедрить механизм оплаты медицинской помощи по нормативам на законченные случаи лечения в пределах согласованных объемов медицинской помощи. Страховое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений предпочтительно осуществлять на основе нормативного подушевого финансирования. Необходимым условием формирования новой модели ОМС является реформирование системы государственных гарантий оказания медицинской помощи - четкое определение меры государственных обязательств в отношении бесплатной медицинской помощи.

Задачами развития здравоохранения являются:

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

• создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;

• переход на современную систему организации медицинской помощи;

• конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

• создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;

• улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

• повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

• развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

• информатизация здравоохранения.

В соответствии с результатами анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также для достижения поставленных целей предлагаются мероприятия по следующим направлениям:

1. Формирование здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.

2. Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью.

Качественная медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг, эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины. Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:

• конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной ме-дицинской помощи;

• стандартизация медицинской помощи;

• организация медицинской помощи;

• обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;

• осуществление единой кадровой политики;

• инновационное развитие здравоохранения;

• модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;

• информатизация здравоохранения. Реализация Концепции будет происходить поэтапно:

На первом этапе (2009-2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.

В рамках первого этапа реализации Концепции также будут осу-ществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высоко-

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале эффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.

Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта «Здоровье» по следующим направлениям:

• формирование здорового образа жизни;

• развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской профилактики;

• совершенствование специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях, включая сердечнососудистые, онкологические, комбинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

• развитие службы крови;

• совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

На втором этапе реализации Концепции (2016-2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой меди-цинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Литература:

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Феде-рации до 2020 г.

2. Программа модернизации здравоохранения Республики Дагестан на 2011-2012 годы. 2011, 385 с.

3. РосМедСтрах [Электронный ресурс]. http://www.rosmedstrah.ru/articles.php?show=1&id=512&offset=20&theme=9.

4. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // РППЭ, ISSN 18127096, 2011, №4, с.248-254

5. Кутаев Ш.К. Совершенствование организационных форм регулирования рынка труда // Региональные проблемы преобразования экономики. - Махачкала, 2011. - №1. - С. 272-277.

6. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения: система показателей и методика оценки // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. №1. - с. 241-228

7. Абдулманапов П.Г. Типология районов Республики Дагестан по параметрам рождаемости // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - №3., с. 182-188

8. Гимбатов Ш.М. Проблемы экономического развития в мультиэтничных регионах // Региональные проблемы преобразования экономики. № 4, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.