СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ
САГИДОВА.К.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА
В статье рассматриваются основные факторы, определяющие эффективное функционирование отрасли здравоохранения Республики Дагестан, а также стратегические цели и задачи ее развития. Определены основные направления модернизации и совершенствования региональной системы здравоохранения на современном этапе и в долгосрочной перспективе, реализация которых должна сформировать эффективную и современную систему здравоохранения.
БАОЮОУА.К.
STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM OF THE REGION
The article considers the main factors that determine the effectiveness and effective functioning of the health care industry of the Republic of Dagestan, as well as the strategic goals and tasks of its development. Defines the main directions of modernization and improvement of the regional health system at the present stage and in the long term, the implementation of which should create an effective and modern system of health care.
Ключевые слова: система здравоохранения, модернизация системы здравоохранения, территориальная программа государственных гарантий, информатизация здравоохранения, инновационное развитие здравоохранения.
Keywords: healthcare system, modernization of the healthcare system, the territorial program of the state guarantees, informatization of healthcare, innovative progress of healthcare.
Задачи превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктуют новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов общества, возникают новые медицинские и социальные технологии, связанные с изменениями в демографической структуре населения. С другой - благодаря развитию медицинских технологий существенно повышаются возможности медицинских служб реально влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют
значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые в развитых странах [2].
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
❖ совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);
❖ развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
❖ наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.
Так как вышеперечисленные факторы являются взаимозависимыми и взаимоопределяющими, результатом модернизации здравоохранения, проводимой в нашей стране должно явиться развитие каждого из них и всей системы в целом. Целью модернизации российского здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирования здорового образа жизни при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли [3].
Основной целью совершенствования системы здравоохранения Республики Дагестан, в том числе и в долгосрочной перспективе, является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности, качества медицинской помощи и развития профилактической направленности в здравоохранении путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинской помощи, соответствующей уровню заболеваемости, потребностям населения, современному развитию медицинской науки и эффективному использованию имеющихся ресурсов [1].
Для достижения этих стратегических целей необходима модернизация системы здравоохранения региона по следующим направлениям:
1. Повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи.
Для реализации этого направления необходимо повысить доступность амбулаторно-поликлинической помощи, диагностических и лечебно-профилактических услуг для пациентов, а также доступность фармацевтических услуг населению. Кроме того, необходимо повышать информированность населения о медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий.
2. Модернизация системы финансового обеспечения оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Основная роль в совершенствовании системы финансового обеспечения оказания гражданам бесплатной медицинской помощи отводится предстоящему уже в ближайшее время, а именно в 2013 году, внедрению принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС. Переход на одноканальное финансирование должен обеспечить выравнивание финансовых условий реализации программ государственных гарантий в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения. Например, оплата первичной медико-санитарной помощи будет проводиться таким образом, чтобы стимулировать повышение профилактической направленности первичной медико-санитарной помощи. Оплата стационарной помощи должна производиться в соответствии с едиными тарифами по конкретному заболеванию или диагностически связанной группе заболеваний. Подразделения экстренной помощи и маршрутизации больных должны оплачиваться за каждый вызов и за каждого больного по дифференцированным тарифам, в зависимости от сложности случая и в соответствии со стандартами медицинской помощи.
3. Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Это означает, что структура программы государственных гарантий должна содержать:
❖ минимальный размер подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
❖ нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
❖ подушевые нормативы объемов медицинской помощи по видам;
❖ минимальные значения критериев оценки качества и доступности медицинской помощи;
❖ источники финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Республики Дагестан;
❖ объем государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в части видов, порядка и условий оказания медицинской помощи;
❖ порядок оценки эффективности исполнения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
❖ ответственность за неисполнение показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Мониторинг реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной основе, при этом информация о выполнении территориальной программы государственных гарантий (ТПГГ) в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицин-
ской помощи на последующие периоды. Кроме того, финансовые показатели ТПГГ должны быть увязаны с качественными.
4. Повышение эффективности системы управления здравоохранением.
С целью реализации этого направления необходимо осуществить:
1) Внедрение экономически эффективных механизмов управления государственной системой здравоохранения, в том числе:
❖ организация конкуренции между медицинскими организациями всех форм собственности по критерию качества реализации государственного заказа;
❖ внедрение конкуренции между страховыми медицинскими организациями (СМО), основанной на объективных критериях;
❖ внедрение системы оплаты труда медицинских работников в зависимости от качества и объема оказанной медицинской помощи;
❖ построение системы рейтингов медицинских организаций по результатам деятельности.
2) Расширение прав и самостоятельности руководителей государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в управлении ЛПУ;
3) Разработку регламента принятия управленческих решений в системе здравоохранения с учетом показателя экономической эффективности и результативности предлагаемых мероприятий.
5. Стандартизация медицинской помощи.
Одним из основных факторов создания системы качественной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях. Стандарты медицинской помощи разрабатываются в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации.
Создание стандартов медицинской помощи позволит рассчитать реальную стоимость медицинских услуг, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ, обосновать подушевые нормативы финансирования и оптимизировать варианты реструктуризации сети учреждений здравоохранения.
6. Развитие системы организации медицинской помощи.
Модернизация объектов медицинской инфраструктуры должна происходить в направлении снижения объема коечного фонда и создания на высвободившихся площадях палат повышенной комфортности и дневных стационаров, обновления технической базы, реализации рациональных походов к процессам профилактики заболеваний, внедрения эффективных механизмов экономического стимулирования организаций здравоохранения и их сотрудников.
Развитие системы организации медицинской помощи в Республике Дагестан должно проходить по следующим направлениям:
1) Развитие первичной медико-санитарной помощи.
Развитие первичной медико-санитарной помощи должно происходить в направлении приоритетного обеспечения населения прикрепленной территории, прежде всего, здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью.
2) Оптимизация коечного фонда.
Совершенствование медицинской помощи, предоставляемой в условиях стационара должно осуществляться в направлении оказания эффективной помощи больным, нуждающимся в контроле и коррекции жизненно важных функций, проведение диагностических и лечебных мероприятий, требующих круглосуточного наблюдения за больными.
3) Совершенствование организации медицинской помощи матери и детям.
4) Развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
5) Совершенствование системы сельского здравоохранения.
7. Улучшение лекарственного обеспечения населения.
Одним из существенных направлений повышения доступности медицинской помощи является возможность удовлетворить потребности всех пациентов в качественных лекарственных средствах в соответствии с утвержденными стандартами лечения. Доступность лекарственных средств определяется наличием препаратов на фармацевтическом рынке и их экономической доступностью, то есть ценовым регулированием и компенсацией затрат населения на лекарственные средства через систему обязательного медицинского страхования. Недостаточный уровень обеспечения качественной медицинской помощью и лекарственными средствами на фоне неконтролируемого отпуска рецептурных препаратов и низкой культуры потребления лекарственных средств населением интенсифицируют самолечение граждан, приводящее к увеличению длительности временной нетрудоспособности, снижению производительности труда, а также сокращению продолжительности жизни населения.
8. Повышение квалификации медицинских кадров.
Низкий уровень квалификации медицинских кадров в последнее время стал одной из наиболее актуальных проблем системы здравоохранения Республики Дагестан. Решение этой проблемы является одним из приоритетов развития и модернизации этой отрасли.
9. Информатизация здравоохранения.
Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Республики Дагестан на основе мониторирования и анализа показателей качества медицинской помощи.
Целью информатизации системы здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения, органами управления здравоохра-
нением субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.
В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи, которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления отраслью.
10. Инновационное развитие здравоохранения.
Совершенствование медицинской помощи населению возможно лишь при условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в медицинскую практику. Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий и лечебных субстанций, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.
Инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения и медицинской науки, планирование научных медицинских исследований в зависимости от потребностей здравоохранения, активное внедрение научных результатов в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений.
Для обеспечения перехода здравоохранения на инновационный путь развития необходимо повысить уровень оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием, уровень подготовки и повышения квалификации медицинских кадров; создать условия для эффективного внедрения в медицинскую практику результатов научно-технической деятельности; обеспечить переход практического здравоохранения на стандарты оказания медицинской помощи населению, на новые формы организации и финансирования деятельности медицинских организаций.
Для этого необходимы, с одной стороны, концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов медицинской науки на решении приоритетных задач отечественного здравоохранения, с другой - модернизация и переоборудование учреждений здравоохранения и подготовка квалифицированных специалистов. Таким образом, будут созданы условия для внедрения в практику новых форм организации медицинской помощи населению, для перехода всех уровней системы здравоохранения к стандартизации медицинской помощи, а также создания конкурентного рынка медицинских услуг на основе внедрения в практику здравоохранения конкурентоспособных результатов медицинских научных исследований.
Инновационное развитие потребует привлечения значительного количества бюджетных средств, вместе с тем, внедрение результатов научных исследований в практическое здравоохранение даст сильный импульс для повышения качества медицинской помощи.
В целом, реализация всех направлений по модернизации и совершенствованию здравоохранения региона должна привести к формированию системы здравоохранения, позволяющей оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов, с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан в долгосрочной перспективе.
_Литература_
1. Абдулманапов П.Г., Багомедов М.А., Гимбатов Ш.М., Кутаев Ш.К., Саги-дов А.К., Хаджалова Х.М. Социальные аспекты обеспечения экономической безопасности региона / Под общей редакцией Ш.К. Кутаева - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2011. - 392 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Минэкономразвития, 2008.
3. Сагидов А.К. Основные направления совершенствования здравоохранения в регионе // Вопросы структуризации экономики. - Махачкала, 2012, № 3. - с. 87-90.